ИССЛЕДОВАНИЕ
Казарян М.О.1, Кнобель А.Ю.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
Риски и возможные последствия прекращения торгово-экономического сотрудничества для предприятий
России и Украины
АННОТАЦИЯ:
Данная статья посвящена оценке рисков и возможных последствий прекращения торгово-экономического сотрудничества для предприятий России и Украины в связи с подписанием Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и политической ситуации вокруг этого процесса. На основании анализа изменения взаимоотношений российских предприятий ВПК, машиностроения, химической, атомной и космической отраслей с украинскими партнерами, а также анализа возможного нарастания сотрудничества украинских предприятий с европейскими компаниями, делается вывод о том, что ущерб от текущей военно-политической напряженности для российских предприятий значительно превосходит прогнозируемый прямой эффект от соглашения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: торгово-экономическое сотрудничество, международная торговля, зона свободной торговли, Европейский союз, импортозамещение
JEL: F15, F52, L14, L64
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Казарян М.О., Кнобель А.Ю. Риски и возможные последствия прекращения торгово-экономического сотрудничества для предприятий России и Украины // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 2. — С. 155-166. — doi: 10.18334/rp.17.2.2205
Казарян Мария Овсеповна, научный сотрудник Центра исследований международной торговли Института прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва ([email protected])
Кнобель Александр Юрьевич, директор Центра исследований международной торговли Института прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 21.11.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 31.01.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/rp.17.2.2205
(с) Казарян М.О., Кнобель А.Ю. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
16 сентября 2014 г. Верховная рада Украины одобрила законопроект о ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом. Для Евросоюза данное соглашение является самым объемным документом, заключенным с третьими странами, а для Украины - крупнейшим по объему и тематическому охвату международным соглашением с перечнем конкретных норм ЕС, которые Украина должна имплементировать в свое законодательство [0, 0]. Эксперты условно выделяют несколько видов рисков для России непосредственно от заключения Соглашения [0]:
1. Риск нелегального реэкспорта европейских товаров через территорию Украины вследствие различия ставок (максимальные потери для России оцениваются экспертами в 0,5 млрд долл.).
2. Риск вытеснения подешевевшими европейскими товарами украинских товаров (на украинском рынке) и перенаправление украинских товаров на российский рынок (максимальные потери для России оцениваются экспертами в 0,3-0,45 млрд долл.).
3. Эффект отклонения торговли: переориентация торговых потоков с направлений «Россия - ЕС» и «Россия - Украина» на направление «ЕС - Украина».
4. Риск потери части украинского рынка из-за рассогласованности технических и прочих стандартов (максимальные потери для России оцениваются экспертами в 1,95 млрд долл.) [0].
Хотя начало имплементации экономических положений Соглашения начинается 1 января 2016 г.1, подписание данного соглашения и политическая ситуация вокруг него уже привели к ухудшению торгово-экономических отношений России с Украиной. Резкое сокращение торговли по большинству товарных групп связано в том числе с наблюдаемым ухудшением политических взаимоотношений, что в свою очередь препятствует выходу продукции на рынок партнера и разрушает традиционные производственные цепочки, усугубляя положение целого ряда компаний. В данной работе представлена оценка рисков торгово-экономического сотрудничества некоторых российских и украинских предприятий машиностроения, ВПК, космической, атомной и химической промышленности, оказавшихся в условиях
1 Оценку последствий соглашения на экономику Украины можно встретить в работе Movchan V., Giucci R. (2011) [0].
политической нестабильности и разрыва производственно-кооперативных связей.
