Научная статья на тему 'Современные требования к уровню знаний иностранных языков преподавателей высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан'

Современные требования к уровню знаний иностранных языков преподавателей высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / CRITERIA FOR THE EVALUATION OF PROFESSORS / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ / QUALIFICATION REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL TRAINING / РЕЙТИНГ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / RATING OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / UNIVERSITY PROFESSOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахунова Елена Анваровна

В статье рассматриваются современные требования к уровню знаний иностранных языков преподавателей высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан исходя из приоритетов проводимых реформ в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахунова Елена Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные требования к уровню знаний иностранных языков преподавателей высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан»

Таким образом, в ходе проведенного анкетирования было выявлено, что мужчины, принимающие участие в анкетировании, в преобладающем большинстве занимают нейтральную позицию и воздерживаются от ответов. Женщины, напротив, активно включаются в эксперимент. Ответы респондентов позволили определить отсутствие высшего образования у лиц с сенсорной депривацией. Установить причины, по которым респонденты не продолжали свое образование и вскрыть трудности, с которыми сталкиваются незрячие и неслышащие испытуемые. Зарегистрирована необходимость наличия безбарьерной среды в образовательных организациях высшей и средней школы и наличие переводчика в процессе обучения.

Литература

1. Концептуальная модель системы непрерывного профессионального образования инвалидов: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Старобина Елена Михайловна. СПб.: РГПУ, 2004. 381 с.

2. Медведева Е. Ю., Ольхина Е. А. Специальная андрогогика: актуализация проблемы // Проблемы современного педагогического образования: Выпуск 51. Часть VI, 2016. С. 260-266.

3. Медведева Е. Ю., Ольхина Е. А. Особенности индивидуальных образовательных траекторий взрослых лиц с ОВЗ и инвалидностью // сборник II Всероссийской научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика». Ялта, 2016. С. 134-141.

4. Медведева Е. Ю., Ольхина Е. А. Формирование толерантного отношения у студентов непедагогических направлений подготовки к лицам с ограниченными возможностями здоровья в рамках преподавания дисциплины «Ребенок с ОВЗ в образовательном и социокультурном пространстве» / Е. Ю. Медведева, Е. А. Ольхина // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 2-2. С. 541-551.

5. Профессиональное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями: Методические рекомендации. Сыктывкар: КРИРО, 2013. 37 с.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ.

Modern requirements to the knowledge level of foreign languages for professors of higher educational institutions in the Republic of Uzbekistan

Akhunova Ye.

Современные требования к уровню знаний иностранных языков преподавателей высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан Ахунова Е. А.

Ахунова Елена Анваровна /Akhunova Yelena — старший преподаватель, кафедра финансов, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются современные требования к уровню знаний иностранных языков преподавателей высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан исходя из приоритетов проводимых реформ в системе высшего образования. Abstract: the article describes modern requirements to the knowledge level of foreign languages for professors of higher educational institutions in the Republic of Uzbekistan based on the priorities of the ongoing reforms in the system of higher education.

Ключевые слова: высшее образовательное учреждение, иностранный язык, преподаватель, критерии оценки деятельности преподавателей, квалификационные требования к профессиональной подготовке, рейтинг высших образовательных учреждений. Keywords: higher educational institution, foreign language, university professor, criteria for the evaluation of professors, qualification requirements for professional training, rating of higher educational institutions.

Преподаватели высших образовательных учреждений должны обладать большим объемом знаний, умений и навыков в сфере профессиональной деятельности, включая организацию учебного процесса, преподавание учебных дисциплин, использование современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, духовно-нравственной и воспитательной работе [1]. В Республике Узбекистан реализуются меры, направленные на совершенствование системы высшего образования с целью повышения его качества путем приведения образовательных стандартов в соответствие с международными стандартами, улучшения учебных программ и планов, разработки новых учебников, учебных пособий, учебно-методических комплексов и другого научно-методического обеспечения, повышения квалификации и переподготовки преподавателей.

Одним из приоритетных направлений проводимых преобразований является переход на преподавание в высших образовательных учреждениях специальных дисциплин на иностранных языках и более широкое использование преподавателями знаний одного или нескольких иностранных языков во всех видах профессиональной деятельности. Знание иностранных языков преподавателями высшей школы постепенно становится необходимым фактором для успешного осуществления ими своей деятельности в течение учебного года, а результаты практического применения этих знаний оцениваются всеми существующими в республике системами оценки деятельности как каждого преподавателя, так и высшего образовательного учреждения в целом [2].

