на наш взгляд, направлений развития, среди которых особо выделяется необходимость повышения конкурентоспособности отечественного высшего образования на международном рынке образовательных услуг, а также развития собственной уникальной системы обеспечения качества, поддерживаемой на государственном уровне и отдельными вузами, что вполне достижимо даже в современных жестких конкурентных условиях.
1. Бонюшко H.A., Семченко A.A. Современные тенденции развития высшего образования в Европе // Научное обозрение. 2014. № 9 (2). С. 488 - 493.
2. Бонюшко H.A., Семченко A.A. Сравнительный анализ моделей систем качества, применяемых в вузах России // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2014. № 3 (129). С. 31 - 35.
3. Гугелев А.В., Семченко А.А. Управление качеством в системе высшего образования Японии // Информационная безопасность регионов. 2014. № 2 (15). С. 65 - 71.
4. Гугелев А.В., Семченко А.А. Управление качеством в системе высшего образования США // Информационная безопасность регионов. 2014. № 3. С. 51 - 58.
5. Семченко А.А. Организационно-экономические механизмы управления качеством в образовательных учреждениях. СПб.: Культ-информ-пресс, 2014.
6. Семченко А.А. Организационно-экономические принципы формирования глобального рынка образовательных услуг // Научное обозрение. 2014. № 3 С. 196 - 201.
7. URL: http://www.economy.gov.ru.
8. URL: https://www.statistik.at/web_en/statistics/index.html.
9. URL: https://www.statistik.at/web_en/statistics/education_cul-ture/formal education/universities studies/index.html.
^if [email protected] Людмила Андреевна Емельянова,
кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом,
УДК 339.137.2 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ КАК КОЛЛЕКТИВНЫХ СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье проведен теоретический анализ научной литературы по проблематике потенциала, ресурсов организации, которые, по мнению автора, лежат в основе конкурентных преимуществ компании, раскрыты сущностные аспекты конкурентных преимуществ коллективных субъектов профессиональной деятельности. Представлено авторское понимание конкурентных преимуществ производственных компаний как коллективных субъектов профессиональной деятельности, их структура. В работе выделены и раскрыты управленческие, профессиональные, стратегические, инновационные, мотивационные, адаптационные, социально-нравственные преимущества компаний. Обосновывается положение о том, что конкурентные преимущества производственных компаний составляют их нематериальные активы, которые позволяют выпускать качественную, востребованную потребителями продукцию и которыми надо управлять в целях повышения конкурентоспособности организаций на российском и международном уровнях.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, субъекты профессиональной деятельности, потенциал, ресурсы, инновации, стратегия, профессионализм.
L.A. Yemelyanova
COMPETITIVE ADVANTAGES OF ORGANIZATIONS AS COLLECTIVE SUBJECTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY
The paper presents a theoretical analysis of academic papers on the problems of potential and resources of organizations which, in author's opinion, form the basis of the company competitive advantage. The author discusses the essential aspects of the competitive advantage of collective subjects of professional activity, presents an original interpretation of the competitive advantages of manufacturing companies as collective subjects of professional activity and their structure. The paper identifies and studies managerial, professional, strategic, innovative, motivational, adaptational, social and moral advantages. The author states that competitive advantages of manufacturing companies are part of their intangible assets that enable them to produce goods that have high quality and are in demand; those assets should be managed in order to enhance the competitiveness of companies in national and international markets.
Keywords: competitive advantages, competitiveness, subjects of professional activity, potential, resources, innovation, strategy, professionalism.
Ежегодно в Швейцарии совместно с сетью партнерских организаций - ведущих исследовательских институтов и компаний - проводится Всемирный экономический форум (WEF), на котором определяется рейтинг конкурентоспособности стран мира. В исследовании ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index - GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index - BCI). GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира. Этими слагаемыми являются: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал.
Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2014 -2015 гг. возглавила Швейцария, которая занимает 1-е место уже шестой год подряд. 2-е место, как и в прошлом году, досталось Сингапуру. Соединенные Штаты улучшили свой рейтинг с 5-го до 3-го места и по-прежнему остаются мировым лидером в обеспечении инновационных продуктов и услуг. 4-е место занимает Финляндия, 5-е - Германия. Далее в десятке лидеров рейтинга: Япония (6-е место), Гонконг (7-е), Нидерланды (8-е), Великобритания (9-е) и Швеция (10-е).
Россия в 2014 г. поднялась в рейтинге с 64-го на 53-е место. К сильным сторонам российской экономики следует отнести высокую распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка. Ключевыми проблемами экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, недостаточный инновационный потенциал, неэффективную антимонопольную политику, слабую развитость финансового рынка, низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе. Все эти факторы препятствуют росту конкурентоспособности. Россия стоит на последнем месте в категории привлечения и удержания высококвалифицированных кадров. Это означает, что существует разрыв между запросами экономики и подготовкой кадров образовательной системой. Это может стать одной из главных проблем для инвесторов при создании новых производств.
Важным показателем конкурентоспособности стран является конкурентоспособность компаний. Промышленный сектор выступает основным фактором конкурентоспособности страны благодаря повышению производительности и развитию торговли, а также вкладу в инновации.
В рамках данной статьи конкурентоспособность компаний рассматривается как конкурентоспособность коллективных субъектов профессиональной деятельности. Конкурентоспособность субъекта профессиональной деятельности - это его преимущества перед конкурентами, а также предпочтения его результатов деятельности потребителями как субъектов потребления.
Изначально для обеспечения конкурентоспособности организации как коллективного субъекта профессиональной деятельности необходимо, чтобы она обладала конкурентоспособным потенциалом. Конкурентоспособность субъектов деятельности, как индивидуальных, так и коллективных, обладает свойством управляемости. Коллективным субъектом профессиональной деятельности выступает организация. Возможность управления конкурентоспособностью предприятия существует в отношении факторов внутренней среды предприятия, определяемых его ресурсами. Недостаток ресурсов, материальных и нематериальных, не позволяет организации успешно разрабатывать и реализо-вывать конкурентную стратегию даже при благоприятных внешних условиях. В рамках данной статьи категории «потенциал» и «ресурсы» автором рассматриваются как тождественные.
Ресурсы (потенциал) предприятия являются объектом анализа преимущественно в экономических, управленческих, психологических, социологических исследованиях. В большинстве научных работ термин «потенциал» используется как синоним термина «ресурсы» или «возможности» (например, «эстетический потенциал», «экономический и производственный потенциал», «потенциал науки», «потенциал развития» и т.д.). Под ресурсами обычно понимаются «средства, запасы, возможности, источники чего-либо (например, природные ресурсы, экономические ресурсы)» [9]. Из определения видно, что семантически определение потенциала через ресурсы выглядит вполне оправданным: оба понятия по смыслу связаны с возможностями. В Большой советской энциклопедии дается следующее определение потенциала: «Потенциал - это средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для: достижения определенных целей; осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области». Термин «потенциал» (от лат. р^впИа) означает сила, источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели, возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Его общенаучное употребление своими корнями уходит в философию Аристотеля. Ученые обращаются к данной терминологии при оценке разных аспектов деятельности (стратегических, финансово-экономических, социальных, организационно-управленческих и других), прогнозировании тенденций развития, внедрения инноваций. В работах специалистов по управлению используются понятия производственного, стратегического, инновационного, статического, динамического, предпринимательского потенциала. Трудовой потенциал - это ресурсная категория, включающая источники, средства, ресурсы труда для решения каких-либо задач и достижения целей и представляющая собой предельную величину возможного участия трудящихся в деятельности хозяйствующего субъекта [3, с. 27]. Важным итогом развития человеческого потенциала стало его исследование в социологии управления, отраженное в работах Н.М. Банкова [2]. В акмеологии исследуется рефлексивно-инновационный и творческий потенциал
человека и способы его развития (И.В. Байер, Н.В. Васина, A.A. Деркач, С.Н. Маслов, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, В.Н. Толмачев). Наиболее часто обращаются к понятию «потенциал» отечественные психологи, изучающие способности (Т.И. Артемьева, В.Г. Асеев) и мотивацию (И.А. Джидарьян).
