Необходимость повышения конкурентоспособности российской машинно-технической продукции на мировом рынке
А С ГУрьянов> УДК 339.13
Минэкономразвития России, отдел стран АТР Департамента Азии, ББК 65 428
Африки и Латинской Америки - главный специалист-эксперт Г-959
Аннотация
В статье приводится анализ текущего состояния российского машиностроения, а также влияния указанной отрасли на структуру российского товарного экспорта в контексте реализации Экспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года. Автор рассматривает проблематику вовлечения в процессы создания и производства перспективной машинно-технической продукции иностранных инвесторов и поставщиков отдельных компонентов такой продукции на российский рынок. Принимая во внимание целесообразность международной производственной кооперации в целом, автор выявляет потенциальные риски подобной формы взаимодействия с иностранными хозяйствующими субъектами для российской экономики, а также указывает на необходимость проведения полномасштабной политики импортозамещения в машиностроении.
Ключевые слова: Модернизация, промышленность, станкостроение, машиностроение, экспорт, Экспортная стратегия, международная производственная кооперация, инвестиции, совместное предприятие.
A.S. Guryanov,
Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Office of Asia-Pacific countries of the Department of Asia, Africa and Latin America - Chief Specialist&Expert
Need of increase of the Russian machinery competitiveness on the
global market
Abstract
The article represents an analysis of the current state of the Russian mechanical engineering and its impact on the Russian exports structure taking into account the Export strategy of the Russian Federation until 2030. The author raises an issue of foreign investors and components suppliers involvement into Russian machinery manufacturing processes. Given the importance of international production cooperation the author highlights potential risks of such cooperation with foreign economic entities for the Russian economy and indicates the need to implement a large-scale policy of imports substitution in machinery production.
Keywords: Modernization, industry, machine-tool construction, machinery production, exports, Export strategy, international industrial cooperation, joint venture.
^ 76
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2015
На протяжении двух последних десятилетий Российская Федерация находится в поиске оптимальной модели национального экономического роста. Рыночные реформы, проводимые руководством страны в первые годы постсоветского периода, включавшие в себя, помимо прочего, конверсию военного производства, оставили России «в наследство» одну из насущных проблем, ассоциированных с экономическим развитием стран с переходной экономикой, - устаревание национальной промышленной базы и, в первую очередь, станкостроения и ее основных промышленных фондов. Так, моральный и физический износ основных фондов сегодня в некоторых случаях составляет до 80%, а парк станков за последние 2 десятилетия сократился более чем в 2 раза с 2,2 млн единиц до 900 тыс. единиц. Ежегодные потери основных фондов составляют до 50 тыс. штук1.
Следствием этого является сокращение промышленного производства в машиностроении. По итогам 2014 г. отрицательная динамика наблюдается в производстве таких изделий, как:
□ механическое оборудование (двигатели внутреннего сгорания (-25,7% к 2013 г.), турбины на водяном пару (-71,8%);
□ станки металлорежущие (-6,5%) и машины кузнечно-прессовые (-31,4%);
□ электрические машины и оборудование (-10,8%)2
По итогам 2014 г. индекс промышленного производства сократился на 7,8% по отношению к 2013 г., что вызвано сокращением инвестиций в основные промышленные фонды. На этом фоне крайне тревожно выглядят текущие объемы финансирования российских научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в сравнении с зарубежными партнерами (см. таблицу 1).
Таблица 1
Расходы на НИОКР на душу населения в ведущих странах в 2010-2014 гг.
(в долл. США)
Страна 2010 2011 2012 2013 2014
США 1 321 1 322 1 375 1 443 1 507
Япония 1 069 1 098 1 160 1 190 1 258
Германия 1 011 1 074 1 177 1 229 1 265
Франция 769 780 818 831 837
Южная Корея 935 1 055 1 172 1 289 1 372
1 Механик А.Г. Станок для нового уклада // Эксперт - Online: еженед. дел. изд. М., 2013. URL: http://expert.ru/expert/2013/07/stanok-dlya-novogo-uklada/
2 Доклад Минэкономразвития России «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 году» // Информационный портал Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/97fcd9bd-03b8-4c66-a02f-117d69e48429/ Hrora_2014.pdf
11 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
77 Q
Страна 2010 2011 2012 2013 2014
Китай 138 158 183 216 247
Россия 242 231 246 270 284
Источник: Основные показатели научно-технологического развития стран мира по классификации ОЭСР, http://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=MSTI_PUB
На основании данных ОЭСР представляется важным обратить внимание на сложности в полноценной реализации национальной Экспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г., которая в настоящий момент разрабатывается Правительством Российской Федерации. Согласно проекту документа, первостепенным условием перехода российского экспорта от сырьевого к наукоемкому является необходимость обладания современными технологиями. При этом выполнение такого условия представляется крайне затруднительным при недостаточном финансировании национальных разработок.
