Научная статья на тему 'Новый этап в обращении с отходами: восприятие реформы населением в городском округе "город Белгород"'

Новый этап в обращении с отходами: восприятие реформы населением в городском округе "город Белгород" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР / МУСОРНАЯ РЕФОРМА / РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА / ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ / SOLID MUNICIPAL WASTE / REGIONAL OPERATOR / GARBAGE REFORM / SEPARATE COLLECTING GARBAGE / THE ADDRESS WITH WASTE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головина Дарья Дмитриевна,

В статье рассматриваются некоторые положения новой системы обращения с ТКО на территории г. Белгорода, обозначаются проблемные аспекты «мусорной реформы» по итогам ее реализации в течение первых трех месяцев 2019 г. (январь март), которые удалось выявить посредством звонков белгородцев на «горячую линию» ОНФ Белгородской области и «Мусорных рейдов» Молодежки ОНФ, а также обозначены рекомендации по совершенствованию новой модели обращения с отходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New stage in the address with waste: perception of reform by the population in the city district "city of Belgorod"

In article some provisions of a new system of the address with in the territory of Belgorod are considered, problem aspects of "garbage reform" following the results of its realization within the first three months 2019 are designated (January March) which managed to be revealed by means of calls of residents of Belgorod on "hotline" of ONF of the Belgorod region and "Garbage raids" of the Youth team of ONF and also recommendations about improvement of new model of the address with waste are designated.

Текст научной работы на тему «Новый этап в обращении с отходами: восприятие реформы населением в городском округе "город Белгород"»

Новый этап в обращении с отходами: восприятие реформы населением в городском

округе "город Белгород"

New stage in the address with waste: perception of reform by the population in the city

district "city of Belgorod"

Головина Дарья Дмитриевна

Студент 3 курса Факультет Институт экономики и управления Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, Белгород e-mail: gdd-gl31@yandex.ru

Golovina Daria Dmitrievna

Student 3 term

Faculty of Institute of economy and management Belgorod state national research university Russia, Belgorod e-mail: gdd-gl31@yandex.ru

Научный руководитель

Заливанский Борис Васильевич

кандидат социологических наук Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, Белгород e-mail: zalivansky@bsu.edu.ru

Scientific adviser Zalivansky Boris Vasilyevich

candidate of sociological sciences Belgorod state national research university Russia, Belgorod e-mail: zalivansky@bsu.edu.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются некоторые положения новой системы обращения с ТКО на территории г. Белгорода, обозначаются проблемные аспекты «мусорной реформы» по итогам ее реализации в течение первых трех месяцев 2019 г. (январь - март), которые удалось выявить посредством звонков белгородцев на «горячую линию» ОНФ Белгородской области и «Мусорных рейдов» Молодежки ОНФ, а также обозначены рекомендации по совершенствованию новой модели обращения с отходами.

Annotation.

In article some provisions of a new system of the address with in the territory of Belgorod are considered, problem aspects of "garbage reform" following the results of its realization within the first three months 2019 are designated (January - March) which managed to be revealed by means of calls of residents of Belgorod on "hotline" of ONF of the Belgorod region and "Garbage raids" of the Youth team of ONF and also recommendations about improvement of new model of the address with waste are designated.

Ключевые слова: твердые коммунальные отходы, региональный оператор, мусорная реформа, раздельный сбор мусора, обращение с отходами.

Key words: solid municipal waste, the regional operator, garbage reform, separate collecting garbage, the address with waste.

«Мусорные вопросы» крайне актуальны сегодня, ведь, не устранив их, обеспечить экологическое благополучие территории невозможно. С 1 января 2019 г. в городе Белгороде произошли существенные изменения в системе обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). В Белгородской области был проведен конкурс, по итогам которого определили регионального оператора по обращению с ТКО - ООО «Центр экологической безопасности» (далее - ЦЭБ). Сегодня данная организация ответственна за весь цикл работы с ТКО: от мусорной площадки и до захоронения или переработки.

Стоит разобраться с понятием «ТКО» наиболее подробно. ТКО - это «отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд» [1]. Твердые коммунальные отходы представляют собой бумагу и картон, пищевые отходы и стекло, железо и его сплавы, пластмасса и пленка и др.

