Знание иностранных языков как фактор повышения эффективности деятельности
преподавателей
высших образовательных учреждений Ахунова Е. А.
Ахунова Елена Анваровна / Akhunova Yelena Anvarovna - старший преподаватель,
кафедра «Финансы»,
Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрены основы применения преподавателями вузов знаний иностранных языков в ходе осуществления педагогической, научной и иной деятельности, показано влияние активного использования преподавателями знаний иностранных языков как на оценку деятельности каждого отдельного преподавателя, так и на рейтинг высшего образовательного учреждения в целом, представлены основные требования к уровню знаний иностранных языков преподавателями высших образовательных учреждений.
Abstract: the article describes bases for the use offoreign languages by university professors in the implementation of pedagogical, scientific and other activities, shows the effect of active use of foreign languages on the activity assessment of each professor and ranking of higher educational institutions, gives main requirements to the level of foreign languages knowledge of university professors.
Ключевые слова: иностранный язык, преподаватель, критерии оценки деятельности преподавателя, высшее образовательное учреждение, рейтинг высших образовательных учреждений.
Keywords: foreign language, university professor, criteria for the evaluation of professors, higher educational institution, rating of higher educational institutions.
В настоящее время преподаватель высшей школы должен не только быть специалистом, обладающим определенным объемом знаний, умений и навыков в выбранной им профессиональной сфере, владеющим современными методами обучения и воспитания и использующим информационно -коммуникационные технологии в учебном процессе, но и непрерывно повышать свою квалификацию, выпускать учебники и учебные пособия, активно участвовать в научно-исследовательской работе, организации и проведении разных мероприятий со студентами.
В Республике Узбекистан годовой индивидуальный план работы преподавателя высшего образовательного учреждения рассчитывается исходя из суммарного учета рабочего времени в объеме 1540 часов, из которых примерно 50-70 % приходится на учебные работы, включая проведение аудиторных занятий, руководство курсовыми работами, квалификационной практикой, выпускными квалификационными работами студентов, 510 % составляют научно-методические работы, в том числе подготовка учебников, учебных и учебнометодических пособий, учебно-методических комплексов, электронных учебных курсов, руководство научноисследовательской работой студентов, 15-20 % отводится на проведение различных научно-исследовательских работ, включая написание научных статей и подготовку тезисов докладов на различные научные конференции, 510 % выделяется на осуществление организационно-методических работ, 10-15 % - духовно-нравственных и воспитательных работ [1].
В последнее время одним из важных факторов осуществления успешной педагогической и иной деятельности преподавателя высшего образовательного учреждения является знание одного или нескольких иностранных языков. Спектр возможного применения знаний иностранных языков в учебном процессе огромен и включает не только периодическое изучение отдельных материалов на иностранных языках, например, отчетов международных финансовых организаций, чтение новостей мировых информационных агентств, ознакомление с зарубежным опытом управления финансами в других странах на основе информации сайтов органов государственной власти и управления этих государств с целью их использования на лекционных и практических (семинарских) занятиях или в виде заданий для самостоятельной работы студентов, но и преподавание в неязыковых вузах специальных дисциплин на иностранных языках. В частности, в Республике Узбекистан, начиная с 2013/2014 учебного года, осуществляется постепенный переход на преподавание в высших образовательных учреждениях специальных дисциплин на иностранных языках [2]. В свою очередь, проведение научной работы трудно представить без изучения трудов зарубежных ученых, чтения иностранных журналов и монографий, публикации результатов научных исследований в зарубежных научных журналах, участия в работе международных научных конференций.