Таблица 2
Доля расходов ведущих стран на НИОКР в 2014 г. (в млрд долл. США и % от ВВП)
Общие расходы на НИОКР
млрд долл. США % от ВВП
США 401,6 2,90
Япония 140,8 3,26
Германия 86,3 2,82
Франция 50,0 2,25
Южная Корея 53,2 3,74
Китай 179,0 1,77
Россия 33,7 1,12
Источник: Затраты на НИКОР в странах мира, Группа Всемирного Банка, http://data. worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDVGD.ZS
Представленные данные свидетельствуют о том, что объемы финансирования российских НИКОР существенно уступают аналогичным показателям зарубежных стран, часть из которых добилась значительного экономического роста только за последние десятилетия.
В то время как зарубежные страны, около 20 лет назад имевшие статус развивающихся или наименее развитых и в экономике которых преобладала сельскохозяйственная компонента, в современных условиях усиливают свои позиции на экспортных рынках высокотехнологичной наукоемкой продукции, Российская Фе-
^ 78
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2015
дерация находится в поиске «своего особого пути», который до настоящего момента все еще имеет ярко выраженную сырьевую направленность. В свою очередь, излишнее полагание на экспорт энергоносителей создает излишнюю же зависимость российской экономики от колебаний глобальной политической и экономической конъюнктуры, которые, следовательно, ставят в прямую зависимость от них эффективность проводимых в стране экономических реформ.
Таблица 3
Стоимостные объемы экспорта Российской Федерации в 2010-2014 гг.
(в млрд долл. США и доля экспорта в %)
Код ТН ВЭД Наименование 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
25-27 Минеральные продукты 273,3 (68,8) 367,6 (71,1%) 373,9 (71,3%) 377,1 (71,5%) 350,8 (70,5%)
72-83 Металлы и изделия из них 42,7 (10,7%) 47,6 (9,2%) 44,4 (8,5%) 40,8 (7,7%) 40,4 (8,1%)
28-40 Продукция химической промышленности, каучук 25,3 (6,4%) 32,6 (6,3%) 32,1 (6,1%) 30,8 (5,8%) 29,1 (5,9%)
84-90 Машины, оборудование и транспортные средства 22,4 (5,6%) 25,9 (5,0%) 26,6 (5,1%) 28,9 (5,5%) 26,3 (5,3%)
01-24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 9,3 (2,3 %) 13,3 (2,6%) 16,8 (3,2%) 16,2 (3,1%) 18,9 (3,8%)
71 Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них 8,6 (2,2%) 11,2 (2,2%) 13,8 (2,6%) 14,3 (2,7%) 11,8 (2,4%)
44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 9,8 (2,5%) 11,4 (2,2%) 10,2 (1,9%) 10,9 (2,1%) 11,6 (2,3%)
Источник: Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации, ФТС России, http://www.customs.ru/index.php?id=13858&Itemid=2095&option=com_ content&view=article
Внешнеторговая статистика Российской Федерации за последние 5 лет демонстрирует ярко выраженную тенденцию к сохранению в структуре национального экспорта преобладающей доли товаров топливно-энергетической группы (см. таблицу 3). Принимая во внимание вышесказанное, следует обратить внимание на то, что по итогам 2014 г. на российский экспорт высокотехнологичной продукции
11 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
79 0
пришлось 21,9 млрд долл. США (4,4% от общего экспорта). Годом ранее данный показатель составил 20,0 млрд долл. США (3,8%).
