Научная статья на тему 'Взаимодействие муниципальной власти городского округа "город Белгород" и населения в информационной среде'

Взаимодействие муниципальной власти городского округа "город Белгород" и населения в информационной среде Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
261
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАЦИИ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / НАСЕЛЕНИЕ / INFORMATION / INFORMATION INTERACTION / COMMUNICATIONS / MUNICIPAL GOVERNMENT / POPULATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петренко Кристина Александровна,

В современном мире все более актуальной является проблематика информационного взаимодействия. Местное самоуправление в России должно стремиться к поиску перспективных возможностей для создания эффективного обмена информацией между властью и населением муниципального образования в информационной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of municipal authorities of the city district "city of Belgorod" and the population in the information environment

In the modern world, the problem of information exchange is becoming more and more urgent. Local self-government in Russia should strive to find promising opportunities to create an effective exchange of information between the authorities and the population of the municipality in the information environment.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие муниципальной власти городского округа "город Белгород" и населения в информационной среде»

Взаимодействие муниципальной власти городского округа «город Белгород» и

населения в информационной среде

Interaction of municipal authorities of the city district «city of Belgorod» and the population

in the information environment

Петренко Кристина Александровна

Студент 3 курса Институт экономики и управления направление подготовки 38.03.04. Государственное и муниципальное управление Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, Белгород e-mail: petrenko 02kristi@gmail.com

Petrenko Kristina Alexandrovna

Student 3 term Institute of economy and management 38.03.04. State and municipal management Belgorod state national research university Russia, Belgorod e-mail: petrenko 02kristi@gmail.com

Научный руководитель Заливанский Борис Васильевич

кандидат социологических наук Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, Белгород e-mail: zalivansky@bsu.edu.ru

Scientific adviser Zalivansky Boris Vasilyevich

candidate of sociological sciences Belgorod state national research university Russia, Belgorod e-mail: zalivansky@bsu.edu.ru

Аннотация.

В современном мире все более актуальной является проблематика информационного взаимодействия. Местное самоуправление в России должно стремиться к поиску перспективных возможностей для создания эффективного обмена информацией между властью и населением муниципального образования в информационной среде.

Annotation.

In the modern world, the problem of information exchange is becoming more and more urgent. Local self-government in Russia should strive to find promising opportunities to create an effective exchange of information between the authorities and the population of the municipality in the information environment.

Ключевые слова: информация, информационное взаимодействие, коммуникации, муниципальная власть, население.

Key words: information, information interaction, communications, municipal government, population.

Современная научная литература богата теоретическими концепциями по информационному взаимодействию и развитию социальных коммуникаций. Данная работа направлена на исследование основных проблем взаимодействия муниципальной власти и населения в информационном поле при возникновении коммуникационных отношений. Проблема заключается в противоречии между необходимостью совершенствования коммуникаций органов местного самоуправления с населением и недостатком разработки рекомендаций по взаимодействию власти и общества в информационной среде. Главной целью обозначено

изучение как теоретических, так и практических основ функционирования системы информационного взаимодействия местной власти и населения через использование Интернет-площадок, а также совершенствование системы взаимодействия власти и населения в информационной среде. В качестве задач по достижению поставленной цели следует выделить:

1) анализ теоретико-методологических подходов к изучению процесса взаимодействия муниципальной власти и населения в информационной среде как социологической проблемы и определение главных понятий;

2) рассмотрение особенностей развития системы взаимодействия муниципальной власти и населения в информационной среде на примере конкретного городского округа Белгородской области;

3) оценка уровня развития информационного взаимодействия, выявление проблемных зон и разработка рекомендаций по совершенствованию системы взаимодействия муниципальной власти и населения в информационной среде.

Информация является неотъемлемым элементом развитого общества. Инструментами повышения эффективности деятельности органов власти, как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровне выступают: развитие информационных технологий, определение содержания и направлений информационной политики, налаживание каналов обратной связи с населением.

Понятие «информационное взаимодействие» довольно обширно и его можно трактовать по-разному. Например, «информационное взаимодействие представляет собой сложную систему, которая должна решать следующие задачи: информирование населения о деятельности органов власти, привлечение населения к участию в принятии решений, обеспечение поддержки решений, и создание благоприятного имиджа органов власти, получение обратной связи от населения» [1]. Из трех существующих уровней информационного взаимодействия (идеологический, тактический и технологический) наиболее сложным и мало разработанным является - идеологический. К нему смело можно отнести формирование информационной политики органов власти. Именно такая политика должна заниматься созданием ценностных ориентаций и ведущих направлений информационного взаимодействия.

Взаимодействие власти и населения осуществляется посредством прямых и обратных информационно -коммуникационных отношений. Важнейшими элементами этих отношений являются их информационная и практико-организационная составляющие, т.е. объективность взаимно передаваемой информации и эффективность используемых каналов и конкретных форм ее передачи. Эффективность коммуникации органов власти, с одной стороны, и граждан, и их разного вида ассоциаций, с другой стороны, зависит от ряда факторов, но, прежде всего от объективности восприятия и адекватности понимания информации, которую обе стороны стараются донести одна до другой [2].

