Научная статья на тему 'Оценка образовательных запросов взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью'

Оценка образовательных запросов взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / DISABILITIES / ИНВАЛИДЫ / DISABLED / СЕНСОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ / SENSORY IMPAIRMENT / СРЕДНЕЕ / SECONDARY / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна

В статье представлены результаты анкетирования, проведенного среди взрослых с сенсорными нарушениями, по оценке образовательных запросов. Анализируется востребованность обучения в сузах и вузах этой категории граждан и типичные трудности, которые они испытывают при реализации своего права на среднее и высшее образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка образовательных запросов взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Assessment of educational needs of adults with disabilities and disability Medvedevа E.1, Olkh^ E.2 Оценка образовательных запросов взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Медведева Е. Ю.1, Ольхина Е. А.2

'Медведева Елена Юрьевна /Medvedeva Elena - кандидат психологических наук, доцент;

2Ольхина Елена Александровна / Olkhina Elena - кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье представлены результаты анкетирования, проведенного среди взрослых с сенсорными нарушениями, по оценке образовательных запросов. Анализируется востребованность обучения в сузах и вузах этой категории граждан и типичные трудности, которые они испытывают при реализации своего права на среднее и высшее образование. Abstract: the article presents the results of the survey conducted among adults with sensory impairments in the assessment of educational queries. Examines the relevance of education in colleges and universities of this category of citizens and the typical difficulties they experience in exercising the right to secondary and higher education.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, инвалиды, сенсорные нарушения, среднее, высшее образование.

Keywords: disabilities, disabled, sensory impairment, secondary, higher education.

В последние годы, со стороны государства, науки и общественности возрос интерес к возможности получения доступного и качественного высшего образования людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Наиболее эффективным способом реализации права обучения в вузе этой категории граждан считается инклюзивное образование [1, 2, 4].

Федеральным законом № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2) инклюзивное образование определено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [6]. Значительные усилия государства в реализации инклюзивной практики активизировали деятельность образовательных организаций в этом направлении.

На сегодняшний день получение высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидностью в вузах России не является редкостью, но вместе с тем оно сопряжено с рядом трудностей. Среди них особое место занимает оценка образовательных запросов взрослых с ОВЗ и инвалидностью [5].

Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление представлений лицами с сенсорной депривацией возможности получения лицами с ОВЗ и инвалидностью среднего и высшего образования. Для этого нами была разработана анкета, имеющая следующие структурные элементы:

• вводная часть, в которой содержатся приветствие и обращение к респонденту с объяснением целей исследования;

• контактные вопросы, помогающие привлечь лиц с ОВЗ и инвалидностью к заполнению анкеты;

• основная часть, вопросы которой направлена на раскрытие темы об уровне образования, причинах, по которым лица с ОВЗ и инвалидностью не продолжали свое образование, и трудностях, с которыми они сталкивались в процессе обучения;

• заключительная часть, включающая благодарственные слова в адрес респондентов [3].

В анкетировании приняли участие члены Нижегородской областной организации Всероссийского общества слепых - 27 респондентов и члены Нижегородской областной организации Всероссийского общества глухих - 25 респондентов в возрасте от 37-71 года, из них мужчин - 11,1%, женщин - 88,8%. При обработке данных были получены следующие результаты.

№ вопроса Вариант ответа Мужчины Женщины Общ.%

1. Какое образование вы имеете на данный момент? А) высшее 0 0 -

В)среднее 33,3% 33,3% 33,3%

С) общее среднее 0 37,5% 33,3%

Э) неполное среднее 66,6% 29,1% 29,6%

Е) обучаюсь в данный момент в среднем/высшем учебном заведении 0 0 -

Б) воздержались от ответа 3,7%

Как показывают данные таблицы 1, из респондентов, принимавших участие в анкетировании, никто не имеет высшего образования, тогда как среднее образование имеют одинаковый процент респондентов среди мужчин (33,3%) и женщин (33,3%). Анализ профиля, полученного респондентами среднего образования, позволил констатировать, что среди женщин преобладало такое направление подготовки как - «Юриспруденция». По направлениям подготовки/специальности среди опрошенных мужчин 100% воздержались от ответа и не выбрали ни один из предложенных вариантов. Процентное соотношение распределилось следующим образом:

Таблица 2. Направление подготовки

№ вопроса Вариант ответа Мужчины Женщины Общ.%

2. По какому направлению подготовки/специальн ости вы обучались? А) экономическое - 4,1% 7,4%

В) юридическое - 16,6% 14,8%

С) педагогическое - - -

Э) медицинское - - -

Е)техническое - 8,3% 7,4%

другое 8,3 44,4%

воздержались от ответа 100% 62,5%

На вопрос: «Что значит для вас среднее/высшее образование?» опрошенные мужчины в 100% случаев отвечали: - «Ничего не значит». Среди ответов женщин преобладало мнение о том, что наличие высшего/среднего образования для них - это возможность устроиться на работу (57,2%).