В условиях введения в последние годы партнерами из развитых стран ограничений на проведение двусторонних операций экономического характера с российскими компаниями появляется реальная угроза для национальной промышленности и, в первую очередь, для машино- и станкостроения. Так, первые витки санкций принесли запрет на экспорт в Россию продукции и технологий двойного назначения, а также нефтегазового оборудования; были свернуты совместные проекты по добыче нефти и газа на арктическом шельфе.
В случае продолжения сценария «санкционных обменов» ограничения со стороны зарубежных партнеров Российской Федерации могут коснуться и других совместных проектов. На протяжении последних лет «флагманом» российского экспорта в гражданском секторе остается продукция авиационной промышленности. В настоящее время государством совместно с отраслевыми предприятиями предпринимаются активные усилия по продвижению продукции российской авиационной промышленности на зарубежные рынки. Перспективным в этом плане является проект по созданию самолета гражданского назначения «Сухой Суперджет 100», реализуемый компанией ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и входящей в нее АО «Гражданские Самолеты Сухого». Стоимость разработки перспективного ближнемагистрального самолета составила, по разным оценкам, от 1,5 до 7 млрд долл. США. При этом государственная финансовая поддержка проекта составила ориентировочно 80% от совокупной стоимости проекта3.
Вместе с тем анализ структуры общемирового спроса на ближнемагистральные самолеты позволяет сделать вывод о том, что за 7 лет, прошедших с момента запуска проекта, российскому самолету все еще не удалось закрепиться в указанном сегменте.
Таблица 4
Структура портфеля заказов на самолеты 60-120 мест на декабрь 2013 года, шт.
Заказано Поставлено Осталось
Embraer 1427 998 429
Bombardier 791 680 111
АО «ГСС» 182 38 144
Источник: Годовой отчет АО «ГСС» за 2013 год, http://ir.superjet100.com/assets/files/ library/reports/annual_reports_ru/annual0/o20report20130/o20rus.pdf
3 Погосян: Стоимость программы создания «Сухой Суперджет 100» составила 1,5 млрд долл. США // Информационный портал новостного агентства ИТАР-ТАСС. URL: http:// itar-tass.com/ekonomika/525576
^ 80
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2015
Для сравнения, по итогам 2013 г. закупки иностранными заказчиками бразильских самолетов «Эмбраер» превосходили закупки российского «Сухой Су-перджет-100» в 7,8 раз, а канадских «Бомбардье» - в 4,3 раза. Ожидается, что в ближайшие годы на рынок выйдут новые его участники: китайский авиационный производитель, компания COMAC с самолетами ARJ-21, японский авиационный производитель, компания Mitsubishi Aircraft Corporation с самолетами MRJ. В свою очередь это может оказать негативное влияние на конкурентоспособность российского самолета при экспорте в страны Азии. В марте 2015 г. Президентом Российской Федерации принято решение о выделении дополнительных 100 млрд руб. для докапитализации головной компании ПАО «ОАК». Основной причиной для открытия дополнительного финансирования компании стали отрицательные результаты ее финансовой деятельности. Анализ проекта «Сухой Суперджет-100» позволяет выявить структурную проблему, характерную не только, для авиационной, но и для всей промышленности Российской Федерации в целом. Так, ежеквартальные отчеты АО «ГСС» содержат сведения о том, что более 50% компонентов, необходимых для производства «Сухого», закупаются у иностранных государств4. По итогам 2013 г. общая доля импортных компонентов составила 74%, при этом только 43% пришлось на российско-французскую компанию «Power Jet».
