УДК 378
Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: irinagorbushina@mail.ru Pozdnyakova I.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Electroizolyator, Russia), E-mail: pozdnikova@mail.ru
Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Culture of Health, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION. The article studies one of the most significant problems that has arisen in connection with the changes that have been fixed in the Russian educational system over the past three decades. First of all, the influence of corresponding metamorphoses on the educational process carried out in the modern educational organizations' space is examined in detail. Another important problem standing in the way of the modern education system further modernization in the Russian Federation is the problem of interaction between universities and employers, and it is also reflected in this article. Both of these problems are interconnected in a certain way, because in modern universities, the scientific and educational process is replacing the teaching process. The latter is focused on the release of a quality specialist. The analysis of the educational process at the university (from traditional to block-modular) is presented. Independent students' work is analyzed. Importance of introduction of digital technologies is proved.
Key words: educational process, scientific and educational, process approach, block-modular approach, digital technologies, information technologies, mobile education environment.
И.А. Ерина, канд. психол. наук доц., ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, E-mail: irinagorbushina@mail.ru И.Р. Позднякова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. психологии и педагогики Гжельского государственного университета, п. Электроизолятор, E-mail: pozdnikova@mail.ru
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, проф. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В качестве основного предмета рассмотрения в настоящей статье поднимаются наиболее значимые проблемы, возникшие в связи с изменениями, фиксирующимися в образовательной системе России на протяжении трёх последних десятилетий. Прежде всего подвергается детальному рассмотрению влияние соответствующих метаморфоз на образовательный процесс, осуществляемый в пространстве современных образовательных организаций. Ещё одна немаловажная проблема, стоящая на пути дальнейшей модернизации современной системы образования в РФ, - взаимодействие вузов с работодателями. Она также нашла отражение в данной статье. Обе эти проблемы определённым образом взаимосвязаны, ведь в современных вузах на смену обучающему процессу приходит научно-образовательный. Последний ориентирован на выпуск качественного специалиста. Представлен анализ процесса образования в вузе (от традиционного до блочно-модульного). Проанализирован процесс самостоятельной работы обучающихся. Доказывается важность внедрения цифровых технологий.
Ключевые слова: образовательный процесс, научно-образовательный, процессный подход, блочно-модульный подход, цифровые технологии, информационные технологии, мобильная среда образования.
Актуальность избранной проблематики заключается в том, что в ней рассматриваются наиболее характерные тенденции, фиксирующиеся в отечественной системе образования на протяжении трёх последних десятилетий. Следовательно, рассмотрение её основной проблематики будет в значительной степени способствовать преодолению затруднений, могущих возникнуть в ходе дальнейшей модернизации отечественной системы образования [1-5].
Цель данной статьи - изучение наиболее значимых процессов, фиксирующихся на сегодняшний день в образовательной системе Российской Федерации.
С целью связаны следующие задачи:
- исследовать развитие системы отечественного ВО как одного из факторов, обусловливающих его современное состояние;
- конкретизировать современное состояние системы высшего образования в РФ;
- изучить основные проблемы, стоящие на пути её дальнейшей модернизации;
- исследовать способы решения таких проблем и выделить наиболее эффективные из их числа.
Методы исследования: анализ специальной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы авторов.
В России система высшего образования сложилась очень давно, причем основана она была на традиционном процессе непрерывного и последовательного усвоения знаний. Несмотря на такую многовековую историю, система не получила никаких существенных изменений. Однако сегодняшний объем знаний, который приходится обрабатывать обучающимся, настолько велик, что невыполнимой задачей становится даже частичное его освоение. С другой же стороны, в связи со стремительно изменяющимся окружающим миром эта информация имеет свойство к очень быстрой потере своей актуальности. Именно поэтому выпускники современных высших учебных заведений по завершении обучения должны самостоятельно «подпитывать» себя новыми, актуальными знаниями хотя бы для того, чтобы обладать набором актуальных компетенций, то есть заниматься саморазвитием и самообразованием. Эти факторы заставляют современные вузы модернизировать процесс образования, направляя образовательный процесс на обучение выпускника решать те вопросы, которые у него могут возникнуть в ближайшем будущем, в начале его профессиональной деятельности [1].