На вопрос «По каким причинам вы не стали продолжать обучение?» подавляющее большинство респондентов-мужчин (98,1%) ответили, что не хотели продолжать учиться, тогда как респонденты-женщины в преобладающем большинстве выбирали ответ - «По семейным обстоятельствам» (45,8%) и в 25% случаев считали свой уровень образования достаточным.

Респонденты-мужчины в своем подавляющем большинстве не высказали желания продолжить обучение по другой специальности, такие ответы со стороны мужчин были зарегистрированы в 100% случаев. Среди опрошенных женщин такого же мнения оказались 54,1%, хотели бы в дальнейшем продолжить свое обучение, но по другой специальности 12,5% женщин, а 20,8% вовсе воздержались от ответа.

При предъявлении вопроса: «Хотели бы вы продолжить обучение по своей специальности и/или пройти курсы повышения квалификации?» - ответы распределились следующим образом: женщины в своем большинстве (58,3%) не хотели бы продолжить обучение и лишь в 8,3% высказали желание пройти курсы повышения квалификации. На отсутствие доступа по интересующим специальностям указали 12,5% женщин. Респонденты-мужчины в 100% случаев не хотели бы продолжить свое обучение.

Не вызвал заинтересованности вопрос «Хотели бы вы пройти профессиональную переподготовку (получить новую специальность)?» в 100% случаев у мужчин и в 50% случаев у женщин. Профессиональная переподготовка интересна 8,3% опрошенным женщинам.

На вопрос «Какая форма обучения устроила бы вас в наибольшей степени?» респонденты мужчины единогласно воздержались от ответа, а вот для респондентов-женщин (37,5%) заочная форма обучения оказалась наиболее приемлемой.

В отношении осведомленности о наличии в Нижегородской области и России учебных заведений, где созданы условия для лиц с ОВЗ и инвалидностью респонденты в своем большинстве ответили, что им не известны подобные учебные заведения.

Таблица 3. Средние и высшие учебные заведения Нижегородской области и России, где созданы условия

для лиц с ОВЗ и инвалидностью

№ вопроса Вариант ответа Мужчины Женщины Общ.%

9. Известны ли вам средние и высшие учебные заведения Нижегородской области и России, где созданы условия для лиц с ОВЗ и инвалидностью? А) да, известны - 25% 22,2%

В) нет 100% 66,6% 70,3%

С) воздержались от ответа - 12,5% 11,1%

Только 25% женщин в своих ответах указали средние и высшие учебные заведения г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, при этом 12,5% женщин вообще воздержались от ответа.

Вузы и сузы должны создавать условия для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью по мнению 79,1% опрошенных женщин, а вот респонденты-мужчины, напротив, считают, что образовательные организации этого уровня не должны создавать специальные условия для обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Полученные данные позволили выявить, что в тех учебных заведениях, где обучались респонденты, безбарьерная среда в большинстве случаев отсутствовала (табл. 4).

Таблица 4. Наличие безбарьерной среды

№ вопроса Вариант ответа Мужчины Женщины Общ.%

11. Была ли создана доступная безбарьерная среда в среднем и высшем образовательном учреждении, в котором вы обучались? А) да, имелось все необходимое - 25% 22,2

В) да, имеется частично - 12,5% 11,1%

С) нет, не было ничего оборудовано - 8,3% 7,4%

Э) я не нуждаюсь в специально созданных условиях - 37,5% 33,3%

Воздержались от ответа 100% 25% 33,3%

Из табл. 4 видно, что 37,5% женщин не нуждаются в специально созданных условиях, а 25% женщин указывают на наличие подобных условий в учреждениях, где они проходили обучение.

