Б.И. Шевченко, М.В. Савинова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ: МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ
В статье рассмотрена сущность международной промышленной кооперации, определены основные тенденции ее дальнейшего развития в условиях глобализации мировой экономики. Анализируются проблемы и перспективы промышленной кооперации в России, возможность ее дальнейшего взаимодействия с ключевыми субъектами мирового рынка.
Ключевые слова: международная промышленная кооперация, объекты промышленной кооперации, особенности международной промышленной кооперации, конкурентоспособность российской промышленности, кооперация с зарубежными компаниями, «технический барьер», приоритеты промышленной политики, технологическая стратегия России.
В современной мировой экономике международная промышленная кооперация - это наиболее распространенный вид международных производственно-технических связей зарубежных фирм. Ее суть состоит в том, что самостоятельные производители разных стран (объединенные и не объединенные единым титулом собственности) в результате осуществления на договорной основе совместной деятельности создают отдельные виды продукции, имеющей строго адресное назначение и составляющей элементы конечной продукции.
Объектами промышленной кооперации могут быть технологические процессы, машиностроительная продукция, автоматизированные системы управления и др. При этом кооперация бывает трех видов: предметная (выпуск готовых машин одной отрасли - внутриотраслевая и выпуск машин разных отраслей - межотраслевая), подетальная (производство деталей, узлов, агрегатов), технологическая (выполнение отдельных технологических процессов).
© Шевченко Б.И., Савинова М.В., 2009.
Особенностью кооперационных соглашений является организация производства объекта новой техники совместно с партнером. Производственно-кооперационные отношения позволяют шире использовать преимущества прогресса, снижения издержек производства и повышения эффективности производственных процессов, устанавливать долговременные производственно-технические связи с ведущими промышленными предприятиями данной отрасли, выпускать конкурентоспособную продукцию.
Правовой основой промышленной кооперации является соглашение (или договор) о разработке нового вида продукции, его кооперированном производстве и согласованном сбыте, заключаемое обычно на 5-летний период, и контракты купли-продажи кооперированных узлов и деталей, а также кооперированной продукции.
Международная кооперация способствует увеличению производительности труда и освоению капиталоемкой продукции, требующей огромных финансовых затрат, тем самым позволяя реализовать крупные экономические задачи, что крайне сложно или вовсе невозможно решить без объединения усилий предприятий нескольких стран.
Предприятия в международной кооперации находят источник увеличения доходов от экспорта продукции, сокращения издержек производства. Общим интересом всех стран является развитие производственной инфраструктуры: шоссейных и железных дорог, каналов, водохранилищ, морских и авиационных портов, энергетического хозяйства, связи, водоснабжения, общего и профессионального образования, науки, здравоохранения.
Глобализация экономики и международной торговли все больше идет по пути производственно-технологической кооперации предприятий транснациональных компаний (ТНК) с использованием производственных факторов и конкурентных преимуществ предприятий других стран, особенно международной специализации производства (МСП) как наиболее динамичной и инновационной части бизнеса. Треть мировой торговли и 60% торговли готовой продукцией осуществляется сегодня на базе соглашений о специализации и промышленной кооперации, в первую очередь внутриотраслевой.
При этом роль международной торговли характеризуется уже не столько межстрановыми сделками на поставку энергоносителей, сырья и готовых изделий, сколько сферой обмена материалами, компонентами и узлами между участниками глобального производства.
Кооперация стала основой создания за последние десятилетия современной экономики во многих развивающихся странах, изве-
стных как новые индустриальные страны. Встраиваясь в эту систему, многие развивающиеся страны смогли в течение последних двух-трех десятилетий уйти от сырьевой зависимости и развить экспортно ориентированное производство товаров и услуг, в том числе высокотехнологичных, существенно увеличить свою долю в мировом экспорте и занять достойное место в международном сообществе.
Международная промышленная кооперация на фоне дальнейшего обособления и специализации отдельных производств, стадий технологических процессов и появления новых технологий, основанных на передовых достижениях науки, превратилась в последние десятилетия в один из важнейших видов внешнеэкономической деятельности, имеющий свои специфические особенности, формы развития и методы сотрудничества. Основные особенности международной промышленной кооперации:
- долгосрочность, стабильность и регулирование взаимоотношений между партнерами;
- наличие совместной производственной программы на основе применения единых технических норм и стандартов качества, согласования объема, ассортимента и ритмичности производства и поставок;
- договорная основа, регулирующая весь комплекс взаимоотношений кооперантов;
- тесное переплетение с другими формами внешнеэкономической деятельности, прежде всего с внешней торговлей, по каналам которой осуществляются связи кооперантов, а также с международным инвестиционным сотрудничеством, когда международная промышленная кооперация осуществляется в форме создания совместных предприятий.
