Научная статья на тему 'Инновационная составляющая в обеспечении конкурентоспособности современной организации'

Инновационная составляющая в обеспечении конкурентоспособности современной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1110
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETITIVENESS / QUALITY / INNOVATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гугелев Александр Владимирович, Семченко Анжелика Ахмеджановна

Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности любого хозяйствующего субъекта. Проанализированные в статье основные структурные составляющие в обеспечении конкурентоспособности являются важной базой построения стратегических планов, связанных с развитием инновационных процессов, модернизацией отраслей народного хозяйства и повышением качества предоставляемых услуг. Проведенное исследование инновационной составляющей в обеспечении конкурентоспособности позволяет сформулировать несколько значимых аспектов, среди которых особо выделяется необходимость укрепления сотрудничества с зарубежными и ведущими отечественными организациями с целью использования опыта внедрения лучших инновационных практик, в том числе принципов бенчмаркинга. Отмечается важность развития собственных исследований, включая стимулирование интеграции бизнеса, науки и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE COMPONENT OF ENSURING COMPETITIVENESS IN MODERN ORGANIZATIONS

The paper states that competitiveness is one of the most important integral characteristics used to assess economic efficiency of business entities. The authors analyze the main structural components of ensuring competitiveness and stress that they play an important role in developing strategic plans aimed at developing innovation, modernizing sectors of the economy and improving the quality of services provided. The study of innovative component in ensuring competitiveness helps to formulate several important aspects. One of the most important among them is the need to strengthen cooperation with foreign and national leading organizations in order to copy their experience of implementing innovative practices, including the principles of benchmarking. The authors highlight the importance of developing original research, including encouraging the integration of business, science and education.

Текст научной работы на тему «Инновационная составляющая в обеспечении конкурентоспособности современной организации»

Поиск новых идей и возможностей развития бизнеса в условиях информационной грамотности способствует созданию общего видения проблемы кадровой эффективности в бизнес-сообществе. Наличие трендов устойчивого развития, соответствующих современным запросам общества, способствует созданию инновационной среды и конкурентоспособности личности, организации, региона. Происходящее неравновесное включение стран в мировое сообщество предопределяет появление нового поиска решения задач занятости и устойчивости социально-трудовых отношений. Именно сильная, конкурентоспособная команда сотрудников способна продуцировать и реализовать инновационные идеи, вывести организацию на новый этап развития c учетом современных запросов общества.

1. Апенько С., Коньшунова А. Миссия, цель и стратегия управления персоналом // Кадровик. 2007. № 1. С. 23 - 30.

2. Бахтизин А.Р. Агент-ориентированные модели экономики. М.: Экономика, 2008.

3. Беликова Т.В. Инновации и кадровый потенциал организации // Развитие теории и практики управления в условиях становления инновационной экономики. Саратов: Наука, 2011. С. 167 - 170.

4. Беликова Т.В. Особенности внедрения изменений и инноваций в человеческий капитал // Бизнес. Общество. Человек: тез. междунар. науч. конф. (г. Москва, 30 - 31 октября 2013 г.). М., 2013. С. 22 - 23.

5. Вертакова Ю.В., Алпеева Е.А., Рябцева И.Ф. Прогресс и инновации: анализ системной взаимообусловленности. М.: ИНФРА-М, 2013.

6. Комаров Е.И. Методологический инструментарий современного социального управления. М.: Дашков и К°, 2013.

7. Мелихов Ю.Е., Малуев П.А. Управление персоналом: портфель надежных технологий. М.: Дашков и К°, 2008.

8. Минчингтон Б. HR-бренд: как стать лидером. Строим компанию мечты. М.: Юнайтед Пресс, 2011.

9. РайсЛ., РайсЭ. Происхождение брендов, или Естественный отбор в мире бизнеса. М.: АСТ; Хранитель, 2007.

