Научная статья на тему 'Мусульмане Москвы: основы веротерпимости как элементы гражданского согласия в российском обществе'

Мусульмане Москвы: основы веротерпимости как элементы гражданского согласия в российском обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
166
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мусульмане Москвы: основы веротерпимости как элементы гражданского согласия в российском обществе»

кабрь2011. http://www.islam.ru/content/economica/islamskay_finansovay_sistema. (Дата обращения 15.04.2015.)

«World Islamic Banking Competitiveness Report 2014-15: Participation Banking 2.0». http://www.ey.com/EM/en/Industries/Financial-Services/Banking—Capital-Markets/EY-world-islamic-banking-competitiveness-report-2014-15 (Дата обращения 14.06.2015.)

Бехнам Гурбанзаде: «В 2014 году МБА заложил прочную основу для дальнейшего развития исламского банкинга в Азербайджане» http://islamic-finance.ru/news/2015-01-12-1353 (Дата обращения 24.04.2015.) Перспективы развития исламских финансов в мире. 21 марта 2014. Динамика активов системы исламских финансов, 2006-2013 гг., в млрд. долл. Источник: IslamicFinance 2014. http://www.islamnews.ru/news-145030.html (Дата обращения 09.05.2015.)

Исламский банкинг в России. 5 марта 2015. http://cbkg.ru/news/islamskijj_ banking_v_rossii.html Источник: creditbanking.ru (Дата обращения 27.03.2015.)

Статья написана специально для бюллетеня «Россия и мусульманский мир».

5

6

7

И. Бабич,

доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН МУСУЛЬМАНЕ МОСКВЫ: ОСНОВЫ ВЕРОТЕРПИМОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОГЛАСИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ*

Процессы религиозного возрождения во многом проходили и продолжают осуществляться стихийно, без соответствующего как со стороны духовных структур, так и со стороны государственных структур взаимодействия, помощи и контроля. По сути, и исламское, и православное становление на территории РФ при всей «видимой» государственной помощи идет крайне трудно. Как нам представляется, рост этноконфессионального фактора в жизни россиян отчасти не только не способствует объединению граждан страны - гражданскому согласию, а наоборот - приводит к появлению некой «обособленности» - представители различных этнических групп, исповедующих разную религию, стали

* Статья подготовлена в рамках проекта РНФ «Механизмы обеспечения гражданского согласия в многоэтничных государствах: российский и зарубежный опыт» № 15-18-00099 (рук. Е.И. Филиппова).

отдаляться друг от друга. Главная задача в области формирования современного общекультурного фундамента состоит в обустройстве на основе национального и религиозного разнообразия народов Российской Федерации российского общества как мультикультур-ного сообщества, в укреплении единства нашего государства и создании межкультурного диалога и гражданского согласия.

Предлагаемая статья посвящена проблеме установления и основным методам формирования гражданского согласия в России на примере этнографо-культурологического анализа этноконфес-

сиональной ситуации в г. Москве.

* * *

Москва как объект исследования уже давно является ключевым во многих этнографических и культурологических исследованиях. Можно указать на прекрасные работы многих российских этнографов, в которых рассматривались ряд важных проблем1. Между тем, во-первых, наши коллеги для исследований брали лишь отдельные религиозные организации г. Москвы - главным образом, православные и исламские общины. Во-вторых, описывалась религиозная жизнь в этих общинах, но собственно не описывался характер взаимоотношений между религиозными организациями как на уровне религиозных руководителей, так и на низшем уровне - уровне взаимоотношений простых прихожан. В данной работе мы делаем акцент именно на взаимоотношениях прихожан разных конфессий между собой - вопросы о друзьях, соседях, родственниках, принадлежащих к иным конфессиям, были поставлены во главу угла. С ними коррелируют и другие новые, ранее не сформулированные учеными вопросы, связанные с изучением степени толератности и выявлением объективных и субъективных источников скрытой и открытой конфликтности.

