Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование актуальных смысловых состояний и ценностных ориентаций у обучающихся медицинского колледжа'

Экспериментальное исследование актуальных смысловых состояний и ценностных ориентаций у обучающихся медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМА ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / АКТУАЛЬНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ / ГРУППЫ СМЫСЛОВЫХ СОСТОЯНИЙ / ГРАФИЧЕСКИЕ ПРОФИЛИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ / ЗНАЧИМЫЕ И ОТВЕРГАЕМЫЕ ЦЕННОСТИ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / SEMANTIC SPHERE OF PERSONALITY / SYSTEM OF PERSONAL MEANINGS / VALUE ORIENTATION OF THE INDIVIDUAL / CURRENT SEMANTIC STATES OF PERSONALITY / GROUPS OF SEMANTIC STATES / GRAPHIC PROFILES OF PERSONAL VALUE ORIENTATIONS / MEANINGFUL AND REJECTED VALUES / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / MEDICAL COLLEGE / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плякина Елена Владимировна

Статья посвящена актуальной проблеме ценностных ориентаций и особенностям смысловой сферы личности современной студенческой молодежи. Приводятся результаты эмпирического исследования структуры ценностных ориентаций студентов получающих среднее профессиональное медицинское образование и находящихся в одном из восьми классов актуальных смысловых состояний личности: безынициативно-обреченном, инертно-пессимистичном, ситуативно-обыденном, поверхностно-приспособляемом, иллюзорно-нереалистическом, демонстративно-аффективном, рационально-приземленном или осмысленно-продуктивном. Кроме этого, приводятся результаты ценностных ориентаций для трех групп смысловых состояний. Согласно требованиям психодиагностической методики С.С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» все результаты представлены в виде графических профилей, наглядно отражающих выраженность каждой ценности для каждого класса актуальных смысловых состояний и групп смысловых состояний. Как показали результаты макроанализа структуры ценностных ориентаций для студентов безынициативно-обреченного класса самая значимая ценность приятное время провождение, отдых, по этому показателю они превосходят представителей всех классов, а отвергаемые ценности высокий социальный статус и социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; для инертно-пессимистичного и иллюзорнонереалистического классов самая значимая ценность помощь и милосердие к другим людям, а отвергаемая высокий социальный статус и управление людьми причем у инертнопессимистического класса по этой шкале получено самое низкое значение из всей выборке, для ситуативно-обыденного класса наиболее значимая ценность приятное время провождение, отдых, а отвергаемая высокое материальное благосостояние, для поверхностно-приспособляемого класса помощь и милосердие к другим людям самая значимая ценность и это самое высокое значение зафиксированное в выборке в целом, а отвергаемая высокое материальное благосостояние, для демонстративно-аффективного класса помощь и милосердие к другим людям ценность набравшая максимальное значение, а отвергаемая -высокий социальный статус и управление людьми, для рационально-приземленного класса самая значимая ценность помощь и милосердие к другим людям, а отвергаемая ценность -общение и для осмысленно-продуктивного класса помощь и милосердие к другим людям наиболее значимая ценность, а отвергаются ценности по двум шкалам: высокое материальное благосостояние и высокий социальный статус. В структуре ценностных ориентаций у трех групп смысловых состояний были обнаружены следующие особенности: для непродуктивных смысловых состояний значимы ценности: помощь, милосердие к другим людям и приятное время препровождение, отдых, а отвергаемые высокий социальный статус, социальная активность и общение; для частично продуктивных смысловых состояний помимо ценностных ориентаций по шкалам: милосердие к другим людям и отдых, добавилась шкала признание и уважение людей, влияние на окружающих, а отвергаются ценности высокий социальный статус и социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе, группа продуктивных смысловых состояний включают в себя всего один осмысленнопродуктивный класс, который был уже охарактеризован нами ранее. Резюмируя сказанное, отметим, что для всех классов актуальных смысловых состояний самая значимая ценность (средний балл 5,5) помощь и милосердие к другим людям, в связи с принадлежностью испытуемых к помогающему типу профессии, не исключён и элемент социальной желательности, а отвергаемыми стали ценности из социальной сферы жизни высокий социальный статус, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе и общение, что можно связать с общей тенденцией увеличения социальной отчужденности людей из-за нарастающей цифровизации всех сторон жизнедеятельности человека. После детального аналитического обзора результатов, мы приходим к заключению, что ценностно-смысловая сф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental study of the relevant semantic conditions and value orientations among students of a medical College

