Научная статья на тему 'Некоторые аспекты падежной грамматики в рамках когнитивной лингвистики'

Некоторые аспекты падежной грамматики в рамках когнитивной лингвистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
434
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ГЛУБИННЫЙ ПАДЕЖ» / ПАДЕЖНАЯ ГРАММАТИКА / «ФРЕЙМ» / ПАРАДИГМА ЗНАНИЙ / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / СТРУКТУРА ПРОПОЗИЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕМАНТИКА ГЛАГОЛА / «DEEP CASE» / «FRAME» / CASE GRAMMAR / PARADIGM OF KNOWLEDGE / COGNITIVE LINGUISTICS / PROPOSITION STRUCTURE / EMOTIONAL ACTIVITY / SEMANTICS OF VERB

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузнецова Елена Владимировна

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты падежной грамматики в рамках когнитивной лингвистики (представлены некоторые положения лингвистических исследований Ч. Филлмора, Дж. Лакоффа, Е. С. Кубряковой): в рамках данной парадигмы падежи рассматриваются как концептуальные сущности; понятие «фрейма» получает когнитивное толкование: «фрейм» рассматривается как унифицированная конструкция знания, а языковые средства, структурирующие фрейм, имеют разный статус по своим потенциальным возможностям представления события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF CASE GRAMMAR WITHIN THE FRAMEWORK OF COGNITIVE LINGUISTICS

In this article some aspects of case grammar in the framework of cognitive linguistics are considered. Some positions of linguistic researches of Ch. Fillmore, G. Lakoff, Ye. S. Kubryakova are presented. According to this paradigm cases are considered as conceptual essence; the concept of «frame» receives cognitive interpretation: «frame» is considered as the unified design of knowledge, and the language means structuring the frame, have the different status by the potential possibilities of representation of event.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты падежной грамматики в рамках когнитивной лингвистики»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПАДЕЖНОЙ ГРАММАТИКИ В РАМКАХ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

Е. В. КУЗНЕЦОВА

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты падежной грамматики в рамках когнитивной лингвистики (представлены некоторые положения лингвистических исследований Ч. Филлмора, Дж. Лакоффа, Е. С. Кубряковой): в рамках данной парадигмы падежи рассматриваются как концептуальные сущности; понятие «фрейма» получает когнитивное толкование: «фрейм» рассматривается как унифицированная конструкция знания, а языковые средства, структурирующие фрейм, имеют разный статус по своим потенциальным возможностям представления события.

Ключевые слова: «глубинный падеж», падежная грамматика, «фрейм», парадигма знаний, когнитивная лингвистика, структура пропозиции, эмоциональная деятельность, семантика глагола.

Система так называемых «глубинных падежей» была впервые предложена Ч. Филлмором [3]. Развитие падежной грамматики было направлено на разработку логически последовательной теории, которая была бы способна адекватно объяснить и эксплицитно сформулировать глубинную структуру предложения. Семантическому компоненту предписывалось репрезентировать скрытый за поверхностной структурой смысл предложения.

В рамках когнитивной лингвистики были рассмотрены постулаты и идеи глубинно-падежной грамматики [1; 2; 4; 5; 7; 8]. Возникновение когнитивной лингвистики было отчасти реакцией на пренебрежение семантикой в лингвистических теориях, господствовавших в 70-е гг. ХХ в., а также тем, что в генеративных исследованиях реальным носителям языка отводилась не слишком большая роль. В связи с этим и подход к падежам как семантическим ролям, понятийным отношениям был воспринят как «вызов» традиционному подходу, который рассматривал падежи как прямое отражение категорий в человеческом сознании [1]. Современный этап развития когнитивной лингвистики - когнитивная семантика, и в целом, когнитивный подход к языку открыл широкие перспективы видения языка во всех его разнообразных связях с человеком. Исследование языка в рамках когнитивной парадигмы позволило лингвистам утверждать, что в ходе познавательной деятельности у человека формируется уровень представлений о мире - концептуальный уровень. На этом уровне происходит обработка и совмещение информации, передаваемой языком,

и информации, полученной по другим каналам. В рамках данной парадигмы падежи рассматриваются как концептуальные сущности. Опыт категориального членения мира, а также процессы распределения поступающей в сознание человека информации по категориям, находят отражение в категоризации, при которой задействуются определенные механизмы мышления [7]. Этот постулат когнитивной лингвистики лежит в основе многих новых подходов к исследованию языка.

Так, Дж. Лакофф вводит понятие когнитивной модели [7]. По его мнению, когнитивные модели используются в процессе мышления и формирования категорий. Каждая когнитивная модель представляет собой комплексное структурированное целое, гештальт. В концептуальной системе существует четыре типа моделей: пропозициональные, образно-схематические, метафорические, метонимические. Пропозициональные модели (prepositional models) определяют элементы, их свойства и отношения между ними (Lakoff, 1990). Целостная структура пропозиции характеризуется схемой часть-целое, где пропозиция - целое, предикат - часть, а другие аргументы - другие части.

Во всех основных работах по когнитивной лингвистике их авторы представляют модель атомарного события, которое может рассматриваться как «единица» человеческого восприятия, то есть как то, что может оказаться в фокусе внимания.