Особенности формирования г. Москвы как многоконфессионального города в течение ряда прошлых веков привели к тому, что в столице сформировались, во-первых, ареалы проживания как отдельных этнических групп, так и конфессиональных общин, которые со временем во многом перемешивались с остальными этноконфессиональныим группами населения г. Москвы и сформировали исторические стереотипы поведения. Своеобразное историческое прошлое Москвы приводит к тому, что мы включили в вопросник разделы, связанные, во-первых, со знаниями об истории данного религиозного объединения в г. Москве

и, во-вторых, с более тесными отношениями представителей различных религиозных организаций и объединений как равных граждан России и жителей Москвы.

Особенности проживания верующих в крупном мегаполисе, который в силу имеющих место процессов культурной глобализации, приводит к изменению роли как национальной культуры и стереотипов поведения, так и религиозной общности и идентичности. При изучении этноконфессиональной ситуации в Москве, мы обратили внимание на вопросы, связанные с соотношением религиозной и этнической идентичности, с соблюдением национальных и религиозных обрядов. Близость Москвы к государственным структурам, общественным движениям и политики влияет на то, что скрыто или открыто верующие г. Москвы в большей степени включены в сложные религиозно-государственные отношения и в различные общественно-политические отношения.

В начале 2000-х годов на территории Москвы функционировало около 45 религиозных конфессий, церквей, деноминаций, сект и т.д. Если брать за основу количественный критерий конфессионального поля Москвы, то к конфессиональным доминантам Москвы на современном этапе необходимо отнести: структуры Русской православной церкви (227); протестантские организации (254); иудейские объединения (17); далее идут так называемые «обновленческие» церкви, которые откололись от РПЦ (8), затем семь старообрядческих; шесть мусульманских; пять буддийских; четыре кришнаитских; одна сайентологическая.

Нами были выбраны:

1. Так называемые «традиционные религии», т.е. те религии, которые стали доминирующими в далеком прошлом и которые продолжают таковыми оставаться - православие и ислам.

2. Религии, которые появились в России вообще, и в Москве, в частности, в прошлые века, и являются, по нашему мнению, «историческими» религиями в Москве - католическая, лютеранская, протестантские (баптистская), старообрядческая, армянская церкви, иудаизм.

3. Религии, которые появились в России благодаря присоединению национальных окраин к империи - назовем их религии «национальных окраин» - буддизм.

4. Религии, которые очень популярны в мире в течение ХХ в., но которые появились в России только после перестройки, так называемые «постсоветские» религии - адвентистская цер-

ковь, Армия спасения, хариазматическая церковь, церковь объединения, церковь Муна, «Нью Ейдж».

В Москве, с одной стороны, представлен более широкий спектр так называемых новых религий, а с другой, традиционные религии - более популярны, чем это имеет место в регионах. Поэтому при определении религиозных организаций и объединений, выбранных для опроса, были включены новые религиозные общины такие как «Нью Ейдж», а с другой стороны, шире в процентном соотношении были опрошены представители традиционных религий - православия и ислама.

Таблица 1

Распределение информаторов по численности и возрастным группам

Рел. община / возраст 15-29 30-39 40-59 60-80 Всего

Первая группа

Русская православная церковь 5 7 2 1 16

Мусульманские общины 6 3 13 3 25

Вторая группа

Англиканская церковь 1 1 1 3

Армянская апостольская церковь 2 2 3 7

Церковь евангельских христиан-баптистов 6 3 2 11

Церковь христиан веры евангельских пятидесятников 6 1 3 10

Иудейская церковь 5 1 2 8

Евангелическо-лютеранская церковь 1 3 4

Римско-католическая церковь 3 1 4

Старообрядческая церковь 2 1 1 4

Евангелическая церковь 1 2 3

Единоверческая церковь 1 1 2 4

Истинно-православная церковь 2 1 3

Третья группа

Буддийские общины 4 2 3 9

Четвертая группа

Церковь адвентистов седьмого дня 1 1 4 1 6

Армия спасения 1 1 3

Харизматическая церковь 2 2

Нью Ейдж 3 3

Методистская церковь 3 1 4

Пресвитерианская церковь 2 1 3

Таблица 2

Распределение информаторов по этнической принадлежности

Рел. община / этн. принадлежность Русские Народы Кавказа Народы Средней Азии Татары Другие

