Научная статья на тему 'Конкурентоспособность муниципальных образований: теоретические и практические аспекты'

Конкурентоспособность муниципальных образований: теоретические и практические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КЛАСТЕР / РЕЙТИНГ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябова Светлана Геннадьевна, Черняева Екатерина Сергеевна

В статье раскрыта сущность понятия «конкурентоспособность муниципального образования», обозначены проблемы, вследствие которых муниципальные образования теряют свои конкурентные преимущества. Авторами также представлены результаты оценки конкурентоспособности муниципальных образований Республики Мордовия и обоснована необходимость совершенствования существующих и разработки новых механизмов управления конкурентоспособностью муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность муниципальных образований: теоретические и практические аспекты»

4. Мохоров Д.А., Демидов В.П., Мохорова А.Ю., Макаревич М.Л., Доровская Ю.В. Правовые основы бизнеса. Наука и практика. Монография / Санкт-Петербург, 2015.

5. [Электронный ресурс]/ «РБК», режим доступа: URL: https://www.rbc.ru (дата обращения 19.11.2018).

Kirill Rashevskii, student

(e-mail: rakivas@mail.ru)

St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, st. Saint-Petersburg, Russia

Olga Bogatyreva, Cand. Hist. Sci., Associate Professor

St. Petersburg State University Industrial technology and design, Graduate School of

Technology and Energy (HSE). Head Department of Management and Law.

Problems of antimonopolic regulation of retail trade.

Abstract. This article discusses the antitrust regulation of the Russian Federation, as well

as its problems and possible solutions.

Keywords: monopoly, antitrust regulation, antitrust law, Russian economy, retail.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ Рябова Светлана Геннадьевна, к.э.н., доцент

(e-mail: ryabovasg@yandex.ru) Черняева Екатерина Сергеевна, магистрант (e-mail: kat.chernyaeva@mail.ru) Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва,

г. Саранск, Россия

В статье раскрыта сущность понятия «конкурентоспособность муниципального образования», обозначены проблемы, вследствие которых муниципальные образования теряют свои конкурентные преимущества. Авторами также представлены результаты оценки конкурентоспособности муниципальных образований Республики Мордовия и обоснована необходимость совершенствования существующих и разработки новых механизмов управления конкурентоспособностью муниципальных образований.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность муниципального образования, кластер, рейтинг, привлекательность, жизнеспособность, эффективность.

В последние годы все больше внимания ученые и специалисты-практики уделяют проблеме не только обеспечения устойчивого и сбалансированного развития муниципальных образований, но и управления конкурентоспособностью территорий органами местного самоуправления. Вместе с тем обзор научной литературы показал, что при большой методологической значимости и научном интересе к данной проблеме многие вопросы на сегодняшний день требуют проведения дополнительных исследований. Так, например, по-прежнему дискуссионным остается вопрос о понятии «кон-

курентоспособность муниципального образования», которое для российской действительности является относительно новым, при этом раскрытие его сущности имеет первостепенное значение.

Рисунок 1 - Конкурентоспособность как трехаспектная характеристика местного пространства [2]

Исходной точкой рассмотрения теоретико-методологических основ конкурентоспособности является конкуренция, под которой в экономике понимается соперничество нескольких субъектов в достижении сходной цели [1, с. 7]. В самом общем смысле под конкурентоспособностью подразумевается способность опережать других, используя свои преимущества и свой потенциал в достижении поставленных целей, выполнять свои функции с требуемым качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка, т.е. управлять спросом на рынке в свою пользу [5].

При этом под конкурентоспособностью муниципального образования следует понимать более высокую по сравнению с другими территориями привлекательность для различных групп потребителей ресурсов, а также способность местных экономических субъектов более эффективно комбинировать и использовать привлекаемые ресурсы для достижения индивидуальных и корпоративных целей, что приводит к реализации целей развития местного сообщества в целом и повышению его жизнеспособности (рисунок 1) [2].

