© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2019 УДК 61:378
К. Е. Нукештаева, А. С. Кубекова
СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Кафедра общественного здравоохранения Медицинского университета Караганды (Караганда, Казахстан)
Авторами проведен анализ как отечественной, так и зарубежной литературы. Так, в полной мере отражены современные ценностные ориентации студентов-медиков в Казахстане, представлены основные приоритеты современной молодежи, которые представляет собою мотивирующий фактор, объясняющий определенную направленность, мировоззрение и социальную активность. Именно поэтому одна из главных задач в медицинских вузах сегодня - подготовка будущих врачей социально мобильными в соответствии с требованиями практического здравоохранения, с учетом процессов, происходящих в области охраны здоровья граждан. Ключевые слова: ценностные ориентации, молодежь, личность, культура, студенчество
Понятие «ценностные ориентации», имея под собой социальные, исторические и культурные основы, неразрывно связано с деятельностью человека. Именно система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» [2]. Молодежь для любого народа - это его будущее, его золотой фонд. Поэтому то, на какие ценностные ориентации нацелено юношество, вызывает обеспокоенность как власти, так и общества в целом. Ценностные ориентации - это культурные стандарты, это принятые личностью духовные и материальные ценности, отталкиваясь от которых, люди определяют благо, добродетель, и которые в широком смысле являются нормами жизни в обществе [5]. Если сравнивать с ценностями предыдущих поколений, ценности молодежи на современном этапе существенно изменились.
Каков контраст между ценностями советской молодежи и современной? Что же ценила советская молодежь? Как нам известно, в советскую эпоху действовала мощная система коммунистического воспитания. Несмотря на это основными ценностями для молодежи были не идеологические постулаты, типа преданности делу коммунизма, классовой борьбы, борьбы за мир или научного мировоззрения [10]. По данным социологических исследований 1971-1982 гг., в этот период важнейшими для себя ценностями молодые люди считали интересную работу и семейное счастье. На третьем и четвертом местах было осознание того, что приносишь людям пользу, и их уважение [15]. С большим отрывом на пятом месте было материальное благополучие. Дальше
по степени важности: возможность заниматься тем, что тебя интересует, расширение кругозора и др. Примерно для половины представителей молодого поколения 70-х годов была характерна активная жизненная позиция, которая проявлялась в различных видах общественно-полезной деятельности.
В жизни современной молодежи главными приоритетами являются: успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях.
Печально то, что такие жизненные принципы, как «Лучше быть честным, но бедным» и «Чистая совесть важнее благополучия», ушли в прошлое. Сейчас актуальны такие, как «Ты - мне, я - тебе», «успех - любой ценой».
В общей численности студентов, обучающихся в вузах республики, на медицинские специальности приходится 4,7%. На вопрос «Что для Вас в жизни самое главное?» получены ответы: семья - 48,7%, любовь - 38,6%, здоровье - 35,4%, работа - 30,3%, образование - 28,4%, уважение окружающих - 15%, творчество - 14,5%, дети - 13,4%.
По данным опроса студенты больше всего ценят: порядочность - 59,5%, чувство собственного достоинства - 57,2%, понимание -44,1%, доброту - 42,1%, независимость -41,6%, свободу - 36,6%. А больше всего ненавидят: предательство - 80,9%, жестокость -49,2%, ложь - 46,1%, жадность - 33,8%, невежество - 23,1%. Считают наиболее важным для достижения успеха в жизни: целеустремленность, упорство, трудолюбие, интересную работу - 63,9%, хорошее образование - 46,8%, «богатые» родители и связи - 25,5%, везение - 10,8%, способности - 9,4%. Студенты явно недооценивают роль способностей в достижении жизненного успеха, каждый четвертый надеется на богатых родителей и свя-
зи. Угроза безработицы страшит каждого четвертого студента, в социальной защите нуждаются 52,8%.
Актуальными проблемами в социально-культурной сфере студенты считают финансирование (70%), подготовку кадров (50%), оказание платных услуг (30%), оплату труда (40%), заинтересованность (30%), сохранение культурного наследия (20%), недостаточное влияние государства на развитие отрасли (20%), сокращение учреждений культуры (10%), внедрение новых технологий (10%), качество услуг (10%).
