СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
УДК 330.34.01 Н. А. БОНЮШКО
А. А. СЕМЧЕНКО Н. С. ЛОБАНОВА
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ__________________________
В данной статье проанализированы основные современные тенденции устойчивого развития российской экономики в условиях международной интеграции, среди которых авторами особо выделены содействие международному развитию и многосторонней торговле, рассмотрена классификация индикаторов устойчивого развития, также в статье дана оценка текущему состоянию устойчивости мировой экономической системы.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экономика, «Группы двадцати» (020), экономика качества.
В настоящее время в условиях активизации конкурентной борьбы и повышения интенсивности международных интеграционных процессов особую значимость приобретает изучение основ обеспечения устойчивого развития как для отдельной организации, так и для экономики страны в целом. В этой связи актуальным является рассмотрение вопросов формирования и реализации механизмов устойчивого развития, а также процессов стратегического планирования и управления экономической и инновационной деятельностью. Особую актуальность, на наш взгляд, представляет исследование современных тенденций в обеспечении устойчивого развития.
Само определение термина «устойчивое развитие» означает устойчивый, постоянный рост. Следует отметить, что социально-экономическая ситуация не всегда способствовала целенаправленному реформированию России в направлении создания экономически развитого государства, успешно решающего задачи внедрения передовых достижений и методов научно-технического прогресса. Однако в настоящее время, на наш взгляд, ситуация изменилась в лучшую сторону, что во многом объясняется не только текущими социально-экономическими процессами, но и политической волей руководства страны. В то же время темпы роста мировой экономики продолжают оставаться недостаточными для уверенного посткризисного восстановления. В экономически развитых странах риски обусловлены преимущественно внутренними проблемами, которые можно решить только путём политического компромисса. США в настоящее время стоят на краю бюджетного кризиса, грозящего непредсказуемыми последствиями [1]. Если не будет выработано оптимальное решение, способное предотвратить развитие ситуации по неблагоприятному сценарию, фундаментальные основы устойчивого роста американской экономики, которые едва начали улучшаться, могут быть подорваны. Отметим, что достижение экономического равновесия и обеспечение роста в Европейском союзе может быть гарантировано только при устойчивом разрешении долгового кризиса,
чему препятствуют, с одной стороны, ужесточение фискальной политики, с другой — недостаточная готовность к принятию альтернативных вариантов в финансовой или политической сфере. До настоящего времени странам ЕС удавалось избегать наиболее неблагоприятных последствий, однако, долгосрочный прогноз представляется весьма неоднозначным. Развивающиеся страны корректируют свои прогнозные показатели роста, реагируя на новые глобальные реалии и отслеживая изменения внутренних экономических трендов [1]. Вместе с тем одной из наиболее острых проблем для развивающихся экономик является их уязвимость с точки зрения воздействия на них экономических и геополитических факторов неопределённости, количество которых неуклонно возрастает. В результате продолжают усугубляться диспропорции между определёнными регионами в отношении экономических условий и перспектив роста.
Развитие мировой экономики остаётся чрезвычайно неустойчивым, т.к. при слабом, несбалансированном росте существуют серьёзные риски ухудшения экономических показателей. С целью своевременного реагирования на существующие проблемы необходимо направить согласованные усилия международного сообщества на устранение этих рисков и обеспечение принятия правительствами согласованных мер, необходимых для восстановления всестороннего и устойчивого роста.
Среди основных приоритетов на 2013 год, стоящих перед Россией, как перед страной-председате-лем «Группы двадцати» (С20), неформального форума крупнейших экономик мира, особо выделена необходимость анализа состояния и перспектив устойчивого развития мировой экономики. Страны-участницы С20 в совокупности представляют 90 % мирового ВВП и 80 % мировой торговли и являются одной из самых мощных сил на современной мировой экономической арене [2]. В настоящее время статус постоянного члена С20 имеют Европейский союз и 19 стран, включая Россию, Аргентину, Австралию, Бразилию, Великобританию, Германию, Индию,
Индонезию, Италию, Канаду, Китай, Мексику, Саудовскую Аравию, США, Турцию, Францию, ЮАР, Южную Корею и Японию.
Центральная задача российского председательства состоит в концентрации усилий форума крупнейших экономик мира на разработке мер по ключевым экономическим и финансовым проблемам, от которых зависит экономический рост и создание рабочих мест. Создание условий для решения этих вопросов является главной целью работы С20 и, по мнению российского правительства, должно идти по трем приоритетным направлениям: стимулирование инвестиций, обеспечение доверия и транспарентности на рынках, а также повышение эффективности регулирования.
