Научная статья на тему 'Работа с обращениями граждан как механизм противодействия коррупции в органах власти'

Работа с обращениями граждан как механизм противодействия коррупции в органах власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION / CITIZENS ' APPEALS / AUTHORITIES / ANTI-CORRUPTION POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петренко Кристина Александровна

В статье автор аргументирует позицию, согласно которой проявление гражданской активности, выраженное через подачу обращения в органы власти, может являться эффективным инструментом противодействия коррупции в России. К проблемам, снижающим эффективность антикоррупционной работы, автор относит неуверенность граждан в собственной безопасности и действенности решений, принятых по факту их обращения, несформированность антикоррупционных установок и моделей поведения у населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work with citizens ' appeals as a mechanism for combating corruption in government

Openness of activity of authorities as one of the principles of their work has a special importance at interaction with the population. The institution of citizens ' appeals as a mechanism for combating corruption plays the role of public control on the part of the population, aimed at identifying corruption acts and improving anti-corruption policy.

Текст научной работы на тему «Работа с обращениями граждан как механизм противодействия коррупции в органах власти»

Работа с обращениями граждан как механизм противодействия коррупции в органах

власти

Work with citizens ' appeals as a mechanism for combating corruption in government

Петренко Кристина Александровна

Студент 4 курса Институт экономики и управления направление подготовки 38.03.04. Государственное и муниципальное управление Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, Белгород e-mail: petrenko 02kristi@gmail.com

Petrenko Kristina Alexandrovna

Student 4 term Institute of economy and management 38.03.04. State and municipal management Belgorod state national research university Russia, Belgorod e-mail: petrenko 02kristi@gmail.com

Научный руководитель Самохвалова Елена Владиславовна

кандидат социологических наук, доцент Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, Белгород e-mail: zalivansky@bsu.edu.ru

Scientific adviser Samokhvalova Elena Vladislavovna

candidate of sociological sciences, professor Belgorod state national research university Russia, Belgorod e-mail: zalivansky@bsu.edu.ru

Аннотация.

В статье автор аргументирует позицию, согласно которой проявление гражданской активности, выраженное через подачу обращения в органы власти, может являться эффективным инструментом противодействия коррупции в России. К проблемам, снижающим эффективность антикоррупционной работы, автор относит неуверенность граждан в собственной безопасности и действенности решений, принятых по факту их обращения, несформированность антикоррупционных установок и моделей поведения у населения.

Annotation.

Openness of activity of authorities as one of the principles of their work has a special importance at interaction with the population. The institution of citizens ' appeals as a mechanism for combating corruption plays the role of public control on the part of the population, aimed at identifying corruption acts and improving anti-corruption policy.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, обращения граждан, органы власти, антикоррупционная политика.

Key words: corruption, anti-corruption, citizens ' appeals, authorities, anti-corruption policy.

Актуальность изучения заявленной темы обусловлена масштабами распространения коррупции в России. По индексу восприятия коррупции в 2018 году в рейтинге из 180-ти стран Россия занимает 138-ое место [1]. По данным МВД России «к концу 2019 года ущерб по оконченным уголовным делам коррупционной направленности в России составил около 102 млрд рублей. При этом данная проблема касается не отдельных бизнесменов, а большинства россиян. Согласно опросам, 70% граждан сталкивались с вымогательством взяток» [2].

Коррупция имеет ряд негативных последствий, влияющих на жизнь общества и устройство государства. К экономическим последствиям следует отнести: расширение теневой экономики, разрушение конкуренции, лишение государства рычагов управления и др. Социальными последствиями являются: создание организованной преступности, как устойчивого общественного явления, и наличие высокой социальной дифференциации среди населения. В качестве политических последствий коррупции выступают: коррумпированность правоохранительных органов и государства в целом, проявление демократии в крайне ограниченном и извращенном виде.

Таким образом, в современных условиях проблема распространения коррупции в России требует особого внимания, как со стороны государства, так и со стороны общества. При этом, как отмечают современные исследователи, «наиболее эффективным способом борьбы с коррупцией является развитие демократических институтов и инструментов, позволяющих гражданам осуществлять контроль за деятельностью власти, тем самым обеспечивая предупреждение и, в определенной степени, борьбу с коррупцией» [3].

