Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА'

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / БИЗНЕС-МОДЕЛИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аль-Харгуси Саиф Н.М.

Статья посвящена современным тенденциям цифровизации и цифровой трансформации бизнеса. Цифровизация хозяйственной деятельности в настоящее время стала одним из основных трендов в развитии отечественного бизнеса. Цифровые решения оказывают существенное влияние на модели и бизнес-процессы, а их применение обусловлено изменениями в потребительском поведении, доступностью технологий и положительным экономическим эффектом. Пандемия Covid-19 способствовала тому, что бизнес стал стремительно осваивать цифровые инструменты в организации коммерческой деятельности, что способствует стремительной цифровой трансформации бизнеса. При этом хозяйствующие субъекты сталкиваются не только с положительными сторонами цифровизации, но и с необходимостью решения новых задач, преодолевая влияние рисков и угроз. В современной экономике появляются новые цифровые бизнес-модели, и у большинства компаний возникают трудности с переходом или адаптацией к новым моделям, прежде всего в связи с недостатком информации и компетенций. Поэтому повышается роль корпоративного обучения и развития персонала, формирования цифровых компетенций и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аль-Харгуси Саиф Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONDITIONS FOR DIGITAL BUSINESS TRANSFORMATION

The article is devoted to modern trends in digitalization and digital transformation of business. The digitalization of economic activity has now become one of the main trends in the development of domestic business. Digital solutions have a significant impact on models and business processes, and their application is driven by changes in consumer behavior, the availability of technology and a positive economic effect. The Covid-19 pandemic has fueled businesses to rapidly adopt digital tools in business organization, which is driving the rapid digital transformation of businesses. At the same time, business entities are faced not only with the positive aspects of digitalization, but also with the need to solve new problems, overcoming the impact of risks and threats. In the modern economy, new digital business models are emerging, and most companies have difficulty transitioning or adapting to new models, primarily due to a lack of information and competencies. Therefore, the role of corporate training and development of personnel, the formation of digital competencies and skills is increasing.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА»

2. Алексеева Е.В., Завьялов Д.С. Место Российской Федерации в международной торговле технологиями // Вестник Академии знаний. 2021. № 2 (43). С. 21-25.

3. Дорожкина Т.В., Полякова К.В. Роль таможенных органов в создании благоприятного бизнес-климата на территории ЕАЭС // Успех современной экономики . 2020. N° 2. С. 110-114.

4. Крутиков В.К., Косихина О.П., Мигел А.А. Российские особенности внедрения цифровых технологий в условиях санкций // Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 66 - 69.

5. Непарко, М. В. Влияние государственной политики в инновационном развитии регионов: научно-исследоовательская работа / М. В. Непарко ; М. В. Непарко ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высшего проф. образования Российский гос. гуманитарный ун-т, Фил. РГГУ в г. Калуге, Каф. экономико-упр. и правовых дисциплин. - Калуга : КЦДО, 2007. - 27 с.

6. Петрушина О.М., Меркулова А.И., Тер-Оганесян К.А. Осуществление таможенных средств контроля товаров, возможностей интеллектуальной собственности // Вестник Академии знаний . 2020. № 5 (40). С. 377 -380.

References:

1. Alekseeva E.V., Akhmedzyanov R.R. , Petukhova V.V. Regulation of innovations in foreign trade activities within the framework of the EAEU: the customs aspect // Russian Economic Bulletin. 2020. V. 3. No. 4. S. 94-99.

2. Alekseeva E.V., Zavyalov D.S. The place of the Russian Federation in the international trade in technologies // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 2 (43). pp. 21-25.

3. Dorozhkina T.V., Polyakova K.V. The role of customs authorities in creating a favorable business climate on the territory of the EAEU // Success of the modern economy. 2020. No. 2. P. 110-114.

4. Krutikov V.K., Kosikhina O.P., Miguel A.A. Russian features of the introduction of digital technologies in the context of sanctions // Economics and Entrepreneurship. 2018. No. 5 (94). pp. 66 - 69.

5. Neparko, M. V. Influence of state policy in the innovative development of regions: research work / M. V. Neparko; M. V. Neparko; Federal Agency for Education, State. educational institution of higher prof. education Russian state. Humanitarian University, Phil. Russian State University for the Humanities in Kaluga, Dept. economic control and legal disciplines. - Kaluga : KTsDO, 2007. - 27 p.