С каждым годом объем отходов, производимый население города возрастает, например, по данным «Паспорт города Белгорода 2017», за сутки с территории муниципального образования вывозится 3000 кубометров в 2016 г., а в 2017 г. цифра увеличивает на 300 кубометров [2]. В силу неразвитости культуры сортировки мусора, инфраструктуры сбора вторичного сырья и технологии переработки большинство отходов подлежит захоронению. После захоронения отходы разлагаются, важно сказать, что это длительный процесс: газеты - 1 месяц, бумажный одноразовый стаканчик - 5 лет, консервная банка - 100 лет, одноразовая посуда -500 лет, стекло - не разлагается и т.п. [8]. Таким образом, для сохранения экологического баланса и здоровья населения новый подход в обращении с отходами необходим.

Рассмотрим более детально изменения, которые произошли в системе обращения с ТКО. С 2019 г. белгородцы осуществляют оплату за вывоз мусора в зависимости от числа проживающих в одной квартире или доме. Для жителя многоквартирного дома мусорный норматив в год составил 2,2 кубометра, для жителя частного дома - 2,4 кубометра. Таким образом, жители многоквартирных домов платят по 97,8 рублей с человека, а жители частных домов - 106,69 рублей [9].

С переходом на новый этап в обращении с отходами оплата должна производиться лишь по одной графе в платежке «обращение с ТКО». Если в платежке появилась вторая, то это либо долг за 2018 г., либо оплата за вывоз не коммунальных отходов (например, строительных), либо нарушение. В случае если же пришла платежка с двойной оплатой, то следует обратиться в управляющую компанию, органы местного самоуправления, департамент ЖКХ.

Жителей города не редко интересует вопрос: каким образом был сформирован данный норматив? Применяя методику расчета Минстроя России и фактические объемы вывозимого мусора в регионе были установлены соответствующие нормативы. Стоит сказать, что в норматив уже заложена сумма на вывоз крупногабаритного мусора, например, бытовая техника и мебель.

Уникальность реформы состоит в том, что жителям предлагают перейти на двухуровневый сбор мусора: мокрый (пища и все, что не подлежит переработке) и сухой (картон, стекло, пластик и все, что возможно переработать). Многоквартирным домам города уже предложили перейти на раздельный сбор мусора, а также предоставили возможность оплачивать по факту и снизить оплату услуги ориентировочно на 15%. Переход к раздельному сбору предполагает в первую очередь дисциплину чистоты у жильцов, т.е. необходимо разделять мусор на два ведра. Важно отметить, что отсортированный мусор будут вывозить разные мусоровозы, а мусоропровод законсервируют при наличии. Жителям частного сектора для перехода на раздельный сбор отходов необходимо задокументировать решение о переходе на сходе граждан с участием представителей местной власти и регионального оператора. Согласно установленным законодательным нормам, граждане, проживающие в ИЖС, способны понизить сумму оплаты за вывоз ТКО, если на территории их участка местными органами власти будет зарегистрирована компостная яма.

15 марта 2019 г. был проведен круглый стол на площадке Белгородской областной Думы по введению раздельного сбора мусора. В ходе выступления начальник Департамента ЖКХ области К. Полежаев сообщил, что решение о введении раздельного накопления мусора в г. Белгороде приняли жильцы 242 многоквартирных

домов [5]. По информации Юрия Галдуна - исполняющего обязанности мэра Белгорода - на ту же дату в Белгороде на раздельный сбор мусора согласились жители 204 многоквартирных домов [6].

Власть предоставляет теоретически такую возможность как «раздельный сбор мусора». Идея, на наш взгляд, способна избавить город, регион и страну в целом от мусора, дать возможность запустить программу безотходного производства, однако существует ряд объективных причин, по которым сегодня можно констатировать отсутствия механизма обращения с отходами в рамках города. Раздельный сбор мусора - это соответствующим образом оборудованные мусорные площадки (как минимум 2 вида баков для отходов), это отсутствие большого числа пунктов приема вторсырья (гражданин не будет ехать через полгорода, чтобы сдать несколько килограмм вторсырья; пункты приема должны быть в шаговой доступности), это культура сортировки мусора (наиболее сложный процесс, ведь население необходимо «правильно» научиться обращаться с отходами) и т.д. А что мы наблюдаем сегодня? «Даже там, где единицы перешли на раздельный сбор в многоквартирных домах, вывоз мусора зачастую осуществляется одной машиной» [7]. Раннее упоминалось о том, что раздельный сбор предполагает и раздельный вывоз.

