Современные тренды информационно-коммуникационного взаимодействия муниципальной власти с населением (на примере городского округа «Город Белгород»)
Modern trends in information and communication interaction between municipal authorities and the population (of the city district «City of Belgorod»)
Петренко Кристина Александровна
Магистрант Институт экономики и управления направление подготовки 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
магистерская программа «Управление проектами» Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия, Белгород e-mail: [email protected]
Petrenko Kristina Alexandrovna
Мaster student Institute of economy and management 38.04.04. State and municipal management Program "Project Management" Belgorod state national research university Russia, Belgorod e-mail: [email protected]
Научный руководитель Заливанский Борис Васильевич
Доцент, кандидат социологических наук Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия, Белгород e-mail: [email protected]
Scientific adviser Zalivansky Boris Vasilyevich
Associate professor, Candidate of Sciences in Sociology Belgorod state national research university Russia, Belgorod e-mail: [email protected]
Аннотация.
Данная работа посвящена изучению практики взаимодействия органов власти с населением в современных реалиях. Проведен анализ работы органов местного самоуправления городского округа «Город Белгород» с большими информационными потоками обращений граждан за последние годы, а также выявлены проблемы по данной тематике и разработаны рекомендации, способствующие повышению эффективности деятельности органов власти в Интернет-пространстве.
Annotation.
This work is devoted to the study of the practice of interaction between authorities and the population in modern realities. The analysis of the work of local governments of the city district "City of Belgorod" with large information flows of citizens' appeals in recent years was carried out, as well as problems on this topic were identified and recommendations were developed to improve the efficiency of the authorities in the Internet space.
Ключевые слова: коммуникации, муниципальная власть, население, общественность, информационное взаимодействие, Интернет-пространство, обратная связь.
Key words: communications, municipal government, population, information exchange, feedback.
Изучение информационно-коммуникационных процессов и их элементов в настоящее время является достаточно актуальным не только для менеджмента, но и для науки государственного и муниципального управления. С развитием информационного общества появились новые возможности в области коммуникационного взаимодействия местного самоуправления и общественности, которые направлены на
совершенствование системы государственного и муниципального управления с широким использованием информационно-коммуникационных технологий и методов.
В целом, эффективное управление на муниципальном уровне возможно лишь на основе детального изучения всей информационно-коммуникативной деятельности органов власти на местах[1]. Цель информационной политики местного самоуправления - это создание в муниципальном образовании эффективной системы информирования жителей о работе органов исполнительной и представительной власти, содействие развитию информационных каналов, налаживание обратной связи с общественностью.
Данная работа направлена на изучение основ взаимодействия власти с населением в современных реалиях, анализ работы органов местного самоуправления городского округа «Город Белгород» с большими информационными потоками обращений граждан за последние годы, а также выявление проблем по данной тематике и разработку практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности органов власти в Интернет-пространстве.
Основной функцией органов местного самоуправления является удовлетворение общественных потребностей населения и создание благоприятных условий для их жизнедеятельности. Органы власти и должностные лица должны устанавливать стабильные положительные взаимоотношения с населением, его группами. Для достижения цели должны использоваться различные цифровые технологии, позволяющие организовать продуктивную работу с обращениями граждан. Следовательно, одной из главных задач муниципальной власти является обеспечение эффективного взаимодействия с населением и решение местных проблем посредством осуществления работы органов местного самоуправления с обращениями заявителей. Всестороннее развитие отдельного муниципального образования может быть обеспечено исключительно при учете интересов жителей, которые готовы доверять муниципальному управлению и проявлять гражданскую инициативу.
Для органов власти обращения являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия решений, удовлетворения воли и интересов личности, реагирования на желания и потребности общества, своевременного и эффективного средства общения с населением. Именно эту составляющую необходимо детально разобрать. В обществе, где набирают популярность такие виды общения как: комментарии в социальных сетях, возможность написать личное сообщение мэру города или главе муниципального образования, проведение прямых эфиров, опросов и голосований через Интернет-пространство, федеральный аспект закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[2] теряет свою актуальность и значимость. Устаревшая нормативно-правовая база отстает от свежих запросов общества и носит декларативный характер. Интернет-пространство, в свою очередь, позволяет органам власти выйти на новый уровень взаимодействия с жителями той или иной территории, оперативно определять потребности населения и решать вопросы местного значения. Согласно Е.Г. Смолиной Интернет-пространство представляет собой «часть социального пространства, характеризующуюся наличием электронной среды взаимодействия индивидов, осуществляющих целенаправленные действия и занимающих различные позиции по отношению друг к другу»[3].
Коммуникации в системе государственного и муниципального управления представляют собой «обмен информацией с помощью имеющейся системы символом, социальное взаимодействие, обладающее рядом свойств и признаков и направленное на регулирование поведения людей, работы управленческих институтов ради достижения общей цели»[4].
И.П. Самойлов утверждает, что обратная связь в коммуникации населения и власти это «неотъемлемая часть института управления, в том числе и государственного, одна из функций управления, способствующая
установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между любой организационной структурой и общественностью»[5].
