К 70-летию Всероссийск :■:•:•:• .•.•.•.•.•••.■.•.•.-.••.■.•.•.ч^.х-ХчОХ-ХХ-Х-Х-Х-Х- •■;.;. X X X\ Х-X X X : X X X X X X \ X X\ Х :-Х-Х-Х-Х-Х---" —^ ■.••.■.-.•.•.• ого научно-исследовательского
онодорожнои гигиены
й В. Л. КЛПЦОВ. С. В. СУВОРОВ. 1995 УДК 614.447.4:656.211.5
В. А. Капцов, С. В. Суворов
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ
ГИГИЕНЫ
ВНИИ железнодорожной гигиены МПС, Москва
Железнодорожная гигиена — одна из специфичных областей профилактической медицины, которая возникла и развивается в гармоничном равновесии теоретического и практического начал. Строгая научность и четкая методологическая основа железнодорожной гигиены были заложены еще в трудах Ф. Ф. Эрисмана. В его основополагающем труде "Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда" (1877 г.) выделен обстоятельный раздел, посвященный специфичным уже в те годы вопросам гигиены служащих и рабочих при железных дорогах, в котором представлена характеристика условий труда кондукторов, машинистов и кочегаров поездов, персонала станций и путей (стрелочники, сигнальщики, путевые сторожа), рабочих, возводящих станционные постройки, кладущих шпалы и рельсы, пробивающих тоннели. На основе этих материалов, а также обширной статистической разработки несчастных случаев на Николаевской железной дороге, а также на английских и прусских железных дорогах Ф. Ф. Эрисман впервые теоретически обосновал необходимость профессионального медицинского отбора машинистов ("выбор людей") с целью обеспечения безопасности движения поездов.
Своеобразие железнодорожной гигиены и научные достижения железнодорожных врачей в этой области позволили выделить секцию железнодорожных врачей на очередном пироговском съезде в 1879 г. Руководил работой этой секции Ф. Ф. Эрисман. Специфичность этой области науки и медицинской практики, раскрытые на пироговском съезде, в значительной степени сохраняют свое значение и ныне, составляя теоретическую основу современной железнодорожной гигиены.
Принципы организации санитарного и противоэпидемического надзора на железнодорожном транспорте существенно отличаются от принципов организации территориального санитарно-эпидемиологического надзора и тесно связаны с технологией железнодорожного перевозочного процесса.
Теоретические основы отраслевого здравоохранения и санэпиднадзора на железнодорожном транспорте заложены трудами таких крупнейших представителей железнодорожной гигиеничес-
кой науки, как М. Я. Лукомский, С. Ф. Казанский, П. И. Никитин, А. А. Прохоров и др. Санитарно-эпидемиологическая служба железнодорожного транспорта органично вписана в современную функциональную структуру сети дорог. Именно поэтому линейный принцип оказания медицинской помощи и преемственно связанного с ним санэпиднадзора составляет основу всего санитарного и медико-профилакти-ческого дела на железнодорожном транспорте. Этому принципу соответствуют и организационные структуры линейного, отделенческого, дорожного (узлового) и общесетевого уровней.
Другой специфической особенностью построения органов и учреждений санэпиднадзора и принципов их деятельности является так называемая экстерриториальность, обусловленная тем, что структурные подразделения обычно расположены в нескольких административно-территориальных единицах страны. Теория организации лечебного и санитарного дела на железнодорожном транспорте оправдала себя многолетней историей эффективной борьбы с инфекциями, распространяемыми по путям сообщения, единообразными по исполнению мероприятиями по ликвидации аварий с опасными грузами и катастрофами в пассажирском сообщении, ритмичным круглосуточным обслуживанием транспортного конвейера во всех его службах и хозяйствах (локомотивном, пассажирском, грузовом, путевом, энергетическом и др.).
Специфике железнодорожного санэпиднадзора "й ег.о научной базы соответствуют основные, наиболее важные направления научного развития, теоретического поиска и методологических разработок на железнодорожном транспорте.
Разрабатываемые ныне основные направления научных исследований в этой оригинальной области профилактической медицины согласуются со стратегией научно-технической политики на железнодорожном транспорте и научными прогнозами исследований в области профилактической медицины в стране.
В наиболее общем виде теоретически важные вопросы современной железнодорожной гигиены могут быть представлены в виде концепции безопасности и обеспечения жизнедеятельности человека в связи с эксплуатационной деятель-
ностью железнодорожного транспорта. Взаимосвязанными сторонами этой концепции являются сформулированные и разрабатываемые комплексные программы медицины безопасности движения, медицины катастроф на железнодорожном транспорте, комплексного нормирования среды на подвижном составе и физиолого-гигисничсского регламентирования специфичных железнодорожных технологических и производственных процессов, охраны окружающей природной среды в связи с эксплуатационной деятельностью подвижного состава и стационарных железнодорожных объектов, а также концепция комфортных в гигиеническом отношении и безопасных в противоэпидемическом отношении условиях пассажирских перевозок.
