МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2018 УДК 378-057.875:37.03:61
Л. Л. Мациевская1, Ю. С. Агафонова2
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРОФЕССИИ БАКАЛАВРА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» КГМУ
1Кафедра медицинской психологии и коммуникативных навыков Карагандинского государственного медицинского университета (Караганда, Казахстан),
2Городской центр первичной медико-санитарной помощи (Караганда, Казахстан)
В статье представлены результаты исследования ценностных ориентации студентов специальности «Сестринское дело», обучающихся в Карагандинском государственном медицинском университете. В исследовании использовались психодиагностические методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубнова и опросник личностной ориентации Шострома, авторская анкета и метод глубинного фокусного интервью. Получены результаты, свидетельствующие о средней степени самоактуализации личности участников выборки, значимости для них профессиональной и карьерной ценностей, но необходимости развития и совершенствования коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: ценностные ориентации, студенты-медики, сестринское дело, самоактуализация, психо-диагностическае методика
В современном обществе возникает ряд актуальных проблем в сфере образования, важнейшей из которых является кризис образования в вузах, вызванный изменением ценностного отношения к учению, труду, профессии.
В связи с этим представляется актуальным исследование ценностных ориентаций студентов, так как в процессе обучения в вузе ценностные ориентации находятся в активном формировании и за время профессионального обучения представляется возможность для обретения необходимой устойчивости ценностных ориентаций, а также студенты являются наиболее сознательно активной частью населения, которая в перспективе станет той основой общества, ценности которой будут определять и ценности общества в будущем.
Цель работы - определение и анализ ведущих ценностных ориентаций студентов КГМУ, обучающихся по специальности «Сестринское дело».
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование проведено в выборке, состоящей из 100 студентов ¡-IV курсов Карагандинского государственного медицинского университета (КГМУ) в возрасте 18-22 года, обучающихся на русском и казахском языках по специальности «Сестринское дело». В исследовании использованы следующие психодиагностические методики: диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубнова и опросник личностной ориентации Шострома (краткая форма Джоунс и Крэндалл). Также проведено анкетирование при помощи авторской анкеты оценки ценностных ориентаций бакалавров сестринского дела и глубинное фокусированное интервью в
студенческих группах, с вопросами, оценивающими привлекательность и ценность профессии сестринского дела.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Согласно результатам по методике «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубнова» доминирующими видами ценностей у студентов всех курсов являются: «помощь и милосердие к другим людям» (4,43 - 5,2), а наименее значимыми ценностями являются «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» (3,19) и «общение» (от 2,9 до 3,4), также низкой является значимость здоровья (3,4).
Средние показатели в общей выборке исследования демонстрируют преобладание ценностей помощи и милосердия к другим людям, здоровья, что выглядит естественным для студентов, обучающихся в сфере помогающих профессий.
Однако несколько настораживает факт низких показателей ценностей социальной активности и общения, что говорит не в пользу коммуникативной компетентности будущих бакалавров сестринского дела. Вероятно, это требует изменений в рабочем учебном плане специальности.
Также выявлена высокая значимость ценности приятного времяпрепровождения, отдыха, что может свидетельствовать о низкой мотивации профессионального самосовершенствования, но также может быть косвенным отражением высоких психофизических нагрузок при обучении в вузе и наличия астениза-ции студентов (рис. 1).
При анализе результатов исследования личностной ориентации по методике Шостро-
ма у студентов также всех курсов получены результаты, соответствующие средней степени самоактуализации с умеренным уровнем притязаний, уверенных в себе, общительных, настроенных на успех, рассчитывающих меру своих сил и самоизмеряющих свои усилия с
ценностью достигаемого, способными быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
При анализе показателей личностной ориентации студентов всей выборки с ранжированием по группам и курсам отмечен отчет-
Рисунок 1 - Средние результаты диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности в выборке исследования
Рисунок 2 - Сравнительный анализ результатов исследования личностной ориентации по методике Шострома
ливый рост самоактуализации, коррелирующий с повышением курса, т. е. взрослением студентов и повышением их профессиональной компетентности (рис. 2).
