Научная статья на тему 'Современные тенденции в дополнительном образовании музыкальных руководителей дошкольных организаций Чувашии'

Современные тенденции в дополнительном образовании музыкальных руководителей дошкольных организаций Чувашии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF FURTHER EDUCATION / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ADULT EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / MUSIC TEACHER OF PRE-SCHOOL INSTITUTION / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / FURTHER TRAINING / MUSIC TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варламова Марина Владиславовна

В статье рассматриваются современные проблемы дополнительного образования музыкальных руководителей дошкольных организаций Чувашии (трансформация контингента музыкальных руководителей; отсутствие специализированных программ дополнительного образования, направленных на потенциальное повышение профессиональных компетенций педагога; потребность в определенных программах дополнительного профессионального образования). Репрезентативность исследования подкрепляется мониторингом мнения 63 педагогов в возрасте от 25 до 59 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варламова Марина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN FURTHER EDUCATION FOR MUSIC TEACHERS OF PRESCHOOL INSTITUTIONS IN CHUVASHIA

The paper examines the current problems of further education system for Music teachers of preschool institutions in Chuvashia (transformation of Music teachers’ contingent, lack of specialized programs of further education aimed at increasing the potential of professional competence of teachers, need in particular problems of further professional education). The representativeness of the study is supported by opinion monitoring of 63 teachers aged from 25 to 59.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в дополнительном образовании музыкальных руководителей дошкольных организаций Чувашии»

УДК 373:[371.14:78]

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧУВАШИИ

CURRENT TRENDS IN FURTHER EDUCATION FOR MUSIC TEACHERS OF PRESCHOOL INSTITUTIONS IN CHUVASHIA

М. В. Варламова M. V. Varlamova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы дополнительного образования музыкальных руководителей дошкольных организаций Чувашии (трансформация контингента музыкальных руководителей; отсутствие специализированных программ дополнительного образования, направленных на потенциальное повышение профессиональных компетенций педагога; потребность в определенных программах дополнительного профессионального образования). Репрезентативность исследования подкрепляется мониторингом мнения 63 педагогов в возрасте от 25 до 59 лет.

Abstract. The paper examines the current problems of further education system for Music teachers of preschool institutions in Chuvashia (transformation of Music teachers' contingent, lack of specialized programs of further education aimed at increasing the potential of professional competence of teachers, need in particular problems of further professional education). The representativeness of the study is supported by opinion monitoring of 63 teachers aged from 25 to 59.

Ключевые слова: система дополнительного образования, повышение квалификации, образование взрослых, музыкальный руководитель дошкольной организации, педагог-музыкант.

Keywords: system offurther education, further training, adult education, Music teacher of preschool institution, Music teacher.

Актуальность исследуемой проблемы. В условиях современного культурно-исторического бытия образование перестало выступать исключительно средством трансляции человеческого опыта. Войдя в сферу культурного производства, оно стало частью экономической области и важнейшим инструментом социально-экономического роста и благополучия. Трансформации подверглись интерпретация и осмысление «статуса образования» как в сознании простых обывателей, так и в ученых кругах мира - от понимания образования как синтеза обучения, воспитания и развития к осмыслению образования как особого ценностно-смыслового пространства жизнедеятельности личности, включающего механизмы и условия для ее развития и саморазвития. Вместе с тем признание утопичности идеи получения единого образования на всю жизнь выдвигает перед современной наукой задачу конструирования альтернативной модели - вариативной и гибкой, учитывающей возрастную природу человека «учиться в разные годы по-разному» [3], [5].

Следовательно, по мнению ученых, возникает потребность в научном изучении проблем дополнительного образования, обновлении и обогащении его содержания, видов и организационных форм [1], [2], [6]. Цель нашего исследования - выявление современных тенденций в дополнительном профессиональном образовании особого сообщества специалистов дошкольных образовательных организаций Чувашии - музыкальных руководителей.

Материал и методика исследований. Материалом исследования явились статьи, опубликованные в печатных и электронных изданиях. В ходе теоретического анализа использовались труды Т. А. Васильковой, А. И. Кукуева, Л. Н. Лесохиной, Е. Г. Скобели-цыной, Т. В. Шадриной и других ученых, занимавшихся проблемой дополнительного образования взрослых в России. Нами были применены теоретические (научный обзор педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования, синтез полученной информации, обобщение) и эмпирические методы исследования (беседа, анкетирование и интервьюирование).

Результаты исследований и их обсуждение. Обратившись к определению понятия «дополнительное образование взрослых», мы обнаружили несколько интерпретаций данной научной категории. Так, исследователь Е. Г. Скобелицына отмечает, что дополнительное образование - это одна из форм повышения квалификации, «целью которой является обновление теоретических и практических навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний и необходимостью освоения современных методов решения производственных задач» [10, 151].

В. Я. Синенко раскрывает сущность дополнительного образования взрослых как образования, «направленного на совершенствование, углубление и обновление ранее полученных знаний в области той или иной профессии» [9, 7].