В настоящее время термин потенциал в различных сочетаниях используется широко. В экономических дисциплинах более всего разработано понятие « трудовой потенциал» применительно к работникам организации для целей управления персоналом. При этом под трудовым потенциалом работника понимается «совокупная способность физических и духовных свойств отдельного работника достигать в заданных условиях определенных результатов его производственной деятельности, с одной стороны, и способность совершенствоваться в процессе труда, решать новые задачи, возникающие в результате изменений в производстве -с другой» [7].
В менеджменте достаточно широкое распространение получила близкая по смыслу к потенциалу идея человеческих ресурсов применительно к социальным общностям, рассматривающая человека как целостное существо со своей историей, ценностями и перспективами. C.B. Хайниш определяет потенциал предприятия как совокупность и характеристику имеющихся на предприятии ресурсов всех видов, определяющую возможности его дальнейшего развития. Он выделяет следующие виды потенциала: имущественный, технико-технологический, товарно-рыночный, ресурсно-рыночный, научно-технический, кадровый и управленческий [5, с. 143]. Хайниш предлагает проводить анализ стратегического социально-экономического потенциала предприятия как совокупности характеристик внутренних и внешних ресурсов предприятия, определяющих возможность его функционирования в будущем.
Одним из основных препятствий может стать недостаточный управленческий потенциал высшего руководства в условиях большой степени неопределенности. А.П. Градов [5, с. 142] выделяет две основные составляющие потенциала предприятия - производственный и стратегический потенциал. Стратегический потенциал Е.А. Федорова [5] определяет как возможность достижения поставленных целей при максимально эффективном использовании имеющихся ресурсов, предельные возможности предприятия решать задачу достижения выбранной миссии и целей в тех или иных условиях внешней среды. Стратегический потенциал является основным управляемым объектом стратегического управления, характеризует способность достижения организацией стратегических целей, является гарантией долгосрочной стабильности и рыночного успеха предприятия.
В исследованиях западных специалистов потенциал, внутренние ресурсы и внешние возможности рассматриваются с точки зрения возможности повышения конкурентоспособности и усиления стратегической позиции фирмы. Так, И. Ансофф [1] устанавливает взаимосвязь между ресурсами, существующей конкурентоспособностью, настоящими и возможными стратегиями и внешними возможностями фирмы и определяет условия, при которых необходима диверсификация. В предложенной И. Ансоффом концепции потенциала особенно важным
является системный подход: исследуются внутренние характеристики организации и их взаимосвязь, с учетом разной степени неопределенности внешней среды, анализируется влияние отдельных характеристик на стратегическое поведение фирмы. Важнейшей составляющей функционального потенциала И. Ансофф считает управленческий потенциал, выражающийся в объеме работы, с которым может справиться общее руководство [1]. Таким образом, практически все исследователи отмечают, что высокая эффективность деятельности организации, ее конкурентоспособность зависят от состояния различных видов ресурсов предприятия и адекватной оценки обеспеченности ими до начала и в процессе деятельности.
Традиционно принято дифференцировать ресурсы на материальные и нематериальные, которые выражены в знаниях, предметах, вещах, деньгах и т.п. Человек, персонал организации являются основным конкурентным преимуществом организации. Ресурсами владеют, их используют, а персонал нужно подвигать к достижению успеха за счет формирования и реализации эффективной системы мотивации и стимулирования.