6. Petrushina O.M., Merkulova A.I., Ter-Oganesyan K.A. Implementation of customs controls for goods, opportunities for intellectual property // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40). pp. 377-380.

EDN: ZMVURE

Н.М. Аль-Харгуси Саиф - аспирант, факультет управления, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, al-khargusi@sfedu.ru,

N.M. Al-Khargusi Saif - Postgraduate student, Faculty of Management, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА MODERN CONDITIONS FOR DIGITAL BUSINESS TRANSFORMATION

Аннотация. Статья посвящена современным тенденциям цифровизации и цифровой трансформации бизнеса. Цифровизация хозяйственной деятельности в настоящее время стала одним из основных трендов в развитии отечественного бизнеса. Цифровые решения оказывают существенное влияние на модели и бизнес-процессы, а их применение обусловлено изменениями в потребительском поведении, доступностью технологий и положительным экономическим эффектом. Пандемия Covid-19 способствовала тому, что бизнес стал стремительно осваивать цифровые инструменты в организации коммерческой деятельности, что способствует стремительной цифровой трансформации бизнеса. При этом хозяйствующие субъекты сталкиваются не только с положительными сторонами цифровизации, но и с необходимостью решения новых задач, преодолевая влияние рисков и угроз. В современной экономике появляются новые цифровые бизнес-модели, и у большинства компаний возникают трудности с переходом или адаптацией к новым моделям, прежде всего в связи с недостатком информации и компетенций. Поэтому повышается роль корпоративного обучения и развития персонала, формирования цифровых компетенций и навыков.

Abstract. The article is devoted to modem trends in digitalization and digital transformation of business. The digitalization of economic activity has now become one of the main trends in the development of domestic business. Digital solutions have a significant impact on models and business processes, and their application is driven by changes in consumer behavior, the availability of technology and a positive economic effect. The Covid-19 pandemic has fueled businesses to rapidly adopt digital tools in business organization, which is driving the rapid digital transformation of businesses. At the same time, business entities are faced not only with the positive aspects of digitalization, but also with the need to solve new problems, overcoming the impact of risks and threats. In the modern economy, new digital business models are emerging, and most companies have difficulty transitioning or adapting to new models, primarily due to a lack of information and competencies. Therefore, the role of corporate training and development of personnel, the formation of digital competencies and skills is increasing.

Ключевые слова: цифровая трансформация бизнеса, цифровизация, цифровая экономика, цифровые инструменты, бизнес-модели, цифровизация бизнеса.

Keywords: digital transformation of business, digitalization, digital economy, digital tools, business models, digitalization of business.

Цифровая трансформация проходит как на уровне экономики страны в целом, так и на уровне отдельных компаний. Исследование данного процесса становится наиболее актуальным именно сейчас, так как международные корпорации внедряют новейшие технологии и проводят цифровую трансформацию существующих бизнес-моделей с целью усиления конкурентных позиций в отрасли за счет создания технологических новаций. Необходимость применения новых информационных технологии и их использования в бизнесе исходит от самих покупателей, а компании лишь приспосабливаются и предо-

ставляют различные услуги своим клиентам. Поэтому цифровая трансформация означает существенный рост продуктивности, сокращение существующих расходов, увеличение объема продаж и доли организации на рынке с помощью внедрения цифровых технологий. Цифровизация хозяйственной деятельности в настоящее время стала одним из основных трендов в развитии отечественного бизнеса [1]. Цифровые решения оказывают существенное влияние на модели и бизнес-процессы, а их применение обусловлено изменениями в потребительском поведении, доступностью технологий и положительным экономическим эффектом.

Практика показывает, что бизнес не всегда быстро адаптируется к новым изменениям и требованиям в связи с цифровой трансформацией. Разработка инструментов и механизмов такой адаптации в контексте международной конкурентной среды представляет собой актуальную научную проблему. В связи с этим целью исследования является выявление условий, формирующих актуальные требования к системной цифровой трансформации бизнеса.

Цифровая трансформация стала основной темой для компаний по всему миру уже несколько лет назад [2; 3; 4]. Компании, которые не могут адаптироваться к цифровому миру, обязательно станут жертвами «цифровых изменений», и только наиболее адаптируемые компании, реагирующие на технологические тенденции, смогут выжить в конкурентной среде. На сегодняшний день история развития корпоративных технологий изобилует неудачными попытками сосредоточиться исключительно на технологиях без учета более широкой области принятия стратегических решений [5]. В настоящее время существует множество примеров того, как организации не успевают за новой цифровой эпохой, а руководителям по-прежнему не хватает ясности в отношении стратегических аспектов цифровой трансформации [6; 7].