Обзор торгово-экономического сотрудничества предприятий России и Украины по отраслям: риски сокращения торговли по политическим причинам
Рассмотрим текущую ситуацию на рынке авиастроения. Самолеты «Ан» собираются в Украине на заводе ГП «Антонов» и на российских авиазаводах в Ульяновске, Самаре и ОАО «ВАСО» в Воронеже. По итогам 2012 г. ОАО «ВАСО» поставило в адрес ГП «Антонов» продукции на общую сумму свыше 218 млн руб., а ГП «Антонов» в адрес воронежского завода - на сумму свыше 142 млн руб. [0]. В настоящее время сотрудничество компаний по производству самолетов практически прекратилось: в Украине по каждому типу самолетов предусмотрены программы импортозамещения [0]. Россия продолжает выплачивать «Антонову» роялти за чертежи, а «Антонов» в свою очередь осуществляет техническое сопровождение гражданских самолетов. По мнению специалистов ОАО «ВАСО», почти все комплектующие, кроме двигателя, можно заменить на отечественные. Однако если отношения с Украиной обострятся, ОАО «ВАСО» рискует потерять компетенцию финальной сборки. В связи с тем, что интеллектуальные права на большинство самолетов «Ан» принадлежат Украине и нет возможности организовать их производство на российских заводах независимо от «Антонова», запускается производство российских аналогов серии «Ил» и «Ту» [0].
Почти все зарубежные контракты «Антонова» обеспечивались российской лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко». В 2011 г. «Ильюшин Финанс Ко» и «Антонов» подписали контракт на поставку в период с 2012 по 2014 гг. 10-ти самолетов Ан-158 стоимостью 27-30 млн долл. (стоимость российских комплектующих - порядка 15 млн долл.) [0]. После начала военных действий компании отказались от совместных планов создания на базе Ан-148-100 линейки различных самолетов, например, так и не реализовался контракт на создание военно-транспортного и грузового Ан-178 на сумму 150 млн долл. [0]. По проекту Ан-148 общий портфель заказов до 2017 г. составлял 240 самолетов по цене 25-30 млн долл. (стоимость российских комплектующих - порядка 19 млн долл.) [0].
Что касается опыта сотрудничества Украины и ЕС в области кооперации авиастроения, в ходе переговоров о совместном производстве самолетов, получив доступ к проектной документации военно-транспортного самолета Ан-70, специалисты Airbus создали аналогичную модель А-400М [0]. В настоящее время самолеты украинского производства в ЕС не экспортируются, так как они не прошли соответствующую сертификацию, однако «Антонов» ведет переговоры о сотрудничестве с Польшей и Германией.
Ухудшилась ситуация и на рынке вертолетостроения. в 2014 г. было запланировано производство запорожским заводом «Мотор Сич» около 400 вертолетных двигателей для российских заказчиков, но в связи с запретом Украиной экспорта товаров военного и двойного назначения в РФ контракт не был исполнен. Кроме того, «Мотор Сич» полностью прекратила поставки для российской компании «Тактическое ракетное вооружение» малоразмерных газотурбинных двигателей для крылатых ракет. В настоящее время сотрудничество «Мотор Сич» с российскими партнерами сохранилось только в рамках оснащения вертолетов гражданского назначения и боевых вертолетов, которые Россия производит на экспорт [0], а именно продолжается сотрудничество «Мотор Сич» и «Вертолеты России» в рамках пятилетнего контракта, подписанного в ноябре 2011 г., на поставку ежегодно 270 вертолетных двигателей на общую сумму 1,5 млрд долл. [0]. Также завод рассматривает возможность поставки украинских авиадвигателей в РФ через третьи страны. В планах завода - расширение сотрудничества со странами ЕС. 9 января 2015 г. в Австрии прошел испытания самолет DA50 с новым двигателем АИ-450 производства компании «Мотор Сич» [0]. Предполагается, что в середине 2016 г. самолет DA50 войдет в серийное производство и продажи достигнут 50-ти и более самолетов в год.
Стоит обратить внимание, что многие двигатели, которые серийно изготавливали на «Мотор Сич», делаются также и на заводе «Климов» в Санкт-Петербурге. Согласно текущему плану, к 2016 г. предприятие выйдет на плановую мощность и начнет поставлять по 350 двигателей в год, а затем объемы увеличатся до 500 штук в год и полностью покроют спрос российских предприятий. Однако, по мнению военных экспертов, полное прекращение сотрудничества России с «Мотор Сич» приведет к снижению производства вертолетов в связи с тем, что потребуется несколько лет для поиска альтернативных
источников электронных компонентов и других высокотехнологичных комплектующих, хотя часть этой продукции в ближайшее время можно будет импортировать из Китая и Белоруссии [0].
