Научная статья на тему 'Территориальное общественное самоуправление как Институт взаимодействия муниципальной власти и населения'

Территориальное общественное самоуправление как Институт взаимодействия муниципальной власти и населения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1769
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ / СОСЕДСКОЕ СООБЩЕСТВО / TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT / MUNICIPAL AUTHORITY / PUBLIC PARTICIPATION / INTERACTION OF MUNICIPAL AUTHORITY WITH THE CITY COMMUNITY / NEIGHBORHOOD COMMUNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В.

В статье рассмотрен процесс становления территориального общественного самоуправления (ТОС) в Белгороде, как института взаимодействия муниципальной власти с городским сообществом. Для анализа использованы данные социологических исследований, проведенных в 2012-2017 гг., статистические материалы и нормативные правовые акты, регламентирующие взаимодействие ТОС с органами местного самоуправления. Выявлены ключевые проблемы, препятствующие развитию территориального местного самоуправления в Белгороде, сформулированы рекомендации по их преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the process of territorial public self-government’s formation in Belgorod, as an interaction’s institution of municipal authority with the city community. Authors are using results of sociological research (2012-2017), statistical materials and legal acts, regulating the interaction of municipal authority with the city community. The key problems interfering the interaction of municipal authority with the city community are revealed, recommendations about their overcoming are formulated.

Текст научной работы на тему «Территориальное общественное самоуправление как Институт взаимодействия муниципальной власти и населения»

УДК 316.35

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ

TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT AS AN INSTITUTION AT INSTITUTION OF THE INTERACTION BETWEEN MUNICIPAL AUTHORITIES

AND THE POPULATION

Б.В. Заливанский1, Е.В. Самохвалова2 B.V. Zalivansky1, E.V. Samokhvalova2

1 Институт муниципального развития и социальных технологий, Россия, 308002, Белгород, ул. Генерала Лебедя, 2 2 Municipal Development and Social Technologies Institute, 2 General Lebed St., Belgorod, 308002, Russia

2 Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 Belgorod state national research university, 85 Pobedy St, Belgorod, 308015, Russia

E-mail: Zalivansky@imrst.ru; Samokhvalova@bsu.edu.ru

Аннотация

В статье рассмотрен процесс становления территориального общественного самоуправления (ТОС) в Белгороде, как института взаимодействия муниципальной власти с городским сообществом. Для анализа использованы данные социологических исследований, проведенных в 2012-2017 гг., статистические материалы и нормативные правовые акты, регламентирующие взаимодействие ТОС с органами местного самоуправления. Выявлены ключевые проблемы, препятствующие развитию территориального местного самоуправления в Белгороде, сформулированы рекомендации по их преодолению.

Abstract

The article describes the process of territorial public self-government's formation in Belgorod, as an interaction's institution of municipal authority with the city community. Authors are using results of sociological research (2012-2017), statistical materials and legal acts, regulating the interaction of municipal authority with the city community. The key problems interfering the interaction of municipal authority with the city community are revealed, recommendations about their overcoming are formulated.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, муниципальная власть, общественное участие, взаимодействие власти и населения, соседское сообщество. Keywords: territorial public self-government, municipal authority, public participation, interaction of municipal authority with the city community, neighborhood community.

В современных российских условиях большинству муниципальных образований все сложнее становится эффективно решать вопросы социально-экономического развития территорий. С одной стороны, это связано с острой нехваткой собственных бюджетных средств, и, как следствие, финансово-экономической зависимостью от вышестоящих бюджетов. С другой стороны, ситуация осложняется рассогласованностью целей, задач органов управления и потребностей, интересов граждан. Исследователи все чаще отмечают факт отчуждения между властью и населением, в том числе, на наиболее близком для граждан муниципальном уровне. В результате можно считать уже классическими обвинения власти в неэффективности, бюрократизме и коррупции и нежелание населения участвовать в управлении территорией [ 1].

В этой связи особую значимость приобретают работы, посвященные развитию направлений конструктивного взаимодействия муниципальной власти и местных сообществ. Ключевыми среди таких направлений, по мнению ученых, являются взаимное информирование о потребностях и проблемах местной власти и жителей; общественное участие в решении проблем социально-экономического развития [2].

На практике такое взаимодействие возможно обеспечивать посредством одного из институтов в системе местного самоуправления Российской Федерации -территориального общественного самоуправления (ТОС). ТОС представляет собой созданную целенаправленными усилиями, первичную, наиболее простую, близкую и понятную для населения форму решения проблем, затрагивающих его индивидуальные и коллективные интересы. Основной целью ТОС является решение жителями вопросов местного значения на конкретной территории, например, в отдельно взятом доме или дворе с прилегающими к нему домами. Такой институт «в идеале» формируется исключительно на началах добровольности и демократизма, а действия, идущие «снизу - вверх», являются проводником народной инициативы.

