Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НЕПРИЯТИЯ ЖЕСТОКОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА'

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НЕПРИЯТИЯ ЖЕСТОКОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жестокость / девиация / неприятие жестокости / воспитанники детского дома / психолого-педагогические условия / условия формирования / cruelty / deviation / rejection of cruelty / children in orphanage / psychological and pedagogical conditions / conditions of formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И И. Фоменко

Статья посвящена проблеме формирования неприятия жестокости у воспитанников детского дома. Автор дает теоретическую характеристику психолого-педагогических условий формирования неприятия жестокости у воспитанников детского дома. Рассмотрены факторы, провоцирующие жестокость у детей, воспитывающихся в детском доме. Представлены причины возникновения жестокости у воспитанников детского дома. В статье рассмотрены базовые составляющие понятий «психологические условия», «педагогические условия». Дана сущностная характеристика понятия «жестокость». Аргументированно доказывается необходимость создания особых психолого-педагогических условий в детском доме. В заключение автором выведены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования неприятия жестокости у воспитанников детского дома, основанные на анализе трудов отечественных и зарубежных психологов, педагогов и практического опыта сотрудников детских домов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И И. Фоменко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL CHARACTERIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS TO FORM REJECTION OF CRUELTY IN CHILDREN OF AN ORPHANAGE

The article is dedicated to a relevant problem of developing rejection of cruelty among children who live in an orphanage. The author analyzes a problem of the theoretical component of psychological and pedagogical conditions for the formation of rejection of cruelty among orphans. Factors provoking cruelty in children brought up in an orphanage are considered. Reasons for the occurrence of cruelty in children in an orphanage are presented. The article considers the basic components of the concepts of psychological conditions and pedagogical conditions. The essential characteristic of the concept of cruelty is presented. The necessity of creating special psychological and pedagogical conditions in an orphanage is argumentatively proved. In conclusion, the author deduces and substantiates the psychological and pedagogical conditions for the formation of rejection of cruelty among the children of an orphanage, based on the analysis of works published by Russian and foreign psychologists, teachers and the practical experience of employees of orphanages.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НЕПРИЯТИЯ ЖЕСТОКОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА»

обучающихся к открытым образовательным ресурсам, сервисы для тестирований и мониторинга уровня знаний и прочие.

В подобных условиях можно с определённой долей уверенности говорить о следующих проблемах, встающих на пути дальнейшей модернизации системы отечественного ВО:

- нехватка педагогов, обладающих квалификацией, достаточной для успешной профессиональной деятельности в условиях нарастающей цифрови-зации образовательной среды;

- проблема баланса между вариативностью, гибкостью образовательных программ, с одной стороны, и едиными подходами, требованиями и условиями образования, с другой;

- некоторое отставание материальной базы ряда образовательных организаций от требований цифрового века;

- недостаточное развитие воспитательной составляющей образовательного процесса и острая необходимость её адаптации к новым условиям;

- в ряде случаев - отсутствие эффективной взаимосвязи между системой среднего образования, с одной стороны, и высшего, с другой;

- недостаточное внимание к выработке практических навыков у обучающихся в учреждениях системы высшего образования;

Библиографический список

- диспропорция в распределении вузов по территории РФ и, следовательно, некоторый кадровый дефицит в ряде регионов, в частности, это касается педагогических кадров [5].

Таким образом, основным условием формирования полноценной мобильной среды образования является исследовательский подход к созданию обширного спектра необходимых компетенций будущих специалистов. Однозначно, что системе образования необходимо переходить от пассивных методов передачи знаний и опыта к таким методам обучения, которые позволяют развивать проблемно-ориентированную специфику развития обучающихся. Такие диалогические образовательные модели вобрали в себя лучший опыт научно-исследовательского процесса.

Научная новизна статьи определяется выявлением основных проблем, стоящих на пути дальнейшей модернизации современной системы российского ВО.

Теоретическая значимость статьи состоит в расширении знаний о процессах, происходящих в системе современного отечественного ВО.

Практическая значимость заключается в том, что на основе анализа специальной литературы и опыта профессиональной деятельности авторов определены основные направления дальнейшего развития высшего образования в России.

1. Алипханова Ф.Н., Атаева Э.А. К вопросу о формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения. Вестник университета (ГУУ). 2014; № 4: 215 - 217.

2. Ашхотов О., Здравомыслов М., Ашхотова А. Компьютерные технологии в образовании. Высшее образование в России. 2006; № 3: 109 - 118.

3. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. Москва, 2005.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, 2001.