The article is devoted to the actual problem of value orientations and peculiarities of the semantic sphere of the personality of modern students. The results of the empirical study of the structure of value orientations of students receiving secondary vocational medical education and are in one of the eight classes of actual semantic States of the individual: bezynitsiativno-doomed, inert-pessimistic, situational-ordinary, surface-adaptable, illusory-unrealistic, demonstrative-affective, rational-mundane or meaningful-productive. In addition, the results of value orientations for three groups of semantic States are presented. According to the requirements of S.S. Bubnova's psychodiagnostic method "Diagnostics of real structure of value orientations of personality" all results are presented in the form of graphic profiles, which clearly reflect the intensity of each value for each class of actual semantic States and groups of semantic States. As shown by the results of macroanalysis of the structure of value orientations for students of the doomed class, the most significant value is a pleasant time of spending, rest, in this indicator they are superior to representatives of all classes, and rejected values high social status and social activity to achieve positive changes in society; for inert-pessimistic and delusional unrealistic classes is the most significant value help and charity to others, and reject high social status and people management and have inert-pessimistic-class on this scale received the lowest value from the whole sample, situational, everyday class the most significant value pleasant pastime, rest, and reject high material welfare for surface-adaptable class help and charity to others is the most significant value and the highest value recorded in the sample as a whole, and reject high wealth, ostentatiously affective class assistance and charity to others the value with the maximum value , and reject high social status and people management, rational and down-to-earth class is the most significant value help and charity to others, and reject the value of communication and meaningful-productive class help and mercy to other people the most significant value, and rejected values on two scales: high material well-being and high social status. The following features were found in the structure of value orientations in three groups of semantic States: for unproductive semantic States, values are significant: help, mercy to other people and pleasant pastime, rest, and rejected ones high social status, social activity and communication; for partially productive semantic States in addition to value orientations on the scales: mercy to other people and rest, added a scale -recognition and respect of people, influence on others, and rejected values high social status and social activity to achieve positive changes in society, a group of productive semantic States include only one meaningful-productive class, which was already characterized by us earlier. Summarizing the above, we note that for all classes of actual semantic States, the most significant value (average score 5.5) help and mercy to other people, in connection with the belonging of the subjects to the helping type of profession, is not excluded and the element of social desirability, and rejected were values from the social sphere of life high social status, social activity to achieve positive changes in society and communication, which can be associated with the General trend of increasing social alienation of people due to the increasing digitalization of all aspects of human life. After a detailed analytical review of the results, we come to the conclusion that the value-semantic sphere of the respondents of our sample is not properly formed, many important for normal socialization and professionalization value orientations are not understood, not interiorized, poorly integrated into the system of personal meanings, espe

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование актуальных смысловых состояний и ценностных ориентаций у обучающихся медицинского колледжа»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 16PSMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Плякина Е.В. Экспериментальное исследование актуальных смысловых состояний и ценностных ориентаций у обучающихся медицинского колледжа // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/16PSMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Plyakina E.V. (2019). Experimental study of the relevant semantic conditions and value orientations among students of a medical College. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/16PSMN319.pdf (in Russian)

УДК 159.98 ГРНТИ 15.21.51

Плякина Елена Владимировна

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 4», Россия, Пушкино

Преподаватель АНО ВО «Российский новый университет» Филиал в г. Дмитров, Дмитров, Россия Аспирант факультета «Психологии и педагогики» E-mail: plyakinaelena@mail.ru

Экспериментальное исследование актуальных смысловых состояний и ценностных ориентаций у обучающихся медицинского колледжа

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме ценностных ориентаций и особенностям смысловой сферы личности современной студенческой молодежи. Приводятся результаты эмпирического исследования структуры ценностных ориентаций студентов получающих среднее профессиональное медицинское образование и находящихся в одном из восьми классов актуальных смысловых состояний личности: безынициативно-обреченном, инертно-пессимистичном, ситуативно-обыденном, поверхностно-приспособляемом, иллюзорно-нереалистическом, демонстративно-аффективном, рационально-приземленном или осмысленно-продуктивном. Кроме этого, приводятся результаты ценностных ориентаций для трех групп смысловых состояний. Согласно требованиям психодиагностической методики С.С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» все результаты представлены в виде графических профилей, наглядно отражающих выраженность каждой ценности для каждого класса актуальных смысловых состояний и групп смысловых состояний. Как показали результаты макроанализа структуры ценностных ориентаций для студентов безынициативно-обреченного класса самая значимая ценность - приятное время провождение, отдых, по этому показателю они превосходят представителей всех классов, а отвергаемые ценности - высокий социальный статус и социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; для инертно-пессимистичного и иллюзорно-нереалистического классов самая значимая ценность - помощь и милосердие к другим людям, а отвергаемая - высокий социальный статус и управление людьми причем у инертно-пессимистического класса по этой шкале получено самое низкое значение из всей выборке, для ситуативно-обыденного класса наиболее значимая ценность - приятное время провождение, отдых, а отвергаемая - высокое материальное благосостояние, для поверхностно-приспособляемого класса помощь и милосердие к другим людям самая значимая ценность и

