Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к решению проблемы преемственности и непрерывности образования в системе «Школа-негосударственный вуз»'

Концептуальные подходы к решению проблемы преемственности и непрерывности образования в системе «Школа-негосударственный вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И СОГЛАСОВАННОСТЬ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЕДИНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФАКТОРЫ СОВМЕСТИМОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / SUCCESSION AND COORDINATION OF THE COMPONENTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / UNITED EDUCATIONAL STANDARD / FACTORS OF COMPATIBILITY OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шимановская Светлана Владимировна

Рассматриваются состояние высшего образования в России и концептуальные подходы к вопросу о преемственности и координации в образовательной системе «государственная школа – негосударственный вуз». Определены три основные проблемы, препятствующие модернизации образовательной системы высшего образования и факторов совместимости образовательного процесса. Проанализирован уровень подготовки студентов, разработаны компетенции и качество преподаваемых предметов. Предложен новый подход, обеспечивающий взаимодействие между школами, колледжами и частными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шимановская Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual approaches to the issue of succession and continuity of education in a “public school-private institute” system

This article describes condition of higher education in Russia and conceptual approaches to the issue of succession and coordination of educational system from public school to private institute. The author has defined three main problems that block modernization in educational system of higher education and factors of compatibility of educational process. She tests the level of students` developed competences and quality of taught subjects. The author specifies the importance of the new approach that leads to interaction among schools, colleges and private institutions.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к решению проблемы преемственности и непрерывности образования в системе «Школа-негосударственный вуз»»

88

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 378

С.В. Шимановская

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА-НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВУЗ»

Рассматриваются состояние высшего образования в России и концептуальные подходы к вопросу о преемственности и координации в образовательной системе «государственная школа - негосударственный вуз». Определены три основные проблемы, препятствующие модернизации образовательной системы высшего образования и факторов совместимости образовательного процесса. Проанализирован уровень подготовки студентов, разработаны компетенции и качество преподаваемых предметов. Предложен новый подход, обеспечивающий взаимодействие между школами, колледжами и частными учреждениями.

Ключевые слова: преемственность и согласованность компонентов образовательного процесса, единый образовательный стандарт, факторы совместимости учебного процесса.

Появление в нашей стране значительного числа учебных заведений, сразу же получивших в обиходе название негосударственных, сделало надолго актуальным исследование этого феномена. Возникновение множества не финансируемых из государственного бюджета образовательных структур и было свидетельством наступления эпохи радикальных реформ в системе образования. В то же время появление этих структур само провоцировало такие реформы, которых требовало обновленное общество. В недавнем прошлом считалось, что в государственном вузе более качественное преподавание, основанное на многолетних традициях и уровне преподавательских кадров, к тому же есть возможность бесплатного обучения на бюджетных местах. Согласно государственной статистике 45% вузов России составляют негосударственные высшие учебные заведения, в которых обучается почти 1 млн. студентов, около 14% их общего контингента. С одной стороны, негосударственное образование получило признание, с другой - до конца не определено, какая реформа образования нужна России и какое место в ней должно занимать негосударственное образование. За достаточно непродолжительный период негосударственные вузы сумели доказать свое право на существование и в отдельных случаях имеют немало преимуществ перед государственными высшими учебными заведениями.

Появление большого числа образовательных учреждений различной организационно-правовой формы усилило проблему преемственности и непрерывности образования. В период плановой экономики концепция непрерывного образования не была и не могла быть реализована. Управлением образования на каждом уровне занималась своя структура. За содержание образования на каждом уровне отвечали организации, не связанные между собой. Экономические стимулы, способные инициировать взаимодействие учебных заведений различного уровня, отсутствовали. Таким образом, развитие рыночных отношений способствует реализации содержательного глубинного аспекта интеграционных процессов в образовании.

Необходимость преемственности в обучении подчеркивали в своих трудах педагоги-классики (А. Дистервег, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци и др.). Они указывали, что знания лучше усваиваются тогда, когда каждое последующее их звено основывается на предыдущем, а новое присоединяется к ранее усвоенному в строгом логическом порядке. Согласно их мнению преемственность выступает фактором, способствующим качественному усвоению знаний учащихся. Важной составной частью непрерывного образования является обеспечение иерархически преемственной цепочки взаимосвязанных, но автономных подсистем: ПТУ, техникум, колледж, средняя школа, вуз, институт повышения квалификации, аспирантура, докторантура.