Экономическая эффективность международной промышленной кооперации измеряется общей экономией издержек производства на единицу готовой продукции путем привлечения специализированных партнеров. Применение различных форм международной промышленной кооперации может давать фирмам-кооперантам экономические преимущества не только за счет удешевления конечного продукта на основе кооперации со специализированными партнерами. Выгодность использования кооперационного сотрудничества в современном производстве определяется также ролью кооперации как «новой производительной силы», порождаемой оптимальным сложением нескольких сил в единый комплекс. Одна, даже самая мощная фирма, не в состоянии решать в современных условиях научно-технической революции всю совокупность сложнейших задач по разработке и созданию в сжатые сроки принципи-
ально новых видов продукции. Подобные задачи можно быстрее и эффективнее решать путем концентрации возможностей двух или нескольких специализированных фирм с учетом их производственного и научно-технического потенциала. Расчеты показывают, что международные соглашения о кооперации в среднем на 14-20 месяцев сокращают сроки налаживания производства по сравнению с организацией его собственными силами, на 50-70% снижают стоимость освоения производства.
Эффективность международных кооперационных поставок и их возрастающее применение и привлекательность связаны также с действием другого экономического фактора - высоким разрывом в уровне ввозных пошлин на комплектующие изделия и готовую продукцию во многих государствах. Этим обстоятельством объясняется наблюдаемый в последнее десятилетие бум на создание формальных кооперационных производств сборочного профиля, называемых «отверточной сборкой».
Для многочисленных мелких и средних фирм, вовлеченных в международную промышленную кооперацию в качестве субподрядчиков, существенным эффектом от кооперации является обеспечение долгосрочной загрузки производственных мощностей и устойчивого долговременного сбыта производимой продукции.
Западноевропейские страны, применяющие в своей экономике международную промышленную кооперацию как способ снижения издержек и повышения конкурентоспособности, достигли впечатляющих результатов, способствующих экономическому росту.
В СССР в 1970-1980-е годы предпринимались попытки использовать международную промышленную кооперацию для модернизации экономики и развития экспорта. Об этом свидетельствуют соответствующие долгосрочные соглашения и программы со странами СЭВ, с Финляндией, Германией, Францией, другими странами Запада. Так, с Финляндией была разработана специальная долгосрочная программа развития промышленной кооперации по 60 направлениям, причем взаимные поставки кооперируемой продукции достигали сотен млн долларов. Самым большим ограничителем развития этих связей тогда считалось отсутствие заинтересованности предприятий, работавших в режиме Госплана.
С распадом СССР падение промышленного производства, крах многих его отраслей в результате непродуманной либерализации импорта и реформирования экономики привели к свертыванию участия России в международной промышленной кооперации, деиндустриализации ее экспорта и экономики в целом. Многочисленные производственно-технические связи между предприятиями бывших республик приобрели статус международных коопе-
рационных связей, в основной массе в форме поставок комплектующих изделий.
В условиях хронического дефицита средств у российских предприятий их участие в международной промышленной кооперации является одним из наиболее эффективных средств технического перевооружения промышленности, расширения экспортной направленности производства, достижения международных стандартов по качеству продукции, обеспечения загрузки мощностей и повышения занятости населения. По сравнению с другими видами внешнеэкономической деятельности эта форма сотрудничества обеспечивает гарантии привлечения более передовых и современных технологий, так как в эффективной и рентабельной производственной деятельности заинтересованы все участники кооперации.
Одной из главных задач, стоящих сегодня перед руководителями отечественных промышленных предприятий, независимо от их масштаба, является задача создания в России экономики инновационного типа, опирающейся на современные достижения науки и техники, эффективное управление производственными процессами с помощью компьютерных и инфокоммуникационных технологий. В современной «информационной экономике» все отчетливее проявляется тенденция к созданию различными предприятиями коалиционных структур на принципах взаимовыгодного сотрудничества. Данный процесс имеет объективную основу, так как в условиях интеграции и глобализации экономики инновационные промышленные предприятия как крупные, так и малого и среднего бизнеса должны сохранять и развивать свои конкурентные позиции, строя взаимоотношения со своими партнерами на принципах кооперации. Недаром современное конкурентное поведение охарактеризовано западным экономистом П. Друкером как «объединение ради выживания и развития».
В последние годы происходят изменения в конкурентной ситуации на рынках высокотехнологичной продукции, во многом обусловленные повышением степени открытости и территориальной распределенности бизнеса с образованием различных коалиционных структур. Это требует поиска новых резервов повышения эффективности производства, основанных на развитии кооперационных связей и создания единых информационных каналов между партнерами, поставщиками и клиентами.
Из всех форм международной промышленной кооперации наибольшее распространение в России получили совместные предприятия. В отраслевом отношении крупные кооперационные проекты осуществляются в настоящее время в авиационной, космической, автомобильной, фармакологической, пищевой промышленности, в
производстве холодильников, подъемного оборудования, промышленности строительных материалов и ряде других отраслей.
Отечественная аэрокосмическая индустрия создавалась и длительное время развивалась в социальных, экономических и организационных условиях, коренным образом отличающихся от условий промышленно развитых стран. Резкая смена социально-экономической модели развития государства повлекла за собой ломку старых механизмов управления промышленностью и отраслевой наукой, а также бесконечные попытки по созданию новых. За это время произошла значительная деградация целого ряда направлений и целых отраслей отечественной индустрии наукоемкой продукции. В целом по своему научно-техническому потенциалу она остановилась на уровне Советского Союза середины 1980-х или промышленно развитых стран 1970-х годов, что само по себе представляет одну из главных угроз национальной безопасности.
