Научная статья на тему 'Развитие малого бизнеса в Республике Мордовия'

Развитие малого бизнеса в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мукасеева Надежда Николаевна, Мартынов Александр Иванович

В статье рассматривается современное состояние малого бизнеса в Республике Мордовия, проведен анализ его развития в разрезе муниципальных образований Республики Мордовия, выявлены основные его проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мукасеева Надежда Николаевна, Мартынов Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малого бизнеса в Республике Мордовия»

РАЗВИТОЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Н. Н. Мукасеева, А. И. Мартынов

В статье рассматривается современное состояние малого бизнеса в Республике Мордовия, проведен анализ его развития в разрезе муниципальных образований Республики Мордовия, выявлены основные его проблемы.

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночного общества. Это обусловлено не только суммарными объемами производства и рабочих мест малого предпринимательства, обеспечивающими экономическую и социальную стабильность общества, но и его природой, нацеленной на созидание и развитие.

Развитие малого бизнеса призвано решить ряд социально-экономических проблем: создание условий для обеспечения политической стабильности в обществе, образование среднего класса, снижение безработицы, рост доходной части бюджетов всех уровней и т. д. Улучшение общей среды деятельности субъектов малого предпринимательства возможно при наличии полной, достоверной и своевременной информации о состоянии дел в этом секторе экономики. Лишь объективная информация позволит властным структурам формировать и проводить эффективную политику поддержки малого предпринимательства [1].

Наиболее характерной для малого предпринимательства Республики Мордовия является деятельность в области оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (23,6 % от общего количества малых предприятий), 19,2 % предприятий малого бизнеса занимаются строительством, 16,8 % — сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством. В Мордовии развитию малого предпринимательства уделяется большое внимание.

Опыт работы многих организаций свидетельствует о том, что успешность их деятельности и конкурентоспособность зависят не только от размеров материальных и финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении, но и от кадрового потенциала этих организаций. Чем выше уровень его развития с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, навыков, способностей и мотивов к труду, тем эффективнее функционирует организация. Одним из основных пара-

метров, определяющих ценность трудовых ресурсов на предприятии, является уровень образования персонала. Около 55 % сотрудников предприятий малого бизнеса преобладают лица со средним специальным и незаконченным высшим образованием, 25,7 — с высшим образованием, при этом 10,3 — высшее экономическое образование, 7,9 — высшее техническое, 1,4 — высшее юридическое, 6,1 % — послевузовское. Почти 50 % предпринимателей не занимаются обучением персонала и повышением его квалификации. Главная причина — отсутствие в этом необходимости.

Наиболее пристальное внимание обучению персонала уделяется на малых предприятиях Дубенского, Ельниковского, Инсар-ского, Старошайговского районов. Острее всего проблема обучения персонала стоит в Теньгушевском, Лямбирском, Болынеигнатов-ском и Атюрьевском районах. По мнению 35,5 % предпринимателей, для подготовки высококвалифицированных кадров сферы малого предпринимательства в первую очередь необходимо создание специализированной системы повышения квалификации и подготовки кадров. Между тем уровень квалификации работника во многом предопределяет успех предприятия на рынке. Повышая квалификацию и приобретая новые знания и навыки, персонал становится более конкурентоспособным на рынке труда и получает дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее [2].

В настоящее время большинство (63,6 %) предпринимателей работают в условиях достаточно жесткой конкуренции и только для 25,4 % конкурентное положение на рынке не вызывает опасения (Краснослободский, Ка-дошкинский, Старошайговский, Ковылкин-ский районы). Предприниматели муниципальных районов основным своим конкурентным преимуществом считают широкий ассортимент товаров и услуг, более низкие цены, лучшее обслуживание клиентов.

© Н. Н. Мукасеева, А. И. Мартынов, 2011

78

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3

Малый бизнес имеет ряд параметров, отличающих его от крупного. Основным различием являются источники финансирования. К основным источникам финансирования малого бизнеса также относится банковский кредит, который предоставляется непосредственно и в рамках специальных программ, с привлечением специализированных программ, специализированных финансовых структур при поддержке государства. 40,5 % предпринимателей используют этот источник финансирования в качестве основного. Финансирование малого бизнеса также осуществляется за счет личных сбережений учредителей или средств, зарабатываемых ими в других фирмах (21,8 %), и средств, взятых в долг у друзей, знакомых, родственников (21,3 %). Различий в источниках финансирования в зависимости от местности (городская, сельская) не наблюдается. Предприниматели муниципальных районов Мордовии, также как Саранска и Рузаевки, основным источником финансирования называют вложения из собственной прибыли [1].

Основной проблемой, стоящей перед предприятиями малого бизнеса в Мордовии, является поиск оборотных средств. Наиболее острой является проблема высоких налогов (39,1 % — Ельниковский, Атюрьевский, Ру-заевский, Кадошкинский, Старошайговский и Дубенский районы), аренда помещений (33,1 %), сбыт продукции — 15,3, выплата процентов и возврат кредитов — 13,0 %.

