Р. И. Зинурова, Р. Г. Петрова
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ
ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
(ДИНАМИКА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН)
Ключевые слова: национальная политика, мигранты, межэтнические отношения, этничность, экстремизм, мультикульту-
рализм.
В статье анализируются современные тенденции в национальной политике Российской Федерации, выдвигаются парадигмы развития межэтнического взаимодействия в многонациональных регионах на примере и с учетом специфики Республики Татарстан, предлагаются направления координаций усилий органов государственной власти и общественных организаций в реализации концепции национальной политики.
Keywords: national policy, migrants, interethnic relations, ethnidty, extremism, multiculturalism.
Английская аннотация Modern tendencies in Russian Federation national policy are analyzed in the article. Paradigms of interethnic interrelation in multinational regions are put forward taking into consideration the example of Republic of Tatarstan. In order to realize the conception of national policy, there are proposed directions to coordinate the efforts of state institutions and public organizations.
В современном мире насчитывается около 3500 этнических групп и около 200 государств. Современные государства в основном полиэтничны, однако степень полиэтничности повсюду разная. В мире почти нет моноэтнических государств (моноэтническое составляют географически изолированная Исландия и Армения с небольшим количеством некоренного населения). Представители различных этносов отличаются своим традиционным бытом и культурой. Все члены полиэтнического общества, являются ли они представителями этнического большинства или меньшинства, должны иметь одинаковые права и обязательства перед государством. В свою очередь, государство обязано одинаково защищать своих граждан. Поэтому существует тенденция того, чтобы все члены общества связывали свою идентификацию с гражданством.
Перефразируя великого русского классика, можно сказать, что все монокультурные страны похожи друг на друга, каждая мультикультурная страна мультикультурна по-своему. Тем не менее, возможно провести некую типизацию политики мультикультурализма, с выделением «модельных» стран. Так, обычно принято различать мультикультурализм «государства иммигрантов» (например, США и Канада) и «государства-нации» (к примеру, Франция и Германия). Более детальная схематизация дает нам четыре варианта сценариев мультикультурализма: Сценарий «интеграции без
ассимиляции», Сценарий «обратной дискриминации» Сценарий «функциональной толерантности» и Сценарий «размена» [1].
К настоящему моменту асимметричный мультикультурализм во всех случаях не оправдал возлагавшихся надежд. Об этом, начиная с канцлера ФРГ Ангелы Меркель (октябрь 2010 года), заявили бывший президент Франции Николя Саркози, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, вице-премьер Нидерландов Максим Верхаген, генеральный секретарь Совета Европы и бывший премьер-министр Норвегии Торбьёрн Ягланд, бывшие премьер-министры: Испании -Хосе -Мария Аснар, Бельгии - Ив Летерм, Австралии -
Джон Ховард, не говоря уже о лидерах правых партий, приобретающих всё большую популярность во многих странах на волне недовольства иммиграционной политикой правительств. Эту идею поддерживает президент Российской Федерации В.В. Путин: «За
«провалом мультикультурного проекта» стоит кризис самой модели «национального государства» - государства, исторически
строившегося исключительно на основе этнической идентичности. И это - серьезный вызов, с которым придется столкнуться и Европе, и многим другим регионам мира» [2].
Государственная политика
мультикультурализма, более или менее успешно решив на определенном историческом этапе ряд экономико-демографических и связанных с иммиграцией социальных вопросов, не смогла обеспечить интеграцию общества и формирование (сохранение) гражданской нации.