Цифровая трансформация сама по себе является сферой, которая состоит из многочисленных и разнообразных областей исследований, таких как цифровая трансформация общества, отраслей, экономики и отдельных компаний. Цифровая трансформация бизнеса в основном была сосредоточена на изучении проблем, движущих сил и неудач предыдущих проектов. Хотя ключевая роль индивидуальной стратегии в бизнесе признана, она все еще находится в зачаточном состоянии и требует более глубокой работы, чтобы полностью понять, как добиться трансформации [8]. Таким образом, изучение цифровой трансформации бизнеса со стратегической точки зрения должно усилить цифровую трансформацию, а также помочь руководителям усвоить последние разработки и сформировать стратегию, лежащую в основе трансформации, которую они пытаются реализовать, с учетом следующего:

1) анализировать и консолидировать существующую совокупность знаний, связанных с цифровой трансформацией на уровне бизнеса, чтобы понять ее происхождение;

2) более подробно изучить трансформацию бизнеса со стратегической точки зрения, изучить содержание и процесс стратегии новый цифровой трансформации;

3) определить основные отличительные черты новых цифровых преобразований и их влияние на компанию.

Этот узкий (корпоративный) подход обеспечивает лучшее понимание восприятия явления и может помочь установить связи с более широким полем цифровизации.

Цифровая трансформация подчеркивает фундаментальные изменения в современном мире из-за распространения современных цифровых технологий и современного характера цифрового бизнеса. Можно сказать, что мир достиг четвертой промышленной революции, которая распространяется на предыдущие три, но использует новые цифровые технологии, благодаря которым распространение инноваций стало намного быстрее. Для новой глобальной экономики характерны динамика и жесткая конкуренция, в которой залогом успеха является интеграция знаний, технологий и инноваций в продукты и услуги [9]. Поскольку потребители и сообщества совместно создают ценность в цифровых экосистемах, новые технологии также подчеркивают изменяющуюся динамику сетей, от центра организации до размещения клиентов, вовлеченных в цифровые технологии, на периферию. Необходимость трансформации также является очевидной бизнес-реальностью, которая происходит во всех отраслях и затрагивает предприятия всех размеров и форм [10].

В рамках политики компаний по адаптации к новым цифровым преобразованиям, которые приобрели первостепенное значение в настоящее время, когда в мире происходят радикальные изменения для борьбы с пандемией (Covid-19) происходят коренные изменения в том, как компании ведут бизнес. В большинстве стран мира они сосредоточились на переходе на удаленную работу, пытаясь понять будущее в свете глобальной пандемии в области здравоохранения. Недавние события показали, что технологии и цифровые данные стали незаменимыми инструментами в различных компаниях для адаптации к возникающим изменениям. Это привело к тому, что руководители компаний изменяют планы,

чтобы более широко использовать современные информационные технологии как основой инструмент, помогающий предприятиям преодолевать проблемы, вызванные современной пандемией. Соответственно, критически важно обеспечивать связь, безопасность и удаленное предоставление продуктов и услуг. Таким образом, современные информационные технологии позволили создать большую ценность для общества в плане содействия восстановлению и экономическому росту, обеспечивая при этом непрерывность выполняемых хозяйственных операций. Различные коммерческие организации, особенно в развивающихся странах, сталкиваются со многими проблемами в своем стремлении к желаемой цифровой трансформации. Специалисты выделяют три группы таких проблем:

—проблемы гармонизации информационных технологий и бизнеса в разных учреждениях,

- проблемы бюджетных ограничений,

— борьба с рисками.

При рассмотрении стратегий успешной цифровой трансформации для решения этих проблем имеющиеся идеи должны быть воплощены в действия, которые следует основывать на широком видении ценности технологий, управлении рисками и составлении бюджета. Это будет способствовать облегчению и развитию работы компаний. В этом контексте можно увидеть определенную стратегию успешной цифровой трансформации, которая представлена на рисунке 1.