10. Савельзон О. Рационализация культуры принятия решений - необходимое условие благополучной инновационной модернизации в России // Современное российское общество: традиции и инновации: сб. тр. Саратов: Научная книга, 2012. С. 58 - 63.

11. Фролов Ю.В. Управление знаниями: учеб. пособие для студентов, обучающихся по педагогическим, управленческим и экономическим специальностям. М.: НИЦ «Инженер», 2007.

12. Хаммер М, Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007.

13. Чан Ким У., Моборн Р. Стратегия голубого океана. М., 2010.

14. URL: http://www.kmworld.com/conference/2011/Presentati ons. aspx.

15. GalensonD.W. Old Masters and Young Geniuses: The Two Life Cycles of Artistic Creativity by Princeton University Press, 2007.

16. Nordstrom К., Ridderstràle J., Nordstrom K.A. Funky Business: Talent Makes Capital Dance. Pearson Education, 2002.

17. Parrish D. T-Shirts and Suits: A Guide to the Business of Creativity. 2nd edition. Merseyside ACME, 2007.

[email protected] Александр Владимирович Гугелев,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

[email protected] Анжелика Ахмеджановна Семченко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством, УДК 658:339.137 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности любого хозяйствующего субъекта. Проанализированные в статье основные структурные составляющие в обеспечении конкурентоспособности являются важной базой построения стратегических планов, связанных с развитием инновационных процессов, модернизацией отраслей народного хозяйства и повышением качества предоставляемых услуг. Проведенное исследование инновационной составляющей в обеспечении конкурентоспособности позволяет сформулировать несколько значимых аспектов, среди которых особо выделяется необходимость укрепления сотрудничества с зарубежными и ведущими отечественными организациями с целью использования опыта внедрения лучших инновационных практик, в том числе принципов бенчмаркинга. Отмечается важность развития собственных исследований, включая стимулирование интеграции бизнеса, науки и образования.

Ключевые слова: конкурентоспособность, качество, инновации, образование.

A.V. Gugelev, A.A. Semchenko

INNOVATIVE COMPONENT OF ENSURING COMPETITIVENESS IN MODERN ORGANIZATIONS

The paper states that competitiveness is one of the most important integral characteristics used to assess economic efficiency of business entities. The authors analyze the main structural components of ensuring competitiveness and stress that they play an important role in developing strategic plans aimed at developing innovation, modernizing sectors of the economy and improving the quality of services provided. The study of innovative component in ensuring competitiveness helps to formulate several important aspects. One of the most important among them is the need to strengthen cooperation with foreign and national leading organizations in order to copy their experience of implementing innovative practices, including the principles of benchmarking. The authors highlight the importance of developing original research, including encouraging the integration of business, science and education.

Keywords: competitiveness, quality, innovation, education.

В последние десятилетия в условиях активизации конкурентной борьбы и повышения интенсивности международных интеграционных процессов особую значимость приобретает изучение основ обеспечения конкурентоспособности как для отдельной организации, так и для экономики всей страны. В этой связи актуальным является рассмотрение вопросов формирования и реализации механизмов конкурентоспособности прежде всего на основе управления экономической и инновационной деятельностью. Особый научный и практический интерес с точки зрения анализа возможностей развития любой организации, на наш взгляд, представляет исследование основных структурных составляющих конкурентоспособности.

Под конкурентоспособностью понимается способность опережать в экономическом смысле другие организации, используя преимущества в достижении поставленных целей. Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности любого хозяйствующего субъекта. Само слово «конкурентоспособность» означает способность выдержать конкурентную борьбу. С.И. Ожегов определяет термин «конкурентоспособность» как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам. Р.А. Фатхутдинов рассматривает конкурентоспособность как способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке, отмечая, что организация является конкурентоспособной только на конкретном рынке [9]. Для наиболее полного анализа данного понятия рассмотрим основные структурные составляющие обеспечения конкурентоспособности современной организации, которые, по нашему мнению, имеют наибольшее значение для развития: эффективное управление персоналом и обеспечение занятости; оптимальная финансовая активность и обеспечение ликвидности; устойчивое развитие и реализация стратегических, тактических и оперативных планов; активная позиция в отношении внешней среды; укрепление партнерства и сотрудничества, в том числе и с органами государственной власти; развитие инно-

ваций; активное внедрение международных стандартов качества.

