Научная статья на тему 'Основные направления деятельности преподавателей высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан'

Основные направления деятельности преподавателей высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ / UNIVERSITY TEACHERS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / INDIVIDUAL TEACHER''S WORK PLAN / ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / TYPES OF TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL ACTIVITY OF UNIVERSITY TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахунова Елена Анваровна

В статье рассматриваются основные направления деятельности преподавателей высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахунова Елена Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления деятельности преподавателей высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан»

Main activities of teachers of the highest educational institutions in the Republic of Uzbekistan Akhunova Ye.

Основные направления деятельности преподавателей высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан Ахунова Е. А.

Ахунова Елена Анваровна /Akhunova Yelena — старший преподаватель, кафедра «Финансы», Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются основные направления деятельности преподавателей высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан.

Abstract: the article describes basic directions of activity of teachers of higher educational institutions in the Republic of Uzbekistan.

Ключевые слова: высшее образовательное учреждение, преподаватели вузов, профессиональная деятельность преподавателя вуза, индивидуальный план работы преподавателя, виды профессиональной деятельности преподавателя.

Keywords: higher educational institution, university teachers, professional activity of university teacher, individual teacher's workplan, types of teacher's professional activity.

В современных условиях реформирование системы образования повышение его качества, внедрение современных педагогических и информационных технологий в процесс обучения являются одними из необходимых условий обеспечения устойчивого социально-экономического развития государства. Основным фактором, от которого зависит как качество преподавания в высших образовательных учреждениях, так и развитие вуза в целом, является профессорско-преподавательский состав, деятельность которого носит разноплановый характер и охватывает различные виды учебных, учебно-методических, научных, организационных и иных работ. Виды и объемы работы преподавателя вуза конкретизируются в зависимости от лицензионных или аккредитационных требований и находят свое отражение в индивидуальных планах работы преподавателя [1, с. 168].

Например, в индивидуальный план преподавателя ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права» включены такие разделы как учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская, воспитательная и организационно-методическая работа [2]. Индивидуальный план преподавателя ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» состоит из 6 разделов, охватывающих учебную, учебно-методическую, организационно-методическую, научно-исследовательскую, воспитательную работу и повышение квалификации [3]. В Казанском государственном технологическом университете индивидуальный план работы преподавателя включает 8 разделов, к которым относятся «Учебная работа», «Учебно-методическая, научно-методическая и организационная работа», «Научно-исследовательская работа», «Воспитательная работа со студентами», «Повышение квалификации», «Профориентационная работа», «Участие в оказании дополнительных образовательных услуг», «Другие виды работ» [4].

В Республике Узбекистан приказом министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан от 19.10.2015 г. № 2720 утверждены Правила определения нагрузки учебных, научно-методических, научно-исследовательских, организационно-методических, духовно-нравственных и воспитательных работ профессорско-преподавательского состава высшего образовательного учреждения. В соответствии с данными Правилами нормирование труда профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений основано на индивидуальных планах работы, составляемых ежегодно на предстоящий учебный год и утверждаемых в установленном порядке, исходя из суммарного учета рабочего времени профессоров-преподавателей в объеме 1540 часов. Индивидуальные планы работы преподавателей вузов включают в себя перечень основных мероприятий согласно Нормам времени исчисления объема учебных, научно-методических, научно-исследовательских, организационно-методических, духовно-нравственных и воспитательных работ профессорско-преподавательского состава высшего образовательного учреждения с указанием количества часов по каждому из мероприятий. На выполнение учебных работ рекомендовано отводить 50 - 70% рабочего времени, научно-методических работ - 5 - 10%, научно-исследовательских работ - 15 - 20%, организационно-методических - 5 - 10%, духовно-нравственных и воспитательных работ - 10 - 15% [5, 6].

Учебная работа включает в себя проведение лекционных и практических (семинарских) занятий, руководство курсовыми работами и квалификационной практикой студентов, участие в итоговой

государственной аттестации, руководство выпускными квалификационными работами студентов, проведение открытых занятий и мастер-классов, подготовку к лекционным и практическим (семинарским) занятиям и другие виды работ.

Научно-методическая работа преподавателей высших образовательных учреждений наиболее разнообразна и включает в себя написание и издание новых текстов лекций, сборников задач, подготовку раздаточных материалов, электронных учебных программ, учебников, учебных пособий, методических пособий и рекомендаций, учебно-методических комплексов и электронных учебно-методических комплексов для модульной системы обучения, разработку типовых и рабочих учебных программ по преподаваемым учебным дисциплинам в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования, подготовку электронных учебников, руководство научной работой студентов, перевод учебников, учебных пособий и других материалов, участие в подготовке учебно-методических материалов для учреждений среднего специального и профессионального образования, подготовку контрольных вопросов и заданий для промежуточного и итогового контроля, прохождение курсов повышения квалификации и переподготовки.

Научно-исследовательская работа преподавателей вузов позволяет раскрыть научный потенциал преподавателя вуза, его способность проводить научные исследования и оформлять полученные результаты в виде научных статей, тезисов докладов на научных и научно-практических конференциях, монографий, при этом одним из основных требований к преподавателям высших образовательных учреждений является подготовка и защита докторской диссертации по выбранной теме.

Организационно-методическая работа преподавателей вузов включает в себя такие виды деятельности как участие в мониторинге трудоустройства выпускников, посещение занятий преподавателей кафедры, участие в работе приемной комиссии, участие с творческими работами на выставках и конкурсах.

