Научная статья на тему 'Современные торговцы городских рынков в социальной структуре регионального социума (на примере Республики Мордовия)'

Современные торговцы городских рынков в социальной структуре регионального социума (на примере Республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
217
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономикс
Ключевые слова
торговцы / рынок / челноки / социальная структура / социальное положение / региональный социум / торговці / ринок / човники / соціальна структура / соціальний стан / регіональний соціум / traders / market / merchants / social structure / social status / regional society

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дадаева Татьяна Михайловна, Ульянкина Ольга Валентиновна

В статье на основе статистических данных и результатов социологического исследования анализируется социальное положение современных торговцев городских рынков в социальной структуре регионального социума Республики Мордовия. Рассматриваются основные количественные характеристики торговцев городских рынков России и Республики Мордовии, раскрываются статусные характеристики данной группы на основе форм занятости (работающие на себя и нанятые торговцы), экономического положения (уровень и источники дохода, уровень владения собственностью, покупательная способность), мотивационных установок, самоидентификации, профессиональных стратегий, личностного восприятия профессии. Выявляются сущностные социально-демографические характеристики (гендерные, возрастные, этнические) и основные факторы, определяющие социальное положение современных торговцев городских рынков. Авторы приходят к выводу, что место торговцев рынков в социальной структуре социума определяется как макроструктурными процессами, происходящими в российском обществе, так и социальными ресурсами и жизненными шансами, которыми обладают представители исследуемой группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern traders of urban markets in the social structure of the regional society (on the example of the Mordovia Republic)

The article deals with the analysis of the social status of the urban market modern traders in the social structure of the regional society of the Mordovia Republic based on statistical data and results of sociological research. The basic quantitative characteristics both of the Russian urban markets traders and of the Mordovia Republic are considered. The social status of this group is revealed on the basis of employment forms (selfemployed and hired traders), economic situation (the level and sources of income, the level of property’s possession, purchasing power), motivation, self-identity, professional strategies, personal perceptions of the profession. The essential socio-demographic characteristics (gender, age and ethnicity) and the main determinants of the social situation of the urban market modern traders are identified. The authors come to the conclusion that the place of market traders in the social structure of the society is defined by both macro-structural processes taking place in Russian society and social resources and life chances, which have the representatives of the investigated group.

Текст научной работы на тему «Современные торговцы городских рынков в социальной структуре регионального социума (на примере Республики Мордовия)»

ЭКОНОМИКС. 2014. № 3.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 31 316.342.6

Т.М. Дадаева*, О.В. Ульянкина**

СОВРЕМЕННЫЕ ТОРГОВЦЫ ГОРОДСКИХ РЫНКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИУМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

Дадаева Т.М., Ульянкина О.В. Современные торговцы городских рынков в социальной структуре регионального социума (на примере Республики Мордовия). - Статья .

В статье на основе статистических данных и результатов социологического исследования анализируется социальное положение современных торговцев городских рынков в социальной структуре регионального социума Республики Мордовия. Рассматриваются основные количественные характеристики торговцев городских рынков России и Республики Мордовии, раскрываются статусные характеристики данной группы на основе форм занятости (работающие на себя и нанятые торговцы), экономического положения (уровень и источники дохода, уровень владения собственностью, покупательная способность), мотивационных установок, самоидентификации, профессиональных стратегий, личностного восприятия профессии . Выявляются сущностные социально-демографические характеристики (гендерные, возрастные, этнические) и основные факторы, определяющие социальное положение современных торговцев городских рынков . Авторы приходят к выводу, что место торговцев рынков в социальной структуре социума определяется как макроструктурными процессами, происходящими в российском обществе, так и социальными ресурсами и жизненными шансами, которыми обладают представители исследуемой группы .

Ключевые слова: торговцы, рынок, челноки, социальная структура, социальное положение, региональный социум.

Dadaeva T.M., UlyankinaO.V. Modern traders of urban markets in the social structure of the regional society (on the example of the Mordovia Republic). - Article .

