Научная статья на тему 'Маркетинговая стратегия развития лесного хозяйства'

Маркетинговая стратегия развития лесного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
520
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНАЯ ИНДУСТРИЯ / ЛЕСОНАРУШЕНИЯ / ЛЕСНАЯ МИЛИЦИЯ / ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / FOREST INDUSTRY / VIOLATION OFFORESTRY LEGISLATION / FOREST POLICE / WOOD PRODUCTION / INTERREGIONAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Малыхина А. И.

Лес является не только самым продуктивным природным комплексом и важнейшим экономическим ресурсом России, но и главным фактором регулирования и стабилизации окружающей среды. Комплексные проверки состояния лесной индустрии в российских регионах регулярно выявляют полный букет различных лесных нарушений. Создание экологически устойчивой (сбалансированой) экономики ставит новые требования к развитию лесного хозяйства. Осуществление хозяйственной деятельности в отраслях лесного природопользования должно быть нацелено прежде всего на максимальное сохранение его биологической продуктивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing strategy for forestry development

The forest is not only the most productive natural complex and important economic resources of Russia, but also the main factor in regulating and stabilizing the environment. Complete inspections of forest industry in the Russian regions regularly reveal a full bouquet of forest violations. A creation of the environmentally sustainable (balancing) economy creates new requirements for forestry development. An implementation of economic activity in sectors of forestry environmental management should be aimed primarily at the maximum preservation of its biological productivity.

Текст научной работы на тему «Маркетинговая стратегия развития лесного хозяйства»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2009

Экономика

Вып. 4(30)

Раздел I. Маркетинг

УДК 339.138:630 г , н , .„ , . с

Маркетинговая стратегия развития лесного

хозяйства . .-.Г'^.; '^-

А.И. Малыхина, д.э.н., профессор ^ ^^ , .

Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров, пр-т Октябрьский, 131

Электронный адрес: vgsha.econom@mail.ru - -.. . ,-„ ,

Лес является не только самым продуктивным природным комплексом и важнейшим экономическим ресурсом России, но и главным фактором регулирования и стабилизации окружающей среды. Комплексные проверки состояния лесной индустрии в российских регионах регулярно выявляют полный букет различных лесных нарушений. Создание экологически устойчивой (сбалансированой) экономики ставит новые требования к развитию лесного хозяйства. Осуществление хозяйственной деятельности в отраслях лесного природопользования должно быть нацелено прежде всего на максимальное сохранение его биологической продуктивности.

Ключевые слова: лесная индустрия, лесонарушения, лесная милиция, лесозаготовительный комплекс, межрегиональная интеграция.

Лес является не только самым продуктивным природным комплексом и важнейшим экономическим ресурсом России, но и главным фактором регулирования и стабилизации окружающей среды. Леса оказывают огромное воздействие на экологическое состояние природных комплексов в результате выполнения лесами таких биоэкологических функций, как регулирование и фильтрование водного стока, предотвращение эрозии почв, сохранение и повышение их плодородия, сохранение биологического разнообразия, обогащение атмосферы кислородом и связывание углерода, благоприятное влияние на формирование климата и предотвращение загрязнения воздушного бассейна. Одновременно леса выполняют важнейшие социально-экономические функции, обеспечивая спрос общества на лесные ресурсы всех видов, занятость значительных слоев населения, поступление в бюджеты всех уровней налоговых платежей и сборов.

В последние десятилетия Россия утратила лидирующие позиции в производстве древесины, поэтому на сегодняшний день вопрос развития ЛПК (лесопромышленного комплекса) стоит как никогда остро, что отражает актуальность

исследования социально-экономических проблем развития лесного хозяйства.

В 90-е гг. объемы деревообработки в России значительно снизились, при этом угрожающие масштабы приобрели

браконьерские вырубки. До сих пор с трудом поддаются измерению суммы, получаемые «черными лесорубами» за нелегально и неподконтрольно вырубаемый лес.

Комплексные проверки состояния лесной индустрии в российских регионах регулярно выявляют полный „букет" различных лесных нарушений и прямого криминала на уровне заготовки, транспортировки, реализации и экспорта древесины. К примеру, в Приморском крае в каждом вагоне, идущем на экспорт, неучтенный объем загрузки составлял от 4 до 20 куб. м. В регионах продолжается «порочная» практика мелкорозничной скупки леса у незаконных заготовителей. Имеются многочисленные нарушения в выдаче лесорубочных билетов и т.п. " .

Анализ результатов проверок позволил выделить перспективные направления работы профильных ведомств: -государственная инвентаризация и мониторинг лесопользования;

О А. И. Малыхина, 2009

А.И. Малыхша

-совершенствование лесного контроля и надзора;

-создание системы контроля и учета движения древесины; -развитие межведомственного Т взаимодействия; г-и», -совершенствование законодательства и правоприменительной практики.

При этом выявляемость лесонарушений остается крайне низкой. Главный дефект находится на стыке дистанционного мониторинга и фиксации нарушений на местах.

Надо отменить и крайне слабую реакцию даже на те нарушения, которые удается выявить в лесу. Взыскание с нарушителей сумм ущерба, уплаченных добровольно и присужденных судами, составляет 3,8% общей суммы ущерба. Уровень привлечения к административной ответственности - всего 14%. Такие показатели - прямое следствие отсутствия целенаправленной работы как на уровне местных администраций, так и в органах правопорядка.

Еще один аспект проблемы: в 2007 г. в следственные органы было передано 16,2 тыс. дел. Но только 11% из них повлекли за собой уголовную ответственность нарушителей.

В качестве позитивного факта можно отметить создание

специализированных подразделений лесной милиции в 15 субъектах РФ. Пока что эта система находится в зачаточном состоянии: общая численность лесных милиционеров на всю Россию - менее 600 человек. Но такая специализация, с точки зрения чиновников, верное и перспективное направление.

Крайне важен вопрос повышения ответственности за лесные

правонарушения. Дело здесь не только в ужесточении мер к нарушителям, но в повышении значимости лесонарушений в системе правоприменительной практики.

Таким образом, эффективность использования лесного фонда, систем государственного контроля за его состоянием остается на нецивилизованно низком уровне.

По поручению Первого заместителя Председателя Правительства РФ Виктора Зубкова, в Федеральном агентстве лесного хозяйства готовится проект Федерального закона о внесении изменений в Лесной кодекс РФ. Основное направление - противодействие незаконным рубкам и охрана лесов.

Предлагаемый законопроект

предусматривает внесение в Лесной кодекс самого понятия «незаконные рубки», определения и закрепления понятий «охрана лесов от незаконных рубок и других

нарушений лесного законодательства», «незаконно заготовленная древесина». Это касается и введения обязательного государственного учета заготовленной древесины, вывозимой с мест заготовки, и обеспечения лесничих табельным оружием и Т.д.

Потребности в продукции

лесопромышленного комплекса в России в настоящее время удовлетворить в полном объеме нет возможности из-за отсутствия или недостаточности производственных мощностей и их морального износа. Поэтому необходимо уделить самое пристальное внимание и такой экономической проблеме российского ЛПК, как недостаток инвестиций. Инвестиции в лесную отрасль России не превышают в настоящее время 1 млрд. дол. Об этом сообщил руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Валерий Рощупкин. Представитель ведомства отметил, что "инвестиции в отрасль должны составлять не менее 2-3 млрд. дол".

Важнейшим следствием недостатка инвестиций является низкая степень внутристрановой переработки

заготавливаемого сырья. Удовлетворение спроса в продукции глубокой переработки с высокими качественными показателями осуществляется за счет импорта. Поэтому основной задачей развития отрасли Правительство России определяет развитие современной производственной базы на территории страны.

Все стратегии развития российского ЛПК, разрабатываемые федеральными органами власти в последние годы, декларируют в качестве основной цели углубление переработки древесины с одновременным развитием и совершенствованием заготовительной деятельности. В перспективе предполагается практически прекратить вывоз круглого леса и довести уровень переработки древесины на территории страны до максимально возможных в сложившихся макро- и микроэкономических условиях показателей.

Развитие лесопромышленного

комплекса - одно из стратегических направлений подъема нашей экономики. Оно предусматривает рациональное использование лесных ресурсов через более полную загрузку мощностей деревообрабатывающих

предприятий, создание на их базе комплексов с законченным циклом работы от лесозаготовки до выпуска и реализации готовой продукции, увеличение доли продукции глубокой переработки.

Одна из проблем недополучения добавленной стоимости в лесном секторе -

дефицит качественных лесовозных дорог, особенно в районах перспективной лесосеки. Только за счет строительства таких дорог в условиях Кировской области можно снизить себестоимость лесозаготовок на 14,7%, если же брать лесной и лесопромышленный комплекс вместе, то эта величина превысит 22%.

Транспортная сеть лесозаготовительного комплекса области (прежде всего, лесовозных дорог) за период экономического спада пришла в плохое состояние и требует вложения инвестиций в сумме не менее 450 млн. руб. Значимость проблемы подтверждается высоким удельным весом транспортных затрат в стоимости продукции деревообработки: в целлюлозно-бумажном производстве - до 40%, в производстве мебели - до 20%, в других отраслях лесопромышленного комплекса -порядка 12-15%. Лесохозяйственные автомобильные дороги в основном грунтовые, что определяет сезонность их использования. Строительство лесовозных дорог

круглогодичного действия сможет оказать позитивное влияние на развитие лесоперерабатывающей промышленности. Решение проблемы видится в приоритетном предоставлении лесосечного фонда крупным инвесторам, обладающим возможностью восстановления и создания вновь необходимой сети лесовозных дорог, что позволит им в полной мере реализовать свои коммерческие интересы при долгосрочном использовании арендованного лесного фонда.

Транспортная сеть в России не везде развита как в техническом, так и в конфигурационном смысле

(существующая сеть не удовлетворяет потребностям потребителей). И в Кировской области задача интенсивного развития лесного комплекса как одного из немногих источников роста добавленной стоимости наталкивается на проблему нехватки лесных дорог.

Географическое положение Кировской области предопределило её тесное взаимодействие с соседними регионами, однако до настоящего времени область не имеет устойчивого выхода в Архангельскую и Вологодскую области, удалена от основных транспортных магистралей, что значительно сдерживает межрегиональные связи, снижает возможности организации поставок готовой продукции и подвоза сырья. Пять районов области не имеют устойчивой связи с областным центром. В области нет ни одного района, где все населенные пункты обеспечены автомобильными дорогами с твердым покрытием. 1753 населенных пункта, или около 48%, не связаны дорогами с твердым покрытием. Из-за отсутствия лесовозных дорог

круглогодичного действия в хозяйственный оборот ежегодно не вовлекается до 8 тыс. куб. м сырья, лесозаготовители находятся в прямой зависимости от погодных условий.

Серьезное влияние на развитие транспортной инфраструктуры окажет строительство автодороги Киров - Котлас -Архангельск, которая, кроме решения задач областного масштаба, позволит соединить порт Архангельск с южным маршрутом Северного транспортного коридора, а также дать выход к порту предприятиям Урала.

Заготовка древесины и ее переработка ограничивается неблагоприятным географии-ческим положением Кировской области, как в рамках глобальных, страновых и, даже, ПФО. К слабым сторонам положения области относится удаленность от международных рынков и международных аэропортов. Прямое международное воздушное сообщение является одним из важных факторов, влияющих на выбор иностранных инвесторов при наличии нескольких вариантов локализации инвестиций.

Имеющийся потенциал

межрегиональной интеграции, транзитного географического положения не используется. Область скорее смотрится изолированным тупиковым регионом. При этом наиболее естественная «специализация» региона -обслуживание более крупных и развитых регионов и, прежде всего, столичного (Москва + Московская область).

Рослесхоз в ближайшие годы планирует значительно увеличить федеральное финансирование на строительство сети лесных магистралей. Из российского инвестиционного фонда на эти цели планируется выделить 90 млрд. руб. Основная масса средств пойдет на компенсацию затрат арендаторов на строительство магистральных дорог, связанных с приоритетными

инвестиционными проектами. Строительство подъездных путей (усов и веток) к лесному участку, на котором непосредственно ведется лесозаготовка, арендаторы должны будут вести за свой счет. Согласован вопрос о возможности компенсации затрат арендаторов на строительство лесовозных дорог и лесовосстановительные работы. Специалисты Рослесхоза подсчитали, что в результате реализации такой программы заготовка наиболее востребованной в ЛПК хвойной древесины может вырасти на 200 млн. куб. м.

Руководители перерабатывающих

предприятий, лесхозов отмечают также кадровую проблему - не хватает квалифицированных рабочих, крайне остро стоит проблема пьянства. Кроме этого, необходимо совершенствовать профессио-

V- т

А. И. Малыхина

нальную подготовку и руководящих работников, и специалистов государственных учреждений в сфере лесопользования.

Длительное пребывание отрасли, как и всей экономики, в состоянии стагнации и спада обусловило значительный отток кадров из сферы лесозаготовок и деревообработки. Проблема будет решаться путём внедрения высокомеханизированных и автоматизированных технологий в заготовку и переработку древесины, повышения производительности труда в результате внедрения инноваций в менеджмент и организацию труда, улучшения социальной инфраструктуры и содействия

интенсивному жилищному строительству в территориальных зонах концентрации предприятий лесопромышленного комплекса.

Важнейшее социальное значение лесной промышленности состоит в том, что предприятия отрасли обеспечивают поступление в бюджеты всех уровней значительной доли доходов (например, в Кировской области почти 11 % налоговых платежей промышленного производства и 3,5 % всех поступлений, в отрасли генерируется более 1 млрд. рублей налоговых платежей в бюджеты всех уровней, удельный вес отрасли в валовом региональном продукте области составляет 10,3 %).

В ЛПК нашего региона занято 41,2 тыс. человек, или 7,6% работающих во всех отраслях экономики. На долю лесозаготовительной и деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности стабильно приходится 13,5-15,5% объема промышленной продукции, здесь занято 26% работающего в промышленном

производстве населения области. Столь очевидное превышение доли занятости над вкладом в промышленное производство -свидетельство особой социальной роли ЛПК. Роль эта усиливается дисперсным размещением Комплекса, который является единственным работодателем во многих небольших поселениях.

В условиях отсутствия работы на месте, невысоких денежных доходов населения, для постоянных жителей большое значение приобретает подсобная деятельность, реально усиливающая роль натурального хозяйства. Один из видов такой деятельности сбор/заготовка не древесных ресурсов. Большая их часть предназначена для личного потребления, но часть идет на продажу (например, транзитным автомобилистам). В любом случае интересы данной группы населения должны быть учтены в политике государства в отношении ЛХК. .

Каждый год с наступлением весны и до середины осени остро встает проблема своевременного выявления и тушения лесных пожаров.

Вот цифры за одну неделю. На территории лесного фонда Российской Федерации за период с 11 по 17 августа возникло 366 лесных пожаров, из них 239 (62%) ликвидировано в день обнаружения. Пожарами за неделю пройдено 8437 га покрытых лесом земель. Пройденная огнем площадь на 75% прошла низовыми пожарами. По состоянию на 18 августа зафиксировано 65 пожаров, в том числе 4 крупных.

Наибольшая возгораемость

зарегистрирована в Дальневосточном и Сибирском ФО.

На тушении задействовано 1302 человека, в том числе привлеченных из других организаций - 572 человека. Работает 235 единиц специальной техники, 5 воздушных судов.

Всего же с начала пожароопасного сезона 2008 г. возникло 22237 лесных пожаров. Огнем пройдено 2227438 га, в том числе 1469742 га покрытых лесом земель. 51% ликвидировано в день обнаружения (в 2007 г. -39%).

Количество пожаров в лесном фонде Российской Федерации превышает аналогичный показатель 2007 г. в 1,7 раза, общая площадь (в т.ч. покрытых, непокрытых лесом, нелесных) земель, пройденных огнем - в 2,6 раза. Средняя площадь одного пожара увеличилась с 65,9 га до 100Д га - в 1,5 раза.

Основными причинами лесных пожаров специалисты по-прежнему называют молниевые разряды и нарушение гражданами правил пожарной безопасности.

По мнению специалистов Рослесхоза, проблему можно решить с помощью зонирования лесов по видам и уровням охраны. Кроме того, необходимо повышать оперативность выявления и тушения лесных пожаров. Очевидно, что регионы не всегда могут самостоятельно решить эту задачу. Поэтому принято решение о создании трех федеральных Центров по координации тушения лесных пожаров. Они будут располагаться в Хабаровске, Красноярске и Владимире. Создаются они для того, чтобы оказывать оперативную помощь в тушении крупных пожаров близлежащим регионам.

Объемы выполненных лесовосстано-вительных работ в постсоветский период не обеспечили сокращения не покрытых лесной растительностью лесных земель РФ и фонда лесовосстановления. Так, в Кировской области, за период с 2003 по 2007 гг, покрытая лесной растительностью площадь, занятая

V- т

лесонасаждениями хвойных пород, сократилась на 146,4 тыс.га,

В связи с этим, необходимо повысить эффективность работ по воспроизводству лесов семенами с улучшенными наследственными свойствами (сортовые и улучшенные), обеспечивающими повышение продуктивности, качества и устойчивости насаждений.

Сравнивая методы и технологии лесного семеноводства, применяемые в России и за рубежом, следует иметь в виду, что они являются производными от лесной политики, действующих принципов организации и ведения лесного хозяйства в целом. Так, если в Российской Федерации отсутствует частная собственность на леса, то в ряде лесных держав мира она является преобладающей (в Швеции - около 95%). Кроме того, рыночные механизмы, действующие в лесном секторе последних в течение многих десятилетий, сформировали совершенно иное отношение к семенам лесных растений с одной стороны, как к товару, имеющему высокую цену, с другой - как к биологическому объекту, во многом определяющему качество посадочного материала, продуктивность и качество создаваемых насаждений. При этом частный лесовладелец, в отличие от работника лесного хозяйства России, лично заинтересован в увеличении продуктивности лесов,

передаваемых своим детям.

Для обеспечения лесокультурных работ высококачественными семенами

осуществляются работы по созданию постоянной лесосеменной базы на генетико-селекционной основе и других объектов ЕГСК (единого генетико-селекционного комплекса -генетических резерватов, испытательных культур, архивов клонов и т.д.)

Лесовосстановительные мероприятия в России осуществляются в целях полного и своевременного восстановления вырубок, гарей и других не покрытых лесной растительностью лесных земель хозяйственно-ценными древесными породами, повышения продуктивности лесов, улучшения их породного состава, предотвращения заболачивания лесных земель и сохранения биоразнообразия лесных насаждений.

Стоит упомянуть и о проблеме сохранения лесного фонда. Причины гибели или неудовлетворительного состояния лесных культур разные: нарушение агротехники создания и выращивания культур, потравы животными,

повреждение пожарами, вредителями и болезнями, неблагоприятные климатические условия, усыхание. . ? > :? > л^с

Явление массовой гибели лесов распространено на всей европейской территории России и в Сибири. Оно находится в контексте усыхания лесов, произрастающих во всем северном полушарии.

В ряде регионов проблема начинает приобретать чрезвычайно острый

экономический, социальный и

экологический характер. Только в Архангельской области зона активного усыхания охватила ценные лесные массивы с суммарным запасом хвойной древесины около 400 млн куб. м. По разным оценкам площадь усыхающих массивов колеблется от 2 до 2,5 млн. га.

Для российской экономики необходимо создание мощной индустрии деревянного домостроения на качественно новом уровне. Существует огромная потребность в жилье из-за снижения объемов строительства в начале 90-х гг., кроме того, в обществе продолжаются структурные изменения. В силу этих причин каркасное деревянное домостроение, производство строительного бруса, по мнению экспертов, может стать основой развития отечественного деревянного домостроения, обеспечивающего массовое производство качественных, дешевых, экономически доступных домов.

Всё вышесказанное диктует отечественному производству задачу системного увеличения производства высококачественного пиломатериала,

облицовочных материалов, включая паркет и ламинат, конструкционных материалов для каркасного малоэтажного домостроения, полуфабрикатов для изготовления мебели, упаковочных материалов, офисной бумаги. Предприятия Кировской области располагают технической возможностью для производства большинства из приведённых наименований продукции.

Следствием обозначенных проблем является недополучение областным и местными бюджетами больших сумм налоговых отчислений от организаций лесопромышленного комплекса. По предварительным оценкам в 2007 г. в консолидированный бюджет Кировской области от лесопромышленного комплекса поступило не более 1 млрд. руб. налоговых платежей, в то время, как уровень возможных поступлений по оценкам специалистов может составлять не менее 4-5 млрд. руб.

Эффективность деятельности

арендаторов участков лесного фонда очень различна в зависимости от масштаба производства. Наименее эффективны мелкие арендаторы, работающие, в основном, в статусе индивидуальных предпринимателей. Мелкие заготовители не располагают возможностью

А.И. Малыхина

организации обработки древесины, поэтому именно эта категория лесопользователей является основным поставщиком леса за пределы области с минимальной обработкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний класс лесопользователей, представленный преимущественно

обществами с ограниченной

ответственностью, эффективнее, однако бюджетная отдача от работы таких предприятий далеко не исчерпывает максимальных возможностей, что означает потери в доходах областного бюджета по налоговым платежам от переработки каждого кубометра древесины.

Только крупные производители, представленные, как правило,

акционерными обществами, обеспечивают максимальную отдачу от использования расчётной лесосеки. Эту закономерность планируется использовать при проведении дальнейшей политики в лесном комплексе.

В целях повышения уровня освоения и эффективности использования расчётной лесосеки будут предприняты усилия по формированию эффективных собственников в лесном фонде. В этих целях будет детально проанализирована лесозаготовительная

деятельность и созданы предпосылки для максимального благоприятствования

хозяйствующим субъектам,

располагающим возможностью максимально эффективного использования лесосечного фонда. В связи с этим будет проводиться целенаправленная политика по постепенному укрупнению участков лесного фонда, передаваемых в аренду, последовательно повышаться сроки заключаемых договоров аренды.

По отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса планируется проведение работы по повышению эффективности от 3 до 5 раз к сегодняшнему уровню.

При принятии решений об установлении долгосрочных отношений с арендаторами необходимо принимать во внимание обоснованность и реальность их планов по развитию глубокой переработки леса и формированию инфраструктуры лесовозных дорог. В системе принятия решений о предоставлении участков лесного фонда в долгосрочное пользование станет меньше несогласованных действий, повысится сбалансированность распределения леса с учётом пространственной и

функциональной специализации, локальной структуры лесосечного фонда, природных и логистических возможностей. В лесном хозяйстве повысится контроль над

своевременностью и полнотой проведения лесохозяйственных, лесоустроительных и лесовосстановительных работ. Контроль над лесопользованием будет усилен действиями всех компетентных структур, что, в конечном итоге, обеспечит исключение из практики лесозаготовок нелегальных и незаконных рубок, незаконной перепродажи леса, использования «теневых» схем в оплате труда лесозаготовителей, уклонения от уплаты налогов хозяйствующими субъектами, осуществляющими

лесозаготовительную деятельность.

Повышение эффективности использования расчётной лесосеки должно базироваться, прежде всего, на увеличении глубины обработки древесины.

В целях системного восстановления лесовозных дорог, строительства

необходимого количества новых лесовозных дорог приоритет при распределении лесосечного фонда будет предоставляться инвестиционным проектам, ориентированным на долгосрочную перспективу, организацию обрабатывающих производств, привязанных к

специализированным сырьевым базам (например, к запасам фанерного кряжа или высокосортного хвойного пиловочника). Будет продолжена регулярная работа с федеральным центром по консолидации мер государственного регулирования развития лесной инфраструктуры;

В целях улучшения кадровой обеспеченности лесопромышленного

комплекса необходимо предпринять следующие действия:

- исключение «теневых» схем оплаты труды в деятельности организаций лесопромышленного комплекса;

- дальнейшее развитие системы профессионального образования, принятие мер по сохранению бюджетных мест в профильных образовательных учреждениях, поддержка инновационной деятельности профильных образовательных учреждений, грантовая поддержка научных и научно-прикладных проектов в области лесопромышленного комплекса;

- разработка и принятие мер по мотивации и закреплению специалистов и рабочих в лесопромышленном комплексе:

- содействие в отводе земельных участков для строительства жилья в населённых пунктах локализации лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств;

- приоритетное проведение ремонтных работ на дорогах, обеспечивающих связь населённых пунктов

локализации лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств с центрами логистики, рынками сбыта и областным центром;

Повышение притока инвестиций в отрасль будет поддерживаться следующей системой мер:

-развитие частно-государственного партнёрства в лесопромышленном комплексе, содействие реализации инициатив частных инвесторов по реализации экономически и социально эффективных инвестиционных проектов в области деревообработки;

-системная работа по оказанию государственной поддержки частным инвесторам, реализующим профильные инвестиционные проекты;

-содействие развитию финансовой инфраструктуры в лесопромышленном комплексе, заключающееся в

организационной поддержке коммерческих банков, заинтересованных кредитовать крупные инвестиционные проекты в сфере деревообработки, лизинговых и страховых компаний, заинтересованных продвигать свои услуги в отрасль, способствование организации венчурного и проектного финансирования отрасли;

-повышение инновационной

активности отрасли, которое будет осуществляться посредством развития сотрудничества между коммерческими структурами и научно-образовательным сообществом, инкубирования и внедрения инноваций, создания технопарка в сфере лесопромышленного комплекса с участием науки, образования, инвесторов, хозяйствующих субъектов на базе, прежде всего, наиболее продвинутых в технологическом отношении производств.

Кировская область традиционно является одним из ведущих российских регионов в сфере лесной промышленности. Лес -одно из важнейших богатств нашего края. В Кировской области общий запас древесины составляет более 1 млрд. куб. метров. Леса занимают около 70% территории области, что накладывает свой отпечаток на структуру экономики и выводит лесопромышленный комплекс на ведущие позиции в региональном хозяйстве;

По производству пиломатериалов область занимает в России 5-е место, по вывозке древесины - 8-е, по запасам леса - 19-е место.

В Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) Кировская область занимает 2-е место по запасам древесины, а по объёму вывозки и производства пиломатериалов - 1-е место.

В целом степень переработки заготавливаемой древесины в области выше среднероссийского показателя. При этом к уровню 2007 г. она возросла в 1,4 раза. Если в 2003 г. на 1 тыс. куб. м. заготовленной древесины приходилось условно 103 куб. м. продукции глубокой переработки, то в 2007 г. уже более 145 куб. м.

В то же время в отрасли сохраняется ряд проблем:

неполный объём использования лесного фонда - в настоящее время осваивается только около 45% расчётной лесосеки области;

-разрозненность лесозаготовителей, значительная часть которых использует устаревшие технологии и остаётся неконкурентоспособной на рынке древесины;

-структура деревообрабатывающей промышленности области не позволяет перерабатывать тонкомерную и лиственную древесину;

-дефицит лесовозных дорог, замедляющий освоение лесосечного фонда.

Неполный объём использования лесосечного фонда резко ограничивает дальнейшее развитие лесопромышленного комплекса, что обусловлено, прежде всего, экономическими факторами: многие лесопользователи, преимущественно мелкие, не имеют возможности вкладывать тот объём инвестиций, который необходим для полного освоения лесных участков, имеющихся в их распоряжении (например, в восстановление и эксплуатацию лесовозных дорог), в результате чего не осваивается труднодоступный лесосечный фонд, сосредоточенный в удалённых участках леса. Неполное освоение расчётной лесосеки способствует снижению качества лесного фонда, сокращает бюджетную эффективность лесопользования. В целях устранения указанных явлений будет принята система мер на уровне Правительства области по исключению из круга арендаторов таких хозяйствующих субъектов, которые не в состоянии обеспечивать высокую

эффективность заготовки и обработки древесины.

Для стимулирования активности частных инвесторов Правительством Кировской области ежегодно проводится

конкурсный отбор для предоставления государственной поддержки.

Среди проектов, признанных приоритетными и получивших поддержку; увеличение объема производства

пиломатериалов, фанеры, создание новых производств стандартных деревянных изделий, профильных стройматериалов и клееных деталей, гофротары, а также модернизация

И

А.К Малыхина

и техническое перевооружение действующих производств.

По данным авторитетных источников, в ближайшие годы мировой спрос на древесину и продукцию деревообработки будет неуклонно расти. При этом на федеральном уровне поставлена задача стимулирования внутреннего спроса на продукцию отечественной деревообработки.

Большую заинтересованность

иностранных инвесторов вызывают проекты,

связанные с развитием лесопромышленного комплекса Кировской области. Во многом благодаря лесным ресурсам, их грамотному использованию, у Кировской области есть реальные шансы достичь поставленных целей по улучшению экономической ситуации.

Специалисты Департамента лесного комплекса Кировской области провели БУ/ОТ-анализ лесной отрасли Кировской области (см. табл. 1)

5Ф;

SWOT- анализ лесной отрасли Кировской области

Таблица 1

Сильные стороны

1. Позиционирование области как «лесного» региона и соответствующий имидж.

2. Наличие транспортных магистралей, достаточно развитая сеть железных дорог.

3. Высокий бонитет лесов (производительность)

4. Комплексное использование ресурсов леса

5. Достаточная обеспеченность рабочей силой необходимой квалификации

6. Достаточная лесосырьевая база с преобладанием хвойных пород (60%)

тsfK

Слабые стороны

1. Сырьевая направленность экспорта ^ "

2. Неразвитая сеть лесовозных дорог в области;

3. Неустойчивость объемов лесопользования и переработки круглого леса

4. Высокая степень износа основных фондов и использование устаревших технологий

5. Нехватка капитала для создания, модернизации, развития инфраструктуры лесозаготовок.

6. Низкая степень освоения расчетной лесосеки

7. Недостаточный уровень конкурентоспособности продукции на внешнем рынке.

8. Дефицит рабочей силы.

9. Сезонный характер лесозаготовки.

10. Низкая окупаемость.__

Возможности

1. Изменение в приоритетах лесопользования в сторону долгосрочной конкурсной аренды и укрупнение действующих в регионе компаний

2. Наличие точек и ареалов роста и развития интегрированных структур на основе объединения предприятий лесозаготовителей и переработчиков

3. Использование новых ресурсосберегающих технологий

4. Наличие местных источников энергии и возможностей их развития

5. Использование новых технологий и техники для лесозаготовки и переработки

6. Получение помощи в рамках федеральных целевых программах для развития сети лесовозных дорог.

7. Выстраивание более дешевых логистических схем.

8. Получение прибыли в рамках процедур, предусмотренных Киотским протоколом.

Угрозы ъцг.ух.

1. Снижение качества лесных ресурсов

2. Уменьшение конкурентоспособности ЛПК области;

3. Рост тарифов естественных монополий

4. Вступление России в ВТО и отношения с ЕС.

5. Возможность кризисных явлений на рынках сбыта основных видов продукции, особенно экспортоориентированной.

6. Полный переход контроля за ЛПК к компаниям, базирующимися вне области.

7. Повышение мобильности капитала.

По данным проведённого анализа можно сделать вывод, что лесопромышленный комплекс Кировской области является реальным центром концентрации экономического роста на

долгосрочную перспективу и обладает большим неиспользованным потенциалом. Предпосылкой такого вывода служит уникальное сочетание на территории Кировской области очевидных природных возможностей

v- Т

(огромные для европейской части России запасы высококачественного леса) и устоявшихся традиций лесозаготовки и деревообработки. Предприятия лесопромышленного комплекса области не растеряли производственный потенциал и рынки сбыта продукции в период экономического спада. На этой основе складывается перспектива кардинальной реструктуризации деревообработки в направлении полной обработки

заготавливаемого на территории области сырья с включением в цикл переработки низкосортной и лиственной древесины. В результате реализации такой возможности кардинально возрастёт объём добавленной стоимости, формируемой в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лесопромышленном комплексе, за счёт сосредоточения в границах Кировской области производств, доводящих древесину до стадии конечного продукта, обладающего

максимальной добавленной стоимостью.

Для определения направлений дальнейшего развития Департаментом лесного комплекса Кировской области разработана Концепция развития лесного комплекса Кировской области на период до 2012 г. В ней заложены основные принципы региональной стратегии в области развития ЛПК: -формирование государственной политики в области лесного хозяйства и лесной промышленности, -формирование принципов государственной поддержки производителей продукции на основе глубокой переработки древесины, -создание условий для вертикальной интеграции производств на основе лесного ресурса, -создание ассоциаций малого бизнеса и ассоциаций одноименных товаро-

производителей (горизонтальная интеграция), -развитие инфраструктуры, в том числе строительство лесных дорог, -развитие машино-и станкостроения для лесного комплекса, -взаимодействие производителей с учебными заведениями по вопросам подготовки кадров и научного обеспечения производства.

В ближайшие 10-15 лет лесное хозяйство области должно сформировать устойчивую модель управления лесами и обеспечить ресурсами ЛПК.

При этом в вопросе совершенствования государственного управления лесами приоритетом на федеральном уровне является усовершенствование механизмов

использования лесных ресурсов через расширение арендных площадей с ориентацией на глубокую переработку. Региональные отраслевые органы

исполнительной власти должны обеспечить арендаторов (преимущественно крупные лесопромышленные предприятия)

значительными по площади

концентрированными лесными участками.

Действующая сеть предприятий лесопромышленного комплекса не в состоянии справиться с объёмами деревообработки, потенциально

обеспеченными имеющимся в наличии лесосечным фондом. При имеющемся в настоящее время составе основных фондов прирост инвестиций в обработку древесины на 1 руб. обеспечивает только 78 коп. прироста оборота. Для перехода к новой, высокоэффективной структуре отрасли необходимо вложение инвестиций в сумме не менее 50-70 млрд. руб. В этой связи ставка будет сделана на привлечение внешних инвесторов, включая крупные многопрофильные холдинги, финансово-промышленные группы, зарубежных инвесторов. Правительство области продолжит и будет усиливать политику поддержки частных инвесторов, в которой предприятиям лесопромышленного комплекса будет предоставляться обоснованный приоритет.

Осознавая особую роль

лесопромышленного комплекса в

экономическом развитии России, признавая уникальность обладания нашей страной колоссальным ресурсом лесного фонда, Правительство Российской Федерации проводит системную политику по содействию эффективной деятельности лесопромышленного комплекса. Основными проявлениями этой политики являются: повышение вывозных пошлин на необработанную древесину; предоставление участков лесного фонда на безаукционной основе инвесторам,

реализующим проекты по развитию глубокой переработки древесины и созданию лесной инфраструктуры. Кировская область как один из базовых регионов Европейской части России по запасам и масштабу обработки древесины органично

встраивается в проводимую политику федерального центра по всем базовым факторам. В этой связи в стратегической перспективе в области будут создаваться и реализовываться все возможности для полной переработки древесины без вывоза круглого леса за пределы региона. В этом направлении будет продолжена политика привлечения крупных частных инвесторов,

заинтересованных в организации на территории области производств по глубокой переработке древесины.

Создание экологически устойчивой (сбалансированой) экономики ставит новые требования к развитию лесного хозяйства. Лес, кроме хозяйственных функций, играет важную роль в природовосстановительных процессах. Поэтому осуществление

7

А.И. Малыхина

хозяйственной деятельности в отраслях лесного природопользования должно быть нацелено прежде всего на максимальное сохранение его биологической продуктивности.

Библиографический список

1. Наумов С. А. Обзор лесопатологического и санитарного состояния лесов в 2007 г. в Кировской области и прогноз лесопатологической ситуации на 2008 г.: С.А. Наумов. ФГУ «Рослесозащита»; ЦЗЛ Нижегородской области. Нижний Новгород, 2008. 37 с.

2. Пояснительная записка к уточненному прогнозу социально-экономического развития Кировской области на 2008 г. и на период до 2010 г. Киров, 2008.

3. Справочник лесничего / под ред. А.Н. Филипчука. 7-е изд., переработанное и дополненное. М.: ВНИИЛМ, 2003. 640 с.

4. Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 г. (принята Постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.