З.С. Муциева, директор ГБОУ «Гимназия № 12», г. Грозный, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ ГИМНАЗИИ И МЕСТО ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье выявлены современные требования к педагогу гимназии и место этнографической культуры, а именно: у педагога должны быть сформированы эти знания и развита креативность; гимназия требует от педагога дидактическую составляющую профессиональной подготовки педагога; содержательно-технологическая и диагностическая подготовка должна быть у педагога, владеющего способами и методами, техниками и технологиями, позволяющими формировать у ученика личностный, творческий потенциал; педагог гимназии должен уметь разрабатывать с учениками индивидуальную образовательную траекторию его обучения; наличие этнографической культуры, этнографической грамотности. Автор делает вывод о том. что Этнографическая культура педагога гимназии предполагает не просто знание собственной культуры, своих обычаев и традиций, своего языка, но их отсутствие равнодушия, а, напротив, интерес к чужим культурам, населяющим Чеченскую республику, которые находятся рядом.
Ключевые слова: этнографическая культура, этнографическая грамотность, педагог гимназии, требование.
Сегодня система российского образования переживает период основательных изменений в своей структуре, дидактике, менеджменте, идеологии, методической и методологической науке. Введенные новые ФГОС общего образования предъявили совокупность новых требований, которые являются обязательными для учреждений при реализации образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию.
Обсуждая вопрос, чем гимназии и лицеи отличаются от обычных общеобразовательных школ, отметим, что лицей в большей степени ориентирован на практическую деятельность учащихся. Выпускник-лицеист по окончании заведения получает классический аттестат об образовании, а также в аттестате записана конкретная специальность, полученная лицеистом. Отличия гимназии от средней школы, состоят в том, что учащиеся имеют возможность получить фундаментальные знания по профилю гимназии и поступить в высшие учебные заведения, имеющие высокую репутацию. В отличие от лицея, в гимназиях активно разрабатываются и внедряются авторские программы, формы, методы обучения, интересные оригинальные методики. Включенность расширенного оригинального дидактического материала позволяет обучение сделать более углубленным и разносторонним. Благодаря гимназии, ученик получает многостороннее образование с возможностью проявления своих личностных качеств и реализации собственного интеллектуального потенциала.
Выявленные отличия естественно формируют требования, которые предъявляются сегодня современным педагогам гимназического профиля, определяемые их непосредственные функциональные обязанности. Данные требования важно учитывать менеджерами гимназий в ходе отбора на преподавательскую деятельность. Из тех отличий гимназии и школы, которые были нами выявлены, важно обратить внимание на то, что: а) гимназия в отличие от школы дает теоретические, фундаментальные знания по всем преподаваемым предметам; б) в гимназиях активно разрабатываются и внедряются авторские оригинальные программы, формы, методы, интересные методики; в) педагог гимназии должен владеть совокупностью методов, раскрывающие личностный творческий потенциал учащихся, работать индивидуально, разрабатывая собственную образовательную траекторию.
Представленные отличия смогли сформулировать основные требования к педагогу образовательного учреждения типа гимназии. А именно:
- гимназия дает теоретические, фундаментальные знания, тогда у педагога должны быть сформированы эти знания и развита креативность, позволяющая создавать собственный творческий оригинальный продукт;
- гимназия требует от педагога дидактическую составляющую профессиональной подготовки педагога;
- содержательно-технологическая и диагностическая подготовка должна быть у педагога, владеющего способами и методами, техниками и технологиями, позволяющими формировать у ученика личностный, творческий потенциал;
- педагог гимназии должен уметь разрабатывать с учениками индивидуальную образовательную траекторию его обучения.
Все перечисленные качества педагогов так или иначе присутствуют в про-фессиограмме педагога. Однако среди выявленных отличий, которое должно было бы вылиться в педагогическое требование, отсутствует очень важная гуманитарная составляющая и качество педагога - как наличие этнографической культуры, этнографической грамотности, поскольку известно, что национальный состав образовательного социума республики Чечни достаточно многоликий, разнообразный, поликультурный, что обязательно должен учитывать в своей профессиональной деятельности педагог гимназии.
Республика и сам город Грозный представляют собой разноцветную мозаику народов, традиций, языков, культур, обрядов, религиозных и светских ритуалов. Исходя из этого, нельзя не учитывать того, что работая в полинациональной среде гимназии, педагог обязательно должен обладать этнографической культурой. Итак, перечислим те требования, наличие которых необходимо для эффективной работы педагога в гимназии: наличие у педагога глубокой креативности, позволяющей создавать собственный творческий оригинальный продукт; дидак-
тическая составляющая профессиональной подготовки педагога; методическая и технолого-диагностическая подготовка педагога, владеющего способами и методами, техниками и технологиями, позволяющими формировать у ученика личностный, творческий потенциал; уметь разрабатывать с учеником индивидуальную образовательную траекторию. И самое важное качество педагога - это наличие этнографической культуры, предполагающая эффективное толерантное общение со всеми представителями национального социума, без которого невозможна реализация всех выше перечисленных требований, передача знаний ученикам.