https:// mir-nauki. com

это самое высокое значение зафиксированное в выборке в целом, а отвергаемая - высокое материальное благосостояние, для демонстративно-аффективного класса - помощь и милосердие к другим людям - ценность набравшая максимальное значение, а отвергаемая -высокий социальный статус и управление людьми, для рационально-приземленного класса самая значимая ценность - помощь и милосердие к другим людям, а отвергаемая ценность -общение и для осмысленно-продуктивного класса - помощь и милосердие к другим людям наиболее значимая ценность, а отвергаются ценности по двум шкалам: высокое материальное благосостояние и высокий социальный статус. В структуре ценностных ориентаций у трех групп смысловых состояний были обнаружены следующие особенности: для непродуктивных смысловых состояний значимы ценности: помощь, милосердие к другим людям и приятное время препровождение, отдых, а отвергаемые - высокий социальный статус, социальная активность и общение; для частично продуктивных смысловых состояний помимо ценностных ориентаций по шкалам: милосердие к другим людям и отдых, добавилась шкала - признание и уважение людей, влияние на окружающих, а отвергаются ценности - высокий социальный статус и социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе, группа продуктивных смысловых состояний включают в себя всего один осмысленно- продуктивный класс, который был уже охарактеризован нами ранее. Резюмируя сказанное, отметим, что для всех классов актуальных смысловых состояний самая значимая ценность (средний балл - 5,5) - помощь и милосердие к другим людям, в связи с принадлежностью испытуемых к помогающему типу профессии, не исключён и элемент социальной желательности, а отвергаемыми стали ценности из социальной сферы жизни - высокий социальный статус, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе и общение, что можно связать с общей тенденцией увеличения социальной отчужденности людей из-за нарастающей цифровизации всех сторон жизнедеятельности человека. После детального аналитического обзора результатов, мы приходим к заключению, что ценностно-смысловая сфера респондентов нашей выборки не является в должной степени сформированной, многие важные для нормальной социализации и профессионализации ценностные ориентации не осмыслены, не интериоризированы, слабо интегрированы в систему личностных смыслов, особенно у представителей непродуктивной группы смысловых состояний. Отсутствие интериоризации ценностных ориентаций нарушает процесс внутреннего анализа и прогнозирования ситуаций во всех видах деятельности, затрудняет самопознание, самоорганизацию и саморазвитие личности.

Ключевые слова: смысловая сфера личности; система личностных смыслов; ценностные ориентации личности; актуальные смысловые состояний личности; группы смысловых состояний; графические профили ценностных ориентаций личности; значимые и отвергаемые ценности; среднее профессиональное образование; медицинский колледж; развитие личности

Ценностно-смысловая сфера личности не относится к числу мало исследованных областей психологии. К разным аспектам этой неоднозначной проблемы обращались в своих трудах такие известные ученые как А. Адлер, А. Бандура, Л.С. Выготский, Дж. Келли, К. Левин,

A.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, К. Юнг,

B. Франкл, 3. Фрейд и др.

По утверждению А.А. Пископпель понятие «смысл», как специфическое психическое явление исследуется давно, и эмпирически в работах И. Мюллера, А. Бине, Э. Ван дер Вельде, так и в связи с изучением языкового сознания человека, где смысл рассматривался как «феномен языковой компетенции» [3].

Однако наибольшее значение для теоретического и эмпирического развития указанной области послужили работы представителя экзистенциального направления психологии, основоположника «психологии смысла» В. Франкла. В своем ставшем фундаментальным труде «Человек в поисках смысла», он пишет «смысл есть для каждого, и для каждого существует свой особый смысл ... смысл вездесущ. Нет такой ситуации, в которой нам бы не была предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело» [9], другими словами, мир по В. Франклу наполнен смыслом, увязан с непосредственной жизнью человека. Смысл для В. Франкла всегда связан с ценностным наполнением человека, неотделим от него, а кроме того он придает жизни смысловую направленность, «лишь в той мере, в какой мы . осуществляем смысл и реализуем ценности, мы осуществляем и реализуем также самих себя» [9], таким образом человек становится ответственным за осуществление смысла и реализацию ценностей в своей жизни.

Из других зарубежных и отечественных исследований ценностно-смысловой сферы личности в интересующем нас ключе следует отметить разработки А.Г. Асмолова («смысловые установки»), Б.С. Братуся («смысловая сфера личности»), Ф.Е. Василюка («смысловое будущее»), Дж. Роттера (локус контроля через ценность деятельности определяет смысловую направленность личности); Г. Олпорта (ценности это проприум личности, потому что понятия ценности и личностный смысл синонимичны); С. Мадди (роль смыслообразования в феномене жизнестойкости человека), М. Рокича (учение о ценностях и ценностных ориентациях личности).