Недостаток ресурсов не позволяет коллективному субъекту профессиональной деятельности успешно разрабатывать и реализовывать конкурентную стратегию.
В рамках данной статьи под потенциалом организации как коллективного субъекта профессиональной деятельности понимается совокупность ее ресурсов, эффективность использования которой определяет конкурентоспособность организации и становится ее конкурентным преимуществом. Потенциал организации играет главную роль в повышении конкурентоспособности организации как коллективного субъекта профессиональной деятельности, так как только внутренние ресурсы, их соответствие условиям и тенденциям изменения внешней среды могут обеспечить успешность реализации конкурентной стратегии. Имеющийся потенциал организации и его эффективная реализация, обеспечивающие конкурентоспособность организации, в рамках данной работы определяется как «конкурентные преимущества». Конкурентные преимущества организации - это те ее характеристики, которые создают для организации превосходство над своими конкурентами и способствуют повышению конкурентоспособности. Конкурентными преимуществами является совокупность ресурсов организации, эффективно реализуемых управленческой командой в целях повышения конкурентоспособности. Конкурентные преимущества формируются многочисленными внутренними факторами: эффективным менеджментом и производством; профессионализмом всего персонала; стратегией сотрудничества; эффективной системой мотивации сотрудников и т.д. Конкурентное преимущество может быть внешним, если основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для потребителя, наиболее полно удовлетворяя его потребности. Внешнее конкурентное преимущество увеличивает силу предприятия за счет имиджа организации. В современных условиях конкурентным преимуществом являются управленческие команды, успешно адаптирующиеся к внешней среде, эффективно реализующие потенциал организации в целях достижения и повышения конкурентоспособности.
По мнению автора, конкурентное преимущество уникально и недоступно для большинства конкурентов отрасли. Если данное конкурентное преимущество доступно всем конкурирующим организациям отрасли, то оно становится не уникальным, а необходимым инструментом ведения бизнеса. Так, например, качество продукции является одной из ее важнейших характеристик. Однако с появлением и распространением технологий менеджмента качества, организации уже не могут использовать его в качестве источника конкурентного преимущества, а рассматривают как обязательный атрибут функционирования на рынке. В данном контексте важную роль играет феномен коммерческой тайны. Можно говорить о различных стратегических подходах к обеспечению информационной безопасности организации. Менеджмент предприятия должен находить тот оптимум, который обеспечивает информационную безопасность, при этом не превращая организацию в «военизированный лагерь», что может отрицательно сказаться на психологическом климате и на каждом отдельном сотруднике. Конструктивный подход к решению этой задачи видится в концепции коллективной или корпоративной идентификации.
Второй необходимой характеристикой конкурентного преимущества организации является ее значимость. Конкурентное преимущество организации должно создать особую ценность для своих потребителей, тем самым обеспечивая конкурентоспособность организации. Наличие ресурсов, не позволяющих сделать это, несет в себе мало смысла и, кроме того, может потребовать от организации дополнительных неоправданных расходов на их содержание.
Таким образом, конкурентоспособная производственная организация как коллективный субъект профессиональной деятельности есть организация, которая имеет конкурентные преимущества в сравнении с другими организациями-конкурентами, благодаря управленческому, профессиональному, стратегическому, инновационному, мотивационному, адаптационному, социально-нравственному ресурсам, способна выдерживать конкуренцию, преодолевать препятствия, добиваться успеха в организационной деятельности.
Адаптационный потенциал - это возможности персонала организации не только адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней ее среды, приобретая новые необходимые знания и умения под изменяющиеся требования организации, но и прогнозировать их, поддерживать деятельность производственной организации на высоком уровне и обеспечивать конкурентоспособность. Неадаптируемая к современным изменяющимся условиям и требованиям внешней и внутренней среды, но имеющая хороший потенциал организация не является показателем конкурентоспособности. К адаптационному ресурсу относится такой ресурс организации, который соответствует изменяющимся внутренним и внешним условиям деятельности, поддерживает деятельность организации на высоком профессиональном уровне и обеспечивает ее конкурентоспособность.
