Научная статья на тему 'О некоторых особенностях функционирования Банка России в качестве мегарегулятора финансового рынка'

О некоторых особенностях функционирования Банка России в качестве мегарегулятора финансового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1137
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MARKET / МЕГАРЕГУЛЯТОР ФИНАНСОВОГО РЫНКА / БАНК РОССИИ / BANK OF RUSSIA / MEGA-REGULATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вавулин Д. А., Симонов В. В.

В статье представлены основные результаты проведенного авторами исследования особенностей функционирования Банка России в качестве мегарегулятора финансового рынка. Предметом данного исследования выступили новые функции Банка России, которые ему были переданы после окончательного закрепления за ним статуса мегарегулятора финансового рынка. Рассмотрены особенности осуществления данной организацией и ее территориальными учреждениями регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке Российской Федерации, в том числе преобразованная организационная структура, функции новых структурных подразделений, распределение полномочий между ними. На основе проведенного анализа сделан вывод о том, что распределение полномочий по контролю и надзору за участниками финансового рынка, не являющимися кредитными организациями, между территориальными учреждениями Банка России не является оптимальным. Прежде всего это касается полномочий по осуществлению действий, связанных с регистрацией выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпусков ценных бумаг эмитентов, не входящих в федеральную группу. Подчеркивается, что такое положение вызывает необходимость совершенствования организационной структуры Банка России. Предложены направления, по которым необходимо вести работу в этом плане. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей проработки вопроса оптимизации регулирования, контроля и надзора, осуществляемого Банком России за деятельностью участников финансового рынка, не являющихся кредитными организациями. Помимо того, эти результаты целесообразно использовать в рамках учебного процесса в высших учебных заведениях при преподавании и изучении дисциплин, связанных с финансовым рынком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some specifics of the Bank of Russia functioning as a mega-regulator of the financial market

The article presents the main results of studying the specifics of the Bank of Russia functioning as a mega-regulator of the financial market. The subject of the study is the new functions of the Bank of Russia, which were transferred to the Bank after final assigning it the status of the mega-regulator of the financial market. The authors considered the specifics of regulation, control and supervision in the financial market of the Russian Federation implemented by the Bank and its territorial offices, including the reformed organizational structure, functions of new business units and distribution of powers between them. The performed analysis resulted in the conclusion about inefficient distribution of powers of control and supervision between the territorial offices of the Bank of Russia over the financial market participants acting as non-credit organization. First of all, it concerns the powers of implementing actions related to registration of securities issues and reports on securities issue results of issuers that are not part of the federal group. The authors emphasize that this situation necessitates improving the organizational structure of the Bank of Russia and identify the areas and ways of such improvement. It is possible to use the research results for further elaboration of issues related to optimization of regulation, control and supervision over the financial market participants acting as non-credit organizations exercised by the Bank of Russia. In addition, it is expedient to use the results as part of training process in higher educational institutions when teaching and studying the financial market-related disciplines.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях функционирования Банка России в качестве мегарегулятора финансового рынка»

Банковское дело

УДК 336.763

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ В КАЧЕСТВЕ МЕГАРЕГУЛЯТОРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА

д.А. вАвУЛИН, кандидат экономических наук, экономический советник управления корпоративных отношений и раскрытия информации департамента допуска на финансовый рынок E-mail: [email protected] Банк россии

С.в. Симонов,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга E-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве российской Федерации

(орловский филиал)

В статье представлены основные результаты проведенного авторами исследования особенностей функционирования Банка России в качестве мегарегулятора финансового рынка. Предметом данного исследования выступили новые функции Банка России, которые ему были переданы после окончательного закрепления за ним статуса ме-гарегулятора финансового рынка. Рассмотрены особенности осуществления данной организацией и ее территориальными учреждениями регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке Российской Федерации, в том числе преобразованная организационная структура, функции новых структурных подразделений, распределение полномочий между ними. На основе проведенного анализа сделан вывод о том, что распределение полномочий по контролю и надзору за участниками финансового рынка, не

являющимися кредитными организациями, между территориальными учреждениями Банка России не является оптимальным. Прежде всего это касается полномочий по осуществлению действий, связанных с регистрацией выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпусков ценных бумаг эмитентов, не входящих в федеральную группу. Подчеркивается, что такое положение вызывает необходимость совершенствования организационной структуры Банка России. Предложены направления, по которым необходимо вести работу в этом плане.

Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей проработки вопроса оптимизации регулирования, контроля и надзора, осуществляемого Банком России за деятельностью участников финансового рынка, не являющихся кредитными организациями. Помимо того, эти

результаты целесообразно использовать в рамках учебного процесса в высших учебных заведениях при преподавании и изучении дисциплин, связанных с финансовым рынком.

Ключевые слова: финансовый рынок, мегарегу-лятор финансового рынка, Банк России

Банк России с 01.09.2013 функционирует в качестве так называемого мегарегулятора финансового рынка, т.е. государственного учреждения, осуществляющего функции по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке РФ.

Обращаясь к истории вопроса, отметим, что до Банка России регулирование, контроль и надзор в большинстве сегментов отечественного финансового рынка (за исключение деятельности кредитных организаций) осуществляла Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России), присутствие которой в субъектах Российской Федерации обеспечивали ее территориальные органы.

Де-юре Банк России приобрел статус мега-регулятора финансового рынка после того, как в конце июля 2013 г. были приняты, а с 01.09.2013 вступили в силу Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2013 N° 645 и Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». Первым из этих документов была ликвидирована ФСФР России, а вторым - все ее полномочия были переданы Банку России, который после этого приобрел статус мегарегулятора финансового рынка.

При этом ранее установленные цели деятельности Банка России (защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы) были дополнены двумя новыми:

1) развитие российского финансового рынка;

2) обеспечение стабильности российского финансового рынка1.

Как было отмечено, для реализации новых целей Банк России наделен рядом новых полномочий, которые ранее реализовывала ФСФР России. В частности, к нему перешли полномочия по нормативно-

1 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

правовому регулированию финансового рынка (без наделения правом представлять в Правительство РФ проекты федеральных законов и проекты нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства РФ). Помимо того, Банк России стал осуществлять полномочия по контролю и надзору за финансовыми некредитными организациями. Кроме этого, он получил право осуществлять контрольные и надзорные полномочия в отношении эмитентов в случае их выхода на финансовый рынок, а также в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах. В этих сферах Банк России осуществляет контроль и надзор в целях защиты прав и законных интересов акционеров и прочих инвесторов.

Вместе с тем необходимо отметить, что регулирование, контроль и надзор за некоторыми сегментами финансового рынка выведены за пределы компетенции Банка России. Минфин России осуществляет регулирование в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Также в его ведении находятся вопросы, связанные с эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаг. Минтруд России осуществляет регулирование и контроль за соблюдением Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР) законодательства о формировании и об инвестировании средств пенсионных накоплений (за исключением функций контроля за ПФР, возложенных на Банк России).

В связи с появлением у Банка России новых полномочий произошли изменения и во внутренней структуре его органов управления.

Во-первых, увеличился численный состав членов совета директоров, в который теперь входят 14 чел. (ранее 12).

Во-вторых, увеличился до 5 лет срок полномочий председателя Банка России (ранее 4 года).

В-третьих, создан действующий на постоянной основе новый орган, осуществляющий регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансового рынка - Комитет финансового надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций (аналог комитета банковского надзора).

В-четвертых, Национальный банковский совет переименован в Национальный финансовый совет, что существенно повысило его статус.

В-пятых, в целях интеграции ФСФР в структуру Банка России было создано специальное под-

разделение - служба Банка России по финансовому рынку (СБРФР).

Именно СБРФР в период с 01.09.2013 по 03.03.2014 непосредственно осуществляла полномочия Банка России по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке РФ. Эта структура исполняла свои функции через центральный аппарат, в состав которого вошли 13 управлений, а ее присутствие в регионах и реализацию там ее полномочий обеспечивали 9 межрегиональных управлений, в том числе 16 территориальных отделов этих управлений.

На основании решения совета директоров Банка России от 29.11.2013 с 03.03.2014 СБРФР была упразднена, а ее функции были переданы новым подразделениям, созданным в рамках центрального аппарата Банка России и его территориальных учреждений2. Тем самым подошел к своему логическому завершению процесс интеграции ФСФР в структуру Банка России.

