Научная статья на тему 'Современные требования к профессионально-личностным качествам учителя начальных классов'

Современные требования к профессионально-личностным качествам учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
952
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ / REQUIREMENTS / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / PRIMARY SCHOOL TEACHER / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Покладова В.А.

В данной статье выявлены и раскрыты современные требования к профессионально-личностным качествам учителя начальных классов, такие как: высокая доброжелательность, благородство и внимательность к детям, умение находить общий язык и достаточно времени для индивидуального общения с каждым ребёнком своего класса, использовать в своей деятельности индивидуальный, личностно-деятельный подход к каждому ребёнку, умение работать с родителями, внедрять современные информационные и игровые технологии на уроках и т. д. Автор делает вывод о том, что современному учителю необходимо иметь хороший уровень научно-методической подготовки, знать антропологические, когнитивные, культурологические, философские, логические, методологические особенности проектной деятельности, которую он должен наметить со школьниками; ему также самому важно владеть методом проектов и проектной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS

This article identifies and discloses modern requirements for professional and personal qualities of primary school teachers, such as kindness, generosity and care for children, an ability to find a common language and plenty of time for individual communication with each child from their group, to use in their activities individual, student-active approach to each child, skills to work with parents, to introduce modern information and gaming technologies in the classroom, etc. The author concludes that a modern teacher needs to have a good level of scientific-methodical training, know anthropological, cognitive, cultural, philosophical, logical, methodological features of project activities, which he or she should use with schoolchildren. It is also very important to know a method of projects and project activities. For the realization of all tasks in a higher educational institution, one must create appropriate pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Современные требования к профессионально-личностным качествам учителя начальных классов»

2. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoesoprovozhdenieprocessa voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskojmolodezhi: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015.

3. Deeva O.G. Modelirovanie programmno-diagnosticheskogo soprovozhdeniya processa formirovaniya voenno-professional'noj napravlennosti molodyh oficerov. Politematicheskij setevoj 'elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnalKubGAU). Krasnodar: KubGAU, 2016; №02 (116): 250 - 264.

4. Zhilina L.A. Model'social'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya studentov-sirot v usloviyah vuza. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2008; 54: 357 - 360.

5. Maron A.E., Chegodaev N.M. Didaktika poslediplomnogo obrazovaniya: programmno-diagnosticheskij aspekt. Institut obsch. obrazovaniya MOPO RF, RAO IOV. Moskva, Sankt-Peterburg, 1997.

6. Pedagogika: uchebnik. Pod obschej redakciej L.S. Podymovoj, V.A. Slastenina. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2012.

7. Psihologo-pedagogicheskijslovar'oficera VMF. Sost. A.N. Tomilin, S.N. Tomilina. Novorossijsk: ID «S legkoj ruki», 2008.

8. Manuzina E.B. Pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah vysshego professional'nogo obrazovaniya. Vestnik tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; 1. 109 - 114.

9. Rozhkov M.I. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'yu. Yunogogika: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: Gumanitarnyj izd. centr VLADOS, 2008.

10. Sil'chenkova S.V. Formy i napravleniya pedagogicheskogo soprovozhdeniya. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2013; 10. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827

Статья поступила в редакцию 24.10.16

УДК 378

Pokladova V.A., senior teacher, Department of Pedagogy, senior researcher, Department of Education Development, North

Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: poklavika@mail.ru

MODERN REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS. This article identifies and discloses modern requirements for professional and personal qualities of primary school teachers, such as kindness, generosity and care for children, an ability to find a common language and plenty of time for individual communication with each child from their group, to use in their activities individual, student-active approach to each child, skills to work with parents, to introduce modern information and gaming technologies in the classroom, etc. The author concludes that a modern teacher needs to have a good level of scientific-methodical training, know anthropological, cognitive, cultural, philosophical, logical, methodological features of project activities, which he or she should use with schoolchildren. It is also very important to know a method of projects and project activities. For the realization of all tasks in a higher educational institution, one must create appropriate pedagogical conditions.

Key words: requirements, primary school teacher, professional and personal qualities.