В то же время в индустриально развитых странах Запада идет широкомасштабный процесс консолидации предприятий в области высоких технологий, в частности, авиационных.
Современные самолеты и двигатели по существу «потеряли национальность» и стали «общемировым» продуктом. Это особенно ярко проявилось на примере французского концерна Эйрбас Индас-три (Airbus Industrie), использующего в оперативном режиме проектные и производственные ресурсы многих стран Европы, а также имеющего сотни поставщиков в США и странах Дальнего Востока.
С учетом этих глобальных тенденций можно утверждать, что единственный способ восстановления и конкурентоспособного развития российской промышленности лежит на пути ее полномасштабной интеграции в мировой рынок наукоемкой продукции через кооперацию с ведущими зарубежными изготовителями. Это очень сложный, длительный и трудоемкий путь, однако альтернативы ему нет.
Опыт показывает, что западные партнеры готовы к полномасштабному сотрудничеству с предприятиями российской аэрокосмической промышленности при выполнении ряда условий, в том числе:
- на отечественных предприятиях должны быть созданы сертифицированные системы управления элементами жизненного цикла изделий, соответствующие общепризнанным требованиям мировой аэрокосмической индустрии;
- процессы управления проектированием, изготовлением и послепродажным обслуживанием изделий и компонентов авиационной техники на российских предприятиях должны выполняться с использованием тех же бизнес-технологий и стандартов, в той же
системе взаимодействий, что и в западных компаниях с применением ERP-систем (Enterprise Resource Planning System - система планирования ресурсов предприятия). Например, такие ведущие компании в области авиационных технологий, как «Boeing», «Aerostructures Согрогайот»: (поставка комплектующих для авиационной и оборонной промышленностей), «Defence Aviation Repair Agency DARA» (ремонт самолетов и вертолетов, включая комплектующие) для обеспечения наиболее эффективного управления проектами, используют в своей деятельности отраслевое решение КИС BAAN IV — Aerospace and Defense.
Кооперация с зарубежными компаниями может и должна рассматриваться не как конечная цель, а как средство по восстановлению и развитию потенциала российской промышленности и ее вхождению в мировой рынок на правах равноправного участника. И такой опыт кооперации отечественных и зарубежных предприятий на основе ERP-систем уже есть. Например, для управления предприятиями на Иркутском авиационном производственном объединении, приборостроительном заводе «Элара», Уфимском моторостроительном производственном объединении, КАМАЗе внедрена система BAAN IV. Только через такую систему отечественная промышленность может получить реальный доступ к современным западным бизнес-технологиям, шаг за шагом пройти путь от разовых контрактов стоимостью в несколько десятков тысяч долларов к полномасштабной кооперации, обеспечивающей ежегодный оборот в сотни миллионов и миллиарды долларов.
Ситуация на мировом рынке наукоемкой продукции развивается в сторону полного перехода на проектирование, изготовление, сбыт и послепродажное обслуживание в единой электронной среде. Консорциум Airbus Industrie полностью проектировал свой новый 550-местный самолет А380 в CAD/CAM/CAE/PDM-си-стеме1. Министерство обороны США начиная с 2002 г. полностью перешло на цифровые технологии в проектировании, закупках и эксплуатации оборонных систем. По ряду прогнозов, в течение ближайших лет наличие интерактивной электронной эксплуатационной документации для сложной наукоемкой продукции станет стандартом де-факто - без такой документации продать эту продукцию будет невозможно.
Более того, ведущие западные компании рассматривают работы в области электронных технологий как действенный механизм ограничения доступа на глобальные рынки наукоемкой продукции для тех стран, которые не сумеют своевременно их освоить. Отсюда следует, что непременным условием развития кооперации отечественных предприятий с зарубежными партнерами является всемер-
ное развитие и внедрение современных информационных технологий на всех этапах жизненного цикла изделий. Если отечественные предприятия не сумеют воспользоваться пока еще благоприятной для налаживания кооперации ситуацией, через несколько лет это «окно» закроется. В результате Россия неизбежно перейдет в разряд стран-покупателей всей гаммы наукоемкой продукции, соответствующие отрасли отечественной промышленности прекратят свое существование, а потенциальные угрозы национальной безопасности превратятся в повседневную реальность.
Концепция комплексного информационного, организационного и нормативного обеспечения деятельности современной российской авиационной корпорации, способной к глубокой кооперации с западным партнером в объемах поставок в десятки млн долл. США в год, должна содержать:
- внешние и внутренние требования к облику и функциям корпорации. Определение методов и средств информационного и организационного обеспечения реализации этих требований;
- определение требований к нормативному обеспечению реализации;
- разработку укрупненного плана-графика реализации концепции (с ресурсным и финансовым обеспечением, используя в работе систему BMN IV).
Дальнейшее расширение участия российских фирм в международной промышленной кооперации, которая тесно связана с инвестиционным сотрудничеством, зависит от результативности проводимых экономических реформ и прежде всего создания благоприятных условий для развития промышленности и выработки соответствующей промышленной политики.