Таким образом, на наш взгляд, целесообразно выделить основные тенденции в обеспечении устойчивого развития экономики, которые, по нашему мнению, включают:
— анализ состояния и перспектив мировой экономики и реализация Рамочного соглашения по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста;
— обеспечение занятости;
— реформирование международной валютно-финансовой системы;
— реформа финансового регулирования и надзора;
— устойчивое развитие глобальных энергетических рынков;
— содействие международному развитию;
— укрепление многосторонней торговли;
— противодействие коррупции;
— содействие развитию инноваций;
— активное внедрение международных стандартов качества.
Рассмотрим данные тенденции более подробно. Так, особо актуальным в современной экономической ситуации, на наш взгляд, представляется обеспечение своевременного объективного анализа состояния и перспектив мировой экономики с целью обеспечения уверенного, устойчивого и сбалансированного роста. С20 принимает решительные меры для восстановления и укрепления мирового экономического роста, обеспечения его устойчивости. Вместе с тем, темпы роста мировой экономики все ещё остаются недостаточными для того, чтобы говорить об уверенном посткризисном восстановлении после кризиса 2008 года. В перспективе сохраняется серьёзный риск нового спада мировой экономики.
Одним из важнейших направлений обеспечения устойчивого развития является преодоление негативных последствий мирового экономического и финансового кризиса, которые не способствовали улучшению условий на рынках труда в большинстве стран. В некоторых странах по-прежнему отмечается рост безработицы и неполной занятости. Снижение остроты указанной проблемы путём содействия созданию рабочих мест находится в числе приоритетов российского председательства [2]. Среди мер, которые призваны улучшить ситуацию в данной области, следует особо отметить целенаправленное создание рабочих мест за счёт реализации продуманной финансово-бюджетной, денежно-кредитной политики и осуществление структурных реформ с целью стимулирования инновационной деятельности и развития малого предпринимательства. Кроме этого, важным, на наш взгляд, является, активизация трудовой деятельности уязвимых групп населения, а также мониторинг развития рынка труда.
Другой важнейшей тенденцией обеспечения устойчивого развития является стабилизация гло-
бальных энергетических рынков, поскольку именно энергетика представляет собой в настоящее время основную движущую силу развития мировой экономики. На наш взгляд, основными направлениями развития данной области можно назвать повышение уровней прозрачности и предсказуемости сырьевых и товарных рынков; создание стимулов к повышению энергоэффективности и экологичному развитию; разумное регулирование в целях развития энергетической инфраструктуры, а также обеспечение сохранения морской среды при разработке шельфа.
Несмотря на серьезные целенаправленные усилия российского правительства, по-прежнему остро стоят такие проблемные вопросы, как пересмотр краткосрочных и долгосрочных целевых показателей, связанных с государственным долгом в каждой конкретной стране, и разработка стратегии достижения этих показателей. Кроме этого, необходимо обеспечить совершенствование процессов оценки прогресса и представления отчётности. Следует также провести анализ дисбалансов, сохраняющихся между странами в сферах финансово-бюджетной, денежнокредитной, валютной политики и структурных реформ.
Наряду с перечисленными выше тенденциями обеспечения устойчивого экономического развития, в настоящее время следует также особо отметить инновационную направленность экономики. Само понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер [3]. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций: использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства; внедрение продукции с новыми свойствами; использование нового сырья; изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; появление новых рынков сбыта [4].
На наш взгляд, в современной экономике роль инноваций значительно возросла, поскольку именно своевременное использование новаций является основополагающим фактором экономического роста, а, следовательно, и обеспечения устойчивого развития. Инновационный путь развития России был продекларирован Правительством РФ в 2002 г. в документе «Основы политики РФ в области развития науки и технологий до 2010 г. и на дальнейшую перспективу», где была определена цель государственной политики в области развития науки и технологий, а именно переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. В ноябре 2008 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена «Концепция социально-экономического развития России на период до 2020 г.», целью которой явилось определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе
[5]. Отличительная особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
в мировом хозяйстве. Инновационная экономика, по нашему мнению, должна развиваться не только за счет самоорганизации, но и перераспределения внутренних финансовых ресурсов.
Кроме этого, важным элементом развития инновационной экономики является формирование государственно-частного партнерства, поскольку являясь совокупностью форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях, посредством этого инструмента возможно действенно и в кратчайшие сроки добиться реальных результатов на поприще инноваций и модернизации в частном и государственном секторе. Консолидация данных сил позволит взаимодействовать наиболее эффективно.