Рассмотрим наиболее перспективные, с нашей точки зрения, составляющие более подробно. Особенно актуальным в современной экономической ситуации представляется своевременный объективный анализ состояния и перспектив рыночной среды с целью обеспечения устойчивого и сбалансированного роста. Одной из важнейших структурных составляющих обеспечения конкурентоспособности является преодоление негативных последствий мирового экономического и финансового кризиса, которые не способствуют улучшению условий на рынке труда. С точки зрения экономики страны важной является активизация трудовой деятельности уязвимых групп населения, а также непрерывный мониторинг развития данного сегмента рынка.

Одной из наиболее важных структурных составляющих конкурентоспособности в настоящее время считаются инновации. Само понятие инновации как экономической категории ввел Й. Шумпетер, который рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций: 1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства; 2) внедрение продукции с новыми свойствами; 3) использование нового сырья; 4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; 5) появление новых рынков сбыта [10]. Существует множество различных определений понятия инновации. Так, например, по мнению Г.Г. Аз-гальдова, инновации представляют собой введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [1]. В то же время А.Г. Кирьяков определяет их как не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы [7]. На основе анализа экономической литературы представляется целесообразным разработать собственное определение инноваций, под которыми следует

понимать результат внедрения принципиально нового интеллектуального решения в разработку и получение услуги, товара или процесса, которые ранее не использовали данное решение, с целью получения добавленной ценности по сравнению с предыдущим периодом, когда оно не применялось. Следует, однако, отметить, что результаты внедрения инноваций могут быть как положительными, так и отрицательными.

На наш взгляд, в современной экономике роль инноваций значительно возросла, поскольку их внедрение является основополагающим фактором экономического роста, а следовательно и обеспечения устойчивого развития. Впервые инновационный путь развития России был продекларирован Правительством РФ в 2002 г. в документе «Основы политики РФ в области развития науки и технологий до 2010 г. и на дальнейшую перспективу», где была определена цель государственной политики в области развития науки и технологий, а именно переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. В 2008 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена «Концепция социально-экономического развития России на период до 2020 г.», целью которой явилось определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе [2]. Отличительная особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Инновационная экономика, по нашему мнению, должна развиваться не только за счет самоорганизации, но и за счет перераспределения внутренних финансовых ресурсов.

Кроме того, важным элементом развития инновационной экономики является формирование государственно-частного партнерства, поскольку посредством этого инструмента (совокупности форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях) возможно действенно и в кратчайшие сроки добиться реальных результатов, используя инновации и модернизацию в частном и государственном секторах. Консолидация данных сил позволит действовать наиболее эффективно.

Сегодня в условиях повышения интенсивности международных интеграционных процессов особую значимость приобретает анализ особенностей рыночных структур российской экономики в целях не только обеспечения ее конкурентоспособности, но и укрепления экономико-политических позиций страны на мировом уровне. В современных условиях одной из важнейших задач является модернизация реального сектора экономики, однако для ее решения требуются комплексно разработанные методы обеспечения конкурентоспособности отдельно взятых предприятий, в первую очередь на основе инновационного подхода к развитию. Крайне важна инновационная направленность в обеспечении качества про-

дукции и услуг, которая является движущей силой, обеспечивающей использование благоприятных внешних и внутренних факторов конкурентоспособности и превращение резервов компании в действующие ресурсы [3].