Конкурентоспособность представляет собой многоаспектное понятие, охватывающее как экономическую, так и социальную составляющие, развитие которых обеспечивает территории преимущества в конкурентной борьбе за различные ресурсы. Главной специфической особенностью территориальной конкурентоспособности, как отмечают исследователи, является невозможность ухода муниципалитета с рынка, даже в том случае, если территория оказывается неконкурентоспособной. Стоит также учитывать, что конкуренция между территориями не статична, она может ослабевать или усиливаться в зависимости от определенных условий:

- открытость территорий муниципальных образований;

- мобильность населения, предприятий и инвесторов;

- полная, своевременная и достоверная информация о состоянии и процессах, протекающих в муниципальных образованиях;

- принятие экономическими субъектами на основе имеющейся информации рациональных, взвешенных решений;

- минимизация финансовых отношений, направленных на выравнивание местных бюджетов;

- превышение выгод, связанных с перемещением производств в другое муниципальное образование, над издержками [3].

Оценка уровня конкурентоспособности муниципальных образований Республики Мордовия позволила сформировать пять виртуальных кластеров (таблица 1), выявить точки роста конкурентоспособности, а также территории, развитию которых следует уделить особое внимание. Так, опорными территориями в регионе являются городской округ Саранск, а также Лямбирский и Чамзинский муниципальные районы. Данные территории характеризуются высоким уровнем привлекательности, результативности и жизнеспособности. Во второй кластер вошли Кочкуровский и Торбеев-ский муниципальные районы.

Группу аутсайдеров (кластер 5), согласно результатам проведенного исследования, составили Кадошкинский и Теньгушевский муниципальные районы. Инертность институциональной системы, отсутствие экосистемы инноваций, низкое качество системы устойчивого развития, системные проблемы в области развития человеческого капитала, а также значительные пространственно-инфраструктурные ограничения - это, увы, не весь

перечень проблем, вследствие которых муниципальные образования теряют свои конкурентные преимущества.

Таблица 1 - Кластеризация муниципальных образований Республики _Мордовия по уровню конкурентоспособности в 2016 г._

Кластер Муниципальные образования Характеристики кластера

/о /Р /ж ^КСП

Кластер 1 г.о. Саранск Лямбирский район Чамзинский район 0,514 0,569 0,594 0,559

Кластер 2 Кочкуровский район Торбеевский район 0,572 0,346 0,630 0,516

Кластер 3 Атяшевский район Дубенский район Зубово-Полянский район Ичалковский район Краснослободский район 0,537 0,320 0,578 0,478

Кластер 4 Ардатовский район Атюрьевский район Большеберезниковский район Большеигнатовский район Ельниковский район Инсарский район Ковылкинский район Ромодановский район Рузаевский район Старошайговский район Темниковский район 0,530 0,251 0,523 0,435

Кластер 5 Кадошкинский район Теньгушевский район 0,448 0,234 0,494 0,392

Справочно: 1п - индекс привлекательности; /Р - индекс результативности; 1ж - индекс жизнеспособности; 1^сп - интегральный индекс конкурентоспособности.

Необходимо также отметить, что конкурентоспособность муниципального образования определяется, прежде всего, его ролью и местом в экономическом пространстве региона. Динамичные, конкурентоспособные муниципальные образования представляют собой точки роста экономики региона, «локомотивы» его развития.

Одним из таких «локомотивов» в скором времени может стать г. Рузаевка, которому в 2017 г. Правительством Российской Федерации был присвоен статус территории опережающего социально-экономического развития. Создание ТОСЭР «Рузаевка» позволит диверсифицировать экономику моногорода, снизить зависимость от градообразующего предприятия - АО «Рузхиммаш», повысить инвестиционную привлекательность территории города, создать 1350 постоянных рабочих мест и привлечь инвестиции в объеме более 2,5 млрд. рублей [4]. В на-

стоящее время официальный статус резидента ТОСЭР «Рузаевка» присвоен ООО «РМР Цифровые технологии» (проект по созданию центра компетенций в области информационных технологий), ООО «НПО 'Промышленная микробиология'» (проект по организации выпуска пищевых добавок для скота) и ООО «Прогресс» (проект по созданию производства корпусной и мягкой мебели).

