Закон и право. 2022. № 5. С. 191-195. Law and legislation. 2022;(5):191-195.
Научная статья УДК 343
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-5-191-195
NIION: 1997-0063-5/22-286 MOSURED: 77/27-001-2022-5-486
Меры предупреждения вовлечения несовершеннолетних в преступления посредством социальных сетей в зарубежных странах и России
Анастасия Евгеньевна Мамаева
Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected]
Аннотация. Расширение областей применения информационно-коммуникационных технологий, в частности сети Интернет, привело не только к развитию экономики, совершенствованию функционирования различных общественных и государственных институтов, но и к росту преступлений в сети Интернет, социальных сетях, незащищенности несовершеннолетних от противоправного контента, усугубило проблемы, непосредственно связанные с вовлечением несовершеннолетних в совершение различного рода преступлений, раскрываемостью таких преступлений.
Современные технологии значительно облегчают реализацию преступной деятельности в отношении несовершеннолетних, обеспечивая ее анонимность, расширяя возможности по поиску потенциальной жертвы, при этом снабжая разнообразными техническими средствами и возможностями для оказания психологического воздействия и давления.
В статье рассмотрено законодательство зарубежных стран, связанное с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность, в том числе при помощи сети Интернет, социальных сетей. Целью исследования является определение необходимых и эффективных мер предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений в России с учетом законодательства стран Запада и СНГ.
Поскольку основная ответственность по защите несовершеннолетних в социальных сетях лежит на государстве, в статье предложен ряд мер для реализации по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Ключевые слова: вовлечение несовершеннолетних, социальные сети, контент, сеть Интернет, деструктивное воздействие, меры предупреждения, киберпреступления.
Для цитирования: Мамаева А.Е. Меры предупреждения вовлечения несовершеннолетних в преступления посредством социальных сетей в зарубежных странах и России // Закон и право. 2022. № 5. С. 191—195. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-5-191-195.
Original article
Measures to prevent the involvement of minors in crimes through social networks in foreign countries and Russia
Anastasia E. Mamaeva
Kuban State University, Krasnodar, Russia, [email protected]
Abstract. The expansion of the areas of application of information and communication technologies, in particular, the Internet, has led not only to the development of the economy, the improvement of the functioning of various public and state institutions, but also to the growth of crimes on the Internet, social networks, the vulnerability of minors from illegal content, exacerbated the problems, directly related to the involvement of minors in the commission of various kinds of crimes, the detection of such crimes.
Modern technologies greatly facilitate the implementation of criminal activity against minors, ensuring its anonymity, expanding the possibilities for finding a potential victim, while providing a variety of technical means and opportunities for exerting psychological influence and pressure.
© Мамаева А.Е. М., 2022.
LAW & LEGISLATION • 05-2022
The article considers the legislation of foreign countries related to the involvement of minors in criminal activities, including through the Internet and social networks. The purpose of the study is to determine the necessary and effective measures to prevent the involvement of minors in crimes in Russia, taking into account the legislation of Western countries and the CIS.
Since the main responsibility for the protection of minors in social networks lies with the state, the article proposes a number of measures for implementation to prevent the involvement of minors in criminal activities.
Keywords: involvement of minors, social networks, content, Internet, destructive impact, prevention measures, cybercrime.
For citation: Mamaeva A.E. Measures to prevent the involvement of minors in crimes through social networks in foreign countries and Russia // Law and legislation. 2022;(5):191—195. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2022-5-191-195.
Особую значимость в настоящее время в сети Интернет представляют социальные сети и новые масс-медиа, которые в период пандемии стали основными источниками жизненно важной информации, в частности для несовершеннолетних. Опасность такие источники представляют в связи с тем, что молодежь, подростки, дети много времени проводят в социальных сетях, таких, как Instagram, Facebook, TikTok, Twitter, и уровень их доверия информации, размещенной непосредственно на указанных ресурсах, достаточно велик.
Коммуникации и контент в Интернете имеют криминогенных характер, поскольку обладают рядом характерных свойств: открытость, востребованность, общедоступность, децентрали-зованность, анонимность, которые способствуют скрытому воздействию посредством информации на эмоции, поведение, психическое и когнитивное состояние большого количества, негативно влияют на поведение и правосознание несовершеннолетних, формируют деструктивные социальные установки.
За последние три года наметилась тенденция роста преступлений, совершенных с использованием сети Интернет.
Так, в 2019 г. число таких преступлений составило 157 036. В 2020 г. количество преступлений значительно увеличилось и составило 300 337, а в 2021 г. — 351 463 зарегистрированных преступлений [10].
Согласно статистике, в Интернете около 7 млн подростков подвергается деструктивному воздействию, а около 2 млн человек в год вовлекаются в противоправную деятельность; пропаганда убийства своих одноклассников обсуждается примерно 50 тыс. подростков, а около 3,5 млн подростков участвуют в группах, обсуждающих издевательство и травлю других людей [9].