Каждая из названных сторон концепции представляет собой разносторонне разработанную в теоретическом и методологическом отношении область научного знания.
Наиболее полно теоретически и методологически разработаны вопросы медицины безопасности движения и связанной с ними медицины катастроф на железнодорожном транспорте. Безопасность движения — один из важнейших вопросов стратегии научно-технической политики на железнодорожном транспорте, что еще раз подтвердила коллегия МПС 26.12.94 при корректировке стратегических вопросов и ближайшем научном планировании. Несмотря на сложные экономические условия и прогрессирующее старение технических средств, поддержание должного уровня безопасности движения на дорогах в известной степени обеспечивается системой научно обоснованных медико-профилактических мероприятий, обоснование и разработка которых связаны с именами таких известных гигиенистов и физиологов, как И. С. Кандрор, А. А. Прохоров, В. М. Шахнарович, А. М. Волков, Е. Б. Рабкин, Л. С. Нерсесян, Э. И. Гольдман, Е. Д. Бренср, А. 3. Цфасман, Ю. Н. Каменский. Совокупность разделов и мероприятий этого профиля составляют своеобразную систему медицинской безопасности движения, в которой можно выделить такие разделы, как:
1) профессиональный отбор: психологический, физиологический, клинический;
2) профессиональный отбор для усложненных условий вождения (тяжеловесные и длинно-составные поезда, езда "в одно лицо" и др.);
3) определение психологической совместимости членов локомотивных бригад;
4) тренировка и закрепление профессионально важных функций;
5) физиологический контроль функционального состояния машиниста в течение рабочей смены;
6) предрейсовый (предсменный) медицинский и психологический контроль;
7) периодическое медицинское освидетельствование и диспансерное наблюдение;
8) рациональный режим труда и отдыха;
9) гигиеническая, эргономическая и инженер-но-психологическая оптимизация условий труда в кабине машиниста.
Описываемая область знания характерна специфической терминологией, научными понятиями и классификациями, оригинальными методами и методиками. Например, в основе медицинского освидетельствования работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов, лежат научные разработки о клинических показаниях и противопоказаниях к приему на работу всех больших групп массовых профессий и должностей по всем профессионально значимым нозологическим формам заболеваний (терапевтических, хирургических, неврологических, отоларингологических и др.). Научный базис практики медицинского освидетельствования составляют также оригинальные разработки по профессиональной аудиологии, офтальмологии, физиологии и патологии цветового зрения.
Медицинские аспекты безопасности движения охватывают не только периодические освидетельствования, но и совокупность критериев и методов проведения так называемых предрей-совых медицинских осмотров, исключающих допуск к работе по соображениям безопасности и сохранения здоровья тех лиц, состояние здоровья которых на время начала работы не гарантирует надежности его профессиональной деятельности.
Теоретической стороной изложенных двух вопросов является обоснование критериев функционального состояния и степени выраженности клинических изменений в организме, несовместимых с успешной профессиональной деятельностью, например "синкопальных", приступообразно возникающих состояний организма. Плодотворна теоретическими обобщениями физиология и патология цветового зре- , ния в областях, связанных с профессиональным отбором. Можно назвать выявленный Е. Б. Рабки-ным феномен адиспаропии, связанной как с периферическими, так и с центральными образованиями зрительного анализатора. Можно назвать также разработанные применительно к профотбору принципы и методы тренировки цветораз-личения нормальных и аномальных трихрома-тов, выявление роли насыщенности цвета в цве-торазличении аномальных трихроматов и дихроматов.
Важной стороной медицины безопасности движения стало медикаментозное лечение лиц (профессий), ответственных за безопасность движения (машинисты, диспетчеры и др.), без перевода их на амбулаторное или стационарное лечение, без отрыва от основной работы. Работами А. 3. Цфасмана, Е. Г. Бурехзона доказано, что многие препараты могут изменять функциональное состояние организма, снижая скорость и ухудшая видимость восприятия цветовых транспортных сигналов. Поэтому ведется поиск гипотензивных и других средств, минимально влияющих на состояние зрительного и слухового анализатора.
Среди других теоретических обобщений в ,
рамках медицины безопасности движения особое место занимают медицинские вопросы профилактики и ликвидации последствий аварий-
ных ситуаций. Эта область знания обогащена новыми научными понятиями железнодорожной катастрофы, аварии, очага поражения, опасного химического груза, особо опасных химических веществ, рядом классификаций, определением понятий: аварийная предельно допустимая концентрация, потенциальная и реальная опасность химического груза, зона поражения, а также ряда методических и организационных разработок по ликвидации аварийных ситуаций (А. А. Прохоров, В. А. Капцов, С. Д. Кривуля, С. В. Суворов, И. Ф. Боярчук, Т. С. Тихова, И. В. Ковалева и др.).