Управленческий потенциал рассматривается как максимальная возможность менеджмента реализовы-вать свои управленческие функции в целях обеспечения конкурентоспособности организации. Управленческий
потенциал выражен в управленческой команде, осуществляющей руководство производственной организацией, и содержит профессиональную компетентность менеджеров, включающую профессиональные знания, умения, качества, способствующие эффективной реализации функций менеджмента. Управленческий потенциал включает также лидерство, способность разрабатывать и реализовывать конкурентные стратегии и долгосрочные цели организации, мотивацию себя и персонала на достижение высоких результатов и организационных целей; личностный потенциал (уверенность в достижении успеха, адекватная самооценка, активность, высокая работоспособность), коммуникативную компетентность. Управленческий потенциал характеризует менеджеров как специалистов с точки зрения их профессионализма, в этой связи его (управленческий потенциал) можно рассматривать как профессиональный в зависимости от контекста.
К профессиональному ресурсу автор относит: профессионализм управленческой команды и всего персонала организации. Профессионализм включает профессиональные знания, умения, опыт, а также профессионально важные качества личности сотрудников, способствующие эффективной деятельности и повышению конкурентоспособности организации. Профессиональный потенциал персонала - это возможности персонала достигать высоких результатов деятельности в условиях конкуренции, что предполагает его высокий профессионализм.
Конкурентоспособной организацией можно назвать востребованную, отвечающую современным реалиям производственную организацию. Можно выделить следующие основные параметры эффективности деятельности: производительность, характеризуемая количеством продукции в единицу времени или скоростью выполнения тех или иных действий; качество как соответствие результата деятельности необходимым требованиям; надежность, определяемая с качественной стороны как способность выполнять требуемые функции в определенный интервал времени, а с количественной - как вероятность выполнения этих функций в течение заданного времени и в заданных условиях. Высокий результат деятельности персонала определяется качеством выпускаемой продукции как конечным результатом (продуктом) их деятельности. Качество продукции рассматривается как соответствие его ожиданиям потребителей. Производительность - это необходимое количество выпускаемой продукции для удовлетворения нужд потребителей в заданный отрезок времени. Высокий результат деятельности персонала определяется его профессионализмом. Профессиональный потенциал персонала включает профессиональные знания, умения, опыт, а также личностные характеристики, способствующие достижению высоких результатов деятельности.
Мотивационный потенциал - это эффективная моти-вационная система персонала, способствующая достижению высоких результатов деятельности и максимальной реализации профессионального потенциала в целях повышения конкурентоспособности организации.
В качестве одного из наиболее важных показателей конкурентоспособности стран выступает инновационный потенциал, который является важнейшим конкурентным
преимуществом производственной компании. Инновационный потенциал - это готовность организации к различным нововведениям в соответствии с изменяющимися условиями ее деятельности. Производственным организациям необходимы позволяющие им успешно конкурировать на различных рынках новые подходы. Производственные компании могут открывать новые возможности и перспективы при условии, если определят тенденции изменений в промышленном секторе, в первую очередь интенсивное развитие новых технологий. В современных условиях в большом разнообразии появляются новые материалы и технологические процессы, изменяются подходы к разработке и выпуску новой продукции. На современном этапе производственные организации применяют такие методы обработки больших объемов информации и аналитические методы, которые позволяют совершенствовать процессы приобретения знаний о потребителях, мониторинге потоков продукции и т.п. Развитие нанотехнологий, методов высокоточного моделирования и 30-печати способствует совершенствованию подходов к планированию производства и формированию стратегии развития. Высокая адаптируемость персонала организации к изменениям формирует возможность внедрения необходимых новаций.
