Научная статья на тему 'Проблемы юридической ответственности за создание несанкционированных свалок'

Проблемы юридической ответственности за создание несанкционированных свалок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1343
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ / БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ШТРАФ / ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА В НАТУРЕ / ENVIRONMENTAL OFFENSES / CRIMINAL LIABILITY / HAZARDOUS WASTE / HOUSEHOLD WASTE / ENVIRONMENTAL MONITORING / LEGAL RESPONSIBILITY / FINE / COMPENSATION OF DAMAGE IN KIND

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фаткулин Сафаргалей Таминдарович, Грищенко Валерия Александровна

Организация стихийных несанкционированных свалок стала настоящим бедствием для окружающей природной среды. Телевидение с завидным постоянством показывает сюжеты, как такими свалками загрязняются почвы и воды, страдают люди и животные. С учетом организации массовых незаконных свалок промышленных и бытовых отходов следовало бы предусмотреть уголовную ответственность за эти действия, совершенные повторно после привлечения к административной ответственности, и установить санкции в виде штрафа, обязательных или исправительных работ, или возмещение вреда в натуре. В данной статье проанализирована сложившаяся ситуация и выработаны предложения по борьбе с этими опасными явлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL RESPONSIBILITY FOR THE CREATION OF UNAUTHORIZED DUMPS

The organization of spontaneous unauthorized dumps became a real disaster for the environment. Television with an enviable consistency show stories of how such dumps pollute the soil and water, people and animals are affected. Taking into account the organization of mass illegal dumps of industrial and domestic wastes, it would be necessary to provide for criminal liability for these actions committed repeatedly after being brought to administrative responsibility, and to impose sanctions in the form of a fine, compulsory or correctional labor, or compensation for harm in kind. This article analyzes the current situation and develops proposals for combating these dangerous phenomena.

Текст научной работы на тему «Проблемы юридической ответственности за создание несанкционированных свалок»

УДК 34.03 ББК Х072+Х042

DOI: 10.14529/law170407

ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОЗДАНИЕ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ СВАЛОК

С. Т. Фаткулин, В. А. Грищенко

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Организация стихийных несанкционированных свалок стала настоящим бедствием для окружающей природной среды. Телевидение с завидным постоянством показывает сюжеты, как такими свалками загрязняются почвы и воды, страдают люди и животные. С учетом организации массовых незаконных свалок промышленных и бытовых отходов следовало бы предусмотреть уголовную ответственность за эти действия, совершенные повторно после привлечения к административной ответственности, и установить санкции в виде штрафа, обязательных или исправительных работ, или возмещение вреда в натуре. В данной статье проанализирована сложившаяся ситуация и выработаны предложения по борьбе с этими опасными явлениями.

Ключевые слова: экологические правонарушения, уголовная ответственность, опасные отходы, бытовые отходы, мониторинг окружающей среды, юридическая ответственность, штраф, возмещение вреда в натуре.

Организация стихийных несанкционированных свалок на сегодняшний день продолжает оставаться одним из самых распространенных видов природоохранных правонарушений, и их опасность трудно переоценить. Прежде всего под несанкционированной свалкой принято понимать не разрешенные и не обустроенные в соответствии с действующим законодательством территории, на которых размещаются отходы [1]. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ отходы должны храниться, размещаться и утилизироваться в специально оборудованных для этого местах и сооружениях. Чаще всего встречается обычный мусор, который принято называть бытовым, - это не только пластик, металл и стекло, но также и батарейки, ртутные лампы, электроприборы и иная бытовая техника. Отходы оказывают крайне негативное влияние на все составляющие окружающей среды: атмосферный воздух (пары ртути, метан, углеводороды), поверхностные и подземные, в том числе питьевые, воды (тяжелые металлы и т.д.). Почва в местах складирования отходов подвергается заражению различными химическими веществами и требует проведения специальных мероприятий по рекультивации. Размещение мусора в лесах способно повлечь повреждение лесных насаждений вплоть до прекращения их роста и гибели. Поэтому

