Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА НЕКРЕДИТНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА НЕКРЕДИТНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК РОССИИ / НАДЗОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оздиев В-П.Х.

В статье рассмотрена основная проблема, с которой столкнулся Банк России при организации надзора на финансовых рынках. Проанализированы отличия в формах и методах осуществления надзора за каждым видом некредитных финансовых организаций. Выявлено, что триада - защита прав потребителей, устойчивость финансовых организаций и доступность финансовых услуг - образуют интегральное, хотя и достаточно напряженное единство, которое Банк России должен учитывать при организации своей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS OF IMPROVEMENT OF FINANCIAL AND LEGAL REGULATION OF SUPERVISING ACTIVITY BEHIND NOT CREDIT FINANCIAL CREDIT INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article the main problem which the Bank of Russia at the organization of supervision in the financial markets had faced is considered. Differences in forms and methods of implementation of supervision of each type of not credit financial credit institutions are analysed. It is revealed that a triad - consumer protection, stability of the financial organizations and availability of financial services - form integrated, though rather intense unity which the Bank of Russia has to consider at the organization of the work.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА НЕКРЕДИТНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 336

Оздиев В-П.Х. студент 3 курса магистратуры «РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА НЕКРЕДИТНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация. В статье рассмотрена основная проблема, с которой столкнулся Банк России при организации надзора на финансовых рынках. Проанализированы отличия в формах и методах осуществления надзора за каждым видом некредитных финансовых организаций. Выявлено, что триада - защита прав потребителей, устойчивость финансовых организаций и доступность финансовых услуг - образуют интегральное, хотя и достаточно напряженное единство, которое Банк России должен учитывать при организации своей работы.

Ключевые слова: Банк России; надзор; государственные органы; финансовые организации; финансовый рынок.

Ozdiev V-P.X.

3nd year student of magistracy The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk CURRENT TRENDS OF IMPROVEMENT OF FINANCIAL AND LEGAL REGULATION OF SUPERVISING ACTIVITY BEHIND NOT CREDIT FINANCIAL CREDIT INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Abstract. In article the main problem which the Bank of Russia at the organization of supervision in the financial markets had faced is considered. Differences in forms and methods of implementation of supervision of each type of not credit financial credit institutions are analysed. It is revealed that a triad -consumer protection, stability of the financial organizations and availability of financial services - form integrated, though rather intense unity which the Bank of Russia has to consider at the organization of the work.

Keywords: Bank of Russia; supervision; public authorities; financial organizations; financial market.

В отличие от банковского надзора, осуществление которого регулируется нормами Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России), фактически сгруппированными в одной главе указанного закона, нормы, регулирующие осуществление надзора в

иных сегментах финансового рынка закреплены в разных законах. В этом способе регулирования символически отражается разница в подходах к регулированию и надзору в различных секторах финансового рынка.

Нормы Закона о Банке России, которые содержат общие подходы к регулированию надзорной деятельности, во многом выстроены по аналогии с нормами, регулирующими отношения, связанные с осуществлением банковского надзора. Так, определено, что регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансовых рынков, установленные Законом о Банке России и иными федеральными законами, осуществляются через Комитет финансового надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций. Комитет финансового надзора принимает решения по основным вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков.

С эмпирической точки зрения, основная проблема, с которой столкнулся Банк России при организации надзора на финансовых рынках, была связана с большим количеством участников: только закрепленных видов финансовых организаций и иных лиц, действующих на финансовом рынке, в момент принятия Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» было 17, затем появился еще один вид финансовых организаций - ломбарды. При этом количество функционирующих на финансовом рынке финансовых организаций и лиц было около 10 тыс.

Указанные 18 разновидностей субъектов существенно различались между собой. Уровень правового регулирования их деятельности и надзора также в значительной степени разнился. Именно множественность участников заставляет Банк России более тесно сотрудничать в вопросах регулирования и надзора с саморегулируемыми организациями участников финансового рынка.