С другой стороны, в своей деятельности органы ТОС реализуют контрольные, информационные, распределительные, представительные и исполнительные функции [3]. Это позволяет муниципальной власти оперативно реагировать на проблемы жизнедеятельности населения, как определенной территории, так и муниципалитета в целом. Кроме того, логика формирования ТОС состоит и в аккумулировании ресурсов (организационных, финансовых, кадровых и др.) в целях развития территорий муниципального образования. Таким образом, муниципальная власть через органы ТОС может не только транслировать управленческую информацию непосредственно жителям муниципального образования, но и решать проблемы социально-экономического развития с участием местного сообщества, получая актуальную и адекватную текущей ситуации обратную связь.

Определяющей характеристикой ТОС является наличие инициативы населения в рамках различных форм самоорганизации. Указанное обстоятельство приводит к возникновению существенных трудностей в процессе создания и развития ТОС на отдельных территориях как организационного, правового, информационного, так и индивидуально-психологического характера [4, с. 114]. Успех в преодолении этих трудностей зависит не только от активности людей, способных и желающих участвовать в решении вопросов местного значения, но и от усилий всех институтов публичной власти. Причем, взаимодействие муниципальной власти с представителями ТОС должно происходить в рамках модели социального партнерства, учитывающей, в равной степени, потребности и интересы обеих сторон и грамотное распределение ресурсов и рисков.

Однако, на практике чаще складывается административная модель взаимодействия, подразумевающая скорее прямое, нежели косвенное влияние органов местного самоуправления на активных представителей местного сообщества. Исследования современных российских авторов свидетельствуют о преобладании вертикальных коммуникационных каналов, источником которых выступают органы публичной власти и их должностные лица. Местное сообщество, заняв выжидательную позицию, оказалось фактически выключено из процесса принятия политических решений на локальной территории, а самоорганизационные возможности сообщества, включенные в жесткие организационные формы (структуры), привели к перманентному конфликту, выражением которого стало недоверие (или апатия) основной массы населения к инициативам, исходящим от органов публичной власти [5].

Проблемы и перспективы взаимодействия муниципальной власти и населения, посредством формирования и развития системы территориального местного самоуправления, можно проследить на примере города Белгорода, где с 2006 года накоплен большой опыт подобной деятельности. Исходными данными настоящего исследования стали статистические и социологические результаты, полученные в рамках опросов,

проведенных муниципальным автономным учреждением «Институт муниципального развития и социальных технологий» в 2012-2017 годах, а также публикации авторов, разрабатывающих данную проблематику.

В Белгороде развитие ТОС является одной из основных задач, обозначенной в Стратегии развития города Белгорода до 2025 года [6]. Под территориальным общественным самоуправлением на территории городского округа «Город Белгород» понимается самоорганизация (объединение) граждан по месту их жительства на определенной части территории города для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения непосредственно или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления [7].

Такие объединения в городе начали возникать еще в 2006 году, а в 2007 - решением Белгородского городского Совета депутатов 25 декабря была утверждена городская целевая программа «Развитие общественного самоуправления в городе Белгороде на 2008-2011 годы». Целью программы являлось обеспечение на территории города Белгорода гражданского согласия, солидарности среди соседских сообществ и различных социально-профессиональных групп населения, активизация творческого потенциала граждан в решении вопросов местного значения [8].

Безусловно, ждать полной самоорганизации граждан, в условиях гражданской пассивности населения и недоверия к действиям власти, не представлялось возможным. А, следовательно, важнейшими задачами являлись создание условий для самоорганизации жителей, объединение их усилий с действиями муниципальной власти городского округа в решении различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы.

Для этого, были созданы 27 Советов территорий (11 Советов территорий в Восточном округе и 16 Советов территорий в Западном) - органов общественной самодеятельности, не имеющих членства. В состав Советов территорий, как правило, входят: руководители предприятий и учреждений, представители общественных организаций, опорных пунктов милиции, представители обслуживающих организаций (ТСЖ и УК) председатели ТОС, представители сферы образования, культуры, представители социальной сферы, духовенства, молодежные лидеры, секретари территориальных первичных организаций партии политических партий. В среднем численность Совета территорий составляет от 15 до 40 человек.

За счет внутренних резервов администрации Белгорода, в штат Советов введена должность секретаря. Секретари выполняют огромную работу, помогая председателю Совета, как правило, депутату Совета депутатов города разбираться с обращениями и жалобами горожан, контролировать состояние территории - чистоты, озеленения и т.д., проводить работу с хозяйствующими субъектами по самым разным вопросам - от дополнительной социальной поддержки нуждающихся до благоустройства прилегающих территорий, праздничного оформления и т.п. [9].