В соответствии с определением, данным С.М. Годником [2], под преемственностью понимается последовательное развертывание вузовской системы учебно-воспитательного процесса в диалектической связи с системой деятельности общеобразовательной школы с целью формирования студента как субъекта вузовского обучения и воспитания. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад - школа, школа - вуз, вуз - последипломное обучение и т.д.), то есть в конечном счете единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования. Преемственность - объективная необходимая связь

между новым и старым в процессе развития. Таким образом, преемственность - это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.

При этом под непрерывностью мы понимаем наличие последовательной цепи учебных задач, переходящих друг в друга на всех этапах образования человека, продвижение вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Непрерывность образования - это обеспечение необходимой связи в процессе, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

Сложившаяся в современном российском обществе ситуация как раз и характеризуется отсутствием такой единой системы и рассогласованностью целей (и соответственно программ, учебников, контрольных требований) на стыках различных этапов и форм обучения.

Учитывая многообразие форм обучения, можно различать внешнюю преемственность, то есть организационный переход обучения на более высокую ступень (школа - вуз), и внутреннюю преемственность в рамках образовательного учреждения, например начальная школа - основная школа -старшая школа. Вместе с тем для каждой ступени и каждой формы обучения должна быть предусмотрена вариативность программ для обучающихся с разным уровнем подготовки, разными общими способностями и знаниями, разным уровнем личностно-психологической зрелости. Последовательно проведенная стратегия вариативности позволяет в значительной мере снять психологические барьеры, максимально дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, адаптировать его к особенностям учащихся.

Совершенствование содержания образования в соответствии с принципом преемственности и согласованности компонентов образовательного процесса должно обеспечивать непрерывность образования, взаимосвязь образовательных учреждений. Взаимосвязь достигается объединением учебной информации школы и вуза в целостную систему. Но осуществляемые в настоящее время периодические попытки модернизации содержания образования за счет организационно-структурных преобразований и создания альтернативных программ приводят к возникновению ряда проблем.

1. Инновационный поиск, основанный только на идее профильной дифференциации, может привести к свертыванию полноценного среднего образования, сужению географии и локализации его в крупных административных, культурных и научных центрах, что повлечет за собой снижение уровня образования в стране в целом.

2. Отсутствие непрерывности и преемственности между школьным и вузовским образованием, особенно в плане развития общеучебных умений. Окончив школу, выпускник чаще всего не готов к продолжению образования. Он не владеет приемами получения и переработки информации, не умеет самостоятельно работать с материалом и очень часто пытается по школьной привычке все выучить, то есть зазубрить.

3. Различие научного и учебного знаний. Если в школе структурирование программного материала нацелено на предметные знания, то высшая школа предполагает научный подход. В этом ракурсе действующие в настоящее время в России школьные и вузовские программы являются трудно совместимыми. Так, например, в высшей школе при разработке государственного образовательного стандарта развит подход, основанный на структурировании научных знаний, преобразованных затем в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. В общеобразовательной школе делается попытка представить содержание общего среднего образования в виде образовательных областей, в то время как школьный учебный план носит складывающийся десятилетиями дисциплинарный характер, на который и ориентирована высшая школа [1]. Нужна научная экспертиза образовательных программ средних образовательных учреждений, с тем чтобы в основе была структура и содержание образовательно-профессиональных программ высшего образования, так как сегодня выпускники среднего образовательного учреждения в основном ориентируются на получение высшего образования. Согласованные по структуре программы общего и вузовского образования могли бы стать базисом для формирования единого образовательного стандарта.

Отсутствие глубоких теоретических разработок основ взаимодействия средних и высших образовательных учреждений отрицательно сказывалось на эффективности подготовки научно ориентированных, склонных к исследовательской работе школьников, профессиональной ориентации молодых людей и воспроизводстве кадров для науки и производства.

Переход к рыночным отношениям создал для абитуриентов проблему выбора образовательного учреждения. Был проведен опрос [3].

Вопрос анкеты: «Представьте, что вам предоставлена возможность выбрать высшее учебное заведение. Какой бы вуз вы выбрали - государственный или негосударственный?». 66,6% респондентов выбрали бы государственный вуз, а 13,5% - негосударственный. На вопрос «Престижно ли учиться в вашем вузе?» - положительно ответили 76,8% студентов государственных вузов и 52,4% негосударственных. Рейтинг государственного образования по-прежнему выше, чем негосударственного; но престижность обучения в негосударственных вузах выросла, однако при наличии выбора молодежь все же предпочла бы учиться в государственных вузах.