Переходя к практическому аспекту научной работы, следует отметить, что органы местного самоуправления города Белгорода уже не первый год развивают информационно-коммуникационное взаимодействие с общественностью, в том числе по работе с обращениями, с целью минимизирования коммуникативных барьеров между представителями власти и населением. Рассмотрим на примерах с чего всё начиналось.
Еще в 2019-2020 гг. мэрия Белгорода в рамках проектного управления запустила проект «Создание механизма нивелирования информационных рисков в соцсетях («Мэр онлайн»)», направленный на активное использование социальной сети «Вконтакте» в целях прямого взаимодействия населения с главой города. Непосредственное участие руководителя в решении местных вопросов повысило уровень доверия горожан к деятельности администрации и открытости публичной власти. Говоря о таком проекте как о тренде в области информационно-коммуникационного взаимодействия муниципальной власти с населением, следует отметить, что в данном случае имеется ввиду смена ожиданий и запросов общественности, а также преобразование модели поведения человека. Ведь в современных реалиях, граждане желают получить ответ по возникшей проблеме и решить ее в кратчайшие сроки посредством использования информационно-коммуникационных технологий. Значимость проблем, возникающих в области организации работы с обращениями граждан в муниципальном управлении, вызвана стремительной цифровизацией общества, необходимостью совершенствования деятельности местной власти и зарождения новых коммуникативных отношений граждан и органов муниципального управления.
В начале 2022 года органами местного самоуправления была разработана и публично запущена интерактивная карта города по ключевым проблемам. Такая карта формируется исходя из анализа поступающих обращений граждан в социальных сетях. Например, в зимний период времени наиболее значимой темой является уборка города от снега и наледи. Так, интерактивная карта позволяет горожанам в онлайн-режиме наблюдать за снегоуборочной техникой в том или иной районе города[6]. Помимо этого, на карте может быть отображено начало отопительного сезона с указанием адресов многоквартирных домов, а также система укрытий в областном центре, что является сейчас весьма актуальным исходя из приграничной обстановки.
В настоящее время в Интернет-пространстве набирает популярность мессенджер «Telegram». И несмотря на то, что такая платформа не является социальной сетью и не зарегистрирована в российской юрисдикции, органам власти не запрещено вести собственный канал в мессенджере[7]. Органы местного самоуправления города Белгорода используют данную площадку для представления населению свода информации о деятельности власти, а также для общения с активными пользователями в открытых обсуждениях через комментарии. Трендовым форматом взаимодействия представителей власти с населением в информационно-коммуникационной среде можно считать голосовой обмен сообщениями. Технология мгновенного обмена сообщениями выступает альтернативой телефонным звонкам или текстовым сообщениям, а также демонстрирует заинтересованность руководителя местной власти в выстраивании равного диалога с населением.
На территории Белгородской области город Белгород лидирует по количеству поступающих обращений в социальных сетях среди всех муниципальных образований. Так, в систему Инцидент-менеджмента (это система автоматизированного мониторинга, направленная на быстрое реагирование по темам, которые поднимают пользователи социальных сетей) за I квартал текущего года всего поступило 18 619 обращений по муниципальным образованиям региона и областным подразделениям власти, из которых по г. Белгороду - 8 838
инцидентов, по Белгородскому району - 2 858 обращений, и замыкает тройку лидеров Старый Оскол - 2 570 обращений. Во II и III кварталах 2022 года на Белгород пришлось 12 463 и 12 692 обращений соответственно.
Непрерывный мониторинг обращений граждан в части вопросов местного значения города Белгорода, поступающих в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники» и в мессенджере «Телеграм» на аккаунты органов местного самоуправления за III квартал текущего года можно наглядно представить следующим образом:
Таблица 1. Общее количество поступивших обращений в Интернет-пространстве и отработанных через систему
Инцидент-менеджмента за III квартал 2022 года
Временной период Общее кол-во обращений Подразделения Правительства Белгородской области Областные организации Подразделения администрации города Белгорода
Июль 3 248 1 918 271 1 059
Август 3 588 2 245 184 1 159
Сентябрь 5 856 3 660 134 2 062
Итого 12 692 7 823 589 4 280
Детально разбирая сущность поступивших вопросов, стоит отметить, что в июле и августе текущего года население города Белгорода больше всего волновало:
- Благоустройство - ненадлежащее содержание зеленых насаждений (газонов)/деревьев и кустарников; уборка территорий; благоустройство общественного пространства (парк, сквер, пешеходная зона, бульвар, набережная, центральная улица или площадь).
- Состояние дорог - ямы и выбоины на дороге; неудовлетворительная работа светофора (установка, изменение режима работы, оборудование кнопкой вызова); строительство или реконструкция дорог; содержание, ремонт и обустройство тротуаров.
Сентябрь 2022 года, помимо вопросов благоустройства и состояния дорог, охарактеризовался наличием жалоб по таким тематикам, как:
- Образование - работа школьных автобусов; образовательный процесс; содержание гос. образовательных организаций; безопасность образовательного процесса; общее впечатление; строительство школ, детских садов.