Остановимся подробнее на самом понятии инновационной деятельности, под которой в настоящее время понимается любая деятельность, в том числе научно-исследовательская, опытно-конструкторская, по организации производства, направленная на получение и использование признанных результатов интеллектуальной деятельности, с целью создания и использования нового метода, устройства, способа, вещества, применения ранее известных методов, устройств, способов, веществ по новому назначению [8, с. 160]. Проект № 97090719-2 Федерального закона РФ «Об инновационной деятельности в РФ» определяет понятие инновации или нововведения, представляющих собой продукцию творческого труда, имеющую завершенный вид товара, готового к применению и распространению», а также понятие базисной инновации, являющейся, по сути, продукцией творческого труда, имеющей завершенный вид товара, базирующейся на научном открытии, принципиально новой научной и (или) научно-технической идеи, изобретении.

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии любой организации. В современной экономике роль инноваций значительно возросла, поскольку именно они являются основополагающим фактором экономического роста. Инновационный путь развития представляет собой целенаправленное движение, основанное на тех знаниях и научных достижениях, благодаря которым Россия должна изменить свою сырьевую направленность в мировом товарообороте к 2020 г., как это указано в Концепции-2020. Достижение этой цели предполагает:

- выход России на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира, в том числе среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности - 30 тыс. долл. в 2020 г. и 40 - 50 тыс. долл. в 2030 г.;

- обеспечение научного и технологического лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность;

- обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий. Россия должна занимать значимое место на рынках высокотехнологичных товаров и услуг;

- укрепление позиций России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры;

- реализацию глобальных конкурентных преимуществ в сфере транспорта и транзитных потоков;

- превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающих независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, Центральной и Восточной Европы;

- формирование эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества.

Таким образом, в целях обеспечения конкурентоспособности национальной экономики инновационное раз-

витие должно быть в каждой отдельной организации. Целью инноваций должны быть модернизация и технологическое развитие путем значительного улучшения основных показателей эффективности деятельности и основных производственных процессов предприятия, а в итоге - повышение качества предоставляемых товаров и услуг.

Устойчивому развитию современного общества способствует активное использование международных стандартов качества во всех областях народного хозяйства. Рассмотрим определение качества более детально. Анализ экономической литературы дает нам несколько трактовок этого понятия. Так, например, в стандарте ГОСТ 15467-79 качество представлено как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. В стандарте ИСО 8402-86 качество - это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. ГОСТ Р ISO 9000-2005 определяет качество как степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям. По нашему мнению, современное понятие качества можно определить как соотношение между характеристиками товара или услуги и текущими и потенциальными требованиями потребителя данного конкретного вида товара или услуги.

Основу обеспечения качества на предприятии составляет система менеджмента качества (далее - СМК). Каждая отдельная организация выбирает наиболее подходящую ему СМК исходя из своей миссии, целей и политики в области качества, а также ориентируясь на решение других задач - например, возможность сертификации выбранной модели системы качества, необходимости выхода на международные рынки, поиска новых деловых партнеров и т.д. Проблема обеспечения качества представляет собой одну из наиболее актуальных социально-экономических проблем современного мира. С экономической точки зрения категория качества рассматривается как результат удовлетворения потребностей, а менеджмент качества представляет собой скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Современные организационные основы формирования механизма менеджмента качества заложены в международных стандартах ISO (ИСО) серии 9000, определяющих требования к системам менеджмента качества на предприятиях. МС ИСО серии 9000 разработаны и утверждены в 1987 г. международной организацией по стандартизации ИСО (ISO - International Standart Organization). В соответствии с терминологией МС ИСО система менеджмента качества представляет собой систему менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Применение отечественными предприятиями МС ИСО серии 9000, с одной стороны, обеспечивает основу для формирования систем управления качеством на предприятии, а с другой - является важнейшим фактором, подтверждающим потенциальные возможности предприятия по выпуску продукции высокого качества, которое может быть достигнуто путем проведения сертификации систем менеджмента качества.