Из отечественных ученых, особо следует выделить на наш взгляд исследовательскую деятельность Д.А. Леонтьева, который провел психологический анализ ценностно-смысловой сферы личности с выходом на общетеоретическую мультирегуляторную модель личности. В первой российской монографии на эту тему «Психология смысла.» вышедшей в 1999 году, Д.А. Леонтьев, пишет «смысл жизни доступен любому человеку, вне зависимости от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений . жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл... То, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни)» [1]. Им же активно исследовалось понятие «смысло-жизненные ориентации личности», а в 1993 г. разработан «Тест СЖО», который представляет собой адаптированную версию методики «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Д. Крамбо и Л. Махолика (Crumbaugh, Maholick) созданную ими в 1964 г. в качестве диагностического инструментария к экзистенциальной концепции В. Франкла Впервые в русскоязычном варианте появилась в 1981 году благодаря К. Муздыбаеву проводившему эмпирическое исследование осмысленности жизни среди рабочих г. Ленинград [2].

Как показал анализ психологической литературы многие вопросы проблемы ценностей и ценностных ориентаций личности нашли довольно существенную теоретическую и экспериментальную проработку среди отечественных ученых (М.И. Бобнева, С.С. Бубнова, И.В. Дубровина, Н.И. Лапин, В.А. Ядов, М.С. Яницкий и многие др.) Не останавливаясь подробно на анализе их позиций, отметим лишь прикладные работы посвященные ценностным ориентациям наиболее близкие нам тематически:

• в юношеском возрасте (Е.А. Васина, 1993; С.Г. Реттгес, 2002; Е.В. Гаврилова, 2003; О С. Ковальская, 2013);

• у молодежи (Ч.А. Шакеева, 1998; Э.Г. Чернова, 2003; И.В. Козов, 2008; Е.Н. Жарова, 2010);

• студентов вуза (В.Л. Бозаджиев, 2002; С.Б. Дагбаева, 2006; Н.Л. Перевезенцева, 2007; Н.Ю. Галкина, 2007; С.И. Богдан, 2008; Т.И. Шнуренко, 2009; Е.С. Красилова, 2011; Г.Х. Баева, 2012; Е.П. Суходолова, 2014; Т.В. Васильева, 2015);

• студентов средних профессиональных учебных заведений (О.А. Аникеенок, 1999).

В значительно меньшей степени представлены работы по ценностно-смысловой сфере личности, из них с наиболее близкой нам проблематикой:

• особенности ценностно-смысловой сферы в период молодости (С.А. Соловьева, 2011; А Н. Михайлюк, 2012);

• СЖО и ценностные ориентации лиц юношеского возраста (Л.В. Шутова, 2005), а также молодежи (А.Г. Хайбулаева, 2015);

• СЖО студентов высших учебных заведений (А.В. Горбачева, 2002; Е.В. Мартынова, 2002; С.В. Шкилев, 2006; Н.В. Моздор, 2007; Н.И. Аркаева, 2012; Ф.М. Федоров, 2015);

• системы функционирования личностных смыслов у студентов вуза (А.В. Серый, 2005). Заметим, так же А.В. Серый, ввел в научный оборот понятие «актуальные смысловые состояния» [5] личности.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, - несмотря на то, что изучением ценностно-смысловой сферы личности психология занимается достаточно давно, особого внимания заслуживает смысловая сфера, в которой при более детальном анализе обнаруживаются вопросы, не имеющие еще экспериментального исследования. Один из них, -ценностные ориентации у студентов медиков с разными актуальными смысловыми состояниями личности требует, на наш взгляд специального исследования.

Следует отметить, что смысловой сфера личности обучающихся медицинской профессии в колледже, уже попадала в сферу наших исследовательских интересов. В 2016 г. нами на базе одного из областных медицинских колледжей на выборке из 42 человек, в возрасте от 18 до 21 года, проводилось исследование СЖО и актуальных смысловых состояний личности. У студентов изучались смысложизненные ориентации с помощью опросника СЖО Д.А. Леонтьева [2], а модификация теста СЖО выполненная А.В. Серым и А.В. Юпитовым [6] позволила нам выделить у них 8 актуальных смысловых состояний личности. В результате обработки полученных в ходе диагностического обследования данных вся выборка в зависимости от класса актуального смыслового состояния была разделена на 8 групп, каждой из которых вслед за Султановой Н.Д. [7] нами было дано когнитивно значимое название. В первую группу вошли студенты, отнесенные к классу безынициативно-обреченные, во вторую - инертно-пессимистичные, в третью- ситуативно-обыденные, четвертую группу составил -поверхностно-приспособляемый класс, пятую - иллюзорно-нереалистический, шестую -демонстративно-аффективный класс и седьмую - рационально-приземленный класс, восьмую группу составили студенты осмысленно-продуктивного класса.