Стратегия развития продуктов (рынков)

Стратегия укрепления сотрудничества лидеров

Стратегия выхода на инф ормационныс технологии

Стратегия покупки

Рисунок 1 - Стратегии успешной цифровой трансформации

В настоящее время произошли большие изменения в бизнес-приоритетах, связанных с появлением новых базовых технологий, таких как Интернет, социальные сети, мобильные телефоны, облачные вычисления, большие данные, аналитика развитие методов искусственного интеллекта и машинного обучения, виртуальная и дополненная реальность, человеко-машинное взаимодействие и т.д. Сформирована цифровая экономика как система, производящая товары и услуги в соответствии с запросами рынка. Таким образом, взаимодействие между виртуальной и реальной частями мира и особенности цифровой экономики дополняются непосредственным общением с заказчиком и пониманием им своих потребностей, что обеспечивает легкость выполнения функций бизнеса в компании. Разработка и применение всех этих технологий оказывают мощное преобразующее воздействие на бизнес, например:

— сокращение времени от идеи до ее реализации на рынке;

— конкуренция за скорость изменения бизнес-моделей;

— обеспечение гибкости и создание уникальных продуктов в серийном производстве;

— быстрый переход производства и масштабное внедрение робототехнических технологий;

— широкое использование облачных сервисов;

— анализ и оценка данных на основе методов больших данных.

Все это вместе составляет новую индустриальную платформу в экономике.

Все перечисленные процессы определяют новые формы управления, так как помогают в своевременном принятии решений и применении данных, построении бизнеса на основе цифровых платформ и экосистем, а также формируют новые управленческие задачи на всех уровнях управления экономикой. Современные экономические преобразования нуждаются в оценке рисков и последствий для общества. Понятно, что смена технологических укладов приводит к формированию иной социальной структуры общества [11]. Изменения, происходящие в компаниях, должны обеспечивать непрерывный процесс управления изменениями с возможностью выбора между стратегией лидерства или стратегией следования за лидером. Эти изменения по-разному проявляются в компаниях разного размера. В малом и среднем бизнесе инициатором изменений является собственник или руководитель. По сути, агентом изменений является руководитель проекта.

В крупном бизнесе необходимо изменить корпоративную культуру, поддерживающую способность к изменениям, цифровое лидерство компании включает в себя три элемента:

— цифровая трансформация стратегического бизнеса;

— управление цифровым бизнесом компании (организация);

- стратегическое цифровое превосходство (инновации).

Имея это в виду, цифровая трансформация - это преобразование компании в цифровую организацию посредством изменений.

Стратегия, бизнес-модель и культура организации, расширяющие границы и возможности компании и позволяющие создать собственную экосистему (построение собственной экосистемы или ее адаптация к существующим системам), формируют задачи управления - обеспечение цифровой трансформации компании (выявление и осознание ценности цифрового бизнеса для трансформации, формирования новой бизнес-модели.

Корпоративное цифровое лидерство предполагает обучение сотрудников, поиск талантов и трансформацию ИТ-инфраструктуры под новые задачи. Концептуально это может быть построение корпоративной стратегии, которая описывается как развитие стратегических идей в конкретной направленности фирмы на имеющиеся на рынке ресурсы, на ключевые компетенции, в бизнес-модели.

Относительно распространения цифровых технологий по видам экономической деятельности можно отметить, что внедрение цифровых инструментов бизнеса происходит быстрее всего в высококонкурентных отраслях экономики. Следовательно, наибольшая доля организаций, использующих ИКТ в своей деятельности, приходится на сферы торговли, финансов и страхования. Компании, работающие в этих областях, должны расти быстрее других, иначе они быстро потеряют свою конкурентоспособность. Цифровые технологии предназначены для ускорения принятия решений, создания новых продуктов, повышения оперативности при открытии новых направлений деятельности, представления новых вариантов взаимодействия с покупателями и клиентами. Цифровизация и последующая цифровая трансформация бизнеса открыли новые возможности: повышение гибкости и адаптивности бизнеса к новым экономическим условиям, новые средства персонализации продукта и внимания потребителей. С другой стороны, на пути к цифровой трансформации предприятия сталкиваются с рядом проблем и рисков, влияние которых можно смягчить за счет государственной поддержки предпринимательства [12]. На уровне регионов, отраслей и бизнес-структур - это во многом зависит от эффективного использования набора драйверов цифровой трансформации на всех уровнях экономической системы. Одним из таких драйверов в современных условиях стали цифровые платформы. Здесь пересекаются интересы государства, бизнеса, конкретных предпринимательских структур, деловых партнеров, отраслей и рыночных институтов.