Главным тормозом участия России в международной промышленной кооперации следует считать продолжающуюся топлив-но-сырьевую ориентацию ее хозяйства, когда добыча и вывоз необработанного топлива и сырья гораздо прибыльнее и проще, чем их переработка и развитие обрабатывающей промышленности. Все еще господствующая неолиберальная рыночная идеология («рынок все отрегулирует») и отсутствие существенной государственной поддержки обрабатывающей промышленности делают ее отрасли, за редким исключением, все более неконкурентоспособными и все менее подходящими для налаживания промышленной кооперации с иностранными компаниями: низкое качество продукции, устаревшие технологии, устаревшая производственная база, недостаточно привлекательный инвестиционный климат, недоработка таможенного и налогового законодательств, устаревшая транспортная, таможенная и информа-
ционная логистика, различия техусловий и стандартов, межведомственная бюрократия.
«Техническим барьером» (по терминологии ВТО) на пути промышленного сотрудничества является также разница в российских и международных технических условиях, стандартах и процедурах соответствия, которые пока не удалось устранить даже в Федеральном законе «О техническом регулировании», который регулируется пока очень медленно. Главные трудности здесь все те же: неизжитое пренебрежение промышленной политикой, важной составной частью которой является система технического регулирования, отсутствие средств, бюрократия.
С тем чтобы изменить ситуацию, необходима продуманная система мер государственной промышленной, экспортно-ориентированной политики (хотя бы по примеру развивающихся стран), в первую очередь, налоговой, стимулирующей перелив капиталов из топливно-сырьевых отраслей в те отрасли обрабатывающей промышленности, у которых есть реальные перспективы занять свою нишу на мировом рынке.
Так как большое влияние на экономику промышленных предприятий, разрабатывающих новую продукцию или изделия новой техники, оказывают начальные стадии жизненного цикла изделий, то на первый план выходит проблема создания методологии и инструментария формирования эффективной промышленной политики. Промышленная политика в области производства высокотехнологичной продукции должна основываться на применении производственно-технологического аутсорсинга для ускоренной подготовки производства, снижения производственных издержек и повышения конкурентоспособности отечественных производителей.
В последнее время в России наблюдается заметная реанимация интереса к проблемам промышленной политики (которая оставалась в достаточной степени табуированной), по крайней мере, на уровне правительства и его экономических министерств. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, сложившееся положение в российской экономике характеризуется наличием серьезных проблем, решение которых не под силу лишь представителям бизнес-сообщества и которые требуют поэтому новых подходов к государственной промышленной политике.
Несмотря на устойчивый рост индексов промышленного производства в 2006-2008 гг. (см. график)2, негативное влияние на российскую экономику оказывают такие факторы, как низкий уровень накопления и интенсивное старение вследствие этого основных фондов экономики, особенно в социальной и производственной инфраструктуре; усиление структурных деформаций в
экономике вследствие опережающего развития нефтегазового сектора; низкий уровень технологического развития; усиление межрегиональных и внутрирегиональных диспропорций; нарастающий дефицит квалифицированной рабочей силы.
Индексы промышленного производства
в % к среднемесячному значению 2006г.
125 ——-—————-—————-—————-———
120-------------------и-------
II Ш Л/ V VI V« VIII К X XI XII I II III И/ V VI VII VIII К X XI XII
200?г. 20О$г. 2009г.
—по общему объему — тренд
Стратегия повышения международной конкурентоспособности промышленной продукции России должна опираться на исторический опыт стран с развитой рыночной экономикой и одновременно учитывать современные особенности экономического, социального и политического состояния страны.
Для современной промышленной политики экономически развитых стран характерно отсутствие жестких отраслевых приоритетов, что стало следствием прежде всего высокодиверсифицирован-ной структуры бизнеса. Поэтому в качестве главного адресата промышленной политики все чаще выступают сформировавшиеся в той или иной стране корпоративные структуры. Именно здесь во все возрастающей степени концентрируются ресурсы общенационального развития: профессиональные кадры (маркетологи, топ-менеджеры), управленческая компетенция, передовые технологии и финансовые ресурсы.
Важным элементом национальной промышленной политики становится повышение значения невещных инвестиций. Инвестиции играют ключевую роль в адаптации и долговременном росте промышленности. Структура инвестиций в современных условиях претерпевает существенные изменения. Возрастающее значение в
эффективной деятельности фирм приобретают новые технологии, знания, профессиональная подготовка сотрудников, организация бизнеса и программное обеспечение.
Эволюция от государственной отраслевой к национальной промышленной политике конкурентоспособности есть тот ориентир, к которому стремится в настоящее время большинство стран. Национальная промышленная политика осуществляется на основе стратегического взаимодействия государства и бизнеса как равноправных партнеров.
В этих условиях в странах Европейского союза получила развитие «новая промышленная политика», которая призвана обеспечить долговременный стабильный экономический рост, повышение конкурентоспособности и обеспечение социальной стабильности. Инструментами для достижения этих целей служит создание условий для роста компаний, усиления их конкурентных позиций и инновационной активности (1), интенсификации инвестиций (2) и появления новых рабочих мест (3)3.
В целях повышения конкурентоспособности государство обычно определяет конкретные технологические и рыночные ниши. Данный процесс осуществляется совместно с представителями бизнеса и с учетом его интересов и возможностей. Этому предшествует масштабная инвентаризация имеющихся активов, определение сильных и слабых мест, конкурентоспособных сегментов экономики.