Первая группа

Русская православная церковь 16

Мусульманские общины 5 4 15 иранец

Вторая группа

Англиканская церковь американка, русский, еврей

Армянская апостольская церковь армяне - 7

Церковь евангельских христиан-баптистов 10 мордвин

Церковь христиан веры евангельских пятидесятников 10

Иудейская церковь грузинские евреи - 2 евреи - 6

Евангелическо-лютеранская церковь 1 русские немцы - 3

Римско-католическая церковь 3 поляк - 1

Старообрядческая церковь 3 белорус - 1

Евангелическая церковь 3

Единоверческая церковь 3 поляк - 1

Истинно-православная церковь 2 украинка - 1

Третья группа

Буддийские общины 7 чех - 1 калмык - 1

Четвертая группа

Церковь адвентистов седьмого дня 4 украинцы - 2

Армия спасения 2 молдаванка - 1

Харизматическая церковь 2

Нью Ейдж 3

Методистская церковь 1 грузинка - 1 корейцы - 2

Пресвитериане 3

Критерии составления выборки опрашиваемого населения Москвы и Адыгеи.

Национальная принадлежность. Для опросов отбирались члены религиозных организаций и объединений, которые имеют различную этническую идентичность. Например, среди мусульман отбирались и татары, и жители Кавказа, исповедующие ислам, среди англикан не только иностранцы, но и русские и т.д. Особенно важны данные этнические различия при изучению таких религиозных групп как мусульмане. Среди ключевых аспектов, определенных в нашем проекте, значится изучение соотношения религиозной и этнической идентичности, поэтому национальная принадлежность респондентов - ключевой показатель, позволяющий показать характер данного соотношения. Для нашего проекта важно проследить связи между религиозной принадлежностью, этнической принадлежностью и спецификой отношения к другим религиозным группам, отдельное внимание обращая именно на принадлежность к Кавказу.

Возрастная принадлежность. Поскольку почти все религиозные объединения и организации появились в 1990-е годы, когда в России появились законы, связанные со свободой слова, большинство прихожан - адептов религий принадлежат к определенным возрастным группам. Те религии, которые имеют исторические корни в России, имеют более последователей старших возрастных групп, более молодые религии - более молодую паству. В проекте мы прослеживаем взаимосвязь между возрастом и характером выбранного религиозного направления, особенностями религиозной активности и т. д.

Авторитет информатора. Лидерство. Для нашего опроса важно было привлечь людей, имеющих всеобще признание, влияние на определенную группу, пользующих общим уважением. В то же время важны обычные прихожане, не обладающие влиянием и авторитетом. Изучение такой дихотомии - лидеры и простые прихожане - позволит выявить стойкость данной религиозной общины, ее структуру и основы ее деятельность и жизнестойкости. Для опроса важно привлекать лидеров - членов группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях в силу его личного авторитета или занимаемой должности. При этом для нашего исследования важны как руководители, так и жизнь простых прихожан.

В ходе опросов в Москве были опрошены 132 человека. Для проекта была выбрана 21 религиозная организация.

Таким образом, нами были опрошены:

1. Так называемые «традиционные религии», т.е. те религии, которые стали доминирующими в далеком прошлом и которые продолжают таковыми оставаться - православие и ислам (41 человек).

2. Религии, которые появились в России вообще, и в Москве, в частности, в прошлые века, и являются, по нашему мнению, «историческими» религиями в Москве - католическая, лютеранская, протестантские (баптистская), старообрядческая, армянская церкви, иудаизм (61 человек).

