Научная статья на тему 'Основные требования к использованию современных информационно-коммуникационных технологий преподавателями высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан'

Основные требования к использованию современных информационно-коммуникационных технологий преподавателями высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
949
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / CRITERIA FOR THE EVALUATION OF PROFESSORS / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ / QUALIFICATION REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL TRAINING / РЕЙТИНГ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / RATING OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / UNIVERSITY PROFESSOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахунова Елена Анваровна

В статье рассматриваются основные требования к использованию современных информационно-коммуникационных технологий преподавателями высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан как одного из важных условий развития системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахунова Елена Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные требования к использованию современных информационно-коммуникационных технологий преподавателями высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан»

81. Луканкин Г. Л., Луканкин А. Г., Ядров К. П. Разработка программного обеспечения рейтинговой системы оценки качества обучения студентов по учебной дисциплине. // Вестник Московского государственного областного университета, 2006. № 2. С. 108-114.

82. Ядрова А. А. Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей // Достижения науки и образования, 2016. № 2 (3). С. 20-23.

83. Ядрова А. А. Построение факторной модели рационального потребительского поведения студентов // Человеческий капитал, 2015. № 8 (80). С. 98-104.

84. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Дис.... к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

85. Урклина А. А. Исследование проблемы принятия решений в экономическом поведении потребителей//Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2011. № 4. С. 20-24.

86. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Автореф. дис. .к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

87. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2008. № 2. С. 159-164.

88. Ядров К. П. Математика для студентов психологических факультетов. учебное пособие / Ядров К. П., Шамшурин В. Л.; М-во образования и науки Московской обл., Московский гос. обл. ун-т. Москва, 2008.

89. Луканкин А. Г., Ядров К. П. Опыт разработки учебно-методического комплекта «Лекции по квантовой механике» в условиях информатизации системы образования // Информатика и образование, 2009. № 6. С. 110-112.

90. Ядров К. П. Содержание инновационной образовательной среды / Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 70-77.

91. Шамшурин В. Л., Ядров К. П. Методика создания электронного учебника по курсу «Математика» на факультетах гуманитарной направленности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2007. Т. 1. № 2. С. 127-129.

Main requirements for the use of modern information and communication technologies by professors of higher educational institutions in the Republic of Uzbekistan Akhunova Ye.

Основные требования к использованию современных информационно-коммуникационных технологий преподавателями высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан

Ахунова Е. А.

Ахунова Елена Анваровна /Akhunova Yelena — старший преподаватель, кафедра «Финансы», Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются основные требования к использованию современных информационно-коммуникационных технологий преподавателями высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан как одного из важных условий развития системы высшего образования.

Abstract: the article discusses main requirements for the use of modern information and communication technologies by professors of higher educational institutions in the Republic of Uzbekistan as one of the important conditions for the development of the higher education system.

Ключевые слова: высшее образовательное учреждение, информационно-коммуникационные технологии, преподаватель высшего образовательного учреждения, критерии оценки деятельности преподавателей, квалификационные требования к профессиональной подготовке, рейтинг высших образовательных учреждений.

Keywords: higher educational institution, information and communication technologies, university professor, criteria for the evaluation of professors, qualification requirements for professional training, rating of higher educational institutions.

Информационно-коммуникационные технологии являются важным фактором развития любой сферы жизни общества, включая систему высшего образования. Преподаватели высших образовательных учреждений должны обладать определенным уровнем знаний в области информационно-коммуникационных технологий и уметь применять их на практике в процессе осуществления своей профессиональной деятельности, выполнении учебной, научно-методической, научно-исследовательской, духовно-нравственной и воспитательной работы [1].

Уровень знаний, навыков и умений преподавателей высшей школы в области применения информационно-коммуникационных технологий в организации учебного процесса, преподавании учебных дисциплин, создании учебно-методических комплексов постоянно оценивается как руководством высших образовательных учреждений, так и другими структурами. Показатели степени использования современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании, создании учебных курсов, оценке знаний студентов, использования сети Интернет и мультимедийных систем в учебном процессе входят в состав критериев оценки деятельности педагогических работников высших образовательных учреждений и критериев оценки соответствия педагогических работников квалификационным требованиям профессиональной подготовки, а уровень владения профессорско-преподавательским составом информационно-коммуникационными технологиями является одним из показателей, используемых при составлении Государственным центром тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан рейтинга высших образовательных учреждений.