Полученные эмпирические данные послужили основой для публикации статьи в рецензируемом научном журнале «Актуальные проблемы психологического знания» [10], а также обозначили направление для дальнейшего научного поиска.

По мнению отечественного исследователя актуальных смысловых состояний личности А.В. Серого «ценностные ориентации ... являются индикатором направленности личностных

смыслов» [5]. Однако анализ научной литературы показал, что у студентов медиков данный аспект проблемы остается не разработанным.

Целью данного исследования стало изучение ценностных ориентаций студентов медиков в зависимости от типа актуальных смысловых состояний личности.

Экспериментальную выборку составили студенты одного из областных медицинских колледжей обучающиеся по специальности Сестринское дело (будущих медицинских сестер и медицинских братьев) и по специальности Лечебное дело (будущих фельдшеров). Величина выборки составила 133 человека, из них 101 девушка и 32 юношей.

В соответствии с поставленными задачами мы, как и в предыдущем нашем исследовании применив тест СЖО Д.А. Леонтьева, а затем его модификацию А.В. Серого и А.В. Юпитова, выявили восемь классов испытуемых с различными актуальными смысловыми состояниями (далее по тексту АСС) среди обучающихся, а по продуктивности актуальных смысловых состояний для жизнедеятельности индивида всех обследованных можно разделить, опираясь на мнение Яницкого М.С. и Серого А.В. [11], на три группы:

1. непродуктивные состояния (1-й, 2-й, 3-й и 5-й типы) - когда для сознания блокированы два и более временных локуса смысла - 31 %;

2. частично продуктивные состояния (4-й, 6-й, 7-й типы) - когда высоко осмысленны два временных смысловых локуса - 20 %;

3. продуктивные состояния (8-ой тип) - когда полностью синхронизованы три временных смысловых локуса - 49 % от выборки.

Результаты данной части нашего исследования были опубликованы нами в рецензируемом научном журнале «Высшее образование сегодня» [4].

Далее мы перешли к изучению ценностные ориентаций и нами был выбран опросник «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой [8]. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Всего в опроснике 11 шкал, соответствующих таким полиструктурным ценностным ориентациям личности как: приятное время препровождение, отдых (О); высокое материальное благосостояние (ВМБ); поиск и наслаждение прекрасным (ПНП); помощь и милосердие к другим людям (ПиМ); любовь (Л); познание нового в мире, природе, человеке (Пз); высокий социальный статус и управление людьми (ВСС); признание и уважение людей и влияние на окружающих (Ув); социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе (СА); общение (Об) и здоровье (Зд).

Всего по шкале можно набрать 6 баллов. По результатам обработки индивидуальных данных строится графический профиль, отражающий выраженность каждой ценности [8].

Полученные в эксперименте средние показатели по шкалам ценностных ориентаций личности для каждого актуального состояния приведены в виде сводной таблицы 1.

Таблица 1

Средние показатели методики «Диагностика реальной структуры

ценностных ориентаций личности» С.С. Бубнова у обучающихся с разными типами актуальных смысловых состояний ^ = 133 чел.)

Класс актуального смыслового состояния Ценностные ориентации личности

О ВМБ ПНП ПиМ Л Пз ВСС Ув СА Об Зд

Безинициативно-обреченный 4,9 3,3 2,7 4,1 3,5 3,1 2,1 3,8 2,1 2,6 3,3

Инертно-пессимистичный 3,8 2,4 2,8 4,8 3,8 2,8 1,6 4,2 2,0 2,4 1,8

Класс актуального смыслового состояния Ценностные ориентации личности

О ВМБ ПНП ПиМ Л Пз ВСС Ув СА Об Зд

Ситуативно-обыденный 4,7 1,7 4,0 4,3 3,7 2,7 2,0 4,3 2,3 2,3 3,7

Поверхностно-приспособляемый 4,5 2,0 3,8 5,5 3,9 2,6 2,6 4,4 2,6 3,1 3,4

Иллюзорно-нереалистичный 4,6 3,3 2,2 5,4 3,9 2,6 2,1 3,9 2,4 2,2 2,8

Демонстративно-аффективный 3,6 2,1 2,9 4,6 4,5 3,1 1,9 4,4 2,0 2,5 4,4

Рационально-приземленный 4,1 3,5 3,5 4,7 3,9 3,2 2,7 4,0 2,9 2,4 3,2

Осмысленно-продуктивный 4,2 2,6 3,5 5,2 4,3 3,0 2,6 4,4 2,9 2,7 4,0

Используя приведенные выше данные, построим графические профили, отражающие выраженность каждой ценности для каждого класса актуальных смысловых состояний, и кратко охарактеризуем их (см. рис. 1-10).