Надзор за некредитными финансовыми организациями, как и банковский надзор, может быть дифференцирован в зависимости от этапа жизнедеятельности финансовой организации и подразделяться на надзор, осуществляемый: на этапе выдачи лицензии, иного вида разрешения или иной формы государственного признания (внесение в реестр и проч.) -предварительный надзор; в ходе текущей деятельности финансовой организации - текущий надзор; в процессе осуществления процедур предупреждения банкротства финансовых организаций, а в некоторых случаях (применительно к некоторым видам финансовых организаций) также в период после отзыва (аннулирования) лицензии - последующий надзор.

В отличие от кредитных организаций, надзор за которыми сосредоточен на проблематике финансовой устойчивости, надзор за

некредитными финансовыми организациями в большей мере ориентирован на отношения некредитных финансовых организаций с потребителями услуг, инвесторами и т.д. (поведенческий аспект). Поэтому основными целями надзора за некредитными финансовыми организациями является поддержание устойчивости системы финансового рынка, защита прав и законных интересов потребителей услуг некредитных финансовых организаций, а также инвесторов. Отметим, что Закон о Банке России (ст. 76.1) выражает цель надзора за некредитными финансовыми организациями несколько иначе: целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка РФ, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе, оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках319, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг)320.

Несмотря на то, что существуют отличия в формах и методах осуществления надзора за каждым видом некредитных финансовых организаций, некоторые процедуры надзора стандартизированы. Например, это касается порядка осуществления надзора за крупными (более 10%) приобретениями акций (долей) некредитных финансовых организаций или вопросов сбора и получения информации321.

В теоретической литературе обычно систему надзора на рынке ценных бумаг часто именуют государственным контролем322, однако по большому счету перед нами также разновидность надзорной деятельности. Специфика надзора на рынке ценных бумаг состоит в том, что здесь одновременно сосуществует: надзор за профессиональными участниками рынка ценных бумаг; надзор за соблюдением эмитентами порядка эмиссии и порядка

319 Караев Р.Ш., Караев А.Ш., Полякова О.А. Проблемные аспекты политико-правового регулирования инвестиционной деятельности России на современном этапе // Структурные преобразования экономики Северного Кавказа: точки роста и перспективы развития. Материалы международного экономического форума / под ред. Гришина В.И., Некрасова Е.Е., Асланова Д.И. Пятигорск: РИА-КМВ, 2016. С. 139-145.

320 Караев Р.Ш., Арутюнян Г.А., Полякова Э.И. Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27). С. 30-33.

321 Указание Банка России от 28.12.2014 N 3510-У «О порядке и сроках направления уведомления лицом, получившим право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал некредитной финансовой организации, а также порядке запроса Банком России информации о лицах, которые прямо или косвенно имеют право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал некредитной финансовой организации» // Вестник Банка России, N 17, 04.03.2015.

322 Тягашева О.В. Финансовый контроль в сфере ценных бумаг (финансово-правовой аспект). Дисс. ... к.ю.н. Саратов, 2009.

раскрытия информации323.

Особого внимания заслуживает практика надзора за соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»324. Целью этого закона является (п. 1 ст. 1) «обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком»325.

Указанный закон устанавливает полномочия Банка России, согласно которым он обеспечивает государственный контроль за соблюдением требований, установленных этим законом, выявляет случаи их нарушения, принимает меры по прекращению таких нарушений и привлекает к ответственности за их совершение, а также принимает меры по предупреждению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. При этом полномочия Банка России достаточно велики, что говорит о социальной важности работы по противодействию использования инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Следует отметить, что специфика доказывания нарушений, связанных с инсайдом и манипулированием требует использование информации, полученной в результате мероприятий, характерных для оперативно-розыскной деятельности, включая, в частности, необходимость получения информации, содержащейся в смс-сообщения, переданных по электронной почте, и проч. Без такого рода возможностей эффективное и доказательное выявление нарушений малопродуктивно. Поэтому вполне резонным выглядит предложение имплементировать в законодательство об административных правонарушениях институт «сделки с регулятором».

Подводя итоги можно сказать, что надзор представляет собой специфический способ организации и осуществления контроля, его вид. В научной литературе существует два подхода к пониманию термина контроль. Если в рамках первого понимания контроль рассматривается как вид управленческой деятельности (широкий подход), то в рамках второго

323 Полякова Э.И. Влияние политики Центрального Банка на экономическую обстановку страны // Неделя круглых столов: 4 Sectors. 20-23 апреля 2015 г. Сборник докладов межвузовской студенческой научно-практической конференции. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. С. 93-96.