Со стороны исполнительной власти городского округа в Управлении информации и массовых коммуникаций администрации города Белгорода (в настоящее время Управление общественных отношений) была создана служба взаимодействия с организациями общественного самоуправления. Территориальными органами исполнительной власти, активно работающими с представителями ТОС, являются Комитеты по управлению Восточным и Западным округами администрации города Белгорода (далее Комитеты). Их основными задачами являются: осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию округа; взаимодействие с органами общественного самоуправления; организация работ по проведению благоустройства, ландшафтному озеленению, санитарному состоянию территории [10].

К примеру, развитием ТОС на территории Западного округа занимается Отдел по развитию местного самоуправления и работе с населением Комитета по управлению Западным округом города (далее - Отдел). Связующим звеном в организации ТОС,

организаторами взаимодействия жителей с депутатами, руководителями администраций являются главные специалисты отдела (секретари Советов территорий). Как уже упоминалось, они:

- осуществляют взаимодействие с хозяйствующими субъектами и общественными формированиями по вопросам развития территории и обеспечения безопасности жизни;

- отвечают за создание органов ТОС на закрепленной территории, оказывают содействие развитию общественного самоуправления на территории округа;

- взаимодействуют с органами ТОС и оказывают им содействие в организации решения вопросов местного значения, определенных уставом ТОС;

- оказывают методическую и консультативную помощь председателям ТОС, способствуют организации информационного обеспечения деятельности ТОС в средствах массовой информации;

- принимают участие в организации досуга населения, проведении праздников микрорайонов, культурно-массовых и спортивных мероприятий по месту жительства.

Предполагалось, что социальный эффект от реализации программы будет достигнут посредством улучшения следующих показателей:

- динамика создания ТОС (всего в городе планировалось создать около 660

ТОС);

- уровень электоральной активности населения;

- уровень доверия населения к органам общественного и местного самоуправления, Совету депутатов города Белгорода, администрации города Белгорода;

- количество граждан, участвующих в работе объединений по интересам, в том числе клубов по месту жительства, количество этих объединений;

- уровень социальной стабильности в городе (отсутствие акций протеста, снижение числа жалоб на органы местного самоуправления, адресованных на областной и федеральный уровни власти).

Однако, результаты проведенных исследований позволяют констатировать несоответствие планируемых результатов развития ТОС в городе реальному положению дел. Несмотря на тот факт, что в городе к 2017 году создано 548 ТОС, органы территориального общественного самоуправления оказались не способны взять всю полноту ответственности за решение общезначимых проблем местного сообщества. В перспективе при сохранении тенденции передачи им полномочий городских органов управления, в условиях слабой ресурсной обеспеченности (причем не только финансовой, но и кадровой), они скорее «захлебнутся» от нагрузки и не смогут мобилизовывать население. В результате органы местного самоуправления будут вынуждены и в дальнейшем выполнять частично функции ТОС, либо потеряют контроль над ситуацией.

К основным трудностям, приведшим к такому положению дел можно отнести следующие. Во-первых, важной проблемой, если не основной, является проблема отсутствия у органов ТОС финансовых ресурсов. Денежных взносов граждан недостаточно для осуществления больших проектов, а привлечение заемных средств - практически невозможно. В местных бюджетах для этих целей весьма неохотно закладываются средства, а чаще всего отсутствуют вообще. Так, по данным опроса белгородских председателей ТОС, проведенного в 2017 году, почти в каждом четвертом случае основным источником финансирования ТОС являются сами жители, вкладывающие личные средства и только почти в каждом седьмом - муниципальный бюджет. Слабо развита и система муниципальных грантов органам ТОС для социально-экономического развития территории, предоставляемых на конкурсной основе. Согласно результатам исследования, средства от участия в конкурсах и грантах, как НКО, в 2017 году составляют финансовую основу деятельности только 3.53% белгородских ТОС [11].

В тоже время реализовать проект по развитию территории без подкрепления его финансовыми ресурсами невозможно. Многие представители ТОСовского движения

отмечают, что их сообщества могли бы делать еще больше, если бы у них имелось достаточно денежных средств. При этом рассчитывают они, в основном, на муниципальную поддержку. Так, 53.53% активистов ТОС пока не задумывались о возможностях самостоятельно «зарабатывать» средства для решения проблем по месту жительства, а почти каждый третий уверен - таких возможностей нет.