а о

о о sa н

о щ

т -

Ч о

и

Безинициативно-обреченный

6,0 5,0 4,0 3,0 2,0 1,0 0,0

О ВМБ ПНП ПиМ Л Пз ВСС Ув СА Об Зд

4,9 3,3 2,7 4,1 3,5 3,1 2,1 3,8 2,1 2,6 3,3

ЦОЛ

Рисунок 1. Графический профиль выраженности ЦОЛ для безинициативно-обреченного класса актуальных смысловых состояний (составлено Плякиной Е.В)

Для безинициативно-обреченного класса (см. рис. 1) наибольшую ценность представляют приятное время провождение, отдых, по этому показателю они превосходят представителей всех классов, а наименьшую такие ценности как высокий социальный статус и социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе. Не достигли средних значений и ценности по шкалам: общение, поиск и наслаждение прекрасным.

Инертно-пессимистичный класс (см. рис. 2) наивысшей ценностью считает помощь и милосердие к другим людям, чуть менее ценно признание и уважение людей, влияние на окружающих, а наименьшей ценностью - высокий социальный статус и управление людьми и это самое низкое значение по всей выборке. По остальным шкалам показатели так же не достигают средних значений, за исключением двух любовь и приятное время препровождение, отдых.

Инертно-пессимистичный

a о

4

о sa

H о U B" S 4 о

и

6,0 5,0 4,0 3,0 2,0 1,0 0,0

О ВМБ ПНП ПиМ Л Пз ВСС Ув СА Об Зд

3,8 2,4 2,8 4,8 3,8 2,8 1,6 4,2 2,0 2,4 1,8

Рисунок 2. Графический профиль выраженности ЦОЛ для инертно-пессимистичного класса актуальных смысловых состояний (составлено Плякиной Е.В.)

Рисунок 3. Графический профиль выраженности ЦОЛ ситуативно-обыденного класса актуальных смысловых состояний (составлено Плякиной Е.В.)

Для ситуативно-обыденного класса (см. рис. 3) наибольшую ценность представляют приятное время провождение, отдых, а наименьшую высокое материальное благосостояние. Не достигли средних значений ценности по шкалам: высокий социальный статус и управление людьми, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе, общение и познание нового в мире, природе, человеке.

Рисунок 4. Графический профиль выраженности ЦОЛ поверхностно-приспособляемого класса актуальных смысловых состояний (составлено Плякиной Е.В.)

Поверхностно-приспособляемый класс (см. рис. 4) в наибольшей степени оценил шкалу - помощь и милосердие к другим людям и это самое высокое значение, зафиксированное в выборке в целом, а наименьшей стало высокое материальное благосостояние. Также не достигли средних значений ценности по шкалам: познание нового, высокий социальный статус и социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.

Рисунок 5. Графический профиль выраженности ЦОЛ иллюзорно-нереалистичного класса актуальных смысловых состояний (составлено Плякиной Е.В.)

Для следующего иллюзорно-нереалистичного (см. рис. 5) класса наибольшую ценность так же представляет помощь и милосердие к другим людям, а наименьшую высокий социальный статус и управление людьми. Такие ценности как поиск и наслаждение прекрасным, общение, социальная активность, здоровье средних значений не получили.

Рисунок 6. Графический профиль выраженности ЦОЛ демонстративно-аффективного класса актуальных смысловых состояний (составлено Плякиной Е.В.)

Помощь и милосердие к другим людям - ценность, набравшая максимальное значение у представителей демонстративно-аффективного класса (см. рис. 6), а наименьшее по шкале высокий социальный статус и управление людьми. Не достигли средних значений ценности по шкалам: социальная активность, высокое материальное благосостояние, общение и познание нового в мире, природе, человеке.

У рационально-приземленного класса (см. рис. 7) наибольшие баллы набрала шкала помощь и милосердие к другим людям, а наименьшие по шкале общение, Высокий социальный статус и социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе шкалы, по которым также не было достигнуто средних значений.

Рисунок 7. Графический профиль выраженности ЦОЛрационально-приземленного класса актуальных смысловых состояний (составлено Плякиной Е.В.)

Рисунок 8. Графический профиль выраженности ЦОЛ поверхностно-приспособляемого класса актуальных смысловых состояний (составлено Плякиной Е.В.)

Помощь и милосердие к другим людям - ценность, набравшая максимальное количество баллов у осмысленно-продуктивного класса (см. рис. 8), а наименьшие значения отмечаются по двум шкалам: высокое материальное благосостояние и высокий социальный статус. Ниже средних показатели по шкалам общение и социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.

Напомним, что в зависимости от продуктивности для жизнедеятельности индивида мы выделили в нашей выборке три группы смысловых состояний: непродуктивные, частично продуктивные и продуктивные. Перейдем к описанию их полиструктурных ценностных ориентаций.

