Научная статья на тему 'Тенденции развития национальной политики в Республике Бурятия'

Тенденции развития национальной политики в Республике Бурятия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
622
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иващенко Лидия Алексеевна

В статье раскрыто современное состояние национальной политики в Республике Бурятия. Проанализированы основные факторы, влияющие на этнополитическую ситуацию в Республике Бурятия. Раскрыты тенденции развития национальной политики в Республике Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the current state of national policy in the Republic of Buryatia. The main factors that influence the ethnopolitical situation in the Republic of Buryatia are analyzed. The trends of the national policy development in the Republic of Buryatia are revealed.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития национальной политики в Республике Бурятия»

ИВАЩЕНКО Л. А.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ Аннотация. В статье раскрыто современное состояние национальной политики в Республике Бурятия. Проанализированы основные факторы, влияющие на этнополитическую ситуацию в Республике Бурятия. Раскрыты тенденции развития национальной политики в Республике Бурятия.

Ключевые слова: Республика Бурятия, национальная политика, межэтническая толерантность, межнациональные отношения.

IVASHCHENKO L. A.

TRENDS OF NATIONAL POLICY IN THE REPUBLIC OF BURYATIA Abstract. The article describes the current state of national policy in the Republic of Buryatia. The main factors that influence the ethnopolitical situation in the Republic of Buryatia are analyzed. The trends of the national policy development in the Republic of Buryatia are revealed.

Keywords: Republic of Buryatia, national policy, interethnic tolerance, interethnic relations.

В последние десятилетия во всем мире и в России наблюдается тенденция к увеличению конфликтов на национальной и религиозной почве. Для разрешения имеющихся национальных конфликтов может помочь опыт многонациональных регионов Российской Федерации со спокойной этнической обстановкой. Одним из таких регионов является Республика Бурятия, где на протяжении более 400 лет мирно соседствуют представители бурятского, русского и многих других этносов, исповедующих все три мировые религии. Успешная практика Бурятии в осуществлении межэтнической интеграции может стать «настольной книгой» по деэскалации межнациональных конфликтов

Республика Бурятия - это один из наиболее многоязычных, мультинациональных и поликонфессиональных регионов Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи 2010 г., на территории Республики Бурятия зарегистрировано более 160 национальностей и этнических групп, среди которых русские и буряты занимают около 95% населения республики (64,89% русских и 29,51% бурятов). Остальные этносы представлены: российскими народами (татары, сойоты, эвенки, чуваши, башкиры, мордва, якуты, удмурты, марийцы и т.д.), народами Европы (украинцы, белорусы, немцы, поляки, молдаване, армяне, азербайджанцы, грузины и др.) и Азии (узбеки, киргизы, казахи,

таджики, китайцы, корейцы, монголы и др.) [3]. Добрососедское отношение друг к другу среди представителей всех этих национальностей формировалось столетиями, и это не только позволило им сохранить свою этническую культуру, но и обогатиться элементами культуры других этносов, что является одним из факторов поддержания межнациональной стабильности в регионе.

Другим фактором спокойной этнической обстановки в Бурятии является грамотная национальная политика республики. Национальная политика Республики Бурятия осуществляется на основе нескольких нормативно-правовых актов, среди которых Конституция Республики Бурятия, закон Республики Бурятия «О культуре», закон «О языках народов Республики Бурятия», Концепция государственной национальной политики Республики Бурятия, а также государственная программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России в Республике Бурятия» [2].

Помимо нормативно-правовых актов огромное значение в нормализации межнациональных отношений играют политические и общественные организации. На республиканском уровне организацией, занимающейся вопросами межнационального урегулирования на республиканском уровне, является Комитет по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив. Кроме того, на сегодняшний день в республике действует около 2 тысяч общественных организаций, из них 46 национально -культурных общественных объединений:

- 14 культурных центров (2 русских, 3 старообрядческих, латвийский, азербайджанский, еврейский, литовский, сойотский, китайский, кыргызский, армянский, коренных малочисленных народов);

- 12 автономий (4 татарских, 3 эвенкийских, 2 еврейских, а также польская, корейская и немецкая);

- 9 землячеств (узбекское, тибетское, агинское, тункинское, шэнэхэнское, баргузинское, азербайджанское, мирнинское, Боханского и Осинского районов);

- 2 общины (Александро-Невская старообрядческая казачья и Бичурская старообрядческая);

- 2 диаспоры (афганская диаспора г. Улан-Удэ «Майхан», таджикская диаспора г. Северобайкальск и Северобайкальского района);

- 2 движения (Всебурятская ассоциация развития культуры, Конгресс бурятского народа);

- 1 ассоциация общественных объединений - Межрегиональная общественная ассоциация землячеств этнической Бурятии.