Когнитивная грамматика Р. Лэнекера [8], основанная на употреблении «usage-based» grammar, была противопоставлена существовавшим теори-

ям именно как грамматика, имеющая в своей основе все множество языковых реализаций, осознаваемых говорящим. В противовес генеративи-стам, Р. Лэнекер подчеркивает, что «слова, фразы, предложения создаются говорящим, а не грамматикой языка [8]. Р. Лэнекер включает в базовую когнитивную модель события (canonical event model) следующие элементы (рис. 1):

Рис. 1. Базовая когнитивная модель события

Продолжая традиции Л. Теньера, который рассматривал партиципантов ситуации, порождаемой глаголом, как участников драмы, Р. Лэне-кер использует метафору «сцена» (stage) для описания когнитивного события. «Сцена» включает такие элементы базовой когнитивной модели, как наблюдатель (viewer) и «окружение» (setting).

Возможность разной перспективизации события при совмещении разных структур знания связывается с особенностями зрительного восприятия, а именно с принципом выделения фигуры и фона. Эту особенность восприятия и структурирования события Дж. Лакофф объясняет тем, что событийные категории формируются по метафорическому принципу на основе структур базового уровня. Структуры базового уровня создаются в области физического взаимодействия человека с окружающей средой. Представители когнитивной лингвистики Р. Лэнекер, Дж. Лакофф также указывают на то, что говорящий может демонстрировать возможные интерпретации определенной ситуации в зависимости от того, как эта ситуация будет концептуализироваться говорящим. Следовательно, процесс осмысления фрагмента действительности с последующей его номинацией является субъективно ориентированным [7].

Прототипическим образцом для всех сложных видов действий и процессов оказывается простое перемещение объектов, изменение в соотносительном положении неких объектов [7].

Когнитивная модель, разъясняющая семантику глагола, строится как аналог определенного вида деятельности - биологического, физиологи-

ческого, физического и т. д. В аспекте различных видов деятельности можно рассматривать эмоциональную деятельность. Все виды деятельности структурированы так, что основным компонентом структуры является тот, кто осуществляет действие, или то, что является его источником (причиной), сама деятельность, средство или инструмент ее, объект, на который она направлена, цель. Когнитивная модель отражает далее протекание деятельности во времени и в пространстве.

Понятие фрейма испытало трансформацию от представлений о падежной рамке глагола до представления о сложных совокупностях. Так, сначала, Ч. Филлмор понимал под термином «фрейм» систему выбора языковых средств -грамматических правил, лексических единиц, языковых категорий, связанных с прототипом сцены [3]. Продолжением падежной грамматики явилась предложенная Ч. Филлмором фреймовая семантика. Здесь, Ч. Филлмор определяет «фрейм» как общее родовое обозначение набора понятий типа: схема, сценарий, когнитивная модель. Используя понятие фрейма, Ч. Филлмор разработал концепцию семантики слова. Так, фрейм глагола соотносит семантическое содержание единицы со всем объемом знания, активизируемого звуковой формой.

В рамках когнитивного направления в лингвистике понятие «фрейма» получает когнитивное толкование: «фрейм» рассматривается как унифицированная конструкция знания. На современном этапе развития когнитивной лингвистики теория фреймов является эффективным методом, который используется лингвистами для изучения, например, лексической и грамматической семантики. Языковые средства, структурирующие фрейм, имеют разный статус по своим потенциальным возможностям представления события. Так, глагол предполагает определенный способ вербализации какой-либо ситуации с определенным составом ее участников, то есть, передает ситуацию в ее пропозициональной форме. Семантика глагола тесно связана со свойствами актантов, которые вместе с глаголом и структурируют данную ситуацию.

Таким образом, роль ПГ в истории языкознания несомненна. Идеи ПГ привлекли интерес лингвистов к связи лексики и грамматики.

Литература

1. Кубрякова Е. С. Проблемы представления знаний в современной науке и роль лингвистики в решении этих проблем // Язык и структуры представления знаний. М., 1992.

2. Позднякова Е. М. Категория имени деятеля и пути ее синхронного развития в когнитивном и номинативном аспекте: дис. ... д-ра филол. наук. М., 1999.

3. Филлмор Ч. Основные проблемы лексической семантики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XII. М., 1983.

4. Dahl O. Case grammar and prototypes // Concepts of case / еd. by R. Dirven, G. Rodden. Tubingen, 1987.

5. Dixon R. M. A new approach to Еnglish grammar on semantic Principles. Oxford, 1991.

6. Langacker R. W. Foundations of cognitive grammar // Theoretical Prerequisites. Vol. 1. Stanford: Calif. Stanford Univ. Press, 1987.

7. Langacker R. W. An overview of cognitive grammar // Topics in cognitive linguistics. Amsterdam, Philadelphia, 1988.

8. Langacker R. W. Settings, participants, and grammatical relations // Meaning and prototypes. Studies on linguistic categorization. Oxford, 1990.

* * *

SOME ASPECTS OF CASE GRAMMAR WITHIN THE FRAMEWORK OF COGNITIVE LINGUISTICS

Ye. V. Kuznetsova

In this article some aspects of case grammar in the framework of cognitive linguistics are considered. Some positions of linguistic researches of Ch. Fillmore, G. Lakoff, Ye. S. Kubrya-kova are presented. According to this paradigm cases are considered as conceptual essence; the concept of «frame» receives cognitive interpretation: «frame» is considered as the unified design of knowledge, and the language means structuring the frame, have the different status by the potential possibilities of representation of event.

Key words: «deep case», case grammar, «frame», paradigm of knowledge, cognitive linguistics, proposition structure, emotional activity, semantics of verb.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.