Кроме того, владение иностранным языком, его практическое использование в разработке материалов и преподавании предмета, прохождение стажировки в зарубежных образовательных и научных учреждениях, участие в работе международных научных конференций, публикации в научных изданиях (в том числе зарубежных) входят в число критериев оценки деятельности педагогических работников высших образовательных учреждений [3], а такие показатели как количество курсов по направлениям образования (специальностям), преподаваемых на иностранном языке (в % от общего количества), уровень владения профессорско-преподавательским составом иностранными языками и информационно-коммуникационными
технологиями, уровень цитируемости публикаций профессорско-преподавательского состава вуза по данным международных индексов, число статей, опубликованных в течение года в зарубежных реферируемых научных журналах, сумма средств, полученных от научно-исследовательской деятельности (на одного профессора-преподавателя), в том числе за счет грантов и заказов зарубежных научных фондов и исследовательских центров используются Государственным центром тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан в процессе ежегодного составления рейтинга высших образовательных учреждений республики на основе систематического сбора и формирования базы данных, характеризующих уровень и качество научно-педагогической деятельности вузов [4].
В этой связи перед преподавателями высших образовательных учреждений ставится задача по изучению одного или нескольких иностранных языков с целью достижения достаточного уровня для успешного осуществления педагогической и иной деятельности, в том числе преподаватель должен [5-8]:
- знать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности, владеть достаточным словарным запасом и знаниями грамматики иностранного языка;
- использовать различные источники информации на иностранном языке, анализировать и обрабатывать их для дальнейшего использования в педагогическом процессе и научной работе;
- понимать информацию при чтении учебной, справочной, научной литературы;
- уметь записывать информацию, полученную при чтении текста, прослушивании аудиоматериалов, просмотре видеоматериалов, сайтов Интернета;
- владеть основами ведения деловой переписки, документации, методами аннотирования, реферирования, перевода литературы по специальности;
- знать основы публичной речи, подготовки и проведения презентаций на различные темы по специальности, чтения лекций и проведения практических (семинарских) занятий по специальным дисциплинам на иностранном языке;
- использовать знания иностранных языков в подготовке различных учебных и научных работ в виде текстов лекций, учебников, учебных и учебно-методических пособий, монографий, статей в научных журналах, тезисов докладов на конференциях разного уровня;
- участвовать в реализации международных проектов, финансируемых за счет грантов международных научных фондов и зарубежных университетов, программ международных обменов и академической мобильности;
- создавать учебно-методические комплексы и электронные учебные курсы на иностранном языке как на основе материалов на русском языке, переведенных на иностранный язык, так и на основе учебников, учебных пособий иностранных авторов и других материалов на иностранных языках;
- постоянно совершенствовать знания иностранных языков, в том числе путем обучения на курсах, использования обучающих программ и сайтов Интернета, самостоятельного изучения учебной и научной литературы.
Знание одного или нескольких иностранных языков и их активное использование в учебном процессе или научной работе являются необходимым условием повышения эффективности педагогической, научной и иной деятельности преподавателей и увеличения рейтинга высших образовательных учреждений.
Литература
1. Правила определения нагрузки учебных, научно-методических, научно-исследовательских,
организационно-методических, духовно-нравственных и воспитательных работ профессорскопреподавательского состава высшего образовательного учреждения, утвержденные Приказом Министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан (зарегистрирован Министерством юстиции 19.10.2015 г. № 2720).
2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года № ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков».
3. Критерии изучения деятельности педагогических работников высших образовательных учреждений, приложение к Положению о порядке приема педагогических работников на работу в высшие образовательные учреждения на конкурсной основе, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 августа 2015 года № 246 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан, связанных с повышением эффективности и качества педагогической деятельности».
4. Структура рейтинга высших образовательных учреждений, приложение к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года № 371 «О внедрении системы рейтинговой оценки высших образовательных учреждений республики».
5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 мая 2013 года № 124 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта по иностранным языкам системы непрерывного образования».
6. Гурье Л. И., Зиятдинова Ю. Н. Проблемы развития иноязычной компетенции преподавателей технических вузов // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 7. С. 252-258.
7. Афанасьева М. В., Николаева Т. Н. Новые подходы к формированию и оценке иноязычных компетенций у
студентов-бакалавров в экономическом вузе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2014. № 2 (14). С. 79-84.
8. Дубинина Г. А. Концептуальная основа подготовки к преподаванию учебных дисциплин на иностранном языке // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2012. № 4 (8). С. 83-87.