Согласно последним данным Мирового экономического форума, в 2008 г. Россия находилась по общему индексу глобальной конкурентоспособности (которая оценивается по девяти основным критериям: институты, инфраструктура, здравоохранение, образование, эффективность рынка, технологическая готовность, эффективность бизнеса, инновации) на 51-м месте (из 134 стран), позади Эстонии, Литвы, Словакии, Китая, не говоря уже о ведущих экономиках мира. Ниже - только Венгрия, Румыния, Польша, Болгария и ряд стран Латинской Америки4.
В то же время опросы промышленных предприятий России, проведенные «Российским экономическим барометром» совместно с Центром промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН, показали, что большинство предприятий (свыше 80%) считает свою продукцию конкурентоспособной. Схожие данные публикует Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. Причина расхождений в оценках в следующем:
Во-первых, международные организации и отечественные предприятия оценивают конкурентоспособность России по разным критериям. Большую роль играет, между тем, вопрос о том, на каких рынках российская продукция оказывается конкурентоспо-
собной. На рынках России и стран СНГ конкурентоспособна продукция 80% российских предприятий, на рынках стран Западной Европы - 5%, стран Северной Америки - 3%.
Во-вторых, среди факторов, мешающих конкурентоспособности, российские предприятия традиционно ставят на первые места наличие старого оборудования, нехватку финансовых средств, износ основных фондов. На последних местах оказываются такие факторы, как ограниченность НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), неэффективный менеджмент, низкая квалификация рабочей силы. Глобальная конкурентоспособность оценивается в рыночной экономике совершенно по другим параметрам: действенность государственной политики, эффективность финансовой системы, качество управления и главное -качество институциональной среды.
Прежде всего это относится к институту фирмы или в более широком смысле к корпоративному сектору как части институциональной структуры рыночной экономики. В случаях, когда подобные элементы институциональной среды отсутствуют или функционируют недостаточно эффективно, повышение конкурентоспособности, стабильный экономический рост становятся невозможны, даже при наличии достаточных запасов накопленного человеческого капитала, ресурсов и технологий.
В развитии корпоративного сектора в глобальном экономическом пространстве можно отметить две тенденции. Первая - интенсивное формирование «новых компаний», в которых человеческий капитал становится главным элементом активов. Эта тенденция характерна для ведущих индустриальных стран с развитой институциональной средой и финансовыми рынками. В новом типе активов все большую долю занимают нематериальные элементы: бренды, патенты, стратегические соглашения, ноу-хау по организации производства и т. п. Более гибкими становятся контракты с сотрудниками, партнерами по бизнесу, другими структурными подразделениями корпорации. Происходит отказ от жесткого контроля за поставщиками и потребителями, границы компании становятся более размытыми и изменчивыми.
Вторая тенденция - усиление процессов диверсификации и создание многоотраслевых холдингов и финансово-промышленных групп, то есть корпораций традиционного типа. Эта тенденция характерна для стран с возникающими рыночными системами (Индия, Чили, Бразилия, Малайзия) и особенно для России. В Российской Федерации многоотраслевые холдинги оказались единственными институциональными структурами, пережившими острый финансово-экономический кризис августа 1998 г.
Россия находится на этапе коренной модернизации - производственной, институциональной, социальной систем. Сначала роль государства будет, по всей вероятности, ограничиваться завершением формирования корпоративных структур, созданием рыночных институтов, накоплением финансовых резервов, обеспечением условий работы нормальных рыночных сигналов, с помощью которых можно определять ниши и отбор перспективных направлений бизнеса. На этом этапе главная роль должна принадлежать крупному бизнесу. Его задача - вовлечение в рыночный оборот и повышение конкурентоспособности уже имеющихся производственных активов.
На втором этапе будет происходить накопление финансовых ресурсов у государства и повышение эффективности рыночных институтов. Это повлечет за собой переход к активной промышленной политике, созданию принципиально новых, конкурентоспособных активов на основе выявленных рынком приоритетов и постепенное сближение принципов национальной промышленной политики с общемировыми.
Таким образом, главной задачей новой промышленной политики России является завершение процесса формирования полноценного корпоративного сектора во всех сегментах экономики и начало формирования компаний нового типа, способных конкурировать с ведущими мировыми производителями.
Что касается крупных корпораций, то государство заинтересовано в увеличении их доли на мировом рынке, расширении объема участия в международном разделении труда и превращении в полноценные транснациональные компании. Государство нуждается в поддержке региональных промышленных компаний для постоянного увеличения их доли на внутреннем рынке, превращения их в национальные промышленные структуры, а затем обеспечения выхода на мировой рынок с конкурентной продукцией. Наконец, малый и средний бизнес должен подпитывать крупный и региональный бизнес инновациями, новыми видами продукции и кадровыми ресурсами.
Например, в странах Европейского союза к важнейшим направлениям так называемой «новой промышленной политики» отнесены5:
- повышение конкурентоспособности за счет выхода на новые рынки и рыночные ниши;
- усиление инновационной активности, развитие наукоемкого бизнеса;
- ускорение процесса реструктуризации компаний и отраслей;
- совершенствование институциональной и законодательной среды;
- защита прав интеллектуальной и промышленной собственности;
- повышение качества и квалификации рабочей силы.