Цифровизация бизнеса часто является неотъемлемым благом для компании, но не все организации могут адаптироваться к использованию новейших цифровых технологий в бизнесе. Компании с неразвитым менеджментом страдают от его использования. В связи с этим можно сделать вывод, что циф-ровизация бизнеса для компании может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.

Одним из основных факторов успешного внедрения цифровых технологий является понимание руководством необходимости их применения во всех сферах деятельности компании, необходимости проведения изменений внутри компании в соответствии с процессом цифровой трансформации.

Конкурентоспособная компания способна адаптироваться к постоянным изменениям на рынке и всегда двигаться вперёд, её менеджмент характеризуется умением принимать взвешенные профессиональные решения с учетом экономических реалий цифровой среды. С учетом современных условий разработка предпринимательских проектов и использование потенциала цифровой экономики важны для успеха и развития любого бизнеса. Процесс цифровой трансформации должен быть хорошо организован по всем аспектам трансформируемого бизнеса и областям, затронутым трансформацией. С другой стороны, он следует за формулировкой новых стратегий, основанных на текущем положении компании и конкурентной ситуации в отрасли.

Политика компании должна адаптироваться к цифровой трансформации, которая стала важна в наше время, особенно в связи с пандемией Со^-19, когда многие компании перешли на удаленную работу. Менеджмент компании играет важную роль в обеспечении цифровой трансформации компании с позиции выявления и понимания ценности цифрового бизнеса для трансформации, формирования новой бизнес-модели. Одним из основных факторов успешного внедрения цифровых технологий является понимание руководством необходимости цифровой трансформации и ее применения во всех сферах деятельности компании, внутренние изменения в соответствии с процессом цифровой трансформации.

Важно заниматься обучением сотрудников компании, потому что они являются одним из основных факторов развития и изменения состоянии компании, особенно в условиях цифровой трансформации. Крупным компаниям необходимо работать над формированием стратегии и бизнес-модели, чтобы расширить границы и максимально использовать цифровые инструменты в рамках существующих или собственной экосистемы.

Источники:

1. Ватутина Л.А., Злобина Е.Ю., Хоменко Е.Б. Цифровизация и цифровая трансформация бизнеса: современные вызовы и тенденции // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2021. - №31(4). - С. 545-551.

2. Von Leipzig T. Initialising customer-orientated digital transformation in enterprises // Procedía Manufacturing. - 2017. - №8. - P. 517-524.

3. Horton A.D. Arthur Richard Weber. Ein norddeutscher Kaufmann in Japan zur Zeit der Meiji-Restauration by Peter Janocha and Masatoshi Aoyagi // German Studies Review. - 2015. - №38(3). - P. 673-675.

4. Fitzgerald M. Embracing Digital Technology: A New Strategic Imperative // MIT Sloan Management Review. - 2013. - №4. - P. 1-12.

5. Kane G.C., Palmer D., Phillips A.N., Kiron D., Buckley N. Strategy, not technology, drives digital transformation // MIT Sloan Management Review and Deloitte University Press. - 2015. - №14. - P. 1-25.

6. Hess, T. Options for Formulating a Digital Transformation Strategy // MIS Quarterly Executive. - 2016. - №15(2). - P. 123-139.

7. Matt C., Hess T., Benlian A. Digital Transformation Strategies // Business & Information Systems Engineering. - 2014. - №57(5). - P. 339-343.

8. Yoo Y., Henfridsson O., Lyytinen K. Research Commentary - The New Organizing Logic of Digital Innovation: An Agenda for Information Systems Research // Information Systems Research. -2010. - №21(4). - P. 724-735.

9. Atkinson R. Prospering in an era of economic transformation // Economic Development Journal. - 2005. - №13. - P. 33-38.

10. Сыровнева А.А., Хорева Н.В. Интеллектуальный капитал - стратегический фактор обеспечения экономической устойчивости организации // Проблемы современной экономики. - 2012. - №2. - C. 467-470.

11. Кучма В.Р. Научно-технологическое развитие популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков и школьной медицины // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2017. - №2. - C. 4-10.

12. Мищенко К.Н., Шевченко Д.А., Абрамян Г.А. Институты финансовой поддержки бизнеса в контексте повышения конкурентоспособности региональной экономики // Экономика и управление. - 2019. - № 7. - С. 89-96.