Сложная ситуация для предприятий Украины наблюдается на рынке вагоностроения. В 2014 г. из Украины в Россию было экспортировано 700 вагонов, что на 85% ниже, чем в 2013 г. [0]. Причем сокращение связано не с политическими причинами, а с отсутствием необходимости пополнения парка в условиях переизбытка вагонов российского производства. Крупнейшее вагоностроительное предприятие Украины - «Азовмаш» - второй по размерам поставщик грузовых вагонов в России после «Уралвагонзавода», было вынуждено сократить объемы производства в 2014 г. на 93%, а в настоящее время не работает [0]. В 2014 г. убыток Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ) составил 357,57 млн гривен, тогда как в 2013 г. его чистая прибыль составляла 339,38 млн гривен. Для приведения производства в соответствие с европейскими стандартами КВСЗ собирается вложить в ближайшие три года сотни миллионов гривен [0].
Основные направления военно-технического сотрудничества Украины и России включают двигателестроение, авиационную промышленность, строительство ракет-носителей. В марте 2014 г. Украина ввела эмбарго на поставку продукции военного назначения в Россию. При этом порядка 70% поставщиков, выпускающих комплектующие для украинской оборонной промышленности, находятся в России. «Зоря» - «Машпроект» (г. Николаев), производящее газотурбинные силовые установки, более 90% продукции отправляет на экспорт, в основном в РФ [0]. В случае прекращения сотрудничества для России существуют риски срыва производства 17 боевых кораблей Военно-Морского Флота на сумму 4,1 млрд долл. из-за непоставки украинских двигателей (производство российских аналогов планируют организовать в Рыбинске) [0].
Что касается космической отрасли, то объемы производства завода «Южмаш» (порядка 80% заказов приходило из РФ) ракетно-космической техники в 2014 г. по договорам с РФ сократились более чем в 60 раз, соответственно с 106 млн долл. в 2011 г. до 1,75 млн долл. в 2014 г. [0]. По данным «Роскосмоса», для компенсации последствий от разрыва кооперации в космической отрасли с Украиной и локализации производства в РФ до 2018 г. потребуется около 33 млрд руб. [0].
Краткосрочные риски для российских предприятий атомной промышленности заключаются в свертывании российско-украинской кооперации в производстве ядерных реакторов, котлов и энергоблоков для АЭС, долгосрочные - в полном или частичном отказе Украины от российского топлива в связи с переходом на американское ядерное топливо и переводе систем безопасности украинских АЭС на систему безопасности ЕС, практически блокирующий строительство новых и эксплуатацию действующих реакторов российского типа на Украине.
В настоящее время, за исключением импорта ядерного топлива и услуг по отработанному ядерному топливу, Украина практически не сотрудничает с российскими предприятиями атомной промышленности [0]. 28 августа 2014 г. ОАО «Турбоатом», ГП «НАЭК «Энергоатом» и ГП «Завод «Электротяжмаш» подписали протокол переговоров об импортозамещении энергетического оборудования для АЭС Украины [0]. Риски «Росатома» по запуску энергоблока №4 Белоярской АЭС оправдались: срыв планов по закупке арматуры на Украине привел к переносу энергопуска с сентября на конец 2014 г., а в конечном счете «Росэнергоатом» решил использовать оборудование российского производства [0]. Существуют также риски потери «Росатомом» заказа на строительство нового ректора на ЮжноУкраинской АЭС на сумму примерно на 5 млрд долл. В сентябре 2015 г. Украина расторгла соглашение о достройке «Росатомом» двух энергоблоков Хмельницкой АЭС на сумму 3 млрд долл. [0]. Потери «Атомэнергомаша» (машиностроительный дивизион «Росатома») в связи с приостановлением поставок оборудования для модернизации Старобешевской ТЭС в Донецкой области Украины оцениваются в 600 млн руб.
В рамках стратегического курса Украины на ядерно-энергетическую независимость от России в декабре 2014 г. было продлено до 2020 г. сотрудничество Украины с главным конкурентом «Росатома» в Европе - американским «Вестингаузом», который уже покрывает более 7% украинского импорта ядерного топлива [0]. В связи с этим риски потери Россией украинского рынка оцениваются от 600 млн долл. до 1,2 млрд долл. в год или более 50% общего топливного экспорта «Росатома». Впрочем, пока опыт использования американского топлива на российских реакторах преимущественно негативный. При его эксплуатации в 2012 г. на Южно-Украинской АЭС были выявлены
конструкционные проблемы, и Госинспекция ядерного регулирования Украины запретила его использование.
