тельства, проводимых различными ведомствами;
— упрощение регистрации предприятий, сокращение количества лицензируемых видов деятельности;
— проведение среди представителей малого бизнеса мероприятий по пропаганде антикоррупционной деятельности;
— стимулирование и поддержка внедрения представителями малого предпринимательства технологических и управленческих инноваций;
— развитие и повышение эффективности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Республики Мордовия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Изряднова О. Малое предпринимательство в России : состояние и проблемы / О. Изряд-нова, Е. Фомина, Д. Казанцев // Рос. экономика : тенденции и перспективы. — 2009. — № 7. — С. 52-57.
2. Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России / О. Шестоперов // Бопр. экономики. — 2001. — № 4. — С. 65 — 83.
Поступила 13.07.11.
ФЕНОМЕН «ЧЕЛНОЧЕСТВО»: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
О. В, Салмова
В статье рассматривается феномен «челночество» в историческом и социологическом аспектах. Статья дает представление о торговцах городских рынков как социальной группе. Также освещаются исторические этапы становления «челноков» как особого явления общественной жизни.
Торговая деятельность выступает определяющим фактором в системе рыночного хозяйствования любой страны. С переходом к свободным рыночным отношениям все большее значение приобретают торговая сфера и коммерческая деятельность с их потенциальными возможностями. Преобразования в экономике в свою очередь оказывают непосредственное влияние на социальную действительность.
Соответственно представляется возможным совместить макросоциологическую концепцию активистской социологии, которая построена на представлении о том, что субъекты социальных отношений способны оказать воздействие на изменения в социуме, и микросоциологический подход, основанный на рассмотрении повседневной жизни отдельно взятой группы людей. Для меня в данном случае интересно рассмотреть торговцев городских рынков как феномен, по-
явившийся и начавший набирать обороты в условиях социальных трансформаций, связанных с распадом СССР,
Явление «челночество», на мой взгляд, интересно для социологов тем, что в этой группе вырабатывались и продолжают вырабатываться стратегии приспособления к изменяющимся условиям жизни. В среде торговцев городских рынков еще в 1980-е гг. XX в. начали формироваться такие постсоветские ценности, как индивидуализм, карьеризм, предпринимательская инициатива, стремление к обогащению и т. д.
Тем не менее, важно отметить, что феномен «челночество» больше привлекал внимание СМИ, нежели серьезных исследователей. Недаром и само наименование группы «челноки» стало результатом освещения этого явления в популярных газетах и журналах.
Данная группа людей рассматривается социологами в основном как движение лиц,
© О. В. Салмова, 2011
избравших активную поведенческую стратегию экономического поведения. С точки зрения социума, они выполняли и выполняют функции ликвидации дефицита товаров народного потребления, а также формирования новых социальных практик, ценностей и институтов.
Население с относительно низким образовательным, культурным и интеллектуальным уровнем, без профессии и с низким социальным статусом имело возможность проявить себя, заработать хорошие деньги, начать свое дело в качестве торговцев на городских рынках. Однако среди первых «челноков» были также учителя, медицинские работники, инженеры, студенты, пенсионеры. При этом торговля рассматривалась ими как временный вид заработка. В советское время коммерция ассоциировалась со спекуляцией, связывалась с чем-то незаконным и даже в некоторой степени аморальным. Отсюда положение «челноков» зачастую было двусмысленным, в силу того что изначально имея социально одобряемую профессию, они вынуждены были заниматься презираемым в обществе промыслом.
Можно сказать, что деятельность «челнока» протекала в условиях стресса и неопределенности. Им приходилось строить отношения и взаимодействовать с людьми, обладающими различными социальными статусами. Соответственно торговцы были вынуждены приспосабливаться не только к рыночной конъюнктуре, но и к меняющимся социальным и политическим событиям. Отсюда стратегия поведения в обществе торговцев городских рынков связана, на мой взгляд, с наличием ряда личностных характеристик: способностью к мобильности, готовностью к риску, аналитическим подходом к информации о социальном окружении и т. д.
Как и любое явление, «челночество» характеризуется положительными и отрицательными чертами и особенностями. С одной стороны, торговцы городских рынков во многом создали в торговой сфере рыночную ситуацию, повлияли на разрушение монополии цен, дали возможность потребителям с низкими доходами найти приемлемые по цене товары. С другой стороны, движение «челноков» оказало существенное влияние на развитие процессов маргинализации и депрофессионализации в обществе. Как считают некоторые социологи, «челноки» существуют не благодаря, а вопреки деятельности государственных институтов, хотя и ориентированы на рациональный тип экономического поведения: самодостаточный, предприимчивый, инициативный [3, с. 41].
