Научная статья на тему 'Современные требования предъявляемые к сотруднику органов внутренних дел как защитнику правопорядка'

Современные требования предъявляемые к сотруднику органов внутренних дел как защитнику правопорядка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2002
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЗАЩИТНИК ПРАВОПОРЯДКА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MODERN REQUIREMENTS / EMPLOYEE OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / LAWYER / PROFESSIONALISM / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сурцев Александр Владимирович

В статье выявлены современные требования предъявляемые к сотруднику органов внутренних дел как защитнику правопорядка. Сделан вывод о том, что сегодня все более важную роль играет профессионал и компетентный работник, его образование, интеллект, образованность, профессиональное поведение. В условиях политической и социальной напряженности, особенно важна стрессоустойчивость сотрудников полиции. Ее важно воспитывать, формировать, развивать, так как сотрудники постоянно сталкиваются со специфическими психологическим условиями профессиональной деятельности, когда необходимо призывать свою волю и устойчивость к негативным воздействиям, противостоять реальной опасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сурцев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN REQUIREMENTS INTRODUCED TO THE EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A DEFENDER OF LAW ORDER

The article identifies modern requirements for an employee of the internal affairs bodies as a defender of law and order. It is concluded that today a professional and competent employee plays an increasingly important role, his education, intellect, education, professional behavior. In conditions of political and social tensions, the stress resistance of police officers is especially important. It is important to educate, shape, develop, as employees are constantly faced with specific psychological conditions of professional activity, when it is necessary to call upon their will and resistance to negative influences, to confront real danger.

Текст научной работы на тему «Современные требования предъявляемые к сотруднику органов внутренних дел как защитнику правопорядка»

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры специальных дисциплин Сурцев Александр Владимирович

Северокавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, майор полиции (г. Нальчик)

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОТРУДНИКУ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ КАК ЗАЩИТНИКУ ПРАВОПОРЯДКА

Аннотация. В статье выявлены современные требования предъявляемые к сотруднику органов внутренних дел как защитнику правопорядка. Сделан вывод о том, что сегодня все более важную роль играет профессионал и компетентный работник, его образование, интеллект, образованность, профессиональное поведение. В условиях политической и социальной напряженности, особенно важна стрессоустойчивость сотрудников полиции. Ее важно воспитывать, формировать, развивать, так как сотрудники постоянно сталкиваются со специфическими психологическим условиями профессиональной деятельности, когда необходимо призывать свою волю и устойчивость к негативным воздействиям, противостоять реальной опасности.

Ключевые слова: современные требования, сотрудник органов внутренних дел, защитник правопорядка, профессионализм, компетентность.

Annotation. The article identifies modern requirements for an employee of the internal affairs bodies as a defender of law and order. It is concluded that today a professional and competent employee plays an increasingly important role, his education, intellect, education, professional behavior. In conditions of political and social tensions, the stress resistance of police officers is especially important. It is important to educate, shape, develop, as employees are constantly faced with specific psychological conditions of professional activity, when it is necessary to call upon their will and resistance to negative influences, to confront real danger.

Keywords: modern requirements, employee of internal affairs bodies, lawyer, professionalism, competence.

Введение. Реформирование, модернизация, новые социально-экономические условия предъявляют новые требования к сотруднику органов внутренних дел как защитнику правопорядка. Возможность достижения достаточного уровня профессионализма сотрудников правоохранительных органов имеет ввиду наличие необходимых учебно-организационных условий для их профессионального развития.

Изложение основного материала статьи. Известно, что профессионализм сотрудника органов внутренних дел как защитнику правопорядка может быть сформирован в ходе специального профессионального правового образования.

Профессионализм, согласно, А.И. Турчинову, понимается как «высший стандарт профессиональной деятельности, характеризующий личностные возможности исполнителя, его свободу выбора наиболее удобных и соответствующих конкретной ситуации способов деятельности. Базу профессионализма создают высшая квалификация, мастерство и целеполагание в трудовой деятельности» [8, с. 33]. Известно еще одно распространенное понятие «профессионализма» как «глубокого и всестороннего знания в овладении прикладными умениями и навыками в конкретной области общественно полезной деятельности [2, с. 46].