Возможность осуществления общественного участия в противодействии коррупции закреплена в нашей стране нормативно. Так, согласно ст.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «деятельность, направленную на предупреждение (профилактику) коррупции, выявление и пресечение противоправного деяния (борьба с коррупцией), а также минимизацию (ликвидацию) последствий коррупции, осуществляют как органы публичной власти, так и институты гражданского общества» [4].

Открытость деятельности органов власти всех уровней, как один из принципов их работы, имеет особую значимость при взаимодействии с населением. Институт обращений граждан как механизм противодействия коррупции выполняет роль общественного контроля со стороны населения, направленного на выявление коррупционных деяний и совершенствование антикоррупционной политики. При этом важнейшим элементом «обратной связи» при взаимодействии органов власти с населением выступают обращения граждан.

Право граждан на обращение в органы публичной власти закреплено в статье 33 Конституции Российской Федерации [5]. В свою очередь, основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность органов власти по работе с обращениями граждан, выступает Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ. В законе определены порядок и сроки рассмотрения обращения гражданина, требования к письменному обращению, механизм контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений и другие положения, необходимые при взаимодействии власти с населением.

Согласно статье 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется» [6].

Обращение гражданина - это «направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления» [6]. Каждый из перечисленных видов обращений в той или иной степени может быть направлен на противодействие коррупции.

Обращение в форме электронного документа - это «обращение заявителя, в котором документированная информация представлена в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин» [6].

Федеральным законом № 59-ФЗ «запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц» [6]. При рассмотрении обращения «не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия» [6].

В настоящее время все более востребованной является такая форма общественного контроля за деятельностью государственной власти субъектов Российской Федерации, как обращение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в электронной форме, публикация открытых писем и осуществление наблюдения за деятельностью указанных органов с использованием сети Интернет.

Для усиления требований к своевременному исполнению обращений, повышения качества ответов, формирования прозрачной системы мониторинга работы с обращениями граждан используются «Интернет приемные», ПАК «Электронное правительство» и интернет-портал «ССТУ.РФ» (сетевой Справочный телефонный узел) в частности обращений, поступивших из Администрации Президента Российской Федерации и других ведомств. Все это способствует повышению оперативности взаимодействия государственных органов при рассмотрении обращений граждан. Наряду с вышеперечисленным, в каждом органе власти также осуществляется внутренний контроль работы путем определения контрольных точек для представления промежуточной информации о ходе рассмотрения таких обращений.

Важной задачей для органов публичной власти выступает задача обеспечения эффективного уровня взаимодействия населения с представителями местной власти для налаживания в перспективе позитивных коммуникативных отношений между ними.

Зачастую граждане предпочитают не разглашать информацию о фактах проявления коррупционных деяний, так как боятся негативного отношения к себе со стороны общества. В условиях современности ценности общества трансформируются и приобретают более новый позитивный окрас даже по отношению к проявлению коррупции в стране.

В настоящее время цифровизация общества позволяет гражданам и организациями отстаивать свои права и добиваться справедливости при осуществлении профессиональной деятельности со стороны органов государственной власти, государственных органов и должностных лиц соответствующего уровня власти.

Общественный контроль за деятельностью органов власти будет эффективен тогда, когда каждый гражданин признает для себя в качестве жизненной ценности формирование справедливых и открытых отношений между обществом и государством.

Возможность граждан направлять обращения в органы власти способствует «усилению общественного контроля населения за деятельностью государственных органов, борьбе с бюрократизмом и с другими недостатками, препятствующими эффективному управлению, в том числе и с коррупцией»[7].

Институт обращений в органы власти «позволяет как лично человеку, так и группе или объединению граждан довести до сведения органов публичной власти информацию о коррупционных явлениях, тем самым обеспечивает защиту их публичных интересов, удовлетворение которых служит условием развития гражданского общества»[8].

Согласно данным Комитета по борьбе с коррупцией, доля обратившихся граждан по фактам проявления коррупции составила:

- по Центральному Федеральному округу (ФО) - 27,2%

- по Южному ФО - 17,0%

- по Северо-Кавказскому - 15,5%

- по Приволжскому ФО - 13,0%

- по Северо-Западному ФО - 11,5%

- по Сибирскому ФО - 7,9%

- по Уральскому ФО - 5,7%

- по Дальневосточному ФО - 2,2% [9].