Раздельный сбор мусора - это тот вопрос, который следует поднимать все активнее, однако прежде чем приступить к действиям, власти следует детально проработать механизм обращения с отходами. Убеждены в том, что не следует запускать реформу в массы, когда она находится на стадии разработки - доработки: обществу нужен готовый продукт. Доделывая и додумывая реформу уже в ходе ее осуществления, власть, по нашему мнению, «теряет» высокий показатель реализации принятых управленческих решений. Реформа должна начинаться с доведения информации до жителей, адаптационного периода к новой системы, а после уже следует приступить к строгой системе контроля обращения с отходами: прежде чем «наказывать» общество, нужно приложить немало усилий, чтобы научить делать правильно.

В нынешней обстановке первые лица города также отмечают, что сегодня еще рано говорить о раздельном сборе мусора, в частности исполняющий обязанности мэра Белгорода Ю. Галдун сообщает: «Раздельного сбора в Белгороде в многоквартирных домах сегодня нет. Люди согласились, есть протокол, понимание. Есть дома, где это фактически делается. Но собирает всё одна машина. Чего быть не должно» [6]. Сегодня мусор зачастую собирается машинами с задней загрузкой, а это, значит, что никакой речи о раздельном сборе мусора быть не может. В связи с этих уже сегодня важно задумать о том, как завтра, когда мы перейдем на раздельный сбор мусора, будет осуществляться его вывоз. Необходимо обновлять автопарк, денежные затраты на который будут существенными для бюджета.

Заострим внимание на том, что представители власти понимают неприемлемость подобного хода событий, например, спикер областной Думы Василий Потрясаев отметил: «Призывать людей к раздельному сбору, а потом в одну машину загружать. Мы подрываем не только свой авторитет, но и идеологию этого проекта» [6]. Однако возникает вопрос, почему на данный момент ситуация такова? Непродуманность реформы, недолжное осуществление обязанностей исполнителями или на это есть иная причина. По мнению Юрия Галдуна, виновным в данной ситуации является «Центр экологической безопасности», которому предстоит ответить «за корректную работу перевозчиков» [6].

Стоит сказать, что не только первый заместитель главы г. Белгорода придерживается вышеуказанной позиции, но и глава Старооскольского городского округа убежден, что «сегодня говорить о раздельном сборе мусора однозначно рано» [3]. Однако Белгород разместился на 43-м месте в рейтинге доступности раздельного сбора в городах с населением от 100 тыс. человек, составленного Гринпис России [10]. В областном центре доступ к раздельному сбору отходов имеют 17% горожан. Лидирующую позицию в рейтинге занял

подмосковный город Мытищи с 93%. Последние позиции рейтинга возглавил Обнинск, попавший на 101-ю строчку с 0,3% горожан, имеющих доступ к раздельному сбору мусора.

В октябре 2017 г. 50% белгородцев были не готовы сортировать мусор. Главная причина - отсутствие гарантий последующей правильной утилизации, т.е. население не желает раздельно собирать мусор, когда в итоге он окажется в одной куче [11]. 30% респондентов поддерживали инициативу сортировки. Не готовы сортировать мусор 10% общества: в основном это жители многоквартирных домов. Своё безразличие к раздельному сбору мусора выразили 10% опрошенных.

Таким образом, сегодня раздельный сбор не мотивирует людей, так они не видят практической пользы и личной выгоды. Один из ключевых элементов мотивации в современном мире является экономическая составляющая. В связи с этим предлагаем в рамках реформы по раздельному сбору мусора создать личный кабинет на сайте пунктов приема вторсырья «Белый чистый край» [13], который позволит отслеживать активность конкретного гражданина по сдаче вторсырья в пунктах его приема, исходя из этих данных, снижать сумму платежа в квитанции за обращение с отходами. Необходимо разработать методику расчета.

Мотивация населения носит не только экономический характер: чтобы люди перешли на новую систему, они должны быть либо заинтересованы в этом, либо как минимум понимать, зачем данная реформа нужна власти и обществу, как она будет осуществлять и какие положительные результаты она способна принести.