Сегодня все более важную роль играет профессионал и компетентный работник, его образование, интеллект, образованность, профессиональное поведение. Но высшей степенью воспитания профессионала является его компетентность. Компетентность, по мнению И.А. Зимней, это «степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности» [3, с. 4]. Определяя термин «компетентность», многие авторы называют его достаточно проблемным и двусмысленным в правовом аспекте, так как существует законодательное определение понятия «компетентность», но в то же время данный термин не встречается в действующих нормативно-законодательных актах. Принцип, который не получил юридического закрепления и практической реализации в правоохранительных органах, остается принцип «профессиональная компетентность сотрудника» органов внутренних дел. Вместе с тем, важно, чтобы в полиции работали не только высокопрофессиональные, образованные, но и компетентные люди.

Имеющийся недостаточный объем теоретических и прикладных знаний у специалистов юридического профиля отражается на качестве работы и профессиональной деятельности сотрудников. Хорошим разрешением данной ситуации по пополнению недостающих знаний, умений, навыков сотрудников МВД является существующая разветвленная система повышения квалификации, когда на плечи сотрудников-профессионалов с большим стажем ложиться ответственность за устранение и пополнение недостающих знаний специалистов-слушателей курсов.

Один из принципов формирования профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел как защитников правопорядка является принцип постоянного динамизма, который перекликается с системой постоянного повышения квалификации и ее принципом - «Образование через всю жизнь». Даже если учитывать, что на работу в органы внутренних дел приходят работать современные высококвалифицированные специалисты, нужно понимать, что через несколько лет полученные ими знания устаревают в связи с высокой скоростью технологизации и информатизации, цифровизации общества, и конкретно, системы МВД. Поэтому сотрудникам в процессе профессиональной деятельности постоянно важно повышать профессиональные знания через использование новых моделей образования: а) через дистанционное обучение получение второго и последующего образования; б) систематическое прохождение аттестаций и курсов дополнительного образования.

В процессе получения дополнительного образования специалисты получают возможность совершенствовать профессиональную компетентность, основные качества, знания, умения и профессиональные навыки.

Требования к формированию профессионализма и профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел тесно связаны со спецификой профессиональной деятельности, профессиональной сферой и теми способами, которые используют полицейские на практике. При этом важно отметить тот факт, что в ходе реализации своей профессиональной деятельности специалисты органов внутренних дел решают самые разные вопросы, проблемы разного характера.

Наиболее чаще встречающейся формой работы полицейского, в особенности участкового полицейского - это разбор и разрешение конфликтных ситуаций. Конфликт с соседями, в котором участковому полицейскому приходится разбираться довольно часто, сегодня довольно распространенная ситуация. Источником возникновения таких конфликтов являются разные причины и первый, кто приходит на помощь в разрешении конфликта - является сотрудник, участковый по дому. Сотрудник имеет дело с накалом больших человеческих страстей, старается понять суть конфликта и пути его разрешения. Сотрудник должен выступать в роли арбитра и, одновременно, педагога-воспитателя. По этой причине, к сотрудникам органов внутренних предъявляются высокие требования в части знания общей и социальной психологии, психологии личности, профессиональной психологии, умения устанавливать и поддерживать контакты с людьми, доверительного отношения, которые зависят от уровня его компетентности и профессионализма.

Перечисленные выше требования к профессионализму и профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел как защитнику правопорядка обозначены уже в высшем учебном заведении, в специализированных вузах системы МВД, где профессиональная подготовка осуществляется средствами компетентностного подхода, ведущим компонентом которого обозначена компетентность и профессионализм. В нашем исследовании компетентность коррелируется с профессиональной деятельностью и будущими профессиональным успехом выпускника вуза. Успешность формирования профессионализма и компетентности будущих специалистов органов внутренних дел напрямую зависит от образовательного процесса. Специализированный вуз системы МВД как высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов органов внутренних дел, в значительной степени повышает эффективность реализации своих функций, если организация, содержание и технологии образовательного процесса направлены на формирование профессиональной компетентности.

