Научная статья на тему 'Государственная культурная политика в полиэтничном регионе (на примере республики Татарстан)'

Государственная культурная политика в полиэтничном регионе (на примере республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1209
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЛИЭТНИЧНЫЙ РЕГИОН / PUBLIC POLICY / ETHNO-CULTURAL DEVELOPMENT / MULTI-ETHNICAL REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Липатова Т. Н.

В статье анализируются основные направления государственной культурной политики в контексте этнокультурного развития региона. Приводятся данные социологического исследования, проведенного автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analyses of the main orientations of the state cultural policy in the context of ethno-cultural development of the region. The sociological data is based on the author ' s research.

Текст научной работы на тему «Государственная культурная политика в полиэтничном регионе (на примере республики Татарстан)»

Т. Н. Липатова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В ПОЛИЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Ключевые слова: государственная политика, этнокультурное развитие, полиэтничный регион.

В статье анализируются основные направления государственной культурной политики в контексте этнокультурного развития региона. Приводятся данные социологического исследования, проведенного автором.

Keywords: public policy, ethno-cultural development, multi-ethnical region.

The article is devoted to the analyses of the main orientations of the state cultural policy in the context of ethnocultural development of the region. The sociological data is based on the author’s research .

Исследования проблем культурного развития современного российского общества позволяют говорить, что духовная жизнь существует и развивается во всем своем многообразии и неповторимости именно в регионах, которые отличаются друг от друга не только уровнем социальноэкономического развития, финансовыми и природными ресурсами, но культурными особенностями.

Современный культурный контекст Республики Татарстан содержит две составляющих. Первая включает весь накопленный за годы развития республики потенциал: материальная инфраструктура (учреждения культуры и объекты досуга); кадровый состав (работники сферы культуры, народные коллективы); стиль работы и руководства. Вторая составляющая - новые виды культурной деятельности. Государству сегодня сложно обеспечивать культуру в полном объеме, нужны дополнительные средства. Они есть у успешного бизнеса, который пока почти не вкладывается в эту сферу, если не учитывать огромные торговые центры, которые в республике пока не имеют никакого отношения к национальной культуре.

Необходимо заметить, что не все субъекты сферы культуры могут быть самоокупаемыми. Поэтому так важна компетентная инвентаризация всех имеющихся объектов для того, чтобы выявить рыночный потенциал каждого из них. Какие-то из объектов культуры не способны быть самоокупаемыми (музеи, галереи и др.) и должны находиться на частичном или полном обеспечении государства. Для их обеспечения возможна разработка финансовых схем за счет привлечения средств от высокодоходных сфер. Очевидна необходимость разработки Программы по использованию технологий для сохранения этнических культур в Татарстане через инкорпорирование их в повседневность путем использования в таких сферах, как туристический бизнес, система общественного питания, досуговая и сфера профессионального искусства.

Наряду со стратегической целью - сохранение и воспроизводство этнической культуры в глобализирующемся обществе предоставить реальные возможности для продвижения и приобщения людей к культуре, предлагая глобальному потребителю ее лучшие образцы, способно социальное творчество, которое представляет собой созидательную инновационную деятельность людей в обществе, способст-

вующую развитию, сохранению и саморазвитию личности, социальных групп, социальных институтов, общества в целом [1]. В этнокультурном контексте социальное творчество является важнейшим механизмом развития полиэтничного общества.

Модель равноправного существования различных культур в противовес модели гегемонии одной культуры, принцип поликультуризма лежат в основе внутренней политике, осуществляемой органами власти РТ. Государственная политика в республике направлена на формирование культуры терпимости на основе соблюдения прав человека и уважения этнического и религиозного многообразия, на поддержание баланса интересов ислама и православия и равенства всех религий перед законом.

Этническое и религиозное связаны прочными узами. В эволюции этнического религия занимает выдающееся место. Религиозность выступает своеобразной формой этноконфессонального и эт-нонационального самосознания, а взаимоотношения представителей различных конфессий являются, по сути, этноконфессиональными отношениями.

Существенным фактором, определяющим этноконфессиональные взаимоотношения, является опыт совместной жизни. В Татарстане, где практически поровну представлены татары-мусульмане и русские-православные, мирно соседствовавшие более четырех столетий, население сейчас показывает достаточно высокую степень конфессиональной толерантности. Этносоциологические исследования показывают достаточно высокий уровень этнической толерантности и благоприятных межэтнических отношений, проявляемых как в оценке характера этих отношений, так и в стереотипах, установках и реальном поведении рассматриваемых этнических групп [2].

Следует отметить исторически сложившееся, устойчивое взаимопонимание между представителями ведущих конфессий Республики Татарстан - ислама и православия, их взаимодействие между собой и с другими традиционными для региона конфессиями - иудаизмом, католицизмом и лютеранством. Религиозная обстановка в регионе в целом оценивается как стабильная и отражает последствия тех изменений, которые произошли за последние десятилетия и существенным образом затронули сферу государственно-церковных отно-

шений, деятельность религиозных организаций на всей территории Российской Федерации.