Согласно оценкам экспертов, именно при помощи сети Интернет несовершеннолетних:
1) привлекают к участию в различных террористических и экстремистских мероприятиях, девиациях сексуального характера;
2) склоняют к самоубийству, расстрелам в школе;
3) вовлекают в наркопотребление;
4) привлекают к кибербуллингу [11].
И данный перечень расширяется по мере развития интернет-ресурсов, что свидетельствует о необходимости принятия соответствующих мер защиты.
Интересной для исследования представляется классификация основных форм криминогенного воздействия сети на несовершеннолетних, предложенная Е.В. Кузнецовой, которая является практически обоснованной и включает следующие виды воздействия:
« ■ контентное воздействие посредством информации, представляющей угрозу и риск для жизни, здоровья и развития несовершеннолетних (пропаганда агрессии, жестокости, насилия, экстремизма, наркотических средств, сексуальной распущенности, суицида и т.п.);
■ коммуникативное воздействие в процессе деструктивного межличностного общения (кибербуллинг, кибергруминг, секстинг, троллинг, флейминг, киберсталкинг и т.д.)» [5].
Проблема незащищенности несовершеннолетних от противоправного контента и различных деструктивных коммуникаций является как никогда актуальной; в связи с этим повышение эффективности информационной безопасности и защищенности законных прав и интересов несовершеннолетних в информационной сфере, в том числе в социальных сетях, профилактика и предупреждение вовлечения детей, подростков в совершение преступлений посредством социальных сетей должно являться одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности государства.
Важными международными правовыми актами для защиты несовершеннолетних от вовлечения в совершение преступлений являются Конвенция о правах ребенка [1], Международный пакт о гражданских и политических правах [2], Конвенция Совета Европы о киберпреступ-ности [3]. Указанные акты способствуют пра-
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2022
вильному как физическому, так и психическому здоровью ребенка, устанавливают право несовершеннолетнего на доступ к информации, определяют важность защиты детей, подростков от неблагоприятной для них информации.
В связи с этим представляется интересным и полезным изучение различным мер предупреждения вовлечения несовершеннолетних в преступления посредством социальных сетей в других государствах с целью дальнейшего усовершенствования российского законодательства.
В первую очередь, зарубежные страны ужесточают уголовную и административную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и правонарушений, в том числе при помощи сети Интернет, социальных сетей, поскольку онлайн-преступления способны оказать серьезное негативное воздействие на психическое здоровье и благополучие граждан конкретной страны.
Ряд зарубежных стран (отдельные штаты США, Нидерланды, КНР) устанавливают ответственность за вовлечение несовершеннолетних в различные преступления путем закрепления более строгой ответственности, если преступление совершено в отношении несовершеннолетнего, также отдельные актами устанавливается уголовная ответственность за преступления посредством сети Интернет.
Республика Казахстан регламентирует правонарушения в отношении несовершеннолетних в зависимости от степени их тяжести, квалифицируя их по соответствующим составам уголовного законодательства либо Кодекса об административных правонарушениях, а совершение преступления посредством использования сети Интернет является квалифицирующим признаком по ряду преступлений в отношении несовершеннолетних.
Например, в случае вовлечения несовершеннолетнего при помощи сети Интернет в преступную деятельность виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности, аналогичной вовлечению несовершеннолетнего в совершение уголовных правонарушений, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего [7].
Плюс ко всему, с 2019 г. Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан установил административную ответствен -ность работников образования, здравоохранения и социальной защиты за несообщение о фактах нарушения прав несовершеннолетних в правоохранительные органы.
Поскольку кибербуллинг является одним из средств негативного воздействия на несовершен-
нолетнего, способного в дальнейшем привести к вовлечению его в деструктивную, преступную деятельность, исследование законодательства других стран в этом направлении также является необходимым.
В ряде государств кибербуллинг относят к уголовным преступлениям, например, в отдельных штатах США, в Австралии. В Германии отдельные нормы внесены в закон «О защите молодого поколения», нарушение которых влечет уголовное наказание в виде лишения свободы до 10 лет.
С 2015 г. в Новой Зеландии действует закон о пагубных цифровых коммуникациях, в котором существует наказание за троллинг, которое составляет до двух лет лишения свободы и штраф около 40 тыс. долл. [6].
В Новой Шотландии проводится работа по предупреждению кибербуллинга, расследованию имевших место случаев; в связи с этим создано специализированное подразделение СуЪегБСАК. В его компетенцию входит непосредственно работа с жертвами, семьями, школами, расследование жалоб, сбор доказательств и документов, оказание квалифицированной помощи по прекращению кибербуллинга [4].