Главными психологическими особенностями профессиональной работы сотрудника органов внутренних дел как защитнику правопорядка напрямую определяют те личностные качества, которые необходимы для эффективной профессиональной деятельности:

1 .Психологическая ориентированность личности на профессию полицейского;

2. Необходимая психологическая устойчивость;

3. Развитые волевые качества;

4. Способность оказывать психологическое воздействие на людей при решении оперативно - служебных задач;

5. Способность к перевоплощению;

6. Развитые профессионально - значимые познавательные качества - наблюдательность, развитая память и т.п.

7. Быстрота реакций, умение ориентироваться в сложной обстановке [6, с. 10].

Перечисленные качества развиваются постоянно и совершенствуются в ходе практической профессиональной деятельности.

Итак, более подробно о каждом психологическом качестве сотрудника органов внутренних дел как защитнику правопорядка, без которых сложно будет ему осуществлять профессиональную детальность.

Психологическая ориентированность личности на профессию полицейского.

Известно, что работники органов внутренних дел реализуют многообразные и сложные социальные, психологические задачи, так как они решаются в условиях дефицита времени, чрезвычайно повышенной социальной ответственности за допускаемые ошибки, а также постоянного риска для жизни в ходе работы на участке, при задержании преступников, в условиях оперативно-розыскной деятельности. Все это делает необходимым требование к осуществлению качественной профессиональной ориентации будущих специалистов на службу в органы внутренних дел. Важно учитывать высокие профессионально-психологические требования к сотрудникам полиции, а также к профессиональным и морально-волевым качествам полицеских, к уровню физической и психической подготовленности, которые достаточно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Необходимая психологическая устойчивость.

Под психологической устойчивостью сотрудника внутренних дел понимают такое качество человека, которое позволяет ему быть стрессоустойчивым, не подчиняться негативным психологическим обстоятельствам, не понижать или совсем отменять под их влиянием стрессов качество профессиональной работы. Профессиональная деятельность сотрудников внутренних дел предполагает определенную напряженность, стрессовость, поэтому неподготовленность человека к деятельности в экстремальных условиях, невозможность находить время для отдыха, часто плохое питание, употребление некачественной пищи, всяческие перекусы накапливают негативные эмоции и настроение, вызывая психические негативные изменения. В ходе ежегодных диспансеризаций психологи выявляют и «бракуют» достаточное количество полицейских, которым нужна медико-психологическая помощь. К негативным изменениям психологи относят различные неврозы, агрессивность, апатия, и, нередко, суицидальные мысли.

Развитые волевые качества сотрудников системы МВД.

Общеизвестно, что профессиональная работа сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка, связана с высокой напряженностью, четкостью выполнения служебных заданий, часто в ограниченные сроки. Полицейские часто вынуждены общаться и взаимодействовать с людьми, в том числе и с криминогенным контингентом, должны быть готовыми работать в экстремальных условиях и принимать быстрые и правильные решения. Согласно социальной и личностной психологии, психологическим принципам, волевое действие, как правило, совершается на основе поставленной цели или мотива. Волевое действие включает в себя следующие компоненты - выбор самой цели; планирование поставленных задач, приемов, способов, средств; организация выполнения плана и достижения цели и выполнение самого волевого действия [1, с. 43].

Способность сотрудников органов внутренних оказывать психологическое воздействие на людей при решении оперативно - служебных задач.

Среди психологических качеств и способностей полицейского особенно выделяется его способность убеждать массы, психологически воздействовать на собеседника. В.Г. Пушков отмечает, что «психологическое воздействие как преднамеренное и целенаправленное вмешательство в процессы психического взаимодействия с другим человеком осуществляется, часто, и без особого преднамеренного мотива сотрудника органов внутренних дел» [5, с. 146-156]. Действительно, часто опрашиваемые в

отсутствие сотрудника говорят, что «его (сотрудника) слова запали мне прямо в душу». Данное психологическое воздействие имеет произвольный, волевой характер, но заранее и методически подготовленное. Результаты такого психологического воздействия должны прогнозироваться, планироваться и ожидаться. Этому сотрудников учат на занятия по общей и специальной психологии. Именно таким, въедливым, проникающим, но в то же время,легким, незаметным и должно быть психологические воздействие сотрудника правоохранительных органов.