Пути решения современных социально-культурных проблем студенты видят в привлечении внебюджетных средств (70%), качественной подготовке кадров (70%), доступности представляемых услуг (30%), совершенствовании законодательно-правовой базы (20%), государственной поддержке культуры (20%), возрождении традиций и обычаев (10%), рекламе (10%).
К первостепенным ценностям современное студенчество вуза относят карьеру (80%), здоровье (60%), материальные блага (50%), семью (50%), образование (50%), духовное развитие (50%), самореализацию (50%), моральную устойчивость (40%), честность (10%). Проведенный социологический опрос среди студентов показал, что «портрет современного студента» им представляется как: активный, общительный, приветливый, внимательный, вежливый, пунктуальный, аккуратный, корректный, легко обучаемый, ответственный, отзывчивый. Из результатов исследований, проведенных М. П. Карпенко, видно, что многие студенты (особенно в том вузе, где не изучают этику и эстетику) путаются в понятиях морали, не видят разницы между красотой и красивостью, подвержены стереотипам в оценке произведений искусства и творчества различных художников. Только у немногих формируются самостоятельные культурные интересы, большинство просто плывет по течению. Студенты плохо разбираются в вопросах культуры и искусства, мало интересуются ими. Н. Ф. Федотова приводит 8 блоков личностных качеств, которые можно рассматривать как ценностные ориентиры:
1) качества, характеризующие гражданскую позицию: честность и принципиальность, коллективизм, общественная активность, чувство долга;
2) качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности: увлеченность профессией, трудолюбие, энергичность
и деловитость, организаторские способности;
3) «деловые» качества и умения, необходимые для организации быта и семейной жизни: умение обеспечить себя и свою семью материально, практичность в житейских делах, умение сочетать работу на производстве с домашними делами, умение рационально расходовать денежные средства;
4) волевые свойства личности: сила воли, настойчивость, организованность, целеустремленность;
5) гуманистические качества: доброта и отзывчивость, заботливость по отношению к близким, верность в любви и дружбе, мягкость и уступчивость;
6) коммуникативные свойства и умения: общительность, жизнерадостность, умение вести себя в обществе, умение ладить с людьми;
7) качества, характеризующие развитие интеллекта: образованность и широта кругозора, способность понимать мысли и переживания других людей, чувство юмора, трезвость ума и рассудительность;
8) качества, связанные с характеристикой желаемого внешнего облика: физическое здоровье, внешняя привлекательность, опрятность, умение следить за своей внешностью.
Были выбраны четыре группы качеств, которые должны наиболее полно характеризовать студента, его роль в обществе, а именно ориентацию на: 1) учебу, науку, профессию; 2) общественную деятельность; 3) культуру; 4) коллектив. Современный студент-медик - это молодой человек, который живет сложно, сталкиваясь с множеством нерешенных проблем. Студенты меняют место жительства, прежний уклад жизни, общественное окружение, у них разрушаются старые привычки, представления и связи. Происходит переход к самостоятельной взрослой жизни, при этом появляются новые материальные трудности, сомнения в правильности выбора вуза, специальности, возрастает необходимость самообслуживания. При этом студент-медик доволен своей жизнью, и качество жизни расценивает как хорошее, зависящее главным образом от 4 составляющих: материальной обеспеченности, жилищных условий, состояния здоровья и взаимоотношений в семье.
Для благополучия студенту-медику необходима поддержка семьи, высокий заработок и уважение окружающих. Важно отметить, что респондентам также важны здоровье, любовь, друзья, знания и вера в бога. Для студентов характерна повседневная двигательная активность с преимущественно статистической
нагрузкой, поэтому для восстановления их работоспособности важную роль играет активный отдых. К сожалению, чаще студенты выбирают пассивный отдых, отдавая предпочтение просмотру телевизора, чтению книг, работе за компьютером, прослушиванию музыки и походу в театр и кинотеатр. Хотя студенты медики знают, что длительное и значительное ограничение двигательной активности человека приводит к отрицательным изменениям, в том числе, к ухудшению умственной работоспособности, снижению функций внимания, мышления и памяти. Большинство студентов занимаются физкультурой от 6 до 2 раз в неделю, но в повседневной жизни редко применяют какой-нибудь метод оздоровления.