Непродуктивные АСС

6,0

1,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,0 О ВМБ ПНП ПиМ Л Пз ВСС Ув СА Об Зд

Безинициативно- обреченный 4,9 3,3 2,7 4,1 3,5 3,1 2,1 3,8 2,1 2,6 3,3

■ Инертно-пессимистичный 3,8 2,4 2,8 4,8 3,8 2,8 1,6 4,2 2,0 2,4 1,8

Ситуативно -о быденный 4,7 1,7 4,0 4,3 3,7 2,7 2,0 4,3 2,3 2,3 3,7

Иллюзорно -нереалистичный 4,6 3,3 2,2 5,4 3,9 2,6 2,1 3,9 2,4 2,2 2,8

Рисунок 9. Графический профиль выраженности ЦОЛ группы непродуктивных актуальных смысловых состояний (составлено Плякиной Е.В.)

Для респондентов отнесенной к группе непродуктивных смысловых состояний (см. рис. 9) наибольшие показатели отмечаются по шкалам помощь, милосердие к другим людям и приятное время препровождение, отдых, а наименьшие по трем шкалам: высокий социальный статус, социальная активность и общение.

Частично-продуктивные АСС

6,0 5,0 4,0 3,0 2,0 1,0 0,0 А

Ц/Ч- А Л

ж V ▼

О ВМБ ПНП ПиМ Л Пз ВСС Ув СА Об Зд

Поверхностно-приспособляемый 4,5 2,0 3,8 5,5 3,9 2,6 2,6 4,4 2,6 3,1 3,4

• Демонстративно -аффективный 3,6 2,1 2,9 4,6 4,5 3,1 1,9 4,4 2,0 2,5 4,4

■ Рацио нально -приземленный 4,1 3,5 3,5 4,7 3,9 3,2 2,7 4,0 2,9 2,4 3,2

Рисунок 10. Графический профиль выраженности ЦОЛ группы частично продуктивных актуальных смысловых состояний (составлено Плякиной Е.В.)

Для респондентов из группы частично продуктивных смысловых состояний (см. рис. 10) помимо ценностных ориентаций по шкалам: милосердие к другим людям и отдых, добавилась шкала - признание и уважение людей, влияние на окружающих. Наименьшие баллы получены по шкалам - высокий социальный статус и социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.

Представители группы продуктивных смысловых состояний включают в себя всего один осмысленно-продуктивный класс, который был уже охарактеризован нами ранее.

Резюмируя сказанное, отметим, что для всех классов АСС наибольшей ценностной ориентацией (получивший максимальный бал в 5,5 среди всех показателей), является помощь и милосердие к другим людям, что обусловлено по нашему мнению принадлежностью испытуемых к помогающему типу будущей профессии - медицинская сестра/брат или фельдшер, а так же не исключён элемент социальной желательности. Следует подчеркнуть, что наименьшее количество баллов, среди всех классов по данной шкале у безинициативно-обреченного и ситуативно-обыденного классов, а наибольшее у поверхностно-приспособляемого.

Следующая по значимости ценность для всех классов - приятное время провождение, отдых. Особенно высокие значения выражены у двух классов: безинициативно-обреченного и ситуативно-обыденного, что на фоне низкой познавательной активности и нарушений в смысловой сфере личности вполне объяснимо.

Еще одной ценностной ориентацией, получившей у всех классов АСС баллы выше средних, является шкала признание и уважение людей, влияние на окружающих, что на наш взгляд так же связано с профессиональным выбором респондентов.

https:// mir-nauki. com

С другой стороны для всех классов АСС самой низкой ценностью обладает социальная сфера жизни, а именно высокий социальный статус, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе и общение, что можно связать с общей тенденцией увеличения социальной отчужденности людей друг от друга из-за нарастающей цифровизации всех сторон жизнедеятельности человека. Следует обратить внимание, что на фоне других, наиболее высокие показатели по указанным шкалам присущи осмысленно-продуктивному классу.

Еще две шкалы ценностей, не набравшие средних значений в изучаемой выборке, - это высокое материальное благосостояние и познание нового в мире, природе, человеке. Материальное благосостояние особенно малоценно для ситуативно-обыденного класса, познание нового для поверхностно-приспособляемого и иллюзорно-нереалистичного классов.

Следует так же отметить, очень низкую ценность здоровья и высокого социального статуса для инертно-пессимистичного класса, набравшего по этим шкалам самые низкие показатели из всех исследуемых (1,6 и 1,8 соответственно).

Обобщая вышесказанное можно заключить, что ценностно-смысловая сфера студентов медицинского колледжа не является в должной степени сформированной, многие важные для нормальной социализации и профессионализации ценностные ориентации респондентами нашей выборки в должной степени не осмыслены, не интериоризированы, слабо интегрированы в систему личностных смыслов, особенно у представителей непродуктивной группы АСС.

