Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1380
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ БИЗНЕСА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДРАЙВЕРЫ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ТРЕНДЫ / ПРОГНОЗЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Д.С.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы проанализировать влияние цифровой трансформации общества на развитие компаний на рынке, отраслей, на появление новых сфер цифровой экономики. Исследование основано на аналитических обзорах крупных компаний и статистики в области цифровизации отраслей российского рынка. Акцентируется внимание на том, какие драйверы влияют на изменение бизнес-моделей, и каким образом новые технологии изменяют анализ клиентов, бизнес-модели и бизнес-процессы. В статье освещаются прогнозы аналитических компаний в рамках цифровизации бизнеса и рассматривается внедрение новых технологий в существующие на рынке компании. Приведен анализ трендов и перспектив развития существующих компаний, а также задается вектор появления новых компаний, связанных с новыми разработками и технологиями. Примеры, приведенные в статье, показывают практическое применение данных исследований в рамках цифровизации бизнес-моделей. Таким образом, цифровая трансформация является драйвером современного развития, и компании, которые следуют за трендами и создают собственные тренды имеют ключевое значение для рынка в целом и для выбора потребителей. Приведен анализ трендов и перспектив развития существующих компаний, а также задается вектор появления новых компаний, связанных с новыми разработками и технологиями. Примеры, приведенные в статье, показывают практическое применение данных исследований в рамках цифровизации бизнес-моделей. Таким образом, цифровая трансформация является драйвером современного развития, и компании, которые следуют за трендами и создают собственные тренды имеют ключевое значение для рынка в целом и для выбора потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF BUSINESS MODELS: GLOBAL TRENDS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The purpose of this article is to analyze the impact of the digital transformation of society on the development of companies in the market, industries, and the emergence of new areas of the digital economy. The study is based on analytical reviews of large companies and statistics in the field of digitalization of industries in the Russian market. The focus is on what drivers influence the change in business models, and how new technologies change customer analysis, business models and business processes. The article highlights the forecasts of analytical companies as part of the digitalization of business and considers the introduction of new technologies in existing companies on the market. An analysis of trends and prospects for the development of existing companies is given, as well as a vector for the emergence of new companies associated with new developments and technologies. The examples given in the article show the practical application of these studies in the framework of the digitalization of business models. Thus, digital transformation is the driver of modern development, and companies that follow trends and create their own trends are of key importance for the market as a whole and for consumer choice.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Цифровизация бизнес-моделей: глобальные тренды и перспективы развития

Куликова Дана Сергеевна

студент, Финансового университета dana.kulikova.2000@bk.ru

при Правительстве РФ,

сч сч о сч

о ш m

X

<

m О X X

Цель данной статьи состоит в том, чтобы проанализировать влияние цифровой трансформации общества на развитие компаний на рынке, отраслей, на появление новых сфер цифровой экономики. Исследование основано на аналитических обзорах крупных компаний и статистики в области цифровизации отраслей российского рынка. Акцентируется внимание на том, какие драйверы влияют на изменение бизнес-моделей, и каким образом новые технологии изменяют анализ клиентов, бизнес-модели и бизнес-процессы. В статье освещаются прогнозы аналитических компаний в рамках цифровизации бизнеса и рассматривается внедрение новых технологий в существующие на рынке компании. Приведен анализ трендов и перспектив развития существующих компаний, а также задается вектор появления новых компаний, связанных с новыми разработками и технологиями. Примеры, приведенные в статье, показывают практическое применение данных исследований в рамках цифровизации бизнес-моделей. Таким образом, цифровая трансформация является драйвером современного развития, и компании, которые следуют за трендами и создают собственные тренды имеют ключевое значение для рынка в целом и для выбора потребителей. Приведен анализ трендов и перспектив развития существующих компаний, а также задается вектор появления новых компаний, связанных с новыми разработками и технологиями. Примеры, приведенные в статье, показывают практическое применение данных исследований в рамках цифровизации бизнес-моделей. Таким образом, цифровая трансформация является драйвером современного развития, и компании, которые следуют за трендами и создают собственные тренды имеют ключевое значение для рынка в целом и для выбора потребителей.

Ключевые слова: цифровизация бизнеса, цифровые технологии, драйверы, цифровая экономика, бизнес-модель, бизнес-процесс, тренды, прогнозы.