Вопросы конкуренции в качестве проблемы в большой степени отмечают предприниматели Кадошкинского района (75,0 %), а также значительная часть респондентов из Темниковского (54,5 %) и Старошайговско-го (50,0 %) районов. Актуальность проблемы аренды помещений характерна практически для всех районов республики, особенно ярко эта тенденция выражена в Ардатов-ском (55,6 %) и Теньгушевском (50,0 %) районах. Административные барьеры выступают в качестве препятствия для бизнеса для значительной части опрошенных в Кочкуров-ском районе (66,7 %).

Проблема отсутствия информационной поддержки не является в целом актуальной для муниципальных районов республики, однако, на нее обратила внимание значительная часть предпринимателей в Теньгушевском и Атюрьевском районах (66,7 %). Особые затруднения с выплатой процентов и возвратом кредитов испытывают предприниматели Кочкуровского (66,7 %), Большеберез-никовского (57,1 %) и Инсарского (50,0 %) районов. Проблемы защиты прав собственности и криминогенной обстановки в сфере

бизнеса практически не оказывают влияния на деятельность предпринимателей, что является свидетельством эффективной работы соответствующих ведомств по обеспечению законности и правопорядка в сфере малого предпринимательства.

По мнению предпринимателей, в первую очередь в Республике Мордовия необходимо стимулировать такие направления, как: производственную деятельность — 57,8 %, медицину — 34,1, коммунальные услуги — 31,8, розничную торговлю — 26,0, строительство — 21,1, бытовые услуги — 20,6, услуги общественного питания — 15,3 %. Большинство предпринимателей муниципальных районов и г. Саранка республики склонны оценивать свои перспективы как оптимистичные, более удовлетворительными — в Дубеиском, Ельниковском, Атяшевском и Болынеберез-никовском районах.

Залогом эффективной деятельности малых предприятий является способность быстрой адаптации к изменяющейся конъюнктуре рынка, производственной мобильности и проявлению инновационной активности. В связи с этим возрастает роль личностных качеств человека, занимающегося малым бизнесом, а также его моральная стойкость и творческий потенциал.

Не каждому представителю сферы малого предпринимательства удается на протяжении длительного времени адекватно и своевременно реагировать на меняющиеся рыночные условия. Лишь 6 % занимаются предпринимательской деятельностью более 16 лет. Наибольшее число респондентов (35,2 %) занимаются предпринимательской деятельностью от 1 года до 5 лет. В качестве позитивной тенденции, свидетельствующей о достаточно стабильном развитии сферы малого предпринимательства, следует отметить тот факт, что довольно значительная часть (33,1 %) занимается малым бизнесом от 6 до 10 лет; 19,9 — от 11 до 15 лет; 5,8 % — менее 1 года.

В условиях объявления борьбы с коррупцией в качестве одной из центральных задач на современном этапе развития России особую важность приобретает установка на принципиальное неприятие коррупции, а также моральная готовность противодействовать этому негативному явлению со стороны представителей всех слоев населения, в том числе представителей малого бизнеса. В настоящее время не все предприниматели республики готовы принимать участие в антикоррупционных действиях. 39,7 % опрошенных признают, что они не готовы к подобным действиям, 22,7 % не считают подобную деятельность нужной. Тем не менее определен-

пая часть предпринимателей Дубенского, Ельниковского, Болыдеберезииковского и Инсарского районов готова принимать участие в «круглых столах», экспертных советах по противодействию коррупции (21,3 %). Менее значительные группы предпринимателей готовы к личному участию в антикоррупционных митингах и демонстрациях (9,7 %), даче показаний против коррупционеров (7,6 %) и финансированию антикоррупционных общественных организаций или отдельных акций (4,3 %). Солидарность в готовности финансировать антикоррупционные общественные организации продемонстрировали представители малого бизнеса Атюрьевского, Большеигнатовского и Теньгу-шевского районов (по 33,3 %).

Итак, можно сделать вывод, что без развития малого предпринимательства невозможно становление рыночных отношений в России. Это связано с тем, что малый бизнес может быстро адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, осваивать новые виды товаров и услуг, а следовательно, в короткие сроки осуществлять воспроизводство и приращение капитала, переключая его с одного производства на другое, внедряясь в новые сферы деятельности [2].

Формирование кадрового потенциала является одной из первостепенных задач для такой динамично развивающейся сферы деятельности, как малое предпринимательство. Сформировавшиеся в прежних условиях методы управления, знания, умения и навыки отдельных руководителей и сотрудников способны существенно тормозить экономические и организационные нововведения. Однако число предпринимателей, уделяющих внимание повышению квалификации и использующих различные формы обучения персонала, в последние годы существенно возросло. Все больше предпринимателей республики убеждаются в том, что внедрение производственных инноваций и современных технологических достижений невозможно без соответствующего квалификационного уровня сотрудников. К сожалению, в среде малого предпринимательства недостаточно развита практика стажировки на других предприятиях, способствующая обмену идеями, опытом и овладению необходимыми технологическими навыками. В связи с этим для предпринимателей возросла необходимость создания специализированной системы повышения квалификации и подготовки кадров.