Самостоятельно планируют зарабатывать только 11.18% председателей ТОС, однако, это влечет необходимость оформления статуса юридического лица. В этом случае ТОС совместно с советами многоквартирных домов (по договоренности) могли бы взимать денежные средства с хозяйствующих субъектов за:

- размещение рекламных объявлений в лифтах и на фасадах домов, входящих в состав конкретного ТОС;

- за размещение печатной продукции на информационных досках, расположенных у входов в подъезды;

- размещение на общем имуществе домов, входящих в состав отдельного ТОС, аппаратуры интернет-провайдеров;

- сдачу в аренду крыш жилых зданий организациям для установки и размещения наружных рекламных конструкций;

- сдачу в аренду подвальных помещений и цокольных этажей зданий (относящихся к отдельным ТОС) магазинам, организациям, и т.д.;

- установление платежных терминалов, на площадках в подъездах, вестибюлях или у входов в подъезд;

- установку вендинговых автоматов (согревающие напитки, мороженое, автоматы с играми и т.д.) и т.д.

Однако, подавляющее большинство белгородских ТОС не являются юридическими лицами, при этом в 72.94% случаев и не планируют это делать, в основном по причине, как указали председатели отсутствия необходимости. Таким образом, можно констатировать скорее наличие «иждивенческой» активности, нежели конструктивной, жители, по-прежнему, ждут решения своих проблем от власти.

Еще одной проблемой объективного характера является нехватка квалифицированных кадров. Осуществление территориального общественного самоуправления - это процесс, требующий наличия лидеров, имеющих определенные знания и опыт, желающих заниматься сплочением жителей, для достижения публичных целей, способных взять инициативу по организации и развитию органов ТОС в свои руки.

Однако, на практике активисты территорий - это, главным образом, жители старшего (предпенсионного и пенсионного) возраста. При этом, усредненный «портрет» характеризует руководителя ТОС как недостаточно информированного, в основном пассивного представителя городского сообщества. У данной категории граждан, как и пять лет назад, есть желание, но среди них, зачастую, нет инициативных личностей, способных взять ответственность на себя [12].

Безусловно, что пассивность большинства руководителей ТОС, их нежелание проявлять большую активность в решении проблем, стоящих перед городским сообществом в определенной степени обусловлены общим «застойным» восприятием социально-экономической ситуации. Так, почти половина опрошенных (46.03%) уверена, что экономическая ситуация в городе не изменится. Но ключевая причина пассивности все же находится в области «личного фактора», так как существенная часть респондентов (41.27%) заявила о нежелании принимать участие в различных мероприятиях: субботниках, фестивалях и т.д. А из тех, кто все же готов к участию в мероприятиях, лишь 14.92% претендуют на роль активистов и 2.22% могут выступить организаторами [11].

Такое описание не характерно для примерно 10-20% председателей городских ТОС, которых действительно можно причислить к тем, кто заинтересован в своей деятельности и готов к активной организаторской работе.

Кроме того, большинство населения все еще не готово активно участвовать в процессах принятия решений и контроле за их исполнением. Пока, как и пять лет назад, практически 37% не хотели бы принимать участие в подобной деятельности (5,7% из них считает, что это работа администрации города; 6,3% полагает, что это работа УК/ТСЖ, которая и так оплачивается).

Отчасти, это связано с тем, что, участвуя в общественном самоуправлении, население зачастую сталкивается с муниципальной бюрократией. Несмотря на организационные трудности в деле создания органов ТОС, среди граждан предельно мала доля противников таких форм организации. Отношение к Советам территорий пока еще более сдержанное, чем к ТОС. Возможно, причиной этого является слабая информированность граждан о потенциале данных структур. В силу изложенных выше обстоятельств можно сделать предположение: меры по формированию системы территориального общественного самоуправления и солидарной городской общины, как и пять лет назад, в целом могут иметь и отрицательные последствия, особенно в том случае, если эти меры будут носить принудительный характер [11, 12].

В этой связи, безусловно, важно привлекать активных представителей местного сообщества к территориальному общественному самоуправлению, одновременно укрепляя социальный статус председателей ТОС. Основными мерами могли бы стать:

- личная поддержка мэра (например, подготовка «письма от мэра» с обращением к председателю ТОС, предложениями по направлениям сотрудничества, пожеланием успехов в работе и т.п.);

- личная поддержка депутата (например, организация личной встречи председателей ТОС с депутатом по графику);

- информирование жителей о председателе ТОС и возможностях взаимодействия с ним (например, через включение контактной информации председателя ТОС в документ на оплату коммунальных услуг для организации возможности представления им интересов жителей во взаимодействии с УК, осуществлении общественного контроля за качеством уборки территории и вывозом мусора, решением вопросов благоустройства);

- выделение на безвозмездной основе именных почтовых ящиков председателям ТОС, в которые жители могли бы опускать свои обращения;

- обучение председателей ТОС основам работы с жителями в социальных

сетях;

- размещение информации о председателях ТОС в социальных сетях и т.д.