Можно сделать вывод, что активная жизненная и поведенческая стратегия субъекта оказывает влияние на трансформационные процессы, затрагивающие все общество в целом. Соответственно не только акторы макроуровня изменяют социальную ситуацию, но и акторы мезоуровня, и даже микроуровня.
Надо отметить, что если в 1990-е гг. XX в. феномен «челночество» был массовым и единовременным, то к настоящему времени эта социальная группа, хотя и сохранилась как форма самозанятости населения, но значительно трансформировалась ее сущность, так как расширилась география торговых поездок, изменились условия торговли, снизилась «рисковая» составляющая бизнеса. За последнее время появились новые рынки, в несколько раз увеличилось количество торговых мест. Тем не менее, навыки, полученные «челноками» за годы ведения бизнеса в тяжелых условиях переходного периода, а также накопленные средства позволяют им успешно конкурировать на рынке. «Челночное» движение оформилось в относительно небольшое стабильное сообщество постоянных участников. Многие имеют площади в престижных торговых точках, привлекают к бизнесу членов семей, используют наемную рабочую силу. Вполне возможно, что этот вид деятельности приносит помимо материальных благ еще и моральное удовлетворение. Возможность самостоятельно планировать свою деловую активность, режим работы позволяет им проявить свои способности, реализовать свой потенциал. Для многих «челноков» торговля стала постоянным способом заработка и основной профессией.
Надо отметить еще одну очень важную перемену в обществе, связанную с тем, что изменился также и социальный статус торговцев городских рынков. Так, по мнению О. Жил-кина, «челноки» повлияли на общественное мнение, подняли если не престиж профессии, то уровень общественной терпимости, понимания того, что они выполняют важную социальную функцию и способны создавать рабочие места для себя и членов своих семей, не претендуя на средства государственных социальных программ [2, с. 165].
Если обратиться к истории, то можно заметить, как менялся статус людей, занимающихся торговой деятельностью, от одной эпохи к другой, от одного правителя к другому, и как менялось отношение общественности к представителям рассматриваемой группы. Так, например, купечество как особый социальный слой, занимающийся торговлей, пользовалось большим уважением в Древней
Руси. С XIII в. появляется термин «торговец». Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в Северо-Восточной Руси на рубеже XIII-XIV вв.
Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных торговцев в Москве, Новгороде, Пскове, Вологде, Твери, Нижнем Новгороде и других городах. Эта социальная группа в то время была в почете среди населения и пользовалась привилегиями, что, несомненно, свидетельствует о достаточно высоком социальном статусе торговцев.
Во второй половине XVI в. купечество вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов было объединено в сословие посадских людей, в котором купцы составляли богатое меньшинство. Ко времени отмены в России крепостного права процесс первоначального накопления капитала заканчивается, соответственно это находит свое отражение в потере купцами прибыли. Появляется новый слой торгующих крестьян, которые начинают конкурировать с купцами за покупателей. Численность купечества в России сокращается. Если в XVIII в. купечество было сословием, и купеческое звание передавалось по наследству, то потом это звание, в сущности, покупалось. Соответственно если звание не передавалось по наследству, то купечество превращалось из сословия в социальный класс, что влекло за собой и перемены в их социальном статусе. Изменяется и отношение государства к купечеству. В начале XIX в. у купцов была отобрана монополия на розничную торговлю. Еще одними представителями предпринимателей в сфере торговли того времени была группа торгующих крестьян, социальный статус которых повысился в начале XIX в. в связи с разрешением на ведение сначала «мелочной», а затем и оптовой торговли.
Если говорить о людях, занятых в сфере торговли, то при советском строе в ходу был термин «социалистическая предприимчивость». А в дополнение к нему — спекуляция и другие виды незаконной деятельности. То есть традиционно в советском менталитете это понятие балансировало на грани законной и противозаконной деятельности [5,
с. 35].
В истории развития торговой деятельности советского периода принято выделять три крупных этапа: НЭП, первые послевоенные годы и завершение перестройки.
Исследователь истории развития группы торговцев рынков И. В. Щербакова выделяет семь периодов в данном процессе [6, с. 45]:
— первый период развития частного предпринимательства, в том числе и в сфере торговли, приходится на 1917—1920 гг. и характеризуется институциональным кризисом, связанным с борьбой за выживание представителей различных слоев российского общества в условиях гражданской войны.