В настоящее время все регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансовых рынков осуществляются через Комитет финансового надзора, который принимает решения по основным вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков3. Непосредственную реализацию на практике новых полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка осуществляют структурные подразделения центрального аппарата Банка России и его территориальных учреждений.

Для этого в центральном аппарате Банка России созданы 9 новых структурных подразделений (шесть департаментов, два главных управления и одна служба), отвечающих за развитие и функционирование финансовых рынков в РФ, которые начали действовать с 03.03.2014. Назовем основные из них.

1. Департамент допуска на финансовые рынки. Данное структурное подразделение осуществляет:

- допуск к работе на финансовом рынке (лицензирование, аккредитация, присвоение статуса, включение в реестр, выдача разрешений) и иные разрешительные полномочия в отношении некредитных финансовых организаций, их саморегулируемых организаций и иных объединений, а также

2 Информация Банка России от 28.02.2014 «Об упразднении Службы Банка России по финансовым рынкам.

3 Положение о Комитете банковского надзора Банка России:

утверждено советом директоров Банка России 24.01.2014, протокол № 2.

по вопросам переоформления ранее выданных разрешительных документов;

- регистрацию (согласование, утверждение) документов некредитных финансовых организаций, подлежащих регистрации (согласованию, утверждению) Банком России в соответствии с законодательством РФ;

- ведение (внесение, исключение, изменение сведений) государственных и иных реестров (за исключением государственного реестра бюро кредитных историй);

- аттестацию граждан для работы в некредитных финансовых организациях (в том числе по вопросам аккредитации организаций, осуществляющих соответствующую аттестацию);

- регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска проспектов ценных бумаг, выдачу разрешений на размещение и (или) организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами РФ, а также на допуск ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и (или) публичному обращению в РФ;

- государственный контроль за приобретением крупных пакетов акций акционерных обществ в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

- контроль за соблюдением эмитентами требований по раскрытию информации на рынке ценных бумаг;

- освобождение эмитентов от обязанности раскрывать информацию в соответствии со ст. 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Важно отметить, что последние четыре из перечисленных действий департамент допуска на финансовые рынки реализует только в отношении эмитентов так называемой федеральной группы.

2. Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления. Данное подразделение осуществляет регулирование, государственный контроль и надзор за деятельностью участников финансового рынка, включенных в федеральную группу, в том числе4:

- инвестиционными фондами (акционерными и паевыми);

4 Распоряжение Банка России от 30.04.2014 № Р-361 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за деятельностью субъектов рынка коллективных инвестиций в Банке России».

- управляющими компаниям по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;

- специализированными депозитариями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

- негосударственными пенсионными фондами по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию;

- ПФР в части инвестирования средств пенсионных накоплений;

- Внешэкономбанком в части осуществления функций государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений.

3. Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности. Это подразделение осуществляет регулирование деятельности:

- микрофинансовых организаций;

- кредитных потребительских кооперативов;

- сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;

- жилищных накопительных кооперативов;

- саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов.

4. Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках. Данное подразделение осуществляет:

- контроль за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

- выявление случаев инсайдерской торговли и манипулирования рынком;

- мониторинг и выявление организаций, имеющих признаки «финансовых пирамид».

5. Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Данное подразделение рассматривает обращения и жалобы потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также жалобы иных физических и юридических лиц.

6. Департамент страхового рынка. Данное структурное подразделение осуществляет контроль и надзор за страховыми организациями, относящимися к разряду крупных компаний (первая группа).

К числу новых подразделений, созданных в структуре центрального аппарата Банка России, также относятся:

- департамент развития финансовых рынков;

- департамент сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций;

- департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка.

Вместе с тем ряд функций ликвидированной СБРФР был передан «старым» структурным подразделениям Банка России. В частности:

- департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций осуществляет допуск на рынок бюро кредитных историй, а также осуществляет контроль и надзор в этой сфере;

- главная инспекция Банка России осуществляет полномочия по проведению инспекционных проверок деятельности всех некредитных финансовых организаций, за исключением эмитентов и бюро кредитных историй;

- департамент финансового мониторинга и валютного контроля осуществляет полномочия по контролю за соблюдением законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма как кредитными, так и некредитными организациями.

Отметим, что определенные категории должностных лиц Банка России наделены правом на составление протоколов и рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности за нарушения законодательства РФ в сфере финансового рынка5.