Основными средствами для достижения сохранения здоровья являются: медицинское образование как основа будущей профессиональной деятельности, скоординированная работа всех структур и подразделений вуза по сохранению и укреплению здоровья учащихся, самостоятельная работа студентов по собственному оздоровлению, специальные знания в области физической культуры.
Таким образом, 65% студентов медицинского вуза не отвечают требованиям эффективной профессиональной социализации, включающей в себя отсутствие психокультурных деформаций, профессиональную компетентность и социальную ответственность, навыки понимания себя и требований других людей, сознательное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения для достижения профессиональных целей. Поэтому одна из главных задач в медицинском вузе сегодня
- это подготовка будущих врачей социально мобильными в соответствии с требованиями практического здравоохранения, с учетом процессов, происходящих в области охраны здоровья граждан.
ЛИТЕРАТУРА
1 Абгарян А. Т. Особенности проявления ценностных ориентаций у студентов художников, журналистов и медиков //Актуальные проблемы психологии и педагогики. - 2016. - №2.
- С. 5-7.
2 Абдулгалимов Р. М. Модель профессионального мировоззрения специалиста медицинского профиля: основные контуры /Р. М. Абдулгалимов, Т. Э. Кафаров //Фундаментальные исследования. - 2013. - №10-3. - С. 653658.
3 Абрамов В. А. Уровень самоактуализации студентов-медиков в состоянии стресса /В.
А. Абрамов, Е. М. Денисов //Матер. XVI съезда психиатров России. - М., 2015. - С. 265.
4 Богуславская Д. Г. Особенности ценностных ориентаций студентов разных специальностей /Д. Г. Богуславская, Е. Н. Полянская //Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: актуальные проблемы образовательного процесса в гетерогенных организациях. - М., 2016. - С. 260265.
5 Бохан Т. Г. Особенности ценностных ориентаций в мотивационно-личностной сфере студентов специальности «Лечебное дело» /Т. Г. Бохан, Л. Ф. Алексеева, М. В. Шабалов-ская //Педагогика и психология образования. -2015. - №3. - С. 68-77.
6 Даукилас С. Ю. Ценностные ориентации студентов-медиков и их сравнительный анализ в контексте других профессий /С. Ю. Даукилас, А. Л. Думчене, А. А. Думчюс // Социологические исследования. - 2005. - №9. - С. 130-135.
7 Дмитриева Д. Д. Аксиологические основы профессионального воспитания в медицинских вузах //Вестник развития науки и образования. - 2017. - №2. - С. 69-75.
8 Дмитриева Д. Д. Теоретические аспекты формирования индивидуальных образовательных траекторий студентов-медиков //Меж-дунар. журн. прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - №5-2. - С. 318-320.
9 Доника А. Д. Проблема формирования этических регуляторов профессиональной деятельности врача //Биоэтика. - 2015. - №1. -С. 58-60.
10 Дрегало А. А. Студенты-медики: Социологический портрет /А. А. Дрегало, В. И. Ульяновский //Экология человека. - 2007. -№3. - С. 53-58.
11 Козлова Н. М. Формирование ценностных ориентаций как основы профессиональных компетенций студентов-медиков в процессе работы в симуляционном центре /Н. М. Козлова, МЮ. Кузьмин //Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2014. - №3 - С. 134-135.
12 Коренюгина Т. Ю. Роль духовно-ориентированного диалога в развитии ценностной сферы медицинских работников: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., 2008. - 16 с.
13 Левчук К. А. Проблема формирования ценностей у студентов медицинского вуза в процессе профессионализации /К. А. Левчук, С. В. Чусовлянова //Биоэтика. - 2010. - №1. -С. 31-33.
14 Лямова О. О. Методологические под-
ходы к воспитанию гуманного отношения к человеку у будущих врачей //Вестн. Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2014. - №2. - С. 54-62.