Процесс образования сегодня - это некая динамическая характеристика получения знаний и навыков, которая предполагает наличие целей, содержания,
способов и средств достижения результатов, организацию и определенные условия воспитания и обучения и, разумеется, определенную результативность этих всех процессов. Исследователи еще в начале XIX века отмечали, что «сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его» [2].
Рассмотрим основные тенденции развития системы образования Российской Федерации на современном этапе развития. Саморазвитие личности в процессе обучения человека - это одна из основополагающих задачей современной системы образования в целом. Хочется отметить, что сам по себе образовательный процесс не должен прекращаться на протяжении всей жизни. К примеру, выпускники высших учебных заведений с момента трудоустройства на свое первое рабочее место продолжает обретать новые навыки и знания; собственно, даже опытные сотрудники по мере выполнения своих должностных обязанностей сталкиваются с чем-то новым, ранее неведомым. Считается, что те специалисты, которые успешно справляются с обучением во время рабочего процесса, наиболее конкурентоспособны на современном рынке труда.
Традиционная форма организации процесса образования может быть описана как сообщающее, контактное обучение, которое характеризуется по предметно-дисциплинарному принципу, причем этот процесс по своей сути не управляем. Стоит сразу отметить, что приведенная выше характеристика - не оценочная. Совмещая эту методику образования с психологическими особенностями обучающихся, традиционная форма показывает весьма высокую результативность на выходе. Высшие учебные заведения занимаются подготовкой «специалистов будущего», поэтому им просто необходимо давать наиболее нужные и актуальные знания, которые отвечают самым современным требованиям. Руководство высших учебных заведений для достижения наивысших результатов должно изучать и анализировать настоящие потребности организаций, фирм, предприятий, требования будущих потребителей к навыкам и набору знаний выпускников [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что главным вопросом для вуза является определение его текущей ориентации, управление собственным научно-образовательным процессом по каждой из предлагаемых программ. Подбор преподаваемых дисциплин должен выполняться в разрезе с квалификационной характеристикой конкретного специалиста, предполагаемого региона работы,
требований рынка труда этой местности. Считается, что наиболее эффективная система управления качеством в системе высшего образования - концепция Всеобщего управления качества, которая, как правило, применяется вместе с главными принципами менеджмента качества, прописанными в стандартах ISO 9000. Международная практика определила для себя, что под знаком ISO 9000 понимается степень соответствия исследуемого объекта требуемым качествам.
При использовании такой методологии используется процессный подход, который стал основой работы системы управления качеством как таковой. Современные университеты обладают определенной спецификой: процесс образования полностью построен на поиске и обработке новых знаний, то есть это научный процесс; в вузах имеется обширная номенклатура направлений подготовки и специальностей; специалисты готовятся с помощью одно- и двухуровневой модели подготовки кадров высокой квалификации. Вообще, сам процесс образования в высшем учебном заведении может быть рассмотрен со стороны «черного ящика» [10].
Среднестатический абитуриент, который обладает теми или иными знаниями, компетенциями и умениями, проходит «точку входа» в систему высшего образования (речь идет о вступительных экзаменах, которые в Российской Федерации унифицированы в виде ЕГЭ), и в случае успешного итоговых испытаний (иначе - итоговой государственной аттестации) выпускник становится обладателем соответствующей его специальности квалификации.
С другой стороны, проектирование научно-образовательного процесса тоже имеет свои особенности. Начать следует с того, что в первую очередь высшее учебное заведение осуществляет подбор и разработку учебных дисциплин, причем этот процесс должен осуществляться строго в соответствии с квалификационными характеристиками будущих специалистов. На основании этих исследований вуз формирует свою основную образовательную программу (далее - ООП), которая представляет собой набор формализованной документации, содержащей в себе цели, состав и способы достижения конечных целей образования и воспитания обучающихся. Организация процесса образования в высшие учебные заведения предполагает в первую очередь разработку, утверждение и реализацию учебного плана на период обучения по специальностям [3]. В каждый такой план входит график процесса обучения, план и сводные данные по временному бюджету обучающихся. Учебный план может быть создан как в классическом представлении, так и в блочно-модульном виде. Последний тип реализации особое распространение получил в конце прошлого века, так как именно такой подход учитывает большую часть требований к подготовке современных специалистов с высшим образованием, а также дает возможность руководству высшего учебного заведения учесть современные требования к подготовке выпускников. Блочно-модульная реализация образовательного процесса подразумевает наличие следующих составных элементов: квалификационная характеристика специалистов, учебный план в блочно-модульном представлении, план преподавания основной учебной программы, технологии, применяемые в ходе обучения. Немаловажное значение имеет и подготовка будущих специалистов.