5. Эксперты назвали главные проблемы российского образования. Available at: https://sn.ria.ru/20200205/1564295666.html

References

1. Aliphanova F.N., Ataeva 'E.A. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury buduschego pedagoga professional'nogo obucheniya. Vestnik universiteta (GUU). 2014; № 4: 215 - 217.

2. Ashhotov O., Zdravomyslov M., Ashhotova A. Komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006; № 3: 109 - 118.

3. Voronina T.P., Kashicin V.P., Molchanova O.P. Obrazovanie v 'epohu novyh informacionnyh tehnologij. Moskva, 2005.

4. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva, 2001.

5. 'Eksperty nazvali glavnye problemy rossijskogo obrazovaniya. Available at: https://sn.ria.ru/20200205/1564295666.html

Статья поступила в редакцию 30.11.21

УДК 37.015.3

Fomenko I.I., postgraduate, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: irinaivanovnafomenko@ yandex.ru

THEORETICAL CHARACTERIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS TO FORM REJECTION OF CRUELTY IN CHILDREN OF AN ORPHANAGE. The article is dedicated to a relevant problem of developing rejection of cruelty among children who live in an orphanage. The author analyzes a problem of the theoretical component of psychological and pedagogical conditions for the formation of rejection of cruelty among orphans. Factors provoking cruelty in children brought up in an orphanage are considered. Reasons for the occurrence of cruelty in children in an orphanage are presented. The article considers the basic components of the concepts of psychological conditions and pedagogical conditions. The essential characteristic of the concept of cruelty is presented. The necessity of creating special psychological and pedagogical conditions in an orphanage is argumentatively proved. In conclusion, the author deduces and substantiates the psychological and pedagogical conditions for the formation of rejection of cruelty among the children of an orphanage, based on the analysis of works published by Russian and foreign psychologists, teachers and the practical experience of employees of orphanages.

Key words: cruelty, deviation, rejection of cruelty, children in orphanage, psychological and pedagogical conditions, conditions of formation.

И.И. Фоменко, аспирант, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: irinaivanovnafomenko@ yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НЕПРИЯТИЯ ЖЕСТОКОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Статья посвящена проблеме формирования неприятия жестокости у воспитанников детского дома. Автор дает теоретическую характеристику психолого-педагогических условий формирования неприятия жестокости у воспитанников детского дома. Рассмотрены факторы, провоцирующие жестокость у детей, воспитывающихся в детском доме. Представлены причины возникновения жестокости у воспитанников детского дома. В статье рассмотрены базовые составляющие понятий «психологические условия», «педагогические условия». Дана сущностная характеристика понятия «жестокость». Аргументированно доказывается необходимость создания особых психолого-педагогических условий в детском доме. В заключение автором выведены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования неприятия жестокости у воспитанников детского дома, основанные на анализе трудов отечественных и зарубежных психологов, педагогов и практического опыта сотрудников детских домов.

Ключевые слова: жестокость, девиация, неприятие жестокости, воспитанники детского дома, психолого-педагогические условия, условия формирования.

Актуальность данной проблематики заключается в том, что современные теоретические исследования посвящены проблеме жестокости в детской среде, но возникает необходимость выявления и обоснования обязательных психолого-педагогических условий формирования личности воспитанников детского дома с определённой установкой, в нашем случае - формирование неприятия жестокости в любых её проявлениях.

Практически ежедневно в новостных лентах мы наблюдаем сообщения о фактах проявления жестокости и насилия в детской и подростковой среде, начиная от жестокого обращения с животными, буллинга и травли, вплоть до избиения до смерти. Основной проблемой является то, что всё большее количество детей и подростков получают от этого удовольствие либо наблюдают за происходящим с иронией или равнодушием. Рассматривая воспитанников детского дома

как отдельную категорию детей, имеющих дополнительные проблемы в психике и здоровье, связанные с предыдущим жизненным опытом, возникает необходимость создания психолого-педагогических условий формирования неприятия жестокости. В стремительно обновляющемся мире, в котором смещаются границы объективной и виртуальной реальности, не только расширяются возможности, но и повышаются требования к человеку, задача детского дома - обеспечить ребенку формирование необходимых знаний, опыта самостоятельной деятельности, в контексте которой формируется ответственность, готовность к выбору, успешно осуществляется процесс социализации [1-14].

Целью нашей статьи является осуществление теоретической характеристики психолого-педагогических условий формирования неприятия жестокости у воспитанников детского дома. Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий даёт возможность раскрыть их структуру, а также определить механизмы влияния на формирование неприятия жестокости у воспитанников детского дома.