В.А. Покладова, ст. преп. каф. педагогики, ст. науч. сотр. каф. развития образования, ГБОУ ВО «Северо-Осетинский

государственный педагогический институт, г. Владикавказ, E-mail: poklavika@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В данной статье выявлены и раскрыты современные требования к профессионально-личностным качествам учителя начальных классов, такие как: высокая доброжелательность, благородство и внимательность к детям, умение находить общий язык и достаточно времени для индивидуального общения с каждым ребёнком своего класса, использовать в своей деятельности индивидуальный, личностно-деятельный подход к каждому ребёнку, умение работать с родителями, внедрять современные информационные и игровые технологии на уроках и т. д. Автор делает вывод о том, что современному учителю необходимо иметь хороший уровень научно-методической подготовки, знать антропологические, когнитивные, культурологические, философские, логические, методологические особенности проектной деятельности, которую он должен наметить со школьниками; ему также самому важно владеть методом проектов и проектной деятельностью.

Ключевые слова: требования, учитель начальных классов, профессионально-личностные качества.

Модернизация системы образования, внедрение новых ФГОС ВПО, предполагают переход на компетентностное образование, где наиглавнейшую роль играет учитель. Требования государственного заказа, предъявляемые к новому учителю начальных классов, профессиональная подготовка студентов педагогического вуза направления «Педагогическое образование» (44.03.01) профиль «Начальное образование» квалификация бакалавр, ставят перед высшим педагогическим образованием и новую проблему - способность современного учителя эффективно готовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном мире, где ускорен процесс появления новых и инновационных знаний, где постоянно возникает потребность не только в новых профессиях, но и способность владеть многими смежными профессиями. Профессиональный рост учителя также невозможен без собственной самообразовательной деятельности, что означает ситуацию, когда учитель не должен останавливаться на достигнутом, а идти вперед. Для современного учителя начальных классов выбранная профессия - это возможность его профессиональной самореализации, большой источник удовлетворения и признания со стороны учеников, родительской общественности и коллег. Потому перед высшей педагогической школой сегодня стоит генеральная задача: подготовить учителя, способного ориентироваться в новом информационном обществе, отличающегося высокой интеллектуальной гибкостью, подвижностью мышления, способностью к диалогу, толерантностью, коммуникабельностью. Главной сегодняшней задачей образования является

производство компетентных людей - людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни [1, с. 4 - 5]. В руках учителя начальных классов дети, из которых выйдут ученые, математики, инженеры, рабочие высокой квалификации, владеющие инновационными технологическими процессами. Современный учитель должен научить ученика самостоятельно ставить перед собой цель, элементарно, на своем уровне, формулировать проблему, научиться видеть необходимое и важное в перспективе, самостоятельно организовывать свою деятельность и находить пути к мыслям и чувствам окружающих. Требование современной начальной школы и работодателя выражается желании получить в себе в образовательной учреждение специалиста-профессионала, работника, способного к саморазвитию, самосовершенствованию, самоконтролю и, в какой-то степени, переучиванию, творчеству, коммуникации и постоянному повышению профессиональной квалификации. Профессионализм начальной школы обусловлен его профпригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, самообразованием, целенаправленным формированием у себя компетенций и личностных качеств, которые важны для выполнения педагогической деятельности. Высокого профессионализма и постоянного роста учителя нельзя добиться без мотива и заинтересованности в самообразовательной деятельности, поскольку он не должен останавливаться на достигнутом.

В документе «Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» написано, что «основа актуального взаимодействия учителя и ученика и его конечная цель является способность ученика научиться учиться. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных ФГОС ВПО ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах» [2]. Поэтому в новых стандартах речь идет не просто о формировании определённых качествах личности, а о помощи обучающемуся в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально.

При переходе на новые образовательные стандарты, учитель должен осознавать, что каждый ребёнок имеет свою индивидуальную траекторию развития и неповторимый образ. Современный учитель постоянно находится в творческом поиске, ища ответ на актуальный вопрос «чему и как учить школьников?». Ответы на поставленные вопросы учитель получает через организацию современного урока, к которому также предъявляются определённые требования. Для современного урока является характерным демократический стиль управления на уроке между учителем и учениками, умение слушать и слышать друг друга. Другими словами, современный урок должен учить ученика учиться.

Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает такое обучение, при котором цели и содержание обучения, приобретают для учеников начальных классов личностный смысл, развивают его мотивацию к обучению, к учебной деятельности. Владение учителем начальных классов личностно-ориен-тированным подходом является актуальным по причине того, что он обеспечит: а) высокую самостоятельность учителя, творческое определение целей и задач обучения, выходя за рамки образовательной программы, а также творческий креативный выбор приёмов обучения, которые являются для собственного класса наиболее соответствующими; б) учитель опирается на имеющиеся знания учащихся, на их опыт; в) учитель учитывает социокультурные особенности учащихся, их образ жизни; в) учитель учитывает также эмоциональное состояние детей, их морально-этические и нравственные ценности.