324 Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010, N 31, ст. 4193.

325 Селивановский А.С. Правовое регулирование рынка ценных бумаг [Текст]: учебник / А.С. Селивановский; Нац. иссл. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2014. С. 467-508.

понимания - как определенный способ осуществления контрольно-надзорных мероприятий (узкий подход). Надзор отличается от контроля в узком значении этого термина.

Надзор в системе финансового рынка - это вид контрольной деятельности, осуществляемой преимущественно без вмешательства в оперативное управление, главными целями которого является обеспечение устойчивости всей системы финансового рынка и отдельных его секторов, защита прав и законных интересов кредиторов, а также потребителей услуг финансовых организаций, способствование развитию финансового рынка, обеспечение законности деятельности поднадзорных субъектов. Также важнейшей задачей надзора в настоящее время является задача развития поднадзорных объектов - банковской системы, платежной системы, иных секторов финансового рынка. Указанная задача решается с помощью такой формы надзора, как наблюдение, а также при реализации обеспечения доступности финансовых услуг.

Существует несколько видов надзора на финансовом рынке. Отличия надзора в различных сегментах системы финансового рынка частично связаны со спецификой самого сектора рынка, а также с особенностями надзорной деятельности.

Организация системы надзора на финансовом рынке на базе подходов мегарегулирования дает возможность осуществлять надзор на основе принципа кросс-секторальности, позволяющего использовать схожесть различных направлений надзорной деятельности.

Надзор за финансовой устойчивостью в современности дополняется поведенческим надзором, связанным прежде всего с обеспечением защиты прав потребителей финансовых услуг. Основная специфика Банка России, как органа по защите прав потребителя финансовых услуг, состоит в том, что это направление деятельности им осуществляется одновременно с иным, более традиционным направлением финансового регулирования и надзора -обеспечением финансовой стабильности, а также с необходимостью обеспечивать доступность финансовых услуг. Эта триада - защита прав потребителей, устойчивость финансовых организаций и доступность финансовых услуг - образуют интегральное, хотя и достаточно напряженное единство, которое Банк России должен учитывать при организации своей работы.

Вместе с тем, указанные направления надзора позволяют обеспечивать устойчивость финансового рынка в целом и, таким образом, служат задаче эффективной реализации принципа защиты и обеспечения устойчивости рубля. Таким образом, они играют важную роль с точки зрения достижения задач финансово-правового регулирования финансового рынка.

Использованные источники: 1. Федеральный закон! от! 27.07.20101 N1 224-Фз! (ред.1 от! 03.07.2016)1 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010, N 31, ст. 4193.

2. Указание Банка России от 28.12.2014 N 3510-У «О порядке и сроках направления уведомления лицом, получившим право распоряжения 10 и более! процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал некредитной финансовой организации, а также порядке запроса Банком России информации о лицах, которые прямо или косвенно имеют право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал некредитной финансовой организации» // Вестник Банка России, N 17, 04.03.2015.

3. Караев Р.Ш.,1 Арутюнян Г.А.,! Полякова! Э.И.! Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27).

4. Караев Р.Ш., Караев А.Ш., Полякова О.А. Проблемные аспекты политико-правового регулирования инвестиционной деятельности России на современном этапе // Структурные преобразования экономики Северного Кавказа: точки роста и перспективы развития. Материалы международного экономического форума / под ред. Гришина В.И., Некрасова Е.Е., Асланова Д.И. Пятигорск: РИА-КМВ, 2016.

5. Полякова Э.И. Влияние политики Центрального Банка на экономическую обстановку страны // Неделя круглых столов: 4 Sectors. 20-23 апреля 2015 г. Сборник докладов межвузовской студенческой научно-практической конференции. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015.

6. Селивановский А.С. Правовое регулирование рынка ценных бумаг [Текст]: учебник / А.С. Селивановский; Нац. иссл. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2014.

7. Тягашева О.В. Финансовый контроль в сфере ценных бумаг (финансово-правовой аспект). Дисс. ... к.ю.н. Саратов, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.