3. Религии, которые появились в России благодаря присоединению национальных окраин к империи - назовем их религии «национальных окраин» - буддизм (9 человек).

4. Религии, которые, очень популярные в мире в течение ХХ в., но которые появились в России только после перестройки, так называемые «постсоветские» религии - адвентистская церковь, Армия спасения, хариазматическая церковь, церковь объединения, церковь Муна, «Нью Ейдж» (21 человек).

Национальная принадлежность: для опросов были отобраны: русские, белорусы, украинцы, татары, народы Кавказа, Средней Азии, а также поляки, американцы, немцы и др. Авторитет информатора. Лидерство. Для нашего опроса были отобраны руководители: 15 религиозных руководителей и 117 - членов религиозных общин. Дихотомия москвичи - не москвичи. Было опрошено москвичей - 115 человек, из них лишь 10 стали москвичами в последние пять-семь лет, остальные - раньше, не москвичей -20 человек.

* * *

При исследовании роли религиозной идентичности в социально-политической жизни, будь то мирный или остро конфликтный период бытия народов, важно исходить из того, что в основе противостояний, столкновений, конфликтов могут лежать реальные социально-экономические и политические факторы. В ходе опросов мы рассмотрели взаимосвязь между социальными проблемам жизни человека в крупном мегаполисе - Москве и уровнем межрелигиозной толерантности; в какой степени власти Москвы и Российское государство соблюдают справедливый социальный порядок для обеспечения приемлемых условий социаль-

ного существования всех граждан - верующих, стремящихся к свободной религиозной жизни.

Ключевой особенностью подхода к изучению данной темы стало раскрытие характера межрелигиозных отношений в обществе через раскрытие специфики ментальности религиозного общества и человека внутри этого сообществе через призму религиозной культуры, что позволило нам выявить внешние признаки как индикаторов религиозности и этничности, так и осмыслить сущностную специфику этнокультурной и религиозной общности, которая отличается от других этносоциальных групп. Таким образом, для нас исследование религиозных традиций - это пристальное внимание к религиозной культуре как специфическому фактору индивидуального и социального развития.

Фундаментальной методикой данного проекта стало то, что изучение межрелигиозных конфликтов велось в контексте изучения религиозной жизни, быта, мировоззрения и лишь затем с точки зрения конфликтологии. Межрелигиозные конфликты - открыто не ставились нами во главу угла вопросника и исследования для того, чтобы получить наиболее адекватные, реальные и открытые данные об уровне и степени толерантности в современных религиозных общинах. Поэтому нами выбран распространенный в западной культурологии и культурной антропологии права метод, состоящий в описании «религиозной практики» через изучение наиболее типичных для исследуемой группы конфликтов.

В Москве уровень конфликтности значительно выше, чем в других российских регионах, прежде всего в силу более тесного проживания людей в условиях крупного и сложного мегаполиса, а значит, получение информации о них, с одной стороны, осуществляется в силу того, что их больше, а с другой стороны, сложнее - люди в большей степени, чем в регионах, боятся об этом рассказывать.

* * *

В предлагаемой статье мы приводим предварительные данные, полученные в ходе первичной обработки и систематизации собранных данных по мониторингу этноконфессионального взаимодействия в г. Москве, акцентируя внимание на мусульманах города.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важной особенностью жизни в г. Москве стала трансформация большинства межрелигиозных конфликтов в межличностные

конфликты, когда конфликтующие стороны не связывают причины своих конфликтов с религиозной принадлежностью. Для москвичей важнее проявление общечеловеческих моральных установок в поведении конкретного человека, чем отражение в его поведении нравственных норм определенного религиозного культа. Это свидетельствует, с одной стороны, о значительной продвинутости граждан Москвы в восприятии конфликтов и способах их разрешения, а с другой - наличии скрытых форм межрелигиозных конфликтов.

