ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 159.99
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-312-316 NIION: 2003-0059-2/22-270 MOSURED: 77/27-003-2022-02-469
Людмила Егоровна Солянкина1, Григорий Михайлович Семененко2, Михаил Владимирович Галда3
1,2 Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия
3 Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России, Волгодонск, Россия,
Аннотация. Рассматривается актуальная проблема современности — это безопасность интернет-пространства. Утверждается, что современный мир наполнен угрозами психическому здоровью и благополучию детей и подростков, большинство из которых, распространяются через виртуальное пространство. «Группы смерти», селфхарм, вовлечение в криминальные действия, секты и экстремизм, употребление психоактивных веществ, распространение моды на анорексию и нетрадиционные ценности, зависимость от компьютерных и азартных игр — вот их неполный список. Указываются правила поведения в интернет-пространстве, которые способны предотвратить риски психологических угроз и обеспечить кибербезопасность.
Ключевые слова: интернет, кибербуллинг, селфарм, риски, троллинг
Для цитирования: Солянкина Л. Е., Семененко Г М., Галда М. В. Современные угрозы психическому здоровью молодежи в интернет-пространстве // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 312-316. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-312-316.
Original article
Ludmila E. Solyankina1, Grigory M. Semenenko2, Mikhail V. Galda3
1,2 Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgograd, Russia
3 Volgodonsk branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgodonsk, Russia,
Abstract. The article deals with the actual problem of our time — the security of the Internet space. It is pointed out that the modern world is filled with threats to the mental health and well-being of children and adolescents, most of which are spread through the virtual space. «Death groups», self-harm, involvement in criminal activities, sects and extremism, the use of psychoactive substances, the spread of fashion for anorexia and non-traditional values, addiction to computer and gambling — this is an incomplete list of them. The rules of conduct in the Internet space, which help to prevent the risks of psychological threats and ensure cybersecurity are noted.
Keyword: Internet, cyberbullying, self-farm, risks, trolling
For citation: Solyankina L. E., Semenenko G. M., Galda M. V. Modern threats to the mental health of youth on the Internet space. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):312-316. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-312-316.
Современные угрозы психическому здоровью молодежи в интернет-пространстве
Modern threats to the mental health of youth on the Internet space
© Солянкина Л. Е., Семененко Г. М., Галда М. В., 2022
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
Технический и цифровой прогресс стремительно меняет лицо окружающего мира. Еще несколько лет назад представлялся фантастикой тот уровень возможностей, который сейчас предлагает нам интернет-пространство.
В настоящее время интернет является обычной частью повседневной деятельности молодежи, необходимым инструментом в получении разнообразной информации и обучения, осуществления виртуального общения и развлечений. Несомненно, интернет значительно улучшает жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья, делая социальное взаимодействие более доступным. Совокупность информационных технологий не только обеспечит возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов к обучению будущих специалистов, но и решат проблему с недостатком профессиональной информации и практических знаний [3].
Однако, наряду с позитивными тенденциями, существуют риски, связанные с нахождением пользователей в Сети: Всемирная паутина в ряде случаев несет угрозу психологическому, психическому, социальному благополучию пользователей [5].
Сейчас первые «шаги» в виртуальной реальности дети совершают практически одновременно с приобретением умения читать или даже раньше, то есть в возрасте 5-6-8 лет. Родители с радостью стремятся использовать новые возможности высоких технологий, охотно приобщая к ним детей. При этом часто остаётся вне зоны внимания тот факт, что расширение возможностей имеет не только положительный аспект. Включенность российских подростков в интернет-пространство высока [2]. Помимо позитивного влияния, интернет всегда нёс большое количество опасностей, наибольшую подверженность которым всегда имели молодые люди. Почему именно они?
В основном, это вследствие психологических особенностей возраста, отсутствия жизненного опыта, не способности прогнозировать последствия тех или иных ситуаций и собственных поступков. И это совершенно не зависит от уровня интеллектуального развития ума и способностей [1]. Современная молодежь склонна к риску, экстремальному поведению, интерес к мистическому и загадочному.
Подразделение по делам несовершеннолетних Главного Управления МВД России по Волгоградской области особо отмечает, следующие психологические риски современного интернет-пространства.
