Научная статья на тему 'Преемственность образования в школе и вузе в области естественных наук'

Преемственность образования в школе и вузе в области естественных наук Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
818
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АДАПТАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФАКУЛЬТЕТ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНЦЕНТР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погибельская Наталья Борисовна, Погибельский Александр Прохорович

Статья посвящена проблематике взаимосвязи, в часности, преемственности образования в школе и вузе в области естественных наук. Показана актуальность рассматриваемой проблемы в связи с недостаточным уровнем знаний абитуриентов для прохождения обучения в вузе. Проанализированы концептуальные подходы по данной проблеме в образовательной системе «школа-вуз». Даны определения преемственности в обучении физике и связанной с ней естественнонаучной физической компетентности. Проведен анализ направлений практической деятельности в реализации принципа преемственности образования в школе и вузе. Рассмотрены сферы деятельности по обеспечению взаимодействия школы и вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность образования в школе и вузе в области естественных наук»

УДК 37

Погибельская Наталья Борисовна

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент МИЭТ n_pogibelskaya@mail.ru

Погибельский Александр Прохорович

кандидат физико-математических наук, доцент МИЭТ n_pogibelskaya@mail.ru

Преемственность

ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Natalia B. Pogibelskaya

Candidate of Physical and Mathematical Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor of MIET n_pogibelskaya@mail.ru

Alexander P. Pogibelsky

Candidate of Physical and Mathematical Sciences,

Associate Professor of MIET n_pogibelskaya@mail.ru

Continuity of education

IN SCHOOLS AND UNIVERSITIES IN THE NATURAL SCIENCES

Аннотация. Статья посвящена проблематике взаимосвязи, в часности, преемственности образования в школе и вузе в области естественных наук. Показана актуальность рассматриваемой проблемы в связи с недостаточным уровнем знаний абитуриентов для прохождения обучения в вузе. Проанализированы концептуальные подходы по данной проблеме в образовательной системе «школа-вуз». Даны определения преемственности в обучении физике и связанной с ней естественнонаучной физической компетентности. Проведен анализ направлений практической деятельности в реализации принципа преемственности образования в школе и вузе. Рассмотрены сферы деятельности по обеспечению взаимодействия школы и вуза.

Ключевые слова: преемственность образовательного процесса, преемственность в обучении физике, естественнонаучная физическая компетентность, адаптационное обучение, факультет довузовской подготовки, пропедевтическое обучение, концентр.

Annotation. The article is about the relationship, in the above privacy, continuity of education in schools and universities in the natural sciences. The urgency of the problem due to lack of knowledge of applicants for study at the university. Analyzed conceptual approaches to this problem in the education system «school-high school.» Definitions of continuity in teaching physics and related natural science of physical competence. The analysis of the practice areas in the implementation of the principle of continuity of education in schools and universities. Considered the scope of activities to ensure interaction between the school and the university.

Keywords: continuity of the educational process, continuity in teaching physics, natural science physical competence, adaptive learning, Faculty of Pre-propaedeutic training, cone.

Научно-технический прогресс, приведший к возникновению новых технологий на производстве, компьютеризации всех сфер жизнедеятельности, быстрому старению получаемой информации вызвал потребность в высококвалифицированных специалистах-выпускниках

технических вузов. Одновременно стремительное формирование и развитие инновационных отраслей производства привело к радикальной реформе преподавания естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе, выразившейся, в том числе, и во введении ЕГЭ на выпускных экзаменах. Однако поставленная задача эффективного реформирования системы школьного образования не была решена удовлетворительно до настоящего момента.

По мнению преподавателей вузов, абитуриенты, имеющие высокие баллы по физике, не подтверждают своих знаний по предмету уже на первых порах обучения в вузах. Проведенные тестирования по материалам ЕГЭ среди уже поступивших на первый курс студентов позволили сделать следующие выводы: их знания физики представляют из себя, в основном, определенное количество слабо взаимосвязанных и автоматически освоенных сведений, навыков выполнения некоторых стандартных операций и решения типовых заданий; задания более сложного уровня вызывают значительные затруднения при решении или не решаются вовсе; недостаточно развитые логическое мышление и навыки анализа препятствуют решению прикладных задач [1].

244

Для преодоления этих недостатков необходима соответствующая организация непрерывной естественнонаучной подготовки школьников и студентов на протяжении всего времени обучения, как в средней, так и в высшей школе. В связи с этим возникает проблема преемственности при преподавании естественнонаучных дисциплин, одной из которых является курс физики.