Отсутствие интериоризации ценностных ориентаций нарушает процесс внутреннего анализа и прогнозирования ситуаций во всех видах деятельности, затрудняет самопознание, самоорганизацию и саморазвитие личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 1992. -18 с.

3. Пископпель А.А. «От традиционных ценностей к уникальным смыслам» // Вопросы психологии. - 2001 г. - №6 - с. 103-104.

4. Плякина Е.В. Структура психологической компетентности: определение и диагностика / Е.В. Плякина, М.А. Хмелькова // Высшее образование сегодня. -2019. - №5. - с. 55-60.

5. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / А.В. Серый; науч. ред. М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 272 с.

6. Серый А.В, Юпитов А.В. Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация) // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Кемерово; 2003. - С. 55-72.

7. Султанова Н.Д. Изучение смысложизненных ориентаций вынужденных переселенцев [Электронный ресурс] // Н.Д. Султанова. Современные наукоемкие технологии 2009. № 6 - С. 55-57. Режим доступа: https://www.rae.ru.

8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Г.М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - 2-е изд., доп. - М.: Психотерапия, 2009. - 544 с.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 367 с.

10. Хмелькова М.А., Плякина Е.В. Смысложизненные ориентации и актуальные смысловые состояния у студентов медицинского колледжа / М.А. Хмелькова, Е.В. Плякина // Актуальные проблемы психологического знания. - 2016. - № 4(41). - с. 43-50.

11. Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. №19-1 - с. 82-97.

https:// mir-nauki. com

Р^Ым Elena Vladimirovna

No. 4 Moscow regional medical college, Pushkino, Russia

Russian new university Dmitrov branch, Dmitrov, Russia plyakinaelena@mail.ru

Experimental study of the relevant semantic conditions and value orientations among students of a medical College

Abstract. The article is devoted to the actual problem of value orientations and peculiarities of the semantic sphere of the personality of modern students. The results of the empirical study of the structure of value orientations of students receiving secondary vocational medical education and are in one of the eight classes of actual semantic States of the individual: bezynitsiativno-doomed, inert-pessimistic, situational-ordinary, surface-adaptable, illusory-unrealistic, demonstrative-affective, rational-mundane or meaningful-productive. In addition, the results of value orientations for three groups of semantic States are presented. According to the requirements of S.S. Bubnova's psychodiagnostic method "Diagnostics of real structure of value orientations of personality" all results are presented in the form of graphic profiles, which clearly reflect the intensity of each value for each class of actual semantic States and groups of semantic States. As shown by the results of macroanalysis of the structure of value orientations for students of the doomed class, the most significant value is a pleasant time of spending, rest, in this indicator they are superior to representatives of all classes, and rejected values - high social status and social activity to achieve positive changes in society; for inert-pessimistic and delusional - unrealistic classes is the most significant value - help and charity to others, and reject high social status and people management and have inert-pessimistic-class on this scale received the lowest value from the whole sample, situational, everyday class the most significant value - pleasant pastime, rest, and reject - high material welfare for surface-adaptable class help and charity to others is the most significant value and the highest value recorded in the sample as a whole, and reject high wealth, ostentatiously affective class - assistance and charity to others - the value with the maximum value , and reject high social status and people management, rational and down-to-earth class is the most significant value - help and charity to others, and reject the value of communication and meaningful-productive class - help and mercy to other people the most significant value, and rejected values on two scales: high material well-being and high social status. The following features were found in the structure of value orientations in three groups of semantic States: for unproductive semantic States, values are significant: help, mercy to other people and pleasant pastime, rest, and rejected ones - high social status, social activity and communication; for partially productive semantic States in addition to value orientations on the scales: mercy to other people and rest, added a scale -recognition and respect of people, influence on others, and rejected values - high social status and social activity to achieve positive changes in society, a group of productive semantic States include only one meaningful-productive class, which was already characterized by us earlier. Summarizing the above, we note that for all classes of actual semantic States, the most significant value (average score - 5.5) - help and mercy to other people, in connection with the belonging of the subjects to the helping type of profession, is not excluded and the element of social desirability, and rejected were values from the social sphere of life - high social status, social activity to achieve positive changes in society and communication, which can be associated with the General trend of increasing social alienation of people due to the increasing digitalization of all aspects of human life. After a detailed analytical review of the results, we come to the conclusion that the value-semantic sphere of the respondents of our sample is not properly formed, many important for normal socialization and professionalization value orientations are not understood, not interiorized, poorly integrated into the system of personal meanings, especially among representatives of the unproductive group of semantic States. The lack of interiorization of value orientations violates the process of internal analysis and

forecasting of situations in all activities, complicates self-knowledge, self-organization and self-development of the individual.

Keywords: semantic sphere of personality; system of personal meanings; value orientation of the individual; current semantic states of personality; groups of semantic states; graphic profiles of personal value orientations; meaningful and rejected values; secondary vocational education; Medical College; personal development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.