Какова динамика решения проблем межэтнических отношений в Татарстане? В 2008 году принимается Концепция государственной национальной политики Республики Татарстан (Указ Президента РТ от 3 июля 2008 г. № УП-312) [3], на программном уровне закрепляющая стратегию поощрения этнокультурного многообразия и возводящая мультикультурализм (в его институциональном варианте) в ранг официальной политики республики. Что касается регулирования межэтнических отношений, то вплоть до последнего времени, властями и СМИ отмечалось отсутствие в республике сколько-нибудь серьезных проблем в этой сфере. Причем сама политика многокультурности трактовалась как гарант межэтнической стабильности в регионе. В то время как на федеральном уровне акцент в 2000-е гг. делался на единстве и консолидации, власти Татарстана подчеркивали значимость дальнейшего проведения в стране политики признания и поддержки
этнокультурного многообразия. Причем такого рода политика понималась в регионе как важнейшее условие интеграции полиэтнического и поликонфессионального населения страны.
В 2008 году принимается Республиканская целевая программа по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2009—2011 гг. (Постановление Кабинета министров РТ от 31 декабря 2008 г. № 956) [4], в которой утверждается план действий по укреплению межнациональной и
межконфессиональной стабильности в регионе, что противоречит, если не опровергает идею «межэтнического и межконфессионального оазиса» в регионе.
Реалии сегодняшних дней требуют переосмысления накопленного регионального опыта и
изменения политики в области гармонизации
межэтнических и межконфессиональных отношений в Татарстане, интеграции в единое общероссийское
правовое и политическое пространство. Нам представляется, что национальная политика в республике может быть реализована в рамках следующих парадигм:
Содействие этнокультурному и социальноэкономическому развитию этносов, проживающих на территории Республики Татарстан;
Совершенствование и гармонизация
межнациональных и межконфессиональных отношений в политико-правовой, социально-экономической,
культурно-бытовой сферах, создание благоприятной
толерантной социокультурной среды в Республике Татарстан;
Дальнейшее укрепление единства
общероссийской гражданской идентичности в условиях этнокультурного многообразия Республики Татарстан;
Адаптация мигрантов в социально-
экономическую и социокультурную жизнь Республики Татарстан;
Проектирование и реализация социальных инновационных технологий развития межэтнических и межконфессиональных коммуникаций в Республике Татарстан; использование мировых практик;
Ведение интегрированного мониторинга и прогнозирование процессов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан.
В Татарстане имеются предпосылки и условия для реализации этих направлений. Кратко рассмотрим некоторые из них.
На территории Республики Татарстан сегодня проживают представители 115 народов, каждый из которых имеет самобытную историю и культуру. «Мы многонациональное общество, но мы единый народ. Это делает нашу страну сложной и многомерной. Дает колоссальные возможности для развития во многих областях» [2].
Логичным становится формулирование частных парадигм региональной национальной политики:
Разработка механизмов по обеспечению реализации прав многонационального народа Республики Татарстан, развитие этнокультурного потенциала;
Реализация комплекса государственных мер, направленных на поддержку национальных традиций этносов, проживающих в Республике Татарстан;
Развитие сотрудничества народов, проживающих в Республике Татарстан с соотечественниками,
проживающими за пределами Республики Татарстан, поддержка общественных
организаций, представляющих их историческую родину на территории Республики Татарстан;
Создание условий для интеллектуальной, экономической и языковой межнациональной
консолидации соотечественников, укрепление
позитивного имиджа Республики Татарстан как открытого сообщества;
Обеспечение благоприятных социальноэкономических и политических условий для активизации формирования общероссийской гражданской идентичности.
Этнокультурная ситуация в Республике Татарстан сопровождается активностью
институтов гражданского общества. На
сегодняшний день в Республике Татарстан зарегистрировано более 70 национальнокультурных общественных организаций.
Национально-культурная автономия (НКА) [5], является особым видом общественного объединения, чья деятельность в целях
самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития национального языка, образования, национальной культуры
регулируется Законом РТ от 12 мая 2003 г. № 15-ЗРТ «О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан», который закрепляет права НКО. 67 [5], объединений (включая
местные организации, которые вошли в состав республиканских) являются членами Ассамблеи народов Татарстана. Значимыми событиями общественной жизни Республики Татарстан стали Съезд народов Татарстана и Всемирный конгресс татарского народа. Обеспечение поддержки на региональном уровне инициатив институтов гражданского общества,
способствующих формированию
общероссийской гражданской идентичности становится одной из первоочередных задач.