природоохранной прокуратурой ежегодно выявляются многочисленные места незаконного складирования отходов. Чаще всего свалки размещаются на пустырях, в гаражных комплексах, коллективных садах, лесу и местах отдыха горожан. Многие свалки образуются вновь на месте старых, ранее ликвидированных. Основными причинами захламления территорий региональный министр экологии И. Гладкова назвала отсутствие учета образования отходов и контроля за их движением, а также отсутствие полигонов, соответствующих требованиям законодательства. Всего на территории Челябинской области действует пять полигонов, на которые поступает только 15 % от образуемых отходов. Остальная часть образуемых твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) размещается на свалках, в том числе несанкционированных, где отсутствует какой-либо учет [2]. И. Гладкова также напомнила, что с 2016 года в Челябинской области утверждена новая территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами, а территория региона поделена на шесть кластеров: Челябинский, Магнитогорский, Кыштымский, Карабаш-ский, Саткинский и Усть-Катавский. Для каждого из них определены количество и места размещения объектов сортировки и размещения ТКО, перегрузочные станции, сформирована логистика мусорных потоков.

Фаткулин С. Т., Грищенко В. А.

Проблемы юридической ответственности за создание несанкционированных свалок

За данные экологические правонарушения существует административная ответственность (ст. 8.2 КоАП РФ), они влекут за собой наказание в виде штрафа до 250 000 руб. для юридических лиц или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток. Так, постановлением старшего государственного инспектора Ульяновской области в области недропользования и природных ресурсов Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 1 марта 2016 г. индивидуальный предприниматель Л. привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. В частности ей в вину вменено отсутствие свидетельства о классе опасности отходов для окружающей среды, отсутствие паспорта на отходы 1-1У класса опасности, отсутствие ведения учета образующихся отходов по установленной форме, неразработанность инструкции по организации сбора накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и отсутствие ответственного лица за обращение с указанными отходами. За совершение этого правонарушения ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. [3].

Рассматривать дела по ст. 8.2 КоАП РФ уполномочены должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический надзор (Управление Федеральной службы в сфере природопользования (Рос-природнадзор)). При этом протоколы о выявленных нарушениях также могут составлять и должностные лица органов внутренних дел (полиции), которым следует направлять обращения с приложением доказательств совершенного правонарушения. Также смогут принять необходимые меры и органы природоохранной прокуратуры. Однако недостаточно просто найти саму свалку, желательно установить, кто именно (какая организации или частное лицо) привозит отходы, что сделать довольно сложно. Предоставление органам правопорядка фотографий или видео, на которых будут зафиксированы номера машин или название организации, которой они принадлежат, существенно повысит шансы на привлечение виновных лиц к ответственности. Однако, на наш взгляд, административная ответственность мало повлияет на прекращение несанкционированных свалок, поскольку в создании проблемы мусорных свалок значительную роль играет недостаточный

уровень общественного сознания в отношении проблемы отходов. Поэтому только уголовная ответственность должна укоренить незаконные свалки, поскольку неправильное хранение, перевозка и переработка ТКО могут являться источником поступления вредных химических, биологических и биохимических препаратов в окружающую природную среду, что, в конечном итоге, сказывается на состоянии здоровья населения. К тому же с учетом организации массовых незаконных свалок промышленных и бытовых отходов следовало бы предусмотреть уголовную ответственность за эти действия, совершенные повторно после привлечения к административной ответственности, и установить санкцию в виде штрафа, обязательных работ или исправительных работ.

Именно экологическое преступление, предусмотренное ст. 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов», занимает особое положение в ряду других экологических преступлений. За нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, ст. 247 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность, в том числе в виде лишения свободы на срок до восьми лет и штрафа до трехсот тысяч рублей.

Так, в 2016 году районный суд Санкт-Петербурга рассмотрел уголовное дело в отношении гр. М., признавшего вину в совершении хранения, захоронения химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, повлекших загрязнение окружающей среды, он имел умысел на совершение использования и иное обращение химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, действовал из корыстной заинтересованности с целью получения дохода от указанной деятельности и располагая достоверными сведениями о наличии свободных участков на территории Красносельского района г. Санкт-Петербурга. На земельных участках были взяты пробы почвы и установлено, что в них содержатся отходы III—1У класса опасности, что препятствует формированию на поверхности почвы растительного покрова и верхнего слоя почвы, покрытого слоем отмерших растительных остатков, который является как хорошо аэрируемой средой обитания наземных беспозвоночных, так

Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2017. Т. 17, № 4, С. 36-40

и источником их трофического субстрата и в итоге влечет уничтожение местообитаний объектов животного мира, относящихся к беспозвоночным животным. На основании изложенного суд признал М. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 УК РФ, назначив ему наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. [4].