В основном горожане отнеслись к новой реформе спокойно, однако есть и недовольные новой системой вывоза отходов [4]. Внедрив новую систему обращения с отходами на практике, мы получили далеко не идеально работающую систему: «люди жалуются - стало даже хуже, чем было ... мусор начали вывозить лишь пару раз в неделю и зачем-то уничтожают площадки для его сбора ... пожаловаться некому - в компании по вывозу мусора телефон «постоянно на автоответчике» [12]. Таким образом, несмотря на то, что новая реформа уже активно реализуется, сохраняет масса требующих внимания проблем, в частности, недостаточная проработанность самой системы реформы (кто, что и как должен делать), ее инструментов и механизмов, а также недостаточная информированность населения об изменениях в обращении с ТКО.

Сегодня в городе складывается следующая тенденция - закрытие общественных полигонов или сокращение, так называемых, мусорных площадок. Общество не понимает, для чего необходимо данное сокращение, ведь ранее было удобно: мусорные площадки была в близости к многоквартирным домам, а сейчас оставили одну на весь район. Одной из причин сокращения числа мусорных площадок является общественная несправедливость: контейнерами пользуются и те граждане, которые платят за вывоз своего мусора и те, которые к данному месту сбора отходов не имеют отношения. Отрицательным эффектом сокращения площадок и числа контейнеров является их переполнение и образование вокруг мусорных нагромождений. Считаем, что если частный сектор не оплачивает вывоз своего мусора с оборудованной мусорной площадки, то ему следует установить индивидуальный контейнер и заключить договор с региональным оператором о вывозе мусора.

Немаловажной проблемой сегодня является и место размещения мусорной площадки: место сбора мусора находится либо в отдаленности от дома, либо прям под подъездом, либо через забор от детской площадки и т.п. Считаем, что подобного рода инцидентов быть не должно, по причине эстетического восприятия жилого квартала и санитарно-гигиеническим аспектам. Данную проблему можно решить следующим образом: по возможности перенести площадку в более удобное место, а также на этапе проектирования многоквартирного дома, жилищного комплекса и других жилых кварталов закладывать место для мусорной площадки.

Обратимся к иным проблемным аспектам реформы, которые были выявлены в ходе обращений на «Горячую линию» ОНФ Белгородской области и «Мусорных рейдов» Молодежки ОНФ Белгородской области. Одна из распространенных проблем - некорректные платежки за ТКО, например, в квартире, где живут двое,

норматив рассчитан на троих, квитанция приходит на имя умершего человека и т.п. Население не понимает, почему начисления приходят некорректно. По данным ЦЭБа некорректность возникла из-за отсутствия на момент начала осуществления деятельности единой информационной базы [9]. Однако ЦЭБ обещает в ближайшее время уладить данный вопрос и отработать вопрос начисления оплаты.

Белгородец сообщил на «Горячую линию», что ему пришла квитанция на оплату услуги по обращению с ТКО на адрес еще не введенного в эксплуатацию дома. Ситуация является «крайне занимательной», убеждены, что подобных начислений не должно быть, так как данное взимание денежных средств не является законным.

Также население не понимает, почему приходит квитанция на квартиру, когда в ней никто не прописан, когда прописано несколько, но живет по факту один человек или когда оплата приходит за несколько объектов (по месту жительства и месту регистрации, по месту жительства и за гараж). Согласно федеральному законодательству, если в квартире или доме никто не прописан, то платежный документ выставляют по числу собственников квартиры или дома. Данная мера введена по причине пресечения незаконных действий собственников жилищной площадки: они сдают жилье в аренду, не прописывая в нем квартирантов. В свою очередь квартиранты образуют некоторый мусорный объем, но за его вывоз соответственно никто не платит. Однако, по нашему мнению, данный вопрос следует доработать законодательно: если в квартире или доме установлены счетчики на воду, электричество и т.д., то, следовательно, возможно отследить, проживает ли на данной жилплощади кто-то или нет, если расхода ресурсов нет, то и квитанцию за мусор начислять не разумно.

Стоит отметить, что законодательное закрепление положений о том, что гражданин Российской Федерации должен проживать в месте, где он прописан, следует пересмотреть, на наш взгляд. По-нашему мнению, данная норма утеряла свою актуальность. Например, девушка может быть прописана в квартире своих родителей, но фактически она переехала жить к молодому человеку, с которым планирует создать в будущем семью. Девушка сегодня нарушает закон, но если она предоставит данные о своем месте проживания, то сложностей не возникает, так как государство при такой ситуации будет уведомлено о месте проживания отдельно взятого гражданина.