Квалификационная характеристика будущих специалистов, как правило, содержит в себе требования, которые предъявляются к их уровню подготовки по той или иной образовательной программе, а также виды, структуры и сферы будущей профессиональной деятельности, список типовых функций и задач на производстве. Наряду с этой документацией формируются также модели подготовки будущих специалистов, которые в первую очередь основываются на профессиограмме (описание требований и психологических норм к деятельности определенного специалиста), профессионально-должностных требованиях, квалификационном профиле.
Блочно-модульный учебный план разрабатывается с учетом организации различных видов познавательной деятельности обучающихся; главной целью здесь выступает именно личность студента: преподаватель не только обеспечивает передачу информации обучающемуся, но и предоставляет полный спектр дидактического материала, становится менеджером для целой группы студентов [3].
Блочно-модульный подход к организации учебного плана подразумевает деление каждой из учебных дисциплин на части (модули), которые, в свою очередь, интегрируются в целые блоки на каждом уровне изучения этой дисциплины. Особенно полезен такой подход в случае, если речь идет об организации междисциплинарных связей в процессе обучения.
Таким образом, каждая из дисциплин должна быть разделена на соответствующие модули, представляющие логически ответвленные самостоятельные части большого курса, причем на входе и на выходе в этих модулях должен подразумеваться контроль знаний. В принципе дисциплины могут быть представлены и в виде одного модуля. Контроль знаний на входе и выходе в модули обеспечивают постоянный мониторинг уровня готовности и обученности студентов до и после прохождения этапов обучения. Преподаватель получает возможность в реальном времени отслеживать уровень знаний обучающихся и при необходимости вносить корректировки в программу.
В процессе формирования системы контроля знаний также необходимо учитывать ряд требований.
В первую очередь контроль должен быть максимально объективным, а сама дисциплина - содержать в себе те материалы, которые могут быть оценены надежным способом. Согласно ООП, для каждой преподаваемой в высшем
учебном заведении дисциплины создается собственная учебная программа, которая обязательно должна включать в себя задачи и цели ее изучения, сетку часов и тематический план, учебно-методические карты, контрольные материалы, описания форм проведения промежуточных контрольных мероприятий для обучающихся, формы самостоятельного обучения студентов и списки литературы (основной и дополнительный). Предварительное составление проекта учебного процесса дает возможность делить дисциплину на отдельные составляющие части, что позволяет преподавателю оценить объем её содержания, а студенту - научиться планировать свою деятельность, организовывать её должным образом, осуществлять мероприятия по самоконтролю. Кроме всего прочего, у преподавателей появляется возможность организации индивидуального подхода в работе с каждым из обучающихся [3].
С помощью такой методики становится возможным более быстрое и точное развитие исследовательских и аналитических умений у студентов, а также обучение их навыкам самостоятельной работы. Ведь принятие самостоятельных решений, проницательный взгляд в дальнейшее развитие событий - именно такие требования к соискателям работы сегодня предъявляют работодатели.
Процесс самостоятельной работы обучающихся сегодня - это большой и очень важный пласт образовательного процесса, который помогает правильно усвоить, закрепить, а в дальнейшем - и применить эти знания. Именно поэтому самостоятельная работа обучающихся в обязательном порядке должна быть регламентирована и зафиксирована при составлении учебного плана.
Преподаватели в ходе планирования самостоятельной работы обучающихся учитывают следующие факторы: психологические условия достижения положительного результата самостоятельной работы студента, профессиональную ориентацию дисциплины, ограниченный временной ресурс у студентов, индивидуальный подход к самостоятельной работе у обучающихся.
Таким образом, форма работы должна варьироваться в зависимости от содержания дисциплины и ее модулей, от уровня предоставляемого образования и степени изначальной подготовки студента (последнее, кстати, можно определить с помощью входного и выходного контроля). Собственно, от правильно подобранного способа контроля зависит эффективность работы каждого обучающегося и группы в целом. Среди часто используемых методов выделяют корректирующий контроль, констатирующий контроль, а также - самоконтроль.
Хотелось быть отметить, что блочно-модульный подход к построению учебных дисциплин в добавок ко всему предъявляет достаточно высокие требования к методическому обеспечению процесса обучения. Именно поэтому у преподавателей возникает необходимо в организации дидактического комплекса каждой из преподаваемых дисциплин, который включает в себя учебную программу преподаваемой дисциплины, учебник и другие учебные пособия, курс лекций по изучаемому предмету, список методических рекомендаций к проведению семинаров, практических занятий и лабораторных работ, рекомендации для организации самостоятельных занятий и подготовке курсовых работ, фонды оценочных средств.
Сегодня каждый гражданин РФ столкнулся с активным внедрением цифровых технологий практически во все сферы нашей жизни. В первую очередь такую акселерацию дали банковская сфера и экономика [4]. Важные информационные ресурсы без проблем доступны сегодня людям разных возрастов и категорий, благодаря чему складывается ощущение, что именно с помощью цифровых технологий можно решать любые проблемы, которые так заботят современных людей. А обширная роботизация сфер обслуживания серьезно поставила вопрос о конкуренции «живых» сотрудников и роботов. Польза от использования новых технологий, безусловно, неоспорима, однако такие способы обработки информации сталкивают нас с новыми аспектами защиты персональных данных и вопросами правовой этики. Именно поэтому очень важно понимать актуальное место и роль цифровых технологий в современном образовательном процессе [4].
Государство активно занимается внедрением информационных технологий в каждой сфере: экономике, промышленности, здравоохранении, образовании и прочих. Особенно активно цифровизация происходит в тех структурах, где от внедрения ощущается явный экономический эффект. Безусловно, молодое поколение обязательно должно погружаться в информационную среду [2]. Однако столь динамичный процесс следует поместить в некоторые рамки, продиктованные образовательной системой.
Образовательный процесс в столице Российской Федерации «возглавила» Московская электронная школа. Благодаря всесторонней поддержке Министерства просвещения России удалось обозначить сразу целый ряд приоритетных направлений для развития такого образовательного процесса. Большая часть предложений оказалась по-настоящему актуальной и позволила по-новому построить процесс обучения. Но все равно открытым остался следующий вопрос: каким образом образовательная технология может быть построена для достижения максимальной эффективности?
В любом случае необходимо четко понимать, что сегодняшние выпускники школ, активно использующие электронное обучение как формат образовательного процесса, совсем скоро придут в высшие учебные заведения, которые, в свою очередь, должны быть готовы к работе с такой категорией студентов.
Высшее образование как таковое совершило несколько основополагающих шагов в этом направлении: создало онлайн-платформы для свободного доступа
обучающихся к открытым образовательным ресурсам, сервисы для тестирований и мониторинга уровня знаний и прочие.
В подобных условиях можно с определённой долей уверенности говорить о следующих проблемах, встающих на пути дальнейшей модернизации системы отечественного ВО:
- нехватка педагогов, обладающих квалификацией, достаточной для успешной профессиональной деятельности в условиях нарастающей цифрови-зации образовательной среды;
- проблема баланса между вариативностью, гибкостью образовательных программ, с одной стороны, и едиными подходами, требованиями и условиями образования, с другой;
- некоторое отставание материальной базы ряда образовательных организаций от требований цифрового века;
- недостаточное развитие воспитательной составляющей образовательного процесса и острая необходимость её адаптации к новым условиям;
- в ряде случаев - отсутствие эффективной взаимосвязи между системой среднего образования, с одной стороны, и высшего, с другой;
- недостаточное внимание к выработке практических навыков у обучающихся в учреждениях системы высшего образования;
Библиографический список
- диспропорция в распределении вузов по территории РФ и, следовательно, некоторый кадровый дефицит в ряде регионов, в частности, это касается педагогических кадров [5].
Таким образом, основным условием формирования полноценной мобильной среды образования является исследовательский подход к созданию обширного спектра необходимых компетенций будущих специалистов. Однозначно, что системе образования необходимо переходить от пассивных методов передачи знаний и опыта к таким методам обучения, которые позволяют развивать проблемно-ориентированную специфику развития обучающихся. Такие диалогические образовательные модели вобрали в себя лучший опыт научно-исследовательского процесса.
Научная новизна статьи определяется выявлением основных проблем, стоящих на пути дальнейшей модернизации современной системы российского ВО.
Теоретическая значимость статьи состоит в расширении знаний о процессах, происходящих в системе современного отечественного ВО.