Коммуникация органов местного самоуправления с жителями должна идти постоянно и непрерывно. Как только муниципалитет перестает разговаривать с жителями, он перестает быть местным самоуправлением и фактически становится органом государственной власти [3].

Местное самоуправление (Муниципальное управление) как одна из демократических основ системы управления обществом и государством, является важнейшим элементом устройства власти в Российской Федерации. На сегодняшний день возрастает роль и ответственность государства за улучшение жизненных стандартов и социальных возможностей. История показывает, что при отсутствии эффективного, объективного и взаимовыгодного информационного взаимодействия власти с населением возможна высокая социальная напряженность, непредсказуемость событий, конфликтов. Федеральный закон №-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России форму осуществления народом своей власти

непосредственно и (или) через органы местного самоуправления решение вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [4].

В теории проблема взаимодействия власти и общества довольно широко исследована, но не всегда эти исследования раскрывают изучаемую тему. Одной из главных целей является определение роли взаимодействия с населением в муниципальном образовании, понять, как органы местного самоуправления распространяют свое влияние на обширные группы людей и тем самым способствуют преодолению барьера между человеком и властью. В условиях самоуправления население должно быть не только осведомлено о деятельности муниципальной власти, но и иметь возможность выражать свое мнение по поводу данной деятельности. Необходима обратная связь и свобода слова, которая выражается как с помощью публикаций в СМИ, так и писем, обращений и опросов граждан. В современном мире наиболее популярной формой выражения мнения населения выступает использование Информационных площадок в Интернет-среде. Основной функцией органов местного самоуправления является деятельность, которая удовлетворяет общественные потребности населения и создает благоприятные условия для их жизнедеятельности. Органы местного самоуправления и должностные лица должны устанавливать стабильные положительные взаимоотношения с населением, его группами. Для достижения цели должны использоваться различные PR-технологии, эффективно применяться PR-мероприятия. Эффективны следующие формы информационного взаимодействия власти с населением:

1. Трансляции общегородских конференций и круглых столов с представителями различных социальных групп, общественностью на Интернет-ресурсах;

2. Формирование открытых баз данных по основным направлениям работы местных органов власти, размещаемых на Интернет-сайтах и в информационных бюллетенях;

3. Оперативное реагирование органов местного самоуправления на жалобы, обращения и предложения граждан в специально созданных информационных Онлайн-площадках;

Следует отметить, что именно новые технологии способствуют реализации таких принципов современного управления, как открытость, прозрачность, оперативность, и вовлечение граждан в процесс управления. Многие нормативные документы, созданные органами власти, доступны населению с помощью сети Интернет. С помощью современных технологических решений граждане направляют свои обращения и жалобы. Информационные технологии позволяют власти стать ближе к населению, процессы управления делают менее формальными и ориентированными на взаимодействие.

Для анализа исследования взаимодействия муниципальной власти и населения в информационной среде был выбран городской округ «Город Белгород». Белгород XXI века — «город с развитой инфраструктурой, научный, культурный, экономический и духовный центр Центрально-Чернозёмного района России» [5].

С развитием информационных технологий становится все проще находиться в курсе всех событий. Муниципальная власть города Белгорода имеет официальный сайт, на котором можно ознакомиться со всей информацией, касающейся деятельности органов местного самоуправления городского округа. Пресс-служба города активно занимается размещением информации в новостной ленте, публикацией полезных и важных мероприятий. Для взаимодействия власти с населением в информационной среде создано немалое число Интернет-площадок, которые предназначены для открытого диалога власти и общества, а также для работы с обращениями, жалобами и предложениями граждан. К наиболее распространенным платформам следует отнести: «Активный горожанин» и «Народная экспертиза». Также весьма распространенными являются Интернет-сообщества в социальных сетях (например, Вконтакте, Одноклассники), посвященные обсуждению тех или иных событий города. Число подобных «пабликов» увеличивается с течением времени и весь массив поступающей информации становится перегруженным и неотфильтрованным.

В качестве краткой характеристики каждой из платформ следует отметить, что «Активный горожанин» уже 2,5 года занимается приемом электронных жалоб, сообщений о проблеме, с которыми сталкиваются и которые замечают белгородцы. МИС АГ - это ежедневный мониторинг и отработка городских проблем по 18 тематическим линиям и контроль ответов на сообщения горожан [6]. «Активный горожанин» стал интерактивным городским пространством, где каждый белгородец может обратиться к онлайн-сервисами, удовлетворить свои потребности, причем в различных направлениях жизнедеятельности и с разных точек зрения. Статистика данной информационной системы такова: 7 998 пользователей, 13 329 задач решено, 425 задач в работе, 6 673 принято голосов, 1 129 предложений (данные обновляются регулярно).