Социально-нравственный потенциал организации выражен в возможности организации выпускать экологически безвредную продукцию, вести добросовестную конкурентную борьбу, основанную на профессионализме персонала и высоких результатахдеятельности, высоких нравственно-этических принципах поведения, реализуя стратегию сотрудничества в организации и внешней ее среде. Этика конкурентоспособности, разделяемая большинством, носит преимущественно конвенциональный характер. Нравственное значение деятельности и поступков она определяет в зависимости от общественно значимых результатов, к которым приводят деятельность и поступки - прямо или косвенно. Важнейшим условием обретения конкурентоспособности морального статуса является ориентация коллективного субъекта профессиональной деятельности на общественный интерес, на свой успех с нравственными ценностями. Важен не успех в конкуренции сам по себе, но то, относительно чего и какими средствами он достигнут. Этические ценности включаются в мотивацию достижения успеха двумя основными способами: 1) путем определения потребностей потребителей для максимального удовлетворения, в том числе и своих собственных, что усиливает мотивацию достижения успеха; 2) путем определения источников, средств удовлетворения. Конкурентоспособность коллективных субъектов профессиональной деятельности предполагает использование нравственных средств ее достижения. Конкурентоспособность - это то, что является лучшим в первую очередь с нравственной, гуманной точки зрения. Честность, порядочность, ориентация на сотрудничество, взаимопомощь, признание другого - это те качества, которые являются основой высокой профессиональной культуры, без которых невозможна конкурентоспособность субъекта профессиональной деятельности.
В данном контексте можно говорить о социокультурном потенциале организации, выраженном в необходимости и возможности выпускать экологически безвредную продукцию, предполагающем культуру качества профессиональной деятельности, основанную на высоком профессионализме, культуру сотрудничества, культуру поведения, т.е. высокие нравственно-ценностные нормы, что способствует формированию позитивного имиджа коллективного субъекта профессиональной деятельности.
Стратегический потенциал выражен в возможности управленческой команды и ключевых специалистов организации разработки эффективной конкурентной стратегии и ее продуктивной реализации.
Все вышеназванные виды потенциала тесно взаимосвязаны, составляют конкурентоспособный потенциал организации, эффективная реализация которого приведет к ее конкурентным преимуществам.
Интегративным показателем конкурентоспособности производственной организации является конкурентоспособный потенциал, формирующийся на основе стратегического, мотивационного, профессионального, инновационного, адаптационного, управленческого, социально-нравственного потенциалов. Их можно объединить в группу нематериальных активов организации. Конкурентоспособный потенциал имеет свойство качественно и количественно изменяться. Количественно - значит приобретать характеристики достаточности или недостаточности, наличия или отсутствия его. Качественно - значит соответствовать его возможности обеспечения конкурентоспособности организации. Следовательно, возникает необходимость повышать конкурентоспособность организации, что представляется возможным за счет развития персонала и его адаптации к изменяющимся условиям. Качественные характеристики также имеют тенденцию изменяться, следовательно, необходимо управлять изменениями в целях соответствия их требованиям ситуации. Необходим тот уровень потенциала организации, который бы обеспечивал производство качественной продукции, а соответственно, ее востребованность на рынке и конкурентоспособность организации.
1. Ансофф И. Стратегическое управление / сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
2. Банков Н.М. Кадровый потенциал органов государственной власти и муниципального управления (социологический анализ): дис. ... д-ра социол. наук. М., 2002.
3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 1999.
4. Доброе Г.М. Потенциал науки. Киев, 1969.
5. Емельянова Л.А. Концепция конкуренции и конкурентоспособности коллективных субъектов деятельности: социально-психологический подход. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2013.
6. Кропоткин П. Взаимная помощь среди животных и людей как фактор эволюции / пер. с англ. В.П. Батуринского. Петербург; Москва, 1922.
7. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: учебник. М.: Фин-статинформ, 1997.
8. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003.
9. Словарь иностранных слов. М., 1979.