Другая особенность верующих Москвы заключается в явном стремлении к изоляции от других религиозных групп. В силу большой населенности мегаполиса верующие одного культа стремятся ограничить свое общение только представителями своей группы. У наших респондентов наличествует отсутствие интереса к жизни и быту других религиозных групп в г. Москве. Граждане Москвы на бытовом уровне предпочитают не вступать в контакты с представителями других религиозных групп во избежание недопонимания и конфликтов. Жители Москвы в отличие от населения, например, республик Северного Кавказа не стремятся отстаивать свою религиозную истину перед представителями других религиозных организаций2.

Большинство населения Москвы пытается формировать свою идентичность на основе культурной или, как нам кажется, гражданской (светской) идентичности.

Основные причины открытых межрелигиозных конфликтов.

• Близость конфессии к государственным структурам, получение ряда государственных привилегий и, соответственно, несоблюдение Закона о свободе совести, например, так называемое «государственное православие» вызывает резко негативную реакцию многих прихожан иных культов.

• Различия в религиозных обрядах и проведение их открыто на территории проживания граждан Москвы, во дворах, подъездах и т.д. вызывают недовольство окружающих - не сторонников данного религиозного культа.

• Борьба церквей за увеличение своей паствы, которую руководители проводят в рамках дозволенной миссионерской деятельности.

• Позиция православной религии как доминирующей в Москве воспринимается верующими других конфессий негативно.

• Внутри отдельных групп христианских направлений, так называемых «исторических церквей» разногласий значительно меньше, чем между ними и иными конфессиями.

• Наличие политико-государственных конфликтов, нежели личностных. Это связано с основными правилами и их соблюдением при регистрации религиозных объединений и организаций.

• Наличие межэтнических конфликтов внутри религиозных групп имеет место быть, но незначительно - большинство религиозных групп стремится к моноэтничному составу своих общины.

Таблица 3

Ответы мусульман г. Москвы (25 человек)1 (Историческая мечеть Москвы, м. Новокузнецкая; Соборная мечеть на пр. Мира)

Отношение к другим религиям Наличие конфликтов между мусульманами и представителями других конфесиий Наличие различий в системе моральных ценностей в православии и исламе, или других конфессиях

1 2 3

Нейтральное, терпимое Случается недопонимание

Терпимое Наличие скрытых и открытых конфликтах между мусульманами и представителями других конфессий

Терпимое, нормальное отношение ко всем религиям, уважительное Нет никаких конфликтов Различия в догматах, а моральные ценности одинаковы везде

Нормальное и терпимое Был конфликт местной общины в г. Сергиевом Посаде, поступали угрозы в адрес мусульман о запрете строительства мечети, так как это православный город, пару лет назад был избит имам мечети

Уважительное, каждая конфессия имеет право на существование, адекватное Не было Существенных различий нет

1 Не на все вопросы есть ответы мусульман.

П родолжение табл. 3

1 2 3

Нейтральное Есть друзья среди православных и представителей других конфессий. Отношения хорошие. Главное, надо уважать друг друга. На религиозной почве конфликтов не было, но дискуссии, беседы с приверженцами других конфессий были. Приводились доводы, хадисы в пользу ислама, стараясь не оскорбить чужую религию

Хорошее, с интересом, главное -человеческое отношение Есть друзья, знакомые среди православных и других конфессий. Отношения очень хорошие. Не было конфликтов

Хорошее Мы не довольны, что мечетей мало. Религиозные вопросы решаются не здравым смыслом и законом совести, а «местническим» управлением

Хорошее Бывают споры на работе, но все мирно заканчивается. Права мусульман ущемляются в Москве, мечетей мало. Бывают на работе небольшие конфликты. В Москве к нам предвзятое отношение. Возникают конфликты на работе: особенно во время поста. Многих это удивляет, задают вопросы, расспрашивают. Информатор им отвечает, разъясняет, и люди успокаиваются: им становится все ясно и они начинают уже по-другому относиться к нему