The article deals with the analysis of the social status of the urban market modern traders in the social structure of the regional society of the Mordovia Republic based on statistical data and results of sociological research. The basic quantitative characteristics both of the Russian urban markets traders and of the Mordovia Republic are considered . The social status of this group is revealed on the basis of employment forms (self-employed and hired traders), economic situation (the level and sources of income, the level of property's possession, purchasing power), motivation, self-identity, professional strategies, personal perceptions of the profession. The essential socio-demographic characteristics (gender, age and ethnicity) and the main determinants of the social situation of the urban market modern traders are identified The authors come to the conclusion that the place of market traders in the social structure of the society is defined by both macro-structural processes taking place in Russian society and social resources and life chances, which have the representatives of the investigated group

Keywords: traders, market, merchants, social structure, social status, regional society.

Дадаева Т.М., УльянкШа О.В. Сучасш торговщ мкьких риншв у сощальнш структурi репонального сощуму ( на прикладi Республжи Мордовiя). - Стаття .

* Дадаева Татьяна Михайловна - профессор кафедры социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н .П . Огарёва, доктор социологических наук, профессор, г. Саранск, Россия.

** Ульянкина Ольга Валентиновна - аспирантка кафедры социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им . Н . П . Огарёва, г. Саранск, Россия .

У статт на основi статистичних даних i результата соцюлопчного дослiдження аналiзуеться соцiальний стан сучасних торговцiв мiських ринкiв у сощальнш структурi регiонального соцiуму Республжи Мордовiя . Розглядаються основнi кшьюсш характеристики торговцiв мiських ринкiв Росп та Республiки Мордовп, розкриваються статусш характеристики дано! групи на пiдставi форм зайнятостi (працюючi на себе та найнят торговщ), економiчного становища ^вень i дже-рела доходу, рiвень володiння власнiстю, купiвельна спроможшсть), мотивацiйних установок, самощентифжацп, професiйних стратегш, особистiсного сприйняття професп. Виявляються сутшсш соцiально-демографiчнi характеристики (гендернi, вiковi, етшчш) i основнi фактори, що визначають соцiальний стан сучасних торговцiв мюьких ринкiв . Автори доходять висновку, що м^це торговцiв ринкiв у сощальнш структурi соцiуму визначаеться як макроструктурними проце-сами, що вщбуваються в росiйському суспiльствi, так i соцiальними ресурсами та життевими шансами, яю мають представники дослщжувано! групи .

Ключовi слова: торговщ, ринок, човники, соцiальна структура, сощальний стан, регiональний соцiум.

Трансформационные процессы, происходящие в России последние 20 лет, определили новые институциональные условия функционирования профессиональной группы - торговцев городских рынков . Стихийно возникнув в переходный период развития России и стран СНГ в 90-е годы XX в ., торговцы-челноки стали социальной базой для развития малого и среднего предпринимательства в розничной торговле. В современный период торговля на рынках, как форма профессиональной деятельности продолжает оставаться востребованной, зачастую снимая напряжение на рынке труда. Особенно это значимо для дотационных в экономическом отношении регионов России, как Республика Мордовия, где отрасль торговли и, в частности, торговля на городских рынках, выступает резервом занятости, а налоговые поступления от развития этой отрасли активно пополняют бюджет региона

Современное положение данной группы в социальной структуре российского общества, остается не исследованным и требует научного переосмысления и социологической рефлексии Сегодня торговцы рынков, пройдя непростой путь институционализа-ции, переживают переломный момент, связанный с переходом к «цивилизованным» форматам розничной торговли, и соответственно с сокращением не только численного состава представителей данной группы, но и с изменением их социального положения .

С конца 90-х гг. в России был отмечен всплеск научного интереса к исследованию феномена челночества. Можно отметить работы В.В. Иванова, И .В. Ивлевой, В.И . Ильина, М .А. Ильиной, С. Г. Климовой, Ю. Ю. Комлева, В. Н . Титова, Л . Г. Толчинского, В .В . Фаузера, И . В. Щербаковой, Е . Н . Ядовой [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8].