Конкретные технологические и рыночные ниши государство
обычно определяет совместно с представителями бизнеса и учитывает его интересы и возможности. Этому предшествуют масштабная инвентаризация имеющихся активов, определение сильных и слабых мест, конкурентоспособных сегментов экономики.
В целях повышения эффективности и качества реализации промышленной политики, определения перспективных рыночных ниш, разработка долгосрочных прогнозов экономического развития, а также стратегий развития отдельных отраслей и межотраслевых комплексов и отдельных мероприятий увязываются со стратегией развития крупнейших компаний в соответствующих сегментах экономики. Это позволяет значительно сократить риски и увеличить горизонт инвестиционного планирования компаний. Система государственного прогнозирования ищет точки прорыва, определяет будущие наиболее выгодные рынки, перспективы развития спроса и технологий, проводит анализ рисков и т. п. Такая система фактически подсказывает бизнесу, где нужно концентрировать инвестиционные и интеллектуальные ресурсы.
В отличие от развитых и ряда развивающихся стран Россия страдает не только от отсутствия эффективных крупных компаний мирового уровня, но в еще большей степени от нехватки растущих, перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях.
По данным газеты The Financial Times (500 крупнейших компаний Европы) в число 20 ведущих компаний по объемам продаж в 2008 г. входили: 3 - компании банковской сферы, 1 - фармацевтическая, 8 - нефтегазовых, 1 - в розничной торговле, 1 - в пищевой промышленности, 4 - в телекоммуникациях, 2 - в электротехнической промышленности6.
Известно, что крупнейшими компаниями по абсолютным расходам на НИОКР являются ведущие мировые автомобильные корпорации. Страны, которые хотят пробиться в технологическую элиту, создают свою национальную автомобильную промышленность. Наиболее значимыми в этом отношении являются такие страны, как Китай и Корея.
Правительством Китая предъявлялись жесткие требования к уровню локализации производства: автомобиль, производимый на территории КНР, через три года должен был не менее чем на 80% состоять из комплектующих местного производства. Организация сборки из готовых импортных машинокомплектов, которая является основной стратегией развития российского автопрома, в Китае не допускалась7. Государство оказывает активное со-
действие крупным национальным автосборочным предприятиям: 80% совокупных государственных капиталовложений в отрасль приходится на долю 13 крупнейших автомобильных компаний, обеспечивающих свыше 90% национального производства автомобилей.
В результате, в 2008 г. объем производства и продаж автомобилей в Китае превысил 10 млн единиц, в то время как в 2006 в Китае производилось около 7 млн автомобилей, а в 1997 г. - только 1,5 млн До настоящего времени только США и Япония были способны производить более 10 млн автомобилей в год8.
В Южной Корее развитие собственного автопрома началось с 1974 г. Государство способствовало формированию крупных компаний в этой отрасли, предоставляя поддержку тем компаниям, которые соответствовали определенному набору критериев. В число таких параметров входили удельный вес расходов на НИОКР, качество менеджмента, наличие четкой стратегии развития фирмы и т. п. Государство и крупные компании совместно определяли механизмы, закрепляющие за лидерами бизнеса их специализацию.
Частью комплекса мер по развитию автомобилестроения в этой стране был откровенный протекционизм. После того как правительство решило, что Корея станет экспортером автомобилей, был введен высокий запретительный тариф (до 200%), который сделал ввоз в страну иномарок практически невозможным. Более того, в 1975 г. был ограничен и ввоз комплектующих. В результате Южная Корея превратилась в одного из лидеров мирового автомобилестроения. В ноябре 2008 г. общий объем выпущенных в Южной Корее автомашин составил 328 тысяч 178 единиц9.
Мировая практика свидетельствует, что технологические и финансовые риски создания нововведений являются традиционной сферой ответственности крупных корпораций. В странах ОЭСР крупные компании финансируют в среднем до 70% общенациональных вложений в НИОКР. В Южной Корее на крупные промышленные группы приходится 45% национальных расходов на фундаментальные исследования, в Японии - 30%10.
Общая тенденция развития мировой автомобильной промышленности особенно четко проявляется сейчас в России, где зарубежные производители практически каждый год открывают свои представительства и строят автосборочные заводы, предлагая на выбор российскому потребителю передовые разработки расширенного модельного ряда автомобилей различного класса и комплектации, не забывая создавать условия доступности по ценовым параметрам, способствуя продвижению своих брендов на российском рынке.
Почти не осталось в мире автогигантов, которые бы не имели своих заводов в России. Если зарубежные компании запустят все проекты, к 2009-2010 гг. россияне получат 1 млн иномарок11.
Эксперты считают, что основную роль в выводе российского ав-топрома на мировой уровень должны сыграть крупные российские компании, например «АвтоВАЗ».
«АвтоВАЗ» - по-прежнему автогигант, равного которому нет не только в России, но и в мире: единый комплекс со штатом более 110 тысяч человек, занятый помимо собственно сборки автомобилей их разработкой и производством комплектующих.