МС ИСО серии 9000 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться как для внутреннего применения, так и в целях сертификации или заключения контракта. Этот стандарт направлен на обеспечение результативности системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей [6]. Оптимальное сочетание управленческих функций и объема делегируемых полномочий, матрицы ответственности и другие инструменты, предлагаемые стандартами серии ИСО для систем менеджмента качества, позволяют значительно улучшить качество менеджмента предприятия и изменить роль высшего руководства, сосредоточив его внимание главным образом на стратегическом управлении.

Кроме того, функционирование системы менеджмента качества на предприятии позволяет предупредить претензии и жалобы потребителей, так как значительно сокращается уровень брака. Конструктивные принципы международных стандартов ориентируют предприятие на формирование четкого механизма предупреждающих и корректирующих мер в области качества услуг. Так называемое «скрытое производство», т.е. исправление брака, которое на многих предприятиях составляет от 30 до 40% трудозатрат производства, при внедрении системы менеджмента качества значительно сокращается. Функционирование системы менеджмента качества предполагает участие всего персонала в обеспечении качества на всех этапах жизненного цикла продукции.

Крайне важна инновационная направленность в обеспечении качества продукции и услуг, которая, по существу, является движущей силой, обеспечивающей использование благоприятных внешних и внутренних факторов конкурентоспособности, и превращает резервы компании в действующие ресурсы.

В современной науке существует концепция маркетинга отношений, суть которой заключается в том, что потребитель будет удовлетворен приобретенной продукцией или услугами только в том случае, если организация установит с ним долговременные отношения, которые позволят выявить истинные потребности и тем самым полноценно удовлетворить их. Данная концепция строится на следующих базовых положениях:

• привлечение клиентов посредством нацеленности на решение их проблем;

• обеспечение полноценного взаимодействия с клиентами для максимальной адаптации предложения к характеристикам спроса;

• формирование продукта, максимально полно отвечающего потребностям конкретного клиента;

• непрерывный контроль удовлетворенности состоявшихся покупателей, решение возникающих проблем и поддержание доброжелательных взаимных отношений.

Такой подход к клиентам позволяет предприятиям снизить затраты на маркетинговые исследования, маркетинговый анализ, сегментацию и позиционирование, инновационную деятельность, ценовое стимулирование продвижения продукции и услуг на рынке, исправление недостатков.

С другой стороны, предприятие получает возможность повысить: удовлетворенность потребителей; уровень приверженности потребителей производителю или марке; количество обслуживаемых целевых сегмен-

тов (покупателей); объемы продаж и прибыли; конкурентоспособность предприятия.

Использование данной концепции позволяет достаточно эффективно решить все указанные выше проблемы. Эффективное взаимодействие с потенциальными потребителями позволяет максимально точно определить требуемые параметры услуг, которые делают их конкурентоспособными, что позволяет повысить конкурентоспособность самой организации. При описании изменений состояний объекта в общем случае следует говорить именно о тенденциях. Для любых объектов, может быть не в одинаковой степени, но всегда можно констатировать действие неопределенных (неизвестных или случайных) факторов, как внешних, так и внутренних. Их совместное действие проявляется, в частности, в том, что в отдельные периоды оценки состояния могут нарастать, в другие периоды - снижаться. В общем случае могут иметь место более или менее выраженные колебания значений около центральной линии, выражающей тенденцию изменений состояния объекта. Если тенденция не проявляется на фоне колебаний или измеренные значения оценок постоянны в течение периода наблюдений, то, как было отмечено, нет оснований говорить о развитии данного объекта на рассматриваемом интервале времени.

Существенным при анализе динамики процесса смены состояний объекта является выбор периода наблюдения, который должен быть адекватным как свойствам объекта, так и целям субъекта. Другими словами, при анализе следует установить для рассматриваемого объекта и принятых показателей его состояния характерные временные интервалы, относительно которых следует идентифицировать процессы развития. Так, например, в экономической теории при исследовании влияния различных факторов производства принято выделять краткосрочные и долгосрочные периоды. Представляется понятной связь характерных периодов времени с классами инноваций, предопределяющих экономическое развитие. Отметим также глубинную связь теории развития с идеями цикличности экономических процессов и инновационными циклами Й. Шумпетера [см.: 6].

