ДИКОВА И. Е. , ГАРАНИНА Ж. Г.
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье анализируются подходы к проблеме ценностно-смысловых ориентаций студентов в процессе профессионального саморазвития. Представлено описание результатов экспериментального исследования ценностно-смысловых ориентаций студентов, их роли в процессе профессионального саморазвития.
Ключевые слова: ценности, ценностно-смысловые ориентации,
профессиональное саморазвитие, мотивационная готовность к саморазвитию.
DIKOVA I.E., GARANINA ZH.G.
AXIOLOGICAL ORIENTATION OF STUDENTS IN THEIR PROFESSIONAL
SELF-DEVELOPMENT
Abstract. The article analyzes the approaches to the problem of axiological orientation of students in the process of their professional self-development. The authors present the results of an experimental study of students' values and notions influence on their professional self-development.
Keywords: values, axiological orientation, professional self-development, motivational readiness for self-development.
Процесс профессионального обучения в высшей школе предполагает постоянное развитие и саморазвитие профессиональных качеств будущих специалистов, влияющих на успешность профессиональной деятельности. К числу таких качеств можно отнести профессиональные способности, личностные свойства, а также особенности профессиональной направленности и ценностно-смысловые образования личности. Поскольку профессиональная успешность и саморазвитие во многом зависят от установок и направленности личности, от структуры профессиональных и жизненных ценностей, особыйинтерес представляет исследование ценностно-смысловых ориентаций студентов, оказывающих влияние на их профессиональный и личностный рост.
Ценностные ориентации рассматриваются в психологии как элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Как отмечал Б.В. Зейгарник, ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные образования ("единицы") морального сознания - основные его идеи, понятия, "ценностные блоки", смысловые компоненты мировоззрения, выражающие
1
суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия, и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает "свернутой" программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности, является той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями [2].
Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основанием развития личности, и его результатом. Д. А. Леонтьев считал, что «личностная ценность определяет себя как стабильный источник смыслообразования и мотивообразования, берущий свои истоки в социокультурном целом, к которому принадлежит субъект. Представление о динамической смысловой системе как принципе организации и единице анализа смысловой реальности... дает основание рассматривать смысл жизни как концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [4]. Ценности являются одной из важнейших смысловых структур, формирующих перспективу, модель будущего, имеющего наибольшую значимость для человека. В. В. Знаков рассматривает ценности как осознанное содержание, способное стать реальным мотивом жизнедеятельности человека, который ведет к саморазвитию [3].
Совокупность личностных и профессиональных ценностей определяет процесс саморазвития личности, влияя на динамику его протекания, и является центральным механизмом, детерминирующим саморазвитие на всех этапах личностного и профессионального становления. Личностные и профессиональные ценности влияют на возможные пути и способы саморазвития, формируя цели и внутреннюю программу его реализации. Как показывают проведенные нами исследования, имеющиеся у субъекта профессиональные и личностные ценности детерминируют процесс саморазвития, определяя наиболее важные с точки зрения смыслообразования перспективы [1]. Если в структуре ценностно-смысловой сферы возникают противоречия между разнонаправленными ценностями, они могут побуждать человека к разрешению имеющихся рассогласований, что в конечном счете стимулирует саморазвитие. Уровень личностно-профессионального саморазвития может определяться уровнем сформированности ценностно-смысловой сферы, что наглядно показано в исследовании, проведенном С. А. Минюровой [5].
Для изучения ценностно-смысловых ориентаций и их роли в структуре профессионального саморазвития будущих специалистов нами проводилось
2
экспериментальное исследование, в котором приняли участие студенты 2-4 курсов дневного отделения специальности «Психология» ФБГОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева» в возрасте от 19 лет до 21 года. Объем выборки составил 65 человек.