Руководство «АвтоВАЗа» во многом рассчитывает на государственную поддержку: принятие Федеральной целевой программы по развитию автомобильной промышленности, возможность использования средств Инвестиционного фонда для создания автомобильной техники нового поколения, предоставление государственных гарантий по кредитам, налоговых льгот для импорта технологического оборудования и т. д.
В связи с этим в рамках новой промышленной политики необходимо стимулировать не просто увеличение объема иностранных инвестиций в Россию, которые часто приходят в форме репатриации прибыли от наших же сограждан. Необходимо привлечение инвестиций высокотехнологичных транснациональных компаний, при этом не в «отверточную» сборку, а в полноценные СП при жестких условиях передачи передовых технологий. Целесообразно стимулировать импорт нового оборудования преимущественно в рамках технологической кооперации: например, между иностранной материнской компанией и ее филиалом на территории страны.
Особое значение в промышленной политике имеет совместное с бизнесом создание и финансирование специальных институтов передачи технологий. Такие институты могут способствовать более быстрой и эффективной коммерциализации научных исследований, ускорению распространения новых технологий, совершенствованию управления интеллектуальной собственностью и процессом исследований в научно-исследовательских центрах, идентификации специфических потребностей в исследованиях и разработках посредством постоянного диалога с предприятиями и компаниями.
На фоне общего экономического роста и развития российского фондового рынка все большее количество компаний задумывается о необходимости повышения рыночной стоимости своего бизнеса. Собственники понимают, что сейчас можно заработать гораздо больше, наращивая капитализацию, а не получая краткосрочную прибыль.
Производство автомобилей в России12
п/п Наименование Место- Модели автомо- Создавае- Год начала
компании нахождение билей, страна мые мощности, тыс. шт. в год производства
1. ЗАО «Автотор» г. Калининград Chevrolet Lacetti, Aveo, Rezzo, Epica Chery Amulet, Tiggo, Fora Kia Cee'd, Magentis, Carnival (Южная Корея), BMW (Германия), GM: Cadillac, Hummer (США) 100 1999
2. ООО «ТагАЗ» г. Таганрог Hyundai Accent, Sonata, Sante Fe, Elantra (Южная Корея) 120 2001
3. ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» г. Тольятти Chevrolet Viva, Chevrolet Niva GM (США) 100 2002
4. ЗАО «Форд Ленинградская Ford Focus (США) 100 2002
Мотор область,
Компани» г. Всеволожск
5. ОАО «Иж-Авто» г. Ижевск Kia Spectra, Rio, Sorento (Южная Корея) 62 2004
6. ОАО «Автофрамос» г. Москва Renault Logan (Франция) 80 2005
7. ООО «Тойота Мотор Ману-фэкчуринг Россия» Ленинградская область, пос. Шушары Toyota Camry (Япония) 50 2005
8. ОАО г. Набережные Ssang Young 80 2006
«Северсталь- Челны Rexton, Kyron,
авто» Actyon (Южная Корея) Fiat Palio, Albea, Doblo (Италия) Isuzu
9. ООО «Фолькс- г. Калуга Volkswagen Passat, 115 2007
ваген Рус» Jetta (Германия)
Skoda Octavia,
Tour
10. ООО Ленинградская Chevrolet Captiva Проектная Плани-
«Дженерал область, Opel Antara, Astra, мощность руемый
Моторз Авто» пос. Шушары Corsa, Zafira, от 25 до 70 запуск
Insignia GM (США) завода -
осень
2008
11. ООО «Ниссан Ленинградская Nissan Teana, Проектная Плани-
Мотор РУС» область, X-Trail (Япония) мощность руемый
пос. Каменка 50 запуск
завода -
2009
В силу того, что российские компании стремятся укрепить свои позиции не только на внутреннем, но и на мировом рынке, в ближайшее время процесс реструктуризации ускорится. В ходе этих преобразований компании будут вынуждены сосредоточить свои усилия на тех направлениях бизнеса, которые позволят успешно конкурировать с ведущими мировыми производителями.
Успех процесса реструктуризации будет в значительной степени определяться эффективностью государственной политики, устанавливающей приоритеты этого процесса, выявляющей слабости рынка, осуществляющей изменения в юридической и налоговой системах и, что, возможно, самое главное, разрешающей конфликтные интересы различных лоббирующих групп.
Для создания стимулов для компаний по реструктуризации и максимизации их стоимости необходимым условием выступает совершенствование корпоративного управления в соответствии с международными стандартами. Особенностью промышленной политики в России является синхронизация процесса формирования корпоративных структур, реструктуризация корпоративного сектора с переходом компаний от защитной реструктуризации к стратегической (включающей в себя переход к новым продуктам, рынкам, управленческим технологиям, новым структурам собственности, финансов и корпоративного управления).
В сфере институционального развития меры промышленной политики в развитых странах сосредоточиваются на упрощении корпоративного законодательства и его межстрановой гармониза-
ции в целях стимулирования процесса слияний и поглощений компаний и концентрации капитала. В западной практике слияния и поглощения рассматриваются главным образом в качестве важного механизма эффективной корпоративной реструктуризации. В то же время они являются одновременно важным инструментом разрешения конфликта интересов между менеджментом компании, ее акционерами и стейкхолдерами. В этом качестве механизм слияний и поглощений выступает ключевым элементом системы корпоративного управления.