Основные требования к использованию современных информационно -коммуникационных технологий преподавателями высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан разнообразны и охватывают все виды профессиональной деятельности. Педагогические работники вузов должны постоянно использовать в своей деятельности современные информационно-коммуникационные технологии, совершенствовать свои знания, навыки и умения в данной сфере [2-6] :

- знать теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизни общества, включая понятие информационно-коммуникационных технологий, их виды, историю появления и развития;

- своевременно читать содержание нормативно-правовых документов, регулирующих использование информационно-коммуникационных технологий во всех сферах, включая систему высшего образования;

- знать требования по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в выбранной сфере профессиональной деятельности, предъявляемые к специалистам, работающим в органах государственной власти разного уровня, на предприятиях, организациях и учреждениях республики;

- иметь сведения об информационно-коммуникационных технологиях, используемых в выбранной сфере профессиональной деятельности на предприятиях, организациях и учреждениях страны;

- знать требования к уровню знаний, умений и навыков преподавателей высших образовательных учреждений в области информационно-коммуникационных технологий, предъявляемые руководством вузов и другими вышестоящими структурами, самостоятельно оценивать собственные знания, умения и навыки по утвержденным критериям оценки, уметь показать их на практике, в том числе предоставив примеры применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;

- обладать навыками работы с программами Microsoft Office, использовать указанные программы в подготовке учебно-методических комплексов, написании учебников, учебных пособий, научных статей, тезисов докладов на конференциях, проведении лекционных и семинарских занятий;

- знать и уметь работать с современными образовательными средами, включая модульную объектно-ориентированную динамическую управляющую среду Moodle, которая обладает рядом преимуществ как для студентов, так и для преподавателей и администрации высших образовательных учреждений;

- уметь разрабатывать электронные учебные курсы для использования в различных образовательных средах, структурировать учебный материал, составлять вопросы, тесты, задания, контролировать работу студентов;

- проводить поиск в сети Интернет, использовать материалы учебных, информационных и статистических сайтов в педагогической, научно-методической или научно-исследовательской деятельности;

- уметь работать с электронными библиотеками, систематически читать учебники, учебные пособия, другие учебные материалы, а также научные журналы и сборники конференций, находящиеся в открытом доступе, знакомиться с аналитическими и статистическими данными, размещенными на официальных сайтах органов государственной власти разного уровня, предприятий, организаций и учреждений;

- обладать навыками создания электронных учебников, различных электронных образовательных ресурсов, учебных сайтов, а также работы с электронным портфолио преподавателя;

- интересоваться зарубежным опытом использования современных информационно-коммуникационных технологий в университетах развитых странах мира и оценивать перспективы его применения в своей профессиональной деятельности;

- использовать компьютерные и мультимедийные технологии с целью повышения качества преподавания учебных дисциплин;

- широко применять современные информационно-коммуникационные технологии и открытые электронные образовательные ресурсы в организации самостоятельного обучения студентов;

- постоянно совершенствовать свои знания, навыки и умения в сфере использования информационно-коммуникационных технологий, включая обучение на краткосрочных курсах университетов и учебных центров.

Эффективное применение информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности будет способствовать повышению качества обучения в системе высшего образования.

Литература

1. Ахунова Е. А. Основные направления деятельности преподавателей высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 14 (56). С. 117-119.

2. Ахунова Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий как один из факторов повышения эффективности деятельности преподавателей высших образовательных учреждений // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 1 (43). С. 209-211.

3. Ахунова Е. А. Разные подходы к разработке структуры электронного учебного курса в среде Moodle // Наука, образование и культура, 2015. № 2 (2). С. 26-28.

4. Ахунова Е. А. Основные этапы деятельности преподавателя в процессе разработки и использования электронного учебного курса // Наука, техника и образование, 2015. № 10 (16). С. 188-190.

5. Ахунова Е. А. Основы применения современных информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов // Вестник науки и образования, 2015. № 9 (11). С. 70-72.

6. Приказ Министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан «Об утверждении «Временных квалификационных требований к профессиональной подготовке педагогических работников высших образовательных учреждений» № 332 от 12 августа 2016 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.