Республика Татарстан характеризуется многообразием конфессий и религиозных объединений на своей территории.

На 1 января 2011 г. в Республике Татарстан, по данным Управления Министерства юстиции РФ по РТ, зарегистрировано 1454 религиозных организаций (1440 на 1 января 2010 г, 1413 на 1 января 2009 г.), в том числе: мусульманских - 1095; Русская православная церковь - 273; истинно-православная церковь - 2; старообрядческих - 2; римско-католических - 2; иудейских - 3; буддизм - 1; евангельских христиан - 29; евангельских христиан баптистов - 4; христиан веры евангельской - пятидесятников - 16; христиан веры евангельской -1; адвентистов седьмого дня - 10; лютеране - 5; новоапостольская церковь - 1; свидетелей Иеговы - 5; церковь последнего завета (виссарионовцы) - 1; сознание кришны- 2; веры бахаи - 1; церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) - 1.

По числу зарегистрированных религиозных общин Республика Татарстан относится к числу лидеров среди субъектов Российской Федерации. В последние годы численность религиозных организаций стабилизировалась, отмечается незначительный рост общин, в основном представленных объединениями ведущих конфессий, - ислама и православия.

В собственности и пользовании религиозных организаций находится около 1500 культовых зданий: функционирует свыше 1200 мечетей; более 200 православных храмов и 50 молитвенных домов других конфессий.

Деятельность двух централизованных религиозных организаций - Духовного управление мусульман РТ и Казанской епархии РПЦ территориально охватывает всю республику. При Казанской епархии ведут деятельность 9 монастырей, 1 духовная семинария, при ДУМ РТ 11 мусульманских религиозных образовательных учреждений, в том числе Российский исламский институт, Казанское высшее медресе «Мухаммадия».

Ряд республиканских авторов пишут о том, что часть татарского населения республики, «воспринимает религию как элемент национальной культуры, необходимый для сохранения этнической целостности» [3]. Религия выполняет для них не основные свои функции, оказывается значимой не сама по себе, а как фактор национального единения, символ единства нации, одним из этнокультурных идентификационных признаков. Это подтверждают и результаты проведенного опроса1: одна пятая опрошенных воспринимает религию как средство конструирования этнической идентичности - «через

1 Опрос был проведен в апреле 2011 г. За генеральную совокупность принята численность населения Республики Татарстан в возрасте от 15 до 72 лет. Выборочная совокупность составила 1026 человек. Стратифицированная выборка составлялась с учетом квот по полу, возрасту, национальности, месту жительства и роду занятий. Городское население составило 75%, сельское 25%, мужчины - 44,4%, женщины - 55,6%, татары - 48%, русские -47,2%, другие национальности - 4,8%.

религию я ощущаю себя приобщенным к культуре своего народа», для 60% религия выступает как утилитарно-психологическая система (способ выживания, ухода от реальных жизненных проблем, психологическая помощь и поддержка, руководство к действию в тех или иных жизненных ситуациях), для 24% религия является своего рода мировоззрением (религия как смыслообразующая ценность в жизни, как самосовершенствование, как единственно возможный и верный путь спасения души). Таким образом, весомое значение в современных условиях приобретают нравственно-этическая сторона религии и ее роль в качестве компонента национальной культуры.

Возросшая религиозность населения проявляется в следовании религиозным обычаям и обрядам, о чем свидетельствует достаточно высокий формальный уровень религиозности в Татарстане: 89% опрошенных стараются придерживаться традиций и обычаев своего народа.

В ходе исследования [4,5] выявлена лишь небольшая часть респондентов, в семьях которых не соблюдаются никакие религиозные обряды, обычаи или праздники. Эти обычаи воспринимаются как органическая часть этнической культуры, и мы подчас имеем дело не столько с проявлением религиозных чувств, сколько с проявлением национального (этнического) самосознания.

Населению республики чуждо чувство религиозной неприязни, на чем, несомненно, сказывается длительная практика совместного проживания русских и татар: 95% жителей Республики Татарстан доброжелательно относятся к представителям иной веры.

В ходе исследования выявилась взаимосвязь религиозной толерантности с соблюдением национальных обычаев и обрядов. Среди опрошенных, чье отношение к представителям иной веры можно определить как положительное, почти 90% придерживаются национальных традиций и обычаев. В группе респондентов, скорее отрицательно относящихся к представителям иной веры, традиций и обычаев своего народа придерживаются 65%.

В значительной степени именно политика соблюдения баланса конфессий и культур обеспечивает толерантный характер этноконфессиональных отношений в республике. Однако удовлетворение этнокультурных потребностей может способствовать не только снижению межнациональной напряженности, но и повлечь за собой значительные изменения, усиление различий в системе взглядов и ценностей представителей различных национальностей, что потребует поиска гибких форм их взаимодействия, поддержания социальной стабильности в регионе.