Цифровые технологии охватывают все большее количество сфер жизни, в связи с чем большое влияние цифровой революции оказывается на экономику и в глобальном, и в национальном масштабе. В отраслях экономики появляется все большее количество цифровых компаний, использующих свои собственные новые бизнес-модели и бизнес-процессы, что выделяет их среди остальных игроков рынка и предоставляют новые конкурентные преимущества.

В данном контексте выживание уже давно существующих компаний на рынке зависит от таких факторов, как готовность перестроиться на новые модели взаимоотношения с клиентами, изменить производственную цепочку и цепочку создания ценности, а также пересмотреть свои отношения со всеми стейкхолдерами, внедряя в эти процессы новые технологии и создавая свои собственные инновационные продукты и инструменты для оптимизации бизнеса. Инновации и новые модели бизнеса, созданные под влиянием цифровой трансформации экономики, непосредственно могут обеспечить долгосрочный рост и помогут решить проблемы, связанные с ограниченностью ресурсов.

Цифровая трансформация - это изменение в какой-либо области, направленное на увеличение эффективности и результативности процессов, с помощью использования современных технологий или с помощью создания своих собственных технологий. В рамках работы компании цифровая трансформация представляет собой изменение внутренних и внешних процессов, активов, продуктов и т. д. с помощью применения цифровых технологий с целью увеличения эффективности и повышения ценности продукта или услуги для потреби-теля.[1] Для того, чтобы не отставать от глобальных процессов и от изменений на рынке компаниям необходимо адаптироваться и внедрять изменения в свои бизнес-модели или менять модель коренным образом, в чем и заключается цифровизация бизнес-моделей в рамках цифровой трансформации бизнеса.[2]

Процесс цифровизации охватывает все сектора экономики и все отрасли. Наибольшей цифровой зрелости на данном этапе достигли такие сферы, как банковские услуги (финтех), розничная торговля (активное развитие онлайн-площадок для розничной торговли, например, Ozon и Яндекс.Маркет в России), телекоммуникации, медиа. Наиболее отстающими отраслями являются нефтегазовая и химическая промышленность, а также энергетика, что связано с большими масштабами, неповоротливостью и большим сроком испытания новых технологий прежде чем их вывести на рынок. Изменения также происходят и со стороны потребителей. В рамках цифровизации общества повышается, например, значимость подачи продукта, то есть визуальных эффектов и приемов,

созданных с помощью новых технологий. Это влияет на структуру бюджетов рекламы: успешные компании все больше используют цифровые каналы для показа видеоряда, значимость телевидения и других традиционных каналов заметно уменьшается.[3]

Переход к цифровой экономике происходит повсеместно, что непосредственно влияет на цифровиза-цию бизнеса. Инициаторами и катализаторами циф-ровизации бизнес-модели бизнеса становятся стейк-холдеры компании, но они лишь запускают этот процесс и дают понимание руководству компании, что для более эффективного взаимодействия необходимы перемены. Одним из важных стейкхолдеров в данном случае является государство, так как у него есть не только экономические (увеличение доходов, добавленной стоимости в государстве, улучшение инновационного потенциала и т. д.), но и социальные цели (развитие инновационной культуры, повышение качества и уровня жизни населения, повышение уровня образования, создание технологической инфраструктуры и т. д.).[4] Также значительное влияние на цифровизацию бизнеса оказывают клиенты, партнеры и конкуренты.

Движущие силы или драйверы, запускающие процесс трансформации - это факторы влияния, образующиеся во внутренней среде компании и характеризующиеся появлением новых технологий, способов коммуникаций с клиентами и с работниками, организационных структур и моделей.[5] Драйверы процесса трансформации бизнес-моделей можно разделить на условно внешние и внутренние (см. рис. 1).

Наиболее важными внутренними драйверами для самого бизнеса являются рост доходов, снижение издержек, выход на новые рынки, оптимизация бизнес-процессов, а внешними - конкуренция, ожидания клиентов, новые стандарты, новые бизнес-модели.