Итак, первое качество, без которого невозможна эффективная профессиональная деятельность педагога гимназии - это креативность, способность к творчеству, позволяющие создавать собственный творческий оригинальный продукт. На тему формирования у педагогов креативности как способности к творчеству написано множество диссертационных исследований, сформулировано большое количество дефиниций, но то общее, что отмечают исследователи - это то, что креативность проявляется в различных сферах активности личности и рассматривается как относительно независимый фактор одаренности человека. Именно таких педагогов отбирают при приеме на работу в гимназию, но, к сожалению, не всегда принятые педагоги демонстрируют далее на практике креативность и способность к творчеству, работая стандартно, традиционно, не отступая от буквы в учебнике.
Этнографическая культура педагога гимназии предполагает не просто знание собственной культуры, своих обычаев и традиций, своего языка, но их отсутствие равнодушия, а, напротив, интерес к чужим культурам, населяющим Чеченскую республику, которые находятся рядом. Нежелание познавать чужую культуру, которую представляют ученики разных национальностей, может привести к полному незнанию своих «соседей», которые рано и поздно могут стать чуждыми, чужими, а иногда и «мешающими» жить титульным нациям в том или ином регионе.
Поставив задачу определить современные требования к педагогам, мы показали, что педагогам гимназии, важно понимать разницу того, чем отличается гимназия от традиционной общеобразовательной школы. Именно благодаря выявленным отличиям, мы сформировали те требования, которые предъявляются сегодня педагогам гимназического профиля, определяемые их непосредственные обязанности и функционал, а также необходимые профессиональные и личностные качества. Выявленные требования к педагогу особого учреждения - гимназии - важно учитывать менеджерами гимназий в ходе отбора на преподавательскую деятельность многочисленных претендентов. Выявляя то, чем гимназии и лицеи отличаются от обычных общеобразовательных школ, мы отметили, что лицей в большей степени ориентирован на практическую деятельность учащихся. Выпускник-лицеист по окончании заведения получает классический аттестат об образовании, а также в аттестате записана конкретная специальность, полученная лицеистом. Отличия гимназии от средней школы, состоят в том, что учащиеся имеют возможность получить фундаментальные знания по профилю гимназии и поступить в высшие учебные заведения, имеющие высокую репутацию. В гимназиях активно разрабатываются и внедряются авторские программы, формы, методы обучения, интересные оригинальные методики. Включенность расширенного оригинального дидактического материала позволяет педагогу обучение гимназистов сделать более углубленным и разносторонним. Благодаря гимназии, ученик получит многостороннее образование с возможностью проявления своих личностных качеств и реализации собственного интеллектуального потенциала.
Вместе с тем, среди выявленных отличий, которые должны были бы вылиться в педагогическое требование, отсутствует очень важная гуманитарная составляющая и качество педагога - как наличие этнографической культуры, этнографической грамотности, поскольку известно, что национальный состав образовательного социума республики Чечни достаточно многоликий, разнообразный, поликультурный, что обязательно должен учитывать в своей профессиональной деятельности педагог гимназии.
Библиографический список
1. Алипханова Ф.Н., Муциева З.С. Метод моделирования как способ эффективного развития у педагогов гимназии этнографической культуры. Кант - Ставрополь: ООО «Издательство СТАВРОЛИТ», 2018; 4 (29): 54 - 58.
References
1. Aliphanova F.N., Mucieva Z.S. Metod modelirovaniya kak sposob 'effektivnogo razvitiya u pedagogov gimnazii 'etnograficheskoj kul'tury. Kant - Stavropol': OOO «Izdatel'stvo STAVROLIT», 2018; 4 (29): 54 - 58.
Статья поступила в редакцию 23.01.19
УДК 378.147
Boyko E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Siberian Institute of Management, branch of RANEPA (Novosibirsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Nikitina E.D., senior teacher, Siberian Institute of Management, branch of RANEPA (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Logacheva M.K., senior teacher, Siberian Institute of Management, branch of RANEPA (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
INTERNET TECHNOLOGIES AS MODERN LEARNING TOOLS IN HIGHER SCHOOL: PRACTICE (ON THE EXAMPLE OF SIM RANEPA). In the article the main tools of Internet technologies are analyzed in the process of modern education in a university. The analysis of "Prezi presentation", "Padlet online service", "Infographies" definitions by various Russian scholars is made, and the functions of these Internet technologies in teaching are considered. The positive practical experience of using Prezi presentations, Padlet online service, infographics are considered in the university context. The authors have made an attempt for their research to estimate the efficiency of the Internet technologies usage in the International (English) language classes. Among the undergraduates the survey has shown the necessity of the Internet technologies usage in the learning process.
Key words: Internet technologies, Prezi presentation, infographics, Padlet.