Способность сотрудника органов внутренних дел к перевоплощению.

От личностных качеств и способностей сотрудника, его профессионального мастерства зависят эффективные результаты служебной деятельности, но и сохранность здоровья и жизни сотрудника. Сотрудник имеет дело с накалом больших человеческих страстей. Особенно это замечено в работе участкового-полицейского, которому приходится часто понять суть разбираемого дела, часто сопровождаемого конфликтами между жильцами и найти пути его разрешения.

Сотрудник должен уметь выступать в роли арбитра и, одновременно, педагога-воспитателя. То есть, в данном случае, с одной стороны полицейский выступает в роли арбитра, перевоплощается в него и берет на себя его функции, а именно - выступает посредником в споре и стремится разрешить сложные вопросы конфликтующих сторон. Полицейский в роли арбитра следит за соблюдением правил в споре, справедливо, ссылаясь на законы РФ, оценивает результаты конфликта и принимает решения во всех спорных случаях.

Наряду с перечисленными профессиональными ролями, сотрудник органов внутренних дел призван выполнять и другие профессиональные роли - сыщика, следователя, судебного эксперта, психолога, дознавателя и т.д.

Следующее требование, которое предъявляется к профессионализму и компетентности сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка - это развитые профессионально - значимые познавательные качества - наблюдательность, развитая память и т.п.

Познавательные качества являются составной и важной частью разработанных «Требований, предъявляемых кандидатам, поступающим на службу в органы внутренних дел». Среди них: социальный интеллект, гибкость мыслительных процессов, способность к анализу и обобщению информации; умение делать прогноз профессиональным действиям; способность к реконструкции явлений по их косвенным признакам; творческое мышление; отсутствие эмоциональной деструкции; развитая интуиция и многие другие [7].

Не случайно, на наш взгляд в данных требованиях на первом месте стоит социальный интеллект полицейского. «Сегодня высокий уровень социального интеллекта - необходимое условие для работников профессий «человек-человек», в частности, большое значение он имеет в работе современного полицейского. В настоящее время особое внимание общества обращено на социальную адаптивность сотрудников МВД, умение правильно понимать и оценивать действия человека в различных ситуациях, общаться с людьми и оказывать им юридическую и иную помощь» [4, с. 66-69].

Следующее качество познавательных способностей - это умение полицейского делать прогноз, прогнозировать профессиональные явления и события.

Немаловажным требованием к полицейскому - это развитое на хорошем уровне внимательности и наблюдательности, так как данные качества являются основными среди профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел. Внимательность как качество личности полицейского - это его способность, которая избирательно направлена и сфокусировано собственным сознанием на определенном объекте. Наблюдательность как свойство личности, как ее способность замечать, на взгляд других, малозаметные, но очень важные существенные для расследования сыщика предметы и детали. Развитие и формирование данных свойств сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка позволит повысить не только познавательные способности, но и развить такие качества как память, ее объем, быстрота реакции и запоминания.

Выводы. Итак, сегодня все более важную роль играет профессионал и компетентный работник, его образование, интеллект, образованность, профессиональное поведение. В условиях политической и социальной напряженности, особенно важна стрессоустойчивость сотрудников полиции. Ее важно воспитывать, формировать, развивать, так как сотрудники постоянно сталкиваются со специфическими психологическим условиями профессиональной деятельности, когда необходимо призывать свою волю и устойчивость к негативным воздействиям, противостоять реальной опасности. Без сомнения, формирование профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел - долгий процесс, который берет начало в вузе и продолжается в ходе всей профессиональной деятельности полицейского. Процесс становления профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел реально, начинается еще и до вуза - в школе, где мальчики и девочки мечтают в будущем защищать покой и безопасность своих друзей, родственников, граждан. Основной штат сотрудников системы правоохранительных органов, среди которых - оперуполномоченные уголовного розыска, следователи, дознаватели, участковые полицейские -пополняется каждый год за счет выпускников вузов МВД России. Однако система МВД сегодня все еще испытывает недостаток в высококвалифицированных кадрах, в профессионалах. Правоохранительные органы не способны конструктивно, интенсивно, с полной отдачей работать в сложной оперативной обстановке. Многие поступившие сотрудники на службу в МВД фактически демонстрируют достаточно низкий уровень подготовки по специальным дисциплинам, что объясняется ежегодным уменьшением количества аудиторных часов по важным образовательным программам - «Уголовное право», «Уголовный процесс», по программам криминалистических дисциплин.