В данной статье для рассмотрения социального положения современных российских торговцев рынков мы используем данные, полученные в результате проведенного социологического исследования в 2011-2012 гг. , анкетного опроса «Социальное положение торговцев городских рынков» по месту работы в городах Саранск и Рузаевка Республики Мордовия В опросе было охвачено 9 рынков Республики Мордовия (из них 6 в Саранске, 3 в Рузаевке). Всего опрошено 330 человек: 286 женщин (86,7 %) и 44 мужчины (13,3 %). В структуре торговцев 93,6% живут в городе, 6,4% - в сельской местности Возрастная структура: до 29 лет - 7,9 %; 3034 года - 9,7 %; 35-39 лет - 15,8 %; 40-44 года - 20,3 %; 45-49 лет - 27,3 %; 50 лет и старше - 19 % Торговцев в возрасте от 35 лет и старше - 82,4 % . По уровню образования на городских рынках преобладают лица со средним профессиональным образованием (32,4 %), начальное профессиональное образование у 23 %, высшее образование имеет пятая часть торговцев (20,6 %), неоконченное высшее - 13 %,

10-11 классов - 8,5 %, 8-9 классов - 2,4 % . Этническая структура: русские составляют 54,8 %, мордва - 28,2 %, татары - 9,7 %, другие национальности - чуть более 7 %, среди которых лидируют армяне (2,4 %), также на рынке торгуют украинцы, белорусы, чуваши, азербайджанцы, марийцы, евреи, грузины Этническая структура торговцев городских рынков практически совпадает с аналогичной по региону в целом (русские - 53,2 %, мордва - 39,2 %, татары -5,2 %) [9, с. 96]. За исключением того, что в составе торговцев рынков доля мордвы ниже, чем среди жителей региона, а среди татар выше Татары традиционно активно занимаются торгово-посреднической деятельностью, что особенно характерно для женщин (среди торговцев-татар 75,0% составляют женщины).

Поскольку отсутствуют точные данные о параметрах генеральной совокупности (в официальной статистике отсутствует информация о количестве лиц, занятых торговлей на рынках), выборка сформирована по принципу доступных случаев (п=330). Проведенное анкетирование затрагивало только торговцев-физических лиц, для которых торговля выступает основной сферой труда. Опрос был направлен на выявление социально-экономического, профессионального статуса, условий труда, мотивационных установок занятости, социально-демографических характеристик, ценностных ориентаций, профессиональных качеств, субъективной самоидентификации и т д

На 1 января 2013 г. на территории РФ функционировало 2162 розничных рынка, что на 3,6 тыс. меньше по сравнению с 2001 г. , когда их число достигло 5780 единиц [10]. Такая же тенденция наметилась и с количеством торговых мест на розничных рынках, так, в 2008 г. в РФ функционировало 1051,2 тыс. мест, а в 2012 г. - 896,3 тыс. [11; 12]. Число розничных рынков в Республике Мордовия уменьшилось с 43 в 2005 г. до 10 в 2013 г. , также как и число торговых мест

на них - с 8907 единиц в 2010 г. до 2530 в 2013 г [13] Процесс сокращения количества розничных рынков и торговых мест на них объясняется тем, что часть рынков была ликвидирована из-за несоответствия требованиям Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», другие рынки трансформированы в торговые центры, ярмарки выходного дня и иные форматы розничной торговли [14]

Приближенным показателем, характеризующим численность социально-профессиональной группы российских торговцев рынков, выступает количество занятых в (агрегированной) отрасли - «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» . В 2012 г. к данному виду экономической деятельности относились 18,1 % в РФ и 13,4 % в РМ от общего числа занятых [15; 16].

По статусу занятости торговцы городских рынков дифференцированы на две группы: работающие не по найму (на себя), или «хозяева» торговых точек, и работающие по найму, или наемные работники При этом среди работающих на себя есть торговцы, которые нанимают продавцов на работу, и те, кто сами «стоят за прилавком» Работающие не по найму торговцы розничных рынков в основном представлены самостоятельно занятыми и работодателями, реже встречаются помогающие в семейном деле.

Работодатели и самозанятые представлены индивидуальными предпринимателями, которые являются основными хозяйствующими субъектами на розничных рынках РФ. Так, на момент опроса в 2012 г в общей численности занятых в сфере индивидуального предпринимательства по виду деятельности «розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования» было 49,4 % предпринима-

телей . Объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг индивидуальных предпринимателей по данному виду экономической деятельности в 2012 г составил 6430,1 млрд руб или 73,8 % от общей выручки по всем видам деятельности [17, с. 107-109]. Данные цифры наглядно показывают, что именно розничная торговля выступает одной из наиболее важных сфер, где предприниматели активно осуществляют свою деятельность

Исследование социального положения торговцев городских рынков в социальной структуре регионального социума определяется как объективными (сектор экономики, отрасль занятости, условия деятельности, форма занятости, экономический статус, гендерная принадлежность, семейный статус, уровень образования), так и субъективными (престиж профессии, социальные ресурсы, система мотивации, ценностные ориентации, индивидуально-личностный потенциал и др.) факторами.