Повышение гибкости бизнес-модели

Повышение эффективности

Оптимизация цепочки создания стоимости

Сотрудничество с лучшими партнерами

Оптимизация бизнес-процессов

Снижение издержек

Стратегия цифровой трансформации

Создание новой, инновационной продукции

Давление конкурентов

Новые бизнес-модели

Цифровые технологии и возможности

Новые стандарты

Подрывные конкуренты

Экономика совместного потребления

Ожидания клиентов

Новые способы взаимодействия с клиентами

Новые рынки

Цифровые платформы

Клиенты

Бизнес-процессы

Бизнес-модель

Глубокий анализ клиентов

«Выжимание» существующих клиентов

Поиск новых точек взаимодействии

Автоматизация процессов

Реализация полного потенциала

сотрудников

Увеличение производительности Big Data Analysis

Точечное внедрение новых технологий

Внедрение цифровой бизнес-модели

Масштабирование технологий

Рисунок 1. Драйверы цифровой трансформации бизнес-моделей. Источник: составлено автором на основе источников [6, 7]

Цифровизация бизнес-моделей требует более объемную работу, чем просто ориентация на изменение самой бизнес-модели: сначала трансформация происходит с ориентацией на внешнюю среду, затем на внутреннюю и уже потом происходит углубление трансформации для изменения бизнес-модели. Данный процесс можно описать последовательностью критически важных элементов и разделить эти элементы на соответствующие группы (взаимодействие с клиентами, бизнес-процесс и бизнес-модель, см. рис. 2).

Рисунок 2. Важные элементы трансформации бизнес-моделей.

Любая трансформация бизнес-модели, как правило, связана со стратегическим обновлением бизнеса в целом. Новая стратегия компании в данном случае должна быть направлена, как и сама бизнес-модель, на создание и предоставление клиентам нового ценностного предложения или значительного увеличения ценности существующего продукта, что в свою очередь нивелирует риски и угрозы разрушительной конкуренции со стороны новых участников конкретного рынка и смежных рынков.[8]

Сейчас и на российском, и на мировом рынке существуют цифровые бизнес-модели, которые уже успели доказать свою эффективность: платформенные бизнес-модели, система подписки и мультиподписки, экосистемы бизнеса, онлайн бизнес-модели, облачные бизнес-модели.

Платформенная бизнес-модель характеризуется тем, что компания создает платформу для посредничества между поставщиками и потребителями, зарабатывая при этом на данных транзакциях. Платформенную бизнес-модель и систему мультиподписки можно рассмотреть на примере компании Netflix, которая создала собственную стриминговую платформу и работает по подписке, предоставляющей доступ ко всему размещенному контенту с автоматической системой рекомендаций. Данная платформа работает на основе облачных технологий, анализе больших данных и алгоритмах машинного обучения.[9] Также примерами платформенной бизнес-модели могут стать российские компании OZON, Wildberries, Яндекс.Маркет. По оценке компании McKinsey к 2025 году около 30% мирового рынка будут занимать платформы и экосистемы бизнеса.[10]

Цифровая экосистема - это новая бизнес-модель, характеризующаяся объединением нескольких платформенных организаций и образование целостной системы. Примером экосистемы на российском рынке является, например, Сбербанк, объединяющий в себе все большее количество партнерских сервисов в едином цифровом пространстве под единой системой управления большим объемом данных.[11] Такая бизнес-модель работает по системе объединения различных приложений в открытой технологической архитектуре (API). Использование цифровых экосистем платформенного типа говорит о цифровой зрелости организации и выводит ее на новый уровень конкурентоспособности и масштаба. Экосистема и платформенная система в своем объединении позволяет создать такую модель бизнеса,

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м м

сч сч

0 сч

01

о ш m

X

<

m О X X

при которой клиенты «намертво» привязываются к предложению компании и используют все большее количество продуктов экосистемы и входящих в нее партнеров, причем происходит это достаточно нативно.

Онлайн бизнес-модели включают в себя создание маркетплейсов, финансовых сервисов, сайтов и т. п., позволяющих совершать обмен данными и предоставление услуг или продажу продукции через web-разработку сайтов и приложений. По сути данная бизнес-модель похожа на платформенную, но ее отличие в том, что она является более открытой и менее уникальной в плане разработки. Онлайн бизнес-модели используют компании, как правило, только выходящие на он-лайн-продажи. Данный этап в некоторых случаях можно назвать переходным к платформенной модели биз-неса.[12]

Влияние новых бизнес-моделей на отрасли экономики можно проследить уже на данном этапе их развития и деятельности на рынке. Например, платформа Uber, Яндекс.Такси сильно повлияли на расположение сил конкуренции, убрав с рынка неэффективные и устаревшие модели. Бизнес-модели, ориентированные на платформенную систему, такие как Делимобиль и др. сервисы каршеринга значительно влияют на другие отрасли, в данном случае на отрасль автопроизводства, так как снижается спрос на покупку собственных автомобилей. Таким образом запускается цепочка технологических и цифровых трансформаций во всех отраслях, так как конкурирующим с цифровыми гигантами и успешными стартапами компаниям для сохранения позиций на рынке необходимо разрабатывать новые решения в рамках цифровизации бизнес-модели.