Если говорить именно о влиянии инновационной составляющей на конкурентоспособность организации, то ожидаемые результаты внедрения, как правило, обнаруживаются не сразу, а лишь по прошествии определенного времени. Поэтому для выработки суждения об его эффективности необходим достаточно продолжительный период наблюдения. Очевидным примером является инновационная сфера, где период времени с момента внедрения инновации до получения экономического эффекта может быть весьма продолжительным.

Таким образом, развитие инновационной составляющей в комплексе факторов конкурентоспособности -процесс относительный, идентифицируемый субъектом в установленной им системе целей, критериев и экспертных оценок на характерных интервалах времени.

Примером управляемого развития, которое, по сути, и является целью внедрения инноваций, может служить искусственный отбор в деятельности экономической системы, в том числе выбор стратегических альтернатив развития организации.

Анализ теорий экономического развития показывает ведущую роль инноваций в этом процессе, непосред-

ственную связь экономического и инновационного развития. Одновременно обнаруживается и чрезвычайная сложность процесса экономического развития как объекта анализа и управления.

Если говорить о перспективах разработки и развития конкурентной стратегии организации в части повышения качества товаров и услуг, то основную роль при этом, по нашему мнению, играет эффективность внедренной СМК, через которую реализуется стратегия качества. Существует ряд методов определения эффективности функционирования СМК, а следовательно, анализа необходимости разработки и внедрения стратегии качества. Например, с этой целью может быть использована концепция Balanced Scorecard (BSC) - сбалансированная система показателей (ССП), - представляющая собой современную технологию оценки. Система была разработана в 1990 г., когда Norlan Norton Institute, являющийся исследовательским центром аудиторско-консал-тинговой компании KPMG, приступил к изучению вопроса эффективности управления, а также поиску возможностей и инструментов, обеспечивающих ее повышение. Данное исследование - «Измерение эффективности организации будущего» - ставило основной своей целью поиск новых, альтернативных методов измерения эффективности, базирующихся на нефинансовых показателях [5]. В качестве основной гипотезы проекта был выбран тезис о том, что базирование методики оценки эффективности деятельности предприятия исключительно на финансовых показателях не обеспечивает роста будущей экономической ценности организации.

По нашему мнению, целесообразно выделить следующие основные мероприятия по совершенствованию инновационной активности.

1. Разработка в случае ее отсутствия в крупной или средней организации концепции интеллектуальной единой активно-адаптивной сети.

Концептуальное проектирование подобной системы должно базироваться на ключевых ценностях клиенто-ориентированности и социальной направленности и обеспечивать:

• достаточность товаров и услуг надлежащего качества;

• допустимость (технологическую и социально-экологическую) совместной работы как российских, так и иностранных партнеров;

• доступность предоставления услуг в соответствии с экономически обоснованным спросом;

• надежность - обеспечение противодействия физическим и информационным воздействиям на сеть [4, с. 160];

• обеспечение условий самовосстанавливаемости сети после аварийных отключений;

• экономичность - оптимизацию использования имеющихся активов;

• эффективность - снижение затрат и потерь на организацию процесса реализации услуг;

• в случае воздействия на окружающую среду - эко-логичность: обеспечение снижения любого вида воздействий;

• безопасность - участие в обеспечении информационной безопасности, недопущение ущерба окружающей среде, населению, персоналу.

2. Непрерывная разработка и испытание новых технологий.

Разработка комплексных пилотных инновационных проектов включает:

• отработку новых технологий на ограниченной территории с акцентом на решение актуальных проблем, определенных в рамках территории или региона;

• демонстрацию преимуществ и эффектов новых технологий, необходимых для инновационного развития страны в целом.