Примером позитивной динамики российско-украинского сотрудничества выступает рост поставок оборудования для российских АЭС, а также гидро- и электростанций украинского завода ОАО «Турбоатом». В соответствии с долгосрочной стратегией развития к 2017 г. ОАО «Турбоатом» рассчитывает экспортировать в страны Таможенного союза оборудования и услуг более чем на 660 млн долл. в год [0]. С другой стороны, завод параллельно расширяет сотрудничество и со странами ЕС, с которыми в 2014 г. были подписаны контракты в объеме до 40 млн долл., в том числе на 8 млн долл. - с Венгрией, на 4 млн долл. - с Болгарией, около 1 млн долл. - с Финляндией [0]. Если рассматривать возможности замены импортируемой Россией продукции «Турбоатома», то, по оценкам экспертов, России для налаживания производства газотурбинного оборудования, аналогичного оборудованию «Турбоатома», потребуется от 2 до 3 лет.
Основу российского экспорта в Украину продуктов неорганической химии формирует аммиак (90%), причем значительная часть его поставок проходит транзитом по аммиакопроводу Тольятти -Одесса. В 2012 г. «Тольяттиазот» экспортировал по трубопроводу 1,526 млн тонн аммиака в Украину, при том что квота Украины на 2012 г. составила 1,6 млн тонн аммиака [0]. Недовыработка связана с тем, что с 16 декабря 2011 г. по 18 января 2012 г. Украина приостановила прокачку аммиака по своей территории, а «Тольяттиазот» сообщил о вынужденной остановке производства и понесенных 500 млн руб. убытка. В то же время украинские власти повысили тарифы на прокачку аммиака для российского «Тольяттиазота» в 6 раз. Таким образом, основными рисками для российского предприятия являются возможное наложение санкции со стороны Украины, а также опасность повреждения трубопровода вследствие боевых действий в Донбассе.
За первое полугодие 2014 г. компания «ЕвроХим», обеспечивающая в 2013 г. 20% потребностей украинского рынка удобрений, получила выручку от продажи удобрений на украинском рынке в размере 4,3 млрд руб. (что составило 4,5% выручки за первое полугодие 2013 г.) [0]. На снижение выручки повлияло сокращение поставок в связи с политической и экономической нестабильностью на Украине, а также принятое Межведомственной комиссией по международной торговле решение о повышении антидемпинговых
пошлин на ввоз аммиачной селитры для российских экспортеров до 36,03% против 10,78% ранее.
Заключение
1. Ущерб от текущей военно-политической напряженности, в частности разрыв производственно-кооперационных связей и риски невыполнения контрактов преимущественно в области машиностроения и космоса, атомной, химической промышленности и ВПК, в сумме можно оценить более чем в 20 млрд долл. в год. Это значительно превосходит оценки прямого эффекта от Соглашения об ассоциации Украины и ЕС.
2. Переориентация экспорта предприятий Украины с России на страны ЕС носит ограниченный характер во многом из-за несоответствия технических стандартов и требованиям сертификации. Положительным примером нарастающего сотрудничества предприятий Украины и стран ЕС выступает атомная промышленность.
ИСТОЧНИКИ:
1. Association Agreement between the European Union and its Member States, of the one part,
and Ukraine, of the other part. - 290 final. - Brussels, 2013. - P. 1-2228.
2. MovchanV., Giucci R. Quantitative Assessment of Ukraine's Regional Integration Options:
DCFTA with European Union vs. Customs Union with Russia, Belarus and Kazakhstan [Electronic resource]. - 2011. - PP/05/2001. - (Policy Paper Series). - Mode of access: http://www.ier.com.ua/en/publications/consultancy_work?pid=3107
3. EU-Ukraine Association Agreement: Guideline for Reforms [Electronic resource] / O. Sushko
[et al.]. - 2012. - KAS Policy Paper No. 20. - Mode of access: http://www.kas.de/wf/doc/kas_32048-1522-2-30.pdf?120911173352
4. Ассоциация Украины с Европейским союзом: последствия для России: информационно-
аналитический доклад / Фонд перспективных исследований и инициатив, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Центр ситуационного анализа РАН, Фонд поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова. - М.: ИМЭМО, 2014. - 64 с.