По форме занятости торговцы розничных рынков представляют две группы - работающие по найму (51,8 %) и работающие на себя (48,2 %) . Данная классификация лежит в основе нашей гипотезы о том, что форма трудовой занятости оказывает значительное влияние на социальное положение, социальный статус торговцев

В торговле на городских рынках преобладает женский труд - среди опрошенных женщин 86,7 % (большинство из которых работающие по найму), мужчин - 13,3 %, что в целом соответствует и статистическим данным (удельный вес численности женщин в общем составе занятых в отрасли «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» составил 67,7 % в РМ и 61,6 % в РФ в 2012 году) [16; 15].

Рассматривая уровень образования торговцев рынков в зависимости от половой принадлежности, нельзя отметить выра-

женных различий, за исключением того, что среди женщин выше уровень среднего профессионального, а среди мужчин - высшего образования . Среди работающих на себя преобладают торговцы с высшим образованием .

На пике развития челночного движения количество людей с высшим образованием на рынке было выше, на это указывают ответы респондентов со стажем работы от 11 до 20 лет В последнее десятилетие количество лиц с высшим образованием среди вновь пришедших работать на рынок сокращается Гипотеза о том, что торговцы городских рынков в основной своей массе имеют образование ниже, чем у работающих жителей региона, не получила подтверждения

Для определения экономического положения торговцев рынков мы использовали следующие показатели: уровень дохода, наличие дополнительных источников дохода, владение собственностью, использование платных услуг, возможность отдыха за границей, субъективная оценка собственных доходов и т. д .

На вопрос «Какую часть доходов приносит торговля на рынке?» 93,6 % опрошенных ответили «основную», 4,5 % -«около половины дохода», 1,8 % - «менее половины дохода» Среди дополнительных источников дохода респонденты отметили: помощь родственников (10,5 %), государственные пособия (9,1 %), доходы от подсобного хозяйства (4 %), доходы от собственности (3,4 %), работа по совместительству (2,3 %), доходы от ценных бумаг и банковских вкладов (0,6 %). Основная часть торговцев (70,1 %) заявила, что у них нет дополнительных источников дохода, кроме средств, получаемых от торговли на рынке

Собственным жильем обладают 73 %, живут с родственниками в их жилье 20%, арендованное жилье имеют 5,8 %; ведомственное жилье - 1,2 % Обозначая уровень владения собственностью, 54,5 % респондентов ответили, что у них есть автомо-

биль, 24,2 % - дача, 44,5 % - компьютер или ноутбук Туристические путевки заграницу для себя и/или членов своей семьи за последние пять лет покупали только 7 % торговцев Необходимо сказать, что работающие на себя торговцы рынков чаще отмечали владение тем или иным видом экономического капитала

Определяя уровень покупательной способности, отметим, что торговцы и члены их семей за последний год пользовались преимущественно самыми жизненно необходимыми платными услугами - бытовыми (32,2 %) и медицинскими (25,2 %), реже прибегали к банковским (11,4 %), образовательным (8 %), юридическим (7,3 %), социальным услугам (6,7 %) и услугам спортивных заведений (5,3 %).

Согласно данным официальной статистики, среднедушевой доход жителя РМ на момент проведения исследования в 2012 г составил 12912,23 руб . в месяц. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по виду экономической деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» по РМ в 2012 г. составила 11265,0 руб., что составляет 74,2 % от общереспубликанского уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по всем видам экономической деятельности [16].

По субъективным оценкам уровня дохода мы сгруппировали ответы респондентов в пять групп: «средние» - 42,4 % (денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, более крупные покупки приходится откладывать); «бедные» - 35,5 % (денег хватает только на приобретение продуктов питания и оплату коммунальных услуг); «состоятельные» - 13,3 % (покупка товаров длительного пользования не вызывает трудностей, однако покупка квартиры, автомобиля недоступна); «нищие» - 7,9 % (денег не хватает на про-

дукты питания, постоянно приходится занимать в долг); «богатые» - 0,3 % (денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать) Работающие на себя чаще отмечали принадлежность к группе «средних» (62,3 %), и «состоятельных» (27 %). Большинство нанятых относят себя к группе «бедных» (59,6 %), 24 % относятся себя к группе «средних»