Проект «Народная экспертиза» является не менее популярным и активно действует с 2012 года. Онлайн-площадка проекта «Народная экспертиза» - омниканальная система коммуникаций граждан и государственных структур, позволяющая каждому жителю региона на протяжении уже нескольких лет принимать активное участие в развитии своего края [7]. На данный момент информационное пространство собрало 24 410 пользователей, 3 123 опубликованных сообщений, 3 013 рассмотренных сообщений, 42 предложенных идей, 32 425 мнений горожан, 1 636 объектов на портале (данные обновляются регулярно).

Помимо рассмотренных информационных систем в ближайшие годы в Белгородской области будет реализован проект «Умный город». Это концепция, в основе которой лежат технологии больших данных и искусственного интеллекта. С помощью интеллектуальных систем «Умный город» сведет в одно целое огромный массив данных. Для этого будет создан собственный центр обработки информации [8].

Анализируя особенности взаимодействия муниципальной власти города Белгорода и населения в информационной среде важно выделить ряд проблемных зон и обратить внимание на их решение.

К основным проблемам следует отнести:

1. Увеличение однотипных информационных площадок по приему обращений и предложений горожан. Все большее количество подобных информационных систем копируют друг друга. То есть, они дублируют информацию, имеют одинаковые цели и задачи, предназначены для одного и того же. От того, что таких площадок появляется все больше, проблем в городе меньше не становится. Это приводит к тому, что у человека возникают сложности с выбором нужного информационного ресурса, а также с выбором необходимого направления для решения его проблемы.

2. Превращение онлайн-площадок в «жалобную книгу». Изначально информационные порталы создаются для того, чтобы принимать обращения граждан по различным сферам деятельности и предложения по внедрению новых технологий в развитии города. Они должны призывать население участвовать в активной жизни своего муниципального образования, а также в совершенствовании и продвижении местной территории. Но по факту жители города готовы лишь без конца направлять жалобы и негативные отзывы в сторону органов власти, вместо того, чтобы идти на открытый равный диалог и выдвигать инициативу и предложения по развитию городского пространства.

Для совершенствования системы взаимодействия органов местного самоуправления городского округа «города Белгород» и населения в информационной среде необходимо выдвинуть следующие рекомендации:

1. Формирование «Единой информационной системы» на базе уже существующих и активно действующих Онлайн-платформ, которая соберет в себе все существующие информационные онлайн-площадки города по приему обращений и предложений горожан.

2. Создание контролирующего органа, который будет проверять и устранять дублирование поступающей информации и решение возникших проблем.

3. Массовое информирование горожан о возможности, в первую очередь, проявления гражданской инициативы, внедрении проектов по улучшению жизни города. Возможно, идея одного неравнодушного горожанина поможет решить сразу несколько проблем, что значительно улучшит статистику города. Следует разработать «Гражданский путеводитель», который будет предназначен для массового информирования населения в краткой, но точной форме изложения данных о возможностях активного участия в жизнедеятельности города.

В результате проведённого анализа можно сделать вывод, что эффективное информационное взаимодействие между органами власти любого уровня и их целевыми аудиториями, возможно только при наличии всех трёх составляющих: проработанной и реализуемой информационной политики, эффективной деятельности PR-служб, и развитых информационных технологиях. При недостаточной эффективности хотя бы одного из трёх элементов, информационное взаимодействие окажется неполным, односторонним и малодоступным. Для усовершенствования уровней взаимодействия необходимо изучать общественное мнение, выявлять возникающие проблемы и корректировать существующие каналы коммуникации.

Список используемой литературы:

1. Копалова, О.С. Информационное взаимодействие органов власти с населением [Текст] / О.С. Копалова, В.Ю. Черкасова // Муниципалитет: экономика и управление. - 2017. - № 2. - С. 14-20.

2. Григорьева, Н.Н. Коммуникационный менеджмент [Текст] / Н.Н. Григорьева, - М.: МИЭМП. - 2017.

- 169 с.

3. Марков, А.А. Связи с общественностью в органах власти [Текст] / А.А. Марков // Пресс-служба. -2016. - № 11. - С. 23-28.

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 30 октября 2018 года) [Текст] : Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

5. О Белгороде [Электронный ресурс] // Органы местного самоуправления города Белгорода [сайт]. -Режим доступа: http://www.beladm.ru/

6. Активный горожанин [Электронный ресурс] // МИС АГ [сайт]. - Режим доступа: https://ag.beladm.ru/

7. Участвуй в судьбе Белогорья [Электронный ресурс] // Портал «Народная экспертиза» [сайт]. -Белгород, 2019. - Режим доступа: https://narod-expert.ru/

8. Проект «Умный город» реализуют в Белгородской области в ближайшие годы [Электронный ресурс] // Телерадиокомпания «Мир Белогорья» [сайт]. - Белгород, 2018. - Режим доступа: https://mirbelogorya.ru/region-news/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.