Следует отметить, что другой важной основой обеспечения устойчивого развития современного общества является активизация использования международных стандартов качества во всех областях народного хозяйства. Таким образом, каждая отдельная организация выбирает наиболее подходящую ему модель системы менеджмента качества, исходя из своей миссии, целей и политики в области качества, а также ориентируясь на решение других задач — например, возможность сертификации выбранной системы качества, необходимости выхода на международные рынки, поиска новых деловых партнеров и т.д. В настоящее время возникло новое научное направление, занимающееся изучением взаимосвязи показателей качества с экономическими результатами, — экономика качества. Экономика качества представляет собой экономической науки, изучающую взаимосвязь качественных характеристик объектов или явлений с экономическими показателями, охватывающую все направления экономической науки с широким использованием естественных, социальных и технических научных дисциплин
[6]. Одной из характерных черт экономики качества является то, что она сама, являясь одной из ветвей экономических наук, входит неотъемлемой частью во все другие направления, акцентируя внимание на необходимость учета качественных характеристик, исследуемых в том или ином контексте.
Для всестороннего определения современных основ устойчивого развития необходимо рассмотреть институциональные, экономические и экологические аспекты, которые в совокупности являются определяющим моментом при определении устойчивости как таковой [7]. С другой стороны, развитие можно рассматривать как смену состояний, каждое из которых характеризуется определенной устойчивостью и способностью к изменениям. Именно в этих двух плоскостях и развивается, по нашему мнению, формирование системы критериев устойчивого развития.
Приведем классификацию индикаторов устойчивого развития по указанным выше аспектам или секторам. Сектор социальных индикаторов включает улучшение образования, осведомленности и воспитания общества; защиту здоровья людей, а также улучшение развития населенных мест применительно к современной организации в части ее социальной ответственности перед обществом [8]. Таким образом, важнейшим направлением обеспечения устойчивого экономического развития является стимулирование экономического роста посредством развития инфраструктуры и расширения доступа населения к базовым благам. Особо следует отметить необходимость обеспечения продовольственной безопас-
ности с фокусом на увеличение объемов сельскохозяйственного производства и решение проблем, связанных с недостаточным питанием для населения ряда регионов; развитие человеческих ресурсов с первоочередной целью развития глобальной базы данных навыков; расширение доступа к финансовым услугам с особым акцентом на повышение финансовой грамотности и расширение доступа к финансовым услугам для женщин, мигрантов и молодёжи, а также развитие инфраструктуры посредством обеспечения долгосрочного финансирования инфраструктурных проектов.
Сектор экономических индикаторов включает такие понятия, как международная кооперация для ускорения устойчивого развития и связанная с этим местная политика; изменение характеристик потребления; финансовые ресурсы и механизмы; передача экологически щадящих технологий, сотрудничество и создание потенциала. Остановимся подробнее на таком важном направлении обеспечения устойчивого развития, как укрепление многосторонней торговли. Установление взаимно благоприятствующих внешнеторговых режимов отвечает общим интересам многих стран и имеет важнейшее значение для быстрого восстановления мировой экономики. Так, например, одним из приоритетов России в настоящее время является укрепление многостороннего сотрудничества в целях поиска глобальных решений для существующих экономических проблем и рисков, а также в целях недопущения ситуаций, приводящих к возникновению напряжённости в торговых отношениях между странами [1]. Вступление России в ВТО также имеет важнейшее значение для достижения указанных целей. По нашему мнению, необходимо стимулировать мощный спрос на развитие торговли и инвестиций как одного из факторов роста, а обязательным условием для достижения заявленных целей обеспечения роста и занятости является создание эффективной многосторонней торговой системы. Таким образом, первостепенными направлениями работы в данной области являются, на наш взгляд, борьба с принятием протекционистских мер; укрепление и развитие многосторонней торговой системы, а также развитие глобальных цепочек создания стоимости.
Еще одной серьезной тенденцией в обеспечении устойчивого развития является финансирование инвестиций, поскольку успех данного процесса является важнейшей предпосылкой экономического роста и главным фактором создания рабочих мест. Вместе с тем одним из наиболее явных негативных последствий мирового экономического и финансового кризиса стало существенное снижение объёмов различных видов инвестиций, особенно заметное в развитых странах.