По результатам анкетирования выявлено, что студенты считают обязанности бакалавра сестринского дела отличающимися от обязанностей других медицинских специальностей, что меняет систему ценностей работников данной специальности, а 60,6% считают, что иерархия ценностей их специальности принципиально отличается от других медицинских профессий.
Общим заключением является то, что все студенты выборки позитивно относятся к специальности, по которой обучаются, и лишь 4-7% студентов недовольны выбранной специальностью.
При анализе глубинного фокусного интервью наиболее частым ответом студентов всех курсов был ответ о проблеме поступления на факультет «Общая медицина» и вынужденном оформлении документов на специальность «Сестринское дело», малая информированность о своей специальности.
Отмечена тенденция пессимистического отношения к своим личным перспективам трудоустройства и построения карьеры, что студенты связывают с проблемами организаций здравоохранения Казахстана, связанными с текущим реформированием системы здравоохранения.
Студенты младших курсов в большинстве были ориентированы на получение специальности, рост медицинского профессионализма и карьерный рост. Тогда как студенты выпускного курса заявляли об одинаковой значимости семейных и профессиональных, а также карьерных ценностей. Это не представляется удивительным, учитывая, что период окончания вуза является переломным моментом для данного возраста молодёжи, связанным с необходимостью удовлетворения индивидуальных потребностей личности.
Примечательно, что студенты 1 курса находятся под впечатлением ореола специальности, тогда как студенты 4 курса отмечают значительную степень воздействия на систему ценностей семейных мировоззрений, а 50% выпускников - индивидуальных ценностей. Большинство студентов активно или менее активно будут рекомендовать специальность бакалавра сестринского дела своим детям, но около 40% студентов категорически будут отговаривать своих детей от этого выбора. Тем самым эта часть студентов признаёт возмож-
ность активного влияния родителей на выбор специальности собственного ребёнка и некоторую неосознанность такого выбора.
Таким образом, проведение в выборке исследования фокус-групп с тематикой исследования ценностных ориентаций показывает преобладание профессиональных ценностных ориентаций у студентов младших курсов специальности «Сестринское дело» и равнозначный выбор семейных и профессиональных ценностей у студентов выпускного курса.
Таким образом, ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Таким образом, исходя из результатов данного исследования, можно сделать следующее заключение, что студенты, обучающиеся по специальности «Сестринское дело», достаточно уверены в себе и имеют потребность в саморазвитии и реализации собственных потенциалов.
Большинство студентов имеют достаточную самоактуализацию и гуманистические ценностные ориентации. В представленной выборке исследования виден отчётливый рост самоактуализации, коррелирующий с повышением курса, и больший процент студентов выбрали свою специальность целенаправленно. Анализ анкетирования показывает, что большинство студентов позитивно относятся к выбранной ими специальности и только 4-7% недовольны своем выбором. В ходе исследования у студентов был выявлен низкий показатель ценностей социальной активности и общения, что свидетельствует о возможной низкой коммуникативной компетентности будущих бакалавров сестринского дела, требующей внесения коррекции в рабочие учебные планы специальности.
ВЫВОДЫ
1. По результатам исследования по методике «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубнова» доминирующими видами ценностей у студентов всех куров являются «помощь и милосердие к другим людям». Преобладание гуманистических ценностей выглядит естественным для студентов, обучающихся в сфере помогающих профессий, и отражает необходимое становление медицинского профессионализма и приверженность профессии. Однако факт низких показателей ценностей социальной актив-
ности и общения можно интерпретировать как низкую коммуникативную компетентность будущих бакалавров сестринского дела.
2. Сравнительный анализ результатов исследования личностной ориентации по опроснику Шострома показал наличие в выборке у студентов всех курсов среднего показателя самоактуализации и отчётливый рост ее рост, коррелирующий с повышением курса.
3. Результаты анкетирования студентов и проведения фокус-групп показали, что студенты специальности «Сестринское дело» позитивно относятся к специальности, по которой обучаются, но от 4,7% (1 курс) до 12,1% студентов (3 курс) недовольны выбранной специальностью.
4. Также констатируется преобладание профессиональных ценностных ориентаций у студентов младших курсов специальности «Сестринское дело» и равнозначный выбор семейных и профессиональных ценностей у студентов выпускного курса.
Конфликт интересов. Конфликт интересов не заявлен
ЛИТЕРАТУРА
1 Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности //Психол. журн. - 2004. - Т. 5, №5. -С. 63-70.
