ля, мсиуг быть получены количественные данные о частотности упоминания той или иной проблемы.
Важно то, что количественные данные являются более убедительными для доказательства педагогической гипотезы, поскольку они позволяют делать выводы на основе более представи-
тельной «статистической выборки». Данные виды исследования могут значительно повысить роль педагогической практики в формировании профессиональных умений будущего учителя иностранных языков.
СОВРЕМЕННЫЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ ЭКСПЕРИЕНЦЕРА
Е.В. Обаревич
Объектом лингвистики был и будет оставаться естественный язык во всех аспектах его синхронного и исторического существования «во всем объеме его свойств и функций» [Е. Кубря-кова].
Появление понятия «экспериенцера» тесно связано с именем известного лингвиста Ч. Фил-лмора и его грамматической концепцией - падежной грамматикой [ПГ]. Его работы, начавшие изучение семантических ролей в предложении, оказались среди наиболее авторитетных исследований. Так, в матричной модели ГТГ в глубинную структуру предложения включаются пять пропозициональных падежей, среди которых рассматривается и экспериенцер [Е] - падеж, требуемый экспериенциальным глаголом [like, enjoy, love]. Экспериенцер обозначает личность, испытывающую чувства, эмоции. Падежные роли [и в частности, роль экспериенцера] рассматриваются как определенные семантические отношения между глаголом и именем. Кроме того, принимая во внимание двухуровневую [уровень смысла и уровень синтаксического оформления] концепцию строения предложения, Ч. Филлмор, У. Чейф, Ю.Д. Апрссян рассматривают понятие «экспериенцера», как одну из основных единиц денота-
тивного уровня. Экспериенцер - одушевленный протагонист физиологического или эмоционально-психического действия, состояния, отношения (под протагонистом понимается единственный или первый денотативный актантный участник ситуации). Интересен подход к пониманию роли экспериенцера И. Шлезингера. Падежная роль экспериенцера [как и любой другой семантический падеж] в его понимании - не когнитивная категория, а лингвистическая конструкция, содействующая установлению грамматических правил [I. Schlesinger 1995: 21].
Современный этап развития когнитивной лингвистики, когнитивная семантика открывает широкие перспективы виденья языка во всех его разнообразных связях с теми механизмами и структурами, которые лежат в основе познавательных процессов. С этой точки зрения категории падежной грамматики, среди которых и падежная роль экспериенцера, рассматриваются как универсальные концепты, отражающие описание «положение дел в мире». Одновременно, как отмечает Е.С. Кубрякова, они выступают как «логический результат познания мира и его привычной категоризации».
ОБОЗНАЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ДЕЙСТВИЙ КАК ЛЕКСИЧЕСКАЯ МИКРОСИСТЕМА
И.В. Миронова
Лексико-семантическая система языка представляет собой сложную структуру. Исходным для системного исследования является тезис о том, что словарь - не хаотическое нагромождение единиц. Одним из наиболее значимых для лингвистики лексических объединений оказалась фаунистическая лексика. Внимание лингвистов, в частности, привлекает процесс и результат сравнения характеристик человека и характеристик животных.
Исследуемый нами материал выявил несколько источников развития зооцентрических обозначений человека и его действий, например: наименования представителей животного мира: magpie «сорока» и «болтливый человек»; beak «клюв птицы» и «большой нос человека»; to preen «чистить перья» и «прихорашиваться» и др.
Лексические единицы, представляющие источники зооцентрических обозначений человека и его действий, составляют именной и глагольный блоки в исследуемом фрагменте лексико-