Построение рейтинга муниципальных образований Республики Мордовия по развитию конкуренции и по обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата (таблица 2) показывает, что Ардатовскому, Ковылкинскому, Кочкуровскому, Ичалковскому муниципальным районам удалось значительно укрепить свои позиции на рынках товаров, работ и услуг и тем самым качественно улучшить состояние конкурентной среды. Вместе с тем, остаются и муниципальные образования, развитие конкуренции в которых переживает кризисные явления (Зубово-Полянский, Ка-дошкинский и Рузаевский муниципальные районы).

Таблица 2 - Рейтинг муниципальных образований Республики Мордовия по развитию конкуренции и по обеспечению условий для благоприятного _инвестиционного климата [4]_

Муниципальное образование Место в рейтинге в 2016 г. Место в рейтинге в 2017 г. Изменение позиции

Ардатовский район 13 1 т

Атяшевский район 5 2 т

Дубенский район 1 3 1

Большеигнатовский район 7 4 т

Инсарский район 3 5 1

Торбеевский район 9 6 т

Теньгушевский район 4 7 1

Лямбирский район 8 8 -

Ковылкинский район 21 9 т

Ромодановский район 11 10 т

Кочкуровский район 23 11 т

Краснослободский район 2 12 1

Атюрьевский район 18 13 т

Чамзинский район 16 14 т

Ичалковский район 22 15 т

Ельниковский район 14 16 1

Старошайговский район 12 17 1

Большеберезниковский район 15 18 1

Темниковский район 10 19 1

Городской округ Саранск 6 20 1

Зубово-Полянский район 17 21 1

Кадошкинский район 20 22 1

Рузаевский район 19 23 1

Результаты проведенного исследования показывают, что уровень конкурентоспособности муниципальных образований во многом зависит от конкурентного потенциала территории, т.е. имеющихся конкурентных преимуществ и способности создавать новые. Поэтому, в сложившихся обстоятельствах органам местного самоуправления в первую очередь необходимо продолжить работу по поиску внутренних источников развития муниципального образования, которые базировались бы на конкурентных преимуществах соответствующих территорий, а также совершенствованию существующих и разработке новых механизмов управления конкурентоспособностью муниципальных образований. Список литературы

1. Барабанов А. С. Управление региональной конкурентоспособностью : монография / А. С. Барабанов ; под науч. рук. д.э.н. Т. В. Усковой. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2014. - 160 с.

2. Вальвашов А. Н. Оценка и развитие конкурентных преимуществ города (на примере городов Краснодарского края) : автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. Н. Вальва-шов ; Кубанский государственный аграрный университет, Кубанский государственный университет. - Краснодар, 2005. - 24 с.

3. Ляшкова Е. С. Условия конкурентоспособности муниципальных образований / Е. С. Ляшкова, Г. А. Мешкова // Вестник современных исследований. - 2018. - № 6.2 (21). - С. 201-202.

4. Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mineco.e-mordovia.ru.

5. Петрова О. Н. Конкурентоспособность как доминанта устойчивого развития региональной социально-экономической системы / О.Н. Петрова // Псковский регионоло-гический журнал. - 2011. - № 11. - С. 35-42.

Ryabova Svetlana Gennadievna, associate professor

(e-mail: ryabovasg@yandex.ru)

Chernyaeva Ekaterina Sergeevna, master student

(e-mail: kat. chernyaeva@mail.ru)

Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia

THE COMPETITIVENESS OF MUNICIPAL DISTRICTS: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS

The paper reveals the essence of the concept "competitiveness of a municipal district", describes problems due to which municipalities lose their competitive advantages. The authors also present the results of assessment of the competitiveness of municipalities of the Republic of Mordovia and make a strong case of improving of existing mechanisms and developing new ones for management of competitiveness of municipal districts. Keywords: competition, competitiveness of a municipal district, cluster, rating, attractiveness, viability, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.