15 Микиртичан Г. Л. О формировании профессионального самоопределения будущих врачей /Г. Л. Микиртичан, В.А. Чулкова, Е. В. Пестерева //Педиатр. - 2014. - №2. - С. 95101.
16 Молотов-Лучанский В. Б. Определение ценностей студентов-медиков /В. Б., Моло-тов-Лучанский, Г. С. Кемелова, С. Т. Тулеутае-ва //Междунар. журн. экспериментального образования. - 2017. - №5. - С. 53-56.
17 Мохов Е. М. Сравнительная характеристика психологического портрета современных студентов-медиков /Е. М. Мохов, А. М. Морозов, В. А. Кадыков //Актуальные вопросы современной хирургии. - М., 2018. - С. 388392.
18 Ольховая Т. А. Модель становления субъектности студента медицинского вуза /Т. А. Ольховая, Т. С. Хабарова //Фундаментальные исследования. - 2015. - №2. - С. 50035007.
19 Ольховая Т. А. Модель становления субъектности студента медицинского вуза /Т.
A. Ольховая, Т. С. Хабарова //Фундаментальные исследования. - 2015. - №2. - С. 50035007.
20 Пахомова А. С. Ценностные ориентации студентов медицинского университета /А. С. Пахомова, В. П. Пряхина // Форум молодых ученых - 2018. - № 6-2 - С. 1088-1094
21 Полякова О. Б. Самоактуализация как предпосылка предупреждения профессиональных деформаций (выгорания) будущих психологов и медиков //Ученые записки Российского государственного социального университета. -2017. - №6. - С. 62-69.
22 Попова А. С. Ценностные ориентации и жизненные стремления студентов стоматологического факультета //Бюл. мед. интернет-конференций. - 2017. - №6. - С. 941.
23 Родионова Е. А. Социально-психологические особенности профессионального здоровья специалистов /Е. А. Родионова,
B. И. Доминяк //Сб. тр. «Ананьевские чтения-2013. Психология в здравоохранении Правительство Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет». -СПб, 2013. - С. 362-364.
24 Сахаров В. А. Эмоциональноценност-ное сопровождение духовно-нравственного воспитания студентов медицинского вуза /В. А. Сахаров, К. С. Степанов, Л. Г. Сахарова //
Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №10. - С. 137-139.
25 Степанова Н. В. Ценностные ориентации в жизненных сферах студентов медицинского вуза /Н. В. Степанова, Т. П. Усынина // Современные проблемы науки и образования.
- 2016. - №6. - С. 457.
26 Тарбеев Н. Н. Ценностные ориентации студентов-медиков на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности /Н. Н. Тарбеев, С. В. Шишков, А. E. Левикин // Физическая культура, здравоохранение и образование. - 2016. - №6. - С. 143-146.
27 Туркова И. В. Самоактуализация личности студентов в период обучения в медицинском вузе: Автореф. дис. ...канд. психол. наук.
- СПб, 2005. - 18 с.
28 Ушакова Я. В. Практики самосохрани-тельного поведения студенческой молодежи: Социологический анализ: Автореф. дис. ...канд. социол. наук. - Нижний Новгород, 2010. - 22 с.
29 Фабулова М. А. Психологические условия формирования нравственного сознания студентов-медиков средствами иностранного языка: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2013. - 22 с.
30 Хабарова Т. С. Субъектность как аксиологический фактор личностно-професси-онального развития студентов медицинского вуза //Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5. - С. 114.
31 Хабарова Т. С. Я-концепция как основа становления субъектности при формировании позиции будущей профессиональной деятельности студентов медицинского вуза // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2014. - №4. - С. 143-149.
32 Церковский А. Л. Ценностные ориентации как акмеологической направленности личности судента-медика /А. Л. Церковский, О. И. Гапова, С. А Петрович. //Вестн. фармации. -2017. - №1. - С. 78-81.
33 Чусовлянова С. В. Проблема формирования ценностей у студентов медицинского вуза в процессе профессионализации /С. В. Чусовлянова, К. А. Левчук //Волгоградский науч.-мед. журн. - 2010. - №1. - С. 15-19.