На современном этапе наиболее важными и перспективными направлениями разработки вопросов профилактики экстремальных ситуаций в пассажирском и грузовом сообщении, а также на стационарных железнодорожных объектах представляются анализ, прогнозирование и математическое моделирование чрезвычайных ситуаций, совершенствование терминологии, критериев, классификаций катастроф и аварийных ситуаций, физиолого-гигиеническая оптимизация условий труда лиц, связанных с безопасностью движения, другие разделы медицины безопасности движения.
Не затрагивая многих вопросов железнодорожной гигиены, теоретические обобщения и методические разработки которых представляли бы несомненный интерес для читателей журнала, нельзя все-таки не указать хотя бы на некоторые из них. Таковы теоретические и методические аспекты профессиональной медицинской и физиологической реабилитации машинистов и лиц других массовых железнодорожных профессий (В. А. Капцов, Е. М. Ратнер), новые критерии и подходы к пен-сионированию на основе показателей биологического старения и динамики функционального состояния конкретного индивида (Ю. Н. Каменский, А. Б. Кирпичников, В. С. Викторов). К таким явлениям должны быть причислены принципы физиолого-гигиенического климатического районирования территорий страны и регионов сети дорог, система комплексной оценки условий (И. С. Кандрор, Д. М. Демина, Е. М. Ратнер), тяжести и напряженности труда, классификация тепловых состояний человека (И. С. Кандрор, Д. М. Демина, Е. М. Ратнер), классификация промышленных аллергенов (С. В. Суворов), концепция риска при определении уровней здоровья человека в связи с выявлением природных и производственных факторов (В. А. Капцов), ранняя диагностика состояния неспецифической реактивности организма человека с целью прогнозирования заболеваемости в производственных коллективах в ближайшие месяцы после проведения ориентирующих тестов (В. А. Полякова), классификация особо опасных грузов (А. Г. Базазьян, С. В. Суворов).
Оригинальными в теоретическом и методическом отношениях представляются работы по нормированию химических, физических и биологических факторов на рабочих местах персонала и местах отдыха пассажиров на подвижном составе (А. А. Прохоров, С. В. Суворов, Р. Я. Штерен-
гарц, А. И. Цысарь, В. А. Полякова), методология оценки комбинированного действия продуктов горения пластмасс и экспертизной оценки новых конструкционных и декоративных материалов для отечественных пассажирских вагонов (Р. Я. Штеренгарц, С. С. Сиряченко), разработка научных представлений об аварийных предельно допустимых концентрациях веществ как критериях оценки эффективности средств индивидуальной защиты органов дыхания (С. В. Суворов, И. Ф. Боярчук, Э. С. Фрейман).
Железнодорожные гигиенисты и профпатоло-ги внесли существенный вклад в методологию санитарной и клинической диагностики профессиональных и неспецифических заболеваний, связанных с воздействием производственно-профессиональных факторов. Установлена неслучайная связь с профессией таких неспецифических заболеваний, как гипертоническая болезнь у машинистов локомотивов (А. 3. Цфасман, И. Ф. Старых), более тяжелое по сравнению с контролем течение язвенной болезни у машинистов, диспетчеров, стрелочниц, телеграфисток (А. 3. Цфасман, В. А. Горшков). Доказана профессиональная зависимость ишемической болезни сердца (ИБС) у машинистов локомотивов (В. И. Козловский, С. С. Мутин). Проведенные ранее институтом массовые медицинские осмотры машинистов не выявили существенного различия в распространении этого заболевания среди машинистов и в контрольной группе слесарей по деповскому ремонту локомотивов. Однако с помощью анонимного анкетирования и целенаправленного опроса, а также мониторингового электрокардиографического обследования представительных групп этих профессий доказано существенное отличие в распространенности ИБС у машинистов.
Выводы. 1. Железнодорожная гигиена — одна из специфичных областей профилактической медицины, теоретические основы которой заложены в трудах Ф. Ф. Эрисмана. Железнодорожная гигиена тесно связана с практикой специфичной отраслевой санитарно-эпидемиологи-ческой службы, характерными принципами деятельности которой являются экстерриториальность и линейность в проведении противоэпидемических, противоаварийных и гигиенических мероприятий, а также организационно-структурная связь с круглосуточной технологией железнодорожного перевозочного процесса.
2. Наиболее важные теоретические проблемы современной железнодорожной гигиены разрабатываются в соответствии с концепцией безопасности и обеспечения жизнедеятельности человека в связи с эксплуатационной деятельностью железнодорожного транспорта.
Поступила 21.04.95
2.-645