Современные требования к уровню знаний иностранных языков преподавателей высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан разнообразны и охватывают различные виды деятельности, а именно [3]:

- читать новостные сообщения в области преподаваемых дисциплин специальности, педагогики, информационно-коммуникационных технологий, включая материалы мировых информационных агентств;

- совершенствовать знания иностранных языков для достижения уровня, достаточного для осуществления профессиональной деятельности и межличностного общения;

- знать требования к уровню знаний иностранных языков, умений и навыков их практического использования, предъявляемые к преподавателям руководством высших образовательных учреждений и другими вышестоящими структурами;

- подтверждать уровень знаний иностранных языков путем сдачи различных международных и национальных экзаменов;

- изучать опыт организации учебной, учебно-методической, научно-исследовательской работы в высших образовательных учреждениях развитых стран Европы, Азии и США, оценивать перспективы его применения в условиях Республики Узбекистан;

- читать учебники, учебные пособия и другую литературу по специальности, педагогике и информационно-коммуникационным технологиям;

- уметь анализировать содержание зарубежных учебников, учебных пособий и других источников с целью оценки возможности их использования в преподавании специальных дисциплин;

- использовать учебники, учебные пособия и другие источники на английском и других иностранных языках в процессе разработки учебно-методических комплексов, электронных образовательных ресурсов и при проведении лекционных и семинарских занятий;

- подготавливать учебники, учебные и учебно-методические пособия и другую учебно-методическую литературу на иностранном языке как на основе анализа и обобщения содержания зарубежной литературы, так и путем перевода подготовленных на русском языке материалов на иностранный язык;

- использовать в профессиональной деятельности электронные образовательные и информационные ресурсы Интернета по специальности, педагогике и информационным технологиям;

- проводить открытые занятия и мастер-классы для преподавателей высших образовательных учреждений и широкого круга слушателей по дисциплинам специальности, в том числе на основе изучения зарубежного опыта разных стран мира;

- осуществлять руководство научной работой студентов, например подготовкой тезисов, статей, выпускных квалификационных работ на иностранном языке;

- проводить занятия со студентами по различным актуальным вопросам развития экономики и финансов, например в рамках научных кружков;

- читать научные журналы и другие источники на иностранных языках в процессе проведения научно-исследовательской работы по выбранной теме;

- по итогам проведенных научных исследований публиковать статьи в высокорейтинговых научных журналах, входящих в такие библиографические базы как Web of Science, Scopus, Web of Knowledge;

- участвовать с докладами на иностранном языке в деятельности международных и национальных научно-практических конференций, публиковать тезисы в сборниках конференций;

- подготавливать и подавать проекты для участия в различных международных конкурсах;

- повышать свою квалификацию по специальности, педагогике и информационно-коммуникационным технологиям путем самостоятельного изучения учебников, учебных пособий, учебных и информационных сайтов сети Интернет, международных научных журналов, а также обучения на краткосрочных курсах зарубежных университетов и учебных центров на иностранных языках, включая массовые открытые онлайн курсы;

- изучать передовой зарубежный опыт в организации процессов обучения и воспитания молодежи и использовать положительные примеры в своей деятельности.

Повышение уровня знаний иностранных языков преподавателей высших образовательных учреждений и их эффективное применение на практике является одним из факторов повышения качества высшего образования в Республике Узбекистан.

Литература

1. Ахунова Е. А. Основные направления деятельности преподавателей высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 14 (56). С. 117-119.

2. Ахунова Е. А. Знание иностранных языков как фактор повышения эффективности деятельности преподавателей высших образовательных учреждений // Вопросы педагогики, 2015. № 9 (10). С. 32-34.

3. Приказ Министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан «Об утверждении «Временных квалификационных требований к профессиональной подготовке педагогических работников высших образовательных учреждений» № 332 от 12 августа 2016 года.

Design technology as a variant of the organization activity approach in

teaching Russian Tashtankulova Zh. Проектная технология как вариант организации деятельностного подхода в обучении русскому языку Таштанкулова Ж. Ж.

Таштанкулова Женишгул Жээнчороевна / Tashtankulova Zhenishgul — старший преподаватель,

кафедра языков,

Нарынский государственный университет им. С. Нааматова, г. Нарын, Кыргызская Республика

Аннотация: статья посвящена идее проектного обучения как одному из методов обучения русскому языку. Проектная деятельность является одним из видов творческой самостоятельной работы. Анализируется возможность использования метода проектов при подготовке студентов для участия в научных студенческих конференциях как по специальности, так и по программе «Русский язык и культура речи».

Abstract: the article is devoted to the idea ofproject-based learning as one of the methods of teaching the Russian language. The project activity is a kind of creative self-study, analyzes the use of a method of projects in the preparation of students for participation in scientific student conferences like the specialty, and the program "Russian language and culture of speech. "

Ключевые слова: проектная деятельность, обучение русскому языку, творческая деятельность, совместная работа преподавателя и студента, выступление, речевой материал, студенческая конференция, риторические умения и навыки, презентация. Keywords: project work, learning the Russian language, creativity, collaboration and student teacher, speech, speech material, student conference, rhetorical skills, presentation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.