34 Cruise K. E. Affective picture processing and motivational relevance: arousal and valence effects on ERPs in an oddball task /K. E. Cruise, F. H. Martin //International Journal of Psycho-physiology. - 2009. - V. 72. - P. 299-306.
35 Sultan A. A. Joyce Simones Article St. Cloud State University /A. A. Sultan, Y. §engül, U. Gazi. - USA, 2017. - P. 243-252.
36 Karagonlar G. The role of social value orientation in response to an unfair offer in the ultimatum game /G. Karagonlar, D. M. Kuhlman //Organizational Behavior and Human Decision Processes. - 2013. - V. 120. - P. 228239.
37 Zhu L. The development of social value orientation across different contexts /L. Zhu, M. Gummerum, Y. Sun //International Journ. of Psychology. - 2013. - V. 48. - P. 469-480.
REFERENCES
1 Abgarjan A. T. Osobennosti projavlenija cennostnyh orientacij u studentov hudozhnikov, zhurnalistov i medikov //Aktual'nye problemy psi-hologii i pedagogiki. - 2016. - №2. - S. 5-7.
2 Abdulgalimov R. M. Model' profession-al'nogo mirovozzrenija specialista medicinskogo profilja: osnovnye kontury /R. M. Abdulgalimov, T. Je. Kafarov //Fundamental'nye issledovanija. -2013. - №10-3. - S. 653-658.
3 Abramov V. A. Uroven' samoaktualizacii studentov-medikov v sostojanii stressa /V. A. Abramov, E. M. Denisov //Mater. XVI s#ezda psihiatrov Rossii. - M., 2015. - S. 265.
4 Boguslavskaja D. G. Osobennosti cen-nostnyh orientacij studentov raznyh spe-cial'nostej /D. G. Boguslavskaja, E. N. Poljanskaja //Pedagogika i psihologija kak resurs razviti-ja sovremennogo obshhestva: aktual'nye problemy obrazovatel'nogo processa v geterogennyh organizacijah. - M., 2016. - S. 260-265.
5 Bohan T. G. Osobennosti cennostnyh orientacij v motivacionno-lichnostnoj sfere studentov special'nosti «Lechebnoe delo» /T. G. Bohan, L. F. Alekseeva, M. V. Shabalovskaja // Pedagogika i psihologija obrazovanija. - 2015. -№3. - S. 68-77.
6 Daukilas S. Ju. Cennostnye orientacii studentov-medikov i ih sravnitel'nyj analiz v kontekste drugih professij /S. Ju. Daukilas, A. L. Dumchene, A. A. Dumchjus //Sociologicheskie issledovanija. - 2005. - №9. - S. 130-135.
7 Dmitrieva D. D. Aksiologicheskie osno-vy professional'nogo vospitanija v medicinskih vuzah //Vestnik razvitija nauki i obrazovanija. -2017. - №2. - S. 69-75.
8 Dmitrieva D. D. Teoreticheskie aspekty formirovanija individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij studentov-medikov //Mezhdunar. zhurn. prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. - 2017. - №5-2. - S. 318-320.
9 Donika A. D. Problema formirovanija jeticheskih reguljatorov professional'noj deja-tel'nosti vracha //Biojetika. - 2015. - №1. - S. 58 -60.
10 Dregalo A. A. Studenty-mediki: Socio-
logicheskij portret /A. A. Dregalo, V. I. Ul'janovskij //Jekologija cheloveka. - 2007. -№3. - S. 53-58.
11 Kozlova N. M. Formirovanie cennostnyh orientacij kak osnovy professional'nyh kompe-tencij studentov-medikov v processe raboty v simuljacionnom centre /N. M. Kozlova, MJu. Kuz'min //Sibirskij medicinskij zhurnal (Irkutsk). -2014. - №3 - S. 134-135.
12 Korenjugina T. Ju. Rol' duhovnoorien-tirovannogo dialoga v razvitii cennostnoj sfery medicinskih rabotnikov: Avtoref. dis. ...kand. psi-hol. nauk. - M., 2008. - 16 s.