Разработка стратегий развития отдельных отраслей и межотраслевых комплексов увязывается со стратегией развития крупнейших компаний в соответствующих сегментах экономики. Такое согласование стратегий позволяет повысить эффективность и качество реализации промышленной политики, определить перспективные рыночные ниши, долгосрочные прогнозы экономического развития. Это позволяет значительно сократить риски и увеличить горизонт инвестиционного планирования компаний. Система государственного прогнозирования ищет точки прорыва, определяет будущие наиболее выгодные рынки, перспективы развития спроса и технологий, проводит анализ рисков. Такая система фактически подсказывает бизнесу, где нужно концентрировать инвестиционные и интеллектуальные ресурсы.
Важнейшим приоритетом промышленной политики становится поддержка экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Для этого в зарубежной практике активно использовался механизм государственных гарантий. Неудачный опыт покупки объединением «Северсталь» компании «АгсеЬг», а также ряда других более мелких компаний за рубежом свидетельствует о том, что в России назрела необходимость в политической поддержке экспорта капитала и приобретения иностранных активов в целях достраивания цепочек добавленной стоимости и превращения российских «национальных экономических лидеров» в транснациональные компании.
В качестве важного инструмента промышленной политики в зарубежных странах активно используется техническое регулирование - совершенствование технических регламентов в целях обеспечения в них приемлемого уровня обязательных требований по безопасности продукции и эксплуатации производственных комплексов, для технологического обновления промышленности и повышения конкурентоспособности товаров.
В отличие от развитых и ряда развивающихся стран Россия страдает не только от отсутствия эффективных крупных компаний мирового уровня, но еще в большей степени - от отсутствия расту-
щих, перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях.
Мировая практика свидетельствует, что технологические и финансовые риски, возникающие вследствие создания нововведений, - традиционная сфера ответственности крупных корпораций. В странах Организации экономического сотрудничества и развития крупные компании финансируют в среднем до 70% общенациональных вложений в НИОКР. В Южной Корее крупные промышленные группы аккумулируют 45% национальных расходов на фундаментальные исследования, в Японии - 30%13.
Сейчас ясно, что основной технологической стратегией России может стать не производство и экспорт наукоемких потребительских товаров (эта ниша уже занята Китаем и восточноазиатскими «тиграми»), а производство высокотехнологичных инвестиционных товаров. Исторически сложившиеся в России высокие издержки производства создают условия для производства товаров не массового, а эксклюзивного наукоемкого спроса - таких как буровые платформы для газонефтедобычи, сложное медицинское оборудование или космический туризм14.
Таким образом, мировой опыт показывает, что международная промышленная кооперация - объективный исторический процесс, который присущ всем способам производства, странам с любым социально-экономическим строем. В кооперации производства объединяются и материализуются передовые идеи, достижения в отраслях фундаментальной науки, НИОКР, производственных, конструкторских, управленческих и информационных технологиях. Кооперация в современном мире становится воспроизводственной базой социально-экономического и научно-технического прогресса стран мира, сердцевиной мирохозяйственных процессов, региональной экономической интеграции, транснационализации (производства, НИОКР, информационно-финансовой сферы и т. п.), международного промышленного сотрудничества, глобализации мировой экономики.
Примечания
CAM - комплексная система автоматизированного проектирования, CAD -технологической подготовки производства, САЕ - инженерного анализа, включающая в себя передовой инструментарий трехмерного моделирования, подсистемы программной имитации сложных технологических процессов, развитые средства анализа и единую базу данных текстовой и графической информации, PDM - технология для управления всеми данными об изделии и
1
информационными процессами изделия, создающими и использующими эти данные.
2 См. ФСГС.
3 New Industrial Policy, Business Updated. 23.11.2005.
4 Global Competitiveness Report 2007-2008.
5 A New Industrial Policy: Making the EU a More Attractive Place for Industry, Brussels, 5 October, 2005.
6 Рассчитано на основе FT-500 на ft.com.
7 Global Automotive Financial Review 2005, PriceWaterhouseCoopers, 2006.
8 В 2008 г. объем производства и продаж автомобилей в Китае превысит 10 млн единиц [Электронный ресурс]. URL: http://www.china-hongkong-business.ru/ content/view/3742/2/, (дата обращения: 3.03.09).
9 Южная Корея резко снижает производство автомобилей [Электронный ресурс]. URL: http://www.bfm.ru/news/2008/12/04/juzhnaja-koreja-rezko-snizhaet-proizvodstvo-avtomobilej.html, (дата обращения: 3.03.09).
10 Kaplan J. V. Managing Next Generation IT Infrastructure. McKinsey Quarterly, 2004. Winter. P. 2-9.
11 Известия. 2008. февраль.
12 Таблица составлена по данным НП «Объединение автопроизводителей России» (член Международной организации производителей автомобилей -OICA), http://www.oar-info.ru/, 2008 год.
13 Kaplan J. V. Op. cit. Р. 2-9.
14 OECD Science. Technology and Industry Outlook. OECD 2004.