Необходимость преемственности и неразрывности образования неоднократно подчеркивалась в трудах педагогов-^ассиков (К.Д. Ушинский, ИГ. Песта-лоцци и др.), которые указывали, что знания усваиваются более эффективно, когда каждая следующая их часть основана на предыдущей, а новое знание соединяется с ранее усвоенным в строго логическом порядке. В соответствии с их мнением, преемственность является фактором, который способствует более качественному усвоению знаний.

Согласно определению С.М. Годника [2], преемственность - это последовательное протекание учебного процесса в вузе, находящееся в неразрывной связи с деятельностью общеобразовательной школы в целях формирования студента в качестве субъекта обучения в высшей школе, а, в конечном счете, единая организация всех этапов (школа - вуз - послевузовское обучение) в рамках единой системы образования.

Под преемственностью в обучении физике мы понимаем постоянное обеспечение неразрывных связей между отдельными разделами курса физики, изучаемыми в едином образовательном процессе «школа-вуз»; расширение и углубление физических компетенций, полученных на предшествующих этапах обучения. Одновременно, отдельные физические представления, определения и понятия должны преобразовываться в единую систему естественнонаучных компетенций при общем повышении уровня естественнонаучного образования обучающихся. При этом, под естественнонаучной компетентностью обучающегося мы понимаем готовность и способность к применению знаний курса физики, умений, навыков и способов деятельности при решении практических задач.

Разрешение указанной проблемы возможно именно в системе «школа-вуз». Однако, в большинстве случаев использование школьных методов обучения направлено в основном на организацию активной классной работы учеников и систематический контроль педагога за результатами их деятельности. В то же время, методы обучения в вузах основаны на большей самостоятельности и ответственности студентов, требуют от поступивших наличия навыков самостоятельного овладения знаниями и умениями.

Принято считать [3, 4], что преемственность в образовательном процессе средней и высшей школы при изучении естественнонаучных дисциплин представляет собой разработку единых подходов при решении теоретических и прикладных задач; систематическое применение уже усвоенных учащимися методов и приемов; постепенное усложнение способов передачи знаний; систематическое введение исследовательских методов при решении проблемных задач.

Анализ работ, посвященных рассматриваемой в статье проблеме, позволил выделить основные

направления практической деятельности в реализации принципа преемственности образования в школе и вузе в области естественных наук.

Первое направление, т.н. «адаптационное обучение», связано с созданием при вузах факультетов довузовской подготовки [5].

Адаптационное обучение на факультетах довузовской подготовки выполняет следующие функции:

- компенсирующую, направленную на ликвидацию пробелов школьного обучения посредством занятий с вузовскими преподавателями в малочисленных группах обучающихся;

- развивающую, направленную на удовлетворение возможностей и потребностей к дальнейшему развитию;

- адаптирующую, направленную на облегчение приспособления школьников к образовательному процессу в вузе;

- корректирующую, направленную на соответствие имеющегося уровня школьного образования требованиям высшей школы.

Образовательный процесс на факультетах довузовской подготовки регламентирован учебным планом и программами. В расписании предусматривается использование двухчасовых занятий (пар учебных часов), соответствующих вузовским формам обучения (лекциям, практическим и семинарским занятиям), вследствие чего будущие абитуриенты заранее приобщаются к обучению в вузе.

Рабочая программа по физике, определяющая подготовку поступающих в вуз, составляется на базе типовой программы для абитуриентов с учетом уровня их базовых знаний, содержания школьной учебной программы по физике, профилю выбранной специальности.

Как правило, факультеты довузовской подготовки предоставляют возможность прохождения двухгодичных, одногодичных и кратких подготовительных курсов. При этом двухгодичные курсы являются, по нашему мнению, наиболее эффективными, поскольку предоставляют обучающимся более продолжительное время на общение с преподавателем, а, следовательно, на решение стоящих перед будущим абитуриентом познавательных проблем.

Помимо подготовки будущих студентов в стенах вуза, преподаватели факультетов довузовской подготовки могут привлекаться к работе непосредственно в школе. В данном случае процесс обучения выступает в качестве альтернативы частному репетиторству, делая возможным поступление в вуз школьников не только с разным уровнем подготовки, но и с различными материальными возможностями их семей.

Таким образом, рассмотренная выше подготовительная структура становится, по сути, научнометодическим центром довузовского обучения, учебная деятельность в котором обеспечивает подготовку школьников к переходу из средней в высшую школу при реализации непрерывности естественнонаучного образования.