Для выявления места торговцев рынков в социальной структуре был задан вопрос: «К какому слою общества Вы отнесли бы себя?» . 36,1 % отнесли себя к «низшей части среднего слоя», 33,6 % к «низшему слою», 15,2 % - к «средней части среднего слоя», 15,2 % - затруднились ответить . Никто из респондентов не отметил варианты «к высшему» и «к высшей части среднего слоя» Основываясь на субъективном подходе самоидентификации индивида с определенным социальным классом, к среднему слою отнесли себя 51,3 % торговцев («к низшей части среднего слоя» - 36,1%, «к средней части среднего слоя» - 15,2 %) Работающие на себя предприниматели чаще относили себя к среднему слою (76 %), нанятые продавцы - чаще к низшему слою (60,2 %)

В ходе исследования были выявлены мотивы занятия торговлей на рынке Мотив безысходности, вынужденности указали 55,8 %, 22,4 % - ответили, что это наиболее подходящая для них работа, заработок как мотив отметили 10,6 % респондентов, 2,1 % считают важным близкое расположение места работы от дома Среди работающих на себя преобладают те, кто считает, что это наиболее подходящая работа для них (93,2 %). Мотив безысходности преобладает среди наемных торговцев (75 %) Мотив заработка отметили, как работающие на себя (65,7 %), так и нанятые работники (34,3 %)

Согласно ресурсному подходу, люди обладают социальным капиталом, образованным социальными «связями» с другими людьми Соответственно «социальный

капитал» (помощь родных, друзей) в трудовой деятельности используют 54,6 % торговцев . Эти данные о роли социального капитала в российских семьях подтверждают общероссийские исследования, проведенные в период 1994-2001 гг. [18].

Если говорить о продолжительности работы на рынке, то самую большую группу составили лица, торгующие 6-10 лет (33,9 %) . Каждый четвертый (24,8 %) проработал 1115 лет 19,7 % опрошенных занимаются торговлей на рынке 1-5 лет; 10,9 % - 16-20 лет; 7,3 % - менее 1 года; 2,4 % - 21-25 лет и 0,9 % - 26 лет и более . Челноков, начавших торговлю привозными товарами народного потребления в 90-е гг. XX в . , в настоящее время на рынке осталось не так много К ним можно отнести людей, которые проработали на рынке 16 лет и более - 14,2 % . Среди работающих на себя торговцев таких 25,8 % .

Большинство работников городских рынков (46,4 %) до торговли на рынке работали в бюджетных организациях, 22,7 % -были безработными, 13,6 % занимались домашним хозяйством, 6,7 % работали в коммерческих организациях, 4,2 % учились и только 2,4 % всегда занимались торговлей на рынках Рассматривая предыдущий род занятий торговцев с разным стажем работы на рынке, следует отметить, что почти в каждой группе работа в бюджетной организации для основной массы торговцев выступала предыдущим местом занятости

Рассматривая стратегии профессиональной мобильности, отметим, что 57,9 % торговцев рынков, так или иначе, не намерены в ближайшее время уйти на другую работу, доля тех, кто намерен, составляет 30,1 % Главной причиной, по которой они намерены это сделать - «физически тяжелая работа» (38,4 %), также респонденты отмечали «низкий уровень заработка» (26,8 %); «отсутствие карьерного роста» (12,1 %), «отсутствие возможности для творческой реализации, неинтересная работа» (2,9 %).

Целесообразно было выявить, какие чувства испытывают торговцы при соот-

несении себя с данной группой . «Уверенность» испытывают 59,1 % работающих на себя торговцев, среди наемных работников данный показатель составил 8,2 % В целом нанятые продавцы отрицательные чувства отмечали гораздо чаще, чем работающие на себя Так, чувство неудовлетворенности отметили 43,3 % нанятых торговцев (14,5 % среди работающих на себя), униженности -11,1 % (среди вторых таких нет).