References:

1. Vatutina L.A., Zlobina E.Yu., Khomenko E.B. Digitalization and digital transformation of business: modern challenges and trends // Bulletin of the Udmurt University. Series "Economics and Law". - 2021. - No. 31(4). - P. 545-551.

2. Von Leipzig T. Initialising customer-oriented digital transformation in enterprises // Procedia Manufacturing. - 2017. - No. 8. - P. 517-524.

3. Horton A.D. Arthur Richard Weber. Ein norddeutscher Kaufmann in Japan zur Zeit der Meiji-Restauration by Peter Janocha and Masatoshi Aoyagi // German Studies Review. - 2015. - No. 38 (3). - P. 673-675.

4. Fitzgerald M. Embracing Digital Technology: A New Strategic Imperative // MIT Sloan Management Review. - 2013. - No. 4. - P. 1-12.

5. Kane G.C., Palmer D., Phillips A.N., Kiron D., Buckley N. Strategy, not technology, drives digital transformation // MIT Sloan Management Review and Deloitte University Press. - 2015. - №14. - P. 1-25.

6. Hess, T. Options for Formulating a Digital Transformation Strategy // MIS Quarterly Executive. - 2016. - No. 15(2). - P. 123-139.

7. Matt C., Hess T., Benlian A. Digital Transformation Strategies // Business & Information Systems Engineering. - 2014. - No. 57(5). - P. 339-343.

8. Yoo Y., Henfridsson O., Lyytinen K. Research Commentary - The New Organizing Logic of Digital Innovation: An Agenda for Information Systems Research // Information Systems Research. -2010. - No. 21(4). - P. 724-735.

9. Atkinson R. Prospering in an era of economic transformation // Economic Development Journal. - 2005. - No. 13. - P. 33-38.

10. Syrovneva А.А., Choreva N.V Intellectual capital - a strategic factor of enhancing the organization's economic sustainability // Problems of modern economy. - 2012. - №2. - P. 467-470.

11. Kuchma V.R. Scientific-technological development of population and personalized hygiene of children and adolescents and school medicine // Issues of school and university medicine and health. - 2017. - №2. - P. 4-10.

12. Mischenko K.N., Shevchenko D.A., Abramyan G.A. Business financial support institutions in the context of enhancing the competitiveness of the regional economy // Economics and management. - 2019. - № 7. - P. 89-96.

EDN: DHYBPM

Р.Р. Ахмедзянов - к.э.н., доцент кафедры таможенного дела и логистики, доцент, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, rakhmed@yandex.ru;

R.R. Akhmedzyanov - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

В.А. Воеводин - студент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, va-dim0921 @rambler.ru,

V.A. Voevodin - student, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ЕАЭС В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ FORMATION OF THE EAEU FINANCIAL MECHANISM IN THE CONTEXT OF ECONOMIC SECURITY

Аннотация. Проблемам нынешнего состояния обеспечения финансовой и экономической безопасности государств-членов Евразийского экономического союза уделяется на данный момент немало внимания. Устранение имеющихся недостатков, нетарифных барьеров, рост продуктивности единого рынка, слаженная промышленная и макроэкономическая политика дают возможность определить пути сокращения отрицательных социально-экономических и политических процессов. В данной научной работе рассматриваются теоретические аспекты экономической безопасности и финансового механизма Евразийского экономического союза. Предложена структура финансового механизма ЕАЭС, раскрыты его элементы, строящиеся на положениях наднационального законодательства в ЕАЭС и национально-правовых нормах стран — участниц Союза. Отмечена особенная значимость межгосударственных интеграционных финансовых механизмов в работе финансового механизма Евразийского экономического союза. Предложены пути совершенствования теоретических основ экономической безопасности и финансового механизма Союза.

Abstract. A lot of attention is currently being paid to the problems of the current state of ensuring the financial and economic security of the member states of the Eurasian Economic Union. The elimination of existing shortcomings, non-tariff barriers, the growth of the productivity of the single market, coordinated industrial and macroeconomic policies make it possible to identify ways to reduce negative socio-economic and political processes. This scientific work examines the theoretical aspects of economic security and the financial mechanism of the Eurasian Economic Union. The structure of the financial mechanism of the EAEU is proposed, its elements based on the provisions of supranational legislation in the EAEU and national legal norms of the member

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.