Во-первых, это «группы смерти», которая ведет свою пропаганду в основном через социальные сети. Психологические уловки и приёмы игры, вследствие налёта загадочности и так называемого романтизма, вызывают у подростков повышенный интерес, приводящий к совершению самоубийств. Несмотря на эту простоту, они очень эффективны, действенны и уни-
версальны. По данным «Волгоградского областного клинического наркологического диспансера» в 2019 г. было совершено несовершеннолетними 30 попыток суицидов, а в 2020 г. — 44 попытки, причем 2 из них были совершены повторно. Законченных случаев суицида (с летальным исходом) в 2019 г. было 8, в 2020 году — 10 случаев.
Причем, ни уровень развития интеллекта, ни сильная воля, ни другие характеристики личности не дают гарантий устойчивости к суицидогенному воздействию таких игр. Поэтому лучшим способом не поддаться смертельным играм, является отказ от участия в них. В настоящее время администраторы соцсетей тщательно чистят контент от подобных групп, а за организацию таких групп предусмотрена уголовная ответственность.
По результатам анонимного анкетирования подростков в возрасте 12-15 лет (всего в анкетировании приняли участие 62 человека) было выявлено, что около 67 % из них проявляли интерес к «группам смерти» в интернете даже в более раннем возрасте, примерно 3 года назад, а 16 % сообщили о том, что целенаправленно посещают сайты и страницы сообществ с мрачной, депрессивной тематикой, и находят там что-либо привлекательное для себя.
Во-вторых, к потенциальным рискам угрозы психологического здоровья подростков, следует отнести пропаганду так называемого селфхарма, то есть совершения разных видов самоповреждения. К сожалению, совершение самоповреждения среди подростков распространяется подобно модному явлению, даже среди тех молодых людей, которые не имели очевидной склонности или предрасположенности к такому поведению, т. е. «синдрому молодого Вертера». Хотя селфхарм не имеет конечной целью совершение самоубийства, и все же он может причинить существенный вред физическому и психическому здоровью, вызвать нестабильность эмоционального фона, способствовать формированию зависимости от нанесения самоповреждения.
Из опрошенных учащихся 9 % не только интересовались темой нанесения самопорезов, но и совершали несколько раз легкие поверхностные порезы (царапины), а 4 человека наносили неоднократно достаточно глубокие порезы, которые оставили шрамы после заживания. Причем эти подростки на вопрос «Зачем они это делали», ответили, что ради интереса, даже «испытали какое-то непонятное, но интересное чувство от нанесения себе увечий».
В-третьих, отметим, что интернет-пространство является территорией, где осуществляется основной объём продаж и покупок психоактивных веществ. По сведениям отделения медицинской реабилитации для несовершеннолетних ГБУЗ «ВОКНД», все подростки, находящиеся на лечении и реабилитации, рассказы-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
вают, что приобретение наркотических препаратов осуществляется очень легко при наличии обычного смартфона. Количество несовершеннолетних, замеченных в употреблении психоактивных веществ, продолжает оставаться достаточно высоким.
По данным ГБУЗ «Волгоградского областного клинического наркологического диспансера по состоянию на 01.01.2021 г. на диспансерном наблюдении в регионе состоит 366 несовершеннолетних молодых человек. В основном это подростки с синдромом зависимости от алкоголя, с наркоманией и токсикоманией.
Интернет даёт возможности без особых проблем выбрать психоактивное вещество, заказать, оплатить и получить. Современные синтетические психоактивные вещества вызывают мощнейшую психическую зависимость, очень быстрое формирование психической деградации и полное разложение внутренних органов и систем. Жизнь современного синтетического наркомана значительно короче, чем жизнь наркомана из начала двухтысячных годов.
Кроме развития физической зависимости пространство интернета способствует и формированию психических зависимостей. Например, зависимостей от азартных игр или от участия в групповых онлайн играх. Любая зависимость разрушительна для психики [5].
Весьма важной проблемой для современного общества является то, что интернет-пространство предоставляет возможность вовлечения и вербовки молодежи в криминальные группировки типа «АУЕ» и «АУБ», секты, экстремистские организации. Для многих таких организаций подростки являются желательной «добычей», необходимой для достижения собственных целей. Совсем недавно, криминальные сообщества действовали в виртуальном пространстве практически открыто, имели даже собственные сайты. С 2020 года пропаганда криминальных ценностей, вовлечением в экстремистскую деятельность стали уголовно наказуемым преступлением. Тем не менее, вероятность вступить в контакт с представителями опасных организаций продолжается.