По исследованию цифровой трансформации в России от компании KMDI на 2020 год средний уровень цифровизации по всем отраслям в РФ уже достиг 54%, а лидерами стали ритейл и телекоммуникации (см. рис. 3), банковский сектор (см. рис. 4), так как в данных сферах наблюдается цифровизация полной цепочки процессов бизнес-модели.[13]

Электронные закупки

Предпринимательский сектор - всего

Добыче полезных ископаемых

Обрабатывающая промышленность

Обеспечение энергией

Водоснабжение, водоопедеиие, утилизация шодов

Строительство

Оптовая и розничная торговля

Транспорте ровна и хранение

Гостиницы и общественное питание

Теле кои иуннхарии

Отрасль инфорнационных технологий Операции с недвмкнмын ииуществои

Электронные продажи

1154

Рисунок 3. Электронные закупки, продажи в компаниях предпринимательского сектора на 2018 г. в процентах от общего числа компаний.[14]

Ч» И?

Широкополосный интернет

Серверы

Веб-сайт

Облачные сервисы

Технологии электронного обмена данный» нейду своими и внешними информационным системами

■ ИЯО-|Й<ийлосии

ERP-сиетеиы

Рисунок 4. Цифровизация организаций финансового сектора в процентах от общего числа компаний.[14]

В рамках цифровизации бизнес-модели компании необходимо модернизировать каждый этап цепочки создания ценности, данная трансформация невозможна без соответствующих технологий, которые с развитием технологического потенциала научной деятельности и рынков постепенно становятся трендами среди успешных игроков. Технологии позволяют сократить издержки, модернизируя процессы с помощью интеграции современного программного обеспечения, искусственного интеллекта, анализа больших данных и, например, облачных технологий [15] (см. табл. 1).

Таблица 1

Тренды в области цифровизации бизнес-моделей. Источник:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тренд Примеры технологий Примеры российских компаний, внедряющих технологии

Интернет вещей Wi-Fi 6 5G GPS Х5 Retail Group (умное освещение, кассы самообслуживания, контроль климата) Лукойл (датчики, сообщающие о поломках)

Машинное обучение Биометрика ИИ Таргетинг Инвитро, Сбербанк (биометрика)

Электронная коммерция Мультисервисные платформы и подписки Сбербанк (приложения членов экосистемы) Яндекс Mail.ru Group Х5 Retail Group

Анализ больших данных, базы данных Customer Data Platforms (CDP), CRM, Data Management Platform (DMP) Блокчейн CPA-сети СберМаркет, Ян-декс.Лавка, Перекрёсток, Тануки

Кибербезопас-ность SOC (Security Operation Center) Страхование ки-беррисков Биометрия Сбербанк, Mail.ru Group, Яндекс

Облачные технологии Виртуальный офис, хранилище данных Delivery Club, Лаборатория Касперского, АБК

Онлайн банкинг Электронная система платежей Сбербанк, Тинькофф, Альфабанк

Аддитивные технологии 3D-Scanning 3D-Printing НПО «Энергомаш», Тушинский машиностроительный завод, НПК ОВК, КБ «Луч», Росатом,

Телематика Дистанционное управление технологиями Ренессанс (КАСКО с телематикой), Interra, Яндекс

Роботизация Дроны,роботы Яндекс (доставка с помощью роботов) КАМАЗ (самоуправляемые тягачи)

Дополненная реальность VR, AR, Роскосмос, Ламода, Mail.ru Group

Электронная система управления СЭД (система электронного документооборота) АСУП (автоматизированная система управления предприятием) Газпром, Лукойл, Роснефть, РЖД, АФК «Система», КАМАЗ, Сбербанк (SAP), Эн-виогрупп (Jira, 1C)

Прогнозы различных компаний в области трендов цифровой трансформации бизнеса представлены в таблице 2.