На наш взгляд, пристального внимания заслуживает точка зрения одного из первопроходцев проблемы образования для взрослых - профессора Л. Н. Лесохиной, разрабатывавшей социологические, социально-психологические и педагогические аспекты этой темы. Ученый характеризует дополнительное образование взрослых в общецивилизаци-онном контексте. Образование для взрослых ориентировано, по мнению автора, на самоидентификацию личности, соотносящей себя не только непосредственно со средой, но и с историко-культурным процессом в целом. Такое образование исходит из потребностей человека, определяющего для себя смысл жизни, свой человеческий и гражданский долг, свое место в мире [4, 18].

По мнению белорусского исследователя С. И. Ищенко, наличие дополнительного образования способствует установлению и гармонизации личностных взаимоотношений между индивидом и обществом в течение всего периода жизни. Он подчеркивает, что дополнительное образование трансформируется в объективно необходимую потребность и особенность современного бытия человека, «расширяющую его возможности и повышающую уровень общей активности и самоорганизации» [2, 27].

Итак, обращаясь к дефиниции понятия «дополнительное образование взрослых», ученые акцентируют внимание прежде всего на дополнительном профессиональном образовании. Согласно статье № 76 Федерального закона «Об образовании», дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и

социальной среды. Оно осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) [11].

Таким образом, под дополнительным образованием взрослых мы понимаем в первую очередь образование, ориентированное на решение конкретных производственных задач и удовлетворение насущных потребностей, самосовершенствование профессиональных компетенций; такое образование, в системное поле которого включаются программы повышения квалификации, дополнительная подготовка и переподготовка.

Значимость уровня профессиональной квалификации в современном культурно-информационном пространстве вызвала к жизни проблему разработки разных форм дополнительного образования в западных странах, где внимание уделяется прежде всего развитию профессионального обучения [2]. По мнению андрагогов, западное общество -это своеобразный рынок обучения, предлагающий разным заведениям, в том числе и учебным, предоставлять образовательные услуги.

О насущной потребности российской экономики в разработке продуманной модели дополнительного образования взрослых свидетельствует ряд государственных документов, к примеру, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ. В тексте программы, в частности, отмечается, что дополнительное образование взрослых, являясь важной составляющей непрерывного образования российских граждан, призвано мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной и мировой экономики, возрастающие запросы населения к дополнительному образованию, в первую очередь к повышению квалификации и профессиональной переподготовке [8].

Что касается потребности населения в получении дополнительного профессионального образования, то, по данным Госкомстата, она возрастает ежегодно на 10 %.

В связи с улучшением демографической ситуации в Чувашии (естественный прирост населения за 2013 год составил 0,8 %) особенно высок спрос на дополнительное профессиональное образование у педагогов, работающих в системе дошкольного образования Чувашии.

Одним из ведущих специалистов дошкольного образовательного учреждения является педагог-музыкант, без которого фактически невозможно художественно-творческое развитие ребенка. Согласно классификатору педагогических должностей (приказ Мин-здравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н) специалист, занимающийся проблемами музыкального воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, носит наименование «музыкальный руководитель» [7].

Современная наука и практика в помощь музыкальным руководителям предлагает новейшие технологии, инструменты и средства осуществления образовательного процесса. Вместе с тем в ходе бесед с музыкальными руководителями Чувашской Республики, творческими педагогами на курсах повышения квалификации, компетентными профессионалами, имеющими большой стаж работы, мы сталкиваемся с противоречивыми проблемами, требующими размышлений.

1. Трансформация контингента музыкальных руководителей, желающих получить дополнительное образование. Достаточно частым явлением стало желание людей, не имеющих специального музыкального образования, получить дополнительное образование музыкального руководителя. В наших анкетах, мотивируя свое устремление к дополнительному образованию (к примеру, учитель физики, в детстве окончивший музыкаль-

ную школу), слушатели отмечают, что хотели бы перейти на работу из школы в дошкольную организацию. Специфика музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства. Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания. Поэтому, как в случае с учителем физики, учитывая специфику труда музыкального руководителя, мы сомневаемся в возможности полноценного перепрофилирования из одной педагогической сферы в другую.

2. Достаточно большой процент музыкальных руководителей в Чувашии находится в зрелом возрасте, а молодые специалисты, в силу объективных причин, не всегда стремятся посвятить себя музыкально-педагогической работе с дошкольниками. Сообщество родителей и педагогов требует от музыкального руководителя постоянного профессионального самосовершенствования, поиска новых путей творческой самореализации дошкольников, эффективных технологий и приемов развития музыкальных способностей детей, что вызывает противоречие со стороны педагогов, имеющих достаточно большой стаж работы.

3. При обилии музыкальных образовательных программ для дошкольников в реальной практике отсутствуют специализированные программы дополнительного образования, направленные на потенциальное повышение профессиональных компетенций практических работников - музыкальных руководителей.

В сентябре 2014 г. нами было проведено анкетирование 63 музыкальных руководителей (в возрасте от 25 до 59 лет) на выявление потребности педагогов в специализированных дополнительных образовательных программах.

В соответствии со стажем работы мы распределили их в три группы, а именно: со стажем до 10 лет -17 педагогов (26,9 %), от 10 до 20 лет - 21 человек (33,4 %), свыше 20 лет - 25 респондентов (39,7 %). Репрезентативность выборки по возрастному признаку не вызывает сомнений, поскольку количество молодых преподавателей составляет чуть более 26 %, что, несомненно, является показателем, свидетельствующим о слабом обновлении педагогических кадров в системе музыкального образования дошкольных организаций Чувашии.

Относительно ситуации в области музыкального образования дошкольников за последние 10-12 лет ответы респондентов распределились следующим образом. По мнению 8 опрошенных (12,8 %), за последнее десятилетие ситуация улучшилась; 24 человека (38 %) отмечают незначительное улучшение положения дел; 31 (49,2 %) считают, что изменений не произошло. Примерно треть музыкальных руководителей отметили ухудшение ситуации.

Вместе с тем, на наш взгляд, имеются некоторые отличия в восприятии ситуации. Так, в группе молодых музыкальных руководителей преобладают позитивные оценки ситуации (44 % подчеркнули наличие изменений в сторону улучшения, 29 % затрудняются в ответе). В итоге мы можем отметить, что молодые педагоги более оптимистичны и обладают большой энергией и ресурсами для профессионального развития. В то же время мы можем констатировать, что педагоги со стажем руководствуются разными критериями для оценки ситуации. Материалы опроса показывают, что музыкальное воспитание в дошкольной организации в разное время имело разный статус.

Опрос респондентов на выявление потребности в тех или иных дополнительных образовательных программах (причем каждый из опрошенных имел право выбрать одномоментно несколько программ) выявил следующее:

- 56 респондентов (88,8 %) изъявили желание пройти обучение по дополнительной программе, направленной на повышение компетентности в области работы с компьютерными музыкальными программами;

- 63 педагога (100 %) предпочли интенсивный мастер-класс по ознакомлению с музыкально-хореографической культурой народов Поволжья;

- 57 человек (90,4 %) предпочли бы инвариантные обучающие программы, ориентированные на социальные запросы (рис. 1):

■ курсы по музыкальным компьютерным технологиям

□ инвариантные обучающие программы

□ мастер-класс по этнохореографии

Рис. 1. Выявление потребности музыкальных руководителей в дополнительном образовании

Резюме. На сегодняшний день в Чувашии стремительными темпами развивается рынок образовательных услуг, и в нем важное место занимает дополнительное профессиональное образование педагогов дошкольного профиля. Аналитический обзор теоретической литературы, а также мониторинг мнения музыкальных руководителей Чувашии позволили выявить следующие тенденции в дополнительном образовании данной категории дошкольных работников:

1) трансформацию контингента музыкальных руководителей;

2) отсутствие специализированных программ дополнительного образования, направленных на потенциальное повышение профессиональных компетенций музыкального руководителя;

3) потребность музыкальных руководителей в определенных программах дополнительного образования (курсы по музыкальным компьютерным технологиям, мастер -классы по этнохореографии, инвариантные обучающие программы).

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что наиболее важным в дополнительном образовании музыкального руководителя дошкольного учреждения является организационно-методическое обеспечение этого процесса, его доступность и расширение возможностей получения. Вместе с тем следует отметить положительные моменты в изменении отношения музыкальных руководителей к получению дополнительного образования, в понимании ими значимости дополнительного образования, по отношению к которому первоначально полученный диплом становится предпосылкой успешности выбранного профессионального пути.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кукуев, А. И. Методы обучения взрослых: проблема классификации / А. И. Кукуев // Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования на юге России. - 2008. - № 1 (5). - С. 31-37.

2. Василькова, Т. А. Андрагогика : учебно-методическое пособие / Т. А. Василькова. - М. : ВНПЦ профориентации, 2002. - 136 с.

3. Ищенко, С. И. Тенденции развития дополнительного образования взрослых за рубежом / С. И. Ищенко // Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом : материалы международной научно-практической конференции / под ред. И. В. Войтова. - Минск : Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы, 2008. - 316 с.

4. Лесохина, Л. Н. Образование взрослых в общецивилизационном контексте / Л. Н. Лесохина // Новые знания. - 1997. - № 1. - С. 5-7.

5. Лесохина, Л. Н. Центры образования взрослых / Л. Н. Лесохина, Т. В. Шадрина. - М. : Педагогика, 1991. - 192 с.

6. Парахина, О. В. Современные тенденции системы дополнительного профессионального образования в России / С. В. Парахина // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6. - С. 445-448.

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н // Российская газета. - 2010. - 20 октября. - С. 21.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] // Российская газета. -2011. - 9 марта. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html

9. Синенко, В. Я. Система повышения квалификации работников образования - от кризиса в сознании до реальных перспектив / В. Я. Синенко // Сибирский учитель. - 2002. - № 2. - С. 5-12.

10. Скобелицына, Е. Г. Повышение квалификации учителя как педагогическая категория и ее интерпретация через изменение профессиональных состояний личности / Е. Г. Скобелицына, В. Г. Каташев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 3 (79). -С. 150-155.

11. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2012. - 31 декабря. - С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.