5. «Ильюшин финанс» и «Антонов» подписали твердый контракт на 10 Ан-158
[Электронный ресурс] // Ведомости. - 2011. - 21 июня. - Режим доступа:
http://www.vedomosti.ru/business/news/2011/06/21/lizingovaya_kompaniya_ilyushin
_finans_i_ukrainskij_antonov
6. Самофалова О. Есть чем заменить [Электронный ресурс] // Взгляд. - 2014. - 17 июня. -
Режим доступа: http://www.vz.ru/economy/2014/6Z17/691580.html
7. Самофалова О. Отказываясь строить АЭС с Россией, Украина сильно рискует
[Электронный ресурс] // Взгляд. - 2015. - 16 сентября. - Режим доступа: http://www.vz.ru/economy/2015/9A6/767210.html
Коцубинская М. «Росатом» может потерять 1,6 млрд руб. на Украине [Электронный ресурс] // РБК. - 2014. - 10 июня. - Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/industry/562949991695069
8. Роскосмос подготовил план замещения украинских комплектующих [Электронный
ресурс] // Взгляд. - 2014. - 28 июля. - Режим доступа: http://vz.ru/news/2014/7/28/697517.html
9. Крецул Р. Украина напрасно рассчитывает на помощь Запада в производстве Ан-70
[Электронный ресурс] // Взгляд. - 2015. - 27 мая. - Режим доступа: http://www.vz.ru/society/2015/5/27/747670.html
10. Новая разработка «Антонова» Ан-178 может до лета подняться в небо - авиастроитель
[Электронный ресурс] // Военный информационный портал Military Navigator. -2015. - 5 апреля. - Режим доступа: http://www.milnavigator.com/novaya-razrabotka-antonova-an-178-mozhet-do-leta-podnyatsya-v-nebo-aviastroitel
11. Тельманов Д. Ничего патриотичного, только бизнес [Электронный ресурс] //
Газета.ш. - 2015. - 19 февраля. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/politics/2015/02/19_a_6418029.shtml
12. Годовой отчет «Тольяттиазот» за 2012 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.toaz.ru/files/470/%D0%93%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D 0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%
D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%202012%20%D0%B3 %D0%BE%D0%B4_%D0%BCpdf
13. Замдиректора ГП «Электротяжмаш»: о проблемах завода, новых заказах и памятнике
Ленину [Электронный ресурс] // Городской дозор. - 2015. - 18 марта. - Режим доступа: http://dozor.kharkov.ua/file/Kostyuk/interview/1159915.html
14. Гибель «Азовмаша»: Юрий Иванющенко бросил свои предприятия на произвол
судьбы [Электронный ресурс] // Деловой ресурс Forbes Украина. - 2015. - Режим доступа: http://forbes.ua/business/1388821-gibel-azovmasha-yurij-ivanyushchenko-brosil-svoi-predpriyatiya-na-proizvol-sudbyT
15. Крюковский вагонзавод получил 358 млн гривен убытков [Электронный ресурс] //
Деловой ресурс Forbes Украина. - 2015. - Режим доступа:
http://forbes.ua/news/1390985-kryukovskij-vagonzavod-poluchil-358-mln-griven-
ubytkov
16. Рогозин пообещал перенести производство двигателей для военных кораблей из
Николаева в Рыбинск [Электронный ресурс] // Интерфакс. - 2014. - 12 августа. -Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/390851
17. Еврохим намерен перенаправить поставки удобрений с Украины на другие рынки
[Электронный ресурс] // Информационно-аналитический центр RUPEC. - 2014. - 14 августа. - Режим доступа: http://www.rupec.ru/news/29995/
18. Кнобель А.Ю. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные
препятствия // Вопросы экономики. - 2015. - № 3. - С. 87-108.