Быстро в интернет-пространстве распространяются такие явления, как «кибербуллинг» и «трол-линг». Инициаторами этих явлений являются люди с неустойчивой психикой, имеющие тягу к ощущению власти над другими людьми, к которой они стремятся вопреки морально-нравственным ценностям и принципам.
Кибербуллинг — это вид травли с применением интернет-технологий, включающий оскорбления, угрозы, клевету, компромат и шантаж, а также может включать оскорбления в комментариях, личных сообщениях и публичных беседах. Все действия совершаются с использованием имейлов, сообщений в мессенджерах и соцсетях, а также посредством вы-
кладывания в общественную сеть фото и видео-материалов, содержащих губительную информацию для репутации жертвы. Такому террору характерна настойчивость, вмешательство в личное время, особенно по ночам и наличие угроз.
Троллинг — это форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации.
Троллинг и кибербуллинг являются существенным психотравмирующими факторами, приводящими к развитию тяжелых невротических состояний, иногда к суицидальным попыткам. Не менее 80 % молодых людей отмечали, что в своих аккаунтах неоднократно подвергались несправедливой критике, обвинениям, оскорблениям от неизвестных лиц и без видимых объективных на то причин.
Особую тревогу у сотрудников правоохранительных органов вызывает распространение интернет педофилии. Лица, вовлекающие подростков в совершение действий сексуального характера, преимущественно общаются с фейковых аккаунтов, маскируясь под ровесников. Вовлекают детей и подростков в переписку эротического характера, затем под разными предлогами получают обнаженные фотографии или другой компромат, который служит поводом для дальнейшего шантажа и склоняет подростка к каким-либо дальнейшим виртуальным действия сексуального характера [4].
Таким образом, несмотря на усилия законодательных органов сделать интернет-пространство более безопасным, Интернет и сегодня несет угрозу психическому здоровью детей и подростков. Поэтому для создания кибербезопасности необходимо объединить действия, предпринимаемые законодательными органами, образовательными и социальными учреждениями, специалистами в области ИТ и средств массовой информации, психологами и родителями.
Негативные эффекты, обусловленные взаимодействием личности с интернетом, можно было бы избежать, если с изменением возможностей интернета, менялись бы и правила поведения в нем.
Поэтому требуется введения новых мер взаимодействия личности с интернетом, направленных на избежание рисков психологических угроз, способствующих формированию компетентности в работе с информацией, размещенной в Сети, а также киберэти-ки и правовой грамотности.
Таким образом, можно резюмировать, что современный мир наполнен угрозами психическому здоровью и благополучию молодежи, и большинство из них, распространяются через виртуальное пространство. «Группы смерти», селфхарм, вовлечение в кри-
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
минальные действия, секты и экстремизм, употребле- 3. ние психоактивных веществ, распространение моды на анорексию и нетрадиционные ценности, зависимость от компьютерных и азартных игр — вот их неполный список
На основании нашего исследования, считаем необходимыми введение следующих мер, которые в какой-то мере обеспечат психологическую безопасность детям и подросткам. 4
Во-первых, поскольку за безопасность ребенка в Сети отвечают взрослые, хотя зачастую подростки являются более продвинутыми пользователями ин- 5. тернета, и все же должен осуществляться родительский контроль интернет деятельности подростка, его общения в соцсетях. Надо исходить из того, что интернет — это не какое-то личностное пространство, тогда контроль не будет считаться нарушением лич- 1. ных границ подростка. Контроль за деятельностью подростка в интернете должен начинаться с первых шагов его выхода в интернет, регистрации аккаунтов. Следует исключать неограниченное использование интернета, особенно в ночное время, наличие паролей и т. п. Родителям необходимо развивать и поддерживать отношения с детьми, основанные на принятии, взаимопонимании, доверии и эмоциональной близости. Тогда подросток будет воспринимать посещение 2 родителями его страниц, как нечто само собой разумеющееся. Также необходимо работать над созданием навыков конструктивного общения. Сочетание таких 3. отношений с конструктивными коммуникациями становится надежным щитом, защищающим молодежь от множества разных бед и проблем в жизни.
Во-вторых, необходимо формировать не только новую культуру отношения и употребления неизвестных веществ, снеков даже к тем препаратам, которые находятся в открытой продаже, но и культуру 4 цифровизации, взаимодействия человек — киберпро-странство. Учить подростков отказываться от любого неизвестного угощения или предложения, каким ли 5. соблазном оно не было. Учить подростков ответственности за свои действия и поступки.