Еще одной проблемой является проблема дефицита информации. Необходимо

сказать, что органы ТОС и Советы территорий встраиваются в информационную систему, через которую жители узнают о планах и деятельности органов власти, а городские структуры о нуждах и проблемах горожан. Мнение муниципальных служащих и депутатов органов местного самоуправления по вопросу доступности форм общественного участия зачастую расходятся с мнением самих граждан. Отсутствие достоверной и качественной информации о процессах, происходящих на территории, является одним из основных препятствий динамичному и продуктивному развитию территориального общественного самоуправления.

Безусловно, что организация информирования общественности о возможностях участия в территориальном общественном самоуправлении является необходимым, но далеко не достаточным условием для возникновения инициатив граждан. В настоящее время отсутствует специализированная система подготовки в учебных заведениях по направлениям деятельности ТОС. Примеры успешно действующих ТОС возникают там, где в их работе принимают участие талантливые люди, руководители по призванию, например, государственные служащие, вышедшие на пенсию, действующие руководители предприятий и организаций. Однако таких людей не может быть много. Важно, что активисты (лидеры) этого движения смогут повести за собой людей. Так как после

появления первых органов ТОС они своим примером демонстрируют возможности этой формы общественной активности и, делясь своим опытом, фактически создают систему подготовки новых активистов ТОС.

Жители, выразившие инициативу по созданию или участию в территориальном общественном самоуправлении, редко владеют необходимой информацией и знаниями по организации этого процесса. Без соответствующей компетентной помощи они могут допустить много ошибок и получить негативный опыт, который способен погасить возникшую активность. Муниципалитет уже сегодня организует различные курсы, семинары, повышения квалификации для лидеров ТОС. Где-то это вполне профессиональные занятия, действительно много дающие своим слушателям, где-то это традиционная накачка, инструктаж начальства, как в советские времена. Но важна сама положительная тенденция.

Для того чтобы процесс обучения не был формальным, очевидно не следует организовывать тотальный «всеобуч» и собирать всех участников территориально в одном месте в одно и то же время. Целесообразно предусмотреть более гибкие формы такого обучения. Для желающих принять участие в процедурах прямого получения знаний желательно организовать тренинги, форсайт-мероприятия на которых участники получат возможность активно общаться и обсуждать ситуационные проблемы. Такие мероприятия должны проводить специально подготовленные модераторы из числа специалистов местной администрации, преподавателей вузов, представителей экспертного сообщества.

Многие граждане, в виду особенностей своего характера, занятости и иных причин, должны получить возможность пройти обучение в удаленной форме, путем ознакомления с учебно-методическими материалами, которые могут находиться на информационных порталах, а так же предоставляться в печатном виде. Возможно, органам муниципальной власти надо предусмотреть разработку и более простых учебных материалов, предназначенных для подрастающего поколения, старшеклассников, студентов средних и высших профессиональных учебных заведений, например, в форме деловых игр, проводимых на занятиях.

В этой связи необходимо активизировать информационную работу по разъяснению сущности территориального общественного самоуправления и практической пользы от участия в его деятельности. Широту информационного потока могут обеспеченность совокупность имеющихся средств массовой информации и информационно-коммуникационных технологий.

Источниками и технологиями информирования жителей могут выступать:

- газета «Наш Белгород»;

- информационные стенды;

- информационные сообщения по радиоканалам;

- встречи с населением, представителями общественных организаций;

- приемы граждан;

- организация работы телефонной горячей линии - «На связи ТОС»;

- проведение Дней информирования;

- проведения Недели администрации на территориях городского округа.

К мероприятиям по повышению информационной грамотности населения и популяризации деятельности ТОС можно также отнести:

1. Выпуск информационных листовок и буклетов, в которых будет раскрыто понятие ТОС, его функции, приведены примеры организации ТОС и конкретные результаты его деятельности; популяризировать деятельность ТОС с помощью информационных роликов и статей в региональных и муниципальных СМИ.

2. Организация работы по популяризации ТОС в социальных сетях и блогосфере. Создавать специальные информационные Интернет-порталы, «группы» - сообщества в социальных сетях, блоги представителей или руководителей ТОС.

3. Организация собраний населения, на которых будет доводиться информация о плюсах ТОС.