245

Другим, наиболее перспективным направлением практической деятельности в реализации принципа преемственности образования в школе и вузе в области естественных наук, представляется пропедевтическое обучение, которое предполагает сознательное наличие обеспечивающих преемственность связей, как в содержании школьного материала, так и в организации учебной деятельности [6].

При этом, непрерывность и неразрывность физического образования, как единой развивающейся системы, обеспечивается последовательностью связанных между собой этапов обучения, каждый из которых создает не только предпосылки для перехода системы на более высокий уровень развития, но и основания для сохранения некоторых элементов целого как системы.

В связи с этим, можно предложить разбить курс физики в системе «школа-вуз» на ряд последовательных ступеней обучения (т.н. «концентров»), каждая из которых связана с предшествующей ей ступенью (основная школа, старшая школа, вуз) единством содержания, при этом являясь более сложной и объемной. Взаимосвязанные концентры (школьные и вузовские курсы физики) составят непрерывный образовательный процесс, в структуре которого каждый концентр окажется связанным с другими связями преемственности.

По нашему мнению, преемственность и неразрывность естественнонаучного образования в школе и вузе может быть обеспечена при введении в образовательный процесс следующих курсов физики: опережающего (V-VI кп.); пропедевтических элективных курсов предпрофильной (IX кп.) и профильной (X-XI кл.) подготовки; общей физики (на 1-3-м годах обучения в вузе).

Литература:

1. Потапова М.В. Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений по физике выпускников средней школы / М.В. Потапова, В. В. Шахматова // Физика в школе: науч.-метод. журн. 2008. № 11.

2. Годник СМ. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования : дис. ... д-ра лед. наук. Воронеж, 1990.

3. Зайниев РМ. Преемственность подготовки в инженерно-техническом образовании: монография. Казань : Изд-во КГУ, 2009.

4. Коломок ОМ. Преемственность формирования учебной деятельности в системе «лицей -вуз» : дис. ... канд. лед. наук. Саратов, 1998.

5. Сманцер АЛ. Концепция преемственности в системе непрерывного образования // Связь теории с практикой в процессе обучения: сб. науч. статей. Минск, 1991. Ч. 1. С. 147-152.

6. Потапова М.В. Пропедевтика в непрерывном физическом образовании (школа - педвуз) : мо-ногр. М. : Прометей, 2008.

Рассмотренные выше направления практической деятельности в реализации принципа преемственности образования в школе и вузе в области естественных наук требуют близкого взаимодействия средней школы и вузов в следующих сферах деятельности:

- во-первых, учебно-методическая деятельность, включающая обновление и адаптацию содержания обучения физике; подготовку и утверждение учебного материала; прямые профессиональные контакты и обмен опытом преподавателей вузов с учителями школ;

- во-вторых, научно-методическая деятельность, включающая преподавание элективных курсов, работу факультативов и пр.; совместное проведение олимпиад и семинаров по физике; разработку обучающих программ и технологий; совместное проведение научно-практических конференций представителей школ и вузов (и преподавателей и обучающихся);

- в-третьих, профориентационная деятельность, включающая описание будущих профессий взаимодействующего со школой вуза, правил приема и условий обучения; дни открытых дверей; услуги профдиагностики.

Востребованность высшего образования и его доступность способствовали возникновению ситуации, когда физику в вузах вынуждены изучать огромные массы студентов, не обладающих ни необходимой подготовкой, ни достаточной мотивацией. Это, в первую очередь, относится к техническим вузам, где курс физики является фундаментом для освоения студентами будущих специальностей. В этой связи обостряется проблема обеспечения преемственности различных уровней естественнонаучного образования во всей цепочке «школа-вуз».

Literature:

1. Potapov M.V. Factors affecting the quality of learning and skills in physics high school graduates / M.V. Potapov, V.V. Shakhmatova // Physics at school: scientific method. m. 2008. № 11.

2. Godnik S.M. Theoretical Foundations of

continuity middle and high schools in the conditions of continuous formation : Dis. ... Dr. ped. Sciences. Voronezh, 1990.

3. Zayniev R.M. Continuity of training in engineering education: a monograph. Kazan : KSU in 2009.

4. Kolomok O.I. Continuity of formation of educational activity in the «high school - high school» : the dissertation ... The candidate of pedagogical sciences. Saratov, 1998.

5. Smantser A.P. concept of continuity in the system of continuous education // Relationship between theory and practice in the learning process: Sat. scientific. articles. - Minsk, 1991. Part 1. P. 147-152.

6. Potapov M.V. Propedeutics continuous physical education (school - teacher training University): monograph. M. : Prometheus, 2008.

246

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.