Хорошее, но в реальности мало верующих как мусульман, так и православных, есть симпатии к людям других конфессий. Если эти люди порядочные и честные - тогда неважно, какая религия. Есть друзья, и соседи - представители других религий. По праздникам их поздравляет, ест и мацу и куличи. Угощает своих друзей национальной татарской колбасой «казэ». Недопониманий старается не допускать. Однако критикует политику РПЦ за внедрение в школы религиозных предметов, так как это очень сильно разделяет по конфессиям. «Науку в школу, религию в церковь»

П родолжение табл. 3

1 2 3

Симпатии есть ко всем религиям, так как они все призывают к добру. Если люди исполняют и следуют заповедям, они добрые и честные, то к ним симпатии тоже есть Есть и друзья, и соседи, исповедующие другие религии. Однако недопониманий на религиозной почве не случалось. Конфликтов тоже не припомнит. Есть претензии к РПЦ, так как государство оказывает этой организации намного больше поддержки, чем другим, хотя мы живем в светском государстве.

Лояльное, терпимое, с симпатией к другим религиям Не было, но часто люди смотрят «не так, не по-доброму». Встречался с православной девушкой, предложил ей пожениться, она сказала, чтобы он принял ее веру, отказался, расстались Нет различий

С верующими других религий легче найти общий язык, чем с атеистами Конфликтов не было, в быту есть взаимопонимание. Религия верующих больше объединяет, чем разъединяет, если они не фанатики, и при обычном общении различия не сильно заметны. Если более глубоко говорить на тему религии, то отличия появятся, но бытовой уровень - он поверхностный и поэтому различия не ощущаются

Нормальное Нормальное общение с представителями других конфессий, общие дни рождения, различные нерелигиозные праздники Различия есть, это неоспоримый факт, но по каким-то определенным ценностям очень много совпадает. По нравственным законам общее - человечность, гуманность

Хорошее Не было Есть различия, но они не очень разительны, больше соответствий

Хорошее Много друзей, хорошие взаимные отношения, дружим, общие интересы, темы для разговоров. Встречаемся, ходим в кино, в кафе. Конфликты бывали, как у всех живых людей, но не на религиозную тему

П родолжение табл. 3

1 2 3

Нейтральное К представителям других конфессий относится вежливо, бывает, и спорит с ними, но вовремя останавливается, прекращает спор Различий нет, христиане немного по-другому воспринимают религию единобожия

Нейтральное Не было конфликтов Различий нет, так как все религии учат нравственности - это главный аспект

Нормальное, все люди одинаковы. Все верующие любой религии отличаются добротой и искренностью. Настоящий верующий человек, никогда не будет кричать о том, что он прав, что его вера лучше; он будет жить в мире и согласии, будет стараться искать пути дружелюбия и толерантности Есть друзья среди представителей других религий. Отношения очень хорошие, часто проводят вместе время, дружат и общаются. Для информатора не имеет значения религиозная принадлежность, интересна сама суть человека, его качества, то, как он относится к окружающим людям. Но случаи религиозного недопонимания бывали Различий, в принципе, нет, т. е. если говорить о нравственных качествах, ценностях, то все религии учат одному, все религии учат добру, взаимопониманию, уважению, истинному поклонению Богу

Спокойное, с уважением, могут быть симпатии к представителям других религий, но не к самим религиям Есть друзья, исповедующие другую религию, конфликтов не было Религии почти одинаковые, так как Бог один и религия одна

Спокойное, уважительное Есть друзья - христиане, были угрозы со стороны представителей других конфессий Различия есть

Спокойное, уважительное, есть симпатии к представителям других религий, но не к самим религиям Есть друзья - христиане Различия есть

П родолжение табл. 3

1 3 4

Совершенно спокойное, так как по исламу мусульмане обязаны поддерживать хорошее отношение со всеми. Есть симпатии к людям другой веры, но не к вере Есть православные друзья, конфликтов не было Различия есть

Хорошее, но негативное - к сектам Есть друзья, коллеги среди православных и других конфессий. Отношения очень хорошие. Но права мусульман ущемляются в Москве. Мало мечетей

Итак, главными формами деятельности по усилению положительного, «здорового» межконфессионального диалога следует признать следующие.