Повышение значимости ТОС возможно и через наделение их представителей дополнительными полномочиями. Такими полномочиями могли бы, например, стать:

- оказание содействия нанимателям и собственникам жилых помещений в осуществлении контроля за выполнением управляющими кампаниями (далее - УК) их обязательств по договорам управления многоквартирными домам (например, включение оценки деятельности УК председателями ТОС в процедуру рейтингования УК);

- оказание содействия службам в работе с собственниками жилых помещений (например, организация поквартирных / подворовых обходов с целью своевременного заключения / перезаключения договоров на обслуживание многоквартирных домов, вывоз ТБО в частном секторе и т.д. с непосредственным участием председателей ТОС);

- осуществление общественного контроля за санитарно-эпидемиологической обстановкой и пожарной безопасностью (например, включение председателя ТОС в состав соответствующих комиссий, служб, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор);

- оказание содействия органам социальной защиты (например, организация совместной работы председателя ТОС с органами социальной защиты по ведению (уточнению) социального паспорта территории ТОС);

- оказание содействия правоохранительным органам (например, организация совместных с представителями правоохранительных органов рейдов добровольных народных дружин; участие в профилактической работе с «трудными» подростками, неблагополучными семьями; сбор председателем ТОС материалов, указывающих на наличие события административного правонарушения и т.д.);

- выдача, заверение документов, при обеспечении председателя ТОС бланком и/или печатью (например: справок, подтверждающих место проживания, необходимых для оформления субсидий, детских пособий; актов обследования жилищно-бытовых условий граждан, имеющих намерение усыновить / взять под опеку (попечительство) ребенка / создать приемную семью; характеристик граждан, проживающих на данной территории (по месту работы, органам местного самоуправления, правоохранительным органам, военкомату); ходатайств в органы социальной защиты и т.п.);

- оказание содействия жителям в получении оперативной и достоверной информации, необходимой для разрешения жизненных ситуаций т.д.

Еще одной важной составляющей самоорганизации населения в месте проживания является наличие соседского сообщества. По мнению современных авторов, благодаря соседскому обществу формируется ткань современного гражданского общества, устанавливаются соотношения партнерства и сотрудничества между соседями, жителями и сообществом, местными властями, внешними организациями и институтами. Именно эти организации формируют «кирпичики», из которых строится система территориального общественного самоуправления в муниципалитетах России [13]. В то же время, взаимоотношения с соседями в городе пока тоже далеки от модели «партнерства». Важным препятствием к объединению, эффективным совместным действиям является дефицит доверия людей друг к другу и структурам муниципальной власти. Возник своего рода порочный круг: недоверие порождает разобщенность, разобщенность питает недоверие. Отчасти на это есть и объективные причины, например, атомизация общества в эпоху роста потребления как значимой ценности. Распространение потребительского образа жизни, отмечают исследователи, неизбежно сопровождается ростом социальной изоляции. Люди замыкаются в узком кругу своих интересов, теряют глубокие и крепкие связи, узы родства и дружбы, тотально распространяется одиночество как стиль жизни [14]. С дугой стороны, констатировать наличие системно реализуемых муниципальной властью в этом направлении мер тоже пока затруднительно.

Укрепить соседские взаимоотношения в городском округе возможно через формирование системы безвозмездной взаимопомощи среди членов одного ТОС, например, оказания на безвозмездной основе:

- бытовых услуг (ремонт обуви, пошив одежды и т.д.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- помощи по хозяйству (присмотреть за детьми, полить цветы и т.д.);

- материальной помощи (вещи, игрушки в дар и т.д.);

- денежной помощи (касса взаимопомощи ТОС).

Принципиально возможны два сценария организации подобных систем в границах конкретных ТОС Белгорода. Первый вариант - централизованный. Такой вариант реализуется при участии администрации города и предполагает размещение соответствующей информации на отдельных страницах 27 онлайн-площадок, созданных в рамках белгородского проекта «Открытый ТОС». Централизация, в данном случае, предполагает проработку единого макета страницы, разработку методических рекомендаций и обучение представителей ТОС работе с ней.

Такая страница может быть названа «Скорая соседская помощь» («Доброштаб», «Бюро добрых услуг») и структурирована по характеру действий: «хочу помочь / приму помощь» или по категориям услуг (например, «Бабушка на час» и т.п. (для предложений об оказании услуг), «касса взаимопомощи» (финансы ТОС), «отдам / приму в дар» (для безвозмездного обмена вещами и предметами быта) и т.п.).