Практическая значимость заключается в том, что на основе анализа специальной литературы и опыта профессиональной деятельности авторов определены основные направления дальнейшего развития высшего образования в России.
1. Алипханова Ф.Н., Атаева Э.А. К вопросу о формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения. Вестник университета (ГУУ). 2014; № 4: 215 - 217.
2. Ашхотов О., Здравомыслов М., Ашхотова А. Компьютерные технологии в образовании. Высшее образование в России. 2006; № 3: 109 - 118.
3. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. Москва, 2005.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, 2001.
5. Эксперты назвали главные проблемы российского образования. Available at: https://sn.ria.ru/20200205/1564295666.html
References
1. Aliphanova F.N., Ataeva 'E.A. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury buduschego pedagoga professional'nogo obucheniya. Vestnik universiteta (GUU). 2014; № 4: 215 - 217.
2. Ashhotov O., Zdravomyslov M., Ashhotova A. Komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006; № 3: 109 - 118.
3. Voronina T.P., Kashicin V.P., Molchanova O.P. Obrazovanie v 'epohu novyh informacionnyh tehnologij. Moskva, 2005.
4. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva, 2001.
5. 'Eksperty nazvali glavnye problemy rossijskogo obrazovaniya. Available at: https://sn.ria.ru/20200205/1564295666.html
Статья поступила в редакцию 30.11.21
УДК 37.015.3
Fomenko I.I., postgraduate, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: irinaivanovnafomenko@ yandex.ru
THEORETICAL CHARACTERIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS TO FORM REJECTION OF CRUELTY IN CHILDREN OF AN ORPHANAGE. The article is dedicated to a relevant problem of developing rejection of cruelty among children who live in an orphanage. The author analyzes a problem of the theoretical component of psychological and pedagogical conditions for the formation of rejection of cruelty among orphans. Factors provoking cruelty in children brought up in an orphanage are considered. Reasons for the occurrence of cruelty in children in an orphanage are presented. The article considers the basic components of the concepts of psychological conditions and pedagogical conditions. The essential characteristic of the concept of cruelty is presented. The necessity of creating special psychological and pedagogical conditions in an orphanage is argumentatively proved. In conclusion, the author deduces and substantiates the psychological and pedagogical conditions for the formation of rejection of cruelty among the children of an orphanage, based on the analysis of works published by Russian and foreign psychologists, teachers and the practical experience of employees of orphanages.
Key words: cruelty, deviation, rejection of cruelty, children in orphanage, psychological and pedagogical conditions, conditions of formation.
И.И. Фоменко, аспирант, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,
E-mail: irinaivanovnafomenko@ yandex.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НЕПРИЯТИЯ ЖЕСТОКОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
Статья посвящена проблеме формирования неприятия жестокости у воспитанников детского дома. Автор дает теоретическую характеристику психолого-педагогических условий формирования неприятия жестокости у воспитанников детского дома. Рассмотрены факторы, провоцирующие жестокость у детей, воспитывающихся в детском доме. Представлены причины возникновения жестокости у воспитанников детского дома. В статье рассмотрены базовые составляющие понятий «психологические условия», «педагогические условия». Дана сущностная характеристика понятия «жестокость». Аргументированно доказывается необходимость создания особых психолого-педагогических условий в детском доме. В заключение автором выведены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования неприятия жестокости у воспитанников детского дома, основанные на анализе трудов отечественных и зарубежных психологов, педагогов и практического опыта сотрудников детских домов.
Ключевые слова: жестокость, девиация, неприятие жестокости, воспитанники детского дома, психолого-педагогические условия, условия формирования.
Актуальность данной проблематики заключается в том, что современные теоретические исследования посвящены проблеме жестокости в детской среде, но возникает необходимость выявления и обоснования обязательных психолого-педагогических условий формирования личности воспитанников детского дома с определённой установкой, в нашем случае - формирование неприятия жестокости в любых её проявлениях.
Практически ежедневно в новостных лентах мы наблюдаем сообщения о фактах проявления жестокости и насилия в детской и подростковой среде, начиная от жестокого обращения с животными, буллинга и травли, вплоть до избиения до смерти. Основной проблемой является то, что всё большее количество детей и подростков получают от этого удовольствие либо наблюдают за происходящим с иронией или равнодушием. Рассматривая воспитанников детского дома