По результатам анкетирования было установлено, что респонденты-женщины при обучении в вузах/сузах сталкивались с такими трудностями как:

• преподаватели не учитывали мои особенности - 29,1%;

• мне мешало мое состояние здоровья - 12,5%;

• по ряду предметов мне трудно было усваивать учебный материал - 8,3%;

• испытывал большие трудности в общении с преподавателями - 20,8%;

• испытывал трудности в общении с одногруппниками -29,1%.

Мужчины на данный вопрос ответов не предоставили.

На вопрос: «Как вы считаете, нужны ли вам специальные условия для обучения в сузах и вузах?» респонденты ответили, что нужны. Большинство респондентов указали, что в образовательном процессе особенно необходим переводчик (91,6%).

На вопрос «Стремитесь ли вы к самообразованию?» респонденты-женщины в 33,3% случаев ответили, что стремятся, читают и слушают аудиокниги, мужчинам же, напротив, это оказалось не интересным (100%). Воздержались от ответа 25% женщин.

По результатам опроса было установлено, что на данный момент большинство респондентов не имеют трудовой занятости (мужчины - 100%, женщины 50%), в основном это связано с тем, что они находятся на пенсии. Трудоустроены 29,1% женщин, а 20,8% воздержались от ответа.

При устройстве на работу лица с ОВЗ и инвалидностью сталкиваются с рядом трудностей, и мужчины (43,5%) и женщины (48,3%) едины во мнении, что основная трудность - это предвзятое отношение к инвалидам. На вопрос «На что ссылаются работодатели при отказе в устройстве на работу?» респонденты чаще других выбирают ответ: - «физические недостатки» (48,3%), «не перезванивает работодатель» (33,3%).

Таким образом, в ходе проведенного анкетирования было выявлено, что мужчины, принимающие участие в анкетировании, в преобладающем большинстве занимают нейтральную позицию и воздерживаются от ответов. Женщины, напротив, активно включаются в эксперимент. Ответы респондентов позволили определить отсутствие высшего образования у лиц с сенсорной депривацией. Установить причины, по которым респонденты не продолжали свое образование и вскрыть трудности, с которыми сталкиваются незрячие и неслышащие испытуемые. Зарегистрирована необходимость наличия безбарьерной среды в образовательных организациях высшей и средней школы и наличие переводчика в процессе обучения.

Литература

1. Концептуальная модель системы непрерывного профессионального образования инвалидов: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Старобина Елена Михайловна. СПб.: РГПУ, 2004. 381 с.

2. Медведева Е. Ю., Ольхина Е. А. Специальная андрогогика: актуализация проблемы // Проблемы современного педагогического образования: Выпуск 51. Часть VI, 2016. С. 260-266.

3. Медведева Е. Ю., Ольхина Е. А. Особенности индивидуальных образовательных траекторий взрослых лиц с ОВЗ и инвалидностью // сборник II Всероссийской научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика». Ялта, 2016. С. 134-141.

4. Медведева Е. Ю., Ольхина Е. А. Формирование толерантного отношения у студентов непедагогических направлений подготовки к лицам с ограниченными возможностями здоровья в рамках преподавания дисциплины «Ребенок с ОВЗ в образовательном и социокультурном пространстве» / Е. Ю. Медведева, Е. А. Ольхина // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 2-2. С. 541-551.

5. Профессиональное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями: Методические рекомендации. Сыктывкар: КРИРО, 2013. 37 с.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ.

Modern requirements to the knowledge level of foreign languages for professors of higher educational institutions in the Republic of Uzbekistan

Akhunova Ye.

Современные требования к уровню знаний иностранных языков преподавателей высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан Ахунова Е. А.

Ахунова Елена Анваровна /Akhunova Yelena — старший преподаватель, кафедра финансов, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются современные требования к уровню знаний иностранных языков преподавателей высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан исходя из приоритетов проводимых реформ в системе высшего образования. Abstract: the article describes modern requirements to the knowledge level of foreign languages for professors of higher educational institutions in the Republic of Uzbekistan based on the priorities of the ongoing reforms in the system of higher education.

Ключевые слова: высшее образовательное учреждение, иностранный язык, преподаватель, критерии оценки деятельности преподавателей, квалификационные требования к профессиональной подготовке, рейтинг высших образовательных учреждений. Keywords: higher educational institution, foreign language, university professor, criteria for the evaluation of professors, qualification requirements for professional training, rating of higher educational institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.