Второй вариант - децентрализованный. В данном случае представители ТОС самостоятельно организуют «электронный» вариант «скорой соседской помощи» (при реализации данного варианта представители администрации участвуют в качестве консультантов, например, организуют «всеобучи» и т.п.). Такой вариант, менее затратный, но и менее удобный для взаимодействия, может быть реализован через аккаунты представителей ТОС в социальных сетях. Отчасти, мы уже имеем позитивный опыт подобной деятельности. Например, на форуме сайта микрорайона «Катюшки» [15], по инициативе одной из жительниц самоорганизовалась целая система, включающая просьбы, предложения и благодарности жителей микрорайона, размещенные на более чем 100 страницах переписки». В данном случае можно «подписать» к аккаунту всех членов ТОС в целях оперативного информирования о нуждах и предложениях помощи.

В настоящее время, почти 70% представителей ТОС еще не думали об организации подобной системы, и только 11.18% - не видят в ней смысла [11]. В то же время организация общественно-значимой деятельности по решению вопросов местного значения -проведение субботников, праздников, конкурсов на лучший двор, дом, совместная посадка деревьев, цветов и т.д. позволит не только решить конкретные проблемы территории, но и создать теплую атмосферу соседской взаимопомощи. Совместные действия объединяют людей, а реальные результаты придают им чувство нужности, уверенность в том, что совместными усилиями можно много добиться и сделать жизнь вокруг себя лучше.

В заключении хотелось бы отметить, что потенциально с развитием системы ТОС жители, ощущающие себя хозяевами своей территории, займут более активную гражданскую позицию, охотнее возьмут на себя ответственность за судьбу своего дома, двора, города. Однако, на практике процесс взаимодействия в системе «органы местного самоуправления - ТОС» пока скорее носит однонаправленный характер. Отчасти, это связано с тем, что, участвуя в общественном самоуправлении, население зачастую сталкивается с муниципальной бюрократией и проблемами ресурсной необеспеченности механизмов реализации своих идей. С другой стороны, причиной, препятствующей реализации общественных инициатив, является их (инициатив) отсутствие. Представители местного сообщества чаще проявляют «иждивенческую», нежели конструктивную активность, по-прежнему, не желая включаться в процесс управления территорией и ожидая решения своих проблем от власти.

Список литературы

References

1. Заборова Е.Н. Власть и население: аспекты взаимодействия на муниципальном уровне // Вопросы управления. 2014. C. 42-48.

Zaborova E.N. Vlast' i naselenie: aspekty vzaimodejstviya na municipal'nom urovne // Voprosy upravleniya. 2014. pp. 42-48 (in Russian).

2. Барбаков Г.О., Курашенко И.А., Устинова О.В. Взаимодействие муниципальной власти с населением: формы и критерии оценки // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-4. С. 746750.

Barbakov G.O., Kurashenko I.A., Ustinova O.V. Vzaimodejstvie municipal'noj vlasti s naseleniem: formy i kriterii ocenki // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 12-4. pp. 746-750 (in Russian).

3. Гайдуков Р.И. Интеграция территориального общественного самоуправления в систему управления муниципальным образованием : диссертация ... кандидата социологических наук. Белгород, 2012.221 с.

Gajdukov R.I. Integraciya territorial'nogo obshchestvennogo samoupravleniya v sistemu upravleniya municipal'nym obrazovaniem : dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Bel-gorod, 2012. 221 p. (in Russian).

4. Мерсиянова И.В. Территориальное общественное самоуправление как форма общественного участия. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Mersiyanova49-168.pdf (дата обращения: 20.05.2017).

Mersiyanova I.V. Territorial'noe obshchestvennoe samoupravlenie kak forma obshche-stvennogo uchastiya. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Mersiyanova49-168.pdf (in Russian).

5. Безвиконная Е. В. Территориальное общественное самоуправление как условие реализации самоорганизационного потенциала местного самоуправления // Вестник Омского университета. 2011. № 3. С. 287-29.

Bezvikonnaya E. V. Territorial'noe obshchestvennoe samoupravlenie kak uslovie reali-zacii samoorganizacionnogo potenciala mestnogo samoupravleniya // Vestnik Omskogo universi-teta. 2011. № 3. pp. 287-29 (in Russian).

6. Об утверждении Стратегии развития города Белгорода до 2025 года и плана мероприятий органов местного самоуправления по реализации стратегии развития города Белгорода до 2025 года на 2017 - 2020 годы : Решение Совета депутатов города Белгорода от 30 января 2007 года № 413 (ред. от 29 ноября 2016 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/428521424.

Ob utverzhdenii Strategii razvitiya goroda Belgoroda do 2025 goda i plana meropriya-tij organov mestnogo samoupravleniya po realizacii strategii razvitiya goroda Belgoroda do 2025 goda na 2017 - 2020 gody : Reshenie Soveta deputatov goroda Belgoroda ot 30 yanvarya 2007 goda № 413. URL: http://docs.cntd.ru/document/428521424 (in Russian).

