«Генеральная уборка» страны Clean-out of the country
Артёмова О. А.
студент 2 курса, юридический институт, Вятский Государственный Университет,
Россия, Киров e-mail: [email protected]
Artyomova O. A.
2nd year student, Law Institute, Vyatka State University, Russia, Kirov e-mail: [email protected]
Научный руководитель Ложкина Татьяна Евгеньевна,
старший преподаватель кафедры конституционного, административного права и правового
обеспечения государственной службы, юридический институт, Вятский Государственный Университет,
Россия, Киров e-mail: Lojkina-Tatiana@yandex. ru
Scientific adviser Lozhkina Tatiana Evgenevna
Senior Lecturer at the Department of Constitutional, Administrative Law and Legal
Support of the Civil Service, Law Institute, Vyatka State University, Russia, Kirov e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье освещаются основные проблемы сбора, переработки, утилизации твёрдых коммунальных отходов в России. Предлагаются пути решения перечисленных проблем. А также проводится анализ государственной политики в области охраны окружающей среды, в частности очистки ее от бытовых отходов, на примере национального проекта «Экология».
Annotation.
This article highlights the main problems in the collection, recycling, and disposal of municipal solid waste in Russia. Suggested ways to solve these problems. It also analyzes the state policy in the field of environmental protection, in particular, cleaning it from household waste, using the example of the national project "Ecology".
Ключевые слова: твёрдые коммунальные отходы, переработка, мусор, раздельный сбор, утилизация ТКО, национальный проект, окружающая среда, вторичное использование отходов.
Key words: municipal solid waste, recycling, garbage, separate collection, disposal of MSW, national project, environment, waste recycling.
В настоящее время в России остро стоит проблема обращения с твёрдыми коммунальными (бытовыми) отходами (отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд [1]) (далее — ТКО), характеризующаяся тем, что их объемы непрерывно возрастают и практически полностью вывозятся на полигоны, существенно ухудшая санитарное состояние территорий, они выступают источниками физического, химического и биологического
загрязнения окружающей среды, являются носителями многих инфекционных заболеваний, приводят к ухудшению количественных и качественных балансов в природной среде.
В связи с этим, ТКО, проблемы, связанные с ними, их переработкой, уничтожением и влиянием на окружающую среду и население страны стали одним из вопросов, затронутых президентом Российской Федерации в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года №204.
В данном Указе дано распоряжение Правительству РФ по разработке 12 национальных проектов (программ) по различным направлениям, способствующим развитию и укреплению благосостояния и уровня жизни граждан, создания комфортных условий проживания и улучшения санитарного состояния окружающей среды.
В отдельный национальный проект выделена экология. Он включает в себя 11 федеральных проектов: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с ТКО», «Инфраструктура для обращения с отходами 1-2 класса опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развития экологического туризма», «Сохранение лесов», «Внедрение наилучших доступных технологий».
В проекте особое место занимают ТКО, а именно вопросы эффективного обращения с отходами производства и потребления, включая ликвидацию несанкционированных свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, а также создание условий для вторичной переработки отходов, запрещённых к захоронению; кроме того, отмечена необходимость формирования системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.
Таким образом, в России должна будет заработать новая система управления отходами, которая должна стать драйвером создания современной, отвечающим экологическим стандартам инфраструктуры по сортировке, переработке и утилизации мусора, практически отсутствующей сегодня на внутреннем рынке.
Основными принципами новой системы управления отходами должны стать: предотвращение или снижение образования отходов; разделение отходов у источника их образования; вторичное использование отходов путем возврата в производственный процесс; рециклинг; обезвреживание отходов с целью снижения их опасности для природной среды; поиск альтернативных способов переработки захоронению и сжиганию отходов.
Указанная проблема существует в основном вследствие того, что основные полномочия в области организации обращения с ТКО, связанные с организацией сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов в России переданы органам местного самоуправления. Их основная задача — максимально полно воплощать в жизнь законы, указы, распоряжения федеральных и региональных органов власти. Так, многие муниципальные образования уже начали осуществлять меры по реализации нацпроекта на местах. Например, в городе Ухта Республики Коми была разработана муниципальная программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования городского округа «Ухта» на период с 2019 года до 2033 года», цели которого включают «улучшение санитарного состояния городских территорий, улучшение экологического состояния города Ухты, обеспечение надлежащей утилизации отходов» [2].
Характерной особенностью муниципальных образований является то, что они напрямую контактируют с местным населением и на этом уровне должны гарантировать им непосредственное, системное обеспечение условий проживания и жизнедеятельности. В связи с этим круг вопросов, решаемых органами местного уровня, достаточно широк, что в свою очередь приводит к затруднительности своевременного осуществления возложенных на них обязанностей.