Законодательство Великобритании по вопросу противодействия использованию цифровых технологий, в частности сети Интернет, в преступных целях представляет особый интерес, поскольку данная тема актуальна в стране с момента принятия Закона о злоупотреблении компьютером (1990). Однако проблемой уголовного законодательства Великобритании в данной сфере является отсутствие указания на цифровой способ совершения преступления в отношении несовершеннолетнего, поэтому правоохранительные службы используют Руководство по уголовному преследованию киберпреступности, которое содержит не достаточно точные разъяснения по каждой, известной английскому праву, группе преступлений в сети Интернет.
Уголовное законодательство разделяет кибер-преступления на следующие группы: вредоносные и оскорбительные сообщения; половые преступления против детей; экономическая киберпрес-тупность; непристойные публикации и запрещенные изображения; экстремальная понография. На практике групп преступлений в отношении несовершеннолетних значительно больше.
Характеристикой уголовного законодательства Великобритании является разбросанность уголовно-правовых норм по различным правовым актам, приоритетной является задача создания единого консолидирующего статута, включающего предписания и нормы, связанные с онлайн-преступностью [12].
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 05-2022
Помимо ужесточения уголовного законодательства в зарубежных странах используются следующие формы предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений:
1) создание специальных интернет-ресурсов, которые, во-первых, информируют детей и их родителей о возможных угрозах в сети Интернет, во-вторых, оказывают консультационную поддержку пострадавшим от кибернасилия;
2) разработка соответствующих программ профилактики.
Примером одной из научно обоснованных программ, направленных на уменьшение травли в школах, в том числе и кибернасилия, является программа К1Уа, используемая в Финляндии, Эстонии, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции. Идея заключается в снижении мотивации агрессора к совершению насильственных действий в связи с отсутствием ожидаемого социального одобрения от других. Программа включает профилактическое мероприятие, разрешение инцидентов травли, а также оценку и анализ полученных результатов.
Предусматриваются аудиторные занятия, разбор реальных и обобщенных случаев насилия, обучение реакции на него в форме поддержки жертвы и поиска путей прекращения негативного воздействия. Помимо всего прочего, в рамках программы разработана тренинговая компьютерная игра. Однако для реализации данной программы школа обязана пригласить в штат не менее трех сертифицированных центром КУа специалистов, провести обучение всего школьного персонала и активистов из числа родителей, интегрировать элементы программы в ежедневный план уроков, проводить постоянные наблюдения, диагностику, исследовать ситуацию [8].
В России государство также принимает большое количество мер для предупреждения случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Например, рост данного вида преступлений привел к тому, что в 2017 г. в МВД были созданы специальные структуры (управление «К») для борьбы, в том числе, с распространением детской порнографии и склонениями к суициду, а в 2020 г. принято решение о создании в структуре МВД отдела киберполиции для борьбы с цифровыми преступлениями.
С целью профилактики и предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений с использованием сети Интернет, социальных сетей необходимо следующее:
1. Внесение дополнений в Уголовный кодекс РФ в части установления ответственности за де-
структивные действия в сети Интернет, способные привести к совершению преступлений несовершеннолетними (кибербуллинг, скулшу-тинг, троллинг, киберсталкинг и т.п.).
2. Повышение уровня информированности детей, подростков о противоправном поведении и контенте в социальных сетях, способах обеспечения безопасности несовершеннолетних в интернет-среде посредством проведения обязательных разъяснительных мероприятий.
3. Наделение образовательных организаций, учреждений компетенциями, основной целью которых является повышение у ребенка уровня медиаграмотности, ее формирования, а также безопасности ребенка в информационной среде.
4. Разработка программ образовательными учреждениями для просвещения несовершеннолетних по вопросам возникновения угроз и последствий, связанных с использованием социальных сетей, иных интернет-ресурсов, а также программ мероприятий, основным направлением которых является предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений.
Для эффективного и комплексного предупреждения вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность необходимо продуманное законодательство и качественное правоприменение. Однако и этого будет недостаточно.
В первую очередь требуется участие государства в разработке государственных программ в сфере образования, организация работы по обучению пользователей, повышению их компьютерной грамотности, совершенствование информационного взаимодействия между правоохранительными органами и интернет-провайдерами. Именно комплекс указанных мероприятий поможет эффективнее защищать детей от деструктивного воздействия вредной информации.
Список источников
1. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
3. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации ETS № 185 (Будапешт, 23 ноября 2001) http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW
4. Копылова О.П., Калашникова Ю.В., Медведева C.B. Кибербуллинг в современных условиях: возможности правового регулирования // Право: история и современность. 2021. № 1. С. 97—103.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2022
5. Кузнецова Е.В. Предупреждение делинк-венгного поведения несовершеннолетних, продуцируемого контентом сети интернет: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Курск, 2019. 25 с.