Сегодня большое внимание уделяется способности учителя начальных классов к поиску и внедрению в практику игровых технологий. Современный учитель нуждается в использовании новых игровых технологиях, которые превратят неинтересную, монотонную деятельность в увлекательные занятия по запоминанию и помогут реализовать один из главных принципов гуманного подхода к детям. Особенность игровых технологий в том, что учитель может организовать и координировать игровую деятельность детей, создавая на уроках игровые ситуации,

побуждающие и стимулирующие детей к учебной деятельности [3].

Педагог начальной школы, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, в рамках общеобразовательной подготовки должен знать основы современных концепций природы, общества и техносферы; иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями; в профессиональной подготовке: обладать ключевыми профессиональными компетент-ностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность. Будущий учитель начальных классов должен знать философию образования, философские и культурологические концепции, возрастную и педагогическую психологию, основы психологии девиантного поведения, способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребёнка; принципы организации образовательной среды, сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоро-вьесберегающие технологии, технология портфолио.

Современному учителю непременно важно иметь хороший уровень научно-методической подготовки, знать антропологические, когнитивные, культурологические, философские, логические, методологические особенности проектной деятельности, которую он должен наметить со школьниками; ему также самому важно владеть методом проектов и проектной деятельностью. Для реализации всех поставленных задач, в высшем учебном заведении необходимо создать соответствующие педагогические условия. Необходима постоянная работа среди студенческой молодежи, которая готовит себя к работе с детьми начальной школы - проведение практических семинаров, конференций, круглых столов и т. д.

Итак, исходя из вышеизложенного, основными требованиями к профессионально-личностным качествам учителя начальных классов, стали: высокая доброжелательность, благородство и внимательность к детям, умение находить общий язык и достаточно времени для индивидуального общения с каждым ребёнком своего класса. Учитель должен развивать свою речь, которая должна быть достаточно четкой и хорошо поставленной. Для учителя также важно уметь владеть вниманием всего класса и удерживать внимание каждого ученика. Несмотря на сложные ситуации, возникающие в классе, учитель не должен терять самообладания, должен уметь сохранять спокойствие и выдержку. Наряду с этим, очень важно для учителя использовать в своей деятельности индивидуальный, личностно-деятельный подход к каждому ребёнку. Особое внимание заслуживает такой раздел в работе учителя начальных классов, как умение работать с каждым родителем.

Библиографический список

1. Капин А.В. Личность и профессиональная компетентность современного педагога. Школьное образование. № 2: 4 - 5

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. Постановление от 23 мая 2015 г. № 497. Москва.

3. Алипханова Ф.Н., Атаева Э.А. К вопросу о формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014; 4: 215 - 217.

References

1. Kapin A.V. Lichnost' i professional'naya kompetentnost' sovremennogo pedagoga. Shkol'noe obrazovanie. № 2: 4 - 5

2. Federal'naya celevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody. Postanovlenie ot 23 maya 2015 g. № 497. Moskva.

3. Aliphanova F.N., Ataeva 'E.A. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury buduschego pedagoga professional'nogo obucheniya. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2014; 4: 215 - 217.

Статья поступила в редакцию 12.10.16

УДК 378

Pomerlyan A.N., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Deputy Head of Academic Affairs, Novosibirsk Military Institute n.a. General of Army I.K. Yakovlev of Russian Troops of the National Guard (Novosibirsk, Russia), E-mail: 3411208@mail.ru Snigirev A.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Novosibirsk Military Institute n.a. General of Army I.K. Yakovlev of Russian Troops of the National Guard (Novosibirsk, Russia), E-mail: 3411208@mail.ru

Grigoriev O.V., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Theory and History of State and Law, Novosibirsk Military Institute n.a. General of Army I.K. Yakovlev of Russian Troops of the National Guard (Novosibirsk, Russia), E-mail: 3411208@mail.ru

MILITARY INSTRUCTOR: PERSONALITY, TEACHER, SCIENTIST. The article deals with problems of the present stage of reforming the system of military schools of the Russian Federation Armed Forces. The authors present a thesis of the impossibility of the development of modern armed forces apart from the higher military education, training of the officer corps to conceptually new

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.