7. О территориальном общественном самоуправлении на территории городского округа «Город Белгород» : Решение Совета депутатов города Белгорода от 23 мая 2006 года № 288 (ред. от 28 марта 2017 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/412329179

O territorial'nom obshchestvennom samoupravlenii na territorii gorodskogo okruga «Gorod Belgorod» : Reshenie Soveta deputatov goroda Belgoroda ot 23 maya 2006 goda № 288. URL: http://docs.cntd.ru/document/412329179 (in Russian).

8. Об утверждении городской целевой программы «Развитие общественного самоуправления в городе Белгороде на 2008-2011 годы» : Решение Совета депутатов города Белгорода от 25 декабря 2007 года № 603. URL: http://belgorod.news-city.info/docs/sistemsw/dok_iegrsz.htm (in Russian).

Ob utverzhdenii gorodskoj celevoj programmy «Razvitie obshchestvennogo samoupravle-niya v gorode Belgorode na 2008-2011 gody» : Reshenie Soveta deputatov goroda Belgoroda ot 25 dekabrya 2007 goda № 603. URL: http://belgorod.news-city.info/docs/sistemsw/dok_iegrsz.htm (in Russian).

9. Горожане обсуждают вопросы развития общественного самоуправления в Белгороде // Сайт территориального общественного самоуправления города Белгорода. URL: http://beltos.ru/ (дата обращения: 02.06.2017).

Gorozhane obsuzhdayut voprosy razvitiya obshchestvennogo samoupravleniya v Belgorode // Sajt territorial'nogo obshchestvennogo samoupravleniya goroda Belgoroda. URL: http://beltos.ru/ (in Russian).

10.Об утверждении Положений о комитетах по управлению Восточным и Западным округами администрации города Белгорода : Решение совета депутатов от 27 июня 2006 г. № 307. URL: http://docs.cntd.ru/document/469037729 (дата обращения: 02.06.2017).

Ob utverzhdenii Polozhenij o komitetah po upravleniyu Vostochnym i Zapadnym okru-gami administracii goroda Belgoroda : Reshenie soveta deputatov ot 27 iyunya 2006 g. № З07. URL: http://docs.cntd.ru/document/469037729 (in Russian).

11. Информационно-аналитический отчет по итогам экспертного опроса «Проблемы и перспективы развития системы территориального общественного самоуправления в городе Белгороде», проведенного в июне 2017 года МАУ «Институт муниципального развития и социальных технологий» методом экспертного опроса председателей TOC (N= З15). Белгород, 2017.

Informacionno-analiticheskij otchet po itogam ehkspertnogo oprosa «Problemy i perspektivy razvitiya sistemy territorial'nogo obshchestvennogo samoupravleniya v gorode Belgorode», provedennogo v iyune 2017 goda MAU «Institut municipal'nogo razvitiya i social'nyh tekhnologij» metodom ehkspertnogo oprosa predsedatelej TOS (N= 315). Belgorod, 2017 (in Russian).

12. Информационно-аналитический отчет по итогам социологического исследования «Развитие системы территориального общественного самоуправления в городе Белгороде», проведенного в июне 2012 года МАУ «Институт муниципального развития и социальных технологий» методом анкетного опроса населения (N=1000). Белгород, 2017.

Informacionno-analiticheskij otchet po itogam sociologicheskogo issledovaniya «Razvitie sistemy territorial'nogo obshchestvennogo samoupravleniya v gorode Belgorode», provedennogo v iyune 2012 goda MAU «Institut municipal'nogo razvitiya i social'nyh tekhnologij» metodom anketnogo oprosa naseleniya (N=1000). Belgorod, 2012 (in Russian).

13.Бурылова Л.А. Херриториальное общественное самоуправление - власть или самодеятельность? // ^временный город: власть, управление, экономика. 2013. № 3. C. З5.

Burylova L.A. Territorial'noe obshchestvennoe samoupravlenie - vlast' ili samodeya-tel'nost'? // Sovremennyj gorod: vlast', upravlenie, ehkonomika. 201З. № З. pp. З5 (in Russian).

14.Кривопусков В.В. Доверие в консолидации российского общества: диссертация ... д.с.н. 201З. Ростов-на-Дону. З11 с.

Krivopuskov V.V. Doverie v konsolidacii rossijskogo obshchestva: dissertaciya ... d.s.n. 2013. Rostov-na-Donu. 311 p. (in Russian).

И^оседская взаимопомощь и поддержка. http://www.katushki.com/forum/topic.php?id =4168 (дата обращения: 02.06.2017).

Sosedskaya vzaimopomoshch' i podderzhka. http://www.katushki.com/forum/topic.php?id =4168 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.