13 Levchuk K. A. Problema formirovanija cennostej u studentov medicinskogo vuza v processe professionalizacii /K. A. Levchuk, S. V. Chusovljanova //Biojetika. - 2010. - №1. - S. 3133.
14 Ljamova O. O. Metodologicheskie pod-hody k vospitaniju gumannogo otnoshenija k che-loveku u budushhih vrachej //Vestn. Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. - 2014. - №2. -S. 54-62.
15 Mikirtichan G. L. O formirovanii professional'nogo samoopredelenija budushhih vrachej / G. L. Mikirtichan, V.A. Chulkova, E. V. Pes-tereva //Pediatr. - 2014. - №2. - S. 95-101.
16 Molotov-Luchanskij V. B. Opredelenie cennostej studentov-medikov /V. B., Molotov-Luchanskij, G. S. Kemelova, S. T. Tuleutaeva // Mezhdunar. zhurn. jeksperimental'nogo obrazovanija. - 2017. - №5. - S. 53-56.
17 Mohov E. M. Sravnitel'naja harakteristi-ka psihologicheskogo portreta sovremennyh studentov-medikov /E. M. Mohov, A. M. Morozov, V. A. Kadykov //Aktual'nye voprosy sovremennoj hirurgii. - M., 2018. - S. 388-392.
18 Ol'hovaja T. A. Model' stanovlenija sub#ektnosti studenta medicinskogo vuza /T. A. Ol'hovaja, T. S. Habarova //Fundamental'nye issledovanija. - 2015. - №2. - S. 5003-5007.
19 Ol'hovaja T. A. Model' stanovlenija sub#ektnosti studenta medicinskogo vuza /T. A. Ol'hovaja, T. S. Habarova //Fundamental'nye issledovanija. - 2015. - №2. - S. 5003-5007.
20 Pahomova A. S. Cennostnye orientacii studentov medicinskogo universiteta /A. S. Pahomova, V. P. Prjahina // Forum molodyh uchen-yh - 2018. - № 6-2 - S. 1088-1094
21 Poljakova O. B. Samoaktualizacija kak predposylka preduprezhdenija professional'nyh deformacij (vygoranija) budushhih psihologov i medikov //Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. - 2017. -№6. - S. 62-69.
22 Popova A. S. Cennostnye orientacii i zhiznennye stremlenija studentov stomatolog-icheskogo fakul'teta //Bjul. med. internet-konferencij. - 2017. - №6. - S. 941.
23 Rodionova E. A. Social'no-psihologicheskie osobennosti professional'nogo zdorov'ja specialistov /E. A. Rodionova, V. I. Dominjak //Sb. tr. «Anan'evskie chtenija-2013. Psihologija v zdravoohranenii Pravitel'stvo Ros-sijskoj Federacii, Sankt-Peterburgskij gosudar-stvennyj universitet». - SPb, 2013. - S. 362-364.
24 Saharov V. A. Jemocional'nocennostnoe soprovozhdenie duhovno-nravstvennogo vospi-tanija studentov medicinskogo vuza /V. A. Saharov, K. S. Stepanov, L. G. Saharova //Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. -2016. - №10. - S. 137-139.
25 Stepanova N. V. Cennostnye orientacii v zhiznennyh sferah studentov medicinskogo vuza /N. V. Stepanova, T. P. Usynina // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. -2016. - №6. - S. 457.
26 Tarbeev N. N. Cennostnye orientacii studentov-medikov na zdorovyj obraz zhizni i ih otrazhenie v zhiznedejatel'nosti
/N. N. Tarbeev, S. V. Shishkov, A. E. Levi-kin //Fizicheskaja kul'tura, zdravoohranenie i obrazovanie. - 2016. - №6. - S. 143-146.
27 Turkova I. V. Samoaktualizacija lichnos-ti studentov v period obuchenija v medicinskom vuze: Avtoref. dis. ...kand. psihol. nauk. - SPb, 2005. - 18 s.