Кроме того, на территории Республики Бурятия зарегистрированы и действуют 36 казачьих обществ, а также такие организации как Ассоциация народов Бурятии «Дом Дружбы», Союз женщин-мусульманок Республики Бурятия, Центр содействия развитию эвенкийской культуры «Хэглэн», региональная общественная организация «Буряад соел» [5].

Этнополитическая ситуация в Республике Бурятия определяется как ее спецификой, так и общими для всех субъектов Российской Федерации детерминантами, среди которых:

- соотношение в национальном составе населения титульной нации и лиц русской и иных национальностей;

- характер и особенности исторического развития народов республики, взаимоотношения этнических общин, степень их социальной интеграции;

- мера отягощенности этих отношений историческим прошлым, связанным в первую очередь с репрессиями в отношении народа республики;

- особенности национального характера, национального сознания, национальной психологии народов республики;

- политическая позиция республиканского руководства, степень политической и идеологической совместимости курсов руководства РФ и руководства республики и т.д. [4].

Помимо вышеназванных к числу факторов, влияющих на состояние межэтнических отношений в республике, относится миграция. В Республике Бурятия, численность населения которой продолжает снижаться, приток трудовых ресурсов за счет мигрантов крайне необходим для обеспечения экономического роста. В то же время увеличение миграционного притока из ближнего и дальнего зарубежья при сохраняющемся высоком уровне безработицы способствует росту социальной напряженности на рынке труда, влечет за собой изменение этнического состава населения республики и, безусловно, влияет на межэтнические отношения.

Возросшая интенсивность миграционных потоков обусловила пристальное внимание органов ФМС России к соблюдению миграционного законодательства в сфере противодействия незаконной миграции. В этой связи имеется реальная необходимость в совершенствовании системы мер, направленных на вовлечение национальных центров в общественную и культурную жизнь Бурятии, поддержку культурного и языкового многообразия, создание условий для успешной адаптации внутренних и внешних мигрантов, укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений. Такой деятельностью, в частности, занимается Дом Дружбы Республики Бурятия.

Тем не менее, проблема формирования межнациональной толерантности особенно актуализировалась в условиях трансформации российского общества, когда усилились сепаратистские настроения, участились локальные войны, проявились различного рода экстремизм, агрессивность, конфликтность, изменилось индивидуальное и общественное сознание граждан и т.д. Чтобы в сложных полиэтнических условиях сохранить межнациональное согласие, не нанося ущерб национальным интересам, национальной культуре, воспринимая культурные различия как данное, ускоряя диалог культур, не теряя при этом свою собственную культуру, необходимо формирование позитивного образа межнациональных отношений. Развитие подобного образа в общественном сознании имеет исключительно большое значение в сохранении и развитии культуры толерантного поведения в обществе. Проект формирования позитивного образа межнациональных отношений может быть успешно реализован только на основе изучения, сохранения и развития духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом исторического наследия в повседневной жизнедеятельности.

Актуальность отслеживания тенденций изменений межнациональных отношений и своевременная реализация проекта формирования позитивного образа межнациональных отношений во многом обусловлена тем, что формирование толерантности в обществе, ослабленном межэтническими конфликтами, непростой процесс. Именно поэтому с 2005 г. в Республике Бурятия проводятся социологические исследования общественного мнения, результаты которых используются для анализа уровня гражданской идентичности, а также выявление националистических, ксенофобских настроений среди населения. Результаты мониторинга позволяют судить о низком уровне националистических и ксенофобских настроений в обществе. Статистика этих исследований представлена в таблице 1 [6].

Таблица 1

Статистика оценки межнациональных отношений в Республике Бурятия с 2005 по 2015 гг.