Е.Н. Бойко, канд. пед. наук, доц., Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ЕД. Никитина, ст. преп., Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
М.К. Логачева, ст. преп., Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ (НА ПРИМЕРЕ СИУ РАНХИГС)
В статье рассматриваются основные средства Интернет-технологий, применяемые в современном образовательном процессе в вузе. Приведён анализ взглядов различных российских исследователей на определение понятий «презентация Prezi», «он-лайн сервис Padlet», «инфографика», а также рассматриваются функции данных Интернет-технологий в обучении. Обобщается положительный практический опыт применения нелинейных интерактивных презентаций Prezi, он-лайн сервиса Padlet, инфографики на занятиях по иностранному языку В качестве исследовательской задачи авторами была предпринята попытка оценить эффективность применения средств Интернет-технологий на занятиях иностранного языка. Среди участников эксперимента был проведен опрос, на основании которого авторы приходят к выводу о необходимости использования в образовательном процессе вышеперечисленных Интернет-технологий.
Ключевые слова: Интернет-технологии, Prezi презентация, инфографика, Padlet.
В настоящее время в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее, ФГОС ВО) к выпускникам вузов предъявляется огромное количество требований, а именно: сформированность универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Наравне с формированием данных компетенций студенты также должны активно владеть и применять средства Интернет-технологий, интерактивные методы в будущей профессиональной деятельности для коммуникации, деловой переписки, ведения переговоров и т. д. [1; 2]. Необходимость и актуальность применения Интернет-технологий в образовательном процессе вуза говорит о том, что современное общество ориентировано на быстрое и эффективное развитие, на модернизацию системы образования и образовательных технологий.
В процессе обучения студентов 1-11 курсов всех направлений подготовки высшего образования на кафедре иностранных языков Сибирского института управления - филиале РАНХиГС (далее, СИУ РАНХиГС) нами используются различные средства Интернет-технологий. Наиболее широко применяются на занятиях иностранного языка Padlet, нелинейные интерактивные презентации Prezi, инфографика. Рассмотрим каждое средство обучения отдельно.
По мнению Е.К. Лейбовой, О.Н. Степаковой, онлайн платформа Padlet -это «приложение, которое позволяет добавлять на экран любые объекты, файлы, создавать записи и схемы. Варианты применения: для размещения файлов в виде эссе, коллажа, презентации с такими содержательными элементами, как текст, звук, видео, инфографика, ссылки на оригинальные ресурсы и т. п.» [3, с. 120]. Е.М. Белоусова рассматривает Padlet как «интересный полезный сервис, замечательный инструмент, как для индивидуальной, так и для коллективной работы, и в частности, для ведения коллективных проектов, для того, чтобы организовать, вести, контролировать, помогать учащимся в работе над их проблемами, над их темами» [4]. С точки зрения Е.В. Шпар, Padlet представляет собой так называемые «стены» для проведения опросов либо создания совместных проектов в виде мультимедийной стенгазеты. Активность студентов обеспечивается самим заданием, а именно: разместить краткую информацию о фактах, представляющихся студенту наиболее важными либо интересными. Полученная в результате совместной мыслительной деятельности стенгазета, используется
как самими студентами в ходе подготовки, так и в качестве основы для дискуссий в рамках аудиторного занятия [5, с. 429].
В своей статье Рачковская Л.А. говорит о том, что Padlet.com - это цифровая доска, которую преподаватель и обучающиеся могут использовать для выполнения различных видов упражнений. На цифровой доске Padlet преподаватель может вывешивать материалы по теме, которые будут доступны для скачивания в любое время. Он может также привлечь обучающихся для совместного сбора материалов. В ходе самостоятельной подготовки преподаватель может предложить высказать и обосновать свою точку зрения в рамках дискуссии, сделать на цифровой доске доклад, презентацию, интерактивный плакат, написать сочинение на заданную тему. Получившуюся доску можно встроить в сайт или блог группы. Таким образом, прочитать и проанализировать выполненную работу, высказать свое мнение о ней сможет не только преподаватель, но и другие участники учебного процесса [6, с. 58].
Е.А. Тарловская, полагает, что платформа Padlet используется для коллективного сбора идей, мозгового штурма и сотрудничества. Кроме того, это приложение предоставляет возможности для сохранения информации и хода онлайн дискуссии для последующего обзора и оценки учителем. Padlet можно использовать как в режиме реального времени в классе, так и для организации самостоятельной работы дома. Padlet является удобной для пользователя интерактивной онлайн платформой, которая способствует развитию ИКТ компетенций обучающихся, создает возможности для реализации технологии сотрудничества, позволяет учителю модерировать и управлять процессом обучения [7, с. 36].
Таким образом, мы рассматриваем Padlet как средство Интернет-технологий, позволяющее общаться с другими пользователями посредством текстовых сообщений, фотографий, ссылок, видео и аудиозаписей и других средств обучения. Каждое место для общения называется «стеной». Мы считаем, что данное средство Интернет-технологий вызывает у студентов большой интерес, так как пользоваться «стеной» достаточно легко, а возможности для применения ее в обучении довольно велики.
Электронный ресурс «Padlet» имеет русскоязычный интерфейс, он прост в освоении и не требует никакой начальной подготовки. Доступ к созданной стене может быть организован несколькими способами: