Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 5 (2), с. 61-66
УДК 630.64
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2011 г. И.Б. Данилова 1, Н.А. Манакин 2
1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
2 Нижегородский филиал Института бизнеса и политики
mcigre@yandex.ru
Поступила в редакцию 30.05.2011
Рассматриваются современные тенденции в лесопользовании на территории Нижегородской области, Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 гг. Проведен анализ реализации данной концепции на территории Нижегородской области.
Ключевые слова: лесопользование, Концепция развития лесного хозяйства РФ, государственное управление лесами, воспроизводство лесов, комплексное использование лесных ресурсов, лесничества, лесопарки.
Леса России являются одним из важнейших природных ресурсов страны. Особенность лесов состоит в том, что они в отличие от многих других природных ресурсов являются возобновляемыми, что позволяет организовать их неисто-щительное использование.
Лесные экосистемы, являющиеся основным компонентом природной среды, обеспечивают естественное регулирование большинства протекающих в экологической системе Земли процессов, что предопределяет необходимость максимального сохранения природных свойств лесов.
Леса занимают 70% территории России, запасы древесины составляют около 75 млрд кубометров.
При этом, хотя страна владеет почти четвертью мировых лесных ресурсов, на ее долю приходится чуть более 3 процентов вывозки древесины и столько же мировой лесной продукции. Расчетная лесосека используется менее чем на четверть. Лесной сектор дает России только 2.5% ВВП и 3.7% экспортной выручки.
Если объем промышленного прироста древесины составляет около 700 млн куб. метров в год, то утвержденная лесосека в лесах - около 500 млн куб. метров, а заготавливается лишь 120 млн куб. метров, т.е. менее 25 процентов от утвержденной лесосеки [1].
Данные показатели свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии лесного комплекса РФ. Поэтому в 2003 году распоряжением Правительства РФ от 18.01.2003 г. № 69-р была разработана Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 гг.
[2] (далее - Концепция). В Концепции отмечалось, что лесной сектор играет важную роль в экономике страны и имеет существенное значение для социально-экономического развития более чем 40 (из 83) субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленной продукции соответствующих регионов. В целом по Российской Федерации этот показатель составляет около 4 процентов.
Россия, имея самые большие в мире лесные ресурсы, значительно отстает в торговле продукцией глубокой переработки древесины от ведущих стран мира. В настоящее время потребление лесобумажной продукции в России находится на относительно низком уровне и в значительной мере зависит от степени деловой активности в смежных отраслях промышленности, а также на потребительском рынке. В структуре экспорта лесобумажной продукции России лесоматериалы круглые составляют более 32%, что свидетельствует прежде всего о несовершенной структуре производства и неразвитости химико-механической переработки древесины.
Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами являются: создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, то есть соблюдение требований непрерывного, рационального и неисто-щительного использования лесов; повышение доходов от использования лесных ресурсов; своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреацион-
ного, экологического потенциала и биологического разнообразия.
Реализация Концепции предусматривалась в два этапа.
На первом этапе (2007 год) в Российской Федерации должна была быть сформирована система лесных отношений и управления лесами на принципиально новой правовой и организационной основе функционирования, характеризующаяся дальнейшей децентрализацией управления лесами и повышением ответственности лесопользователей за сохранение и устойчивое развитие лесов, в том числе путем:
- передачи осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
- передачи в собственность субъектов Российской Федерации имущества лесхозов и территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства;
- формирования в субъектах Российской Федерации уполномоченных органов исполнительной власти, осуществляющих переданные полномочия;
- создания новых территориальных единиц управления лесами - лесничеств и лесопарков.
На втором этапе (2008-2010 годы) необходимо было осуществить планомерное развитие лесного хозяйства на основе новой системы государственного управления лесами, внедрения достижений науки и техники, широкого использования геоинформационных систем и технологий (ГИС-технологий) для обеспечения интенсивного, комплексного использования лесных ресурсов при сохранении экологического и генетического потенциала лесов России.
Среди 40 вышеупомянутых субъектов РФ, у которых лесная промышленность является важным сектором экономики, находится Нижегородская область.
В связи с этим в настоящей статье проанализировано, насколько успешно реализована данная Концепция на территории Нижегородской области.
Общая площадь земель лесного фонда Нижегородской области на 1 января 2011 года составила 3805.6 тыс. га.
В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.10.2009 г. № 410 «Об определении количества лесничеств на территории Нижегородской области и установлении их границ» на землях лесного фонда Нижегородской области действуют 36 районных (межрайонных) лесничеств - территори-
альных единиц в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Лесистость территории Нижегородской области составляет в среднем 46.8%, однако в пределах области леса распределены крайне неравномерно.
Все леса лесного фонда Нижегородской области по целевому назначению и выполняемым функциям разделены на защитные (27.8%) и эксплуатационные (72.2%).
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки при условии сохранения полезных функций лесов.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Площадь покрытых лесной растительностью земель лесного фонда составляет 3440.3 тыс. га, из них 99.9% - земли лесов основных лесообразующих пород. Площадь земель, покрытых кустарниками и прочими древесными породами, незначительна и составляет всего 0.1%.
Состав лесов Нижегородской области характеризуется определенным соотношением хвойных, твердо- и мягколиственных пород. Около половины площади лесов занимают хвойные насаждения (47.7%), основная часть которых представлена сосновыми породами (81.5%). Площадь мягколиственных древостоев составляет 49.8% площади основных лесообразующих пород. В структуре мягколиственных насаждений преобладают березняки (75.7%), доля осины составляет 16.7%, липы - 3.2%, ольхи черной - 3.4%.
Общий запас древесины на землях лесного фонда Нижегородской области в 2010 г. составил 543.6 млн куб. м. Согласно утвержденным лесохозяйственным регламентам лесничеств, установленный ежегодный объем заготовки древесины составляет 7594.3 тыс. куб. м, в т.ч. по хвойному хозяйству 2687.5 тыс. куб. м [3].
В 2010 г. на территории области заготовлено
3 млн 689 тыс. куб. м. древесины - 50% от установленного объема пользования. В 2009 г. лесопользователями заготовлено 2828.4 тыс. куб. м, в 2008 г. - 2647.1 тыс. куб. м, а 2007 г. -
2881.7 тыс. куб. м древесины [4]. Таким образом, мы видим, что и в предшествующие годы объем лесопользования не превышал 50% установленного.
Анализ структуры заготовителей древесины показал, что основным из них являются арендаторы (в 2010 г. ими было заготовлено 1687.2 тыс. куб. м древесины).
По итогам 2010 года в аренду передано уже
2148.7 тыс. га лесных участков (общая площадь эксплуатационных лесов составляет 2746.4 тыс. га) с установленным годовым объемом заготовки древесины более 4.2 млн куб. м, при этом заявленный объем пользования по договорам аренды составил только 2.1 млн куб. м, т.е. 50% от установленного объема пользования. В чем же причина сложившейся ситуации? Основной причиной, на наш взгляд, является несоответствие имеющихся в регионе мощностей по переработке древесины тому количеству древесины, которое могло бы быть заготовлено в Нижегородской области.
Анализ экономической деятельности предприятий, использующих в качестве сырья древесину, показал, что в целом в период с 2004-го по 2007 год имел место рост производства продукции из древесины в Нижегородской области (в 2008 г. произошел резкий спад производства по всем видам продукции, мы это связываем с экономическим кризисом). По нашим подсчетам, на территории области в 2007 г. было переработано около 1366 тыс. куб. м древесины, что составляет около 20% от общего объема расчетной лесосеки, причем в основном сырьем служила древесина хвойных пород. Показателен и тот факт, что средняя численность работников организаций, осуществлявших обработку древесины за период с 2005-го по 2008 год, постоянно (пусть незначительно) сокращался [5].
Действующее законодательство не предусматривает как для физических, так и для юридических лиц, участвующих в аукционах на право заключения договора аренды лесных участков для заготовки древесины, такого необходимого условия, как наличие лесоперерабатывающих мощностей. Следствием чего и является сложившаяся ситуация.
На начало 2011 г. заключено 627 договоров аренды лесных участков, в том числе 201 договор в целях заготовки древесины, 204 договора в целях осуществления рекреационной деятельности, 54 договора для ведения охотничьего хозяйства, 88 договоров для строительства и эксплуатации линейных объектов, 38 для заготовки живицы, прочие виды использования -102 договора.
Динамика заключения договоров аренды лесных участков в целях заготовки древесины свидетельствует о том, что в ближайшие несколько лет (3-4 года) практически вся площадь
эксплуатационных лесов в Нижегородской области будет передана в аренду, но данное обстоятельство, по нашему мнению, приведя к общему увеличению объема лесозаготовок, не решит полностью проблему вырубки расчетной лесосеки. Так же остро будет стоять вопрос о вырубке мягколиственных древостоев, так как в их составе доля деловых сортиментов, пригодных для лесопиления, не превышает 30%.
Поэтому предлагается внести изменения в действующее законодательство, предусмотрев для лиц, участвующих в аукционах на право заключения договора аренды лесных участков для заготовки древесины, либо наличие лесоперерабатывающих мощностей, использующих в качестве сырья технологическую древесину, либо предоставление реальных доказательств сбыта технологической древесины на период аренды лесных участков. Предусмотреть в договоре аренды лесных участков для заготовки древесины возможность расторжения его в одностороннем порядке, если арендатор систематически не вырубает определенный процент расчетной лесосеки на арендованном участке.
Леса Нижегородской области, как и большинство лесов нашей страны, несут существенные потери от пожаров, болезней и вредителей леса.
На территории Нижегородской области с начала пожароопасного сезона 2010 года зарегистрировано 1278 лесных пожаров, площадь, пройденная огнём, составила 171 050 га. Средняя площадь одного пожара составила 133.8 га. Оперативность реагирования на лесные пожары в 2010 г. составила 69.6% (к примеру, в
2009 году - 87%, 2008-м - 86%).
На территориях, переданных в аренду, возникло 436 лесных пожара, площадь, пройденная пожарами, составила 101 809.0 га (59.5% от площади лесных пожаров по области в целом). Средняя площадь одного пожара на арендованной территории 24.8 га.
Основная причина возникновения лесных пожаров в нашем регионе - это неосторожное обращение граждан с огнём: 1091 случай
(85.4%).
Ущерб, причиненный лесному хозяйству Нижегородской области лесными пожарами, в
2010 г. составил 4 492.34 млн руб., в том числе затраты на тушение лесных пожаров составили 162.95 млн руб.
Следует отметить, что на территории Нижегородской области осуществляется комплекс организационных, технических, правовых и других мер, направленных на предотвращение, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров.
Правительством Нижегородской области принято распоряжение № 428-р от 12 марта 2010 года «О мерах по охране лесов и торфяников Нижегородской области от пожаров в
2010 году», которым определены конкретные задачи структурам, участвующим в предупреждении возникновения лесных пожаров, ограничении распространения лесных пожаров, а также по организационно-техническим мероприятиям.
Заключены соглашения о взаимодействии по предупреждению возникновения и организации тушения лесных пожаров на территории лесного фонда Нижегородской области с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, Горьковской железной дорогой - филиалом ОАО «РЖД», ГОУ СПО «Краснобаков-ский лесхоз-техникум» и другими предприятиями и организациями.
С Нижегородским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями заключен контракт по предоставлению специализированной метеорологической информации.
С целью недопущения возникновения лесных пожаров и их своевременного обнаружения министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области проведен аукцион на оказание услуг по авиационному патрулированию лесов двумя самолетами АН-2, в объёме 450 лётных часов.
В целях автоматического детектирования (определения) лесных пожаров по спутниковым данным, сбора дополнительной информации (метеоданные, данные о регистрации молниевых разрядов и т.д.) на территории области используется информационная система дистанционного мониторинга (ИСДМ) - Рослесхоз.
В рамках реализации областной целевой программы охраны, защиты и воспроизводства лесов на период 2009-2012 гг., в двух (из 36) лесничествах организована система дистанционного обнаружения лесных пожаров с помощью камер видеонаблюдения, установленных на телекоммуникационных вышках операторов сотовой связи.
Заключено 105 государственных контрактов с государственными лесохозяйственными предприятиями и сельскохозяйственными предприятиями на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, которыми предусмотрено создание и содержание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров.
Исходя из сложившейся ситуации, следует отметить, что принимаемые меры явно недостаточны. Концепция требовала широкого внедре-
ния достижений науки и техники, поэтому предлагается:
- во-первых, на всей территории региона расширить систему дистанционного обнаружения лесных пожаров с помощью камер видеонаблюдения, установленных на телекоммуникационных вышках операторов сотовой связи, что позволит более оперативно реагировать на лесные пожары;
- во-вторых, ужесточить меры юридической ответственности лиц, виновных в возникновении лесных пожаров.
Эксплуатация лесных ресурсов приводит в Нижегородской области к сокращению покрытых лесом площадей и изменению породного состава не в лучшую сторону. Чтобы сохранить и приумножить лесной фонд, необходимо проводить комплекс лесовосстановительных мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, повышение их продуктивности и качества.
В 2010 году лесовосстановительные работы в лесном фонде области проведены на площади 8.3 тыс. га, из них на площади 4.5 тыс. га - посадкой леса, на площади 3.1 тыс. га - содействием естественному возобновлению леса и на площади 0.7 тыс. га проведено комбинированное лесовосстановление.
Из общего объема только на площади 156 га проведена посадка леса улучшенным посадочным материалом, выращенным из улучшенных семян, собранных с лесосеменных плантаций.
С целью сокращения не покрытых лесом земель, объем лесовосстановительных работ в лесном фонде области в 2010 году по сравнению с 2006 годом увеличился на 46.4%, или на 2.6 тыс. га, в том числе объем посадки леса увеличился на 1.4 тыс. га, или на 47.1%.
С введением нового Лесного кодекса значительно возросла роль арендаторов лесных участков в проведении лесовосстановительных работ.
Если в 2006 году арендаторами лесных участков лесные культуры были созданы на площади менее 100 га, в 2007 году - уже на площади 1131 га, то в 2010 году этот объем возрос до 2.4 тыс. га.
Для обеспечения посадочным материалом арендаторов лесных участков и исполнителей государственных контрактов для проведения лесовосстановительных работ на базе ГУ НО «Семеновский спецсемлесхоз» создано специализированное предприятие по выращиванию посадочного материала из семян с улучшенными наследственными свойствами, собранных с лесосеменных плантаций. Имеется тепличный
комплекс общей площадью 1 . 94 га, постоянный питомник на площади 21 . 0 га, кроме того внедрена в производство технология выращивания посадочного материала с закрытой корневой системой. Семеновским спецсемлесхозом выращивается более половины всего посадочного материала области, а всего в лесных питомниках выращено в 2010 году - 11.4 млн шт. сеянцев. С целью получения гарантированного урожая семян с улучшенными наследственными свойствами и обеспечения лесовосстановительных работ посадочным материалом в области создана постоянная лесосеменная база на селекционной основе. На случай неурожайных лет в области создан фонд хвойных семян, которые хранятся на складе лесных семян. Созданная в области постоянная лесосеменная база и специализированное производство по выращиванию посадочного материала на базе Семеновского спецсемлесхоза дает возможность решать проблемы обеспечения лесохозяйственных предприятий и арендаторов лесных участков Нижегородской области селекционными семенами и посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами.
Статистические данные показывают, что в последние годы лесовосстановительные работы в лесном фонде области ведутся с учетом достижений науки и привлечением прогрессивных технологий лесовосстановления. Однако следует отметить, что в предшествующие годы эти темпы были явно недостаточными, поэтому в целях компенсации упущенного времени необходимо активизировать процесс лесовосстановления, что требует своевременного и достаточного финансирования этих мероприятий.
Подводя итоги всему вышеизложенному, отметим следующее.
1. По нашему мнению, развитие лесопользования на территории Нижегородской области осуществлялось в соответствии с принятой Концепцией развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 гг.
2. Проведенный нами анализ развития лесопользования на территории Нижегородской области показал, что не все положения данной Концепции реализованы в нашем регионе, в частности не в полном объеме решен вопрос многоплановой и глубокой переработки заготавливаемой древесины. В соответствии с этим предлагаем:
• внести изменения в действующее законодательство, предусмотрев для лиц, участвующих в аукционах на право заключения договора
аренды лесных участков для заготовки древесины, такое необходимое условие, как наличие лесоперерабатывающих мощностей, использующих в качестве сырья технологическую древесину, либо предоставление реальных доказательств сбыта технологической древесины на период аренды лесных участков;
• предусмотреть в договоре аренды лесных участков для заготовки древесины возможность расторжения его в одностороннем порядке, если арендатор систематически не вырубает определенный процент расчетной лесосеки на арендованном участке.
3. В Нижегородской области осуществляется комплекс мероприятий по охране и восстановлению лесных ресурсов. Однако статистические данные свидетельствуют о том, что предпринимаемых мер недостаточно для решения всех проблем в данной сфере, поэтому предлагаем:
• во-первых, на всей территории региона расширить систему дистанционного обнаружения лесных пожаров с помощью камер видеонаблюдения, установленных на телекоммуникационных вышках операторов сотовой связи, что позволит более оперативно реагировать на лесные пожары;
• во-вторых, ужесточить меры юридической ответственности лиц, виновных в возникновении лесных пожаров.
4. Рассмотрение содержания Концепции и действующего Лесного кодекса РФ позволило заметить, что в Концепции основной упор делается на заготовке и переработке древесины, а также на охране и защите лесов, при этом несколько общих фраз сказано о необходимости организации рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов, а также рационального использования земель лесного фонда, однако дальше этих общих высказываний Концепция не пошла. В то же время Лесной кодекс РФ (далее - Кодекс) предусматривает 15 видов специального лесопользования, причем список является открытым. Кодекс предусматривает возможность использования земель лесного фонда для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, создания лесных плантаций и их эксплуатации, выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений [6]. Считаем, что в новой Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации должны содержаться конкретные рекомендации по развитию указанных видов лесопользования в РФ.
Список литературы
1. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2010.
2. Распоряжение Правительства РФ от 18.01. 2003 г. № 69-р «О Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 гг.» // Собрание законодательства РФ. 27.01.2003. № 4. Ст. 364.
3. Отчет Департамента лесного хозяйства Нижегородской области за 2010 год.
4. Доклад «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Нижегородской области в 2009 году». Н. Новгород, 2010.
5. Нижегородская область, статистический ежегодник. Нижний Новгород, 2009.
6. Российская газета. 08.12.2006. № 277.
CURRENT TRENDS IN FOREST MANAGEMENT IN THE NIZHNI NOVGOROD REGION
I.B. Danilova, N.A. Manakin
We consider current trends in forest management in the Nizhni Novgorod region in accordance with «The Concept of Forestry Development of the Russian Federation for 2003-2010». The analysis of the implementation of this concept in the Nizhni Novgorod region is presented.
Keywords: forest management, «The Concept of Forestry Development of the Russian Federation», state forest management policy, reforestation, integrated use of forest resources, forestry, forest parks.