Духовно-нравственная и воспитательная работа преподавателей вузов направлена на проведение различных мероприятий со студентами, включая проведение воспитательной работы со студентами в свободное от учебы время, выполнение обязанностей куратора академической группы, подготовку студентов к участию в конкурсном отборе на получение Государственных стипендий Президента Республики Узбекистан, Государственных стипендий имени Беруний, Ибн Сины, Навои, Улугбека и Имам аль-Бухари, международных и республиканских олимпиадах и конкурсах, организацию и проведение спортивных, воспитательно-просветительских и творческих мероприятий, руководство студентами при их подготовке к участию с творческими работами на конкурсах и выставках, дежурство в здании общежития вуза, факультета или института, руководство кружками студентов, выступление с лекциями в различных организациях.

Содержание и результаты деятельности преподавателей высших образовательных учреждений постоянно меняются, подвергаясь воздействию различных факторов, таких как все более широкое внедрение в учебный процесс современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий [7], использование новых подходов к формированию знаний, навыков и умений студентов, проектированию учебных занятий, организации самостоятельной работы студентов [8], разработке новых требований к учебно-методическим комплексам, подготовке и изданию учебников, учебных пособий, учебно-методических пособий и другой учебной литературы, обязательному активному применению в процессе преподавания учебных дисциплин знаний иностранных языков [9], организации научной работы преподавателей и студентов.

Литература

1. Павлова Ж. Г. Методические основы рейтинговой оценки деятельности преподавателя вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2014. № 2. С. 168-170.

2. [Электронный ресурс]: Положение об индивидуальном плане работы преподавателя ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права». Режим доступа: http://www.ael.ru/about/normativnye-dokumenty/sbornik-normativnykh-dokumentov-polozheniya/ (дата обращения: 15.06.2016).

3. [Электронный ресурс]: Инструкция по формированию индивидуального плана преподавателя ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет». Режим доступа: URL: http://spbgau.ru/files/nid/1310/instrukciya_po_ind_planu.pdf/ (дата обращения: 15.06.2016).

4. [Электронный ресурс]: Инструкция по оформлению индивидуального плана работы преподавателя в Казанском государственном технологическом университете. Режим доступа: http://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=2285/ (дата обращения: 15.06.2016).

5. Приказ министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан от 19.10.2015 г. № 2720 «Об утверждении Правил определения нагрузки учебных, научно-методических,

научно-исследовательских, организационно-методических, духовно-нравственных и воспитательных работ профессорско-преподавательского состава высшего образовательного учреждения».

6. Джумашов С. Преподавателям определили нагрузку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/prepodavatelyam_opredelili_nagruzku/ (дата обращения: 15.06.2016).

7. Ахунова Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий как один из факторов повышения эффективности деятельности преподавателей высших образовательных учреждений // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 1 (43). С. 209-211.

8. Ахунова Е. А. Основы применения современных информационно -коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов // Вестник науки и образования, 2015. № 9 (11). С. 70-72.

9. Ахунова Е. А. Знание иностранных языков как фактор повышения эффективности деятельности преподавателей высших образовательных учреждений // Проблемы педагогики, 2015. № 9 (10). С. 32-34.

Implementation of the student-centered approach to teaching foreign language in bilingual classrooms of higher educational institutions Karybekova N.

Реализация личностно-ориентированных подходов в процессе обучения иностранному языку на базе двуязычия в вузе Карыбекова Н. М.

Карыбекова Нургул Муратбековна /Karybekova Nurgul — старший преподаватель, Кыргызско-Турецкий университет «Манас», г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: социально-экономические и политические изменения в жизни общества в нашей стране предъявляют новые и высокие требования в образовательной системе по качественной подготовке молодых, конкурентоспособных специалистов. В этой связи возникает необходимость учитывания современных реалий, культурных ценностей и национальных традиций. Личностно-ориентированные технологии образования все больше отходят от рассмотрения студента как пассивного управляемого объекта и больше тяготеют к признанию его как активного субъекта образовательного процесса. Главной задачей использования личностно-ориентированной технологии в процессе обучения иностранным языкам на базе двуязычия является совершенствование подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться и действовать в условиях изменений во всех сферах жизни общества и хорошо ориентироваться в глобализированном мире.

Abstract: social, economic and political changes in Kyrgyz Republic demand reformation in higher education system and training of qualified, competitive specialists of different fields. In its realization it is necessary to take into consideration the modern realities, cultural values and traditions of the country. In contrast to traditional education, the student-centered approach requires students to be active and puts students' interests first. The main purpose of using student-centered approach in teaching foreign languages in bilingual classrooms is to develop students' problem-solving, competitive skills which can help in quick adaptation and orientation in globalized world.

Ключевые слова: личностно-ориентированные подходы, двуязычие, иностранные языки, реформа в системе высшего образования, конкурентоспособные специалисты, глобализация.

Keywords: student-centered approach, bilingualism, foreign languages, reformation in higher education system, competitive specialists, globalization.

В современном Кыргызстане хорошо осознается необходимость практического владения студентами иностранным языком для участия в экономической, общественной, культурной сферах жизни, так как владение иностранным языком на базе двуязычия из личной потребности постепенно возрастает до общественных и государственных масштабов.

Социально-экономические и политические изменения в жизни общества требуют от высших учебных заведений модернизации содержания образования и серьёзных изменений, направленных на повышение её эффективности. Мы рассматриваем обучение иностранному языку (в нашем случае английскому языку) в вузах Кыргызстана как фактор формирования личности, получения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.