19. Харсеев О. Украинские вагоны не доехали до России [Электронный ресурс] // Газета
Коммерсантъ. - 2014. - 31 марта. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2441875
20. Торяник В. «Турбоатом» наращивает объемы реализации продукции [Электронный
ресурс] // Медиа группа Объектив. - 2015. - 3 июня. - Режим доступа: http://www.objectiv.tv/030615/114566.html
21. Харьковский «Турбоатом» налаживает поставки в Европейский Союз? [Электронный
ресурс] // Новостной портал mykharkov.info. - 2014. - Режим доступа:
http://mykharkov.info/news/xarkovskij-turboatom-nalazhivaet-postavki-v-evropejskij-
soyuz-94135.htm
22. Газета трудового коллектива флагмана отечественного энергомашиностроения ОАО
«Турбоатом» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОАО «Турбоатом». -2014. - № 15. - Режим доступа:
http://www.turboatom.com.ua/content/documents/27/2673/files/2014-09-15.pdf
23. Официальный сайт компании «Мотор Сич».
24. ВАСО сокращает закупки украинских агрегатов для Ан-148 и Ан-158 [Электронный
ресурс] // Портал Trans-Port. - 2013. - 7 февраля. - Режим доступа: http://trans-port.com.ua/44566-vaso-sokrashhaet-zakupki-ukrainskikh-agregatov.html
25. Энергоблок БН-800 Белоярской АЭС будет запущен в срок [Электронный ресурс] //
Пронедра. - 2014. - 16 октября. - Режим доступа: http://pronedra.ru/atom/2014/10/16/baes-zapusk/
26. Симонова М. Первый самолет новой России не взлетит без украинских деталей
[Электронный ресурс] // РБК. - 2014. - 18 июля. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/18/07/2014/937490.shtml
27. Коцубинская М. «Росатом» может потерять 1,6 млрд руб. на Украине [Электронный
ресурс] // РБК. - 2014. - 10 июня. - Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/industry/562949991695069
28. Украинский «Южмаш» частично приостановил работу из-за нехватки заказов
[Электронный ресурс] // РИА Новости. - 2015. - 28 января. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20150128/1044789356.html#ixzz3buGyhz3j
29. «Турбоатом» изготовил оборудование для АЭС российского проекта [Электронный
ресурс] // РИА Новости Украина. - 2015. - 13 ноября. - Режим доступа: http://rian.com.ua/economy/20151113/1000230824.html
30. Авиапром на примере харьковского завода: научиться жить без России [Электронный
ресурс] // РИА Новости Украина. - 2015. - 8 апреля. - Режим доступа: http://rian.com.ua/analytics/20150408/365957919.html
31. Роскосмос не будет закупать украинские ракеты «Зенит» [Электронный ресурс] //
Русская служба BBC. - 2015. - 2 февраля. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2015/02/150202_roskosmos_zenit_plans
32. Российская «Ильюшин финанс» заинтересована в продолжении работы с ГП
«Антонов» [Электронный ресурс] // ЦТС - Центр транспортных стратегий. - 2014. -8 августа. - Режим доступа:
http://cfts.org.ua/news/rossiyskaya_ilyushin_finans_zainteresovana_v_prodolzhenii_ra boty_s_gp_antonov_21413
Maria O. Kazarian, Research assistant of the Center for International Trade Studies, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow
Alexander Yu. Knobel, Director of the Center for International Trade Studies, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow
Risks and possible consequences of terminated trade and economic cooperation for Russian and Ukrainian enterprises
ABSTRACT:
This article focuses on assessment of risks and possible consequences of terminated trade and economic cooperation for Russian and Ukrainian enterprises in connection with the signing of the Association Agreement between Ukraine and EU and the political situation around this process. Based on the analysis of changes in relations between Russian military enterprises, mechanical engineering, chemical, nuclear and aerospace industries with Ukrainian partners , as well as the analysis of possible increase of cooperation between the Ukrainian enterprises and European companies, it was concluded that the damage from the current military and political tension for Russian enterprises significantly exceeds the estimated direct effect of the agreement.
KEYWORDS: economic and trade cooperation, international trade, free trading zone, European Union, import substitution