Список источников
1. Базулина А. А. Условия успешного воспитания 1. детей и подростков в семьях мигрантов // Современные исследования проблем семьи и детства : Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, Москва,
24 ноября 2021 года / Сост. А. А. Базулина. Москва : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. 2 В.Я. Кикотя, 2021. С. 376-380.
2. Савкина Т. О., Слободская Е. Р. Интернет и психическое здоровье подростков // Бюллетень 3. СОРАМН, том 30, № 6, 2010. С. 29-30.
Солянкина Л. Е. Реализация средств цифровых технологий в процессе формирования профессионально-личностной позиции обучающихся // Вестник Воронежского Государственного Университета серия «Проблемы высшего образования». Издательство : Воронежский государственный университет (Воронеж), 2021. № 1. С. 78-81.
Смирнова В. Е. Истоки современной педоисте-рии // Вестник практической психологии образования. М., 2013.
Филиппова С. А. Психологические риски современного киберпространства // Психология в ВУЗе. М., 2014. № 2. С. 67.
References
Bazulina A. A. Conditions for the successful upbringing of children and adolescents in migrant families // Modern research on family and childhood problems: Collection of scientific articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Moscow, November 24, 2021 / Comp. A. A. Bazulin. Moscow: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. V.Ya. Kikot'a, 2021. P. 376-380. Savkina T. O., Slobodskaya E. R. Internet and mental health of adolescents // SORAMN Bulletin, Volume 30, № 6, 2010. P. 29-30. Solyankina L. E. Implementation of digital technology tools in the process of forming the professional and personal position of students // Bulletin of the Voronezh State University series «Problems of Higher Education». Publisher : Voronezh State University (Voronezh), 2021. № 1. P. 78-81.
Smirnova V. E. The origins of modern pedohysteria // Bulletin of practical psychology of education. M., 2013.
Filippova S. A. Psychological risks of modern cyberspace // Psychology at the university. M., 2014. № 2. P. 67.
Библиографический список
Брылева Ю. А. Теоретические предпосылки обоснования самостоятельной подготовки курсантов в образовательных организациях системы МВД России / Ю. А. Брылева, А. А. Базулина // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 1. С. 100-102. DOI 10.24412/2658-638X-2021-1-100-102. Войскунский А. Е. Информационная безопасность : психологические аспекты // Национальный психологический журнал. М., 2010. Мандель Б. Р. Гаджеты, Интернет, компьютер, телевизор, мобильный телефон — технологи-
ческие аддикции переходят в наступление // Вестник практической психологии образования. М., 2013.
Bibliographic list
1. Bryleva Yu. A. Theoretical prerequisites for substantiating the independent training of cadets in educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia / Yu. A. Bryleva, A. A Bazulina // Psychology and
Pedagogy of Service Activities. 2021. № 1. P. 100-102. DOI 10.24412/2658-638X-2021-1-100-102.
2. Voiskunsky A. E. Information security : psychological aspects // National Psychological Journal. M., 2010.
3. Mandel B. R. Gadgets, Internet, computer, TV, mobile phone — technological addictions go on the offensive // Bulletin of Practical Psychology of Education. M., 2013.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Информация об авторах
Л. Е. Солянкина — профессор кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, доктор психологических наук, доцент, заслуженный учитель Российской Федерации;
Г. М. Семененко — заместитель начальника кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент;
М. В. Галда — заместитель начальника Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России по учебной и научной работе, кандидат социологических наук.
Information about the authors
L. E. Solyankina — Professor of the Department of Criminalistics of the Educational and Scientific Complex for Preliminary Investigation in the Internal Affairs Bodies of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Honored Teacher of the Russian Federation;
G. M. Semenenko — Deputy Head of the Department of Criminalistics of the Educational and Scientific Complex for Preliminary Investigation in the Internal Affairs Bodies of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;
M. V. Galda — Deputy Head of the Volgodonsk branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia for academic and scientific work, Candidate of Sociological Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 28.03.2022; одобрена после рецензирования 05.04.2022; принята к публикации 11.04.2022.
The article was submitted 28.03.2022; approved after reviewing 05.04.2022; accepted for publication 11.04.2022.