6. Макушкин Е.В., Бадмаева В.Д., Дозорцева Е.Г., Пережогин Л.О., Ошевский Д.С., Сыроквашина К.В., Терехина С.А., Нуцкова Е.В., Федонкина А.А. Преступления в интернет-среде с участием несовершеннолетних и их медико-психологическая профилактика: Аналитический обзор. М.: ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2021. 56 с.
7. Сундиев И.Ю., КоноплинА.Б., Никитина М.А., (Феоктистова Е.Е., Кузнецов А.Г., Новосельцев О.И., Демковец О.В., Брехов Д.А., Карайман Ю.Н. Механизмы противодействия органов внутренних дел (полиции) государств — участников СНГ вовлечению несовершеннолетних в деструктивные группы в сети Интернет: Аналитический обзор с предложениями. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2021. 72 с.
8. Пережогин Л. О., Бадмаева В.Д., Макушкин Е.В., Нуцкова Е.В. Международная практика использования профилактических программ, направленный на снижение кибернасилия в школьной среде // Рос. психиатрический журнал. 2020. № 4. С. 63—70.
9. Онлайн-издание D-Russia // URL: https:// d-russia.ru/bolee-7-mln-podrostkov-vovlecheny-v-destruktivnye-gruppy-v-sotssetyahhtml (Дата обращения: 20.03.2022)
10. Офиц. сайт МВД России // URL: https:// xn—b1aew.xn—p1ai/dejatelnost/statistics (Дата обращения: 20.03.2022)
11. Цифровая гигиена: молодежь в сети // URL: https:// saizyral.rtyva.ru/wpcontent/uploads/ 2019/04/Metod_posobie.pdf (Дата обращения: 24.12.2019)
12. New Laws to make Social Media Safer. 20 May 2018. URL: https://www.gov.uk/government/news/ new-laws-to-make-socialmedia-safer
References
1. International Covenant on Civil and Political Rights (Adopted on December 16, 1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary session of the UN General Assembly) // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW
2. Convention on the Rights of the Child (approved by the UN General Assembly on
November 20, 1989) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW
3. Convention on Crime in the Sphere of Computer Information ETS № 185 (Budapest, November 23, 2001) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW
4. Kopylova O.P., Kalashnikova Yu. V., Medvedeva S. V. Cyberbullying in modern conditions: possibilities of legal regulation // Law: history and modernity. 2021. № 1. Pp. 97-103.
5. Kuznetsova E.V. Prevention of delinquent behavior of minors produced by the content of the Internet: Abstract of the thesis. diss. ... Candidate of Law. Kursk, 2019. 25 p.
6. Makushkin E. V., Badmaeva V.D., Dozortseva E. G, Perezhogin L.O., Oshevsky D.S., Syrokvashina K.V., Terekhina S.A., Nutskova E. V., Fedonkina A.A. Crimes in the Internet environment with the participation of minors and their medical and psychological prevention: An analytical review. M.: FGBU «NMITsPN im. V.P. Serbian» of the Ministry of Health of Russia, 2021. 56 p.
7. Sundiev I. Yu., Konoplin A.B., Nikitina M.A., Feoktistova E.E., Kuznetsov A.G., Novoseltsev O.I., Demkovets O. V., Brekhov D.A., Karaman Yu.N. Mechanisms of counteraction of the internal affairs bodies (police) of the CIS member states to the involvement of minors in destructive groups on the Internet: an analytical review with suggestions. Moscow: FGKU «VNII of the Ministry of internal affairs of Russia», 2021. 72 p.
8. Perezhogin L. O, Badmaeva V.D., Makushkin E. V., Nutskova E. V. International practice of using preventive programs aimed at reducing cyberviolence in the school environment // Russian Psychiatric Journal. 2020. № 4. Pp. 63-70.
9. D-Russia online edition // URL: https://d-russia.ru/bolee-7-mln-podrostkov-vovlecheny-v-destruktivnye-gruppy-v-sotssetyah.html (Accessed: 20.03.2022)
10. Official website of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation // URL: https:// xn—b1aew.xn—p1ai/dejatelnost/statistics (Accessed: 20.03.2022)
11. Digital hygiene: youth online // URL: https:// saizyral.rtyva.ru/wpcontent/uploads/2019/04/ Metod_posobie.pdf (Accessed: 12.24.2019)
12. New Laws to make Social Media Safer. 20 May 2018 // URL: https: //www.gov.uk/government/ news/new-laws-to-make-socialmedia-safer
1амаева А.Е. — аспирант lamaeva A.E. — graduate student
Информация об авторе Information about the author
Статья поступила в редакцию 23.03.2022; одобрена после рецензирования 08.04.2022; принята к публикации 14.04.2022.
The article was submitted 23.03.2022; approved after reviewing 08.04.2022; accepted for publication 14.04.2022.
LAW & LEGISLATION • 05-2022