Что касается территориального разреза деятельности Банка России в качестве мегарегулятора финансового рынка, то, прежде всего, представляется необходимым отметить, что в настоящее время территориальная структура Банка России проходит существенную оптимизацию. Так, если на 01.09.2013 Банк России в своей структуре имел 79 территориальных учреждений: Московское главное территориальное управление, 58 главных управлений, 20 национальных банков, то к началу 2015 г. останется только 8 главных управлений, расположенных в столицах федеральных округов.

В настоящее время Московское главное территориальное управление Банка России уже пре-

5 Распоряжение Банка России от 05.03.2014 № Р-151 «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях», указание Банка России от 04.03.2014 № 3207-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

образовано в Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу. При этом главные управления Банка России, находившиеся в других субъекта ЦФО, преобразованы в отделения Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу. Мероприятия по созданию других главных управлений Банка России по федеральным округам планировалось осуществить в течение 2014 г. Территориальная структура учреждений Банка России представлена на официальном сайте Банка России в сети Интернет.

Территориальные учреждения Банка России осуществляют его новые полномочия на финансовом рынке только в части контроля и надзора, причем в существенно усеченном виде по сравнению с подразделениями центрального аппарата этого учреждения.

Например, в части процедур допуска на финансовый рынок эмиссионных ценных бумаг за пределы компетенции территориальных учреждений Банка России выведены:

- выдача разрешений на размещение и (или) организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами РФ;

- допуск ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и (или) публичному обращению в РФ.

Также территориальные учреждения Банка России лишены права на осуществление и других процедур допуска к работе на финансовом рынке (лицензирование, аккредитация, присвоение статуса, включение в реестр, выдача разрешений) и иных разрешительных полномочий в отношении участников финансовых рынков. Реализация этих полномочий, как было отмечено, полностью находится в компетенции департамента допуска на финансовый рынок центрального аппарата Банка России.

На территориальные учреждения Банка России возложена реализация следующих функций в сфере финансового рынка:

- регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска проспектов ценных бумаг эмитентов, не входящих в федеральную группу;

- государственный контроль за приобретением крупных пакетов акций акционерных обществ, не входящих в федеральную группу, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

- освобождение эмитентов, не входящих в федеральную группу, от обязанности раскрывать информацию в соответствии со ст. 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

- контроль и надзор за средними и мелкими страховыми организациями (вторая группа);

- контроль и надзор за участниками рынка коллективных инвестиций, не входящих в федеральную группу;

- рассмотрение обращений и жалоб потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также жалоб иных физических и юридических лиц.

Следует отметить, что определенные категории должностных лиц территориальных учреждений Банка России, так же, как и должностные лица его центрального аппарата, наделены правом на составление протоколов и рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности за нарушения законодательства РФ в сфере финансового рынка.

В территориальных учреждениях Банка России созданы структурные подразделения, необходимые для осуществления новых полномочий в субъектах РФ.

Например, в Главном управлении Банка России по Центральному федеральному округу созданы структурные подразделения, осуществляющие:

- регистрационные действия, связанные с эмиссией ценных бумаг, защитой прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров;

- контроль за корпоративными отношениями и раскрытием информации;

- контроль за приобретением крупных пакетов акций открытых акционерных обществ.

При этом аналогичные подразделения (отделы управлений Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу) сформированы еще в одном территориальном учреждении Банка России, расположенном в ЦФО, - Отделении по Орловской области Главного управления Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу. В других территориальных учреждениях Банка России в субъектах РФ, входящих в ЦФО, созданы отделы, осуществляющие только защиту прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

Необходимо отметить, что за территориальными учреждениями Банка России закреплен разный объем полномочий.

Так, документы, связанные с процедурами регистрации эмиссионных ценных бумаг эмитентов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не входящих в федеральную группу, рассматривают не все территориальные учреждения Банка России, а лишь те из них, которые расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Казани, Самаре. При этом до вступления в силу нормативных актов Банка России сохраняется действующее в настоящее время разграничение соответствующих полномочий, за исключением полномочий по регистрации эмиссионных ценных бумаг акционерных обществ, зарегистрированных на территории ЦФО. Акционерные общества, зарегистрированные на территории Москвы и Московской области, представляют документы в Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу, а акционерные общества, зарегистрированные на иных территориях, входящих в ЦФО, - в отделение по Орловской области. Таким образом, это территориальное учреждение Банка России осуществляет регистрационные действия в отношении ценных бумаг эмитентов, зарегистрированных на территории Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областей.