Для изучения ценностно-смысловых ориентаций нами использовались следующие методы: тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, опросник личностной ориентации А. Шострома, методика «Шкала общей самоэффективности» (русская версия Р. Шварцера, М. Ерусалема, В. Ромека), опросник «Способность к саморазвитию» И. В. Зверевой, тест «Готовность к самопознанию и саморазвитию» Т. М. Шамовой, а также авторская анкета.
Для исследования ценностно-смысловых ориентаций студентам предлагалось проранжировать личностные и профессиональные ценности в порядке убывания их значимости. Результаты ранжирования показали, что в структуре личностных и профессиональных ценностей студентов первые три места отводятся таким жизненным ценностям, как семья, любовь и здоровье. Саморазвитие занимает четвертое место в этой структуре, опережая по значимости успех в профессии и материальное благополучие. На последних местах в списке - уважение окружающих и популярность. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что саморазвитие как ценность занимает промежуточное положение между основными жизненными и профессиональными ценностями, поскольку рассматривается студентами в качестве необходимого условия достижения профессионального успеха.
Исследование уровня осмысленности жизни с помощью теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева показало, что в среднем по выборке у студентов он составляет 103 балла, что является средним показателем для юношей и выше среднего для девушек. Данные результаты свидетельствуют о том, что в целом испытуемые воспринимают свою жизнь как осмысленную и эмоционально насыщенную и испытывают удовлетворенность процессом и результатом. Выявленные средние показатели уровня самоактуализации с помощью опросника А. Шострома составили 39,4, что соответствует среднему уровню выраженности данного свойства в целом по выборке испытуемых.
Проведенный корреляционный анализ показал, что существуют прямые статистически значимые взаимосвязи между такими ценностями, как саморазвитие, уровень саморазвития (г = 0,62) и готовность к саморазвитию (г = 0,337). Выявлены также статистически значимые взаимосвязи между уровнем саморазвития, самоактуализацией (г = 0,432) и смысложизненными ориентациями (г = 0,409). Данные взаимосвязи можно объединить в единый ценностно-смысловой блок, в котором уровень саморазвития определяется мотивационной готовностью к нему и осуществляется на
3
основе имеющихся ценностей личностного и профессионального саморазвития.
Для снижения размерности полученных связей между выявленными свойствами нами использовался факторный анализ, позволяющий определить наиболее значимые блоки факторов. Один из выявленных факторов, который мы назвали «Уровень саморазвития», с дисперсией 21,8 % вошли следующие переменные: саморазвитие (0,885), ценность саморазвития (0,782), готовность к самопознанию (0,505), самоэффективность (0,453).
В данном факторе показатели самоэффективности и готовности к самопознанию объединяются вокруг уровня и ценности саморазвития.
Таким образом, ценностно-смысловые ориентации занимают важное место в системе личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов, определяя готовность к саморазвитию, его ценность, и непосредственно влияют на его уровень. Полученные результаты можно объяснить тем, что к активному личностно-профессиональному саморазвитию склонны лица, рассматривающие его как важную жизненную ценность, готовые к самопознанию и уверенные в собственной эффективности. Для студентов, у которых ценность саморазвития является преобладающей, характерны высокие показатели уровня саморазвития, мотивационной готовности к саморазвитию и к самопознанию, а также высокий уровень самоактуализации, осмысленности жизни и самоэффективности. Будущие специалисты, находящиеся на данном уровне саморазвития, стремятся к самоактуализации, самосовершенствованию, высоко оценивают саморазвитие и обладают мотивационной готовностью к нему.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаранина Ж. Г. Психологическая компетентность в структуре личностно-профессионального саморазвития специалистов социономической сферы: монография. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2013. - 136 с.
2. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии аномального развития личности. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 157 с.
3. Знаков В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. - М.: Ин-т психологии РАН, 2005. - 448 с.
4.Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М. : Смысл, 2007. - 511 с.
5.Минюрова С. А. Психологические основания выбора стратегий саморазвития в профессии : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2009. - 48 с.