Предпочтение государственного высшего образования - очень важный фактор в общественном сознании, требующий осмысления. Видимо, в массовом сознании негосударственный вуз понимается как вуз частный и платный, а государственное образование как в основном бесплатное. Такая установка объясняется не только историческим наследием, но и отсутствием в общественном сознании четких представлений о том, какой общественный уклад сегодня формируется в России и какую образовательную систему этот уклад порождает. Сравнительные результаты оценки приведены в табл. 1.

Таблица 1

Блок оценки качества преподавания дисциплин

Оценка Г осударственный вуз Негосударственный вуз

Болшинство дисциплин:

а) преподаются интересно 52 73

б) понятно, доходчиво 71 81

в) связаны с практикой 54 48

Предметов достаточно много, нагрузка большая 53 63

Институт предоставляет гибкие графики изучения дисциплин 12 22

Есть возможность выбрать изучаемые дисциплины 7 24

Негосударственные вузы лидируют по таким показателям, как «большинство дисциплин преподаются интересно», «понятно, доходчиво», «институт предоставляет гибкие графики изучения дисциплин», «есть возможность выбрать изучаемые дисциплины», «предметов много, нагрузка большая».

При опросе абитуриентов выяснилось, что в государственные вузы обычно идут выпускники лицеев, гимназий, профильных классов. Студенты негосударственных вузов в основном выпускники средних школ, без определенных приоритетов.

В силу указанных тенденций каждая последующая сфера социальной практики, высшее образование в частности, вынуждена осуществлять не свойственную ей функцию: восполнять пробелы предшествующего образования и воспитания. Решение этой проблемы может быть осуществлено на основе четко налаженного взаимодействия школьного и вузовского образования и, прежде всего, обеспечения преемственности в становлении личности обучающегося, в содержании обучения, в методах и средствах обучения. Итак, очевидным является вывод о том, что говорить о преемственности средней и высшей школы пока рано.

Как отмечают преподаватели вузов [2], первокурсники в общей своей массе недостаточно владеют навыками интеллектуального труда, самостоятельной работы, психологически слабо подготовлены к активной познавательной деятельности, к преодолению естественных трудностей перехода из одной системы образования в другую.

Ввиду того что целью общеобразовательного учреждения является формирование общей культуры обучающихся, а высшей школы - подготовка специалиста, обладающего не только глубокими профессиональными знаниями, но и высоким уровнем культуры, способностями к дальнейшему творческому развитию, то преемственность школьного и вузовского образования касается не только содержания образования, но и форм, методов и средств образования, включая социальнопсихологические условия нравственного развития и психолого-педагогические условия формирования творческой личности [1].

К этим условиям относятся:

1) знание учителями средних образовательных учреждений и преподавателями вузов форм и методов обучения в средней и высшей школе;

2) обеспечение преемственности форм, методов и приемов обучения между средними и высшими образовательными учреждениями;

3) обучение учащихся средних образовательных учреждений приемам и способам самообразования и самоконтроля, методам вузовского обучения;

4) создание в среднем образовательном учреждении атмосферы обучения близкой к вузовской (изменение школьного расписания - от «мозаичной» подачи предметов к блочно-модульной; изменение режима работы школы - от четвертного к сессионному и т.п.).

При переходе из среднего образовательного учреждения в вуз школьники не имеют опыта учения в новых обстоятельствах. Возникает противоречие между новым статусом учащихся (бывшие школьники уже студенты) и их предварительной подготовкой к обучению в новых условиях.

Так, например, опрос учителей школ и преподавателей вузов показал (табл. 2), что учителя школ в несколько раз завышают показатели умений своих выпускников по сравнению с оценкой, данной этим же выпускникам преподавателями вузов [4].

Таблица 2

Сформированность учебных умений обучаемых, %

Умения Учителя школ Преподаватели вузов

Интеллектуальные умения

1. Анализировать 89 31

2. Выделять главное 96 15

3. Сравнивать 96 8

4. Обобщать и систематизировать 95 23

5. Доказывать и опровергать 90 20

6. Классифицировать 32 31

7. Моделировать 40 10

Умения учебной деятельности

1. Ставить цель деятельности 89 31

2. Отбирать содержание деятельности 96 30

3. Владение способами действий 95 35

4. Умение рефлексировать 90 28

5. Умение оценивать 97 40

Завышение отметок учащимся в школе связано, прежде всего, с пресловутым средним баллом учащихся, который давит тяжелым грузом как на учителей-предметников, так и на администрацию школы.