Кроме того, ухудшает ситуацию небольшой бюджет органов местного самоуправления, формируемый в основном за счёт местных налогов, которых уже изначально недостаточно для покрытия всех затрат муниципального образования.
Однако проблема загрязнения окружающей нас среды бытовыми отходами стала настолько глобальной, что федеральными органами был разработан национальной проект, в котором учитывалось, что на борьбу с несанкционированными свалками будут выделяться средства также и из федерального бюджета.
Тем не менее, денежные средства для финансирования национального проекта будут предоставлены не только государством и его субъектами, но в большей части их должен будет обеспечить бизнес.
Несомненным преимуществом политики государства в этой области является соответствие пути прогрессивных стран — развитие циклической экономики и стремление достижения цели уничтожения всех отходов без сжигания; направление ресурсов на приоритетные способы сокращения и предотвращения роста объемов отходов.
Предполагается, что к 2024 году должны произойти существенные изменения воздействия на окружающую среду. В числе этих изменений планы по ликвидации 191 несанкционированной свалки по всей стране, а также 43 наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда [3]. Кроме того, процент переработки бытовых отходов должен будет увеличиться до 80%.
В настоящий момент в России в среднем уровень переработки отходов не превышает 5%, а все остальные объемы просто вывозятся на полигоны без какой-либо сортировки и обезвреживания, в то время как ценным вторичным сырьем является не менее 70% от всего накопившегося мусора в нашей стране [4].
И это не удивительно, так как развивать переработку мусора в России невыгодно, основной доход формируется только на этапе транспортировки ТКО до полигона. Как отмечают Forbes.ru, «в среднем строительство современного полигона в России может стоить от 0,8 млрд до 1,5 млрд рублей, а сортировочные линии увеличат инвестиции до 2,5 млрд рублей» [5]. К тому же, проблемой может стать и растянутая во времени окупаемость предприятий по переработке ТКО.
Но, несмотря на все достоинства проекта и желание государства решить проблемы, связанные с отходами, негативно влияющими на окружающую среду, существует и ряд недостатков.
Как отмечают на сайте WWF России, нацпроект «Экология» «требует существенной доработки и не обеспечивает в полной мере выполнения поручений Президента», более того «его реализация в текущем виде способна нанести непоправимый ущерб российской природе» [6].
Во-первых, одним из самых сложных препятствий на пути формирования в нашей стране полноценной инфраструктуры переработки ТКО может стать менталитет местного населения.
В связи с тем, что население является источником образования ТКО, одним из первых и главных шагов переработки отходов должен стать раздельный сбор мусора в помещениях. Но, как бы ни было это значимо, большинство людей не станут его сортировать в силу отсутствия привычки, контейнеры для раздельного сбора будут ими попросту проигнорированы.
Вариантом решения данной проблемы могут стать штрафы, но в этом случае вряд ли удастся выстроить четкую систему отслеживания нарушений. Интересный метод предложил глава администрации города Кирова Илья Шульгин, он вынес на рассмотрение «возможность оборудования контейнерных площадок запирающими устройствами и видеокамерами» [7]. Тем не менее, на наш взгляд, принцип кнута здесь не уместен — необходима хорошо продуманная система мотивации.
Впрочем, такая система уже функционирует в Европе: мусоропровод заменён раздельными контейнерами для сбора различных видов отходов, а также проработана экономическая сторона вопроса, для того чтобы все виды попадали строго по назначению.
Альтернативным способом может стать повышение тарифов на вывоз несортированного мусора. Данные меры позволили бы реально обеспечивать раздельный сбор отходов производства и потребления у источника его образования, что является очень важным шагом на муниципальном уровне на пути решения проблемы мусоропереработки в России.
Отсюда вытекает следующая проблема — отсутствие мероприятий по внедрению раздельного сбора мусора у источника его образования. Необходимо понимать, что данная система никогда и не сможет функционировать, если 100% населения не будут обеспечены инфраструктурой по раздельному сбору ТКО в шаговой доступности от своего дома. И это крайне важно, так как в настоящее время не все обеспечены контейнерами хотя бы для совместного сбора отходов, так, «активисты Общероссийского народного фронта в Республике Коми в рамках мониторинга новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) выявили, что в селе Богородск Корткеросского района сбор мусора осуществляется не в контейнеры, а прямо на земле» [8].
Во-вторых, в нацпроекте сделан упор на строительство крупных мощностей по сортировке и переработке ТКО, но отсутствуют целевые показатели и мероприятия по сокращению и предотвращению образования отходов, которые являются наиболее приоритетными направлениями политики государства в области обращения с отходами. Также не определена судьба неперерабатываемых отходов, которые не попадут на сортировку или попадут, но не отправятся на утилизацию.