Основными задачами нашей статьи являются рассмотрение причин возникновения жестокости у воспитанников детского дома, выявление и обоснование психолого-педагогических условий, которые необходимо создавать в детских домах для формирования неприятия жестокости у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы в Государственном казённом учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С помощью психоанализа З. Фрейда, исследований А. Фрейда, точек зрения Н. Агазаде, Е.Б. Молчановой, определения «Я-концепции» А.В. Захаровой и А.А. Елениной, гендерного аспекта, рассмотренного В.Н. Дружининой, возможно выявить причины возникновения предпосылок появления жестокости у детей.

Проведённые исследования российских авторов (И.В. Дубровина, ГВ. Грибанова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых А.Г Рузская, и др.) дают возможность для определения проблемы ранних сбоев эмоционального развития, причиной которых является отсутствие или недостаточность социального и эмоционального опыта. Нарушение схемы эмоциональной вовлеченности во взаимоотношения с окружающими меняет развитие всех сфер психики ребенка [11].

Таким образом, источником жестокости или проявления жестоких форм поведения выступают нарушения привязанности к взрослому, в частности к другому человеку. Заменить ребёнку родительскую любовь и заботу в условиях образовательной организации не представляется возможным. Вместе с тем в литературе [10] показано, что потребность воспитанников детского дома в заботе, эмоциональной поддержке, главное - в любви при внешней грубоватости не меньшее, а большее, чем у детей, воспитывающихся в семье.

Анализируя жестокость как одну из форм проявления девиации, отметим, что особого внимания заслуживают исследования зарубежных ученых: Р. Бэрон, А. Бассе, П. Брейн, Л. Берковиц, К. Бютнер, Д. Доллард, К. Лорэнц, Д. Ричардсон, Р. Селман, Э. Эриксон и др.

Рассматривая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения радите-лей как отдельную категорию, выделяется вопрос об их социализации, который наиболее ярко рассмотрен в работах Буянова М.И., Залыгиной И.А., Захарова А.И., Рыбинского Е.М., Смирновой Е.О. и др. По мнению Афзали М.А. и Васице-вой С.А., главной причиной возникновения эмоционального напряжения и отклоняющегося поведения можно считать депривацию [7].

По мнению В.С. Мухиной, основными причинами отклоняющегося поведения воспитанников детского дома выступает невозможность реализовать свои «потребность в признании и любви, что приводит к деформации детской личности» [6, с. 356]. Результатом искаженного опыта общения является то, что воспитанники детского дома в отношениях с другими людьми принимают агрессивно-негативную позицию [6].

Вследствие того, что психолого-педагогические условия, по мнению Иппо-литова Н., есть «совокупность целенаправленно сконструированных, взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей образовательной и материально-пространственной сред (мер воздействия), которые направлены на развитие личностного аспекта педагогической системы (то есть связаны с преобразованием конкретных характеристик личности)» [5, с. 10], основной нашей задачей является выявление и обоснование подобных мер воздействия, учитывающих условия организации (детского дома) [5].

Рассматривая этиологию понятия «условие», можно выявить следующее: условие есть обстоятельства, от которых зависит что-либо, и условия есть обстановка, в которой что-либо осуществляется [8]. Философия рассматривает «условие» как предмет (явление), относящийся к окружающим явлениям, процессам

Библиографический список

[13]. Следовательно, психолого-педагогические условия могут быть рассмотрены как качественная характеристика основных факторов, процессов и явлений среды с отражением основных требований к организации деятельности [1] и представлены в виде совокупности объективных возможностей, обстоятельств педагогического процесса, созданных и реализуемых в детском доме с определённой целью.

Рассмотрим психологические и педагогические аспекты создания условий формирования неприятия жестокости в условиях детского дома.

Психологический аспект есть исследование внутренних характеристик неприятия жестокости, моделирующее направленное воздействие на внутреннюю структуру личности воспитанника детского дома и тем самым достигающее формирование необходимых ценностей [14].

Педагогический аспект есть, прежде всего, связь между психологическим содержанием и факторами и механизмами, дающими возможность обеспечить необходимое развитие процессов, а также создающими потенциал для выявления и создания обстоятельств, необходимых для эффективного воздействия [2].

На основании вышеизложенного можно говорить о том, что психолого-педагогические условия - это определённые приёмы педагогического взаимодействия, связанные с мерами в учебно-воспитательном процессе, направленные на формирование субъектных свойств личности при учитывании психологических особенностей, продуктивных и эффективных способов и приемов деятельности в заданных условиях [12].

Согласно анализу исследований, проведённых Хазовой С.А., направленных на выявление психолого-педагогических условий, необходимых для решения определённых задач, выделено три группы:

«1) информационные (содержание образования; когнитивная основа педагогического процесса и др.),

2) технологические (формы, средства, методы, приемы, этапы, способы организации образовательной деятельности; процессуально-методическая основа педагогического процесса и др.),

3) личностные (поведение, деятельность, общение, личностные качества субъектов образовательного процесса; психологическая основа образовательного процесса и др.)» [13].

Под психолого-педагогическими условиями формирования неприятия жестокости в условиях детского дома мы понимаем процесс воспитания личности с помощью определённых педагогических средств, методов и форм организации воспитательно-образовательного процесса, конкретных способов педагогического взаимодействия, информационного содержания данного процесса, особенностей психологического микроклимата, обеспечивающих возможность целенаправленного педагогического воздействия на воспитанников детского дома [13].

Ещё А.М. Прихожин и Н.Н. Толстых в своих исследованиях установили то, что «в условиях детского дома развитие ребенка идет по «особому пути», формируются особые, специфичные черты личности, поведения, характера» [4]. Психологи полагают, что воспитанникам детских домов присуща, прежде всего, зависимость от взрослых. Поведенческие мотивации, характерные для них, од-носторонни и бедны.

По результатам исследования И.А. Зимней ясно, что развитие детей-сирот в детских домах отличается от детей, воспитывающихся в семьях, так как идёт развитие искажённого собственного «Я», отсутствует целеполагание, возможность или умение жить самостоятельно в обществе [3].

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что психолого-педагогические условия формирования неприятия жестокости у воспитанников детского дома -это сознательный и управляемый процесс развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы с обеспечением временной преемственности, позволяющей разделять мир сущего и мир должного, структурировать будущее как преодоление наличествующих условий, как мир ценностно обоснованных целей с учётом возрастных особенностей подросткового возраста и социальных и психологических явлений и процессов данного времени. Использование этого потенциала даёт возможность проведения профилактики детской жестокости с помощью выстраивания алгоритма действий, дающих возможность управлять развитием подростка.

Научная новизна статьи состоит в теоретическом обосновании особенностей организации психолого-педагогической деятельности детей детского дома.

Теоретическая значимость заключается в том, что обозначены теоретические аспекты психологических и педагогических условий, необходимых для формирования неприятия жестокости у воспитанников детского дома.

Практическая значимость состоит в определении направления работы педагогического коллектива детского дома по формированию неприятия жестокости у воспитанников.

1. Бехтенова Е.Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся (на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Новосибирск, 2006.

2. Ганин Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей. Available at: http://ito.edu.ru/2003/VII/VII-0-1673.html

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: ЛОГОС, 2001.

4. Ионкин П.А. Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома. Available at: http://ddn24.edu.27.ru/?page=13

5. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация. General andProfessional Education. 2012; № 1: 8 - 14.

6. Касьянова Г.П. Научно-теоретические аспекты изучения особенностей личностного развитиядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Ученые записки Орловскогогосударственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014; № 5: 356.

7. Психолого-педагогические аспектывоспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вусловиях интернатных учреждений: методические рекомендации. Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2018.

8. Настенкова А.И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность. Молодой ученый. 2013; № 1: 321 - 323. Available at: https://moluch.ru/ archive/48/5852/

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва: Русский язык, 1981.

10. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. Выявление случаев жестокого обращения. Кемерово, 2018. Available at: http://psychlib.ru/mgppu/PDs-1990/PDs-160. htm#$p1

11. Старкова Д.В. Особенности формирования личности воспитанника детского дома. Психология, социология и педагогика. 2013; № 12. Available at: http://psychology. snauka.ru/2013/12/2628

12. Федякова И.А. Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника. Available at: http://festival.1september.ru

13. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. 2010. Available at: https://monographies.ru/en/book/view?id=61

14. Хилько М.Е., Ткачёва М.С. Возрастная психология. Москва: Высшее образование, 2008.

References

1. Behtenova E.F. Usloviya formirovaniya proektnoj deyatel'nosti uchaschihsya (na materiale nacional'no-regional'nogo komponenta shkol'nogo istoricheskogo obrazovaniya). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2006.

2. Ganin E.A. Pedagogicheskie usloviya ispol'zovaniya sovremennyh informacionnyh ikommunikacionnyh tehnologij dlya samoobrazovaniya buduschih uchitelej. Available at: http:// ito.edu.ru/2003/VII/VII-0-1673.html

3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: LOGOS, 2001.

4. Ionkin P.A. Psihologicheskie osobennosti detej, vospityvayuschihsya v usloviyah detskogo doma. Available at: http://ddn24.edu.27.ru/?page=13

5. Ippolitova N., Sterhova N. Analiz ponyatiya «pedagogicheskie usloviya»: suschnost', klassifikaciya. General andProfessional Education. 2012; № 1: 8 - 14.