В заключении отметим, что формирование на микроуровне новых социальных практик, ярким примером которых в 90-е гг. ХХ в . стал феномен челночества, способствовало изменениям на макроуровне - институци-онализации розничных рынков в России и закреплению институциональных практик новой социально-профессиональной группы торговцев рынков в социальной структуре общества Социальное положение данной группы во многом обусловлено их социальной дифференциацией по форме занятости Работающие на себя торговцы -предприниматели, имеют более высокие статусные позиции и представляют собой средний класс в обществе: они обладают властными полномочиями (организовывают и управляют собственным бизнесом), устойчивым экономическим положением (владеют частной собственностью, высоким доходом, высокой покупательной способностью), им свойственна высокая оценка престижности своей профессиональной занятости и мотивация на успешное развитие собственного дела Нанятые торговцы (женщины составляют 100 %) имеют низкий социальный статус в социуме, что определяется как объективными (низкий доход, низкая покупательная способность, тяжелые условия труда, отсутствие властных полномочий, слабые перспективы карьерного роста), так и субъективными факторами (60,2 % относят себя к низшему слою; 67,6 % считают занятие торговлей на рынке непрестижным видом деятельности, среди мотивов занятости преобладает вынужденность; при соотношении себя с

торговцами рынка чаще отмечают «чувство неудовлетворенности» и «униженности»)

Место торговцев рынков в социальной структуре российского социума во многом зависит как от макроструктурных процессов в обществе (в периоды социально-экономических кризисов занятость торговлей на рынке является наиболее востребованной и снимает напряжение на рынке труда), так и от конкретных социальных ресурсов и жизненных шансов торговцев рынков, обусловленных объективно существующими гражданскими, рыночными, трудовыми ситуациями, в которые они включаются и субъективно-личностных характеристик представителей данной группы (мотива-ционных установок, ценностных ориента-ций, жизненных стратегий, субъективных восприятий и др )

Список литературы

1. Иванов В .В . «Челночный» бизнес в Казани / В .В . Иванов, Ю. Ю. Комлев, Л . Г. Тол-чинский // Социологические исследования. - 1998. - № 11. - С . 40-44.

2. Климова С.Г. «Челночество» и государство: этапы эволюции отношений / С.Г. Климова, И .В. Щербакова // Россия реформирующаяся Ежегодник / отв Ред М К Горшков - Вып 7 - М : Институт социологии РАН, 2008 - С 389-405

3 Ядова Е Н Предпосылки смены профессиональной занятости первой волны челноков / Е Н Ядова// Социс - 2008 -№ 4 - С 62-66

4 Ивлева И В Уличный рынок: среда петербургских торговцев // Невидимые грани социальной реальности К 60-летию Эдуарда Фомина Сб статей по материалам полевых исследований / И В Ивлева / под ред. В . Воронкова, О . Паченкова, Е . Чикадзе . -СПб .: ЦНСИ, 2001. - Вып. 9. - С. 83-96;

5 Ильина М А Российский базар: социальная организация и маркетинг / М А Ильи-

на, В .И. Ильин . - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. ун-та, 2001. - 196 с.

6 . Титов В. Н . Вещевой рынок как социальный институт / В. Н . Титов // Общественные науки и современность. - 1999. -№ 6 .- С .20-35.

7 . Фаузер В . В . От купца до челнока, или современный портрет работников городского рынка / В. В. Фаузер // ЭКО . - 2006. -№ 8 .- С . 151-166 .

8 . Щербакова И.В. Синяя птица российских «челноков» / И.В . Щербакова // Социальная реальность. - 2006. - № 10. - С. 54-83.

9. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Республике Мордовия Стат сборник / Мордовиястат, 2013 - 296 с

10 . Российский статистический ежегодник 2013: Стат сб / Росстат - М , 2013 -717 с

11 Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Мордовия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mrd. gks . ru.

12 Торговля в России 2011: Стат сб / Росстат. - M . , 2011. - 519 с.

13. Торговля в России . 2013: Стат. сб . / Росстат. - M. , 2013. - 511 с.

14 Региональный разрез розничных рынков [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. minpromtorg . gov. ru/ trade/hometrade/18.

15 Российский статистический ежегодник 2012: Стат сб / Росстат - М , 2012 -786 с

16 Мордовия: Стат ежегодник / Мор-довиястат - Саранск, 2013 - 465 с

17 Малое и среднее предпринимательство в России. 2013: Стат. сб. / Росстат. -M . , 2013,- 124 с.

18 . Rose R. Uses of Social Capital in Russia: Modern, Pre-Modern, and Anti-Modern // Post-Soviet Affairs . - 2000. - Vol. 16 . - No 1. -P 33-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.