Таблица 2

Компания Прогноз

Deloit [18] Кибербезопасность, облачные технологии и аналитика данных останутся приоритетными областями инвестиций (2020) 60% компаний в 2025 году будут использовать ИИ для оптимизации процессов и обучения сотрудников (2020)

IDC [19] 30% компаний к 2023 году будут наращивать инновации и изобретать свои новые бизнес-модели (2020)

IDG [20] 60% руководителей предприятий считают, что Интернет вещей будет играть важную роль в стратегиях цифровизации бизнеса (2020)

Gartner [21, 22] Наибольший рост цифровой трансформации будет наблюдаться за счет интернета вещей (14%) и корпоративного программного обеспечения (10,8%) (2021) К 2023 году 70% организаций будут использовать технологии управления потоками создания ценности для увеличения ценности продукта (2021)

InfomaTech К 2025 году выручка от ПО, основанном на ИИ, достигнет 100 млрд долларов во всем мире (2021)

Проанализировав данные прогнозы, можно сказать, что основными перспективами в области трансформации бизнес-моделей в рамках цифровизации бизнеса являются повышенное внимание к кибербезопасности данных, бизнес-модели и процессы, основанные на технологиях искусственного интеллекта, интернета вещей и новых ПО.

Перспективы и тренды развития новых моделей бизнеса говорят о том, что компании, успевающие за технологическим развитием, инвестирующие в свой цифровой рост и создающие свои собственные технологии смогут построить новые устойчивые конкурентные преимущества и сильно оторваться от существующих кон-

курентов. Цифровые гиганты, формирующие собственные экосистемы бизнеса, уже сейчас влияют на отрасли экономики во всем мире, задавая технологический темп и вектор экономического прогресса и вытесняя с рынка отстающих конкурентов. Игнорирование бизнесом внедрения новых технологий и изменения бизнес-процессов может привести к тому, что в будущем компания потеряет интерес своих потребителей к их продукции или услугам, так как на рынке будет присутствовать более отвечающая их изменяющимся запросам и глобальным технологическим трендам компания. Своевременная реакция на тренды в области цифровизации бизнес-моделей, анализ и применение возникающих прогрессивных технологий, которые по прогнозам исследователей будут актуальными на рынке в рамках оптимизации бизнес-процессов и совершенствования цепочки создания ценности смогут помочь бизнесу оставаться конкурентоспособным и иметь устойчивые преимущества на долгосрочной перспективе.

Литература

1. Слугин О. В., Белентьева Т. Н. Анализ влияния цифровой трансформации бизнеса на изменение бизнес-модели компании: Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. №4(29) - С. 104-106. URL: https://cyber-leninka.m/article/n/analiz-vliyaniya-tsifrovoy-transformatsii-biznesa-na-izmenenie-biznes-modeli-kompanii/viewer

2. Peter C. Verhoefa, Thijs Broekhuizena, Yakov Bartb, Abhi Bhattacharyaa, John Qi Donga, Nicolai Fabiana, Michael Haenlein. Digital transformation: A multidisciplinary reflection and research agenda. 2019. URL: https://www.re-searchgate.net/publication/337003569_Digital_transfor-mation_A_multidisciplinary_reflection_and_re-search_agenda

3. В. Кулагин, А. Сухаревски, Ю. Меффет. Digital @scale: Настольная книга по цифровизации бизнеса.

2019. URL:https://www.mckinsey.com/ru/~/media/McKin-sey/Business%20Functions/McKinsey%20Digi-tal/0ur%20Insights/Digi-tal%20at%20Scale%20The%20play-book%20you%20need%20to%20trans-form%20your%20company/digital-at-scale-sample-chap-ter.ashx

4. Зайченко И. М., Козлов А. В., Шитова Е. С. Драйверы цифровой трансформации бизнеса: понятие, виды, ключевые стейкхолдеры. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Том 13, №5,

2020. С. 38-49. URL: https://economy.spbstu.rU/userfiles/files/articles/2020/5/03_ Zaychenko%2C-Kozlov%2C-Shitova.pdf

5. Макаров И.Н., Широкова О.В., Арутюнян В.А., Пу-тинцева Е.Э. Цифровая трансформация разномасштабных предприятий, вовлеченных в реальный сектор российской экономики. Экономические отношения. 2019.

6. Liere-Netheler K., Packmohr S., Vogelsang K. Drivers of digital transformation in manufacturing, 2018.

7. Davydenko I., Kolomytseva O. et al. Innovative potential: The main drivers of digital transformation, 2019.

8. Warner, K. S.R. and Wäger, M. (2019) Building dynamic capabilities for digital transformation: an ongoing process of strategic renewal. Long Range Planning, 52(3), pp. 326-349. URL: http://eprints.gla.ac.uk/210967/7/210967.pdf

9. Паксютов Г. Д. Бизнес-модель компании Netflix: экономическое и социокультурное значение. Вестник РЭУ им. Г.В.Плеханова. 2020. Том 17, №3 (111). C. -145-155. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biznes-

X X

о

го А

с.