Главная задача в данном контексте, на наш взгляд, состоит в том, чтобы содействовать созданию более благоприятных условий для финансирования инвестиций и выявить новые источники долгосрочных инвестиций в существующем экономическом ландшафте с целью стимулирования уверенного, устойчивого и сбалансированного роста. Наиболее дискуссионными представляются вопросы анализа государственной политики в этой сфере, роли государственночастных партнерств и нетрадиционных источников долгосрочного финансирования, оценки возможностей в современных условиях поиска ресурсов для инвестиций на рынках долговых обязательств и фондовых рынках, а также вопросы, связанные с прямыми иностранными инвестициями. Важным, по на-
шему мнению, является изучение влияния реформы системы финансового регулирования на финансирование инвестиций, возможностей и барьеров, существующих в банковском секторе, возможностей задействовать многосторонние и национальные банки развития и привлекать международные резервы для финансирования инвестиций. Совместно с широкой группой крупнейших международных организаций, таких как Всемирный банк, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития, Совет по финансовой стабильности, ООН и другие, Россия прилагает серьезные усилия для усиления государственной политики и совершенствования механизмов государственночастных партнерств в отношении стимулирования финансирования инвестиций. Также совместно с другими развитыми странами проводится выработка комплекса мер, направленных на привлечение инвестиций для поддержки малого и среднего предпринимательства, а также для поддержки нового бизнеса. Важной является, на наш взгляд, разработка дополнительных мер по обеспечению необходимого уровня капитализации международных банков, а также выработка комплекса рекомендаций по внесению изменений в нормативно-правовую базу, направленных на преобразование моделей ведения банковского бизнеса в отношении финансирования реального сектора экономики. Следует особо отметить необходимость своевременного анализа роли возможных источников финансирования инвестиций, а также изучения тенденций, моделей и недавних результатов на рынке прямых иностранных инвестиций с целью максимально эффективного их использования для обеспечения устойчивого экономического развития.
Другим важным сектором при рассмотрении вопросов обеспечения устойчивого развития является сектор экологических индикаторов, а именно рациональное управление уязвимыми экосистемами, содействие ведению устойчивого сельского хозяйства и развитию сельских районов; борьба за сохранение лесов; сохранение биологического разнообразия; защита атмосферы; экологически безопасное управление твердыми отходами и сточными водами; экологически безопасное управление токсичными химикатами; экологически безопасное управление опасными отходами. Кроме этого, следует выделить сектор институциональных индикаторов, включающий учет вопросов экологии и развития в планировании и управлении для устойчивого развития; международ-
ные правовые механизмы; информацию для принятия решений, а также усиление роли основных групп населения.
Рассмотренные современные тенденции в обеспечении устойчивого развития, являются важной базой построения дальнейших планов, связанных с развитием инновационных процессов, модернизацией отраслей народного хозяйства и повышением качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.
Библиографический список
1. Содействие экономическому росту и устойчивому развитию : материалы конф. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.g20russia.ru/events_summit/20121213/ 780953002.html (дата обращения: 03.02.2013).
2. Официальный сайт стран G20 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.g20.org (дата обращения: 03.02.2013).
3. Проект № 97090719-2 Федерального закона РФ Об инновационной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.esp-izdat.ru/ ?article=1904 (дата обращения: 03.02.2013).
4. Шумпетер, Й. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер. — М. : Экономика, 1995. — 540 с.
5. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. : Министерство экономического развития РФ Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 1662-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 03.02.2013).
6. Окрепилов, В. В. Экономика качества / В. В. Окрепи-лов. — СПб. : Наука, 2011. — 232 с.
7. Системные инновации как условие становления экономики устойчивого развития. — М. : Де-По, 2012. — 326 с.
8. Indicators of Sustainable Development: Framework and Methodology. — N.Y. : United Nations, 1996. — 428 p.
БОНЮШКО Наталья Анатольевна, доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством.
СЕМЧЕНКО Анжелика Ахмеджановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством.
ЛОБАНОВА Наталья Сергеевна, аспирантка кафедры экономики и управления качеством.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.02.2013 г.
© Н. А. Бонюшко, А. А. Семченко, Н. С. Лобанова
Книжная полка
Косьмина, Е. А. Неэкономические грани экономики благосостояния: современная проблематика / Е. А. Косьмина, А. Д. Косьмин ; ОмГТУ. - М. : Экономика, 2013. - 235 с. - ISBN 978-5-282-03308-3.
В монографии дается критический анализ современной экономической теории благосостояния и ее различных вариантов, начиная с А. Смита и А. Пигу и заканчивая А. Сеном. Предлагается и реализуется методология исследования благосостояния, основанная на комплементарности методологического индивидуализма и методологического холизма, позволившая достичь наиболее целостного отображения экономических и неэкономических граней экономики благосостояния, а также процесс их воздействия на народное благосостояние. Обосновывается категория «благополучие», с помощью которой придается операциональное содержание идеям А. Пигу и А. Сена, включая возможности выявления наиболее важных, обязательных и обладающих самостоятельной ценностью элементов человеческого бытия, выходящих за рамки благосостояния. Рекомендуется преподавателям, научным работникам, аспирантам и практическим работникам, интересующимся проблемами повышения благосостояния.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