Научная статья на тему 'Социологический портрет торговцев городских рынков региона'

Социологический портрет торговцев городских рынков региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
139
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
ТОРГОВЕЦ / ТОРГОВЛЯ / РЫНОК / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / СТАТУС / МОТИВ / SELLER / TRADE / MARKET / SOCIOLOGICAL PORTRAIT / STATUS / MOTIVE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Салмова Ольга Валентиновна

Представлен социологический портрет торговцев городских рынков Республики Мордовия, дана их типология на основе мотивации занятости, выявлены их социально-психологические характеристики и статусные противоречия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological Portrait of Regional City Market Sellers

A sociological portrait of the Republic of Mordovia city market sellers is presented; their types on the basis of employment motivation are distinguished; social and psychological characteristics as well as status contradictions are brought to light.

Текст научной работы на тему «Социологический портрет торговцев городских рынков региона»

О. В. САЛМОВА

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ТОРГОВЦЕВ ГОРОДСКИХ РЫНКОВ РЕГИОНА

Ключевые слова: торговец, торговля, рынок, социологический портрет, статус, мотив

Key words: seller, trade, market, sociological portrait, status, motive

Формирование рыночной экономики в России обусловило появление новой социально-профессиональной группы рыночных торговцев, основную массу которой в 90-е гг. ХХ в. составила значительная часть российских граждан, лишившихся работы и дохода. Торговцы городских рынков рассматриваются нами как социально-профессиональная группа людей, осуществляющих действия по продаже товаров покупателям на продовольственных и непродовольственных рынках, получающих от этого доход и определяющих эту деятельность как свою профессию. Торговцы отличаются от продавцов магазинов, супермаркетов и т. д. более близким контактом с покупателями, низкой степенью формальности отношений с ними. Эта особенность выражается в том, что покупатели могут торговаться, снижать цену на товар. Следовательно, общение между покупателем и продавцом на рынке происходит более раскованно и непринужденно.

Для получения представления о социальном портрете работников городского рынка в сентябре — ноябре 2011 г. мы провели анкетирование торговцев рынков Республики Мордовия в таких городах, как Саранск и Рузаевка. Выборка сформирована по принципу доступных случаев, поскольку отсутствуют точные данные о параметрах генеральной совокупности: официальная статистика не дает информацию о торговцах городских рынков, получить ее у управляющих розничными рынками компаний невозможно

САЛМОВА Ольга Валентиновна, аспирант кафедры социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета.

из-за конфиденциальности личных данных физических и юридических лиц. Было опрошено 330 чел.: 286 женщин (86,7 %) и 44 мужчины (13,3 %).

На городских рынках преобладает женский труд. Особенно четко эта тенденция прослеживается среди наемных торговцев, в числе которых, согласно исследованию, не оказалось ни одного мужчины.

По возрастным группам опрошенные распределены следующим образом: до 29 лет — 7,9 %; 30—34 года — 9,7 %; 35—39 лет — 15,8 %; 40—44 года — 20,3 %; 45—49 лет — 27,3 %; от 50 лет и старше — 19,0 %. Условия работы на рынке достаточно тяжелые: много времени приходится проводить на ногах, работа в большинстве случаев предполагает длительное нахождение на открытом воздухе в плохо отапливаемых помещениях. Такие условия требуют «гибкости», умения приспосабливаться, хорошего здоровья, выносливости, что свойственно людям относительно молодого возраста. Этот факт, на наш взгляд, обусловливает то, что люди в возрасте до 45 лет составляют более половины опрошенных (53,7 %). Пятая часть респондентов — торговцы предпенсионного и пенсионного возраста. Это можно объяснить тем, что с возрастом все сложнее конкурировать на рынке труда.

Если сравнивать показатели уровня образования торговцев рынков и жителей региона, то среди первых уровень высшего образования составил 20,6 % и, по данным на 2010 г., почти равен уровню образования среди вторых (21,3 %). Схожая ситуация у среднего профессионального образования. У населения РМ этот показатель равен 29,2 %, у торговцев — 32,4 %.

Национальный состав торговцев рынков региона отражает картину национального состава республики. Большинство опрошенных оказались русскими (54,8 %). Второе место занимает мордва (28,2 %), третье — татары (9,7 %). На представителей других национальностей приходится чуть более 7 %, среди которых лидируют армяне (2,4 %). Низкое число представителей кавказских национальностей объясняется законодательным запретом ведения торговли иностранными лицами.

Работающие на себя составляют 48,2 % опрошенных, нанятые — 51,8 %. Продовольственные товары продают 47 %,

непродовольственные — 48,8 %, те и другие одновременно — 4,2 %. Если говорить о продолжительности занятости на рынке, то самую большую группу составили лица, торгующие 5—10 лет (33,9 %). Каждый четвертый (24,8 %) проработал 10—15 лет. 19,7 % опрошенных занимаются торговлей на рынке от 1 до 5 лет; 10,9 % — 15—20 лет; 7,3 % — менее 1 года; 2,4 % — 20—25 лет; 1 % — больше 25 лет.

Для выявления материального положения торговцев рынков был задан вопрос «К какому слою общества Вы отнесли бы себя?». Никто из респондентов не отметил варианты ответа «к высшему» и «к высшей части среднего слоя». Большинство торговцев (36,1 %) отнесли себя «к низшей части среднего слоя». К «низшему слою» причислили себя 33,6 % опрошенных. Примерно одинаковое число респондентов (около 15,0 %) отметили варианты ответа «к средней части среднего слоя» и «затрудняюсь ответить».