X

го m

о

ю

2 О M

to

сч сч о сч

о ш m

X

<

m О X X

model-kompanii-netflix-ekonomicheskoe-i-sotsiokulturnoe-znachenie/viewer

10. Макарова Ю. Что такое бизнес-экосистемы и зачем они нужны. РБК: тренды. 2021. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/6087e5899a7947ed3 5fdbbf3

11. Официальный сайт экосистемы Сбербанка. URL: https://www.sber.ru/ecosystem

12. Roland Schmuck. The use of online business models. Procedia Manufacturing. 2021. Pages 45-51. URL: https://www.sciencedirect.com/science/arti-cle/pii/S2351978921001414?via%3Dihub

13. Компания KMDA. Цифровая трансформация в России - 2020: Обзор и рецепты успеха. 2020. URL: https://drive.google.com/file/d/1xVK4lSanDZSCN6kGAHXik rGoKgpVlcwN/view

14. Индикаторы цифровой экономики: статистический сборник. 2020. URL: https://issek.hse.ru/mir-ror/pubs/share/387609461.PDF

15. Пушкин И. С. Управление производственно-торговыми организациями в условиях трансформации бизнес-моделей. 2020. URL: http://ords.rea.ru/wp-content/up-loads/2020/10/Pushkin-I.S..pdf

16. Marcin Kotabra. Digital Transformation of Business Models. Foundations of Management 10(1):123-142. 2018. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/326808621_Digital_Transformation_of_Busi-ness_Models

17. Top 10 trends influencing digital transformation in 2021. Digital transformation latest news by Meenu EG May 28, 2021. URL: https://www.analyticsinsight.net/top-10-trends-influencing-digital-transformation-in-2021/

18. Ragu Gurumurthy. Uncovering the connection between digital maturity and financial performance: How digital transformation can lead to sustainable high performance. 2020. URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/top-ics/digital-transformation/digital-transformation-survey.html

19. IDC Reveals 2021 Worldwide Digital Transformation Predictions. 2021. URL: https://www.idc.com/get-doc.jsp?containerId=prUS46967420

20. Businesses increase tech investments to expand digital business initiatives. 2018. URL: https://re-sources.idg.com/download/white-paper/2018-digital-busi-ness

21. Gartner Forecasts Worldwide IT Spending to Reach $4 Trillion in 2021. URL: https://www.gartner.com/en/news-room/press-releases/2021-04-07-gartner-forecasts-world-wide-it-spending-to-reach-4-trillion-in-2021

22. Predicts 2021: Value Streams Will Define the Future of DevOps. https://www.gartner.com/en/docu-ments/3991376/predicts-2021-value-streams-will-define-the-future-of-de

Digitalization of business models: global trends and development prospects Kulikova D.S.

Financial University under the Government of the Russian Federation JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The purpose of this article is to analyze the impact of the digital transformation of society on the development of companies in the market, industries, and the emergence of new areas of the digital economy. The study is based on analytical reviews of large companies and statistics in the field of digitalization of industries in the Russian market. The focus is on what drivers influence the change in business models, and how new technologies change customer analysis, business models and business processes. The article highlights the forecasts of analytical companies as part of the digitalization of business and considers the introduction of new technologies in existing companies on the market. An analysis of trends and prospects for the development of existing companies is given, as well as a vector for the emergence of new companies associated with

new developments and technologies. The examples given in the article show the practical application of these studies in the framework of the digitalization of business models. Thus, digital transformation is the driver of modern development, and companies that follow trends and create their own trends are of key importance for the market as a whole and for consumer choice.