Таблица 5
Участие зарубежных компаний в производстве ближнемагистрального самолета
«Сухой Суперджет-100»
Компания Страна Компоненты
Комсомольский-на-Амуре Авиационный Завод Россия элементы фюзеляжа
Новосибирский Авиационный Завод Россия элементы фюзеляжа
Воронежское акционерное самолетостроительное Общество Россия детали, узлы и навесные агрегаты из полимерных композиционных материалов
Thaïes Франция поставка авионики, программное обеспечение
PowerJet Российско-французское СП разработка и производство двигателя
4 Ежеквартальный отчет АО «ГСС» за 4 кв. 2013 года. http://ir.superjet100.com/index. php?id=18
11 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
81 Q
Компания Страна Компоненты
B/E Aerospace США кислородная система, интерьер, двери
Messier-Bugatti-Dowty Франция носовое и основные стойки шасси
Goodrich Corporation США колеса, тормозные системы
Liebherr Aerospace Германия оборудование системы управления
Honeywell США авионика, вспомогательная силовая установка
UTC Aerospace Systems США электрическая система
Parker Hannifin США гидравлическая система
Источник: Производственная структура самолета «Сухой Суперджет-100», перечень мировых авиационных программ Airframer.com, http://www.airframer.com/aircraft_detail. html?model=Super Jet_100
Структура закупок компонентов для российского самолета показывает, что основным источником наукоемких и сложных в производстве компонентов являются зарубежные партнеры - компании США и Франции. При этом российские предприятия обеспечивают поставки менее технологичной продукции - деталей и элементов фюзеляжа.
Аналогичная ситуация просматривается с экспортом российских грузовых автомобилей марки «КАМАЗ». Одним из основных факторов конкурентоспособности грузовых транспортных средств на мировом рынке является их цена. Указанный критерий может заметно потерять в привлекательности для потенциальных покупателей ввиду изменений курсовой стоимости российского рубля по отношению к иностранным валютам и, в первую очередь, к доллару США. С одной стороны, при ослаблении курса рубля увеличивается поступление финансовых средств при экспорте товаров за рубеж. К примеру, при заключении контракта в 2013 г. и цене грузовика 40 000 долл. его рублевая стоимость составляла 1,28 млн руб. (при среднем курсе доллара в 2013 г. 31,9 руб. за доллар), а при текущем курсе (63,5 руб. за доллар5) компания выручит 2,54 млн руб.
С другой стороны, многие компоненты, необходимые для сборки грузовика «КАМАЗ» закупаются у иностранных компаний и, следовательно, значительно увеличивают конечную стоимость автомобиля в периоды резкого ослабления российской валюты. Так, на грузовики «КАМАЗ» устанавливаются коробки пе-
5 Основные индикаторы финансового рынка по состоянию на 9 августа 2015 г. // Сайт Центрального Банка Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/
^ 82
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2015
редач (немецкая «Zahnrad Fabrik»), мосты и кабины (немецкая «Daimler AG»). В 2018 году планируется окончательный переход на американские двигатели «Cummins». Это связано с необходимостью перехода на стандарт «Евро-6», поскольку российские двигатели «ЯМЗ», в настоящий момент устанавливаемые в КАМАЗ, модернизировать не представляется возможным. Предположительное увеличение стоимости готового грузовика может составить до 10-20 тыс. долл. США, что автоматически перенесет российскую технику в более высокий ценовой сегмент, в котором конкуренция с западноевропейскими и японскими игроками будет крайне затруднительной для российского экспортера.
Принимая во внимание указанные примеры, следует отметить, что значительное присутствие иностранных компонентов в сборке передовой экспортной техники в определенных случаях снижает конкурентоспособность продукции российского производства по ряду причин.
Во-первых, в силу отмеченных выше причин российская перспективная экспортная продукция, активно продвигаемая на зарубежные рынки, напрямую зависит от доступа к компонентам иностранного производства. В случае отказа зарубежных партнеров от дальнейших поставок наукоемких компонентов перед российскими экспортерами встанет необходимость разработки отечественных аналогов и/или поиска новых источников необходимых элементов. Это, в свою очередь, приведет к срыву уже заключенных сделок, а также повлечет репутацион-ные издержки. Подобная ситуация, к примеру, складывается в нефтегазовой сфере, поскольку США ввели эмбарго на поставки в Российскую Федерацию нефтегазового оборудования, возможностей для производства которой в нашей стране не имеется6. В 2013 году на долю стран, которые ограничили поставки оборудования для нефтегазового сектора РФ, приходилось 64% всех поставок соответствующих технологий. В числе этих стран на США приходилось 16% их импорта, на Германию - 12%, на Канаду и Италию - по 6%7.
Во-вторых, закупки необходимой для производства российской продукции, включая неовеществленные технологии, осуществляются в иностранной валюте. Неблагоприятная конъюнктура на валютном и нефтяном рынках вкупе с экономической ситуацией российской экономики в краткосрочной перспективе приводит к существенному удорожанию иностранных компонентов, а в долгосрочной - к невозможности их дальнейшего импорта.