Привлечение к ответственности не освобождает лиц, организовавших свалку, от выполнения обязанностей по ее ликвидации и при необходимости проведения рекультивации земель (как было в ст. 21-22 УК РСФСР 1960 года, которые возлагали обязанность загладить причиненный вред в натуре). Данный вид наказания применялся в качестве основного и дополнительного вида.

Несомненно введение в УК РФ такого вида наказания, который будет обязывать виновного непосредственно устранить причиненный вред своими силами (например, высаживание лесных насаждений, кустарников и др.; очищение водоемов, парков, заповедников и др.; зарыбление водоемов; рекультивация земли и т.д.), в определенной степени повлияет на нарушителей и, возможно, сведет к минимуму преступления, ведь на сегодняшний день несмотря на мизерное количество зарегистрированных преступлений, правонарушения в данной области имеют широкое распространение. Они обладают высокой степенью латентности, ведь сложно уследить и выявить лиц, причастных к созданию несанкционированных свалок.

В Челябинской области только за первый квартал 2017 года обнаружено 297 свалок, в связи с этим губернатор Б. Дубровский потребовал от глав муниципалитетов ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов [5]. Так, в мае 2017 года эксперты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Челябинской области провели выездной мониторинг придорожной полосы автодороги Кузнецкое-Миасс. В ходе рейда они проверили наличие несанкционированных свалок на полосе отвода автомобильных дорог. В Челябинской области почти 9 тыс. км региональных дорог. По нормативам их и прилегающую территорию чистят один раз в месяц. Практика показывает, что этого мало, особенно для туристических маршрутов по пути следования к местам отдыха. Такие свалки наиболее опасны в летний период, поскольку они являются источниками по-

жара, а горящие отвалы мусора оказывают негативное влияние не только на окружающую среду, но и на людей. Чиновники отмечают, что скопление мусора по обочинам дорог образуется из-за людей, которые выбрасывают мусор в неположенных местах. В качестве одного из вариантов активисты челябинского отделения ОНФ предлагают представителям власти рассмотреть возможность установки на проблемных участках дорог контейнеров с организацией вывоза мусора. Также представители власти считают, что к решению проблемы должны подключиться главы муниципальных образований и средства массовой информации, которые с помощью социальной рекламы могут изменить отношение людей к природе. Необходимо убедить жителей организовать субботники по ликвидации свалок; поставить урны в местах наибольшего скопления мусора и закрыть их крышками, организовать пункты приема вторсырья; регулярно проводить акции «Дни борьбы за экологическую безопасность».

Кроме того, необходимо привлекать юридических лиц к уголовной ответственности, поскольку они существенно причиняют вред окружающей среде. Так, в 2016 году Сахалинская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку по обращению Сахалинской областной общественной организации «Аквазащита» по факту несанкционированного размещения отходов производства и потребления на пересечении улиц Тихой и Моторной в г. Южно-Сахалинске. Выездная проверка обнаружила на земельном участке несанкционированное размещение отходов размером 50 на 50 метров. Там находились бытовой и строительный мусор, упаковка от утеплительного материала, грунт с элементами железобетонных конструкций. При этом на прилегающей к земельному участку территории осуществляется строительство малоэтажных жилых домов ООО СМК «ЭнергоСила» и ООО «Рыбоводстрой». В связи с этим природоохранной прокуратурой в адрес указанных организаций внесены представление об устранении нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления [6]. Однако по результатам их рассмотрения лица не были привлечены к ответственности, хотя несанкционированная свалка была ликвидирована.

На наш взгляд, немаловажную роль играет мотивация общества на устранение про-

Фаткулин С. Т., Грищенко В. А.