Keywords: business digitalization, digital technologies, drivers, digital economy, business model, business process, trends, forecasts. References

1. Slugin O. V., Belentieva T. N. Analysis of the impact of digital business

transformation on changing the company's business model: Karelian scientific journal. 2019. V. 8. No. 4 (29) - S. 104-106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vliyaniya-tsifrovoy-transformatsii-biznesa-na-change-biznes-modeli-kompanii/viewer

2. Peter C. Verhoefa, Thiis Broekhuizena, Yakov Bartb, Abhi Bhattacharyaa,

John Qi Donga, Nicolai Fabiana, Michael Haenlein. Digital transformation: A multidisciplinary reflection and research agenda. 2019 URL:

https://www.researchgate.net/publication/337003569 Digital_transform ation A multidisciplinary reflection and research agenda

3. V. Kulagin, A. Sukharevski, Yu. Meffet. Digital @scale: Handbook for

business digitalization. 2019. URL:

https://www.mckinsey.com/en/~/media/McKinsey/Business%20Functio ns/McKinsey%20Digital/0ur%20Insights/Digital%20at%20Scale%20Th e%20playbook%20you%20need%20to%

20transform%20your%20company/digital-at-scale-sample-chapter.ashx

4. Zaichenko I. M., Kozlov A. V., Shitova E. S. Drivers of business digital

transformation: concept, types, key stakeholders. Scientific and technical statements of SPbSPU. Economic sciences. Volume 13, No. 5, 2020. S. 38-49. URL:

https://economy.spbstu.ru/userfiles/files/articles/2020/5/03_Zaychenko %2C-Kozlov%2C-Shitova.pdf

5. Makarov I.N., Shirokova O.V., Arutyunyan V.A., Putintseva E.E. Digital

transformation of enterprises of various sizes involved in the real sector of the Russian economy. Economic relations. 2019.

6. Liere-Netheler K., Packmohr S., Vogelsang K. Drivers of digital transformation in manufacturing, 2018.

7. Davydenko I., Kolomytseva O. et al. Innovative potential: The main drivers

of digital transformation, 2019.

8. Warner, K.S.R. and Wäger, M. (2019) Building dynamic capabilities for

digital transformation: an ongoing process of strategic renewal. Long Range Planning, 52(3), pp. 326-349. URL: http://eprints.gla.ac.uk/210967/7/210967.pdf

9. Paksyutov G. D. Netflix business model: economic and socio-cultural

significance. Bulletin of the Russian University of Economics G.V. Plekhanov. 2020. Volume 17, No. 3 (111). C. - 145-155. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biznes-model-kompanii-netflix-ekonomicheskoe-i-sotsiokulturnoe-znachenie/viewer

10. Makarova Yu. What are business ecosystems and why are they needed.

RBC: trends. 2021. URL:

https://trends.rbc.ru/trends/innovation/6087e5899a7947ed35fdbbf3

11. Official website of the Sberbank ecosystem. URL: https://www.sber.ru/ecosystem

12. Roland Schmuck. The use of online business models. Procedia Manufacturing. 2021. Pages 45-51. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2351978921001414? via%3Dihub

13. KMDA company. Digital Transformation in Russia 2020: An Overview and

Recipes for Success. 2020. URL:

https://drive.google.com/file/d/1xVK4lSanDZSCN6kGAHXikrGoKgpVlc

wN/view

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Indicators of the digital economy: a statistical compendium. 2020. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/387609461.PDF

15. Pushkin I. S. Management of production and trade organizations in the context of the transformation of business models. 2020. URL: http://ords.rea.ru/wp-content/uploads/2020/10/Pushkin-I .S..pdf

16. Marcin Kotabra. Digital Transformation of Business Models. Foundations

of Management 10(1):123-142. 2018. URL:

https://www.researchgate.net/publication/326808621_Digital_Transform ation of Business Models

17. Top 10 trends influencing digital transformation in 2021. Digital transformation latest news by Meenu EG May 28, 2021. URL: https://www.analyticsinsight.net/top-10-trends-influencing-digital-transformation-in-2021 /

18. Ragu Gurumurthy. Uncovering the connection between digital maturity and financial performance: How digital transformation can lead to sustainable high performance. 2020. URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/topics/digital-transformation/digital-transformation-survey.html

19. IDC Reveals 2021 Worldwide Digital Transformation Predictions. 2021. URL: https://www.idc.com/getdoc.isp?containerId=prUS46967420

20. Businesses increase tech investments to expand digital business initiatives. 2018. URL: https://resources.idg.com/download/white-paper/2018-digital-business

21. Gartner Forecasts Worldwide IT Spending to Reach $4 Trillion in 2021. URL: https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2021-04-07-gartner-forecasts-worldwide-it-spending- to-reach-4-trillion-in-2021

22. Predicts 2021: Value Streams Will Define the Future of DevOps. https://www.gartner.com/en/documents/3991376/predicts-2021-value-streams-will-define-the-future-of-de

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.