Анализируя поведение предприятий малого бизнеса на региональном и межрегиональном рынках, можно констатировать не-

значительное снижение уровня конкуренции. Конкурентное преимущество достигается в основном за счет расширения ассортимента товаров и услуг. Вместе с тем в среде малого предпринимательства республики нередки случаи нечестной конкуренции.

Одним из важнейших механизмов взаимодействия малого бизнеса и органов государственной и муниципальной власти являются государственные программы поддержки малого предпринимательства. На эффективность взаимодействия субъектов малого бизнеса с органами государственной и муниципальной власти отрицательное воздействие продолжают оказывать административные барьеры. Чаще всего они возникают при контроле и надзоре за текущей предпринимательской деятельностью.

Наиболее серьезными проблемами, стоящими перед предпринимателями республики на протяжении нескольких лет, являются высокий уровень налогов и вопросы аренды помещений. В качестве позитивного момента следует отметить тенденцию к значительному снижению криминогенной обстановки в сфере малого бизнеса [1].

Анализ основных источников финансирования малого бизнеса региона продемонстрировал, что таковыми являются вложения из собственной прибыли, банковские кредиты, личные сбережения учредителей и средства, заработанные в других фирмах. По-прежнему основная масса предпринимателей не использует в полной мере возможность финансовой поддержки со стороны фондов развития предпринимательства.

Более эффективному развитию социально-экономических процессов и формированию позитивного социально-психологическо-го климата в малом предпринимательстве Мордовии будет способствовать реализация следующих мероприятий:

— повышение уровня информированности предпринимателей об особенностях и преимуществах государственных программ поддержки малого предпринимательства;

— активизация деятельности по развитию взаимодействия предприятий малого бизнеса и специализированных организаций по поддержке малого предпринимательства;

— оптимизация нормативно-правовой базы государственного регулирования малого предпринимательства;

— упрощение государственных регулирующих процедур в отношении малого предпринимательства;

— сокращение и четкая регламентация проверок предприятий малого предпринима-

80

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | Кг 3

тельства, проводимых различными ведомствами;

— упрощение регистрации предприятий, сокращение количества лицензируемых видов деятельности;

— проведение среди представителей малого бизнеса мероприятий по пропаганде антикоррупционной деятельности;

— стимулирование и поддержка внедрения представителями малого предпринимательства технологических и управленческих инноваций;

— развитие и повышение эффективности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Республики Мордовия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Изряднова О. Малое предпринимательство в России : состояние и проблемы / О. Изряд-нова, Е. Фомина, Д. Казанцев // Рос. экономика : тенденции и перспективы. — 2009. — № 7. — С. 52-57.

2. Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России / О. Шестоперов // Бопр. экономики. — 2001. — № 4. — С. 65 — 83.

Поступила 13.07.11.

ФЕНОМЕН «ЧЕЛНОЧЕСТВО»: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

О. В, Салмова

В статье рассматривается феномен «челночество» в историческом и социологическом аспектах. Статья дает представление о торговцах городских рынков как социальной группе. Также освещаются исторические этапы становления «челноков» как особого явления общественной жизни.

Торговая деятельность выступает определяющим фактором в системе рыночного хозяйствования любой страны. С переходом к свободным рыночным отношениям все большее значение приобретают торговая сфера и коммерческая деятельность с их потенциальными возможностями. Преобразования в экономике в свою очередь оказывают непосредственное влияние на социальную действительность.

Соответственно представляется возможным совместить макросоциологическую концепцию активистской социологии, которая построена на представлении о том, что субъекты социальных отношений способны оказать воздействие на изменения в социуме, и микросоциологический подход, основанный на рассмотрении повседневной жизни отдельно взятой группы людей. Для меня в данном случае интересно рассмотреть торговцев городских рынков как феномен, по-

явившийся и начавший набирать обороты в условиях социальных трансформаций, связанных с распадом СССР,

Явление «челночество», на мой взгляд, интересно для социологов тем, что в этой группе вырабатывались и продолжают вырабатываться стратегии приспособления к изменяющимся условиям жизни. В среде торговцев городских рынков еще в 1980-е гг. XX в. начали формироваться такие постсоветские ценности, как индивидуализм, карьеризм, предпринимательская инициатива, стремление к обогащению и т. д.

Тем не менее, важно отметить, что феномен «челночество» больше привлекал внимание СМИ, нежели серьезных исследователей. Недаром и само наименование группы «челноки» стало результатом освещения этого явления в популярных газетах и журналах.

Данная группа людей рассматривается социологами в основном как движение лиц,

© О. В. Салмова, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.