Республика Татарстан является миграционно привлекательным регионом. Мигрантов привлекает экономическая и социальная стабильность республики,
толерантное отношение к ним со стороны местного населения. По официальным данным УФМС РФ по Республике Татарстан ежегодно в Татарстан прибывает более 100 тысяч мигрантов. Большинство из них занято в строительстве, транспортной отрасли, торговле. Мигранты приезжают в регион из Азербайджана, Украины, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана,
Киргизии и Армении [6]. В основном, Татарстан пользуется популярностью у жителей бывших советских республик Средней Азии, поскольку наиболее близок по культурным традициям и менталитету. Из стран дальнего зарубежья по количеству приехавших в республику граждан лидируют Турция, Вьетнам, Китай. В строительстве трудятся более 70 % трудовых мигрантов. Общая доля трудовых мигрантов на рынке труда республики составляет не более 11 %, в общественном питании - 4 %, 5% - на
транспорте. Немалое число трудовых мигрантов приезжает трудиться в регион из республик Приволжского Федерального округа - Марий Эл, Чувашии, Удмуртии, Мордовии, Кировской и Ульяновской областей. В вузах города обучается более 1,1 тыс. иностранных студентов и аспирантов. 5 декабря 2008 года была создана Ассоциация иностранных студентов и аспирантов г. Казани для объединения студенческой молодежи. Сегодня иностранных студентов, проживающих в Республике Татарстан волнуют такие проблемы как, безболезненная адаптация к российским условиям обучения и проживания; получение медицинской и социальной помощи; обеспечение возможности принять участие в политических выборах своей страны и многие другие. Проблемы социального самочувствия студенческой молодежи и этнокультурных процессов в молодежной среде Республики Татарстан исследуются авторскими коллективами вузовских ученых [7,8,9].
В республике обозначился ряд нерешенных вопросов в сфере миграционных отношений. Нередко вслед за приехавшими и устроившимися в России выходцами из бывших союзных республик начинают прибывать их многочисленные родственники. Стихийная миграция становится неуправляемой. Масштабы и темпы незаконной миграции в Татарстан, а также негативные последствия нерегулируемой миграции для всех сфер жизнедеятельности общества значительно осложняют обеспечение безопасности региона и Российской Федерации в целом. В этой связи, следует уточнить полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в реализации государственной миграционной политики, и обеспечить координацию их деятельности.
Продуманная миграционная политика в регионе будет способствовать устойчивому и стабильному развитию республики, поможет ускорить процесс формирования зрелого гражданского общества. Создание полноценных условий для адаптации мигрантов к условиям проживания в Республике Татарстан и совершенствование законодательной и нормативноправовой базы механизма правового регулирования и правоприменительной практики социальной адаптации мигрантов станут гарантом стабильности в республике.
В Республике зарегистрировано более 100 [10] молодежных общественных организаций, деятельность которых направлена на сотрудничество и взаимодействие всех категорий молодежи. При реализации молодежных программ и проектов в Республике Татарстан делается акцент на достижение межнационального согласия, развитие гармоничных межнациональных отношений, на профилактику различных форм проявления национализма и экстремизма. Особое внимание уделяется профилактике различных форм правонарушений и преступлений, связанных, в том числе, со злоупотреблениями психоактивными веществами.
Большое внимание уделяется проблемам меж-конфессионального согласия, поддержке духовных традиций ислама, православия и других вероисповеданий, сохранения их культурного наследия, содействия религиозному образованию. И даже события июля 2012 года (убийство и покушение на исламских лидеров республи-
ки) не поколебали устоявшийся положительный имидж Татарстана.