На основании проведенного научного исследования можно сделать следующие выводы. Основные структурные составляющие в обеспечении конкурентоспособности являются важной базой построения стратегических планов, связанных с развитием инновационных процессов, модернизацией отраслей народного хозяйства и повышением качества предоставляемых услуг.

Под инновациями следует понимать результат внедрения принципиально нового интеллектуального решения в разработку и получение услуги, товара или процесса, которые ранее не использовали данное решение, с целью получения добавленной ценности по сравнению с предыдущим периодом (когда новое решение не использовалось).

Результаты проведенного анализа позволяют выделить ряд направлений для совершенствования инновационной составляющей в обеспечении конкурентоспособности современной организации, а именно:

- укрепление международных связей, в том числе с зарубежными партнерами, с целью контроля и развития собственной доли рынка;

- дальнейшее внедрение самых современных инновационных технологий;

- реализация мер по поддержке свободной конкуренции на данном рыночной сегменте, что представляется нам в настоящее время наиболее сложной и труднореализуемой задачей.

Отметим, что если говорить об интеллектуальной структуре нашей страны, суть которой, на наш взгляд, во многом определяет состояние системы высшего образования, то опубликованный в начале 2015 г. отчет Министерства образования и науки об итогах мониторинга системы образования в соответствии с п. 3 ст. 97 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [11] подчеркивает

важность проведения оптимизационных мероприятий системы с учетом необходимости обеспечения достаточности ресурсов за счет внутренней оптимизации на основе развития инновационной составляющей. Что касается вузов, то это вызвано, в первую очередь, сокращением численности молодежи в возрасте 17 - 30 лет и снижением нагрузки на сеть вузов. В 2013 г., например, были приняты решения о реорганизации 23 образовательных учреждений и 116 филиалов.

В заключение следует отметить необходимость укрепления сотрудничества с зарубежными и ведущими отечественными организациями с целью использования опыта внедрения лучших инновационных практик, в том числе принципов бенчмаркинга, а также важность развития собственных исследований, включая стимулирование интеграции бизнеса, науки и образования.

1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии. 2008. № 2 (60).

2. Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Современные тенденции развития высшего образования в Европе // Научное обозрение. 2014. № 9 (2). С. 488 - 493.

3. Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Сравнительный анализ моделей систем качества, применяемых в вузах России // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2014. № 3 (129). С. 31 - 35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Стратегические основы управления качеством в вузах. СПб.: Культ-информ-пресс, 2015.

5. Гугелев А.В., Семченко А.А. Управление качеством в системе высшего образования США // Информационная безопасность регионов. 2014. № 3. С. 51 - 58.

6. Гугелев А.В., Терехин В.А. Сравнение требований к системам менеджмента качества, установленных стандартами России // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (41). С. 58 - 61.

7. Кирьяков А.Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (теоретико-методологический аспект). Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2000.

8. Семченко А.А. Организационно-экономические механизмы управления качеством в образовательных учреждениях. СПб.: Культ-информ-пресс, 2014.

9. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник. 2-е изд. М.: Эксмо, 2012.

10. ШумпетерЙ. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

[email protected] Марина Алексеевна Живаева,

аспирантка кафедры таможенного дела и правового регулирования ВЭД, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.45:664 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В статье рассматриваются трудности отечественных производителей, связанные с наложением запрета на импорт ряда продовольственных товаров из стран Европейского союза, США, Канады, Австралии и Норвегии. Выявлены возможные риски для отечественного производства: сложное финансовое положение отечественных сельхозтоваропроизводителей, потенциальный реэкспорт из стран Таможенного союза и стран СНГ, которые осуществляют торговую деятельность с Россией в режиме беспошлинной торговли, а также необоснованный рост цен на санкционный список товаров со стороны дружественных стран. Все это ослабляет конкурентоспособность и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.