Ранее упоминалась проблема, что плата за вывоз ТКО начисляется на то число человек, которое зарегистрировано в квартире, а не по факту. Важно отметить, что реформа предполагает уменьшить сумму оплаты, если предоставить региональному оператору необходимые документы, подтверждающие, что человек, действительно, не проживает на данной жилплощади. Обратимся в глубину обозначенной проблемы: после обращения к региональному оператору, предоставления всех необходимых документов, а также оглашения решения представителями регионального оператора о перерасчете в предстоящем месяце действий по перерасчету не было произведено и гражданам продолжают приходить некорректные платежки.

Белгородец сообщил, что мусор не вывозится, хотя имеется график вывоза на сайте регионального оператора. Возникают, на наш взгляд, разумные вопросы: в чем состоит сложность вывоза? Может быть, нехватка техники, безответственное отношение исполнителей или руководство разместило информацию на Интернет-ресурсе, а до исполнителей, так сказать, забыло довести. Так или иначе проблема существует, а значит ее необходимо решать. Система реформируется для повышения удобства и качества жизнедеятельности населения, а не для того, чтобы создать непонимание в обществе и массу неразрешаемых проблем, вызывающих недовольство жителей, для которых вводилась новая система вывоза ТКО. Сегодня графика вывоза на Интернет-портале не имеется в связи с тем, что он требует доработки.

Стоит понимать, что система новая для населения, для государства, в связи с этим в ходе ее реализации на практике выявляется множество недоработок. Призываем обратить внимание в первую очередь регионального оператора на все обозначенные проблемы как ответственного лица за вопросы обращения с отходами на

территории Белгородского региона. При тесном сотрудничестве с ОНФ Белгородской области уже сегодня был устранен ряд проблем. В ходе совместных «Мусорных рейдов» регионального оператора и Молодежки ОНФ по адресам г. Белгорода были отмечены как положительные результаты, так и ситуации требующие разрешения. Отметим, что проблемные ситуации, выявленные в ходе рейдов, были устранены в обозначенные сроки.

Предлагаем ввести в практику г. Белгорода следующие рекомендации:

Во-первых, дать возможность не оплачивать услуги по обращению с ТКО собственнику жилого помещения, в котором никто не проживает. На сегодняшний момент, как мы знаем, если у человека есть несколько квартир или домов, а прописан и проживает он только в 1 месте, собственник должен платить за все свое квадратные метры.

Во-вторых, разрешить жителям индивидуальных домов оплачивать вывоз мусора по факту, а не лишь по установленному тарифу, как это сделано сейчас. Например, другие коммунальные услуги население может оплачивать по нормативу, а можем - по счетчику (газ, электроэнергия, вода). Предлагаем осуществить данный тезис следующим образом: региональный оператор реализует однотиповые мусорные контейнеры (например, 0,12 кубометров), и только их можно будет использовать при переходе на оплату по фактическому объему мусора. Житель дома будет хранить этот контейнер у себя на участке, выставлять возле своего дома по мере заполнения и в соответствии с графиком вывоза мусора. Оператор мусоровоза будет фиксировать количество раз в месяц, когда он забрал этот контейнер у конкретного собственника, на основании чего региональный оператор будет выставлять фактическую стоимость вывезенного мусора (например, выставил 2 раза, сумма будет=0,12*2*тариф (533 рублей в Белгородской области). Данный способ был успешно реализован предыдущим перезозчиком «мусора» - ТК «Экотранс». Кроме того, данный способ позволит сократить количество рейсов, потому что для наполнения подобного мусорного контейнера достаточно 1 раза в неделю осуществлять вывоз.

В-третьих, считаем, что необходимо рассмотреть возможность внесения поправок в нормативные правовые акты по вопросу неначисления оплаты за вывоз мусора в незаселенных жилищных площадях при условии, что по указанному адресу не предоставляются коммунальные услуги и не начисляется плата за них.

В-четвертых, предлагаем провести широкую информационную работу с жителями посредством социальной рекламы на территории города, телевидения, социальных сетей и иных ресурсов о проводимой «мусорной реформе» в целях формирования у населения четкого понимания положений реформы и конечной цели.

В-пятых, рекомендуем создать личный кабинет на сайте «Белый чистый край», который станет дополнительным инструментом стимулирования граждан к раздельному сбору мусора.