6. Kas'yanova G.P. Nauchno-teoreticheskie aspekty izucheniya osobennostej lichnostnogo razvitiyadetej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej // Uchenye zapiski Orlovskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2014; № 5: 356.

7. Psihologo-pedagogicheskie aspektyvospitaniya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej vusloviyah internatnyh uchrezhdenij: metodicheskie rekomendacii. Smolensk: GAU DPOS «SOIRO», 2018.

8. Nastenkova A.I. Problema socializacii vospitannikov detskogo doma: mif ili real'nost'. Molodojuchenyj. 2013; № 1: 321 - 323. Available at: https://moluch.ru/archive/48/5852/

9. Ozhegov S.I. Slovar'russkogoyazyka. Moskva: Russkij yazyk, 1981.

10. Prihozhan A.M., Tolstyh N.N. Detibez sem'i. Vyyavleniesluchaevzhestokogo obrascheniya. Kemerovo, 2018. Available at: http://psychlib.ru/mgppu/PDs-1990/PDs-160.htm#$p1

11. Starkova D.V. Osobennosti formirovaniya lichnosti vospitannika detskogo doma. Psihologiya, sociologiya i pedagogika. 2013; № 12. Available at: http://psychology.snauka. ru/2013/12/2628

12. Fedyakova I.A. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya sub'ektnyh svojstv lichnosti mladshego shkol'nika. Available at: http://festival.1september.ru

13. Hazova S.A. Kompetentnost' konkurentosposobnogo specialista po fizicheskoj kul'ture i sportu. 2010. Available at: https://monographies.ru/en/book/view?id=61

14. Hil'ko M.E., Tkacheva M.S. Vozrastnaya psihologiya. Moskva: Vysshee obrazovanie, 2008.

Статья поступила в редакцию 29.11.21

УДК 378

Chernyak T.G., postgraduate, Moscow University of Finance and Industry "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: svuo-v1@yandex.ru

METHODOIOGICAL SUPPORT OF PROJECTS DIRECTORS (ADVISERS) IN PREPARATION FOR TECHNICALLY-ORIENTED COMPETITIVE EVENTS. The

article considers ways of methodological support of projects directors (advisers) in preparation for competitive events of technical activities. The author highlights the main stages of preparation for competitive programs and defines their tasks, the advantage of a group project over an individual one. The connection between the use of interdisciplinary connections and the formation of meta-subject competencies in preparing a competitive project is noted. The important role of convergence in arranging a competitive project of improved quality and the relationship between the teacher's wish for self-development and development of a personality of his pupil are determined. Scientific and methodological support of teachers in preparation for competitive programs reveals original approaches to supporting project activities of children, stimulates pedagogical creativity and tendency for self-development in education. This contributes to training of a graduate as an individual, who is capable of making socially significant transformations in the world.

Key words: scientific and methodological support, convergence, competitive events, pedagogical experience, interdisciplinary connections, meta-subject competencies, collective project, individual project, reflexive work of teacher.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т.Г. Черняк, аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, E-mail: svuo-v1@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГОВ -РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОЕКТОВ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К КОНКУРСНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В статье рассмотрены условия методической поддержки педагогов по подготовке к конкурсным мероприятиям технической направленности. Автором выделены основные этапы подготовки к конкурсным программам и определены их задачи, преимущество группового проекта перед индивидуальным. Отмечена связь между использованием межпредметных связей и формированием метапредметных компетенций в ходе подготовки конкурсного проекта. Определены важная роль конвергенции в подготовке конкурсного проекта повышенного качества и зависимость между стремлением педагога к саморазвитию и развитием личности его воспитанника. Научно-методическое сопровождение педагогов по подготовке к конкурсным программам выявляет оригинальные подходы к сопровождению проектной деятельности детей, стимулирует педагогическое творчество и стремление к саморазвитию. Это способствует подготовке выпускника как индивида, способного производить общественно значимые преобразования в мире.

Ключевые слова: научно-методическое сопровождение, конкурсные мероприятия, педагогический опыт, межпредметные связи, метапредмет-ные компетенции, конвергенция, коллективный проект, индивидуальный проект.

Настоящий этап развития системы образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения. Развивается стандартизации образования. В этих условиях существенно возрастает роль научно-методического сопровождения педагогов и методической поддержки: комплекса взаимосвязанных, целенаправленных действий по оказанию всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствую-

щих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.

Цель исследования - рассмотреть дидактические возможности методической поддержки педагогов - руководителей проектов по вопросам развития научно-технического творчества у обучающихся при подготовке к конкурсным мероприятиям технической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.