Оценка межнациональных отношений в Республике Бурятия Годы

2005 2007 2009 2011 2013 2015

«Стабильные» 68,1% 59,1% 87,3% 86,4% 86,2% 87,5%

«Немного напряженные» 11,1% 22,3% 8,0% 12,5% 9,1% 8,7%

Затруднились ответить 20,8% 18,6% 4,7% 1,1% 4,7% 3,8

Важное место в проведении государственной национальной политики в Республике Бурятия отведено органам государственной власти. В соответствии с принципом «чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже» на

республиканском уровне происходит инициирование проведения национальных праздников разных народов, проживающих в регионе. Вся Бурятия принимает участие в таких этнонациональных праздниках и общественных мероприятиях как Рождество, Масленица, Сагаалган (новый год по лунному календарю, издревле отмечаемый бурятами), Алтаргана (всебурятский праздник бурятской культуры), Дни семейской культуры, Новруз-Байрам и других. Эти мероприятия способствуют развитию важных положительных тенденций современности: активизации диалога культур путем углубления и расширения знаний в области культуры и истории соседних народов, создания атмосферы взаимного уважения к иным национальным традициям и обычаям, воспитания терпимости и уважения иной культуры, иного менталитета и т.д. С другой стороны, организация и проведение национальных праздников народов, проживающих в Бурятии, способствует возрождению культурного наследия, развитию этнической памяти и, соответственно, этнического самосознания [1].

Если органы государственной власти республики принимают, в основном, управленческие решения стратегического и тактического характера, выполняют организаторские функции при проведении мероприятий республиканского масштаба, то вся оперативная работа по реализации конкретных задач государственной национальной политики ведется органами местного самоуправления. Значимость деятельности органов местного самоуправления обусловлена тем, что межнациональная толерантность, взаимное доверие, межнациональное уважение (или же их зеркальная противоположность -межэтническая неприязнь, непринятие другого и т.д.) в первую очередь закладываются и зреют не в абстрактном пространстве, а в совершенно конкретных муниципальных образованиях, то есть там, где люди живут и трудятся. Поэтому деятельность органов местного самоуправления в области национальной политики призвана быть главным звеном в реализации основополагающих документов как Российской Федерации, так и Республики Бурятия.

Таким образом, в национальной политике Республики Бурятия наблюдаются следующие тенденции:

- активизация диалога культур путем углубления и расширения знаний в области культуры и истории населяющих Бурятию этносов;

- создание атмосферы взаимного уважения к национальным традициям, обычаям и менталитету различных народов, живущих в республике;

- возрождение культурного наследия, развитие этнической памяти и этнического самосознания.

В ближайшей перспективе будет сделан упор и на другие способы поддержки межэтнической толерантности: в частности, на развитие поликультурной модели образования на всех его уровнях (создание правовых и материальных условий для развития в республике системы образования и воспитания на национальных языках) и на повышение квалификации и компетентности кадров (системы управления, учреждений образования, культуры, молодежной политики и средств массовой информации) в вопросах этнокультурного развития, межнациональных и межконфессиональных отношений.

В результате сохранение и развитие межнациональной толерантности во многом зависят от эффективности национальной политики, опирающейся на самые передовые идеи мирного сосуществования многонационального народа республики. Для достижения межнационального согласия необходим постоянный и конструктивный диалог между разными уровнями власти и институтами гражданского общества (национально-культурными автономиями), а также объединение действий политических, общественных и религиозных деятелей. Именно поэтому органы власти Бурятии уделяют постоянное внимание национальным и религиозным вопросам, оказывают необходимую организационную и финансовую поддержку для межкультурной интеграции всех народов. Для реализации этой цели организуется множество мероприятий для знакомства с материальной и духовной культурой народов Бурятии, возрождения и сохранения языков этносов, населяющих республику (в частности, огромная работа ведется по популяризации бурятского языка). Ведется активная образовательная и научная работа в сфере межнациональной толерантности. Также власти республики оперативно реагируют на проявления межэтнической вражды, своевременно предотвращая конфликты. Именно поэтому Бурятия была и остается одним из оплотов этнического спокойствия и сотрудничества в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Будаева Д. Ц. Межнациональная и межконфессиональная толерантность народов Бурятии: проблемы формирования и развития. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. - 268 с.

2. Будаева Д. Ц. Нормативно-правовое регулирование вопросов межэтнической толерантности: федеративный и региональный опыт // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 2. - С. 158-166.

3. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2017 года и в среднем за 2016 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/Popul2017.xls.

4. Осинский П. И. Этнополитическая ситуация в Бурятии в контексте реформы российской федеративной государственности // Общественные науки и современность. - 1994. - № 3. - С. 121-130.

5. Официальный портал органов государственной власти Республики Бурятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://egov-buryatia.ru.

6. Социологическая служба «ЭЙДОС» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eidos-sociology.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.