В-шестых, призываем обратить внимание застройщиков на вопрос территориального размещения мусорной площадке при строительстве жилищных объектов.

Список используемой литературы:

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ // Электронный фонд правовой и нормативно-правовой документации «Техэксперт». Разд. «Важные».

2. Паспорт города Белгорода - 2017 : статистический сборник с комментариями / Б.В. Заливанский, Е.В. Самохвалова, А.В. Костыря, В.В. Решетникова, Л.Н. Калабина. - Белгород : МАУ «Институт муниципального развития и социальных технологий», администрация города Белгорода, 2018. - 82 с.

3. Егоров, С. Александр Сергиенко: Сегодня говорить о раздельном сборе мусора рано [Электронный ресурс] / С. Егоров // Информационное агентство «Бел.Яи» [сайт]. - Белгород, 2019. - Режим доступа: https://m.bel.ru/news/society/18-03-2019/aleksandr-sergienko-segodnya-govorit-o-razdelnom-sbore-musora-rano.

4. Егоров, С. Индивидуальная система сбора мусора вводится для владельцев частных домов в Белгороде [Электронный ресурс] / С. Егоров // Информационное агентство «Бел^Ш [сайт]. - Белгород, 2019. - Режим доступа: https://m.bel.ru/news/city/02-08-2016/individualnaya-sistema-sbora-musora-vvoditsya-dlya-vladeltsev-chastnyh-domov-v-belgorode.

5. Егоров, С. Сколько белгородских многоэтажек перешли на раздельный сбор мусора [Электронный ресурс] / С. Егоров // Информационное агентство «Бел^Ш [сайт]. - Белгород, 2019. - Режим доступа: https://bel.ru/news/society/16-03-2019/skolko-belgorodskih-mnogoetazhek-pereshli-na-razdelnyy-sbor-musora.

6. Егоров, С. Юрий Галдун: В Белгороде раздельного сбора мусора нет [Электронный ресурс] / С. Егоров // Информационное агентство «Бел.RU» [сайт]. - Белгород, 2019. - Режим доступа: https://m.bel.ru/news/society/15-03-2019/yuriy-galdun-v-belgorode-razdelnogo-sbora-musora-net.

7. Зачепа, Е. Раздельный сбор мусора для белгородцев сделают удобнее [Электронный ресурс] / Е. Зачепа // Телерадиокомпания «Мир Белогорья» [сайт]. - Белгород, 2019. - Режим доступа: https://mirbelogorya.ru/region-news/61-belgorodskaya-oblast-news/29476-razdelnyj-sbor-musora-dlya-belgorodtsev-sdelayut-udobnee.ht.

8. Молчанова, Л. А. Система обращения с твердыми коммунальными отходами: зарубежный и отечественный опыт [Текст] / Л.А. Молчанова, Д.А. Гриненко, В.В. Юрак // Известия Уральского государственного горного университета. - 2017. - №3(47). - С. 97-101.

9. Шевченко, С. Белгородская мусорная реформа в вопросах и ответах [Электронный ресурс] / С. Шевченко // Сетевое издание «БелПресса» : [сайт]. - Белгород, 2019. - Режим доступа: https://www.belpressa.ru/25162.html.

10. Белгород стал 43-м в рейтинге удобных городов для раздельного сбора мусора [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Бел.RU» [сайт]. - Белгород, 2019. - Режим доступа: https://m.bel.ru/news/society/07-02-2018/belgorod-stal-43-m-v-reytinge-udobnyh-gorodov-dlya-razdelnogo-sbora-musora.

11. Белгородцы не готовы сортировать мусор [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Бел^Ш [сайт]. - Белгород, 2019. - Режим доступа: https://m.bel.m/news/sotiety/11-10-2017/belgorodtsy-ne-gotovy-sortirovat-musor.

12. Жителям Белгорода предложили по три дня хранить мусор в квартире [Электронный ресурс] // «Новые Известия» [сайт]. - Москва, 2018. - Режим доступа: https://newizv.ru/news/society/17-03-2019/zhitelyam-belgoroda-predlozhili-po-tri-dnya-hranit-musor-v-kvartire.

13. Чистый белый край [Электронный ресурс] // ООО «Чистый белый край» [сайт]. - Белгород, 2019. -Режим доступа: http://kray31.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.