По уровню среднемесячных доходов на члена семьи чуть менее половины опрошенных назвали 5 001—10 000 руб., 33 % имеют более высокий доход — 10 001—15 000 руб. Чуть более 9 % респондентов зарабатывают 15 001—30 000 руб. Доход до 5 000 руб. выявлен у 7,3 % торговцев рынков региона. Следует отметить, что уровень дохода различается в зависимости от формы занятости торговцев. Доходы тех, кто работает на себя, как правило, выше, чем у коллег, работающих по найму. Так, самой многочисленной группой среди первых являются лица с совокупным доходом на члена семьи в размере 10 001—15 000 руб. (61,6 %), а среди вторых — от 5 001 до 10 000 руб. (78,4 %). Если сравнивать со среднемесячной номинальной заработной платой по республике, то доходы большинства торговцев, работающих по найму, ниже.

Социально-психологические характеристики торговцев можно проследить на основе ответов на вопрос «Какое чувство Вы испытываете, соотнося себя с группой торговцев рынков?». Чувство уверенности испытывают 32,7 %, гордости — 0,6 %. Нейтральную позицию занимают чуть более 20 %, которые выбрали ответ «безразличие». Отрицательное отношение прослеживается через ответы «неудовлетворенность» (29,4 %) и «униженность» (5,8 %).

Для выявления того, насколько престижной в глазах торговцев рынка выглядит их профессия, был задан вопрос

Социологический портрет торговцев городских рынков региона 109

«Согласны ли Вы с утверждением, что торговля на рынке — это престижный род занятий?». Вариант «скорее нет, чем да» отметили 38,8 %. Отрицательно отнеслись 28,8 %. Вариант ответа «скорее да, чем нет» выбрали 16,1 %, затруднились ответить 11,8 %. Торговцы, считающие работу на рынке престижной, в большинстве не собираются ее менять в ближайшее время (86,7 %). Можно предположить, что работа их устраивает и видится перспективной.

Мотивация прихода на рынок оказывает влияние на поведение торговцев. Среди мотивов, которые привели к занятию торговлей на рынке, преобладает вынужденность, безысходность (55,8 %); 22,4 % опрошенных считают работу на рынке наиболее выгодной; 10,6 % отметили подходящий заработок в качестве мотива; лишь 2,1 % назвали близость места работы. Преобладают мотивы, связанные с более пассивным адаптационным поведением и достижением при этом определенного уровня потребления, нежели мотивы, ориентированные на мобилизацию предпринимательской активности и открытие своего дела. Затруднились ответить 2,7 %. Ответ «другое» дали 6,4 %, при этом были предложены такие ответы, как «подходит график работы», «хотелось попробовать себя в новом деле», «возможность подработать на пенсии», «работа стала привычкой» и т. д. Если сравнить выбор мотива торговли на рынке среди мужчин и женщин, то можно отметить, что мужчины чаще склоняются к варианту «наиболее подходящей работы» и «заработок устраивает». Соответственно, мужчинам более свойственна активная жизненная позиция, чем женщинам.

Важно проследить, как торговцы, пришедшие на рынок по различным мотивам, видят свою перспективу, т. е. собираются ли они менять свою работу или нет. Среди ответивших «это наиболее подходящая для меня работа» нет ни одного, кто сказал бы, что «готов сменить работу в ближайшее время». Ответ «скорее да, чем нет» дали 1,4 %. Остальные торговцы ответили отрицательно или затруднились дать ответ. Среди опрошенных, вынужденно занимающихся торговлей на рынке, напротив, преобладает доля лиц, готовых сменить работу. Этот факт подтверждает то, что они торгуют на рынке не по собственной воле. Основная часть тех, кого «устраивает заработок» и «место расположения работы», преимущественно не готовы сменить работу. При этом среди таких

респондентов преобладают женщины: в первом случае их 82,9 %, во втором — 100,0 %.

Можно предположить, что формы занятости торговцев рынков и мотивы их занятия торговлей имеют общую связь. Так, наиболее подходящей для себя работу на рынке считают торговцы, работающие на себя (93,2 %). Напротив, среди торговцев, вынужденно работающих на рынке, преобладают наемные работники (75,0 %).

С учетом мотивов занятости и полученных данных можно выделить несколько групп торговцев городских рынков: «вынужденные», «осознанные», «ситуативные» («сомневающиеся»). Следует отметить, что эта классификация достаточно условна.

Социологический портрет торговцев рынка многогранен. С одной стороны, это те, для кого рынок стал возможностью найти работу, с другой — те, для кого рынок представляет собой шанс проявить себя в бизнесе. Людей, торгующих на рынке, окружающие называли спекулянтами, барахольщиками, челноками1. Выражение «челнок» постепенно уходит в прошлое, на смену ему приходит «торговец» или просто «продавец»2.

Несмотря на распространение современных форматов торговли в Мордовии, рынки продолжают выполнять социальные функции: предоставление рабочих мест, обеспечение населения многообразием недорогих товаров.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Ильина М.А., Ильин В.И. Российский базар: социальная организация и маркетинг. Сыктывкар: Изд-во Сыктыв. ун-та, 2001. 196 с.; Климова С.Г., Щербакова И.В. «Челночество» и государство: этапы эволюции отношений // Россия реформирующаяся: ежегодник. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. № 7. С. 389—405.

2 Григорьева Е.Н. «Работа, жизнь, второй дом...»: жизненные миры торговцев рынка под открытым небом // Фольклор малых социальных групп: традиции и современность: сб. ст. М.: ГРЦРФ, 2008. С. 145—156.

Поступила 09.10.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.