28 Ushakova Ja. V. Praktiki samosohra-nitel'nogo povedenija studencheskoj molodezhi: Sociologicheskij analiz: Avtoref. dis. ...kand. soci-ol. nauk. - Nizhnij Novgorod, 2010. - 22 s.
29 Fabulova M. A. Psihologicheskie uslovija formirovanija nravstvennogo soznanija studentov-medikov sredstvami inostrannogo jazyka: Avtoref. dis. ...kand. psihol. nauk. - Nizhnij Novgorod,
2013. - 22 s.
30 Habarova T. S. Subektnost' kak aksio-logicheskij faktor lichnostno-professional'nogo razvitija studentov medicinskogo vuza // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. -
2014. - №5. - S. 114.
31 Habarova T. S. Ja-koncepcija kak osno-va stanovlenija sub#ektnosti pri formirovanii pozi-cii budushhej professional'noj dejatel'nosti studentov medicinskogo vuza //Vestn. Cheljab. gos. un-ta. - 2014. - №4. - S. 143-149.
32 Cerkovskij A. L. Cennostnye orientacii kak akmeologicheskoj napravlennosti lichnosti sudenta-medika /A. L. Cerkovskij, O. I. Gapova, S. A Petrovich //Vestn. farmacii. - 2017. - №1. -S. 78-81.
33 Chusovljanova S. V. Problema formirovanija cennostej u studentov medicinskogo vuza v processe professionalizacii /S. V. Chusovljanova, K. A. Levchuk //Volgogradskij nauch.-med. zhurn. - 2010. - №1. - S. 15-19.
34 Cruise K. E. Affective picture processing and motivational relevance: arousal and valence effects on ERPs in an oddball task /K. E. Cruise, F. H. Martin //International Journal of Psycho-physiology. - 2009. - V. 72. - P. 299-306.
35 Sultan A. A. Joyce Simones Article St. Cloud State University /A. A. Sultan, Y. §engul, U. Gazi. - USA, 2017. - P. 243-252.
36 Karagonlar G. The role of social value orientation in response to an unfair offer in the ultimatum game /G. Karagonlar, D. M. Kuhlman //Organizational Behavior and Human Decision Processes. - 2013. - V. 120. - P. 228239.
37 Zhu L. The development of social value orientation across different contexts /L. Zhu, M. Gummerum, Y. Sun //International Journ. of Psychology. - 2013. - V. 48. - P. 469-480.
Поступила 27.11.2018 г.
K. Ye. Nukeshtayeva, A. S. Kubekova
MODERN VALUE ORIENTATIONS OF MEDICAL STUDENTS
Depratment of public heatth of Karaganda medical university (Karaganda, Kazakhstan)
The authors reviewed both domestic and foreign literature, which fully reflects modern value orientations of medical students in Kazakhstan, presents the main priorities of modern youth, which represents a motivating factor explaining a certain direction, worldview and social activity. That is why in medical universities today is one of the main tasks - it is training future doctors socially mobile in accordance with the requirements of practical public health, taking into account the processes occurring in the field of public health.
Keywords: value orientations, youth, personality, culture, students
К. Е Нукештаева, А. С. Кубекова
МЕДИЦИНАЛЫК СТУДЕНТТЕРЛН ЗАМАНАУИ БАFДАРЛАРЫ
K,OFambiK денсаулык сактау кафедрасы Караранды медицина университет (Кара€анды, Казахстан)
Автор отанды; жэне шетел эдебиеттер1н карады, ол Казакстандары медицина окушыларынын заманауи кундылыктарын толык керсетт отырады, белг^ 6ip барытты, дYниетанымды жэне корамдык кызметт тYCiндipетiн ынталандырушы факторды б1лд1рет1н каз1рг1 заманры жастардын непзп басымдыктарын усынады. Сондыктан медицина университеттер^де бYгiнгi ^ннщ басты м^деттер^щ б1р1 - болашак дэpiгеpлеpдi
к^амдык денсаулык сактау саласындаFы процестердi есепке ала отырып практикалык денсаулык сактау талаптарына сэйкес элеуметпк мобильдiлiкке Yйрету.
Клт свздер: кундылык баFдарлары, жастар, т^алар, мэдениет, студенттер