Тот же принцип разграничения полномочий между территориальными учреждениями Банка России действует и в отношении процедур государственного контроля за приобретением крупных пакетов акций акционерных обществ в соответствии с гл. XI. 1 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и освобождения эмитентов от обязанности раскрывать информацию в соответствии со ст. 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

Вместе с тем в сфере контроля и надзора за мелкими и средними страховыми организациями (вторая группа), а также за участниками рынка коллективных инвестиций распределение полномочий между территориальными учреждениями Банка России основывается на другом принципе. Надзор осуществляется, исходя из территориальной принадлежности, тремя территориальными учреждениями Банка России:

- Главным управлением Банка России по Центральному федеральному округу в отношении деятельности организаций, расположенных (адрес

местонахождения) на территории Центрального федерального округа;

- Главным управлением Банка России по Санкт-Петербургу в отношении деятельности организаций, расположенных (адрес местонахождения) на территории Северо-Западного федерального округа, Южного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, Приволжского федерального округа, Крымского федерального округа;

- Главным управлением Банка России по Новосибирской области в отношении деятельности организаций, расположенных (адрес местонахождения) на территории Уральского федерального округа, Сибирского федерального округа, Дальневосточного федерального округа

В заключение необходимо отметить, что, по мнению авторов, распределение полномочий по контролю и надзора за участниками финансового рынка, не являющимися кредитными организация, между территориальными учреждениями Банка России нельзя считать оптимальным. Прежде всего, это касается полномочий по осуществлению действий, связанных с регистрацией выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпусков ценных бумаг эмитентов, не входящих в федеральную группу. Более логичным представляется такое распределение этих полномочий между территориальными учреждениями Банка России, когда окончательное решение о регистрации или об отказе в регистрации выпусков и отчетов об итогах выпусков ценных бумаг принимается в территориальных учреждениях Банка России, расположенных в столицах федеральных округов. Другие территориальные учреждения Банка России, находящиеся на территории федерального округа, целесообразно наделить правами на осуществление приема первичных документов, их предварительное рассмотрение, выработку рекомендаций в отношении возможности регистрации (отказа в регистрации), а также на выдачу эмитентам зарегистрированных эмиссионных документов.

Например, в ЦФО, согласно предложенной схеме распределения полномочий, непосредственную регистрацию выпусков и отчетов об итогах выпусков ценных бумаг эмитентов будет осуществлять Главное управление Банка России по Центральному федеральному округ, а все предварительные процедуры и выдачу зарегистрированных документов - отделения данного управления, расположенные по месту нахождения эмитентов. Такая схема рас-

пределения полномочий, по мнению авторов, будет более удобной как для эмитентов, так и для самих регистрирующих органов. По мере реорганизации региональной структуры Банка России предложенную схему распределения полномочий можно распространить и на другие территориальные учреждения Банка России.

Список литературы

1. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М.: Спарк. 2001. 335 с.

2 . ВладимироваМ.П, Козлов А.И. Деньги, кредит, банки. М.: КноРус. 2006. 286 с.

3 . Вавулин Д.А. Изменение порядка раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг // Право и экономика. 2005. № 7. С. 34-41.

4 . Вавулин Д.А. Нарушение порядка приобретения крупных пакетов акций открытого акционерного общества // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2010. № 1. С. 45-50.

5 . Голодова Ж.Г. Деньги, кредит, банки. М.: Российский университет дружбы народов. 2001. 448 с.

6. Деньги. Кредит. Банки: учебник /под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М.: ТК Велби, Проспект. 2003. 624 с.

7 . Лаврушин О.И. От теории банка к современным проблемам его развития в экономике // Банковское дело. 2003. № 7. С. 2-9.

8. Лаврушин О.И. Банковское дело. М.: Финансы и статистика. 2006. 768 с.

9 . Миркин Я.М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски. М.: GELEOS Publishing House, Кэпитал Трейд Компани. 2011. 480 с.

10. Нечаев А.А. Антикризисные меры государства: проблемы эффективности и контроля // Банковское дело. 2009. № 3. С. 27.