Литература:

1. Васильев Ю.В. Психологические основы организации труда следователя / Ю.В. Васильев -Волгоград., 1986. - 204 с.

2. Зазыкин В.Г., Чернышов А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М., 1993.

3. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

4. Погонина Е.А., Коваленко Е.В., Белимова А.А. К понятию социального интеллекта сотрудника полиции МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 4. С. 66-69

5. Пушков В.Г. Специфика психологического воздействия в следственной практике // Психологический журнал. Т. 18. - 1997. - №1. - С. 146 - 156

6. Смирнова Н.Н., Соловьев А.Г. Структура стрессоустойчивости сотрудников полиции // Журнал медико-биологических исследований. 2013. № 2. С. 44-49

7. Требования, предъявляемые к кандидатам, поступающим на службу в органы внутренних дел», основанные на Приказе МВД РФ от 19 мая 2009 г. № 386 "О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации

8. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика. - М., 2001. - 233 с.

Педагогика

УДК; 378.147

доцент Суханова Надежда Тимофеевна

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Балунова Светлана Альбертовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

РЕФЛЕКСИВНО-КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСАЛЬНОГО БАКАЛАВРИАТА

Аннотация. В статье рассматривается применение рефлексивно-креативного педагогического подхода в подготовке студентов универсального бакалавриата педагогического вуза при изучении дисциплин модуля «Информационные технологии».

Ключевые слова: информационное общество, универсальный бакалавриат, рефлексивно-педагогический подход, творческий конкурс, творческая культура.

Annotation. The article discusses the use of a reflective-creative pedagogical approach in preparing students for a universal bachelor's program at a pedagogical university when studying the disciplines of the Information Technology module.

Keywords: information society, universal baccalaureate, reflexive-pedagogical approach, creative competition, creative culture.

Введение. Сегодня в мировом сообществе складывается понимание того, что происходящие процессы развития и распространения информационных и телекоммуникационных технологий не только стирают границы между странами и людьми, усложняют техносферу, создают новый вид экономики - «экономику знаний», дают людям новые возможности для самореализации, но и формируют информационное общество [1]. Основным приоритетом развития образования в этих условиях становится его личностно-ориентированная направленность, т.е. организация процесса профессиональной подготовки будущего специалиста в логике компетентностного подхода с учетом таких направлений и ведущих идей Концепции модернизации российского образования как информатизация, фундаментализация, гуманизация и индивидуализация процесса обучения [7]. Реализация каждого из указанных направлений будет опираться на концепцию информационного общества, в которой главным продуктом производства являются информация и знания, креативный подход к решению профессиональных проблем, рефлексивные умения, активизирующие у будущих специалистов потребность в саморазвитии и самоактуализации.

Изложение основного материала статьи. Информационное общество оказывает сильное социальное, психологическое и культурное воздействие на личность, предъявляет к специалисту следующие требования: быть способным к профессиональной мобильности, социальной активности; иметь компетентность в смежных областях; иметь наработанную коммуникационную среду; уметь творчески решать поставленные задачи и постоянно самосовершенствоваться [5].

В рамках реализации проекта модернизации отечественного образования в российских ВУЗах внедряется система универсального бакалавриата, в которой начинается введение модульной системы обучения. В Мининском университете (НГПУ им.К.Минина) данная модель обучения апробируется c 2016 года. Данная система подготовки подразумевает, что студенты в течение первых двух лет обучения получат общие базовые знания, необходимые для бакалавра, особое внимание уделяется практико-ориентированному обучению, формированию надпредметных компетенций, обеспечивающих многообразие построения индивидуальных образовательных траекторий [8]. При проектировании образовательных программ разработчики учитывали общемировые и отечественные тенденции профессиональной подготовки будущих специалистов в период перехода к информационному обществу, которые происходят на всех ступенях образовательной деятельности в вузе (Таблица 1) [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.