Все вышеперечисленные факторы могут привести к дальнейшему росту количества свалок, распространению сжигания отходов (утилизации отходов путём сжигания). Кроме того, создание крупных предприятий по переработке и утилизации отходов может заблокировать развитие свободного рынка переработки малого и среднего бизнеса.
Решению проблемы неперерабатываемых отходов может способствовать законодательное закрепление запрета на использование подобных материалов и замену их на легкоперебатываемые альтернативы, либо создание продуманной схемы отправления их на вторичное использование, если такое возможно. К примеру, на территории Европейского Союза к 2021 году полностью запретят использование пластиковой посуды, ватных палочек, трубочек для питья и палочек для воздушных шаров [9].
В дополнение, невероятно важно предусмотреть ответственность предприятий, сортирующих, перерабатывающих и транспортирующих отходы, в случае, если они будут исполнять свои обязанности ненадлежащим образом.
Также, показателем проведения мероприятий в области борьбы с отходами и последствиями их скопления является выявление несанкционированных свалок и других мест накопленного экологического вреда.
Но, на наш взгляд, нецелесообразно предусмотрение определенного их количества, так как не указано конкретное их местонахождение, а, следовательно, предоставляется некая свобода в действиях органам и предприятиям, которые в дальнейшем будут осуществлять эту работу.
Вдобавок к этому, после завершения уничтожения предусмотренного объёма мест скопления отходов, работа может и вовсе прекратиться, что никак не поможет решению проблемы экологии в России.
Однако активисты Общероссийского народного фронта ведут активную борьбу с экологическими нарушениями, способствуют очищению городов и сел от мусора. Так, в посёлке Затон Кировской области была ликвидирована несанкционированная свалка после их сигнала региональному оператору [10].
Вместе с тем, ОНФ в рамках своего проекта «Генеральная уборка» запустил открытый сетевой ресурс «Карта свалок», позволяющий любому гражданину быстро и легко сообщать место обнаруженных незаконных свалок или нелегального складирования мусора. Эксперты ОНФ приводят цифры, показывающие результативность этого проекта: «на портал, поступило 24 117 обращений, по их результатам более 12 000 -ликвидировали» [11].
Таким образом, несмотря на прогрессивность заложенных подходов, а также амбициозный характер различных проектов и программ, связанных с решением вопроса обращения с твердыми коммунальными отходами, успешная их реализация не представляется возможной без решения приведенных выше проблем.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 25.12.2018) // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/
2. Муниципальная программа МО ГО «Ухта» «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования городского округа «Ухта» на период с 2019 года до 2033 года» URL: http://gkh.mouhta.ru/Программа%20Комплексное%20развитие%20систем%20коммунальной%20инфраструктур ь1%20МОШ%20Ухтана%20период%20с%202019%20до%202033%20года.^;
3. Паспорт национального проекта «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316096/
4. Организуем раздельный сбор отходов вместе! URL: http://gkh.mouhta.ru/news/565/;
5. Миллиарды в помойку: как Россия будет выходить из мусорного кризиса // Forbes.ru URL: https://www.forbes.ru/biznes/pmef-2018361455-milliardy-v-pomoyku-kak-rossiya-budet-vyhodit-iz-musornogo-krizisa;
6. WWF России подвел экологические итоги 2018 года // wwf.ru URL: https://wwf.ru/resources/news/bioraznoobrazie/wwf-ekologicheskie-itogi-2018-goda/;
7. В Кирове могут появиться контейнерные площадки с видеофиксацией URL: http://www.admkirov.ru/news/v-kirove-mogut-poyavitsya-konteynernye-ploshchadki-s-videofiksatsiey.html?sphrase_id=383778;
8. Активисты ОНФ в Коми выявили проблему недостаточного количества контейнеров для сбора отходов // onf.ru URL: https://onf.ru/2019/01/29/aktivisty-onf-v-komi-vyyavili-problemu-nedostatochnogo-kolichestva-konteynerov-dlya-sbora/;
9. В Европе запретили пластиковую посуду // Lenta.ru URL: https://lenta.ru/news/2018/10/24/europlastic/;
10. После сигнала ОНФ поселок Затон в Кировской области очистили от мусора // onf.ru URL: https://onf.ru/2019/02/07/posle-signala-onf-poselok-zaton-v-kirovskoy-oblasti-ochistili-ot-musora/;
11. Ресурс ОНФ «Карта свалок» начинает работать как «Карта мусорных площадок» // onf.ru URL: https://onf.ru/2019/01/29/resurs-onf-karta-svalok-kartasvalokru-nachinaet-rabotat-kak-karta-musornyh-ploshchadok/.