Основной инструмент культурной политики не только и не столько институты, создающие актуальные образцы культурных форм, но и образование, просветительство, воспитание, публицистика, формирующие ценностно-нормативную иерархию социокультурных запросов общества в целом, оказывающие постепенное содержательное воздействие

на общественное сознание, нравы, ценностные приоритеты.

В идеологии республики целесообразно придерживаться принципа плюрализма культур, конфессий, что предполагает защиту всех культурных, религиозных идентичностей, обеспечение их равенства перед законом, создание условий для сохранения своеобразия, самобытности, сосуществования и развития в рамках одного региона. В поли-конфессиональном регионе, каким является Республика Татарстан, ни одна из религий не должна решать судьбы граждан и быть принята в качестве официальной на государственном уровне.

Главной задачей политики государства является воспитание людей, прежде всего детей и молодежи, в духе практической толерантности, уважения ко всем языкам, религиям, культурам. В этом контексте основными мероприятиями могут являться:

- введение дисциплин, знакомящих с историей религий, религиозными канонами в систему среднего и высшего образования;

- обеспечение доступа к соответствующей литературе, понятной читателю любого возраста и уровня образования, телевизионным программам, в том числе местного, городского телевидения, передачам с участием религиозных деятелей, выступлениям священнослужителей;

- знакомство учащихся с Библией и Кораном как памятниками художественной культуры может осуществляться на уроках литературы. По желанию учащихся в школах, средне-специальных и высших учебных заведениях может быть включена факультативная дисциплина курс «Культура народов Татарстана». В связи с актуальностью данной проблемы со стороны Министерства образования может быть усилено внимание к вопросам взаимоотношения школы и религии;

- организация обсуждения проблем, существующих в этнокультурных отношениях народов республики, в средствах массовой информации с целью продвижения идеалов солидарности, взаимопонимания и взаимной терпимости с привлечением ученых, деятелей культуры, руководителей национально-культурных обществ и центров.

В то же время, учитывая рост интереса к религиям, усиление их влияния на жизнь людей, следует регламентировать отношения церкви и государства, не допуская манипулирования сознанием людей со стороны миссионеров всех религий, особенно новых, нуждающихся в массовом признании.

Суть государственной политики должна исходить из необходимости преодолеть затянувшийся с советских времен период конфронтации между государством и церковью, изгнания религиозной

тематики из курсов истории, обществознания, литературы и мировой художественной культуры. Оставаясь в светском образовательном пространстве, изучение мировых религий позволит не только сохранить толерантность школы к различию взглядов верующих и неверующих, но и избавит от риска заражения нетерпимостью друг к другу по религиозному признаку.

Будучи универсальной ценностью, образование само заинтересовано в диалоге с религией, но не по поводу того или иного вероучения, а по поводу того образа мира и человека, который выбран верующими [6]. Необходимо обеспечить создание такого личностно-развивающего культурного пространства, в котором с особой силой смогут проявиться нравственно-духовные качества каждого жителя региона. Решение многих нравственных, воспитательных проблем значительно облегчится, если в основу будут положены духовные ценности православной и мусульманской культур: честный труд на благо людей, своей семьи, самого себя; помощь близким и страждущим.

Публикация выполнена при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проект «Социокультурные особенности молодежного экстремизма в мировом пространстве» (ГК №14.740.12.1346).

Литература

1. С.С.Беликова Социальное творчество как основа раскрытия потенциала личности //

www.isras.ru/abstract_bank_congress4/1027.pdf

2. Особенности современной межнациональной и этнокультурной ситуации в Республике Татарстан. - Казань: 2008. - С. 125.

3. Мусина Р.Н. К вопросу о месте и роли религии в жизни современных татар (по материалам этносоциологиче-ских исследований в Татарстане). - Казань, 1992. - С.60.

4. Зинурова Р.И., Липатова Т.Н. Особенности ценностных ориентаций молодежи этнических групп как показатель ее социального самочувствия (на материалах Республики Татарстан) / Т.Н. Липатова, Р.И.Зинурова // Вестник Казанского технологического университета. - Казань. -2012. - т.15, в.15. - с.263-267.

5. Зинурова Р.И., Фатыхова Ф.Ф., Липатова Т.Н., Алексеев С.А. Социальное самочувствие молодежи этнических групп в регионах Российской Федерации (на примере Республики Татарстан) / Р.И.Зинурова, Ф.Ф. Фатыхова, Т.Н. Липатова, С. А. Алексеев // Вестник Казанского технологического университета. - Казань. - 2012. - т.15, в.18. - с.273-282.

6. Липатова Т.Н. Основные тенденции этнокультурного развития Республики Татарстан в сфере образования / Т.Н. Липатова // Вестник Казанского Технологического университета - 2012. - №18. - С.273.

© Т. Н. Липатова - канд. социол. наук, вед. аналитик дирекции Института управления инновациям КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.