- ЖКХ - отсутствие электричества; ненадлежащее качество или отсутствие отопления; отсутствие холодной и горячей воды; несанкционированные надписи, рисунки, реклама на фасаде МКД; перепланировка и реконструкция помещений; ненадлежащее содержание и эксплуатация МКД.
- Общественный транспорт - отсутствие остановочных пунктов; неудовлетворительное содержание имеющихся остановок; льготы на проезд и тарифы; график движения общественного транспорта; изменение класса и количества автобусов.
- Мобилизация - категории граждан, подпадающие под мобилизацию; порядок призыва; зарплата, компенсации, поощрения, выплаты; экипировка; накопительно-ипотечная система; поддержка семей мобилизованных; воинский учёт; трудовая занятость при мобилизации; отсрочка от мобилизации, бронь; военно-врачебные комиссии; военкомат.
Таким образом, органы местного самоуправления должны работать на опережение, заранее прогнозировать тематику интересующих людей вопросов, возникающих в тот или иной временной период. Стоит также отметить, что IV квартал текущего года будет ориентирован на запросы населения в области качественной подготовки города к зимнему сезону и уборки общественных пространств, дворовых территорий, улично-дорожной сети от снега и наледи. Не менее значимой темой, как для приграничных муниципальных образований Белгородской области, так и для города Белгорода является проведение специальной военной операции на территории сопредельного государства. В такой ситуации важно поддерживать беспрерывные связи в общении
с горожанами, оказывать всестороннюю психологическую поддержку, оперативно реагировать на запросы населения и осуществлять ручной мониторинг официальных страниц органов власти на выявление и устранение ложной информации, сеющей панику в открытых обсуждениях в комментариях.
В ходе написания научной работы о современных трендах информационно-коммуникационного взаимодействия муниципальной власти с населением стоит отметить, что несмотря на наличие большого числа исследований, посвященных организации работы органов власти по взаимодействию с населением, в современных условиях сохраняются проблемы, препятствующие эффективному применению результатов информационно-коммуникационного взаимодействия. К числу ключевых проблем относятся:
1) Технические сбои в работе интерактивной карты;
2) Наличие бюрократических отписок на поступающие обращения в социальных сетях и дублирование информации, которую сложно отследить в компьютерной системе Инцидент-менеджмента;
3) Распространение «фейковой» информации неизвестными пользователями социальных сетей в открытых обсуждениях в комментариях (особенно в мессенджере «Telegram»).
В качестве рекомендаций по совершенствованию деятельности муниципальной власти в области информационно-коммуникационного взаимодействия с населением могут выступать:
1) Систематическая подготовка сводной актуальной информации с графическим и визуальным ее представлением по значимой проблематике города, в случае когда интерактивная карта технически перегружена.
2) Доведение до автоматизма ручного мониторинга обращений в социальных сетях, что позволит органам местного самоуправления глубже вникать в проблемы населения и минимизирует бюрократические отписки.
3) Осуществление непрерывного мониторинга Интернет-пространства на выявление «ботов» и «фейковой» информации, устранение таких сообщений, в целях недопущения разжигания паники среди населения.
В это сложное время, когда российское общество борется сначала с пандемией, а после сталкивается с новыми международными и экономическими трудностями, органам власти важно не просто поддерживать взаимодействие с общественностью, но и выстраивать доверительный канал обратной связи, направленный на решение значимых проблем, как на уровне региона, так и отдельного муниципального образования. Информационно-коммуникационное развитие играет важную роль в системе муниципального управления, так как современный человек ожидает быстрого реагирования властей на возникшую проблему и ее устранения. Более того, коммуникации должны быть регулярными и иметь не только задачу всеобщего информирования, но и своего рода поддержки гражданских инициатив, выхода на равный диалог заинтересованных лиц.
Список используемой литературы:
1. Старинцева, Г.А. Информационно-коммуникационные технологии в государственном управлении. Электронное правительство РФ [Текст] / Г.А. Старинцева // Скиф. - 2021. - № 6 (22). - С. 48-54.
2. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ : ред. от 27.12.2018 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Российское законодательство (Версия Проф)».
3. Смолина, Е.Г. Взаимодействие органов местной исполнительной власти и населения в Интернет-пространстве: противоречия и перспективы [Текст] / Е.Г. Смолина // Теория и практика общественного развития. - 2019. - № 6. - С. 96-109.
4. Платохина, Н.А. Коммуникационный процесс в управлении: основные положения [Текст] / Н.А. Платохина, А.В. Исаев // Народное образование. Педагогика. - 2019. - № 3. - С. 39-44.
5. Самойлов, И. П. Обзор традиционных и современных аспектов коммуникационного взаимодействия органов муниципальной власти и общественных объединений [Текст] / И. П. Самойлов // Молодой ученый. -2020. - № 16 (306). - С. 292-293.
6. Интерактивная карта города Белгорода по контролю за уборкой снега [Электронный ресурс] // Администрация г. Белгорода [сайт]. - Белгород, 2022. - Режим доступа: https://belgorod.geofsm.ru/.
7. Роскомнадзор решил снять ограничения на работу Telegram в России [Электронный ресурс] // РБК [сайт]. 2020. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/18/06/2020/5eeb378c9a7947208c4e62e3.