В то же время, как отмечают многие эксперты, работа с обращениями граждан по коррупционным фактам организована все еще недостаточно эффективно по ряду причин. Во-первых, граждане боятся направлять обращения такого характера, так как переживают за собственную безопасность и безопасность своих родных. Во-вторых, россияне считают, что в большинстве случаев в ответ на обращение направляются бессмысленные «отписки» и проблема не решается должным образом. В-третьих, жизненные ценности в современном мире подвергаются кардинальному изменению и для многих людей коррупционные деяния превращаются в норму.

В рамках Ассоциации Адвокатов России за Права Человека был создан уникальный проект Всероссийской Антикоррупционной Общественной Приемной «ЧИСТЫЕ РУКИ» [10].

Данный проект заслуживает доверие со стороны населения за счет применения 3 -х основных методов своей работы. В первую очередь, это регулярное привлечение внимания гражданского общества к проблемам. Эксперты общественной приемной досконально прорабатывают жалобы: если подозрение на коррупцию подтверждается конкретными доказательствами, то материалы передаются на следующую ступень. Не менее значительным представляется привлечение внимания СМИ к имеющим место доказанным фактам коррупции: проведение пресс-конференции, съемки репортажей, интервью на радио и ТВ. И, в конце концов, осуществление общественного влияния на власть с целью наказания коррумпированного должностного лица или группы лиц [10].

Реализация подобных проектов позволяет наладить эффективное взаимодействие между властью и обществом, а также существенно снизить уровень проявления коррупции в нашей стране. Органы власти всегда должны быть готовы к диалогу с представителями гражданского общества для выстраивания положительных коммуникативных отношений между ними, и в этом как раз таки помогает институт обращений граждан. Открытость деятельности органов власти всех уровней, как один из принципов их работы, имеет особую значимость при взаимодействии с населением. Обращения граждан выступают важнейшим элементом «обратной связи» при взаимодействии органов власти с населением.

В этой связи основными направлениями совершенствования деятельности органов власти по борьбе с коррупцией посредством осуществления работы с обращениями граждан могут являться:

1) включение антикоррупционной тематики в повестку проводимых публичных мероприятий с гражданами, направленных на обеспечение открытости деятельности органов публичной власти;

2) создание информационного бюллетеня с инфографикой и поэтапным алгоритмом, как в печатном, так и в электронном виде с возможностью отсканировать OR-код, который был бы направлен на информирование граждан о способах противодействия коррупции в стране.

В целом, проявление гражданской активности, выраженное через подачу обращения в органы власти, может являться эффективным инструментом противодействия коррупции в России.

Список используемой литературы:

1. Индекс восприятия коррупции [Электронный ресурс] // Сайт Трансперенси Интернешнл Россия [сайт].

- Режим доступа: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto.html.

2. Борьба с коррупцией [Электронный ресурс] // Сайт МВД Российской Федерации [сайт]. - Режим доступа: https://мвд.рф/news/rubric/13/.

3. Скрябина, М.В. Реализация конституционного права граждан на обращение в органы публичной власти [Текст] / М.В. Скрябина // Закон и право - 2019. - № 10. - С. 48-50.

4. О противодействии коррупции [Электронный ресурс] : федер. закон от 25.12.2008 № 273 -ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Российское законодательство (Версия Проф)».

5. Конституция Российской Федерации [Текст] // Собрание Законодательства Российской Федерации. -2014. - № 31. - Ст. 4398.

6. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон 02.05.2006 № 59-ФЗ : ред. от 27.12.2018 № 528-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».

7. Надыгина, Е. В. Обращения граждан в системе мер по борьбе с коррупцией [Текст] / Е.В. Надыгина // Конституционное и муниципальное право. - 2018. - № 6. - С. 32-35.

8. Бессонова, В.В. 2018. К вопросу об участии институтов гражданского общества в противодействии коррупции [Текст] / В.В. Бессонова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2018. - № 12. - С. 1722.

9. Противодействие коррупции [Электронный ресурс] // Сайт Комитета по борьбе с коррупцией [сайт].

- Режим доступа: vk.com/com_cor.

10. Акция «Чистые руки» [Электронный ресурс] // Сайт Ассоциации Адвокатов России за Права Человека [сайт]. - Режим доступа: http://www.rusadvocat.com/node.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.