Проблемы юридической ответственности за создание несанкционированных свалок

блемы создания несанкционированных свалок. За рубежом, в частности в США, за мусор предлагают материальное вознаграждение до 35 $ в месяц в виде скидок на ходовые товары в крупных сетевых магазинах. Чем больше перерабатываемого мусора предоставил хозяин дома, тем больше он получит бонусов. Измеряют количество мусора умные домашние контейнеры, оборудованные КРГО-метками. Таким способом отслеживается, кто, сколько и какого мусора отправил на переработку. В Германии отходы, как правило, хранятся возле дома в трех разноцветных контейнерах. И чем чаще этот контейнер будет заполняться и вывозиться, тем больше плата в муниципальный бюджет. В России, к сожалению, стоимость мусора ниже рыночной. По расчетам российского движения «Мусора. Больше. Нет», правильно сортируя отходы, можно будет накопить 30-50 рублей в месяц на семью. Следовательно, мотивация граждан останется на прежнем уровне.

Таким образом, привлечение к ответственности виновных лиц является важной, но не основной целью борьбы за экологическую безопасность. Главным является устранение

самой свалки и нейтрализация ее негативного воздействия на окружающую среду. Это возможно только в случае, если экологические активисты не будут останавливаться на том, чтобы довести дело до наложения штрафа или приостановления деятельности виновной организации, но добьются полного устранения самой свалки путем направления дальнейших обращений в органы внутренних дел и природоохранной прокуратуры.

Литература

1. URL: Ьйр://око21.рфМр-соп!еп1;/ up-loads/2017/ 06/svalka_t4n.

2. URL: http://www.1obl.ru/news/politika/ uberem-stihiyniye-svalki/.

3. URL: http://uloblsud=view&id=192& Itemid= 63&idCard=614/.

4. URL: www.1obl.ru/news/politika/ guber-nator -i-nedra/.

5. URL: http://onf.ru/2017/05/30/chelya binskie-aktivisty-onf-vyyavili-nesankcioni rovannye-svalki-vdol-avtodorogi-kuzneckoe/.

6. URL: http://www.sakhalinprokur.ru/print. php?id=11313.

Фаткулин Сафаргалей Таминдарович - кандидат юридических наук, доцент кафедры правоохранительной деятельности и национальной безопасности юридического института, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: safar53@mail.ru.

Грищенко Валерия Александровна - студент юридического института, ЮжноУральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: ms.emig@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 28 сентября 2017 г

DOI: 10.14529/law170407

PROBLEMS OF LEGAL RESPONSIBILITY FOR THE CREATION OF UNAUTHORIZED D UMPS

S. T. Fatkulin, V. A. Grishenko

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The organization of spontaneous unauthorized dumps became a real disaster for the environment. Television with an enviable consistency show stories of how such dumps pollute the soil and water, people and animals are affected. Taking into account the organization of mass illegal dumps of industrial and domestic wastes, it would be necessary to provide for criminal liability for these actions committed repeatedly after being brought to administrative responsibility, and to impose sanctions in the form of a fine,

Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2017. Т. 17, № 4, С. 36-40

compulsory or correctional labor, or compensation for harm in kind. This article analyzes the current situation and develops proposals for combating these dangerous phenomena.

Keywords: environmental offenses, criminal liability, hazardous waste, household waste, environmental monitoring, legal responsibility, fine, compensation of damage in kind.

References

1. URL: http://oKo21.p$/wp-content/uploads/2017/ 06/svalka_t4n.

2. URL: http://www.1obl.ru/news/politika/uberem-stihiyniye-svalki/.

3. URL: http://uloblsud=view&id=192&Itemid= 63&idCard=614/.

4. URL: www.1obl.ru/news/politika/gubernator-i-nedra/.

5. URL: http://onf.ru/2017/05/30/chelyabinskie-aktivisty-onf-vyyavili-nesankcionirovannye-svalki-vdol-avtodorogi-kuzneckoe/.

6. URL: http://www.sakhalinprokur.ru/print.php?id=11313.

Safargalei Tamindarovich Fatkulin - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Law Enforcement and National Security of the Law Institute, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: safar53@mail.ru.

Valeriya Alexandrovna Grishenko - a fourth-year student of the Law Institute, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: ms.emig@mail.ru.

Received 28 September 2017.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Фаткулин, С. Т. Проблемы юридической ответственности за создание несанкционированных свалок / С. Т. Фаткулин, В. А. Грищенко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2017. - Т. 17, № 4. - С. 36-40. Б01: 10.14529/1а%г170407.

FOR CITATION

Fatkulin S. T., Grishenko V. A. Problems of legal responsibility for the creation of unauthorized dumps. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2017, vol. 17, no. 4, pp. 36-40. (in Russ.) DOI: 10.14529/law170407.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.