По сведениям Министерства юстиции Республики Татарстан на 01.2012 года на территории республики зарегистрировано 1521 [11] религиозных организаций. В республике действует Управление Президента Республики Татарстан по взаимодействию с религиозными организациями, деятельность которых направлена на укрепление межконфессионального диалога. Нам представляется, что в числе первоочередных должны быть проработаны такие направления деятельности различных ведомств и организаций:
Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы механизма правового регулирования и правоприменительной практики в области межнациональных отношений;
Разработка и внедрение инновационных социальных технологий, направленных на гармонизацию межнациональных и межконфессио-нальных отношений, развитие различных форм межэтнических коммуникаций во всех сферах жизни Республики Татарстан; использование лучшего мирового опыта;
Развитие инфраструктуры гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан;
Создание условий для эффективного использования духовно-нравственного потенциала ведущих мировых религий, основанных на общечеловеческих ценностях, в качестве фактора стабилизации и гармонизации межнациональных отношений;
Профилактика негативных проявлений различных форм национализма в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, укрепление позиций веротерпимости;
Формирование политики средств массовой информации, направленной на пропаганду общероссийской гражданской идентичности, распространение позитивного опыта в сфере межнационального и межконфессионального сотрудничества;
Системное использование потенциала мира и согласия, накопленного Республикой Татарстан, как фактора формирования межнационального и межконфессионального сотрудничества;
Ведение интегрированного мониторинга и оценки эффективности мероприятий в области гармонизации межэтнических отношений и прогнозирования этнокультурных процессов в Республике Татарстан.
Статья подготовлена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проекта «Социокультурные особенности молодежного экстремизма в мировом пространстве» по лоту 2011-1.2.2-306-032 «Проведение научных исследований научными группами под руководством кандидатов наук в области
разрешения конфликтных ситуаций в различных регионах мира с участием научно-исследовательских и научнообразовательных организаций Германии».
Литература
1. Г. И. Макарова. Многообразие в интеграции: государственная федеральная и региональная этнокультурная политика // Регионология; № 1.- 2010.
2. Путин В.В. Россия: национальный вопрос //
http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html
3. Концепция государственной национальной политики Республики Татарстан
//http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/legal_info/newz/natpol.htm
4. Республиканская целевая программа по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2009—2011 гг. // prav.tatarstan.ru/tat/file/pub/pub_106227_enc_13330.doc
5. Управление министерства юстиции РФ по РТ: Список зарегистрированных некоммерческих организаций.
http://uminjust.tatarstan.ru/rus/nkoregistry.htm
6. Круглый стол в Доме Дружбы народов Татарстана // http://news16.ru/156189
7. «Социокультурные особенности молодежного экстремизма в мировом пространстве» федеральной целевой программы
«Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы; «Социальное самочувствие молодежи этнических групп в регионах Российской Федерации (на примере республики Татарстан), проект № 11-03-00288а РГНФ.
8. Зинурова Р.И., Фатыхова Ф.Ф. Социальное самочувствие молодежи этнических групп: социологическая концептуализация / Р.И.Зинурова, Ф.Ф.Фатыхова // Вестник Казанского Технологического университета - 2011. - №20 (1) - С.260-264.
9. Тупаева А.С., Зинурова Р.И. Автостереотипы татарской и русской этнических групп студентов КНИТУ / А.С.Тупаева, Р.И.Зинурова // Вестник Казанского Технологического университета - 2012. -№7. - С.205-210.
10. Управление министерства юстиции РФ по РТ: Список зарегистрированных некоммерческих организаций. http://uminjust.tatarstan.ru/rus/nkoregistry.htm
11. Управление министерства юстиции РФ по РТ: Список зарегистрированных некоммерческих организаций. http://uminjust.tatarstan.ru/rus/nkoregistry.htm
© Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф., дир. Института управления инновациями КНИТУ, rushazi@rambler.ru; Р. Г. Петрова - канд. социол. наук, доц. КГМА, rpetrova@rambler.ru.