6 Из США и ЕС в основном поставлялись насосы, автобуровые, комплектующие для буровых и проходческих машин, а также других машин и механизмов. В Минпромторге РФ считают, что заместить многие виды оборудования российским производством в обозримом будущем не удастся.
7 ЦМТ углубился в эмбарго на поставки нефтегазового оборудования в РФ // Информационный портал газеты «КоммерсантЪ» URL: http://www.kommersant.ru/doc/2594215
11 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
83 Q
Таким образом, представляется необходимым отметить, что вовлечение иностранных поставщиков в процессы производства российской экспортной машинно-технической продукции в сложившихся условиях является процессом естественным и экономически оправданным. Для российских экспортеров оно открывает доступ к современным компонентам и технологиям, по тем или иным причинам отсутствующим на российских предприятиях-продуцентах указанной продукции, позволяя тем самым «перескочить» затратные с точки зрения временных и денежных издержек этапы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления промышленных образцов.
В то же время во избежание ситуации, когда российские производители становятся в зависимость от своих иностранных партнеров, представляется необходимым преимущественное внимание уделять проведению полномасштабной программы импортозамещения в машиностроительной отрасли, запуску процессов создания новых и обновления существующих промышленных фондов, способных в полной мере ответить на существующие в современных условиях вызовы экономического и политического характера. Это позволит не только нивелировать негативные факторы, вызванные необходимостью закупки наиболее наукоемких элементов для перспективной российской техники у зарубежных партнеров, но и в долгосрочной перспективе повысить конкурентоспособность российской промышленной продукции как на национальном, так и на международном рынке.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): Основные показатели научно-технологического развития стран мира, http://stats.oecd.org/Index. aspx?DataSetCode=MSTI_PUB (Dannye Organizacii jekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitija (OJeSR): Osnovnye pokazateli nauchno-tehnologicheskogo razvitija stran mira)
Механик А.Г. Станок для нового уклада // Эксперт - Online : еженед. дел. изд. М., 2013. URL: http://expert.ru/expert/2013/07/stanok-dlya-novogo-uklada/ (Mehanik A.G. Stanok dlja novogo uklada // Jekspert - Online : ezhened. del. izd. M., 2013)
Доклад Минэкономразвития России «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 году» // Информационный портал Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/97fcd9bd-03b8-4c66-a02f-117d69e48429/ Итоги_2014.pdf (Doklad Minjekonomrazvitija Rossii «Ob itogah social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii v 2014 godu» // Informacionnyj portal Minjekonomrazvitija Rossii) Данные Группы Всемирного Банка: Данные по затратам на НИКОР в странах мира, http://data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS (Dannye Gruppy Vsemirnogo Banka: Dannye po zatratam na NIKOR v stranah mira)
Данные Федеральной таможенной службы Российской Федерации: Таможенная статистика http://www.customs.ru/index.php?id=13858&Itemid=2095&option=c om_content&view=article (Dannye Federal'noj tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii: Tamozhennaja statistika)
^ 84
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2015
Погосян: Стоимость программы создания «Сухой Суперджет 100» составила 1,5 млрд. долл. США // Информационный портал новостного агентства ИТАР-ТАСС. URL: http:// itar-tass.com/ekonomika/525576 (Pogosjan: Stoimost' programmy sozdanija «Suhoj Superdzhet 100» sostavila 1,5 mlrd. doll. SShA // Informacionnyj portal novostnogo agentstva ITAR-TASS) Основные индикаторы финансового рынка по состоянию на 9 августа 2015 г. // Сайт Центрального Банка Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/ (Osnovnye indikatory finansovogo rynka po sostojaniju na 9 avgusta 2015 g. // Sajt Central'nogo Banka Rossijskoj Federacii)
ЦМТ углубился в эмбарго на поставки нефтегазового оборудования в РФ // Информационный портал газеты «КоммерсантЪ» URL: http://www.kommersant.ru/doc/2594215 (CMT uglubilsja v jembargo na postavki neftegazovogo oborudovanija v RF // Informacionnyj portal gazety «Kommersant##»)
11 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
85 Q