2 Гинсбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психологии. - 2006. - №3 - С. 187.
3 Карпова Н. П. Некоторые проблемы формирования ценностных ориентаций под-
ростков в современном обществе / Н.П. Карпова //Наука и образование. - 2006. - №4. - С. 113-118.
4 Сорокина Ю. Е. Ценностные ориентации в контексте смысловой перспективы проектов жизни //Журн. Тульского гос. ун-та. -2012. - №1. - С. 25-32.
5 Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека. - М.: Смысл, 2003. - 134 с.
REFERENCES
1 Alekseeva V. G. Cennostnye orientacii kak faktor zhiznedejatel'nosti i razvitija lichnosti // Psihol. zhurn. - 2004. - T. 5, №5. - S. 63-70.
2 Ginsburg M. R. Psihologicheskoe soder-zhanie lichnostnogo samoopredelenija //Vopr. psihologii. - 2006. - №3 - S. 187.
3 Karpova N. P. Nekotorye problemy formirovanija cennostnyh orientacij podrostkov v sovremennom obshhestve / N.P. Karpova // Nauka i obrazovanie. - 2006. - №4. - S. 113118.
4 Sorokina Ju. E. Cennostnye orientacii v kontekste smyslovoj perspektivy proektov zhiz-ni //Zhurn. Tul'skogo gos. un-ta. - 2012. - №1. -S. 25-32.
5 Fel'dshtejn D. I. Prioritetnye napravlenija razvitija psihologicheskih issledovanij v oblasti obrazovanija i samoobrazovanija sovremennogo cheloveka. - M.: Smysl, 2003. - 134 s.
Поступила 05.09.2018 г.
L L Matsiyevskayé, Yu. S. Agafonova2
VALUE ORIENTATIONS OF NURSERY BACHELOR BY THE OPINION OF STUDENTS OF «NURSING» SPECIALTY OFKSMU
1 Department of medical psychology and communication skills of Karaganda state medical university (Karaganda, Kazakhstan),
2 Urban center for primary health care (Karaganda, Kazakhstan)
The article presents the results of the study of value orientations of students of the specialty «Nursing», studying at the Karaganda state medical university. The study used the psychodiagnostic method «Diagnosis of the real structure of the value orientations of the individual» of S. S. Bubnov and the questionnaire of personal orientation of Shostroma, the author's questionnaire and the method of in-depth focus interview. The results obtained testify to the average degree of self-actualization of the identity of the participants in the sample, the importance for them of professional and career values, but the need to develop and improve communicative competence.
Keywords: value orientations, medical students, nursing, self-actualization, psychodiagnostic methods
Л. Л. Мациевская1, Ю. С. Агафонова2
КММУ «МЕДБИКЕЛ1К 1С» МАМАНДЫТЫ СТУДЕНТТЕР1НЩ К0З1МЕН БАКАЛАВР МАМАНДЫТЫНА К,¥НДЫЛЫК, БАТДАРЛАНУЫ
1КараFанды мемлекеттк медицина университетЫн медициналык психология жэне коммуникативтк машыктар кафедрасы (КараFанды, Казахстан),
2Бастапкы медико-санитарлык кемек калалык орталыы (КараFанды, Казахстан)
Макалада Караганды мемлекетпк медицина университет^^ «Медбикелк io> мамандыгы студенттер^Н кундылык багдарлану зерттеулер^щ нэтижелерi усынылган. Зерттеуде С. С. Бубновтын «Тулганын кундылык;
баFдарланудын накты курылымынык диагностикасы» психодиагностикалык эдiсi мен Шостромнык т^алык баFдарлану сауалнамасы, авторлык анкета жэне терек фокустык интервью эдiсi колданылFан. К,атысушылардык взiн т^алык взектендiруiнiк орташа дэрежесiн, олар Yшiн кэсiби жэне мансаптык к¥ндылыктардык макызын, коммуникативтiк кузыреттшкп жетiлдiрудiк ерекшелiгiн аЙFактайтын деректер алынFан.
Шлт свздер: к¥ндылык баFдарлану, медик-студенттер, медбикелiк iс, взi взектендiру, психодиагностикалык эдiстеме