В России формируется структура высшего образования, включающая в себя мощное ядро государственных вузов и динамичный слой вузов негосударственных. Содержание образовательной деятельности как в государственных, так и в негосударственных вузах регламентируется государственным стандартом, контролируется посредством процедур лицензирования, аттестации и аккредитации. Негосударственные вузы начали участвовать в конкурсах государственного заказа на подготовку профессионалов. Принципиально важными являются не только внутренние процессы, происходящие в системе государственных и негосударственных вузов, но и те внешние условия, в которых осуществляется их деятельность. Как государственные, так и негосударственные вузы испытывают трудности в процессе преемственности и непрерывности образовательного процесса в системе «школа - вуз». Мы выделили факторы совместимости учебного процесса по созданию непрерывности в системе «школа-вуз» (табл. 3). Они оказались различными в государственном и в негосударственном вузе.

Практическая значимость нового концептуального подхода к взаимодействию средних и высших негосударственных образовательных учреждений подтверждается следующим.

Во-первых, накопленный опыт взаимодействия средних и высших образовательных учреждений требует его обобщения с системных позиций.

Таблица 3

Факторы совместимости учебного процесса в системе «школа - вуз»

Факторы совместимости Школа - государственный вуз Школа - негосударственный вуз

Определение содержания образовательных областей в соответствии с профилем обучения На основе договора о сотрудничестве Самостоятельно, если есть маркетинговая служба. Приближение учебного процесса к запросам обучаемых

Формы и методы обучения Открытие классов, спрофилированных на конкретный вуз, конференции, научноисследовательская работа Г ибкость и динамичность реагирования на изменения спроса на рынке специалистов. Инновационный подход в обучении

Контроль уровня образовательной подготовки учащихся Олимпиады; итоговая аттестация и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого этапа образования Период вступительных экзаменов. Сам вуз заранее формирует свой предмет труда (вертикальная интеграция)

Уровень развития ресурсного обеспечения образовательного процесса Высокий уровень обеспеченности квалифицированными педагогическими и научными кадрами. Развитая материальная база Низкий уровень обеспеченности квалифицированными педагогическими и научными кадрами. Комфортность условий для учебы, занятий спортом, досуга, внеаудиторных мероприятий

Во-вторых, организация взаимодействия средних и высших негосударственных образовательных учреждений требует создания методического аппарата оценки различных видов, форм и способов взаимодействия и выбора оптимальных из их числа применительно к каждой конкретной ситуации.

В-третьих, требуют теоретической проработки вопросы управления взаимодействующими образовательными учреждениями при решении ими совместной задачи - подготовки квалифицированных специалистов для науки и производства.

Синтезированная таким образом совокупность знаний по вопросам взаимодействия средних и высших негосударственных образовательных учреждений позволит реализовать концепцию непрерывного образования, поможет учащимся углубить процесс познания предметов, создаст благоприятные условия для продолжения обучения в вузе учащимся, склонным к научно-исследовательской работе, обеспечит воспроизводство квалифицированных кадров в науке и производстве.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время имеет место научная проблема, заключающаяся в необходимости разработки теоретико-методологических и организационных основ взаимодействия средних и высших негосударственных образовательных учреждений в интересах повышения уровня профессиональной подготовки и интеллектуального развития молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Взаимодействие школы и вуза в столичном регионе: опыт, проблемы, пути их решения. М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. Вып. 1-4.

2. Годник С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 1990. 395 с.

3. Заборова Е.Н. Конкурентные преимущества: сравнительный анализ государственных и негосударственных вузов // Университетское управление. 2002. № 4(23).

4. Коломок О.И. Преемственность формирования учебной деятельности в системе «лицей - вуз»: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 1998. 135 с.

Поступила в редакцию 14.10.12

S. V. Shimanovskaya

Conceptual approaches to the issue of succession and continuity of education in a “public school-private institute” system

This article describes condition of higher education in Russia and conceptual approaches to the issue of succession and coordination of educational system from public school to private institute. The author has defined three main problems that block modernization in educational system of higher education and factors of compatibility of educational process. She tests the level of students' developed competences and quality of taught subjects. The author specifies the importance of the new approach that leads to interaction among schools, colleges and private institutions.

Keywords: succession and coordination of the components of the educational process, united educational standard, factors of compatibility of educational process.

Шимановская Светлана Владимировна Shimanovskaya S.V.

АНО ВПО «Ижевский корпоративный университет» Izhevsk Corporate Institute

426035, Россия, г. Ижевск, ул. Репина, 35 Russia, 426035, Izhevsk, Repina st., 35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.