Этот этап связан с движением «мешочников». «Мешочничество» как нелегальное самоснабжение населения преследовалось властями. Под запрет попадали мелкие товарообменные операции, а также доставка и распространение продовольствия и предметов широкого потребления [1, с. 23];
— период НЭПа, длившийся с 1921 г. и примерно до 1927 г., представляет собой второй этап развития торгового предпринимательства, когда государство реализовывало стратегию поддержки малого предпринимательства с целью последующей замены частного управления на государственное;
— третий период (1927 г. — начало 1940-х гг.) сопровождался сокращением доли легальных частных предприятий во всех отраслях экономики и серьезным продовольственным кризисом. В связи с этим начался разгул спекуляции, что вынуждало предпринимателей в торговой сфере к повышенной бдительности и полной нелегальности;
— четвертый период включает войну и послевоенные годы. Тяжелое военное положение в экономике дало толчок к юридической и фактической отмене большинства постановлений, запрещающих производство и реализацию продуктов с личных подсобных хозяйств. Это время, как ни странно, привело к легализации частного предпринимательства в сферах торговли и услуг;
— пятый период охватывает 1947 г., когда государство вновь спровоцировало спад частного предпринимательства, особенно в торговой сфере. Из-за денежной реформы накопления обесценились, зарплаты уменьшились, а розничные цены выросли. Формально государство поддерживало свободную торговлю, но деятельность теневого сектора не прекратилась;
— шестой этап продолжался до середины 1980-х гг. и характеризовался стабилизацией и даже развитием нелегального предпринимательства;
— последний период, длившийся со второй половины 1980-х до начала 1990-х гг., связан с легитимацией многих форм предпринимательской деятельности, отменой санкций за спекуляцию, открытием границ. Это послужило толчком к появлению «челноче-ства», так как иногда некоторые привилегированные слои населения (например, партий-
ные лица, работники посольств, актеры и т. д.) сбывали вещи, привезенные из-за рубежа.
И. В. Щербакова, подходя к рассмотрению феномена «челночество» с исторической точки зрения, делает вывод о том, что «... предпринимательская деятельность в СССР — традиционный способ выживания или получения прибыли в условиях дефицита товаров» [6, с. 50 — 51]. Таким образом, можно предположить, что активная торговая деятельность в переходный период — это не уникальное изобретение 1990-х гг., а скорее повторяющаяся реакция адаптации к изменяющимся условиям существования.
Однако, на мой взгляд, вопрос по поводу будущего социальной группы торговцев городских рынков остается на сегодняшний день открытым, потому что нельзя с полной уверенностью определить тенденции развития данного феномена в российском, а точнее сказать, в постсоветском пространстве. Приведет ли развитие новых рыночных форматов, связанное, прежде всего с активным распространением сетевой торговли, к «вымира-
нию» данной социальной группы или «челноки» будут продолжать удовлетворять потребности общества пусть даже и не в таких объемах, как несколько лет назад? Например, как считают С. Г. Климова и И. В. Щербакова, занимающиеся исследованием взаимоотношений между государством и торговцами городских рынков, челночная торговля в России, пройдя несколько этапов эволюции, приобрела устойчивые черты сектора занятости, использующего избыточную рабочую силу [4, с. 390].
Таким образом, важность изучения феномена «челночества» не вызывает сомнений. Однако необходим комплексный анализ этого явления, учитывающий не только объективные показатели, в основном связанные с экономическими и социальными характеристиками «челноков» (уровень дохода, образование, профессиональные навыки и т. д.), но и субъективные, такие как мотивация, установки, стратегии поведения, психологические аспекты образа мыслей, мировоззрения, личностные качества и т. д.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Давыдов А. Ю. Нелегальное снабжение российского населения и власть. 1917—1921 гг. : Мешочники / А. Ю. Давыдов. — СПб. : Наука, 2002. — 341 с.
2. Жилкин О. Н. Челночество в России : новая жизненная стратегия в период экономических реформ (на примере Иркутской области) / О. Н. Жилкин // Неформальная экономика в постсоветском пространстве : Проблемы исследования и регулирования / под ред. И. Олимпиевой, О. Па-ченкова. - СПб., 2003. - С. 164-172.
3. Иванов В. В. -«Челночный» бизнес в Казани / В. В. Иванов, Ю. Ю. Комлев, Л. Г. Толчин-ский // Социол. исследования. — 1998. — № 11. — С. 40 — 44.
4. Климова С. Г. «Челночество» и государство : этапы эволюции отношений / С. Г. Климова, И. В. Щербакова // Россия реформирующаяся. Ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. - М., 2008. - Вып. 7. - С. 389-405.
5. Радаев В. Что значит «принять предпринимательское решение»? / В. Радаев // Обществ, науки и современность. — 1995. — № 1. — С. 33 — 39.
6. Щербакова И. В. Экскурс в историю предпринимательства в СССР / И. В. Щербакова // Социол. исследования. — 2008. — №. 4. — С. 44 — 52.
Поступила 13.07.11.