1. Формирование среди членов различных религиозных общин представлений об относительности «религиозной истины», о возможных разных путях ее поиска и о признании права за другим человеком жить иной жизнью, чем его собратья по религиозной общине, исповедовать иную «истину».

2. Формирование силами всей российской интеллигенции единого общечеловеческого пласта системы ценностей, опирающейся на «внерелигиозную основу» и способной «работать» на всем российском пространстве вне религии. Эта система ценностей может дополняться религиозными ценностями из различных религий, но фундамент данной системы ценностей должен быть «светский», «гражданский».

3. Введение в России политики мультикультурализма для ослабления остроты проблемы отсутствия межрелигиозного. Надо подчеркнуть, что и в СССР, и в послесоветский период в целом в стране всегда проводилась политика мультикультурализма и культурного плюрализма, поскольку сосуществование народов в рамках такого крупного государства не может быть организовано на иных принципах. Советские лозунги «дружбы народов» во многом актуальны и сейчас. Однако для применения их в настоящее время требуется серьезная и фундаментальная работа по грамотному

внедрению основ мультикультурализма в современных религиозных и культурно-идеологических обстоятельствах РФ.

4. Формирование общего поля светской духовности. Думается, что в этом направлении большие надежды можно возложить на местную интеллигенцию - писателей, художников, руководителей местных теле- и радиоканалов, театральных деятелей, - которая должна сформировать современное мультикультурное пространство, в котором и история народов Северного Кавказа, и горские традиции, и традиции казаков и русских, и исламские ценности, и православные ценности могут найти свою нишу наряду с теми процессами, которые связаны с особенностями современной социально-экономической и политической жизни народов Северного Кавказа. Усиление внимания республиканских властных и исполнительных органов к формированию общекультурного единого поля и гражданской идентичности в республиках Северного Кавказа.

5. Процессы религиозного возрождения сопровождаются рядом обстоятельств, которые постоянно требуют формирования определенных основ взаимоотношений государства и гражданского общества в области развития религиозных движений в РФ, поскольку распространение многочисленных религиозных направлений вызвало к жизни и разного рода внутри- и межрелигиозные конфликты как между служителями культа, так и между рядовыми членами общин.

Мы видим, что возможность межрелигиозного диалога и формирования гражданского согласия в Москве в целом реальна. Государственным и иным институтам следует способствовать налаживанию данного диалога, чтобы ослабить противоречивые тенденции, раздирающие московское общество и не способствующие объединению населения региона3.

Примечания

1

Мартынова М.Ю., Лебедева Н.М. Молодые москвичи. Кросскультурное исследование. М., 2009; Малькова В.К. Москва - многокультурный мегаполис. М., 2004; Молодые москвичи: отношение к истории и традициям (социологическое исследование). М., 2002; Малькова В.К. Полиэтничная Москва в начале нового тысячелетия. М., 2007; Остапенко П.В., Субботина И.А. Москва многонациональная. Старожилы-иммигранты: вместе или рядом? М., 2007; Мартынова М.Ю. (отв.ред.) Молодежные субкультуры Москвы. М., 2009; Мартынова И.Ю., Лебедева Н.М. Молодежь Москвы: адаптация к многокуль-турности. М., 2007.

Бабич И.Л. Взаимоотношения между православными и мусульманами на современном Северном Кавказе // Религия и гражданское общество в России. М., 2012; Бабич И.Л. Соотношение религиозной (исламской) и этнической идентичности на современном Северном Кавказе // Традиции и новации в сфере этноконфессиональных взаимодействий. Казань, 2012. Бабич И.Л. Межрелигиозный диалог на современном Северном Кавказе: Миф или реальность // 1150-летие российской государственности. Великий Новгород, 2012.

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.