11. Хорошев С. Ставка рефинансирования как антикризисная и антиинфляционная мера: мнения экспертов // Банковское дело. 2009. № 1. С. 36-39.

Finance and credit Banking

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

SOME SPECIFICS OF THE BANK OF RUSSIA FUNCTIONING AS A MEGA-REGULATOR OF THE FINANCIAL MARKET

Denis A. VAVULIN, Sergei V. SIMONOV

Abstract

The article presents the main results of studying the specifics of the Bank of Russia functioning as a megaregulator of the financial market The subject of the study is the new functions of the Bank of Russia, which were transferred to the Bank after final assigning it the status of the mega-regulator of the financial market. The authors considered the specifics of regulation, control and supervision in the financial market of the Russian Federation implemented by the Bank and its territorial offices, including the reformed organizational structure, functions of new business units and distribution of powers between them The performed analysis resulted in the conclusion about inefficient distribution of powers of control and supervision between the territorial offices of the Bank of Russia over the financial market participants acting as non-credit organization. First of all, it

concerns the powers of implementing actions related to registration of securities issues and reports on securities issue results of issuers that are not part of the federal group . The authors emphasize that this situation necessitates improving the organizational structure of the Bank of Russia and identify the areas and ways of such improvement It is possible to use the research results for further elaboration of issues related to optimization of regulation, control and supervision over the financial market participants acting as non-credit organizations exercised by the Bank of Russia. In addition, it is expedient to use the results as part of training process in higher educational institutions when teaching and studying the financial market-related disciplines.

Keywords: financial market, mega-regulator, Bank of Russia

References

1. Bratko A . G . Tsentral 'nyi bank v bankovskoi sisteme Rossii [The Central bank in the Russian banking system]. Moscow, Spark Publ., 2001, 335 p.

2. Vladimirova M.P., Kozlov A.I. Den'gi, kredit, banki [Money, credit, banks]. Moscow, KnoRus Publ., 2006, 286 p.

3. Vavulin D.A. Izmenenie poryadka raskrytiya informatsii emitentami emissionnykh tsennykh bu-mag [Changing procedure for information disclosure by securities issuers]. Pravo i ekonomika - Law and economy, 2005, no. 7, pp. 34-41.

4. Vavulin D.A. Narushenie poryadka priobreteniya krupnykh paketov aktsii otkrytogo aktsionernogo obsh-chestva [Violating the order of purchasing large blocks of stock of a publicly traded company]. Aktsionernoe obshchestvo: voprosy korporativnogo upravleniya -Joint-stock company: corporate governance issues, 2010, no. 1, pp. 45-50.

5 . Golodova Zh . G . Den'gi, kredit, banki [Money, credit, banks]. Moscow, People's Friendship University of Russia Publ., 2001, 448 p.

6. Den 'gi. Kredit. Banki: uchebnik [Money. Credit. Banks: a textbook]. Moscow, TK Velbi, Prospekt Publ., 2003, 624 p.

7. Lavrushin O.I. Ot teorii banka k sovremennym problemam ego razvitiya v ekonomike [From the theory of bank to modern problems of its development in the

economy]. Bankovskoe delo - Banking, 2003, no. 7, pp. 2-9.

8. Lavrushin O.I. Bankovskoe delo [Banking]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2006, 768 p.

9. Mirkin Ya.M. Finansovoe budushchee Rossii: ekstremumy, bumy, sistemnye riski [Financial future of Russia: extrema, booms, system-related risks]. Moscow, GELEOS Publishing House, Kepital Treid Kompani Publ., 2011, 480 p.

10. Nechaev A.A. Antikrizisnye mery gosudarstva: problemy effektivnosti i kontrolya [Crisis response measures of the State: problems of efficiency and control]. Bankovskoe delo - Banking, 2009, no. 3, p. 27.

11. Khoroshev S. Stavka refinansirovaniya kak antikrizisnaya i antiinflyatsionnaya mera: mneniya ekspertov [Refinancing rate as a crisis response and an anti-inflationary measure: expert opinions]. Bankovskoe delo - Banking, 2009, no. 1, pp. 36-39.

Denis A. VAVULIN

Bank of Russia, Moscow, Russian Federation vavulin1972@mail . ru

Sergei V. SIMONOV

Financial University under Government of Russian Federation (Orel Branch), Orel, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.